Добродетельный человек это: Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

Автор: | 21.08.2020

Содержание

Добродетельность Добродетель Добродетельный | Что такое Добродетельность Добродетель Добродетельный

— Что полезнее всего? — спросили Фалеса. — Добродетель, ибо при хорошем

употреблении её, она и всё прочее делает полезным.

Греческая притча

       Добродетельность как качество личности –  способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий.

     Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил: — Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному. Спросил тогда царь: — А что такое добродетель? Отвечал муж без раздумий: — Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное. Нахмурился царь: — И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель? Отвечал проситель: — Добродетель есть путь, которым можно достичь неба. Ещё больше нахмурился царь: — В третий раз ответь мне, что есть добродетель? Снова отвечал проситель: — Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.

    Заговорил Соломон: — Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы? И сказал ещё Соломон: — Ночь сменяется днём, и не вечны ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным. И ещё добавил царь: — Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь неё самой? Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным. Проситель поклонился и вышел, сожалея, что не прибег раньше к совету мудрого царя.

       Человек, стремящийся к добродетели, может считаться добродетельным, ибо вопрос времени, когда он таковым станет. Так говорит многовековая мудрость. Существует четыре категории добродетельных людей:

       К первой категории относятся люди, очищающие своё сердце при прохождении жизненных уроков. Дела человека кричат громче всяких слов о его добродетельности или порочности. Если человек, сдавая жизненные экзамены, становится лучше, к нему нужно относиться, как к добродетельной личности. Может, до этого он был далеко не образцом поведения, но в процессе преодоления трудностей такой человек очищается, становится личностно красивее. И наоборот. Если человек пасует перед трудностями, если постыдно бежит от уроков судьбы, значит, он деградирует, падает в болото пороков.  Такого человека следует опасаться, ибо, как писал Владимир Высоцкий, «рядом с тобой чужой, ты  его не брани — гони, вверх таких не берут и тут, про таких не поют!»

     Ко второй категории относятся люди, сильно нуждающиеся в деньгах и стремящиеся из-за этого к совершенству, вершинам мастерства, раскрытию своего личностного потенциала. Например, из четверки друзей один желает стать летчиком, другой  — поваром, третий – доктором, а четвертый жуликом. Допустим, что изначально они руководствовались меркантильными интересами, как в песне:

Мама, я лётчика люблю, мама я за лётчика пойду.

Он летает выше крыши, получает больше тыщи,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я повара люблю, мама я за повара пойду,

Повар делает котлеты и другие винегреты,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я доктора люблю, мама я за доктора пойду,

Доктор делает аборты, посылает на курорты,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я жулика люблю, мама я за жулика пойду,

Жулик будет воровать, а я буду продавать,

Вот за это я его люблю.

    Проходит время, и доктор по-настоящему влюбляется в свою профессию, деньги для него уже не главный мотиватор, он продолжает профессионально расти и забывает про деньги. Доктор становится хорошим, добродетельным человеком, хотя старт его личностному росту дало желание заработать много денег. То же самое может произойти и с летчиком,  и с поваром и даже с жуликом, который смог найти в себе силы встать на честную дорогу жизни. Хитрость состоит в том, что одни люди, нуждаясь в деньгах, становятся спутниками порока – кто в подлости, кто в злобности и жадности, а другие, тоже испытывая денежную нужду, превращаются в добродетельных людей.

       К третьей категории относятся люди, ставшие добродетельными из-за любознательности. Например,  человек пришел на лекцию и думает, дай-ка послушаю, что там говорит лектор. Послушал и увлекся. Стало жутко интересно.  Продолжил ходить на лекции и параллельно стал самостоятельно заниматься. А это уже очищение и саморазвитие. Это уже путь к добродетельности, ибо человеку, обладающему чистотой сознания,  всегда приятно слышать истину.

        К четвертой  категории относятся люди, достигшие глубоких знаний и вставших на путь добродетельности.  К примеру, академик Сахаров был одним из создателей первой советской водородной бомбы, а затем стал настоящим правозащитником. С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и — шире — вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так: «Павлов [генерал госбезопасности] как-то сказал мне: — Сейчас в мире идёт борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма. От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными. Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения.

    Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы — не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в „малом“, и в „большом“, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам — не убий».

       Добродетельность может проявиться во всех сферах жизнедеятельности. Брат спросил старца: — Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: — Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце Твоё».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Добродетельность — это… Что такое Добродетельность?


Добродетельность
положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов. Добродетельность основана на Вере, Надежде и Любви к Богу, людям и самому себе.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Синонимы:

Антонимы:

  • Добродетель
  • Добродушие

Смотреть что такое «Добродетельность» в других словарях:

  • добродетельность — постность, нравственность, добродетель Словарь русских синонимов. добродетельность сущ., кол во синонимов: 4 • добродетель (3) • …   Словарь синонимов

  • добродетельность — ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Д. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • добродетельность — добродетельность, добродетельности, добродетельности, добродетельностей, добродетельности, добродетельностям, добродетельность, добродетельности, добродетельностью, добродетельностями, добродетельности, добродетельностях (Источник: «Полная… …   Формы слов

  • добродетельность — порочность …   Словарь антонимов

  • добродетельность — доброд етельность, и …   Русский орфографический словарь

  • добродетельность — см. добродетельный; и; ж …   Словарь многих выражений

  • Естественная добродетельность —  ♦ (ENG natural righteousness)    см. Первородная добродетельность …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Первородная добродетельность —  ♦ (ENG original righteonsness)  (лат. iustitia originalis)    теологический термин, означающий совершенную добродетельность Адама и Евы перед Богом при их сотворении (Быт. 1). Эта праведность была потеряна по причине грехопадения (Быт. 3).… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Нинон де Ланкло — (1616 1706 гг.) куртизанка, хозяйка литературного салона Боже, позволь мне стать добродетельным человеком но не добродетельной женщиной! В любви, как и во всем, опыт врач, являющийся после болезни. Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • МУЖЕСТВО — этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М.… …   Философская энциклопедия


Размышление о добродетели / Православие.Ru

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие Любой человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. И если такое отношение к неодушевленным вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди – порядочные, честные, верные, добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас окружает, то тем более это должно касаться и нас самих: мы должны хотеть и сами быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Известна такая поговорка: «горбатого могила исправит». Она выражает мнение грешных людей, убежденных, что тот, кто укоренился в какой-либо дурной привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку придумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать нежелание меняться.

Господь может исправить любого горбатого – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

Святитель Тихон Задонский дает такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим»[1].

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая история. Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». Таким образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств каждого из них.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость причинил!» – да еще добавляет: – «Вот и делай после этого добро людям». Но что эти слова значат? Что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу»[2].

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы самодовольства, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей: сделает ли это доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет или донимает просьбами, или для того «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в специальный ящик, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду»[3]. По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро»[4]. И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу»[5].

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает, как легко на душе после него. Даже если выбор был таков: поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить хорошо, но с ущербом для себя, и человек выберет второе, у него на душе все равно легко, и совесть чиста. Пусть он не получил никакой выгоды, пусть никто ему не скажет спасибо, но он знает, что поступил правильно, и уже это будет достаточной наградой. В таком случае происходит то, о чем сказал преподобный Ефрем Сирин: «Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах»[6].

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена… Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание [будущего] воздаяния»[7].

«Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых», – говорит святой Григорий Богослов[8]. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные ее периоды, наиболее «темные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет»[9].

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придется задуматься всерьез. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?». Смерть – тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в путь. Все останется здесь, когда душа его уйдет на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет, оно – то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его участь в вечности. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит»[10].

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подается, если человек принял и показал твердую решимость встать на путь добра. Кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят», – говорит святой Макарий Египетский[11]. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели»[12].

Однако в духовной жизни важно помнить, что те добрые дела, которые мы совершаем, мы совершаем благодаря Богу, благодаря тому, что Он дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света – солнце, так начало всякой добродетели – Бог»[13]. Как говорит святитель Тихон Задонский, «истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: “Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2: 13) и “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15: 5)»[14].

Ошибаются те, кто говорит: вот, я крещен, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь – и этого довольно для моего спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение тела Христова, ни приобщение крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха»[15].

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

«Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)»[16].

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Не нужно откладывать добрые дела «на завтра», то есть искать какого-то «более удобного» для них времени. Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» выводит на дорогу под названием «никогда». Нет, всякое время нужно считать удобным к исполнению добра, угодного Богу.

Святитель Василий Великий говорит: «Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды»[17]. Поэтому нужно иметь в виду, что «добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности»[18].

Уместно вспомнить, как Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), тем самым ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы к Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14, 17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?»[19]. И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога»[20].

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: “надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом»[21].


Что такое добродетели? Значение слова :: SYL.ru

В философии и религии уделено достаточно много внимания такому понятию, как добродетели человека. Они упоминаются в христианской и мусульманской литературе, о них рассуждали древнегреческие философы и ученые современности. Тем не менее до настоящего времени данная тема остается актуальной и востребованной. Что такое добродетели и как стать добродетельным человеком? Возможно ли это в современном мире, наполненном пороками и злом? Давайте сегодня откровенно поговорим на эту тему.

Что такое добродетели

Что такое добродетели?

На данный вопрос есть несколько ответов, но в широком смысле слова можно сказать, что добродетель — это человеческое качество, которое можно охарактеризовать постоянным стремлением делать добро. Оно выражается в добрых поступках, помыслах и намерениях. Многие философы говорят, что добродетельным может быть только тот человек, который имеет привычку делать добро и превращает это в образ жизни. Причем делать добрые дела можно посредством различных человеческих качеств, которые называют добродетелями.

Многие люди задаются вопросом о том, как понять слово «добродетель». В условиях вседозволенности, принятой за норму в современном обществе, не стоит отделять понимание слова от религиозных традиций. Эти понятия неразделимы, они тесно связаны во всех мировых религиях и определяют отношения между человеком и Богом.

Представления о добродетелях: история трансформации понятия

Чтобы понять, что такое добродетели, необходимо заглянуть в трактаты древнегреческих философов, которые очень много рассуждали и спорили на эту тему. Считается, что именно Древняя Греция стала родоначальником данного понятия в таком виде, каком мы его сейчас воспринимаем. Значение слова «добродетель» в переводе с греческого языка можно трактовать как «совершенство». Под этим словом понималось совершенство человека в целом, при этом рассматривались абсолютно все аспекты отдельно взятой личности. Именно в те времена появилось и немного иное представление о добродетелях, их воспринимали как соответствие нормам и правилам, принятым в обществе.

В Древней Греции добродетелями считали верность, мужество, стойкость, скромность и тому подобное. Противоположные качества относили к человеческим порокам, которые всячески порицались обществом эллинов. Философы вели нескончаемые споры о происхождении добродетелей, многие утверждали, что они посланы нам свыше и должны помочь человеку победить в борьбе добра со злом, которая ведется в каждой человеческой душе.

С течением времени понятие добродетели постепенно стало связываться с правилами и нормами поведения, принятыми в обществе. Считалось, что если человек ведет себя правильно и не нарушает морально-этические нормы, то он может смело отнести себя к добродетельным людям. В настоящее время данное понятие серьезно размыто, оно потеряло свои четкие границы. Современное общество абсолютно спокойно принимает тот факт, что добродетель каждый человек определяет самостоятельно, исходя из своего воспитания и принципов.

Добродетели и пороки

Добродетели и религиозные верования

Можно сказать, что добродетели делятся на две категории:

  • идущие из социальных норм и навязываемые обществом;
  • вытекающие из религиозных верований.

Причем обе категории подвергаются значительной деформации, в зависимости от общества, в котором они применимы. К примеру, индусы в своих религиозных практиках осуществляют поклонение идолам, что жестко карается в христианстве и мусульманстве. Даже такое качество, как милосердие, являющееся одним из ключевых в списке добродетелей, может трактоваться весьма специфически. В современном обществе милосердием будет отвезти раненого человека в больницу, а вот в африканских племенах в этом же случае требуется помочь человеку перейти в иной мир.

Поэтому на протяжении тысячелетий человечество так и не подошло к единому определению добродетелей, хотя абсолютно все народы и слои общества согласны с тем, что они очищают душу и ведут к самосовершенствованию.

Какие добродетели

Пороки и добродетели

Если мы рассматриваем добродетели как определенную совокупность положительных качеств человека — его светлую сторону, то естественным будет утверждать, что существует и темная сторона — пороки. Считается, что добродетели и пороки существуют в каждом из людей. Поэтому даже самый праведный человек постоянно борется с грехом, а последний злодей имеет возможность воскресить все свои добродетели. Эти понятия неразрывно связаны, они являются частью человеческой природы и его естества.

Наличие пороков не делает человека плохим, ведь с их помощью он может подняться над своими дурными поступками и помыслами. Маятник, который можно изобразить как добродетели и пороки, сопровождает человека всю жизнь. Его колебания определяются степенью личностного роста и морально-этическими нормами.

Несмотря на то что в обществе постоянно происходят трансформации этических норм, к порокам во все времена относились пьянство, разврат, обжорство и алчность. Данные черты общество всегда порицало и высмеивало, о них написано немало книг и пьес.

Почему трудно творить добро?

Каждый человек желает находиться в кругу добрых и честных людей, но почему-то сам не очень стремится стать таковым. Что мешает нам творить добро? Ведь каждый из нас имеет представление о том, что такое добродетели.

Христианские проповедники считают, что одной из основных причин является неправильное отношение человека с Богом. Только Он является настоящей любовью и может привести человека к доброте и духовному росту. Поэтому чем ближе индивид к Богу, тем больше у него шансов стать добродетельным человеком, творящим добро вокруг себя.

Современные психологи и социологи называют иную причину нравственной деформации людей — это неумение отличать добро от зла. Люди настолько потерялись в системе нравственных координат, что уже с трудом понимают, как должны выглядеть добродетели. Это болезнь современного общества в целом, а не отдельной его социальной прослойки. Поэтому вылечить ее весьма затруднительно.

добродетели в сказках

Христианские добродетели

В христианстве вопрос существования во имя добра рассматривается довольно часто. Что такое добродетели в христианской религии? Это достаточно непростой вопрос, но весьма интересный, требующий содержательного и обстоятельного ответа.

Христианские добродетели изложены в Евангелии, но они являются всего лишь вершиной айсберга теологических споров на данную тему. Богословы делят добродетели на две категории:

  • естественные — они обусловлены чертами характера и врожденными качествами;
  • религиозные — они предписаны тем, кто станет христианином, и должны неуклонно выполняться.

Последние должны воспитываться человеком в себе и являются характеристикой его отношений с Богом. Их можно назвать своеобразным заветом между душой и высшими силами, выполнение которого обеспечивает положительную оценку личности в глазах общества и Бога.

В Евангелии описаны семь добродетелей, которые являются прямыми противоположностями смертным грехам. В совокупности они представляют собой разнообразную модель поведения, выбираемую человеком осознанно или по наитию, исходя из его наклонностей. В дальнейшем христианские добродетели стали сводить к трем аспектам:

  • вере;
  • надежде;
  • любви.

Они стали характеризовать богобоязненного и добродетельного человека. Причем в Библии указано, что человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их только в союзе с Богом. Причем любовь ко всем окружающим кардинально отличает христианина от остальных людей.

Добродетели человека

Природные добродетели

Еще во времена античности были выведены добродетели, к которым должен был стремиться каждый член общества. Они назывались природными, но вот не каждый индивид рождался с полным набором подобных характеристик. Поэтому обычного человека ожидал долгий путь к самосовершенствованию. Первым список добродетелей определил Сократ, он отнес к ним следующие качества:

  • справедливость;
  • стойкость;
  • благоразумие;
  • сдержанность.

Классификация Сократа использовалась в дальнейшем другими греческими философами и перешла в труды теологов раннего средневековья. Во времена Просвещения, когда была написана масса научных трудов, в том числе по философии и теологии, список добродетелей Сократа считался характеристикой всего античного общества в целом, его культуры и моральных норм.

Сказки: добродетели в детских историях

Традиционно принято, что добродетели в сказках отведено большое место. Ведь именно сказки и их герои являются первыми учителями для подрастающего поколения. Дети, наблюдая за любимыми героями, воспринимают нормы морали и этики, получают первые представления о добре и зле. Можно сказать, что сказки несут мощный воспитательный эффект, которого невозможно добиться разговорами и объяснениями.

Благодаря сказкам дети формируют в своем сознании правильную модель поведения в различных ситуациях, ведущую к росту личности и нравственному развитию. Ведь только нравственный человек может задумываться о добродетели и стремиться к ней.

Трудно перечислить всех сказочных персонажей, предстающих перед восторженными детскими глазами в виде добродетельных героев. Но некоторых мы можем привести в пример. Золушка является самым ярким представителем добродетельного персонажа — она скромна, трудолюбива и почтительна. В конце истории девушка получает вознаграждение за все свои добродетели — счастливый союз со сказочным принцем. Чем не пример правильного поведения для подрастающего поколения девочек?

Кот в сапогах тоже предстает в виде добродетельного персонажа. Ведь он преданный, стойкий и делает добро для своего хозяина без всякой выгоды для себя. Он готов тратить все свое время на то, чтобы помочь ближнему и в итоге обретает счастье, радуясь успеху других сказочных героев.

Психологи утверждают, что чтение детских сказок способно сформировать в подсознании ребенка прочную систему ценностей, которую трудно будет поменять в дальнейшем.

христианские добродетели

Жизнь и добродетели

К сожалению, добродетель в жизни современного человека занимает самое последнее место. Мы все бежим и торопимся, хотим заработать побольше денег и забываем о ближнем, нуждающемся в помощи. Многие люди считают, что задумываться о добродетелях необходимо, только достигнув определенного социального статуса. Но это в корне неверное решение, ведь каждый поступок уходит в копилку нашего багажа, за который нам придется отвечать перед высшими силами.

Поэтому современное общество так нуждается в добродетелях. Каждому из нас просто необходимо развивать в себе сострадание, милосердие, любовь к ближнему и честность, которой так не хватает социуму в целом. Только в таком обществе, где каждый индивид обладает подобным набором качеств, можно говорить о высоком уровне нравственного развития.

Самые важные добродетели

Как вы думаете, какие добродетели являются самыми важными? Об этом сложно судить. Наверное, каждое время и эпоха порождает своих героев и ставит во главе списка те или иные добродетели. Неизменными можно считать только веру, надежду и любовь, без которых жизнь человека вовсе теряет свой смысл. В широком понимании проблемы сам человек способен развивать в себе необходимые добродетели, чтобы подняться на новый уровень развития. Эта трудная работа должна продолжаться всю жизнь и не останавливаться ни на минуту. Ведь чтобы выработать в себе привычку творить добро, необходимо иметь определенную систему нравственных координат, свойственную очень набожному человеку.

Добродетель в жизни

Категории добродетельных людей

Удивительно, но даже к добродетели людей приводят абсолютно разные мотивы и цели. Всех, кто считает себя добродетельными, можно условно разделить на три категории:

1. Очищающиеся.

Такие люди приходят к добродетели посредством долгого жизненного пути, они совершают ошибки и извлекают уроки. В процессе личность проходит несколько этапов духовного развития и становится лучше. Подобное очищение души делает незначительными некоторые дурные поступки, совершенные когда-либо.

2. Стремящиеся.

Эта категория людей обычно очень нуждается в деньгах и стремится овладеть мастерством в профессии. Но в процессе такие люди проникаются своей работой и миссией, тратят время на саморазвитие и очищают разум, становясь чище душой. Такие люди способны на добрые поступки, самопожертвование и защиту слабых.

3. Алчущие знаний.

Люди, алчущие знаний, все силы тратят на их получение, но в какой-то момент человек достигает просветления и становится добродетельным, пройдя путь от знаний к духовному совершенствованию.

Конечно, существуют и иные пути, чтобы прийти к добродетели. Ведь каждый человек индивидуален, и таким же становится его путь к духовным ценностям.

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ — это… Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ?


ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОДЕ́ТЕЛЬНЫЙ, добродетельная, добродетельное; добродетелен, добродетельна, добродетельно (книжн.). Одаренный, наделенный добродетелями, высоконравственный (устар.). «Была бы верная супруга и добродетельная мать.» Пушкин.

|| Основанный на добродетели. Добродетельный поступок.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:

Антонимы:

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ
  • ДОБРОДИТЬ

Смотреть что такое «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • добродетельный — См …   Словарь синонимов

  • ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ — ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Д. поступок. | сущ. добродетельность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Добродетельный — I прил. 1. соотн. с сущ. добродетель I, связанный с ним 2. Преисполненный добродетели [добродетель I]. II прил. 1. соотн. с сущ. добродетель II, связанный с ним 2. Свойственный добродетелю [добродетель II]. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • добродетельный — добродетельный, добродетельная, добродетельное, добродетельные, добродетельного, добродетельной, добродетельного, добродетельных, добродетельному, добродетельной, добродетельному, добродетельным, добродетельный, добродетельную, добродетельное,… …   Формы слов

  • добродетельный — порочный …   Словарь антонимов

  • добродетельный — доброд етельный; кратк. форма лен, льна …   Русский орфографический словарь

  • добродетельный — кр.ф. доброде/телен, доброде/тельна, льно, льны; доброде/тельнее …   Орфографический словарь русского языка

  • добродетельный — ая, ое; лен, льна, льно. Руководствующийся стремлением к добру, добродетели; высоконравственный. Д. человек. Д ая жизнь. ◁ Добродетельно, нареч. Жить д. Добродетельность, и; ж …   Энциклопедический словарь

  • добродетельный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. добродетельно, добродетельность Руководствующийся стремлением к добру, добродетели; высоконравственный. Доброде/тельный человек. Д ая жизнь …   Словарь многих выражений

  • добродетельный — добродетель/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Гейне. Избранные произведения, Генрих Гейне. Вашему вниманию предлагается сборник избранных произведений Генриха Гейне… Подробнее  Купить за 400 руб
  • Обман. Философско-психологический анализ, Д. И. Дубровский. Это — первая и, к сожалению, пока единственная книга в нашей философской литературе, специально посвященная анализу обмана, — столь повсеместного явления, пронизывающего все поры нашей личной… Подробнее  Купить за 369 руб
  • Обман. Философско-психологический анализ, Д. И. Дубровский. Перед вами первая в нашей отечественной литературе книга, специально посвященная философско-психологическому анализу обмана — столь повсеместного явления, пронизывающего все поры нашей личной… Подробнее  Купить за 180 руб
Другие книги по запросу «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ» >>

Добродетель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех».

В античности

По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий[1].

Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή):

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.

По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу. Добродетель — это привычка (навык) находить желанную середину: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает». По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.

Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью[2].

В Ренессанс

См. Понятие «добродетель» в ренессансном гуманизме

Знаком добродетели являются дельфины.

В новое время

Спиноза под добродетелью понимал любовь к Богу (природе). Добродетель для него была идентична пользе. «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».

Французские просветители считали, что добродетели тесно связаны с истиной и общественным счастьем. По Гельвецию, «добродетели покидают те места, откуда изгнана истина», добродетель это «… только стремление к всеобщему счастью…, предмет добродетели есть общественное благо и что приписываемые ею поступки суть средства для достижения этой цели».

В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

По Канту, «добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие.

Бенджамин Франклин в автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:

  1. Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
  4. Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
  13. Скромность — Подражать Иисусу и Сократу.

См. также

Примечания

Литература


Добродетель и долголетие

Добродетель… Что это такое? Оказалось, что не совсем правильно, и не только мной, понимается это вопрос.

Оказалось. что данный термин имеет очень серьезное определение и является антонимом слова “грех”.

Именно такое определение дает Википедия.

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех».

Получается, что добродетельный человек – это безгрешный человек…   И как же это влияет на долголетие?

Обратимся к Конфуцию. В своей  Книге Преданий.  Он сказал: «Добродетельные люди живут долго»

Что значит – добродетель?

Если обратиться к списку христианских добродетелей (католических) – то он будет выглядеть так:

Богословские добродетели:

  1. Вера;
  2. Надежда;
  3. Любовь;
  4. Моральные, кардинальные добродетели:
  5. Мудрость;
  6. Справедливость;
  7. Мужество;
  8. Умеренность;

А теперь перечислим семь главных грехов и противоположные им добродетели:

  • Гордыня – Смирение;
  • Скупость – Щедрость;
  • Нечистота – Целомудрие;
  • Зависть – благожелательность;
  • Неумеренность – Умеренность;
  • Гнев – Кротость;
  • Лень – Старательность

Википедия предлагает перечень из 9 добродетелей:

1.Благочестие,
2. Добросовестность,
3. Искренность,
4. Любовь,
5. Милосердие,
6. Подаяние,
7. Скромность,
8. Смирение,
9. Юродство
Я не сильна в теологии, но понимаю, что долгую и здоровую жизнь может прожить только тот человек, который соблюдал в своей жизни нравственный божественный закон.
Проще говоря – не грешил.
И куда бы мы не обращались за информацией – добродетельный человек – это высоконравственный человек.
А это означает, что нравственный человек имеет более высокие шансы жить долго и самое главное быть здоровым и активным.

А теперь посмотрим, что на эту тему говорят восточные мудрецы

Дун Чжуншу (179 г. до н. э. — 104 г. до н. э.)

«Причина долгой жизни добродетельных в том,
что они не жадны до внешних обретений, и могут сохранять внутренний мир. Их сознание спокойно и умиротворённо, они всегда и во всём честны. Они сохраняют жизнь благодаря тому, что уподобляются естественной красоте природы».

Ван Вэньлу, знаток искусства долголетия, живший при правлении династии Мин, считал,
что добродетельный человек живёт дольше потому, что те, кто высоко ценит нравственность,
сохраняют глубокий внутренний покой, их сила воли стабильна и спокойна, жизненные силы и
естество гармоничны, а кровь течёт в теле ровно.
Поэтому они менее подвержены заболеваниям,
у них естественное здоровье, и они могут прожить долго.

У Пу, ученик Хуа То, сказал:

«Тем, кто хочет добиться успеха в сохранении здоровья, следует сперва устранить шесть вредоносных факторов, и лишь после этого они смогут сохранить свою жизнь и прожить до 100 лет.”

Во-первых, не ставьте высоко славу и богатство.

Во-вторых, держитесь в стороне от женщин и сладострастных песен.

В-третьих, отбросьте стремления к тому, чтобы продать свой товар как можно дороже, и прочие попытки обрести материальную выгоду.

В-четвёртых, не следуйте за влечением ко вкусу еды и питья.

В-пятых, отбросьте угодничество и высокомерие.

В-шестых, не позволяйте себе зависти и ревности».

Все шесть пунктов, кроме четвёртого, относятся к развитию нравственности. И при более основательном анализе и сравнении постулатов  восточной философия и христианства  – отличий мы не найдем.

Нравственность, как говориться, на всех континентах нашей планеты и в любой религии – нравственность!

В завершении хочу привести слова Ши Тяньцзи:

«Те, кто хочет стать искусным в деле сохранения жизни, должен уделять большое внимание нравственному поведению, соединяя его с наукой о здоровом образе жизни. Обоим можно следовать вместе, поскольку в них нет противоречий. Таким образом,  вы естественно обретёте здоровье, силу и долгую жизнь».

Успехов Вам в восстановлении и сохранении собственного здоровья!

Поделиться ссылкой:

BBC — Этика — Введение в этику: этика добродетели

Этика добродетели

Этика, основанная на характере

  • Правильный поступок — это действие, которое добродетельный человек совершил бы при одинаковых обстоятельствах.

Этика добродетели основана на личности, а не на действии: она смотрит на добродетель или моральный облик человека, выполняющего действие, а не на этические обязанности и правила или последствия конкретных действий.

Этика добродетели касается не только правильности или неправильности индивидуальных действий, но и дает указания относительно того, каких характеристик и поведения добродетельный человек будет стремиться достичь.

Таким образом, этика добродетели касается всей жизни человека, а не отдельных эпизодов или действий.

  • Хороший человек — это тот, кто живет добродетельно, обладает добродетелями и живет ими.

Это полезная теория, поскольку люди часто больше заинтересованы в оценке характера другого человека, чем в оценке того, насколько хорошо или плохо то или иное действие.

Это говорит о том, что способ построить хорошее общество — это помочь его членам быть хорошими людьми, а не использовать законы и наказания для предотвращения или сдерживания плохих действий.

Но было бы бесполезно, если бы человек должен был быть святым, чтобы считаться добродетельным. Чтобы теория добродетели была действительно полезной, она должна предложить лишь минимальный набор характеристик, которыми человек должен обладать, чтобы считаться добродетельным.

Принципы

Учит этика добродетели:

  • Действие считается правильным только в том случае, если это действие, которое добродетельный человек совершил бы при тех же обстоятельствах.
  • Добродетельный человек — это человек, действующий добродетельно
  • Человек действует добродетельно, если он «обладает и живет добродетелями»
  • Добродетель — это нравственная характеристика, необходимая человеку для хорошей жизни.

Большинство теоретиков добродетели также настаивают на том, что добродетельный человек — это тот, кто действует добродетельно в результате рационального мышления (а не, скажем, инстинкта).

Три вопроса

Современный философ Аласдер Макинтайр предложил три вопроса, лежащие в основе морального мышления:

  • Кто я?
  • Кем мне стать?
  • Как мне туда добраться?

Списки достоинств

Что бы сделал добродетельный человек? ©

Большинство теоретиков добродетели говорят, что существует общий набор добродетелей, от которых выиграют все люди, а не разные наборы для разных категорий людей, и что эти добродетели естественны для зрелых людей, даже если их трудно приобрести.

Это создает проблему, поскольку списки добродетелей, относящиеся к разным историческим эпохам и в разных обществах, демонстрируют значительные различия.

Традиционный список основных добродетелей был:

  • Пруденс
  • Правосудие
  • Стойкость / Храбрость
  • Умеренность

Современный теолог Джеймс Ф. Кинан предлагает:

  • Правосудие
    • Правосудие требует, чтобы мы относились ко всем людям одинаково и беспристрастно.
  • Верность
    • «Верность» требует от нас особого внимания к близким нам людям.
  • Уход за собой
    • Каждый из нас несет уникальную ответственность за заботу о себе эмоционально, умственно, физически и духовно.
  • Пруденс
    • Разумный человек всегда должен учитывать справедливость, верность и заботу о себе.
    • Благоразумный человек всегда должен искать возможности приобрести больше из трех других добродетелей

Хорошие точки этики добродетели

  • В центре этики — личность и то, что значит быть человеком
  • Включает в себя всю жизнь человека

Плохие пункты этики добродетели

  • не дает четких указаний о том, что делать при моральных дилеммах
    • , хотя и дает общие рекомендации о том, как быть хорошим человеком
    • предположительно абсолютно добродетельный человек знал бы, что делать, и мы могли бы считать его подходящим образцом для подражания, чтобы направлять нас
  • нет общего согласия относительно того, что такое добродетели
    • , и может оказаться, что любой список добродетелей будет относиться к культуре, в которой он составляется.
,Определение

в кембриджском словаре английского языка

ВИРТУАЛЬНЫЙ | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,

Что такое определение добродетели? Изучение добродетельных мыслей и действий

Пять тысячелетий назад древние египтяне разработали концепцию, известную как Maat .

Сочетая в себе справедливость, закон, порядок, истину, мораль и равновесие, Маат был противоположностью хаоса, несправедливости и нечестности. Во многом эта концепция похожа на то, что мы сегодня называем добродетелью.

Хотя добродетель чаще всего обсуждается в религиозном контексте, это понятие выходит за рамки религии.Сам термин описывает набор черт характера, связанных с высокими моральными стандартами.

В этой статье мы поговорим о определении добродетели , значении добродетели , и предложим несколько примеров добродетельных действий.

Что такое определение добродетели?


Добродетельное определение — это тип поведения, который отражает моральное превосходство человека.

Это слово может относиться к любым качествам или чертам характера, которые общество считает морально хорошими.Честность, верность, смелость и доброта повсеместно считаются положительными качествами. Это означает, что каждого можно охарактеризовать как добродетель.

Термин «добродетель» впервые появился в английском языке в 13 веке. Он был придуман много веков назад в Древнем Риме, где год использовался для описания замечательных качеств мужчин . Это включало не только их моральное поведение, но также их силу и физические особенности.

Фактически, корень слова «добродетель» — vir , что в древнем Риме означает человек .

На протяжении веков значение добродетели менялось, но основная концепция осталась прежней.

Что значит иметь добродетель?

Вы то, что делаете постоянно. Ваши привычки формируют ваш характер.

— Джон Батчер, автор программы Mindvalley Lifebook

В разных школах есть разные представления о том, что значит иметь добродетель.

Религии, такие как христианство, иудаизм и ислам, учат, что добродетельный человек должен подчиняться слову Божьему.Философия учит, что добродетель означает действовать так, чтобы приносить пользу себе, а также другим.

Независимо от того, религиозный или светский, все определения добродетели сходятся в том, что добродетельный человек обладает хорошими моральными качествами и способностью отличать добро от зла.

Добродетели развиваются через повторение. Практикуя добродетель в повседневной жизни, вы можете постепенно превратить свои добродетели в привычки и в процессе выработать сильный характер.

Что такое 12 добродетелей?

В своей работе «Никомахова этика» греческий философ Аристотель перечислил 12 добродетелей, которые помогают людям вести себя правильным образом в нужное время.

Аристотель считал, что каждый из этих 12 примеров добродетелей был «золотой серединой» между пороком и недостатком.

Вот 12 добродетелей:

1. Мужество

Находясь между безрассудством и трусостью, смелость проявляется в людях, осознающих опасность, в которой они находятся, но достаточно смелых, чтобы двигаться в любом направлении.

2. Умеренность

Золотая середина между сдержанностью и излишеством, Аристотель признает умеренность в людях, которые любят пить, но никогда не пьют слишком много. Это синоним умеренности.

3. Щедрость

Щедрость — добродетель и милосердие. Он стоит между крайней жадностью, с одной стороны, и отдачей выше своих средств, с другой.

4. Великолепие

Великолепие — это искусство жить экстравагантно, не будучи слишком кричащим или самодовольным.Этот термин является синонимом сияния и величия.

5. Великодушие

Великодушие проявляется в людях, которые достойны великих дел и также считают себя таковыми. Он стоит между тщеславием и самоуничижением.

6. Амбиции

Аристотель подчеркивает разницу между здоровыми амбициями (умеренное стремление к признанию или отличию) и нездоровыми амбициями (неумеренное стремление к одним и тем же вещам). Он видит в первом добродетель, улучшающую жизнь, а во втором — как разрушительный порок.

7. Терпение

Согласно Аристотелю, терпение — это добродетель контроля над своим темпераментом. Это золотая середина между слишком злым и недостаточным гневом. По словам Аристотеля,

Терпение горько, но плод его сладок.

8. Дружелюбие

Дружелюбие — мера социального интеллекта человека. Это золотая середина между отсутствием любви к другим и слишком дружелюбным отношением к слишком многим людям.

9. Правдивость

Правдивость — синоним честности. Правдивый человек открыт и откровенен. Они стоят между привычными лжецами с одной стороны и бестактными хвастливыми людьми с другой.

10. Остроумие

Согласно Аристотелю, остроумие — это способность различать, что смешно, а что несмешно и / или ненавистно. Остроумные люди чувствительны (но не слишком чувствительны) к чувствам других людей. Они никогда не расскажут анекдот, который может навредить другим.

11. Скромность

Для Аристотеля скромность является синонимом стыда и означает достоинство быть не слишком застенчивым и не слишком бесстыдным. Скромный человек осознает свои ошибки, но это осознание не мешает им действовать.

12. Правосудие

Справедливость является синонимом справедливости, добродетели справедливого поведения по отношению к другим. Просто у людей есть чувство правильного и неправильного, которое они используют для оценки действий других, а также своих собственных.

Что такое благочестивая добродетель?


В пятом веке римский христианский поэт и правитель Аврелий Клеменс Прудентиус составил список из семи небесных (или божественных) добродетелей. Эти добродетели противостояли семи смертным грехам.

Каждому из семи грехов соответствует небесная добродетель. Добродетели защищают людей от искушения совершить грех.

Впервые представленные в его эпической поэме «Психомахия» семь божественных добродетелей, согласно Пруденцию, следующие:

  1. Милосердие (противостоит жадности)
  2. Целомудрие (противостоит похоти)
  3. Трудолюбие (противостоит лени)
  4. Смирение (противостоит гордости)
  5. Доброта 5 (противостоит зависти 5)
  6. (противостоит гневу)
  7. Умеренность (противостоит чревоугодию)

Что означает «терпение — добродетель»?

Выражение «терпение — добродетель» впервые появилось в стихотворении Уильяма Ленгланда середины 14 века «Пирс Пахарь.”

Однако основная идея этого выражения восходит к началу V века. В списке благочестивых добродетелей Пруденция терпение противоположно гневу.

Он учит нас, что замечательно ждать чего-то долгое время, не расстраиваясь.

Вопреки утверждениям некоторых: «Терпение — это добродетель» не означает , что вы должны просто сидеть и ничего не делать и надеяться, что в конечном итоге на вашем пути появится хорошее.

Напротив, это означает, что вы не должны терять самообладание или веру, пока работает для достижения своей цели.

Последнее слово

Справедливость, доброта, смелость и внимательность могут сослужить вам хорошую службу в повседневной жизни. Превратите их в привычки, регулярно применяя их к себе и другим, и вы создадите сильный, достойный восхищения характер.


Получите мгновенную ясность в том, чего вы действительно хотите от жизни — и получите все это

Есть причина, по которой так много блестяще талантливых, от природы творческих, умных и способных людей никогда не раскрывают свой потенциал, и это, попросту, отсутствие направления.

Даже если у вас в голове нечеткая цель, вам все равно нужен план, процесс, который поможет вам ее достичь.

У вас может быть самая дорогая и быстрая машина в мире, но если вы отправитесь в путь, не имея четкого представления о том, куда вы собираетесь, то ржавый старый Beatle с картой и компасом будет обгонять вас каждый раз.

Если вы готовы испытать необыкновенную систему дизайна жизни, которая дает вам возможность создать свою лучшую жизнь, тогда присоединяйтесь к бесплатному мастер-классу Джона и Мисси Батчер

Где вы узнаете:

Вы застряли на колесе жизни хомяка вместо того, чтобы стремиться к полному раскрытию своего потенциала? Узнайте, как избежать трех душераздирающих причин, по которым большинство людей неосознанно обманывают себя в своих величайших жизнях.

Вы всегда ставите цели и редко их достигаете? Это не ваша вина — традиционное целеполагание серьезно неполно! Узнайте, как Lifebook дает вам возможность быстро и последовательно взять на себя ответственность за свою жизнь и реализовать каждую вашу мечту.

Испытайте упражнение «Мгновенная ясность» : мощное упражнение на визуализацию, которое проведет вас через ваш идеальный день — и даст мгновенное понимание того, кто вы на самом деле и какой жизнью вы действительно хотите жить.

Шагните в Новый год с кристально чистым видением вашей идеальной жизни

Итак, что вы узнали об определении добродетели, которым хотели бы поделиться с другими? Расскажите нам в комментариях ниже.

,

Определение добродетельного по Merriam-Webster

Выберите правильный синоним добродетельный

моральный, этический, добродетельный, праведный, благородный означает соответствие стандарту того, что правильно и хорошо. мораль подразумевает соответствие установленным санкционированным кодексам или общепринятым представлениям о добре и зле. базовые моральные ценности этических норм сообщества могут предполагать участие более сложных или тонких вопросов правильности, справедливости или равноправия.привержен высочайшим этическим принципам добродетель подразумевает моральное превосходство характера. не религиозный человек, но добродетельный тем не менее праведный подчеркивает невиновность или безупречность и часто предполагает ханжество. желал быть праведным перед Богом и миром благородным подразумевает моральное превосходство и свободу от всего мелочного, подлого или сомнительного в поведении и характере.имел самых благородных причин для поиска должности

Примеры добродетельных в предложении

В своего рода добродетельном кругу школы «второго уровня» становились лучше по мере роста числа заявлений, и они могли становиться более разборчивыми в формировании класса — что, в свою очередь, повысило качество всего опыта в кампусе и сделало школу более привлекательной как для ведущих профессоров, так и для следующей волны абитуриентов. — Нэнси Гиббс и др., Time , 21 августа 2006 г. В своем стремлении создать мороженое, сладострастное, как масло, и столь же действенное, как брокколи, индустрия мороженого исследовала глубины Северного Ледовитого океана, изучила внутреннюю структуру водорослей и навязала многочисленные неудачи. американская публика. — Юлия Москин, New York Times , 26 июля 2006 г. Дети, рожденные в семьях с высоким доходом, становятся частью добродетельного круга успеха. Родители с высшим образованием, как правило, зарабатывают больше, ставят перед своими детьми более высокие образовательные цели и уделяют учебе детей больше времени, чем родители со средним или меньшим образованием.- Лаура Д’Андреа Тайсон, BusinessWeek , 7 июля 2003 г. Мы переопределили добродетель как здоровье. А учитывая вероятное состояние наших душ, это был неплохой ход. Переместив основу добродетели с души на грудные мышцы, пресс и коронарные артерии, мы, возможно, и не стали самыми добродетельными людьми на земле, но мы, несомненно, стали наиболее отчаянно нуждающимися в благодати. Мы тратим 5 миллиардов долларов в год на членство в клубах здоровья, 2 миллиарда долларов на витамины, почти 1 миллиард долларов на домашние тренажеры и 6 миллиардов долларов на кроссовки, которые изнашиваются на наших беговых дорожках и StairMasters.- Барбара Эренрайх, Utne Reader , май / июнь 1992 г. Она чувствовала, что приняла добродетельное решение , пожертвовав деньги на благотворительность. добродетельное поведение само по себе награда

См. Другие недавние примеры в сети Собачий свисток — это всегда чистота и святость белых женщин, которые должны быть чистыми, стать святыми и добродетельными как матери , — Lyz Lenz, Washington Post , «Как Америка превращает материнство в оружие», 30 июля 2020 г. Далее, устранение барьеров для предпринимательства для чернокожих американцев поможет накопить богатство в семьях и общинах, создавая эффективный цикл новых возможностей.Отсутствие доступа к капиталу особенно остро стоит для черных предпринимателей. — Сюзанна П. Кларк, Fortune , «4 способа закрыть огромный расовый« разрыв возможностей »Америки», 9 июля 2020 г. Нет никаких оснований полагать, что ученые на добродетельнее , чем кто-либо другой. — Марк Р. О’брайан, The Conversation , «Опровержения и разногласия по поводу исследований коронавируса показывают, что научный процесс работает так, как должен», 6 июля 2020 г. Достаточно взглянуть на безумные прибыли фармацевтических компаний (и их бесконечные, кошмарные рекламные ролики), чтобы признать, что это не бедные добродетельные компании, жертвующие деньгами ради общественного блага.- Либби Уотсон, The New Republic , «Big Pharma’s Got A Brand New Coronavirus Grift», 30 июня 2020 года. В такой сезон терпение может сместиться с полезного на опасное. — Ник Пикоро, Республика Аризона , «Тори Ловулло может быстро сработать в более короткий сезон», 28 июня 2020 года Новая Зеландия является хорошим примером действенной политики в отношении пандемии , даже с учетом ее преимуществ в плане богатства, низкой плотности населения и отсутствия сухопутные границы.- Мэри Элизабет Коллинз, The Conversation , «3 моральных добродетели, необходимые для этического ответа на пандемию и повторного открытия», 26 июня 2020 года Симмс создал историю нации — рабовладельческом Юге — где порабощенные были верны своим добродетельным хозяевам , где раса определяла человеческую природу. — Washington Post , «Союз» рассказывает историю происхождения Соединенных Штатов через голоса 19-го века », 26 июня 2020 г. Новое поколение космических предпринимателей объединилось вокруг аналогичной картины, предсказывая цикл : как добраться до космос становится дешевле, люди будут делать там больше, что увеличивает ценность их жизни на Земле.- Тим Фернхольц, Quartz , «SpaceX и НАСА запускают астронавтов — и новую орбитальную экономику?», 26 мая 2020 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «добродетельный». Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение компании Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

Узнать больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *