Психологические портреты людей с различными типами акцентуаций характера: что это такое, виды и типы личности

Автор: | 16.10.2020

Содержание

Типы акцентуации или характеры героев (шпаргалка)

Решила перенести сюда на ЛитЭру интересную статью (собранную из нескольких источников) о типах личности и характерах. Возможно вы узнаете себя, или своих знакомых/родных. А может быть вам поможет эта шпаргалка при создании ваших геров…

Типы акцентуации, или характеры ваших героев 

Акцентуация – это выраженность какой либо черты характера, здесь она достигает предельной величины, и находится у крайней границы нормы. При этом отдельные черты характера чрезмерно усилены, и вследствие этого появляется избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных воздействий, причем к другим у него проявляется устойчивость. Автор теории акцентуации — психиатр К. Леонгард, он ввёл термин «акцентуированная личность». В дальнейшем, теория акцентуации была уточнена А. Е. Личко, так же он уточнил термин, заманив его на термин «акцентуация характера», поскольку, акцентуация характера, более обширное, подходящее скорее для психопатий. Исследования акцентуации были продолжены Ганушкиным, Леонардовым и легли в основу исследования личности с помощью тестов.

Типы акцентуации

Типы акцентуации сегодня, это хорошо проработанные и исследованные особенности характера. Зная свою акцентуацию, можно немного изменить свое поведение и характер, развивая стороны не характерные для представителей данной акцентуации, но совсем поменять природу человека невозможно.

Истероидный тип (в интернете некоторые психологи таких людей еще называют — «Атеншнвхора»)

Истероидный (демонстративный). Истероидный тип акцентуации характера, цель всей его деятельности привлечение внимания, отличается крайним эгоцентризмом, желанием внимания, признания, почитания, восхищения, удивления, минимум одобрения.

К истероиднму типу акцентуации личности относятся практически все артисты. Страх у них вызывает предстоящие чувство одиночества, они бояться также, что их не заметят, не похвалят. Они зачастую становятся кумирами в семье, страх для них возможное снятие с пьедестала, если у такого ребенка рождается младший брат или сестра, это переживается как настоящая трагедия. Чаще всего, именно такие дети решают избавиться от нового родственника.

Дети этого типа не переносят, когда при них хвалят других, или уделяют им внимание. Истероиды выделяются склонностью к суциидальности, но как правило имеет демонстративный характер, или они могут шантажировать этим своих близких. В порыве воодушевления и перед устремленными на них взорами, могут повести за собой остальных, и даже обнаружить безрассудную смелость. Но, проблема людей, с истероидной акцентуацией в том, что они быстро теряют интерес, перед неожиданными трудностями пасуют, а друзей и единомышленников могут легко предать, они всегда оказываются вожаками на некоторое непродолжительное время, лишенные обращенных на них взоров, немедленно лишаются задора.

В каждой ситуации, люди истероидной акцентуации ищут только внимания к своей персоне, и возможность проявить, выделить себя из толпы. Они готовы пожертвовать своей репутацией, семьей, друзьями и вообще всем — ради известности, славы. Они не хотят, и не могут оставаться одни, они всегда в центре внимания в большой компании.

Учитывая описание, думаю, что подобные личности вполне могут страдать нарциссизмом. 

Гипертимный

Гипертимный(конституционально-возбужденный)тип акцентуации, отличается очень большим желанием общения, такие люди терпеть не могут одиночества, шумлив, подвижен, имеет повышенную степень самостоятельности, склонность к озорству, у них всегда приподнятое настроение, у них рано проявляется тяга к лидерству, они стремиться командовать сверстниками и теми, кто послушается.

В детстве гипертимные очень подвижны, им недостает чувства дистанции в отношениях со взрослыми. А, чрезмерная опека, абсолютный контроль и жестокий диктат, в сочетании с неблагополучием семейных отношений, а также безнадзорность могут послужить основанием развития гипертимно — неустойчивой психопатии. Неудержимый интерес, людей гипертимного типа, ко всему что его окружает, в детстве часто приводит к его неприятностям, а в подростковом возрасте это приводит к неразборчивости в выборе знакомств. У людей гипертимного типа существует преувеличенная уверенность в себе, своих силах, это побуждает «показать себя», и предстать перед окружающими в выгодном свете, и даже прихвастнуть. Людей с гипертимным типом акцентуаций большинство, он самый распространённый.

Астено-невротический

Астеноневротический тип акцентуации отличается замкнутостью, повышенной утомляемостью, в частности от общения, тревожностью, повышенной раздражительностью, тревогой и беспокойством за свою судьбу.

У подростков этого типа уже с детства могут обнаруживаться признаки невропатии — плохой аппетит, пугливость, беспокойный сон и капризность, плаксивость, ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п. У представителей астеноневротического типа часто встречается склонность к ипохондрии. Нередко у них наблюдается зависимость дурного настроения от плохого самочувствия, а также они характеризуются плохим сном ночью и соответственно разбитость утром и сонливость днем. У людей с астеноневротической акцентуацией характера, часто возникает неврозы в виде неврастении.

Психостенический

Психостенический тип акцентуации характера отличается нерешительностью, склонность к нескончаемым рассуждениям, склонностью к самоанализу, и даже к копанию в себе, мнительностью пугливостью.

Психастенические дети отличаются робостью. Иногда даже в детве уже возникают навязчивые состояния, особенно фобии в частности — новых предметов, незнакомых людей, боязнь перед запертой дверью и темноты. В подростковом возрасте люди с психостенической акцентуацией, характеризуются нерешительностью и склонность к излишним рассуждениям, тревожной мнительность и увлечением самокопанием, у людей такого типа легко возникают обсессии — навязчивые страхи опасения мыслей, действий, ритуалов, представлений. Тревога психостенического типа адресована возможному, в будущем.

Например, тревога за мать, если она поздно возвращается, как бы она не попала под колеса транспорта, или не умерла, от какой-нибудь болезни, хотя для этого нет никаких предпосылок. Для защиты от постоянного чувства тревоги за будущее они специально для этих целей выдумывают приметы и ритуалы. У людей, психостенического типа акцентуации, легко возникают навязчивые состояния.

Шизоидный

Шизоидный тип акцентуации характера— отличается особой замкнутостью, необщительностью скрытностью, как бы отстраненностью и даже некоторым равнодушием к происходящему вокруг него, а вследствие этого неспособностью налаживать близкий эмоциональный контакт с окружающими, обладает обостренными чувствами того, как к нему относятся окружающие.

Детей шизоидов можно выявить раньше всех, с раннего возраста они любят играть одни, избегают шумных компаний, не тянется к сверстникам, часто держится около взрослых, характеризуется холодностью, особой сдержанностью. В подростковом возрасте отгораживания от сверстников еще более бросается в глаза. Часто, люди с шизоидным типом акцентуации, просто-напросто неспособны к общению с другими детьми своего возраста.

Часто шизоиды сами страдают от своей замкнутости и одиночества. Иногда они раскрываются, но чаще не полностью, чаще они открываются перед незнакомыми людьми. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость в подростковом возрасте делает затруднительным вступление в группу, а неподатливость коллективному влиянию и общей атмосфере, и неконформность возможность вхождения в группу делает практически невозможной, они не просто не хотят подчиниться ей. Реакции и увлечения у шизоидных подростков выражаются ярче, чем остальные специфичные поведенческие реакции этого возраста. Увлечения часто отличаются необычностью, силой и устойчивостью.

Сенситивный

Сенситивный тип акцентуации— характеризуется чрезмерно выраженной чувствительностью и впечатлительность, часто у них возникает чувство собственной неполноценности, также такой тип стеснителен, робок, и обидчив. С детства проявляются боязнь, пугливость, и даже трусоватость. А в школе испытывают страх перед скоплением сверстников, шумными компаниями, суматохой и драками на переменах, но, если он уже привык, даже страдая от некоторых одноклассников, переходить в другой класс они уже не хотят.

Люди с сенситивным типом акцентуации, часто пугаются различных экзаменов, проверок и контрольных. Частенько стесняются или бояться отвечать перед классом. В 16-19 проявляются 2 основных качества сенситивного типа, «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Для компенсации своего чувства неполноценности, такие подростки неосознанно выбирают реакцию гиперкомпенсации. Они находят самоутверждение именно в тех областях, где особо чувствуют свою неполноценность. В результате действия этой же реакции гиперкомпенсации в подростковом возрасте люди сенсетивного типа оказываются на общественных постах (например, старосты класса и т. п.). Подростки сенситивного типа акцентуации характера не отгораживаются от товарищей, но очень разборчивы в выборе друзей, отдают предпочтение близкому другу, чем большой компании, очень привязаны в дружбе и близких отношениях.

Эпилептоидный(возбудимый)

Эпилептоидный тип акцентуации обстоятелен, консервативен, педантичен и скрупулезен как в работе, так и в личной жизни. Имеет низкую быстроту мышления, эмоциональную инертность, склонность к периодам тоскливо-злобного настроения с накоплением раздражения и поиском объекта, на который можно было бы его выплеснуть.

Уже в раннем детстве такие дети могут подолгу, часами плакать и их невозможно утешить, отвлечь. Они отличаются частыми капризами, склонностью специально доводить окружающих, хмуростью озлобленностью.

У них могут рано выявиться садистические наклонности – они любят мучить животных, а также исподтишка измываться над младшими, слабыми, беспомощными, короче теми, которые не могут дать отпор. В компании детей они притязают на абсолютное лидерство, даже на роль повелителя, который устанавливает свои правила в играх и взаимоотношениях, диктующего всем и все.

У таких детей необычайная бережливость к своим вещам и игрушкам, а попытка покуситься на их собственность вызывают крайне злобную реакцию. В школе скрупулезность к мелочам в ведении тетрадей, и учебе, но повышенная аккуратность может превратиться в самоцель и полностью заслонить саму учебу. В подростковом возрасте эпилептоидам свойственна повышенная забота о своем здоровье, и «страх заразы» сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение постоянным партнерам. Для них характерна взрывчатость аффектов, которые не только сильные, но и продолжительные.

Лабильный (эмоционально-лабильный, реактивно-лабильный)

Лабильный тип акцентуации характера — можно охарактеризовать непостоянством натуры. Люди, с лабильным типом акцентуации, имеют чрезвычайно изменчивое настроение, которое может изменяться чересчур быстро и часто, даже от ничтожного повода. В детстве они не отличаются от сверстников, иногда у них появляется склонность к невротическим реакциям. Но, почти у всех лобильных детей, много инфекционных заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой.

Их настроение, характеризуется не только частыми и резкими переменами, но и их существенной глубиной. От настроения в данный конкретный момент времени у представителей этого типа зависит все: аппетит, сон, самочувствие, и трудоспособность, и желание побыть одному или пойти в шумное общество, в компанию. Они способны на глубокие чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. Главным образом это отражается на их отношениях к родным и близким, но только к тем, от кого они сами получают любовь, заботу и участие.

Привязанность к близким родственникам сохраняется, несмотря на частоту мимолетных ссор легкость и легкость их возникновения. В подростковом возрасте люди лабильного типа чутки к различным знакам внимания, похвалам, благодарности, и поощрениям, а порицание выговоры, и осуждение, глубоко переживаются и могут вторгнуть его в беспросветное уныние. Такие люди к лидерству не стремятся. Они тяжело выдерживают потерю или эмоциональное отвержение от знакомых лиц.

 

Инфантильно-зависимый

Инфантильно-зависимый(конформный) тип акцентуации. Люди, которые к нему относятся постоянно исполняют роль «вечного ребенка», они избегают ответственности за свои поступки, и предпочитают делегировать ее другим, если они совершили поступок, закончившийся неудачей, они все равно найдут крайнего, на кого бы эту неудачу можно свалить.

Человек, с этим типом акцентуации, постоянно готов подчиниться большинству, его отличает банальность, шаблонность, склонность к благонравию и консерватизму. Основная черта характера и является и их основной проблемой постоянная и излишняя конформность к непосредственному, привычному окружению, и в тоже время недоверчивость к незнакомым. Их главная особенность, и жизненное правило — думать «как все», поступать «как все», одеваться как все, иметь мебель как у всех, иметь увлечения они предпочитают также как у всех. Тоже относиться и с мировоззрению и суждениям.

Под «всеми» они подразумевают обычное близкое окружение. Они бояться, чем-нибудь выделиться. Конечно, в нормальном окружении — это хорошие люди и работники. Но, попав в плохую среду, благодаря своей конформности начинают одобрять и ее, и поступки окружающих, со временем они усваивают привычки и обычаи, манеру поведения, даже если это противоречит его предыдущим привычкам, и каким бы пагубным это ни было. Адаптация, у людей с инфантильно-зависимым типом акцентуации, происходит довольно тяжело, но когда она свершилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому, подростки с конформным типом акцентуации «за компанию» пристращаются к наркотикам и алкоголю, и могут быть втянутыми в групповые правонарушения.

Неустойчивый (безудержный)

Неустойчивый тип акцентуации, имеет постоянную тягу к положительным эмоциям, даже зависим от них, он хочет развлекаться, получению удовольствие, его отличает праздность, слабость, слабохарактерность, трусость, безделье, в особенности в учебе, работе и выполнении своих обязанностей, он особо не усердствует. Нет желания учиться работать, он прилагает усердие только при строгом контроле.

Люди с этим типом акцентуации отличаются тем, что имитируют только образы и модели поведения, сулящие незамедлительные наслаждение, постоянную смену легких впечатлений и развлечения. Свободно идут на мелкие преступления, чаще мелкие кражи, рано начинают курить и выпивать. Будучи подростками стремятся выйти из под опеки родителей, это связано все с теме же развлечениями сменой впечатлений. Учебу, люди с неустойчивым типом акцентуации легко забрасывают, а работают только в крайней необходимости. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения.

Они неспособны сами занять себя, поэтому, люди с неустойчивым типом акцентуации, скверно переносят одиночество и бояться его, рано тянутся к уличным подростковым группам и группировкам. Трусоватость и недостаточный уровень инициативы не дают им занять в них место лидера, они обычно становятся орудием таких групп. Увлечения у них практически целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, и азартными играми. Неустойчивых нужно постоянно контролировать, безнадзорность, попустительство, открывают возможность для праздности и безделья.

Циклоидный

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.

Конфо́рмный

Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

***

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация_акцентуаций , https://модные-слова.рф/1271-atenshnvhora-chto-znachit.html , https://модные-слова.рф/1271-atenshnvhora-chto-znachit.html

Буду очень благодарна любой информации (или ссылкам на другие источники), для дополнения или опровержения статьи.

(с) Эльвира Осетина

 

Какие бывают типы акцентуаций характера по Личко

Тип акцентуации Положительные черты Слабые места
Лабильный Богатая чувственная сфера. Потребность в эмпатии, знаках внимания, искренней дружбе. Общительность, добродушие, отзывчивость. Предпочтение общения со сверстниками или старшими по возрасту, выбор статуса опекаемого Чрезмерная аффективность: бурная непосредственная реакция на ситуацию, резкая смена настроения под влиянием внешней ситуации (даже самой незначительной), тяжелое переживание разлуки, утраты
Гипертимный Активность, изобретательность, находчивость, общительность. Способность ориентироваться в новых и меняющихся ситуациях. Подвижность, преобладание хорошего настроения Знание правил, но неспособность им следовать в полной мере. Неумение продумать последствия своих действий. Склонность к риску, участие в авантюрах, неразборчивость в выборе друзей. Поверхностность увлечений. Стремление похвастаться, завышенная самооценка. У детей непоседливость, проказы, плохая дисциплина
Сенситивный Ответственность, надежность, способность к сложным видам деятельности, требующим усидчивости и терпения. В общении предпочтение компании младше или старше. Послушание в детстве, нежное отношение к родителям Чрезмерная чувствительность как к радостным, так и к печальным событиям. Избегание активной деятельности, игр, больших компаний. Робость и стыдливость в незнакомом обществе, замкнутость, неумение заводить знакомства, трудности с адаптацией
Циклоидный (циклотимный) На фазе подъема много общих черт с гипертимным типом Смена настроения от хорошего до угнетенного с периодичностью от нескольких недель до соответствия времени года. На фазе спада высокая степень раздражительности, апатичность. Предпочтение одиночества общению. Тяжелые переживания даже незначительных неприятностей, неуспеха. Неприятие критики, замечаний
Шизоидный Надежность, немногословность, серьезность, постоянство интересов. Потребность в честности и искренности Замкнутость, отстраненность, демонстративное равнодушие к состоянию окружающих. Предпочтение одиночества, обитание в мире своих фантазий. Трудности в чувственной сфере, непонимание переживаний, неумение сочувствовать, проявлять эмоции. Проблемы в общении
Истероидный Активность, коммуникативность, увлеченность, упорство, инициативность, чувство юмора, разнообразные эмоции. Способность сопереживать Потребность в привлечении внимания, восхищении со стороны окружающих. Демонстративность, чрезмерная эмоциональность и театральность поведения, ревность, эгоцентризм, трусость. Инициативность в сочетании с неспособностью организовывать, выраженное стремление шокировать окружающих
Астено-невротический Дисциплинированность, аккуратность. Высокая степень эмоциональности, интеллект Быстрая утомляемость (особенно при умственной работе), склонность к ипохондрии, раздражительность в связи с усталостью. Повышенная возбудимость, горячность. Немотивированные вспышки недовольства и эмоциональные срывы
Психастенический Аккуратность, надежность, внимательность, рассудительность. Склонность к размышлениям, рефлексии, самоанализу. Настроение ровное. Способность критически оценивать ситуацию. Высокий уровень интеллекта Боязнь ответственности и совершения ошибки. Безапелляционность. Мелочность, самоуверенность, деспотичность. Склонность к навязчивым мыслям и идеям
Конформный Дружелюбие, стремление избежать конфликтов, дисциплинированность, постоянство, благонравие Отсутствие собственного мнения, безынициативность, неспособность к критической оценке. Склонность к подчинению, боязнь выделиться, стремление быть как все. Непереносимость кардинальных перемен, чрезмерная консервативность, ригидность, шаблонность, банальность
Эпилептоидный Аккуратность, принципиальность, внимательность, дисциплинированность, экономность Чрезмерная возбудимость, плаксивость, внутренняя напряженность, раздражительность. Инертность, перфекционизм, мелочность, ревность. Стремление к доминированию, властность, самолюбие. Периоды злобно-тоскливого настроения. Вспышки гнева, проявление жестокости, агрессивность
Неустойчивый Коммуникабельность, открытость, услужливость Склонность к безделью, лень, нежелание трудиться, выполнять поручения. Отсутствие жизненных целей, неприятие контроля. Склонность к зависимостям, слабая воля

Сообщение на тему: «Типы акцентуаций характера».

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

hello_html_1944aabe.gif

Факультет дополнительного профессионального образования

Сообщение

по дисциплине: «Специальная психология»

на тему «Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Хакимова Елена Ринатовна

г. Москва, 2016 г.

Основные типы акцентуаций характера. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.

Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. У них нет робости перед незнакомцами, и не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Главная черта – почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными стремлением окружающих подчинить их своей воле.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто — требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих тяготит, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность, в эти дни они становятся вялыми домоседами. Мелкие неудачи переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Жалуются на скуку.

Лабильные циклоиды — промежуточная форма между типичным циклоидным и лабильным типом. В «плохие» дни дурное настроение не сочетается с упадком сил или плохим самочувствием. Возможны короткие перемены настроения, вызванные какими-то событиями или известиями.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и резко от ничтожных и незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд способны погрузить в мрачное расположение духа.

Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях первые признаки возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к общению с незнакомыми.

Психастенический тип. В детстве, наряду с робостью, проявляется моторная неловкость, склонность крассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда начинаются фобии, т. е. боязнь новых людей и предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью. Критический период — первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями, ответственностью.

Шизоидный тип. С первых лет дети любят играть одни. Мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы, не по-детски сдержаны и холодны. В подростковом возрасте все черты заостряются. Бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Духовное одиночество мало тяготит подростка, он живет своими, необычными для других, интересами.

Эпилептоидный тип. Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается.

Истероидный тип. Главная черта — эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитается даже негодование в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этим. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, чтобы привлечь внимание.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие. Рано выявляется тяга к удовольствиям, развлечениям, безделью.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. Существует два рода сочетаний. Промежуточные типы обусловлены прежде всего генетическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. Амальгамные типы — это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов.

«Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

СООБЩЕНИЕ

по дисциплине: «Специальная психология»

по теме

«Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Воротникова Марина Игоревна

Москва -2017

Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

возбудимый;

аффективный;

неустойчивый;

тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника»

Акцентуация характера по А. Личко

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии). Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека. Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду. Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера. 

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами). Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей. Основные из них следующие:

  • характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;

  • те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «…при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание). В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера. Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные. Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт. Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные. У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера — в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты. Выраженность акцентуации может быть от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию. Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека — нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека. 

Гипертимический тип — Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип — Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип — Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Возбудимый тип — У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип- Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие. Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей. 

Педантичный тип — У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении. Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип — Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание. 

Эмотивный тип — Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями. 

Демонстративный тип- Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям. Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции. 

Экзальтированный типа — Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип — Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке. 

Конформный тип — Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы. Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.

Найдите тестовый материал для определения акцентуаций характера. Выберите наиболее подходящий вариант.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 88 вопросов. Помните, что в тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел вам в голову. Если вы отвечаете на поставленный вопрос «да» – поставьте рядом с его номером знак «+», если («нет») – знак «–».

1. У вас часто весёлое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слёзы в кино, театре, в беседе и пр.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, всё ли сделано правильно до тех пор, пока ещё раз не убедитесь в том, что всё сделано правильно?

5. В детстве вы были таким же отчаянным и смелым, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?

7. Являетесь ли вы центром внимания в коллективе, в компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-то оскорбит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?

15. Стремитесь ли вы считаться в числе лучших сотрудников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?

17. Стремитесь ли вы во всём и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стремитесь поправить их?

27. В детстве вы боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у вас беспричинно меняется настроение?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?

30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть совсем весёлым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?

34. Вы обычно высказываете своё мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятного ощущения?

36. Любите ли вы работу, где необходима высокая личная ответственность?

37. Склонны ли вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на ваш взгляд, несправедливо?

38. Вам трудно, страшно спускаться в тёмный подвал?

39. Предпочитаете ли вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого её качества?

40. Общительный ли вы человек?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?

46. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?

49. Преследуют ли вас неясная мысль о том, что с вами, вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать, выступать перед аудиторией?

52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас большая потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слёзы?

58. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня всё время крутятся у вас в голове?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?

60. Требуется ли вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что перед сном у вас хорошее настроение, а утром вы встаете мрачным?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя её другом?

70. Уходя из дому или ложась спать, вы проверяете погашен ли везде свет и заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменится ли ваше настроение при приёме алкоголя?

73. Раньше вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?

74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?

75. Часто ли вас тянет попутешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?

77. Легко ли вам удаётся поднять настроение подчиненных?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницы в вашей тетради, если в ней допускали помарки?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?

84. В весёлой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе вы скупы на слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Обработка результатов. Тест содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными К. Леонгардом типами акцентуированных личностей.

Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале и умножьте полученную сумму на соответствующий шкале коэффициент (полученное число будет равняться количеству баллов по шкале):

1. Циклотимный тип(сумму баллов умножить на 3):

«+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

2. Гипертимный тип(сумму баллов умножить на 3):

«+»:1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

3. Дистимический тип (сумму баллов умножить на 3):

«+»:9, 21, 43, 75, 87;и«»: 31, 53, 65.

4. Эмотивный, лабильный тип (сумму баллов умножить на 3):

«+»:3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; и «-»:25.

5. Демонстративный тип (сумму баллов умножить на 2):

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; и «-»: 51.

6. Неуравновешенный, возбудимый тип(сумму баллов умножить на 3):

«+»:8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

7. Застревающий, ригидный тип(сумму баллов умножить на 2):

«+»: 215, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; и «»:12, 46, 59.

8. Педантичный тип(сумму баллов умножить на 2):

«+»:4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; и «»:36.

9. Тревожно-боязливый тип(сумму баллов умножить на 3):

«+»:16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; и «»:5.

10. Аффективно-экзальтированный тип(сумму баллов умножить на 6):

«+»:10, 32, 54, 76.

Максимальная сумма баллов после умножения 24. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. В диапазоне от 10 до 12говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 12 баллов черта характера является акцентуированной.

Психологический портрет личности

У всех людей есть свой характер, темперамент и даже набор вредных привычек. От того, насколько вы умеете различать его черты в человеке, зависит, сможете ли вы легко с ним общаться, работать и находить общий язык.

Такой навык невероятно поможет каждому в жизни, но этому аспекту менеджеры уделяют особое внимание при приеме на работу. Как правило, в солидной организации есть должность «рекрутингового менеджера», которую занимает человек, который может составить социально-психологический портрет человека.Это помогает лидеру собрать в команду людей, которые составят сильную команду и смогут выполнить свою задачу максимально эффективно.

Ориентироваться в первую очередь необходимо на способность человека адаптироваться к различным жизненным ситуациям, именно этот фактор определяет формирование представления о психотипе личности. Обычно есть три основных типа людей. В первую группу входят те, кто сосредоточен на настоящем и легко адаптируется к новой ситуации.Такие люди обычно могут быстро принимать решения. Второй тип имеет ориентацию в прошлое и обычно действует в обычных границах запретов, разрешений, прав и обязанностей. Люди из этой категории прекрасно могут реализовать любые решения. Последний, третий тип, ориентирован в будущее и имеет неадекватное ситуативное поведение, такие личности плохо адаптированы к вертикали власти в коллективе. Как правило, эти люди выступают в роли генератора идей.

Анализируя психологический портрет человека, очень важно знать для начала самого себя, чтобы научиться различать свои черты лица.Умение определять темперамент, направленность личности, характер, отношение к разным ситуациям и жизненным целям, помогает определить поведение человека в напряженной ситуации и прогнозировать межличностные отношения, выявить деловые качества.

Несомненно, любой человек является человеком, однако можно выделить программные и основные свойства, определяющие его индивидуальные характеристики. К ним относятся: характер, темперамент, способности. Основные свойства помогают понять и раскрыть динамизм, эмоциональность, чувствительность, скорость реакции и активность человека.Свойства программирования позволяют определить интеллект, самосознание, направление.

Психологический портрет человека, как мозаика, состоит из огромного количества компонентов, которые образуют общую картину, позволяющую гораздо глубже понять человека.

В первую очередь стоит обратить внимание на темперамент. Каждый человек с присущей ему скоростью реагирует на разные события. Этот аспект проявляется в раннем возрасте, когда ребенок ходит в школу и общается со сверстниками.

Позже мы можем заметить, насколько по-разному мы реагируем на новости, как мы можем развлекаться, работать. Все эти различия означают только одно — у каждого из нас разный темперамент.

Рисуя перед психологическим портретом личность, можно понять, какой человек перед тобой, чего от него можно ожидать. Такие знания очень пригодятся в жизни. Однако, определив темперамент человека, нельзя увидеть трехмерную картинку, нужно увидеть другие составляющие, которые помогут определить психотип личности.

Характер человека — наиболее емкий аспект, включающий в себя набор личностных характеристик, имеющий устойчивые индивидуальные различия. Итак, психологический портрет человека основан на знании уникальных свойств персонажа. Он определяется, прежде всего, исходя из особенностей поведения и общения, а также деятельности человека.

Люди, как правило, обладают характерными чертами, которые можно разделить на 4 основные группы. Они выражают индивидуальное отношение к разным видам деятельности.Сюда входит личное отношение к работе (трудолюбие, инициативность, безответственность, склонность к рабочему распорядку, сознательность и т. Д.), Отношение к другим людям, обществу, коллективу (чуткость, замкнутость, общительность, черствость, отзывчивость, грубость, презрение), отношение к себе (гордость, скромность, самокритика, самомнение, высокомерие, тщеславие, эгоизм, обидчивость) и, в конце концов, отношение к вещам (бережливость, скупость, аккуратность, щедрость и т. д.).

Часто составление психологического портрета личности может включать в себя ряд дополнительных аспектов.Так, например, наука о физиогномике включает физиологические особенности внешности человека, которые дают понять, какие черты характера и темперамент свойственны данному индивиду, исходя из строения индивидуальных черт его лица.

,

Как сделать психологический портрет?

Следующие советы и описания психотипов помогут понять, как составить психологический портрет. У всех людей есть способность адаптироваться к определенным жизненным ситуациям, но каждый человек адаптируется по-своему. Кто-то, ориентированный на конкретные моменты, поэтому легко адаптируется к любой ситуации. Кто-то сосредоточен на прошлом и может действовать только в жестких рамках — разрешениях, запретах, правилах и обязанностях. Некоторые ориентированы на будущее с нестандартными ситуациями, поэтому они являются основными генераторами идей.

Познайте себя, других, определите собственный темперамент, направление личности, характер, важно уметь любому человеку. Это требуется для того, чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал и понять, как составлять психологический портрет человека. Подробно о методиках составления психологического портрета можно прочитать здесь.

Психологический портрет личности

Одна из черт личности — темперамент. Темперамент — благодаря ему люди настолько сильно отличаются друг от друга — одни медлительны и спокойны, другие быстры и подвижны.

Темперамент — это основа личности человека, в основе которой лежит строение человеческого тела, особенности его нервной системы, обмен веществ в организме. Особенности темперамента не подлежат изменению, они, как правило, передаются по наследству. Чтобы эффективно составить психологический портрет человека, необходимо разбираться в его особенностях. К каждому типу темперамента свой подход.

  • Sanguine — требует постоянного контроля и проверки.
  • Холерики — должны постоянно заниматься каким-то делом, иначе их деятельность будет обузой для других.
  • Флегматики — терпеть не могут, когда гонят, потому что привыкли рассчитывать только на свои силы, и обязательно доведут дело до конца.
  • Меланхолики — не терпят давления, криков, резких указаний, потому что ранимы и чувствительны. Здесь можно пройти тест на определение своего темперамента по современной методике.

Еще одна важная черта личности — характер.Характер — это устойчивые черты поведения человека. По структуре персонаж разделен на 4 группы, выражающие отношение личности к деятельности.

  • Работать.
  • Коллективу.
  • Мне.
  • К вещам.

Знание такой структуры также поможет в том, как составить свой психологический портрет. Формирование характера происходит на основе морально-волевых качеств личности.Принято выделять четыре типа персонажей:

  1. Демонстративный тип — сильно выражает эмоции и переживает их. Это артистичные натуры, которые публично разыгрывают свои чувства. Они хорошо понимают других людей, но все решения принимают импульсивно.
  2. Педантичный тип — антипод демонстративному типу. Они нерешительны и постоянно опасаются за свою жизнь. Решения требуют много времени.
  3. Заклинивающий тип. Он сдерживает свои негативные переживания, но также надолго подчеркивает свои успехи.Они смиренны и злопамятны, никогда не забывают своих обид.
  4. Захватывающий вид. Нормальное состояние для них — раздражительность и недовольство. Они не умеют себя контролировать и провоцируют конфликты.

В качестве функции вы можете выделить недоступность. Способность личности — это решение определенных задач. Они бывают двух типов: общие — их формирование происходит по мере развития интеллекта. В частности, это адаптация, гибкость ума, концентрация, внимательность, работоспособность.Особые способности — это то, что развивается для определенного вида деятельности. Но не стоит забывать и о других чертах личности, которые помогают составлять психологические портреты:

  • Направленность — это вектор, в котором направлена ​​деятельность человека — на общение, на себя, на задачи.
  • Интеллект — основа интеллекта, его ядро.
  • Эмоциональность — делится на эмоции и разум. Разум и воля, то, что подчиняется человеку, и эмоции могут возникнуть помимо его желаний.
  • Умение общаться — вербальное и невербальное общение.

Теперь вы знаете, как сделать психологический портрет любого человека. В будущем это поможет вам построить правильные отношения с окружающими вас людьми.

,

Определение акцентуаций характера у старшеклассников, Метод аутентификации акцентуации характера Э. Г. Эйдемиллера

Определение акцентуации характера у старшеклассников

Метод автоидентификации акцентов характера Э. Г. Эйдемиллера

Методика может быть использована для уточнения результатов диагностики типологии личности, оценки степени объективности индивида по отношению к собственному «Я».Для изучения потребуется 13 карточек с описанием характерологических типов. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых его персонаж наиболее полно и аналогично описан. Если испытуемый выбирает несколько карточек, они ранжируются в порядке предпочтения.

Карточка A

Я прирожденный пессимист, у меня всегда плохое настроение. Я воспринимаю мир как бы через черные очки: жизнь часто кажется мне бессмысленной, во всем я вижу только мрачные стороны.

Я не могу избавиться от ощущения, что что-то должно произойти. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому, что окружающие плохо ко мне относятся, смотрят на меня свысока. Я угрюмый, угрюмый, меня не все устраивает. Я все делаю медленно, медленно. Мои друзья говорят, что у меня грустное лицо, что меня огорчает. Я не способен на волевые усилия, я в отчаянии из-за трудностей. Особенно плохо себя чувствую утром, просыпаюсь с чувством слабости и скованности. Часто бывает запор.Моя жизнь — нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.

Карточка B

У меня всегда хорошее настроение, могу смело сказать о себе, что мой персонаж доброжелательный и открытый. Думаю, что я добрый, хотя бы охотно принимаю участие в судьбах своих друзей, которых, кстати, у меня немало. Я не молчу, мне приятно участвовать в разговоре. Я охотно помогаю людям, но поскольку я даю много обещаний, естественно, не все, что я могу сдержать.Я терпеть не могу утомительную, кропотливую работу, требующую усидчивости и терпения. На работе у меня так много дел, что я не успеваю все делать вовремя. Я заметил, что окружающие охотно слушают, а потом повторяют самые остроумные мои высказывания. Мне не нужно высмеивать оппонента. У меня часто возникают оригинальные идеи, но, признаюсь, я не люблю заставлять их работать. Я люблю девушек, мне сказали, что я галантный парень. Сколько людей я встречал, но могу сказать, что немногие из них поставили бы себя выше самих себя.Не люблю, когда мне противоречат, меня это начинает раздражать; а когда расстаюсь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, всех подряд оскорбляю. У меня отличный аппетит. В школе у ​​меня была репутация непослушного учителя, учителя считали меня зачинщиком всех шалостей, возможно, не без оснований. Кто видел мою мимику, умение подражать и копировать людей, всегда говорил, что я иду к актерам. Я легко терплю повседневные невзгоды, деньги на счету не храню, легко их ссужаю, легко залезаю в долги.

Карточка в

Пожалуй, главное в моем характере — это беспричинная смена периодов разных настроений: потом долго чувствую себя очень хорошо, у меня все получается, работа хорошая, сплю хорошо, аппетит прекрасный, я часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если со мной какие-то неприятности, то я легко переношу их в этот период. Однако совершенно непонятное мне настроение ухудшается, иногда надолго — на недели, даже месяцы.Мне все становится безразлично, меня в этот период тошнит, скучно, я перестаю верить в себя. Иногда возникает страх, что со мной что-то может случиться. От встреч с трудностями, неприятностями впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с чувством слабости, плохо ем. Я не хочу встречаться с людьми, меня раздражает их общество. Я хочу лечь в постель и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего и плохого настроения часто случаются либо весной, либо осенью.

Карта G

По натуре я веселый человек, открытый, добродушный, но малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, враждебный взгляд и т. Д.) Омрачает меня, глубоко угнетает, но ненадолго. Любые интересные новости, теплое участие помогают мне вернуть былое настроение. В течение дня мое настроение может меняться по разным причинам. Даже непонятно, почему вдруг стало так грустно, хотя до этого было хорошо, было весело. Я очень вдохновляющая и робкая, это мой характер — немного по-детски, слишком нежно.В мои ощущения особо не верят, считают слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные неприятности, даже незначительные, тяжело переносятся.

Карточка D

Я часто чувствую себя вялым, усталым. Мое настроение обычно подавленное. Я неохотно подчиняюсь одним людям, другие могут мне командовать. Мне очень сложно сосредоточиться, выполнять работу, связанную с длительными усилиями и стрессом, в таких случаях возникает чувство усталости, сонливости.Очень переживаю за собственное здоровье, часто боюсь, что заболела какой-то болезнью. То меня беспокоят колющие боли в области сердца, головная боль. У меня не очень хороший аппетит. Я плохо сплю, долго не могу спать, иногда даже хочется принять снотворное, часто вижу кошмары. Часто сон не приносит освежения. С утра вялый и сонный, но к вечеру состояние улучшается — не согласен. Иногда мне тяжело сдерживаться, я раздражаюсь по малейшему поводу, кричу, даже плачу.С трудом привыкаю к ​​новому коллективу. Аккуратной меня не назовешь, меня часто упрекают в том, что мои вещи в беспорядке.

Электронная карта

Пожалуй, обо мне будет правильно сказать, что я человек робкий, застенчивый, впечатлительный, трусливый. Я очень страдаю, если со мной грубо обращаются, не могу дать отпор, постоять за себя. Человеческое общество меня утомляет, заставляет искать уединения. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Я не переношу вида крови, меня тошнит при виде нечистоты.Не терплю горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: лучше уступлю. Я не теряю чувства неполноценности. Мне часто кажется, что окружающие меня осуждают. У меня обычно плохое настроение. Меня очень мучает ощущение, что я не такой, как все, я крайне неуверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. Появляясь в большом обществе, стесняюсь, чувствую себя неуютно, краснею, начинаю заикаться. Мой сон беспокойный, тревожный, полный кошмарных снов.

Карточка J

Основные черты моего характера — крайняя нерешительность, робость, постоянная склонность к сомнениям. Для меня самое сложное — принять решение. Решившись на что-то, начав действовать, я постоянно сомневаюсь: делаю ли я это или делаю то, что хочу; Мои вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Я люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боится за мой он

.

Применение методики составления психологического портрета в исследовании NOF

При расследовании необъяснимых фактов (NOF) исследователь должен оценить свойства отдельных свидетелей (и / или потерпевших). Для этих целей брошен психологический портрет человека. Он позволяет по внешнему виду, скорости речи, тона и т. Д. Получить общее представление о человеке. Возможна и обратная ситуация.
Рассмотрим, что такое психологический портрет, его основные функции и принципы рисования.

Психологический портрет как метод, основные принципы и цель

Следует различать понятия психологического портрета личности и психологического профиля личности. Первый — это качественное описание свойств человека, а второй — его количественное и графическое отображение.
Методику составления психологического портрета используют судебно-медицинские эксперты [1], работодатели, психологи, ученые, а также частные лица для самопознания.
Обычно используемый набор тестов, который посредством тестирования на месте, удаленного или заочного тестирования выявляет основные черты человека.
На основе оценки личностных качеств можно составить профиль, состоящий из следующих компонентов [2]:

  • темперамент;
  • персонаж;
  • способность;
  • Ориентация
  • ;
  • интеллект;
  • эмоция;
  • волевых качеств;
  • умение общаться;
  • Самооценка
  • ;
  • уровень самоконтроля;
  • групповое взаимодействие способностей.

Компоненты и их количество могут различаться в зависимости от метода. В качестве примера довольно часто используют университеты, предприятия, компании для исследований, подбора персонала и т. Д. — 16pf Cattell, основанный на гипотезе о том, что люди описывают себя и друг друга, используя 16 различных независимых друг от друга факторов. [5]
Мы используем анкеты для диагностики психических состояний и другие методы исследования личности. [3]
Также некоторые исследователи оценки эмоционального психоза человека используют методы соционики, которая делит всех людей на 16 типов личности и описывает их поведение и реакции.[4]
Подумайте, как вышеизложенная информация может быть применена к расследованию NOF.

Психологический портрет в исследовании NOF

Необъяснимые явления — область достаточно специфическая, которая имеет определенные психологические реакции и состояния. Например, в зависимости от отношения к необъяснимому, психологической готовности и необъяснимого фактора реакция свидетеля может быть разной, но в любом случае это будет стресс. С помощью психологического портрета описать индивидуальные свойства очевидца, присущие человеку на данном этапе жизни: эмоциональность, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие качества и оценить достоверность очевидца, скорректировать метод дальнейших этапов опроса, чтобы выявить основные детали факта.Можно очень много сказать о личности свидетеля, как он описывает NOF, какие обороты используются во фразе, чем эта история отличается от его обычной речи и т. Д. Это верно как для устного выступления, так и для письма.
Методы определения основных свойств личности могут понадобиться исследователю, за который отвечает:

  • оценить степень доверия к показаниям свидетеля или вещественным доказательствам
  • Выявление умышленной лжи, фальсификации или имитации
  • Разработка методики опроса конкретных очевидцев
  • формирование общей картины факта
  • идентификация общих свидетелей или жертв NOF

Для оценки личностных качеств и эмоционального состояния вы можете:

  • после прохождения свидетелем серии тестов при личном опросе
  • на основе анализа полученных от свидетелей вещественных доказательств и описания произошедшего факт
  • путем оценки экспертной внешности свидетеля, особенностей поведения и других внешних проявлений и характеристик, полученных из окружающей среды свидетеля

Более подробную информацию можно получить только в результате анализа результатов вышеизложенного.
При опросе свидетеля используется специально разработанная форма «OIS 3.1». Он состоит из 5 блоков, позволяющих получить всю необходимую информацию о свидетеле, и может быть заполнен лично или исследователем, который задает зондирующие вопросы. В целях повышения качества опроса разрешить полное содержание формы мы не будем, а будем рассматривать только в целом.
Блоки «ОИС 3.1»:

  • Анкета личная (раскрывающая особенности личности человека на данном этапе его жизни: характер, темперамент, межличностные отношения, мотивационно-эмоциональная сфера)
  • диагностика эмоционального состояния на момент опроса (вспоминая происшествие)
  • оценка осведомленности о необъяснимых фактах
  • бесплатная история (свидетель может рассказать о ключевых, по его мнению, основных моментах события, о том, как на него повлияло то, что он изменился, и т. Д.)
  • заметок исследователя, проводившего опрос

Использование данной анкеты вместе с общепринятой тактикой опроса свидетелей позволит получить гораздо больше информации для последующего анализа результатов опроса.

Перевод «Яндекс.Переводчик»

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *