Основные идеи толкотт парсонс: Толкотт Парсонс и его теория (стр. 1 из 2)

Автор: | 20.08.2020

Содержание

Парсонс Толкотт

Один из ведущих американских социологов-теоретиков, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Помимо разработки общесоциологических категорий занимался анализом вопросов культуры.

Сын священника. Изучал биологию и философию, учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927—1973 преподавал в Гарвардском университете, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений. В 1962—1968 несколько раз был в СССР, участвовал в работе семинара, который проходил в Институте социологии в Москве.

Т. Парсонс — президент Американской социологической ассоциации (1949), её секретарь (1960—1965). Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

Социология, по мнению Т. Парсонса, занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые имеют определенный статус в социальной структуре общества и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли.

Структурный функционализм Т. Парсонса – в высшей степени абстрактное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности. Структурно – функциональный анализ является принципом исследования социальной реальности как системы социальных явлений и процессов, каждый из которых имеет определенное назначение (функцию). Функция – это роль, которую исполняет структурный элемент по отношению к целому.

Общество как социальная система включает в себя определенные социальные структурные компоненты, которые функционально интегрированы в единое целое. Общество как социальная система должно быть приспособлено к изменениям среды, должно иметь цели своего развития и основываться на определенной системе ценностей.

Социальная структура общества представляет собой неподвижное единство постоянно изменяющихся социальных действий и является упорядочивающим взаимодействующие части элементом в социальной системе. В работе «Социальная система» (1951) Т. Парсонс проанализировал взаимосвязь социального порядка с социальной структурой общества. Социальная структура общества включает в себя социальный порядок и социальные нормы. Социальный порядок возникает под воздействием тенденций социальной системы к самосохранению и к сохранению определенных границ и постоянства по отношению к среде.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния экономической, политической, правовой подсистем и «социетальной общности». Социетальная общность — это совокупность социальных групп, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов.

Равновесное состояние социальной системы обеспечивает культура как структурный элемент, обеспечивая ту символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им в определении целей и средств их достижения.

Культура, в понимании Т. Парсонса, это — это все духовные и материальные достижения людей, которые являются результатом общественно-обусловленных действий на уровне социальной системы, в которой социальные действия биологически обусловлены и направлены на достижение целей путем организации взаимодействия; и, собственно, культурной системы, в которой происходит совершенствование ценностно – нормативной системы.

Т. Парсонс разработал теорию социального действия, в которой пытался найти компромисс между теорией Э. Дюркгейма, обосновывающего поведение индивида влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М.Вебера, в которой социальное поведение имеет внутреннее смысловое содержание.

Деятельность индивида, по мнению Т. Парсонса, это процесс целесообразного изменения и преобразования человеком мира и сознания, имеющий цель, средства ее достижения, и ориентируемый на результат. Осуществляя социальное действие, индивид реализует определенную функцию и взаимодействует со средой. К подсистемам социального действия Т Парсонс относил индивидуальное психологическое состояние человека; мотивационную структуру индивида — целедостижение как удовлетворение потребностей; совокупность образцов поведения, закрепленных в обществе; ценностно – нормативная система, обеспечивающая стабильное функционирование общества.

Индивиды, осуществляющие социальное действие, — акторы, могут вступать во взаимодействие по эмоциональным причинам (аффективность), либо основываясь на причинах инструментальных (аффективная нейтральность). Социальные действия индивидов направлены или на широкий спектр социальной деятельности («диффузность»), или на достижение специфических, структурированных целей (специализация).

Социальное поведение личности преобразуется в систему социальных ролей и статусов.

Основные труды:

  1. The Structure of Social Action (1937).
  2. Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949).
  3. «Toward a General Theory of Action» (в соавторстве, 1951).
  4. The Social System (1951).
  5. Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э.Шилзом и Р. Ф. Бейлзом).
  6. Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом).
  7. Economy and Society (1956, в соавторстве с Н.Смелзером).
  8. Structure and Process in Modern Societies (1960).
  9. Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961).
  10. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966).
  11. The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком).
  12. Sociological Theory and Modern Society (1968).
  13. Politics and Social Structure (1969).
  14. The System of Modern Societies (1971).
  15. The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом).
  16. Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977).
  17. Action Theory and the Human Condition (1978).

Сводные издания:

  1. Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
  2. Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983.

Издания на русском языке:

  1. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67..
  2. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972 (курс лекций по радио, сокр. перевод)..
  3. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525..
  4. Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997 (включает также интеллектуальную автобиографию Парсонса).
  5. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000 (включает библиографию и материалы о судьбе парсонсовского наследия в России).

Теория Парсонса: основные идеи и содержание

В истории социологии видное место занимает Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Благодаря деятельности этого профессора Гарвардского университета указанная дисциплина была выведена на международный уровень. Парсонс создал особый стиль мышления, для которого характерно убеждение в главенствующей роли научного познания, сводимого к построению систем и систематизации данных. Основная черта этого социального мыслителя заключается в умении проводить дифференциацию понятийного аппарата, а также в выявлении оттенков смыслов в утверждениях, сумевших уже занять свою прочную нишу в научном мире, и в способности изобретать все более новые и усовершенствованные аналитические схемы.

связи между людьми

К своим идеям, благодаря которым и увидела свет теория социальной системы Т. Парсонса, исследователь подошел, опираясь на познания в биологии, а также на труды европейских социологов и экономистов, работавших в конце 19 – начале 20 вв. Его учителями и кумирами были А. Маршалл, Э. Дюркгейм, М. Вебер и В. Парето.

Основная идея

Теория Парсонса явилась альтернативой марксистскому пониманию главенствующего значения революции в глобальном преобразовании мира. Работы этого ученого чаще всего оценивают как «трудные для понимания». Однако за частоколом сложной аргументации и абстрактных определений в теории Парсонса прослеживается одна большая идея. Она заключается в том, что социальная реальность, несмотря на ее противоречивость, сложность и необъятность, обладает системным характером.

Т. Парсонс являлся убежденным сторонником того, что начало научной социологии было положено в тот момент, когда все имеющие место связи между людьми начали рассматриваться учеными в качестве единой системы. Основоположником подобного подхода к построению общества был К. Маркс.

В своей теории социального действия Парсонс выстроил новую теоретическую структурно-функциональную модель. Ее он описал в своих трудах под названиями:

  • «Социальная система»;
  • «Структура социального действия»;
  • «Социальная система и эволюция теории действия».

Центральной идеей теории социального действия Т. Парсонса явилась мысль о наличии некоего состояния общества, когда согласие доминирует над конфликтом, то есть имеет место консенсус. Что это означает? Это говорит об организованности и упорядоченности социальных действий и всей общественной системы в целом.

В теории Парсонса выстроена концептуальная схема. Ее ядром является процесс взаимодействия различных социальных систем. При этом он окрашен личностными характеристиками и ограничен культурой людей.

В теории Парсонса рассматривается также и социальный порядок. По мнению автора, он содержит в себе ряд взаимосвязанных значений. Среди них – мысль о том, что в поведении каждого индивида нет случайностей. Во всех действиях человека существует дополнительность, согласованность, взаимность, а, следовательно, и предсказуемость.

Если внимательно изучить социальную теорию Т. Парсонса, то становится понятно, что автора, прежде всего, интересовали проблемы, касающиеся изменений и разрушений общественного порядка. Гарвардский профессор смог ответить на вопросы, которые в свое время волновали О. Конта. Этот ученый в своих трудах о «социальной статике» уделял основное внимание самосохранению, устойчивости и инерционности социального порядка. О. Конт полагал, что общество способно сопротивляться внешним и внутренним тенденциям, направленным на его изменение.

Теорию Т. Парсонса называют синтетической. Связано это с тем, что она опирается на различные комбинации таких факторов, как ценностное согласие, индивидуальный интерес и принуждение, а также на инерционные модели системы общества.

изображения голов мужчины и женщины

В социальной теории Парсонса конфликт рассматривается как причина дезорганизации и дестабилизации жизни общества. Таким образом, автором была выделена одна из аномалий. Парсонс считал, что основная задача государства состоит в поддержании бесконфликтного типа отношений между всеми элементами, составляющими общество. Это и позволит обеспечить равновесие, сотрудничество и взаимопонимание.

Рассмотрим кратко теорию социальной системы Т. Парсонса.

Основополагающие понятия

Теория действия Парсонса рассматривает те границы, которые существуют в действиях людей. Работая над своим трудом, ученый использовал в нем такие понятия, как:

  • организм, являющийся биофизической основой поведения индивида;
  • действие, представляющее собой нормативно регулируемое, целенаправленное и мотивированное поведение;
  • деятель, выраженный эмпирической системой действий;
  • ситуация, под которой подразумевается значимая для человека зона внешнего мира;
  • социальная система, в которой есть один или большее количество людей, между которыми происходят взаимозависимые действия;
  • ориентация на ситуацию, то есть ее значение для индивида, для его стандартов и планов.

Объекты взаимосвязей

Схема общества, рассматриваемая в теории Парсонса, включает в себя следующие элементы:

  1. Социальные объекты.
  2. Физические объекты. Это коллективы и отдельные индивиды. Они являются средствами и одновременно с этим условиями для осуществления действий социальными объектами.
  3. Культурные объекты. Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью.

Элементы действий

Любой деятель, по мнению Парсонса, всегда соотносит возникшую ситуацию со своими целями и потребностями. В этом случае происходит подключение мотивационного компонента. Это объясняется тем, что в любой ситуации основной целью деятеля является получение «награды».

Для теории действия мотив первостепенного значения не имеет. Гораздо важнее в этом случае рассматривать опыт деятеля, то есть его способность определить ситуацию для организации оптимального воздействия на нее. При этом должна последовать не просто реакция. Деятелю необходимо выработать свою систему ожиданий, учитывая особенности элементов ситуаций.

Однако порой все бывает намного сложней. Так, в социальных ситуациях деятелю важно рассмотреть те реакции, проявление которых возможно от других индивидов и групп. Это также должно быть учтено во время отбора варианта собственного действия.

люди улыбаются

В процессе социальной интеракции существенную роль начинают играть символы и знаки, которые несут в себе определенный смысл. Они становятся для деятелей средствами коммуникации. Таким образом, в опыт социального действия входит и культурный символизм.

Именно поэтому в терминологии теории Парсонса личность является организованной системой ориентации индивида. При этом наряду с мотивацией рассматриваются еще и те ценности, которые служат составными элементами «культурного мира».

Взаимозависимость

Каким образом рассматривается система в теории Т. Парсонса? В своих трудах ученый выдвигает идею о том, что любая из них, в том числе и социальная, обладает взаимозависимостью. Другими словами, если в одной из частей системы происходят какие-либо изменения, то это, непременно, скажется на ней в целом. Общее понятие взаимозависимости в социальной теории Парсонса рассматривается в двух направлениях. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Обусловливающие факторы

Из чего складывается первое из двух направлений взаимозависимости в обществе? Оно представляет собой те условия, которые способствуют образованию иерархии обусловливающих факторов. Среди них:

  1. Физические условия для существования (жизни) человека. Без них невозможно вести какую-либо деятельность.
  2. Существование индивидуумов. Обосновывая этот фактор, Парсонс приводит пример с инопланетянами. Если они существуют в пределах другой солнечной системы, то биологически они отличаются от человека, а, вследствие этого, ведут отличную от земной социальную жизнь.
  3. Психофизические условия. Они стоят на третьей ступени иерархии и являются одним из необходимых условий для существования социума.
  4. Система общественных ценностей и норм.

Контролирующие факторы

В теории социальной системы Парсонса широко раскрыто и второе направление взаимозависимости, которая имеет место в обществе. Оно представлено иерархией факторов управления и контроля. Придерживаясь данного направления, к рассмотрению общества можно подойти с точки зрения взаимодействия двух подсистем. Причем одна из них содержит в себе энергию, а вторая – информацию. Что же это за подсистемы? Первая из них в теории действия Т. Парсонса – экономика. Ведь именно эта сторона общественной жизни имеет высокий энергетический потенциал. При этом экономикой могут управлять люди, не участвующие в производственных процессах, но при этом организующие других людей.

общественные связи

И здесь немаловажное значение приобретает проблема идеологии, норм и ценностей, позволяющих контролировать общество. Реализуют подобную функцию в подсистеме (сфере) управления. Но при этом возникает очередная проблема. Она касается непланируемого и планируемого управления. Т. Парсонс полагал, что в этом случае главенствующую роль играет политическая власть. Она представляет собой тот обобщающий процесс, с помощью которого возможен контроль всех остальных процессов, происходящих в обществе. Таким образом, правительство является высшей точкой кибернетической иерархии.

Общественные подсистемы

Теория систем Парсонса выделяет в социуме:

  1. Организацию политической власти. Этот институт необходим для обеспечения контроля над тем, что происходит на территории государства.
  2. Воспитание и социализацию каждого человека, начиная с ранних лет, а также осуществление контроля над населением. Особую значимость данная подсистема приобрела в настоящее время в связи с возникшей проблемой информационной агрессии и господства.
  3. Экономическую основу общества. Она находит свое выражение в организации общественного производства и в распределении его продукта между индивидами и слоями населения, а также в оптимальном использовании общественных ресурсов, прежде всего, человеческих.
  4. Совокупность тех культурных норм, которые воплощены в учреждениях. В несколько иной терминологии данная подсистема является поддержанием культурных институциональных образцов.
  5. Систему коммуникаций.

Социальная эволюция

Каким образом рассматривает развитие общества теория Парсонса? Ученый придерживается мнения о том, что социальная эволюция представляет собой один из элементов развития живых систем. В связи с этим Парсонс утверждает о существовании связи между появлением человека, рассматриваемого как биологический вид, и возникновением обществ.

человечки держатся за руки

По мнению биологов, люди принадлежат только к одному виду. Именно поэтому Парсонс делает вывод о том, что все сообщества имеют единые корни, при этом пройдя следующие стадии:

  1. Примитивную. Для этого типа сообщества характерно наличие гомогенности его систем. В основе социальных связей лежат религиозные и родственные отношения. Каждый из членов такого общества играет предписанную ему социумом роль, которая, как правило, зависит от пола и возраста индивида.
  2. Продвинутую примитивную. В этом обществе уже появляется разделение на политические, религиозные и экономические подсистемы. Роль индивида при этом все более зависит от его успеха, приходящего с удачей или с полученными навыками.
  3. Промежуточную. В таком обществе происходит дальнейший процесс дифференциации. Он затрагивает системы социального действия, вызывая необходимость их интеграции. Возникает письменность. При этом грамотные люди отделяются от всех остальных. Ценности и идеалы человека освобождаются от религиозности.
  4. Современную. Начало этой стадии было положено в Древней Греции. При этом возникла система, для которой характерна социальная стратификация, в основе которой лежит критерий успеха, а также развитие поддерживающей, интегративной, целенаправляющей и адаптационной подсистем.

Предпосылки выживания общества

В теории действия Парсонса социум рассматривается, как целостная система. Основным ее критерием ученый считает самообеспечение, а также наличие высокого уровня самодостаточности к своему окружению.

Важное место при рассмотрении концепции общества Парсонс отводил определенным функциональным предпосылкам, к которым он относил:

  • адаптивность то есть умение приспосабливаться к воздействиям окружающей среды;
  • поддержание порядка;
  • целенаправленность, выраженную в стремлении достичь поставленных целей по отношению к окружающей среде;
  • интеграцию индивидов, как действующих элементов.

Что касается адаптации, то о ней Парсонс делал неоднократные высказывания, причем в разных контекстах. По его мнению, она является тем функциональным условием, которому должны отвечать любые социальные системы. Только в этом случае они станут способны выжить. Ученый полагал, что потребность в адаптации индустриального общества удовлетворяется благодаря развитию его специализированной подсистемы, которой является экономика.

руки на траве

Адаптация является тем путем, которым любая социальная система (государство, организация, семья) способна управлять своей средой обитания.

Для осуществления интеграции или сбалансированности социальной системы существует централизованная система ценностей.

При рассмотрении предпосылок выживания общества Парсонс развил идею М. Вебера, считавшего, что основу порядка составляет принятие и одобрение большинством населения тех норм поведения, которые поддерживаются эффективным государственным контролем.

Изменение социальных систем

Подобный процесс, по мнению Парсонса, является многогранным и носит довольно сложный характер. Все факторы, влияющие на изменение социальной системы, независимы между собой. Причем ни один из них не может рассматриваться в качестве первоначального. Изменение одного из факторов непременно отразится на состоянии всех остальных. Если перемены носят позитивный характер, то можно говорить о том, что они указывают на способность общества воплощать в жизнь заданные ценности.

радостные улыбки на лицах людей

Социальные процессы, происходящие при этом, могут быть трех типов:

  1. Дифференциация. Ярким примером такого типа общественного процесса является переход от традиционного ведения крестьянского хозяйства к индустриальному производству, выходящему за рамки семьи. Наблюдалась дифференциация в социуме и во время отделения высшего образования от церкви. Помимо этого, подобный тип социального процесса имеет место и в современном обществе. Он выражается в возникновении новых классов и слоев населения, а также в дифференциации профессий.
  2. Адаптивная реорганизация. Любая группа людей должна уметь приспособиться к новым условиям. Подобный процесс происходил с семьей. В свое время ей пришлось приспособиться к новым для нее функциям, продиктованным индустриальным обществом.
  3. Трансформация социума. Порой общество становится более сложным и дифференцированным. Происходит это за счет привлечения в него более широкого круга социальных единиц. Таким образом, в обществе появляются новые элементы с одновременным увеличением внутренних связей. Оно постоянно усложняется, в связи с чем изменяет свой качественный уровень.

Парсонс, Толкотт

План
Введение
1 Биография
2 Научная деятельность
3 Структурный функционализм
4 Теория социального действия
5 Социальный порядок
6 Социальные системы
7 Признание
8 Критика
9 Основные труды
10 Сводные издания
11 Издания на русском языке

Список литературы

Введение

Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

1. Биография

Сын священника. Изучал биологию и философию в Амхерсте, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927—1973 преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений. В 1962—1968 несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном.

2. Научная деятельность

Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Алана Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э.Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М.Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В.Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А.Маршалл, Г.Зиммель, З.Фрейд.

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических тестов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.

3. Структурный функционализм

Структурный функционализм:

  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

  • Общество должно быть приспособлено к среде.

  • У общества должны быть поставлены цели.

  • Все элементы общества должны быть скоординированы.

  • Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

4. Теория социального действия

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Подсистемы социального действия:

  • биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

  • система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).

  • социальная система — совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).

  • система культуры — культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

5. Социальный порядок

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

  • Тенденции социальной системы к самосохранению.

  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

  1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

  2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

  3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).

  4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).

  5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.

  6. Аскриптивное или достигнутое.

6. Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

7. Признание

Президент Американской социологической ассоциации (1949), её секретарь (1960—1965). В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

8. Критика

После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог».

9. Основные труды

  • The Structure of Social Action (1937)

  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)

  • Toward a General Theory of Action (1951, в соавторстве с Э. Шилзом)

  • The Social System (1951)

  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э.Шилзом и Р. Ф. Бейлзом)

  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)

  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н.Смелзером)

  • Structure and Process in Modern Societies (1960)

  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)

  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)

  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)

  • Sociological Theory and Modern Society (1968)

  • Politics and Social Structure (1969)

  • The System of Modern Societies (1971)

  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)

  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)

  • Action Theory and the Human Condition (1978)

10. Сводные издания

  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982

  • Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983

11. Издания на русском языке

  • Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.

  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972 (курс лекций по радио, сокр. перевод).

  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525.

  • Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997 (включает также интеллектуальную автобиографию Парсонса).

  • О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000 (включает библиографию и материалы о судьбе парсонсовского наследия в России).

  • Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [1]

Литература

  • Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961

  • Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975

  • Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976

  • Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976

  • The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978.

  • Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press, 1981

  • Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987

  • Robertson R., Turner B.S. Talcott Parsons: theorist of modernity. London; Newbury Park: Sage Publication, 1991

  • Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996.

  • Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999

  • Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000

  • Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001

  • Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2002

  • After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005.

  • Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1/2. М., 1968—1969

  • Критика теории «социального действия» Т.Парсонса. М.: ИНИОН АН СССР, 1982

  • Седов Л. А. Парсонс, Толкотт// Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, с.257-260[2]

  • Ковалев А. Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса// История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.3. М.: Канон, 1997, с.150-179

Список литературы:

  1. Парсонс: Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения

  2. Парсонс (Parsons) Толкотт на socio.rin.ru

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Парсонс,_Толкотт

Парсонс, Толкотт — Википедия. Что такое Парсонс, Толкотт

То́лкотт Па́рсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии.

Биография

Родился 13 декабря 1902 года в Колорадо-Спрингс. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (1863—1943) и Мари Августа Ингерсоль (1863—1949). Его отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского служителя, был первым служителем данного сообщества в Грили, Колорадо. К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс был профессором английского языка и вице-президентом колледжа. В период пребывания на посту служителя в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился довольно враждебно к социализму как идеологии[5]. Семья Парсонсов относилась к одним из древнейших семейств в истории Америки; его предки были одними из первых, кто прибыл из Англии в первой половине 17 века[6].

Т. Парсонс изучал биологию и философию в Амхерстском колледже, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927 году получил в Гейдельберге степень доктора философии по социологии и экономике.

В 1927—1973 годах преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений.

Парсонс был членом Исполнительного Комитета Гарвардского Центра Русских Исследований с 1948-го года, директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон. Парсонс побывал в ГДР летом 1948-го года, где был контактным лицом заинтересованных в русских беженцах в Германии[7]. Среди людей, с которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, были участники армии Власова — антисоветской армии, сотрудничавшей с Германией. Будучи в Германии, Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь об этом интеллектуальном «расследовании».

В 1962—1968 годах несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном.

Парсонс был сторонником профессионализации социологии и её экспансии в американские академические круги. Был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1949 году и являлся секретарем Ассоциации в 1960—1965 гг.

Скончался Парсонс от инсульта 8 мая 1979 года, будучи в Мюнхене, где он отмечал 50-летие своего Гейдельбергского диплома.

В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

Семья

Женился в 1927 году. В семье родились трое детей: Анна, Чарльз и Сьюзан. Его сын Чарльз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии и экспертом по философии Иммануила Канта. Дочь Анна покончила собой в июне 1964-го в возрасте 33 лет.

Научная деятельность

Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А. Маршалл, Г. Зиммель, З. Фрейд.

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.

Структурный функционализм

Структурный функционализм:

  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;
  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;
  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

  • Общество должно быть приспособлено к среде.
  • У общества должны быть поставлены цели.
  • Все элементы общества должны быть скоординированы.
  • Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Теория социального действия

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Теория социального действия

Подсистемы социального действия:

  • биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).
  • система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).
  • социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).
  • система культуры — культурные ценности и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.

Социальный порядок

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

  • Тенденции социальной системы к самосохранению.
  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

  1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).
  2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.
  3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).
  4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).
  5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.
  6. Аскриптивное или достигнутое.

Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

Критика

После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог».[источник не указан 3050 дней]

Научные труды

  • The Structure of Social Action (1937)
  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)
  • Toward a General Theory of Action (К общей теории действия) (1951, в соавторстве с Э. Шилзом)
  • The Social System (1951)
  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э. Шилзом и Р. Ф. Бейлзомruen)
  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)
  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н. Смелзером)
  • Structure and Process in Modern Societies (1960)
  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)
  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)
  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)
  • Sociological Theory and Modern Society (1968)
  • Politics and Social Structure (1969)
  • The System of Modern Societies (1971)
  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)
  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)
  • Action Theory and the Human Condition (1978)
  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982
  • Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983

Переводы

  • Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.
  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972
  • Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966)
  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества// Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525
  • Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997
  • О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.

Примечания

Литература

на русском языке
на других языках
  • Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961
  • Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975
  • Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976
  • Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976
  • The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978.
  • Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 1981
  • Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987
  • Robertson R., Turner B.S. Talcott Parsons: theorist of modernity. London; Newbury Park: Sage Publication, 1991
  • Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996.
  • Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999
  • Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000
  • Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001
  • Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2002
  • After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005.

Талкотт Парсонс — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Talcott parsons».


Busca Talcott parsons en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (нотиции)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые виды)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Talcott parsons» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь по списку произведений искусства по «Talcott parsons».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «пастырей Талкотта».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Талкотт Парсонс | Статья о Талкотте Парсонсе в The Free Dictionary

Родился 13 декабря 1902 года в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, американский социолог-теоретик; один из крупнейших представителей структурно-функциональной школы социологии. Президент Американской социологической ассоциации (1949).

Парсонс работал в Гарвардском университете с 1927 года. С 1946 по 1956 год он был заведующим кафедрой социальных отношений.

Парсонс опирался на работы М.Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла и В. Парето, а также о современном системном анализе, кибернетике и семиотике символов. Он поддерживает построение общей аналитической дедуктивной теории человеческого действия как основы для решения конкретных эмпирических проблем. Согласно Парсонсу, человеческая деятельность представляет собой самоорганизующуюся систему. Отличительная особенность этой системы, в отличие от систем физического или биологического действия, состоит в использовании символов, то есть в наличии таких символических регулирующих механизмов, как язык и ценности.Также отличительным является нормативное качество человеческого поведения, то есть зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм. Наконец, система действий человека отличается произвольностью, то есть определенной иррациональностью и независимостью от познаваемых условий окружающей среды и в то же время зависимостью от субъективных ситуационных детерминант. На этой основе Парсонс построил абстрактную формализованную модель системы действий, которая помещает культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы в отношения взаимного обмена.Одна из основных идей Парсонса — неизменность набора функциональных проблем, который всегда включает адаптацию, достижение цели, интеграцию, поддержание паттернов и управление напряжением. Решение этих функциональных проблем обеспечивается специализированными подсистемами. Таким образом, в социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема; достижение цели политической подсистемой; интеграция правовыми институтами и обычаями; и сохранение модели системой верований, моралью и такими агентами социализации, как семья и образовательные учреждения.

Парсонианские концепции существенно повлияли на американскую социологию, в том числе на эмпирические исследования. В то же время теория Парсонса подвергалась критике со стороны эмпирически ориентированных или радикальных буржуазных социологов, таких как Ч. Райт Миллс, за ее чрезмерную интеллектуальную сложность и консерватизм. Марксистские социологи критиковали теорию Парсонса за ее формализм, антиисторизм, идеализм, недооценку значимости социальных конфликтов и противоречий и апологетические цели.Марксистская мысль продемонстрировала несостоятельность претензий структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологической и антропологической теории; в то же время, однако, марксистская мысль не отрицает обоснованности системного подхода к анализу социальных явлений и процессов.

РАБОТЫ

Семейная социализация и процесс взаимодействия. Лондон, 1956. (Вместе с Дж. Олдсом и др.)
К общей теории действия. Кембридж, Массачусетс., 1959. (Под редакцией Парсонса и Э. А. Шилса)
Социальная система, 2-е изд. Гленко, Иллинойс, 1959.
Структура социального действия, 2-е изд. Нью-Йорк, 1961.
Экономика и общество. Лондон, 1964. (Совместно с Н. Смелзером).
Социальная структура и личность. Нью-Йорк, 1964.
Общества: эволюционные и сравнительные перспективы. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 1966.
Социологическая теория и современное общество. Нью-Йорк, 1967.
«Некоторые проблемы общей теории в социологии». В J. McKinney и E. Tiryakian, ред., Теоретическая социология. New York, 1970.
В русском переводе:
«Общетеоретические проблемы социологии». В г. Социология сегодня. Москва, 1965.
Информационный бюллетень Научного совета по проблемам конкретных социальных исследований АН СССР. 6, вып. 1–2. Москва, 1968. № 38: Москва, 1969.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Здравомыслов, А.G. Проблема интереса в социологической теории. Ленинград, 1964.
Новиков Н.В. Критика современной буржуазной «науки о социальном поведении». »Москва, 1966.
Социальные теории Талкотта Парсонса: критический анализ. Под редакцией М. Блэка. Нью-Йорк, 1961.
Гоулднер А. В. Грядущий кризис западной социологии. Лондон, 1970.

.

Парсонс, Талкотт | Статья о Парсонсе, Талкотте в The Free Dictionary

Родился 13 декабря 1902 года в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, американский социолог-теоретик; один из крупнейших представителей структурно-функциональной школы социологии. Президент Американской социологической ассоциации (1949).

Парсонс работал в Гарвардском университете с 1927 года. С 1946 по 1956 год он был заведующим кафедрой социальных отношений.

Парсонс опирался на работы М.Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла и В. Парето, а также о современном системном анализе, кибернетике и семиотике символов. Он поддерживает построение общей аналитической дедуктивной теории человеческого действия как основы для решения конкретных эмпирических проблем. Согласно Парсонсу, человеческая деятельность представляет собой самоорганизующуюся систему. Отличительная особенность этой системы, в отличие от систем физического или биологического действия, состоит в использовании символов, то есть в наличии таких символических регулирующих механизмов, как язык и ценности.Также отличительным является нормативное качество человеческого поведения, то есть зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм. Наконец, система действий человека отличается произвольностью, то есть определенной иррациональностью и независимостью от познаваемых условий окружающей среды и в то же время зависимостью от субъективных ситуационных детерминант. На этой основе Парсонс построил абстрактную формализованную модель системы действий, которая помещает культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы в отношения взаимного обмена.Одна из основных идей Парсонса — неизменность набора функциональных проблем, который всегда включает адаптацию, достижение цели, интеграцию, поддержание паттернов и управление напряжением. Решение этих функциональных проблем обеспечивается специализированными подсистемами. Таким образом, в социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема; достижение цели политической подсистемой; интеграция правовыми институтами и обычаями; и сохранение модели системой верований, моралью и такими агентами социализации, как семья и образовательные учреждения.

Парсонианские концепции существенно повлияли на американскую социологию, в том числе на эмпирические исследования. В то же время теория Парсонса подвергалась критике со стороны эмпирически ориентированных или радикальных буржуазных социологов, таких как Ч. Райт Миллс, за ее чрезмерную интеллектуальную сложность и консерватизм. Марксистские социологи критиковали теорию Парсонса за ее формализм, антиисторизм, идеализм, недооценку значимости социальных конфликтов и противоречий и апологетические цели.Марксистская мысль продемонстрировала несостоятельность претензий структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологической и антропологической теории; в то же время, однако, марксистская мысль не отрицает обоснованности системного подхода к анализу социальных явлений и процессов.

РАБОТЫ

Семейная социализация и процесс взаимодействия. Лондон, 1956. (Вместе с Дж. Олдсом и др.)
К общей теории действия. Кембридж, Массачусетс., 1959. (Под редакцией Парсонса и Э. А. Шилса)
Социальная система, 2-е изд. Гленко, Иллинойс, 1959.
Структура социального действия, 2-е изд. Нью-Йорк, 1961.
Экономика и общество. Лондон, 1964. (Совместно с Н. Смелзером).
Социальная структура и личность. Нью-Йорк, 1964.
Общества: эволюционные и сравнительные перспективы. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 1966.
Социологическая теория и современное общество. Нью-Йорк, 1967.
«Некоторые проблемы общей теории в социологии». В J. McKinney и E. Tiryakian, ред., Теоретическая социология. New York, 1970.
В русском переводе:
«Общетеоретические проблемы социологии». В г. Социология сегодня. Москва, 1965.
Информационный бюллетень Научного совета по проблемам конкретных социальных исследований АН СССР. 6, вып. 1–2. Москва, 1968. № 38: Москва, 1969.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Здравомыслов, А.G. Проблема интереса в социологической теории. Ленинград, 1964.
Новиков Н.В. Критика современной буржуазной «науки о социальном поведении». »Москва, 1966.
Социальные теории Талкотта Парсонса: критический анализ. Под редакцией М. Блэка. Нью-Йорк, 1961.
Гоулднер А. В. Грядущий кризис западной социологии. Лондон, 1970.

.

Парсонс Талкотт | Статья о Парсонсе Талкотте в The Free Dictionary

Парсонс Талкотт

(1902-79) Американский социолог, который, возможно, был самым влиятельным американским социологом 20-го века и ведущим современным представителем ФУНКЦИОНАЛИЗМА. Из-за того, что его опасения были столь широки, трудно кратко обобщить даже основные идеи Парсонса.

Среди его самых ранних работ был перевод книги Макса ВЕБЕРА Протестантская этика и дух капитализма , который во многом познакомил американских социологов с работой Вебера. ,Его первый самостоятельный крупный том, Структура социального действия (1937), включал оценку теоретического наследия ПАРЕТО, ДЮРКХЕЙМА и Вебера — как обычно в работе Парсонса, Маркс был заметным упущением. Все три этих мыслителя были представлены как пытающиеся найти решение того, что Парсонс назвал «проблемой социального порядка»: почему это общество не характеризуется «гоббсовской» войной всех против всех?

На этом первом этапе своего мышления Парсонс видел себя работающим в рамках «системы координат действия», рассматривая социальное действие как «волюнтаристское».Все трое избранных им теоретиков были представлены как способствующие отрицанию просто «позитивистской теории социального действия». Основываясь на их работе, он считал себя работающим над достижением единой, последовательной, «аналитической» социологической теории волюнтаристского социального действия. Это включало отказ от всех теорий, которые представляли социальное действие просто как автоматическую реакцию на внешние стимулы или пытались объяснить социальный порядок просто с точки зрения «принуждения» или «личного интереса».

По Парсонсу, в Структура социального действия и впоследствии ответ на «вопрос Гоббса» заключался в том, что социальное действие порождается, хотя и не просто определяется, общими НОРМАМИ и ЦЕННОСТЬЮ. Эти идеи были развиты в направлении функционализма и ТЕОРИИ СИСТЕМ, особенно в Социальная система (1951) и К общей теории действия (1951) (последний написан с Эдвардом Шилсом). Можно выделить три основных аспекта мышления Парсонса в этот период:

  1. понятие ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ общества;
  2. концепция социального порядка, которая представляет общества как внутренне взаимосвязанные и «самоподдерживающиеся» СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, функционирующие во «внешней среде»;
  3. общая теория «систем действия», разработанная на основе работ Роберта Бейлза (e.грамм. Рабочие документы по теории действия, Parsons, Bales and Shils, 1953) — см. МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ.

На заключительном этапе своей работы Парсонс также добавил к ним неоэволюционную модель социального развития (Общества; Эволюционные и сравнительные перспективы, , 1966) (см. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ УНИВЕРСАЛЫ, НЕОЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ). Все эти элементы работы Парсонса оказали огромное влияние в то время. Книги Парсонса стали виртуальными библиями для поколения социологов-функционалистов.Тем не менее, усиление акцента на примате норм и ценностей в его работе в сочетании с его системной точкой зрения (см. КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ) также вызывало много критики. Например, наряду с множеством общих критических замечаний, все более направленных на функционализм и эволюционную теорию (см. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ), росло подозрение, что мышление Парсонса (например, Parsons, 1964b; Parsons and Bales, 1955) включало сверхсоциализированную концепцию социального действия и воспитанный консерватизм. В результате в 1970-х и 80-х годах, когда общее господство функционализма в американской социологии также уменьшилось, интерес к работе Парсонса ослаб, хотя в последнее время он немного возродился.

Помимо его вклада в общую теорию, некоторые из более кратких, более эмпирических приложений Парсонса также были значительными и, можно сказать, выдержали испытание временем гораздо лучше, чем его общая функционалистская структура, например очерки о БОЛЬНОЙ РОЛИ, о ВЛАСТИ, об образовании и о расовой интеграции. В этих словах Парсонс демонстрирует острое аналитическое чутье в применении общих концепций к частным случаям. Исследования, вдохновленные концептуальным наследием Парсонса, также были обширными, особенно исследования, основанные на его концепции ПЕРЕМЕННЫХ ШАБЛОНА.На пике своего развития влияние Парсонса на американскую социологию было огромным. В Великобритании его роль bête noire , как правило, затмевает его значительный вклад в решение вопросов о том, как строить теории об обществе. См. Также СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, MILLS, MERTON, ТЕОРИИ СРЕДНЕГО ДИАПАЗОНА, GOULDNER.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *