Метод наблюдения в психологии ☑️ виды исследований в зависимости от систематичности, характеристика, этапы проведения процедуры, цели и результаты, достоинства и недостатки метода
Определение понятия
В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.
Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:
- связь между наблюдателем и субъектом;
- пристрастность — эмоциональная составляющая;
- сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.
Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.
Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.
Объект и средства наблюдения
Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:
- вербальное и невербальное поведение;
- дистанция между людьми;
- их перемещение;
- физические взаимодействия.
Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.
Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.
Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
- внешнее и внутреннее;
- непосредственное и опосредованное;
- прямое и косвенное;
- включенное и невключенное;
- полевое и лабораторное;
- сплошное и выборочное.
А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.
Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.
По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.
При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.
Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Этический кодекс
Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.
Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.
Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.
Этапы наблюдения:
- выбор объекта;
- регистрация данных;
- подбор метода обработки информации;
- проведение самой процедуры;
- интерпретация данных.
На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.
Преимущества и недостатки
Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.
Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.
Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.
Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.
Формы, способы и виды наблюдения в психологии :: SYL.ru
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
- Наблюдение как метод.
- Как деятельность.
- Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
- Объективное наблюдение и самонаблюдение.
- Полевое и лабораторное исследование.
- Индивидуальный и коллективный эксперимент.
- Случайное и преднамеренное изучение.
- Систематическое и несистематическое наблюдение.
- Полное и неполное исследование.
- Сплошной и выборочный эксперимент.
- Констатирующее и оценивающее изучение.
- Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
- Исследования открытого и закрытого характера.
- Включенный и невключенный эксперимент.
- Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
- Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
- Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
- Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
- Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
- Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
- Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
- Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
- Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
- Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
- Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
- Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
- Минимизировать вторжение в личную жизнь.
- Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
это что такое, виды и методы исследования
Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.
Суть и задачи метода
Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:
- ведущее — основной метод исследования;
- подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.
Задачи метода:
- получение предварительных данных для планирования действий;
- создание иллюстрированных материалов;
- обработка первичной информации.
Предмет исследования
Предметом исследования:
- вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
- невербальные — движения, мимика;
- перемещения субъекта;
- дистанция между людьми;
- физические проявления — побои, толчки, удары, касания.
Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.
Сферы применения
Наблюдение применяются в различных сферах:
- медицине;
- психологии;
- педагогике;
- криминалистике.
Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Инструменты
Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:
- записная книжка;
- видеокамера;
- диктофон;
- фотокамера.
Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.
Принципы проведения и этапы исследования
Последовательность проведения исследования:
- Определяется объект проведения слежки.
- Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
- Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
- Выбирается метод обработки полученных данных.
- Подготавливаются инструменты для слежки.
После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.
В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:
- Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
- Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
- Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
- Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.
Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:
- Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
- Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
- Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
- Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
- Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
- Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.
Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.
15 лучших книг по психологии и психотерапии
На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.
Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
- Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
- Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
- Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Теоретическая и практическая сторона метода наблюдения
Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:
- для получения материала на стадии подготовки, для уточнения работы, которая запланирована. Такое наблюдение называется пилотажным;
- для получения исследовательских данных иллюстративного характера;
- для получения первичной информации;
Очень важно разграничивать обычное наблюдение от наблюдения – метода исследования. У методики существует цепочка ключевых вопросов:
- для чего?;
- что?;
- как?.
То есть, необходима четкая постановка цели наблюдения (для чего?), определение объекта и предмета наблюдения (что?), разработка программы фиксации и анализа результатов наблюдения (как?).
Классификация видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов наблюдения. По времени проведения выделяют несистематическое, кратковременное, фронтальное и систематическое.
Несистематическое наблюдение может быть использовано как дополнительный, подкрепляющий метод. Такой вид называют еще эпизодическим. Кратковременное или хронометрирующее наблюдение планируется заранее и имеет четкие границы временного периода. Фронтальное наблюдение – это фиксация событий от начала до конца, причем фиксация может производиться с разных наблюдательных позиций. Систематическое или лонгитюдное наблюдение производится в течение долгого времени.
По позиции исследователя различают невключенное, включенное, открытое, полузакрытое, закрытое, опосредованное, внешнее и внутреннее наблюдение.
Когда исследователь находится в центре событий, участвует в них, он осуществляет включенное наблюдение. Если позиция наблюдателя сторонняя, он не является членом группы и не включен в событийный ряд, происходит невключенное наблюдение. Включенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на открытое, когда окружающие знают о намерениях исследователя, полузакрытое, когда известно, что в группе наблюдатель, но цели наблюдения не ясны и закрытое, когда статус и цели наблюдателя не раскрываются. Опосредованным исследование называется тогда, когда наблюдения других людей привлекаются в качестве результатов. Внешнее наблюдение – это события, ситуации, явления, которые проявляются внешне по отношению к наблюдателю. Внутреннее – это самонаблюдение, опыт самого исследователя.
По степени формализованности можно выделить структурализированное и не структурализированное наблюдение. В первом – заданы параметры и критерии, во втором – нет четкой схемы. По месту проведения наблюдение может быть полевым, протекающим в естественных условиях среды и лабораторным, осуществляющимся в искусственно созданных условиях с применением аппаратуры. По объекту наблюдения выделяют: отдельные проявления человека, взаимодействие людей друг с другом, человек в деятельности, в повседневности, в значимых ситуациях и событиях. К отдельным проявлениям человека относят психологические особенности, типы реакций, при взаимодействии людей исследуется процесс общения, деятельностная сфера человека включает в себя игру, профессиональную и хозяйственную деятельность, социальное управление, повседневность подразумевает под собой поведение человека в обычной жизни, а значимыми событиями являются праздники, обряды, экстремальные ситуации. Метод наблюдения в психологии может различаться по способу фиксации. Регистрировать результаты можно в дневниках, картах наблюдений, протоколах, записей отдельного наблюдаемого эпизода, при помощи зарисовок, фотографирования или видеозаписи.
Значимые элементы для фиксац
Виды наблюдения
Наблюдение в психологии
Определение 1
Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.
Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:
- исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований;
- наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные;
- объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению.
Классификация видов наблюдения
Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения:
Самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта. Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.
Внешнее наблюдение подразделяется на:
Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.
Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».
В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:
Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;
Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.
Относительно длительности по времени исследования выделяют:
Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;
Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;
Протяженное – длительный процесс наблюдения.
Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:
Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).
Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.
При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:
Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;
Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.
По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:
Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;
Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;
Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.
Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:
свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;
стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.
Замечание 1
Данная классификация видов наблюдений является условной и показывает лишь самые существенные их особенности. Поэтому для каждого вида наблюдения в процессе исследования они могут применяться там, где дают наилучшие результаты.
Виды, способы и формы наблюдения в психологии
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.
О наблюдении в целом
Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.
Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.
Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.
Три значения
Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:
Наблюдение как метод.
Как деятельность.
Как методику.
Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений.
Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.
Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.
С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
Эмоциональная составляющая эксперимента.
Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении.
Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.
Виды наблюдения
Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:
Объективное наблюдение и самонаблюдение.
Полевое и лабораторное исследование.
Индивидуальный и коллективный эксперимент.
Случайное и преднамеренное изучение.
Систематическое и несистематическое наблюдение.
Полное и неполное исследование.
Сплошной и выборочный эксперимент.
Констатирующее и оценивающее изучение.
Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
Исследования открытого и закрытого характера.
Включенный и невключенный эксперимент.
Прямое и косвенное исследование.
Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных.
Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение
Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым.
Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.
Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.
Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать.
Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные.
Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.
Систематические и полные исследования
В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.
Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:
Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.
С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.
Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.
При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению.
Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия.
Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Стандарты. Открытые и закрытые исследования
Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту.
В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.
При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем.
Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.
Включенное, прямое, спровоцированное
При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри.
Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.
Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.
Предмет наблюдения
В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:
Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
Перемещения людей.
Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации.
Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.
Правила проведения наблюдений
При проведении исследования важно выполнять такие требования:
Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.
Средства наблюдения и этический кодекс
Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.
В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто.
Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:
Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
Минимизировать вторжение в личную жизнь.
Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.
В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.
Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!
Покупаешь? Возвращай! Твои любимые 800 магазинов с кэшбэком
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники