Психология. Измененные состояния сознания
Совсем рядом с чётко очерченными границами сознания человека лежит область, таящая в себе массу неизведанного и необычного. Измененные состояния сознания представляют собой потаённую область психической деятельности человека, которая даже на нынешнем этапе развития психологической науки являет собой невозделанную целину. Функции и природа этого феномена, несмотря на изобилие клинических и экспериментальных данных, продолжают оставаться досконально не изученными. Мечтания и грёзы, сон и дремота, гипноз и гипнотические состояния, сенсорная депривация и исторические состояния диссоциации, деперсонализации, фармакологически индуцированные психические расстройства и др., имея четкое природное происхождение, представляются не как варианты проявления чего-то общего, а как отдельные явления. В каждом конкретном случае обработка материала приводила к получению выводов, имеющих прикладную ценность и практическое применение.
Попыток систематизировать и организовать в четкую систему весь накопленный годами материал совершалось так мало, что все исследования в этой области граничат с первооткрытием.
Перед тем как переходить к изучению понятия «измененные состояния сознания» стоит уяснить, чем является для нас важнейшее понятие как философии, так и психологии – сознание. Прежде всего, оно обозначает способность идеально воспроизводить действительность, используя специфические формы и механизмы на разных уровнях отражения. Сознание может проявляться как индивидуальное (личное), так и общественное явление. Попытку систематизировать знания о сознании осуществил Зигмунд Фрейд. Его чёткая иерархическая система сыграла важную роль в развитии человеческого познания в этой области, но на современном этапе даже она проявляет несостоятельность по многим направлениям и требует коренного совершенствования.
Состояние сознания является чётко фиксированным, но тем не менее оно может претерпевать ряд изменений, находясь на различных уровнях состояний. Самое привычное и обыденное — это бодрствующее сознание, сопровождающее нас в повседневных делах, заботах, и даже на отдыхе. Далее следует сон. Это единственное природное состояние измененного сознания, которое не только сопровождает важный физиологический процесс восстановления всех сил организма, но и погружает человека в мир сновидений.
Особой формой сновидного состояния является гипнотическое, в нём сознание может пребывать в субъективной фантазии. Искусственно вызываемые гипнотические измененные состояния сознания заставляют находиться человека в полупробужденном состоянии, которое сопровождается вспышками интенсификации сознания.
Сильный шок, стресс, психический кризис, экстренные ситуации, и даже гнев или страх могут спровоцировать возникновение состояния, когда сознание подчиняется определённой силе. Появление перемен в характере ощущений, чувств и поведения может сигнализировать о том, что происходит изменение состояния сознания.
В результате некоторой систематизации удалось произвести некоторую типологию этих явлений. Измененные состояния сознания первой группы относятся к искусственно вызываемым. Для их появления необходимо употребление психоактивных веществ (например, психоделиков), содержащихся в галлюциногенных грибах, дурмане, марихуане и пр. Также они могут появиться под воздействием определённых процедур (сенсорная депривацияй, холотропное дыхание). В следующую группу были объединены психотехнически обусловленные состояния, возникающие в ходе религиозных обрядов, аутогенной тренировки, осознанных сновидений, гипнотического транса, медитативных действий. Также имеется группа спонтанно возникающих состояний в обычных условиях. Причиной может послужить значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.
Изучение этой проблемы имеет важное значение для антропологии, психиатрии, клинической и трансперсональной психологии.
ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 11. Москва, 2008, стр. 8
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. В. Константинов
ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), любые субъективные состояния, значительно отличающиеся от привычного бодрствования. Термин введён в кон. 1960-х гг. амер. психологом Ч. Тартом для характеристики временных качественных перестроек в функционировании психики человека.
Феноменология И. с. с. охватывает чрезвычайно широкий спектр состояний от обычного сна и дремоты до «внетелесного» околосмертного опыта (б. ч. этих состояний не имеет названия). В качестве И. с. с. в науках о человеке изучаются мистич. опыт (состояния погружения в молитву, религ. экстаза, шаманского, пророч., медиумич. транса, демонич. одержимости), глубокие эмоциональные и эстетич. переживания (влюблённость, гнев, ужас, творч. озарения, катарсис), состояния длительной концентрации и деконцентрации внимания (интенсивная поглощённость деятельностью, сенсорная депривация или сенсорная перегрузка, медитативное созерцание, состояние бдительности) и др. И. с. с. могут возникнуть под влиянием др. людей (выступление харизматич. оратора, гипноз, «промывание мозгов», эмоциональное «заражение» в толпе, праздники, обряды и ритуальные церемонии, танцы), соматич. факторов (голодание, недосыпание, эпилептич. припадок, гипервентиляция или задержки дыхания, сексуальный оргазм, физич. и умственное перенапряжение, воздействие психоактивных веществ, болезни, психотич. состояния), в экстремальных ситуациях (угроза для жизни, сильный стресс, роды), при разрушении привычных шаблонов и др.
У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» (1902, рус. пер. 1910) первым среди психологов обратил внимание на то, что «рациональное сознание» представляет собой лишь одну из возможных форм сознания человека и описал широкий спектр И. с. с. (связанных с религ. опытом), выделив в качестве осн. признаков таких состояний неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Многочисл. исследования И. с. с., ведущиеся с кон. 1960-х гг. прежде всего в русле трансперсональной психологии и культурной антропологии, позволили выявить специфич. для каждого такого состояния изменения психики, затрагивающие восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональную и мотивационную сферы, отношение к окружающему миру и людям, самосознание и ощущение собств. тела. Для И. с. с. характерны: переход от нормированных культурой форм категоризации к нестандартным способам интерпретации опыта, ощущение замедления или остановки времени, перенос внимания на собств. переживания, доминирование образного и «магического» мышления над рациональным, изменения или «растворение» границ «я», повышенная восприимчивость к внушению, частичная амнезия переживаний. И. с. с. могут восприниматься как состояния «озарения» или инсайта. С физиологич. точки зрения И. с. с. обычно характеризуются активизацией правого полушария головного мозга и др. изменениями мозговой активности.
На основании изучения И. с. с. психологи строят разл. «картографии психики». Согласно ряду теорий, имеется континуум И. с. с., переходящих из одного в другое вдоль некоторой оси, задаваемой уровнем активации (слабость активации приводит к сноподобным и медитативным состояниям, а избыток – к экстатич. состояниям), степенью регрессии (верхняя точка на оси регрессии задаётся состоянием «рационального сознания», а нижняя – состоянием психоза), структурой человеческого бессознательного (С. Гроф), уровнем развития сознания («спектр сознания» К. Уилбера наряду с «личностным» сознанием включает «доличностный» уровень психики и надличностное «расширенное сознание»). В качестве осн. функций И. с. с. выделяют: релаксацию, ослабление внутр. напряжения, проявление бессознательных импульсов, в обычном состоянии подвергающихся вытеснению, возможности для переосмысления жизненного опыта и личностной трансформации, творч. вдохновения, удовлетворение потребности в трансценденции (А. Маслоу) и т. п.
В традиц. культурах И. с. с. вызывались специально в связи с религ. и магич. практиками, ритуалами инициации, праздниками, карнавалами и т. п., пути к их достижению фиксировались в системах разл. психопрактик (йога и др.). Новоевропейская культура стремилась оттеснить И. с. с. на периферию человеческого опыта путём их сакрализации или маргинализации, однако и в совр. обществе по-прежнему распространены такие, напр., практики вхождения в И. с. с., как медитация или праздничное застолье, а также основанные на них разл. субкультуры. В кон. 20 в. получили распространение попытки институционализации И. с. с. в рамках тренингов психологических и психотерапии (холотропная терапия С. Грофа, телесно-ориентированная психотерапия и др.).
Измененное состояние сознания
Белые пятна в психологии
Несмотря на наличие большого числа исследований сознания, до сих пор в психологии есть те области, которые труднодоступны для изучения. Одной из таких областей является измененное состояние сознания. Включает оно в себя различные явления:
- грезы,
- сон,
- гипноз,
- сенсорную депривацию,
- фармакологически индуцированные психические расстройства.
Перечислять это список можно долго. Все приведенные явления имеют природное происхождение, однако выступают как отдельные частицы одного целого – сознания.
Понятие сознания в психологии
Определение 1
Сознание – это способность воспроизводить действительность идеальным образом, применяя специфические формы и механизмы на разных уровнях отражения.
Сознание бывает индивидуальным (личным) и общественным. Попытка систематизации информации о сознании была сделана Зигмундом Фрейдом. Известный психоаналитик создал иерархическую систему, которая имела большое значение в развитии человеческого познания в данной сфере. Однако современное развитие мира требует совершенствования данного представления и разработки новых направлений в изучении сознания.
Сознание представляет собой фиксированное состояние. Однако ему свойственны изменения при нахождении на различных уровнях состояний. Самым привычным для человека является бодрствующее сознание, которое сопровождает его в повседневных делах и на отдыхе. Бодрствующее сознание чередуется с состоянием сна. Сон является единственным природным состоянием измененного сознания, в ходе которого восстанавливаются силы организма. В качестве особой формы сновидного состояния выступает состояние гипнотическое, когда сознание пребывает в субъективной фантазии. В процессе искусственно вызываемых гипнотических измененных состояний сознания человека вводят в полупробужденное состояние, сопровождающееся явлениями интенсификации сознания. В качестве главных сигналов об изменении состояния сознания выступает появление перемен в характере ощущений, чувств и поведения.
Типология состояний измененного сознания
Систематизация явлений измененного сознания позволила выделить три группы. Первая из них представлена искусственно вызываемыми измененными состояниями сознания. Их возникновение спровоцировано употреблением психоактивных веществ, которые могут содержаться в галлюциногенных грибах, дурмане, марихуане, а также воздействием некоторых процедур (сенсорная депривация, холотропное дыхание). Во вторую группу входят психотехнически вызванные состояния, которые возникают в процессе религиозных обрядов, аутогенной тренировки, гипнотического транса или медитативных действий. Третья группа представлена спонтанно возникающими состояниями в обычных условиях. Такими условиями может стать значительное напряжение, прослушивание музыки, спортивная игра.
Проявления измененного состояния сознания
Измененное состояние сознания характерно для всех людей. Процесс вхождения может возникать в двух случаях: спонтанно, во время погружения в сон или транс, и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. К проявлениям измененного состояния относят:
- изменение восприятия: сужение или расширение;
- искажение времени, пространства и своего тела;
- появление галлюцинаций;
- переходы различных ощущений из одной формы в другую,например, когда цвета звучат, а звуки, наоборот, становятся цветными;
- интуитивное восприятие, озарение;
- продолжительно переживание сильных эмоций, таких как экстаз, эйфория или панический страх;
- изменение степени внушаемости;
- изменение порога чувствительности.
Замечание 1
Подобные признаки для человека не представляют вреда. Но только в том случае, если они не вызваны применением опасных средств — алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
симпотмы, виды, причины, методы диагностики.
Изменённые состояния сознания (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение Арнольда Людвига). Согласно А. Ревонсуо, главным характерным признаком изменённых состояний сознания являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий, причём эти искажения складываются в глобальное изменение репрезентаций.
Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии. ИСС представляют собой одну из главных потребностей человека (сон). Им отводится заметное место в различных религиях. Важную роль в исследованиях ИСС в конце XX столетия сыграли научные эксперименты с использованием различных галлюциногенов (включая ЛСД), а также методики холотропного дыхания.
Изучение изменённых состояний сознания является междисциплинарной областью направлений, занимающихся исследованием сознания: общая и социальная психология, психология личности, когнитивная психология, аналитическая психология, трансперсональная психология, клиническая психология, нейропсихология, психиатрия, антропология и др.
ИСС как подкатегория состояний сознания
Изменённые состояния сознания являются частным случаем такого общего социального, культурно-исторического и, в частности, психофизиологического феномена, как состояния сознания; по определению Чарльза Тарта, состояния сознания — это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования. Другим подвидом состояний сознания являются так называемые «нормальные», или «обычные», состояния сознания (включающие три широких, естественных состояния сознания — бодрствование, сновидение и глубокий сон). Также выделяются состояния — гипноз, транс, активное сознание.
Согласно Уильяму Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов».
Согласно В. Н. Мясищеву, психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности личности и характера, а также соматический статус человека.
Систематические исследования ИСС
Систематические научные исследования ИСС начались с работ немецкого психолога Арнольда Людвига, который первым разработал модель ИСС, основанную на модульной структуре состояний сознания. Согласно его определению, которое стало классическим, ИСС представляют собой «любые психические состояния, индуцированные физиологическими, психологическими или фармакологическими событиями или агентами различной природы, которые распознаются самим субъектом или внешними наблюдателями, и представлены существенными отклонениями в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм в состоянии активного бодрствования». Основываясь на исследованиях Арнольда Людвига, французский антрополог Эрика Бургиньон определяет ИСС, как «состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера».
В современной психологии разрабатывается целый ряд моделей, описывающих ИСС:
- дискретные — Чарльз Тарт,
- континуальные или непрерывные — Колин Мартиндэйл (англ. Colin Martindale),
- дискретно-континуальные или смежные — Адольф Диттрих (нем. Adolph Dittrich).
Согласно Чарльзу Тарту, ИСС — это новая по отношению к базисному состоянию (например, обычному бодрствованию) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной, совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий.
В соответствие со взглядами Колина Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных) состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое.
В своей теории смежных состояний сознания, Адольф Диттрих, с опорой на работы Вильгельма Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого — бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели Вильгельма Вундта, внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой.
ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии, в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:
- спектр сознания К. Уилбера
- модель холодвижения Д. Бома
- модель личности Р. Уолша и Ф. Воган
В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности.
Согласно А. В. Россохину под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний».
Согласно О. В. Гордеевой, ИСС — это способы организации душевной жизни человека; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определенной цели. Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС — моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки, эмоциональные отношения, знания, ожидания в отношении данных состояний.
Известный отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад, и вновь пройти пройденное). ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново.
Согласно кросс-культурным исследованиям Эрики Бургиньон, «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах. Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом — типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными».
Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся:
- Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
- Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.
- Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.
- Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
- Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:
- Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
- Изменение в субъективном ощущении течения времени.
- Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
- Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия).
- Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления деперсонализации и дереализации.
- Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.
- Изменение системы значений и ценностей.
- Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability).
- Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).
- Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.
Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить:
- наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
- ненаркотические факторы:
- долговременные:
- культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
- структура личности субъекта;
- физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;
- непосредственные:
- настроение человека;
- ожидания;
- совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
- социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
- физические условия и их влияние;
- формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
- неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.
Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:
- ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
- ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
- ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.
Дополнительно рассматривается гипотеза об ИСС как продукте нарушения динамики «образующих» сознания, в частности при условиях, вызывающих явные противоречия между чувственной тканью и содержанием предметного образа. Леонтьев, Алексей Николаевич приводил пример такого явного нарушения в экспериментах Стрэттона, Джорджа Малкольма, где испытуемые носили инвертоскоп, который искажал чувственную ткань образа, что сопровождалось утратой чувства реальности.