Адлер психолог: Индивидуальная психология Альфреда Адлера 💡 Психология – Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Автор: | 28.01.2020

Содержание

Индивидуальная психология Альфреда Адлера 💡 Психология

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.


Содержание:


Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал  к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Стремление к превосходству (самоутверждению) — это стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.

Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.

Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

 Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Альфред Адлер — Психологос

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».
  • Вводное занятие Университета

Частный детский психолог, психолог для всей семьи в Адлере

Меня зовут  Авшалом  Елена  Юрьевна , я — профессиональный психолог-консультант  в  г.Адлер. Окончила факультет психологии в Московском гуманитарном институте им. Дашковой, курс клинической психологии в Московском государственном психолого-педагогическом университете, прошла повышение квалификации в ГУ Центр экстренной психологической помощи населению МЧС России и множество тренингов по различным направлениям психологии. Полученное мною прежде, педагогическое и медицинское образование значительно расширяет возможности работы с проблемами.

  

Психолог в Адлере, Семейный психолог в Адлере. Детский психолог в Адлере.

Мой кабинет психолога в Адлере  оснащён аудио-программами для релаксации , сенсорным освещением, юнгианской песочницей , проектором для просмотра фильмов, компьютерными диагностиками для всех возрастов, различными настольными и коррекционно- развивающими играми.

В современном мире человеку приходится нелегко, борясь с ежедневным стрессом, соблазнами, преодолевая трудности, мы забываем о самом главном — гармонии с собой. Более 15 лет я помогаю людям обрести душевное равновесие, превозмочь панические атаки, наладить отношения с родителями, избавиться от страхов, сохранить семью и ощутить новое счастье — ЖИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Научный сотрудник Центра практической психологии образования ГБОУ ВО «Академия социального управления».

Имеет педагогическое, медицинское и психологическое образование (факультет психологии Московского гуманитарного института им. Дашковой, курс клинической психологии в Московском государственном психолого-педагогическом университете, повышение квалификации в Центре экстренной психологической помощи населению МЧС России, Академии социального управления). Кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной Академии Образования. Опыт работы в области психологии с 2002 года.

Сфера профессиональных интересов: психологическая помощь в кризисных ситуациях, психологическое консультирование по вопросам выбора профессии, воспитания, обучения и развития детей и подростков, детско-родительские и семейные отношения.

Автор программ повышения квалификации для специалистов системы образования по темам «Профилактика суицидального поведения детей и подростков» и «Технологии профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ».

Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной

Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца. Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118]. В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.

В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов. Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками. В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.

Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью. В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].

Основные понятия индивидуальной психологии Адлера

Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

Основные принципы теории А. Адлера следующие:

  1. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
  2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.

Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества.» Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.

Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]

Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.

Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес — в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком»

Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной

Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальныеи статусные.Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) — во многих случаях не столько проявление силы, сколько симптом слабости.«Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».

Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.

Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» — лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]

А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка. Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.[5, 87]

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

Говоря о невротических проявлениях у людей А. Адлер писал «Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру». Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям».

Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням. В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Новейшие достижения Альфреда Адлера

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141]. Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.

Список литературы:
  1. Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

Автор: Попова Юлия, практикующий военный психолог.

Публикуется в авторской редакции


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Альфред Адлер (7 февраля 1870

Альфред Адлер (нем. Alfred Adler) родился 7 февраля 1870 года в Вене. В детстве он несколько раз был близок к смерти. А когда Альфреду было всего 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Дважды Адлер едва не был убит в уличных драках, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией, и его едва спасли. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 1888 году он поступил в Венский университет на отделение медицины, который окончил в 1895 году. Начав практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии.

Поначалу Адлер примыкал к сторонникам Фрейда, а затем основал собственную школу. Хотя он фактически не был учеником Фрейда, его объединяет с ним тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике.


В работе «О неполноценности органов» (1907) Адлер формулирует концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется им как универсальный механизм психической деятельности.

В основе всей человеческой деятельности Адлер усматривал стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают уникальный «жизненный стиль». Но сама неполноценность личности выявляется только в отношении к среде. Таким образом Адлер делает вывод о том, что личность по своему формированию социальна.

Ряд сторон системы Адлера развивался также и другими психологическими школами: гештальтпсихологией – тезис о примате целого над отдельными психическими элементами, принцип компенсации – у немецкого экзистенциалиста К.Ясперса, идея достижения «здорового общества» с помощью терапии – «социальными фрейдистами» Э.Фроммом и К.Хорни.

С 1910 года Адлер занимал пост президента Венского психоаналитического общества, а в годы Первой мировой войны возглавлял военный госпиталь в Вене. В 1919 году при поддержке австрийского правительства он создал первую детскую реабилитационную клинику, а через несколько лет подобных клиник в Вене было уже около тридцати, где работали его ученики. Деятельность Адлера получила международную известность, и вскоре такие клиники появились и в других странах.

В 1926 году психолог получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке и с тех пор много времени уделял преподавательской работе, не забывая и про пациентов. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада.

28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, Альфред Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Альфред Адлер, психолог, психиатр

Годы жизни: 1870-1937

Альфреда Адлера многие считают учеником Зигмунда Фрейда. Даже Юнг в одном из своих писем называл его именно так. В реальности же Адлер еще до знакомства с «отцом психоанализа» сформировал собственные идеи, которые со временем стали основой системы индивидуальной психологии и пошли вразрез с идеями Фрейда.

Альфред Адлер родился в Вене, в большой и небогатой еврейской семье. У мальчика было слабое здоровье, и ему было трудно учиться в школе. Но известно, что он упорно старался преодолеть свои слабости, как физические, так и трудности в обучении. Он много времени проводил, играя на улице с другими детьми, которые поддерживали его и помогали. Возможно, этот детский опыт отчасти повлиял на его психологические теории о важности социального компонента в развитии личности. Врачом же Адлер решил стать, когда в возрасте 5 лет едва не умер от тяжелой пневмонии. Семейный врач сообщил родителям, что не сможет спасти мальчика, но, к счастью, нашелся другой врач, который смог победить болезнь.

Получив медицинское образование в Венском университете, Адлер не забывал о саморазвитии в других областях. Он изучал литературу и философию, читал труды по психологии. После окончания университета он какое-то время работал офтальмологом, затем врачом общего направления. Все это время он продолжал интересоваться психологией и функциями нервной системы. Неудивительно, что в итоге он стал все больше и больше внимания уделять направлениям психиатрии и неврологии.

Интерес к этим областям позволил Адлеру познакомиться с Зигмундом Фрейдом, у которого в 1901 году вышла книга «Толкование сновидений». Сам Фрейд считал это главным трудом своей жизни. Книга не вызвала бурного энтузиазма у психологического сообщества, но сторонники у теории Фрейда все же нашлись.

Адлер выступал в защиту этой работы, и Фрейд, тронутый его активным участием, пригласил Адлера в дискуссионную группу по психоанализу. Фрейд писал Юнгу, что считает Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», хотя и не разделял новаторских идей молодого врача. Сам Адлер тоже не был согласен с теорией Фрейда о том, что все психологические проблемы вызваны подавленной сексуальностью.

Он развивал свою теорию, согласно которой характер человека формируется под влиянием социальных факторов, а сам человек стремится реализовать потребность в самоутверждении и превосходстве над другими, компенсируя так называемый комплекс неполноценности. Этот термин, который в современном мире используется на каждом шагу, ввел в обращение именно Альфред Адлер.

В 1907 году вышла книга Адлера «Исследование неполноценности органов». Описанные в ней теории формирования психики Фрейд воспринял в штыки. После этого отношения между двумя врачами продолжали накаляться. В 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического сообщества, а через год после этого Фрейд публично раскритиковал его подход. Адлер добровольно покинул свою должность и вместе со сторонниками сформировал «Общество свободных психоаналитических исследований», которое затем переименовали в «Ассоциацию индивидуальной психологии».

Раскол в психоаналитическом сообществе был неизбежен, но многие из участников этого процесса воспринимали его тяжело. Фрейд был крайне расстроен ссорой с Адлером, о чем свидетельствуют его письма Юнгу. При этом он называл новое общество психоаналитиков не иначе как «бандой Адлера» и запрещал членам Венского психоаналитического сообщества общаться с ними.

После «разрыва» с Фрейдом Адлер продолжал вести активную профессиональную жизнь. Он изложил основные концепции индивидуальной психологии в работе «О нервном характере» (1912 г.), начал выпускать «Журнал индивидуальной психологии», работал военным врачом во время Первой мировой войны.

После войны, в 1919 году, он создал первую детскую реабилитационную клинику. В течение нескольких лет он развивал это направление, и через несколько лет в Вене работало уже несколько десятков подобных учреждений. В каждом из них был врач, психолог и социальный работник. Это был не просто успех. Это был огромный вклад в развитие медицины. Примеру Адлера последовали в Германии, Голландии и США.

В конце 1920-х годов Адлер принял приглашение читать лекции в США, стал сотрудником Колумбийского университета. С 1932 года постоянно проживал в США, много преподавал в разных учебных заведениях. В 1937 году его пригласили прочитать лекции в Шотландии. 67-летний Адлер приехал в шотландский Абердин, но 28 мая скоропостижно скончался от сердечного приступа. Его могила находится в Абердине.

Альфред Адлер | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Альфред Адлер был венским врачом, который оказал большое влияние на теории о человеческом уме. Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, они являются основателями того, что мы знаем как «глубокая психология».

Адлер родился в Вене, Австрия, 7 февраля 1870 года. Он был вторым из шести детей. Его отец был еврейским торговцем зерном, а мать — домохозяйкой. Детство провел в пригороде австрийской столицы. Его здоровье было очень хрупким, отчасти потому, что он страдал от рахита, а отчасти потому, что однажды его сбила машина.

Один из его братьев умер от дифтерии, когда Адлеру было всего 4 года. Несмотря на то, что они спали на одной кровати, Адлер не заболел этой болезнью. Однако в 5 лет он заболел тяжелой пневмонией, которая поражала его всю оставшуюся жизнь. Именно тогда он решил стать врачом. В остальном он был нормальным ребенком, очень экстравертным и игривым. У него не было особой склонности к учебе, но он был очень конкурентоспособным.

Адлер получил медицинскую степень в Венском университете в 1895 году. Именно тогда он начал работать офтальмологом. У него были контакты с людьми с нарушениями зрения, и там он начал формировать свои представления о человеческом уме. Позже он переключился на общую медицину. В своей общей практике он видел пациентов из цирка. Этот опыт повлиял на его представления о неполноценности и превосходстве, которые он развил позже. После этого он также работал неврологом, а затем психиатром.

Встреча Альфреда Адлера и Фрейда

Благодаря своей медицинской практике Альфред Адлер начал интересоваться феноменами человеческого разума. Не имея четкой цели, молодой венский врач начал собирать материалы о физических и психических последствиях инвалидности или органических ограничений. В 1902 году он встретил Зигмунда Фрейда и был заинтригован его идеями.

Сам Фрейд пригласил Адлера быть частью его внутреннего круга. Альфред Адлер начал участвовать в знаменитых собраниях в доме Фрейда. Сначала они называли его «Обществом психологии», а затем его назвали «Венское психоаналитическое общество». В 1904 году Адлер впервые выразил свое несогласие с теорией Фрейда. Однако он остался частью психоаналитического общества, потому что его наставник прямо попросил его об этом.

В 1910 году он начал редактировать журнал «Психоанализ» вместе с Фрейдом и Стекелом. Адлер был директором издания. Напряжение в теории Фрейда усилилось, и в августе 1911 года Адлер решил окончательно отделить себя от традиционного психоанализа. Он объявил об этом в редакции журнала, которую он направил.

Разногласия Адлера с классической психоаналитической теорией

Альфред Адлер поделился многими гипотезами с Зигмундом Фрейдом. На самом деле, он никогда полностью не отделял себя от них. Тем не менее, он также имел серьезные сомнения относительно некоторых вещей, на которых сосредоточился отец психоанализа. По сути, Адлер не согласился с Фрейдом в двух основных моментах:

  1. Адлер не верил, что основным регулятором человеческого поведения является сексуальность.
  2. Он не верил в абсолютный детерминизм бессознательного.

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что основной движущей силой человека является сила воли, а не сексуальный инстинкт. Философия Ницше сильно повлияла на философию Адлера. Он считал, что сила воли человека так же важна, как сексуальное влечение. Он утверждал, что разочарование сменилось комплексом неполноценности. Это, в свою очередь, стало хорошей средой для различных психологических расстройств.

В то же время Альфред Адлер отверг идею о том, что наши первые переживания остаются в бессознательном и определяют нашу умственную жизнь. Напротив, он придавал огромное значение способности человека определять направление и смысл своей жизни здесь и сейчас.

Основой теории Адлера послужили его наблюдения за пациентами. Многие из них имели долгую историю физических ограничений. Он обнаружил, что некоторые люди превратили этот опыт в мотивацию для разработки оригинальных способов компенсации своих ограничений. Другие, однако, позволили своим разочарованиям утяжелить их и не могли двигаться вперед. Основываясь на этих наблюдениях, Адлер придавал большое значение человеческой воле для преодоления трудностей. 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

В 1911 году Адлер основал Общество свободных психоаналитических исследований. В 1912 году он изменил название на Общество индивидуальной психологии. Название «индивидуальная психология» может показаться противоречивым, учитывая, что Адлер считал, что социальные факторы и окружение были важны для благополучия человека. Адлер ввел термин «индивид», потому что считал, что сильное социальное влияние оказывает различное влияние на каждого человека.

Одной из первых концепций, предложенных Адлером, была концепция «компенсации». Она была основана на модели «конституциональной патологии» и утверждала, что организм автоматически компенсирует любую органическую недостаточность. Эта компенсация начинается в уме, а затем переводится в тело. Как офтальмолог он заметил, что многие пациенты с серьезными проблемами со зрением были отличными читателями.

По словам Адлера, главной движущей силой каждого человека является сила воли. Однако, когда этому препятствию мешают, именно тогда возникает то, что он назвал «комплексом неполноценности». Это невротическое чувство неспособности или некомпетентности, вытекающее из опыта и окружения. Чтобы компенсировать это состояние, человек развивает «комплекс превосходства». Это включает в себя непропорционально высокое восприятие и желания самого себя.

В этих случаях процесс компенсации приводит к двум доступным вариантам. Во-первых, человек компенсирует свое чувство неполноценности, развивая новый потенциал. Другой заключается в том, что индивид попадает в ловушку чувства неполноценности и развивает нездоровый комплекс превосходства. Это приводит их к цинизму, разочарованию, равнодушию и даже преступности.

Наследие Альфреда Адлера

Наследие Альфреда Адлера имело важное влияние в течение его времени. Он был популярен не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. Там он был успешным оратором и даже приглашенным профессором в престижных университетах. Все это несмотря на то, что его книги и идеи были запрещены на его родине и во многих местах в Европе во время расцвета нацистов.

Акцент на индивидуальной воле и способности индивида изменять свою судьбу оказал большое влияние на последующие школы мысли. Это включает в себя гуманистическая психология, Эриха Фромма Социальный психоанализ и Виктора Франкла логотерапии. Кроме того, в психологии самопомощи часто используются многие его теории.

Основные принципы индивидуальной психологии были изложены в его книге «Невротический характер», опубликованной в 1912 году. Другими работами, которые определяют его наследие, являются Практика и теория индивидуальной психологии (1920), Знание человека(1926), Понимание человеческой природы (1928-1930), Образование детей, Наука о жизни (1957) и превосходство и общественный интерес(1965 года).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о