Этапы восприятия в психологии: 🕮 Глава 8. Восприятие, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 9. Читать онлайн pdf, Скачать – Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Автор: | 22.12.2020

Доклад «Восприятие как психический процесс»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра педагогики и психологии

профессионального образования

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Восприятие как психический процесс».

студентки 1 курса группы 111

направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Института дополнительного профессионального образования

Шихановой Валентины Михайловны

Руководитель: ________________________ Е. С. Гринина

Зав. кафедрой

К.пед.н.,доцент : _________________________ В.А. Ширяев

2018 г.

Содержание

Введение

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Вопросы изучения восприятия как психологического процесса актуальны и в наше время. Многие ученые занимаются изучением процесса восприятия.

Основная часть

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

 Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. 

Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

II. Фазы восприятия

 Результат восприятия – психический образ объекта.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих 

перцептивных фаз:

1.Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия.

По модальности:

— осязательное

— зрительное

— слуховое и т.д. …

По форме движения материи:

— восприятие времени

— восприятие пространства

— восприятие движения

Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]

hello_html_693b7e06.png

Рассмотрим некоторые виды восприятия:

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

2. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление материального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.

3.Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).

IV. Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: 

предметность, целостность, структурность, константность, осмыслен-ность,  избирательность.

 Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Другим свойством восприятия является целостностьВ отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями

Следующим свойством восприятия является константность.

 Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изображения, как если бы он находился рядом.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. 

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность. 

Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

V. Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо найти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое.

 То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Подтверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Ваза Рубина

hello_html_58a42c49.png

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако, существуют случаи, когда восприятие искажено : когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы — в этом случае речь идет о двусмысленных картинках, которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

 Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

hello_html_63d0c00f.png

Заключение

Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Используемые источники

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ананьев,

Б. Г. М.: Наука, 2017. 592 с.

2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Ананьев,

Б. Г. М.: Просвещение, 2014. 324 с.

3. Веккер, Л. М. Психические процессы / Веккер, Л. М. Л.:

Издательство ЛГУ, 2004. 423 с.

4. Ветер, Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / 

Ветер, Л. А.  М.: Просвещение, 2009. 432 с.

Этапы восприятия информации человеком в процессе познания — КиберПедия

 

Согласно взглядам Ж.Пиаже [86], любая информация в ходе восприятия неизбежно проходит 4 этапа (см. схему 17).               

Рассматривая ребёнка, подростка, молодого, пожилого человека в их взаимодействии с информацией, мы без труда обнаруживаем эти 4 этапа. Однажды мы задали вопрос простой крестьянке: «Как вы мыслите?» На что получили чёткий ответ по схеме Ж.Пиаже: «Сначала я чувствую жажду (I этап), затем представляю чайник (II этап), потом представляю, какой чай я хочу пить, из какой чашки и сколько (III этап), а потом говорю: “Давайте сделаем чай!”» (IV этап).

В процессе восприятия информации базовым этапом является I – сенсорно-моторный (чувственный). Тело, с этой точки зрения, является вместилищем многих каналов восприятия информации. Слух, зрение, осязание, обоняние, вкус называются как 5 основных сенсорных каналов, легко фиксируемых и выразимых на человеческом языке.

Однако не все понимают волновой механизм восприятия. На современном этапе развития науки и практики знание ритмодинамических процессов в информационной сфере неизбежно.

Опираясь на новейшие исследования волновой природы познания, можно уверенно говорить о теле как о биологической антенне, своеобразном и всеобъемлющем природном локаторе, задачей которого является восприятие бесконечных спектров волн, исходящих из различных частотных диапазонов Вселенной. В этой ежедневной работе, совершаемой человеческим телом, есть изведанные и неизведанные нами возможности. Последние обобщённо называются интуицией. Известны попытки определить, что же это такое. В исследованиях В. Бинге встречаем: «Интуиция – один из видов психофизической работы». В физических исследованиях В.А. Фролова (ЭНИЦ, г. Пущино) число каналов восприятия значительно превосходит указанные 5 сенсорных каналов. Известный физик академик РАЕН И.М. Дмитриевский [30] определяет интуитивное восприятие информации как магнитно-резонансный механизм. Известно, что мозг человека принимает сигналы опосредованно, т. е. через механизмы тела. 

Здесь мы отметили лишь основные направления поисков и зафиксировали общий взгляд на человеческое тело как приёмник информационных сигналов. Возвращаясь к схеме Ж. Пиаже, мы обнаруживаем, что

I этап восприятия имеет дело с телом человека, которое принимает сигналы и по природным каналам (слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные и др.) осуществляет доставку информационных сигналов к мозгу. На входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические (электрические импульсы).



На II этапе (по Пиаже) мозг человека формирует символьные аналоги воспринятого, отображая информацию на языке образов. Эти сигналы, воспринятые мозгом, мы называем мыслеобразами. Они создаются по принципу аналогий и воспринимаются нами как голографические модели объективной и субъективной реальности со всеми их свойствами. Надо отчётливо понимать, что создаются две модели одновременно. В правом полушарии – образно-чувственная модель со вкусом, цветом, запахом, пространственными отношениями. Здесь происходит «проживание» модели. В левом полушарии формируется дискурсивно-логическая модель, в которой фиксируются размеры, соотношения частей, форма, вес, скорость и всё, что мы привыкли так или иначе измерять, исследовать, фиксировать.

Человек осознанно или неосознанно делает выбор модели для «общения». Здесь кроется исток «логиков» и «лириков» («левополушарных» и «правополушарных» людей), однобокости, либо целостности мышления. И выбор за человеком: хочет ли он владеть целостным мышлением или не хочет.

На III этапе взаимодействия с информацией происходит обработка, сравнение сформированного мыслеобраза с имеющимся опытом человека. Операции кросс-корреляции (по К. Прибраму), т. е. «пути согласования имеющихся образов», составляют сущность операций мышления. Согласно его теории, «мысль – это поиск уменьшения неопределённости с помощью распределений голографической памяти, т. е. стремление приобрести необходимую информацию» путём упрощения.

При этом логический этап включает, скорее всего, подобный поиск через структурные, логические, причинно-следственные соответствия. Эти операции являются аналитическими и «по-видимому, сила мышления при решении задач заключается в возможности неоднократного возвращения к тем структурным образам, которые и обеспечивают функцию повторения и способствуют тому, что в памяти происходят дополнительные распределения следов» [89, с.406].



Интуитивно-чувственное осознание потому и более быстрое (почти мгновенное), что происходит оно на втором, предыдущем этапе в момент формирования голографического чувственного мыслеобраза.

IV этап – лингвистический наступает в момент осознания сущности, сути первично поступившей информации. Называние предмета, объекта, явления происходит в момент узнавания его самого через его голографический аналог.

 

Единица информации

 В процессе познания «единица» информации формируется исключительно индивидуально. Понятие «единицы» информации введено человеком для удобства измерения и дозирования познания.

Выше мы говорили о символах – образах, возникающих как голографические модели Мира. На современном этапе развития науки и практики эти голографические аналоги Мира называются мыслеобразы, смыслообразы, мыслеформы, холодайны. Мы будем пользоваться первым термином.

Восприятие как психический процесс

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

 

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

 

Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

II. Фазы восприятия

 Результат восприятия – психический образ объекта

 

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1.                  Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2.                  Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.                  Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4.                  Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

2. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

Об уровнях восприятия | Психология без соплей

Об уровнях восприятия

Довольно подробный разговор об этом уже был в статье об уровнях понимания и непонимания, но, пожалуй, пришло время прояснить эту тему еще раз. К тому же на сегодняшний день выстроилась уже довольно стройная картинка того, какие именно уровни развития можно выделить и, в чем их основные различия.

Общий смысл в том, что каждый человек находится на каком-то определенном этапе развития сознания, точно так же, как ребенок последовательно проходит определенные стадии развития физического организма. И на каждой стадии человеку требуются очень определенные рекомендации, сообразно тому, какие задачи перед ним стоят на данном конкретном этапе.

Большое затруднение возникает из-за того, что рекомендации, сформулированные для одного уровня, могут быть неприемлемы и выглядеть абсурдно, если смотреть на них с любого другого уровня. То, что имеет смысл на начальном этапе, теряет значение и становится вредно на последующем. То, что является основной задачей на последнем, будет неприменимо и даже опасно на предыдущем.

Другое затруднение в том, что, находясь на том или ином уровне, мы можем не осознавать своего положения (особенно, если это первый уровень). Только достигнув следующего этапа развития можно распознать особенности и ограничения этапа предыдущего. И только тогда становятся понятными те рекомендации, которые еще совсем недавно казались абсолютно бредовыми. Но бывает и обратная закономерность, когда рекомендации сформулированные для какого-то уже пройденного уровня начинают казаться глупыми и наивными, но происходит это только потому, что человек забыл, как сам недавно еще был на том уровне, где даже эти элементарные идеи до него доходили с большим трудом.

Такое непонимание многоплановости любых объяснений и неспособность фильтровать информацию в соответствии со своим текущим уровнем развития — это характерная черта начальных этапов становления личности. Позже, с обретением жизненного опыта и более широкой картины мира все эти закономерности становятся очевидными и не требуют каких-либо специальных пояснений.

Разумеется, предложенные ниже уровни — это большая условность. Можно было бы все разложить совсем иначе, да и границы между описанными этапами на деле довольно размыты. Тем не менее, такая схема довольно проста и вполне удовлетворительно описывает общее положение дел, и в практической работе по развитию сознания эти этапы и связанные с ними закономерности прослеживаются весьма и весьма рельефно.

Психология

Уровень психологии

Это этап естественного развития личности в рамках общепринятой социальной системы координат. На этом уровне происходят все те обычные душевные процессы и столкновения, с которыми работает обычная психология. Человек здесь должен познакомиться с самим собой, выяснить свои вкусы, ценности и жизненные цели, отделиться от своих родителей и обрести общую эмоциональную автономность — стать самостоятельной устойчивой личностью.

Практически вся психология работает именно на этом уровне и решает именно эти базовые задачи становления и укрепления личности. А вся популярная психология целиком и полностью ограничивается этим уровнем. И на этом же — и только на этом! — уровне действует принцип принятия ответственности за собственные ценности, описанный в статье о вере и безверии.

На этом этапе человек работает со своими внутренними напряжениями, страхами, неуверенностью в себе, отношениями с собой и другими людьми. И продолжается эта работа до тех пор, пока он не сможет со спокойной уверенностью констатировать, что в его жизни не осталось психологических проблем, которые бы хронически отравляли ему жизнь. Человек достигает состояния цельности, согласия с собой и устойчивого внутреннего благополучия.

Это еще не счастье и далеко не тотальное внутреннее равновесие, а просто удовлетворительное душевное состояние, когда человек хорошо знает, чего хочет, знает, как этого добиться, и не сталкивается на этом пути с серьезными внутренними преградами. Это также подразумевает хороший уровень осознанности, ответственное отношение к своим личным ценностям, хороший контакт с чувствами, доверие к себе и наработанную способность к продуктивной саморефлексии. А самое главное — это приведение своей самооценки в полное соответствие с реальностью. Этим и знаменуется конец данного этапа развития.

В общем и целом, это этап обычного человеческого взросления, примирения с собой и достижения психологической зрелости. Ничего сверхъестественного. Однако очень многие не справляются даже с этим относительно простым этапом развития, так на всю жизнь и застревая где-то между инфантильностью и взрослостью. Причем большинство практикующих психологов тоже находится именно на этом уровне, что не удивительно, но довольно прискорбно.

Философия

Уровень философии

Это этап обретения мудрости. Здесь происходит осознанное столкновение с экзистенциальными и философскими проблемами, происходит переоценка своей системы координат и всей прожитой жизни. При естественном течении событий, наступление этого этапа совпадает с тем, что в психологии называется кризисом середины жизни, когда завершается фаза свершений и завоеваний и начинается фаза осмысления и интеграции жизненного опыта. Но если человек интересуется вопросами сознания и ведет целенаправленную психологическую работу, этот этап может наступать гораздо раньше. Суть, однако, от этого не меняется.

В психологии проблемы этого этапа тоже достаточно подробно изучаются, но в этой сфере гораздо меньше серьезных специалистов, в том числе и потому, что на них не такой уж большой спрос. Очень глубоко и подробно проблемы этого уровня рассматривает Юнг — он посвятил этому вопросу всю свою жизнь и работу. Психологи-экзистенциалисты тоже касаются возникающих здесь проблем, но в общем-то лишь скребут по самой их поверхности, не предпринимая серьезных попыток проникнуть к их сердцевине.

К философскому уровню прежде всего относятся темы смысла жизни, относительности любых ценностей и страха смерти. И именно на данном этапе развития сознания эти вопросы становятся для человека понятными и осязаемыми. На более раннем психологическом уровне они кажутся далекими и абстрактными, а здесь вдруг обретают плоть и становятся предметом искренней личной заинтересованности.

И на каждый из возникающих здесь вопросов человек должен найти свой собственный тщательно взвешенный и выверенный ответ. Причем должен произойти переход от опоры на чужие мнения и представления об устройстве бытия к тому, чтобы целиком и полностью опереться в поисках ответов на самого себя. Без принятия на себя ответственности за то, чтобы вычислить свои собственные ответы на все уравнения жизни, этот этап не может быть по-настоящему завершен. Невозможно достичь собственной мудрости, продолжая опираться на чужую.

К концу данного этапа развития у человека происходит глобальная трансформация взглядов на себя, свою систему ценностей и окружающую действительность в целом. Он лишается всяких опор и привычных границ, он обнаруживает, что жизнь загадочна и таинственна, и начинает интуитивно предчувствовать, что мир устроен совсем не так, как всегда казалось. Ему наконец-то становятся понятны причины, которые влекут людей к поиску Бога и центрального принципа мироздания, потому что он и сам теперь тоже слышит этот внутренний зов к поиску Истины.

Концом этого этапа можно считать ясное осознание собственного «незнания», преодоление страха смерти и внутреннее смирение перед тем фактом, что окружающая действительность абсолютно непостижима и неконтролируема, и потому все личные амбиции в этом мире абсолютно тщетны и бессмысленны. Происходит естественное самоотречение — добровольный отказ от собственной воли в пользу того самого центрального принципа бытия, каким бы он ни представлялся данному конкретному человеку. Это и можно считать наступлением мудрости… хотя бы в самом ее зачатке.

Пробуждение

Уровень пробуждения

Это этап, на котором происходит выход за пределы ума и постигается истинное положение дел в этом мире. Внутренняя работа выполняемая на этом уровне абсолютно не похожа на все то, что приходилось делать до этого. Она не представляет из себя ничего такого сверхсложного, но большое затруднение вызывает первичное понимание ментального кульбита, который здесь требуется совершить. Именно это первичное понимание новой задачи отнимает больше всего времени и усилий, а дальше все уже проясняется само собой.

Ни психология, ни философия на этом уровне уже не работают, если только не приходится подчистить какие-то хвосты оставшиеся с предыдущих этапов. Основная же цель и суть совершаемого здесь маневра академической психологией не исследуется вообще. Попытки систематического изучения возникающих на этом этапе вопросов присутствуют только в пограничных дисциплинах, относящихся к сфере трансперсональной психологии — это Гроф, Уилбер, Уилсон, Волински и иже с ними.

Но правят бал на этом уровне, конечно же, всевозможные духовные традиции, и прежде всего это эзотерические (в правильном смысле этого слова) течения основных мировых религий — дзэн, адвайта, суфизм, каббала, исихазм и некоторые другие им подобные. Общая характерная черта этих учений в концентрации на той специфической практике, которая целиком и полностью направлена на выход за пределы ума и прямое постижение природы реальности или Бога.

Йога в этот список не попадает, поскольку представляет собой комплексную систему, ведущую человека от самых азов самопознания до окончательного прозрения. И йоговские практики тоже можно было бы разбить на примерно те же самые уровни работы — общее становление личности, обретение мудрости и окончательное пробуждение от всех иллюзий, как вершина этого пути.

Специфика используемых на этом этапе практик в том, что они не имеют никакого фактического воздействия на предыдущие уровни развития, и если человек не прошел должным образом начальные этапы психологической работы, то попытки использовать техники выхода за пределы ума ведут не к развитию, а, скорее, к деградации. Именно эта закономерность приводит к возникновению распространенного типажа — йогнутых, адвайтнутых и прочих духовно помешанных.

Чем именно завершается этот этап, описывать нет никакого смысла. Если понятна метафора Дао, то здесь происходит прямое постижение этого Дао, если понятна метафора Бога, то здесь происходит прямое постижение Бога, если понятна идея недвойственности, то здесь происходит прямое постижение этой самой недвойственности. Как это ни называй, это конец пути развития, потому что итогом всех усилий здесь оказывается осознание того, что нет никакого развития и развиваться все это время было некому. Игра в развитие окончена. Game over. Дальше остается одна только жизнь, но теперь уже на полфута над землей.

Сложный механизм

Общие закономерности

Как уже было сказано, рекомендации, сформулированные для одного уровня, утрачивают всякий смысл на любом другом. А из-за непонимания этого ограничения рекомендации для других, еще не освоенных или уже пройденных, этапов могут казаться в корне неправильными, глупыми и абсурдными, хотя они таковыми вовсе не являются. И это одна из основных коллизий в понимании статей на этом сайте — разные материалы нацелены на разные уровни понимания, и свести озвученные в них рекомендации воедино возможно только через понимание того, что все объяснения даются в объеме, а не на плоскости.

Например, на этапе начальной психологической работы можно сказать, что человек должен научиться жить в согласии со своей совестью, быть честным и ответственным. На этапе философского развития можно сказать, что человек должен внимательно исследовать свою совесть, честность и ответственность, чтобы обнаружить, что всякие моральные ценности относительны — в том числе, и честность, и ответственность. А на этапе поиска окончательной истины разговор пойдет уже о том, что совесть, честность, ответственность и все прочие подобные установки не имеют смысла, поскольку у личности нет рычагов управления собственным поведением, да и сама по себе личность — это чистая фикция.

Скажи человеку, находящемуся в разгаре личностных драм, что его личность и все его страдания — одна сплошная иллюзия, и он либо плюнет такому советчику в лицо, либо использует эти идеи для того, чтобы спрятаться в них от своей боли и дальнейших жизненных столкновений. И даже более простую идею об относительности добра и зла он не сможет понять до тех пор, пока не пройдет через все предназначенные ему испытания и не лишится основного пласта личностных иллюзий.

Эффективный стиль подачи материала также сильно меняется от уровня к уровню. На психологическом этапе, например, изобилующий оговорками и сомнениями философский стиль повествования абсолютно неприемлем — здесь требуется очень жесткая, четкая и конкретная позиция, всем своим духом соответствующая целям данного этапа развития. Именно поэтому здесь лучше всего работают воинственные, эмоциональные и мотивирующие послания — человеку решающему задачи становления личности они кажутся наиболее осмысленными, убедительными и действенными, поскольку демонстрируют ту самую убежденность в собственной правоте, к которой ему самому так хочется прийти в итоге.

А на философском уровне, наоборот, излишне категоричные утверждения и избыток эмоций вызовут отторжение и неприятие. Здесь уже требуется гораздо более спокойная и взвешенная манера повествования, питающая скорее ум, чем эмоции. А если уж и апеллировать здесь к эмоциональным переживаниям, то на гораздо более глубоком уровне — на том, где живут общечеловеческие экзистенциальные проблемы и страхи.

Таким образом, читая любые рекомендации — не важно, чьи именно — очень важно осознавать, на какой примерно стадии развития сознания находитесь вы, на каком уровне находится автор, и кому именно он адресует сейчас свои соображения: вам, тем, кто от вас отстает, или тем, кто вас пока опережает. Без ясного понимания природы возможных здесь нестыковок очень легко оказаться в ситуации, когда вместе с водой выплеснули и ребенка.

Но это, конечно, не отменяет того факта, что другой человек — в том числе, и автор этого сайта — может быть в чем-нибудь категорически неправ. Поэтому всегда думайте своей головой — эта рекомендация работает на любом уровне. Главное, чтобы вы именно ДУМАЛИ, а не просто механически соглашались или отмахивались.

Живите внимательно!

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:
Сложный механизм
wpDiscuz

Восприятие как психический процесс

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

 

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

 

Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

II. Фазы восприятия

 Результат восприятия – психический образ объекта

 

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1.                  Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2.                  Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.                  Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4.                  Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

2. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

6.3. Свойства и законы восприятия

6.3.1. Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия – это:

♦ константность;

♦ целостность;

♦ избирательность;

♦ предметность;

♦ апперцепция;

♦ осмысленность.

Проявления этих свойств описаны в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Свойства восприятия

 

6.3.2. Эффекты (законы) восприятия

Восприятие предметов и явлений человеком отличается от подобной регистрации техническими устройствами. Это обусловлено индивидуальными характеристиками того или иного человека, особенностями его жизненного опыта, а также общими принципами работы мозга. Эти принципы исследовались различными учеными, которые вывели ряд эмпирических закономерностей (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Закономерности восприятия (по М. Вертгеймеру)

Следует признать, что наука пока не может точно объяснить механизмы работы мозга, ответственные за данные эффекты, поэтому обнаруженные закономерности носят феноменологический характер.

6.4. Иллюзии восприятия

6.4.1. Многообразие иллюзий

Иллюзии (ошибки восприятия) могут возникать в любом анализаторе. Например, более двух тысяч лет известна кинестетическая «иллюзия Аристотеля», впервые обнаруженная великим ученым древности. Если сильно скрестить средний и указательный пальцы правой руки, а затем прикоснуться ими к собственному носу так, чтобы его кончик одновременно коснулся подушечек этих пальцев (при закрытых глазах), то возникнет отчетливая иллюзия удвоения носа.

Иллюзии обусловлены различными механизмами работы зрительного анализатора или особенностями функционирования психики человека. Некоторые ошибки происходят на уровне глазодвигательного аппарата, другие обусловлены психологическими установками, третьи связаны с трудностями аккомодации на объектах различной удаленности, четвертые вызваны прежним опытом индивидуума и т. д. В связи с этим выделяют несколько разновидностей зрительных иллюзий (рис. 6.6). Ниже будут продемонстрированы их примеры.

Рис. 6.6. Разновидности зрительных иллюзий

6.4.2. Зрительные искажения

Параллельные прямые кажутся расположенными под углом (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Иллюзия Цолльнера

На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Иллюзия Поггендорфа

Квадрат кажется искаженным (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Иллюзия У. Эренштейна

6.4.3. Иллюзии восприятия размера

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Иллюзия Эббингауза

Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Иллюзия Ястрова

6.4.4. Иллюзия перспективы

Параллелепипеды равны (рис. 6.12), хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться.

Рис. 6.12. Какой из параллелепипедов больше?

6.4.5. Явление иррадиации

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рис. 6.13 за счет яркости цветов белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Рис. 6.13. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *