Герои униженные и оскорбленные: «Униженные и оскорбленные» 📚 краткое содержание романа Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, сюжет, проблематика, смысл – Краткое содержание «Униженные и оскорбленные»

Автор: | 15.11.2020

Номинация «Литературное краеведение» Ф.М. Достоевский и герои романа «Униженные и оскорбленные»

МОУ «Еланская основная общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»

Номинация «Литературное краеведение»

Ф.М. Достоевский и герои романа «Униженные и оскорбленные»

Работу выполнила ученица 8 класса

Маркова Виктория Алексеевна(14 лет)

Руководитель : Тюрина Римма Александровна

учитель русского языка и литературы

тел. 6-27 93

email: elanshkola@yandex.ru

r.turina@yandex.ru

Введение

Ф. М. Достоевский — выдающийся писатель 19 века. Роман «Униженные и оскорбленные» – первое объемное произведение Достоевского. Его можно считать экспериментальным, поскольку многие художественные приемы, сюжетные линии и образы были детально разработаны писателем в последующих сочинениях. Этот роман привлекает меня тем, что заставляет о многом задуматься, погрузиться в философские мысли, подумать о жизни. А так же призывает к гуманности, человечности и воспитывает в человеке благородство, которого так не хватает в современном мире. Роман «Униженные и оскорблённые» поражает меня глубиною мыслей автора, проникновенностью и пониманием всей сложности человеческой души. В его книгах я нашла что-то такое, чего в других нет и что мне очень-очень близко, что это, я пока ещё не поняла, да и надеюсь, что не пойму, ведь это меня, наверное, и привлекает в его книгах.

Цель моей работы – это проследить за жизнью героев ,показать общество того времени.

Актуальность этого романа- это защита оскорбленных, униженных и обездоленных.
Этот роман, написанный Достоевским(1886), должен был напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, показан моральный протест против угнетения «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений, манера повествования перебивается романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя. 


Герои и их образы.

Две сюжетные линии романа — жизнь Ихменевых (судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли) — объединяются князем Валковским (отцом Нелли; сын же его, Алеша, имеет любовные связи с Наташей).
Петр Александрович Валковский — новый у Достоевского тип человека, раскрывающего свою отвратную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал человека, которому присущи безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, добродетельного.

Алеша – сын Валковского, это жертва дурной наследственности и развращенной среды (в его частых поездках к Жозефинам — присутствует прозрачный намек на сладострастие с привкусом разврата). Отсюда его вечное несовершеннолетие, инфантильность, наивное витание в облаках и отсутствие элементарных представлений о действительности.
Иван Петрович, изображен как литератор, от имени которого идет повествование. Достоевский открыто наделил героя своей литературной биографией и чертами своего характера, поэтому может казаться, что автор пишет якобы о себе. Он верен гуманистическому идеалу братства, добра и справедливости, зачастую присутствуют сцены пожертвования себя и своего здоровья ради спасения судьбы близких ему людей
.
Наташапервая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение со способностью испытывать болезненное наслаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие. Наталья Николаевна часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его, то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии. В дальнейшем писатель будет использовать подобный характер в романе «Преступление и наказание» (Катерина Ивановна Мармеладова), они схожи «эгоизмом страдания», как прогрессирующей болезнью, с необыкновенной художественной силой Достоевский покажет это в последующем романе.
Нелли (Елена), внучка старика Смита, законная дочь князя Валковского. Ее характер вобрал в себя все черты странного, нервного и пылкого человека. В то же время она была симпатична, но замыкалась в своей гордости и недоступности. Душа маленькой девочки уже была потрепана слезливыми и эмоциональными рассказами матери о своей жизни и о будущей судьбе Нелли (она часто ей говорила, чтобы Нелли никогда не ходила к
ним
и жила в нищете и бедноте), что передалось и девочке. Примечательно, что Нелли — подвержена эпилепсии, которой страдал после каторги сам Достоевский. Это еще раз доказывает тот факт, что в своем романе Достоевский описывал именно свою жизнь.

«Забитые люди».

Добролюбов в статье «Забитые люди» (1886), посвященной роману Достоевского, выделил в творчестве писателя глубокую «боль о человеке», страстную защиту человеческого достоинства «маленьких людей». В то же время критик отмечал, что князь Валковский не вполне удался писателю: в нем слишком «сгущены» черты негодяя. В дальнейшем подобный характер будет более реалистически разработан Достоевским в «Преступлении и наказании» (Лужин, Свидригайлов), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов). Верно было подмечено и то, что Достоевский хотел показать «гуманный идеал», представлявший собой анализ нашей бедной действительности, молодому таланту это удалось выразить со всей своей энергией и свежестью.

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин человеческой души, новое понимание тайн человеческой личности. Он показал что скрывается в этих тайниках и иногда, время от времени, мельком показывались настоящие чувства героев.
Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: 
«Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» 
Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него главными, и во всем последующем творчестве он будет пытаться раскрыть потенциал «бедных людей», показать насколько они униженны богатыми.
  Начало шестидесятых годов. Достоевский по-своему передал характер разной действительности жизни в своем романе.
     Писатель критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время притягательная сила капитализма воплощены в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. 
     Тема денег показана в творчестве Достоевского двояко. Слабые и обиженные жаждали денег не для власти, а для обороны. Валковский добивался денег для совершенно иных целей: в мире капитализма, он видел деньги как, единственный путь к «свободе» для любых преступлений. Он требовал власти, он жаждал ее, и всеми способами хотел добиться покорения ему слоев того общества
     Валковский – полюс зла в «Униженных и оскорблённых». Цинизм и корыстолюбие князя крайне противоположны благородству и стремлению Ивана Петровича помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность. 
     Семья Ихменёвых явилась полем борьбы между силами зла и силами добра, между Валковским и Иваном Петровичем. Николай Сергеевич Ихменёв, был мелкопоместным дворянином. Он воспитал Алёшу, как родного сына, но как только стал не нужен, Валковский выгнал его. 
     Однако самое жестокое горе принесла Ихменёву безрассудная страсть дочери. Иван Петрович любил Наташу, казалось, и Наташа отвечала ему взаимностью. Но в Петербурге она встретилась с Алёшей, и в сердце её вспыхнуло неугасимое чувство любви. Взаимоотношения между родителями сделали брак молодых людей невозможным, Наташа оставила своих родителей и стала жить с Алёшей невенчанная. 
     Алёша непрестанно клялся в любви Наташе, но был эгоистом, не мог устоять ни перед каким искушением, легко поддавался влиянию отца. Алёша женился по расчёту на семнадцатилетней Кате, обладавшей миллионным состоянием. 
     Валковский предложил покинутой Наташе поступить на содержание к богатому старичку. 
     Полузадохнувшуюся от оскорбления и негодования Наташу и спас Иван Петрович, вошедший к ней вдвоём с доктором.

    Человек восторжествовал. «Дьяволова правда» Валковского о человеке оказалась мнимой правдой. В мире есть и добрые и светлые, их купить нельзя. Их можно уничтожить, но их нельзя сломить нравственно, а вместе с тем нельзя сломить и надежду на торжество закона братства и любви.
«Униженные и оскорбленные» связаны с предшествующим творчеством Достоевского. Писатель использовал в своем романе некоторые темы, образы, мотивы, эпизоды, сюжетные ситуации более ранних своих произведений. Среди последних, наряду с упоминавшимися выше «Бедными людьми», следует назвать «Белые ночи», «Слабое сердце», «Неточку Незванову». Образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей», имеют аналогии и их любовные истории (оба героя не только уступают без борьбы любимую девушку счастливому сопернику, но даже содействуют соединению любовников). 

Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению местности северной столицы. Вознесенский проспект, Гороховая, Шестая линия Васильевского острова, Шестилавочная, Литейный проспект, Фонтанка и т.д. — все это исторически конкретные приметы Петербурга, которые изображен как типичный большой город той эпохи с присущими ему социальными противоречиями и контрастами. Здесь «самый главный князь Ротшильд», символизирующий власть денег, определяет человеческие судьбы и отношения. 
Мотив призрачности, туманности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе», вновь появляется в «Униженных и оскорбленных».Да и в последующих произведениях этот мотив зазвучит с новой силой. Оттенок угнетения маленьких людей богатыми и знатными так же появится в романах: «Преступление и наказание» и «Подросток». Герои романа, живущие в «самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре», где даже солнце какое-то не настоящее, а тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому солнцу. 
Достоевский выражает желание «обратиться в Эжена Сю, чтобы описывать петербургские тайны». Это желание он осуществил в «Униженных и оскорбленных». При изображении «петербургских тайн» Достоевский сознательно ориентировался на знаменитый роман Э. Сю «Парижские тайны», предоставлявший ему богатые возможности, а также использовал традиции «физиологического очерка» русской натуральной школы, авторы которого описывали жизнь петербургского «дна» и его обитателей во всем многообразии типов и характеров. В этом плане роман «Униженные и оскорбленные» во многом предвосхищает известный роман Вс. В. Крестовского «Петербургские трущобы». 
История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального «дна», где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. 
«Мрачная это была история, — так характеризует Иван Петрович судьбу Нелли, — одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…». 
Не менее трагичны судьбы и других героев романа, «униженных и оскорбленных». Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушилась личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича. 
Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее родственным ему Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром. 
Проповедь идей крайнего индивидуализма, откровенное превознесения собственного «я» дают возможность отнести Валковского к последователям немецкого философа М. Штирнера. О знакомстве Достоевского с философией Штирнера свидетельствует прежде всего отражение идей немецкого философа в творчестве Достоевского 1860—1870-х гг. Писатель-гуманист не только

глубоко и всесторонне исследует природу крайнего индивидуализма и эгоизма человеческой личности, но и ищет пути их преодоления. Однако индивидуализм и аморализм Валковского имел также жизненные истоки и в русской действительности того времени, в современной Достоевскому буржуазной индивидуалистической этике. 
«Жизнь — коммерческая сделка, — утверждает в беседе с Иваном Петровичем Валковский, — даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, — вот моя нравственность <…>. Идеалов я не имею и не хочу иметь <…>. В свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов…». 
Если Валковский принадлежит к «подлому типу», то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, «невинность» придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым. 
В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу. 
Представляя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его. 
Проблему эгоизма в ее философском и социальном плане, занимающую главное место в романе, Достоевский исследует всесторонне, с большой психологической глубиной. Эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях представляется ему большим социальным злом, источником «неблагообразия» мира и человеческих отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их взаимопониманию и единению. 
Характерен ранний интерес писателя к этой проблеме: в кругу петрашевцев молодой Достоевский, согласно его показаниям Следственной комиссии, делал сообщение на тему «О личности и эгоизме», в котором стремился доказать, что между людьми «более амбиции, чем настоящего человеческого достоинства» и что «размельчание личности» нередко происходит «от мелкого самолюбия, от эгоизма и от бесцельности занятий». 
Валковский — носитель самого страшного —подлого, циничного, «волчьего эгоизма». Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен «эгоизм страдания», в котором она гордо и ожесточенно замыкается. «Эгоизм страдания» характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича. 
Выход из заколдованного круга ожесточенного страдания, безысходного отчаяния и гордого одиночества, по мысли писателя, лишь один — в милосердной любви, прощении и забвении обид. Достоевский напоминает о вечных христианских истинах. Надежды на будущее возрождение русского общества он связывает в послекаторжный период с идеей нравственного обновления человека на христианских началах. Религиозно-этический смысл романа выражен в наивных, трогательных и несколько декларативных словах старика Ихменева, нашедшего в себе силы простить свою потерянную дочь: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень <…>. Мы пойдем рука в руку…». 


Философский и духовный характер романа.

«Униженные и оскорбленные» — самый «книжный», самый «литературный» роман Достоевского. Он связан с многообразными традициями русской (Пушкин, Грибоедов, Островский и др.) и западно-европейской литератур — немецкой, английской, французской. Отмечались, в частности, сюжетные параллели между «Униженными и оскорбленными» и повестями Пушкина «Станционный смотритель» и «Дубровский». Традиционны сравнения Нелли с героинями Гете и Диккенса, по мнению ученых к Гофману и Э. Сю,, восходят также некоторые сюжетные линии истории Нелли, в частности таинственная и загадочная судьба ребенка из богатой семьи, брошенного на произвол судьбы. Наташу Ихменеву сравнивают со «свободными» героинями Ж. Санда, упорно отстаивающими в борьбе с общественной моралью свое право на счастье. 
Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в произведениях Руссо, Шиллера, Гофмана и других, изображавших утонченных циников, сладострастников и представителей аморализма (Н. Вильмонт наметил также ряд сюжетных, идейных и характерных параллелей между романом Достоевского и драмой Шиллера «Коварство и любовь»). 
Отмеченные литературные аналогии и сходства нисколько не снижают художественной самобытности романа Достоевского. Как справедливо заметил В.Я. Кирпотин, в «Униженных и оскорбленных» Достоевский «не подражатель, не ученик, а самостоятельный мастер, для которого Пушкин, русские «физиологи», книги Диккенса, Шиллера, Гофмана были только элементами того объемлющего опыта мировой литературы, который он впитывал в себя и ассимилировал как часть духовной пищи, необходимой ему для того, чтобы сформировать свое оригинальное мастерство». 
«Униженные и оскорбленные» — во многом переходное в творчестве Достоевского произведение. Это первый, еще не вполне художественно совершенно-точный опыт нового для писателя «идеологического романа». В нем содержатся зачатки многих идей, образов, поэтики зрелого Достоевского. Некоторые черты характера и психологического облика сближают Наташу Ихменеву с Дуней Раскольниковой и Катериной Ивановной («Братья Карамазовы»). Юную Нелли роднят с Катериной Ивановной («Преступление и наказание») и Настасьей Филипповной («Идиот») не только гордость, благородство характера, но также и неумение прощать, своеобразный «эгоизм страдания». 
Черты самоотверженника, забывающего о себе ради благополучия и счастья любимой женщины, отчасти сближают Ивана Петровича с «положительно прекрасным человеком» князем Мышкиным. 
Роман после его публикации привлек внимание критиков различных направлений — А.Н. Плещеева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Г.А. Кушелева-Безбородко, А.П. Хитрова и др. Расходясь в оценке идейно-художественных достоинств романа, критики, однако, почти единодушно признали его занимательность и увлекательность. 
Наиболее содержательные анализы романа принадлежат Чернышевскому и Добролюбову. Особого внимания заслуживает отзыв о романе Ап. А. Григорьева, вызвавший ответный отклик Достоевского. Первоначально, критик увидел в романе стремление «высоко-даровитого автора» «Двойника» преодолеть напряженное направление «сентиментального натурализма» и сказать новое, «разумное и глубокосимпатичное слово». Несколько позднее Григорьев упрекнул автора «Униженных и оскорбленных» в книжности и фельетонизме. Так, в частности, критик писал Н.Н. Страхову 12 августа 1861 г.: «Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского. Что за безобразие и фальшь — беседа с князем в ресторане (князь — это просто книжка!). Что за детство, т.е. детское сочинение, княжна Катя и Алеша! Сколько резонерства в Наташе и какая глубина создания Нелли! Вообще что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни
В 1864 г. Страхов опубликовал в журнале «Эпоха» свои «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве». В одном из приведенных писем Григорьева к Страхову в частности, говорилось, что редакции «Времени»

«следовало не загонять, как почтовую лошадь, высокое дарование Ф. Достоевского, а холить, беречь его и удерживать от фельетонной деятельности…»
Достоевский позднее следующим образом откликнулся на отзыв Ап. Григорьева: «В этом письме Григорьева, очевидно, говорится о романе моем «Униженные и оскорбленные» <…>. Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я и один только я. Так я писал и всю мою жизнь, так написал все, что издано мною, кроме повести «Бедные люди» и некоторых глав из «Мертвого дома» <…>. Совершенно сознаюсь, что в моем романе выставлено много кукол, а не людей, что в нем ходячие книжки, а не лица, принявшие художественную форму (на что требовалось действительно время и выноска идей в уме и в душе). В то время как я писал, я, разумеется, в жару работы, этого не сознавал, а только разве предчувствовал. Но вот что я знал наверно, начиная тогда писать: 1) что хоть роман и не удастся, но в нем будет поэзия. 2) что будет два-три места горячих и сильных. 3) что два наиболее серьезных характера будут изображены совершенно верно и даже художественно <…>. Вышло произведение дикое, но в нем есть с полсотни страниц, которыми я горжусь. Произведение это обратило, впрочем, на себя некоторое внимание публики». 
Достоевский в 1864 г. склонен был согласиться с Григорьевым и теми критиками, которые упрекали его в том, что в «Униженных и оскорбленных» он не освободился до конца от традиционной схемы демократического романа-фельетона 1840—1860-х гг. с характерными яркими контрастами добра и зла. Но в то же время писатель отчетливо сознавал свое новаторство, он высоко ценил художественную силу и психологическую глубину некоторых образов «Униженных и оскорбленных».

Заключение.

Ф.М. Достоевский в своём произведении выложил душу, открыл глаза людям на происходящее в то время. Он показал боль и сострадания людей, их протест против вероломства и жестокости. Также автор призывает читателей к сочувствию, милосердию. Достоевский, описывая быт и жизнь бедных людей, показал обществу, чего нельзя допускать, чтобы это стало нормальным явлением.

Прочитав этот роман, каждый сам для себя должен сделать выводы, узнать что-то новое и усвоить некоторые уроки жизни.

Литература.

1. Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8. СПб., 1906

2. Бурсов Б. И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1979

3. Григорьев А. А. Материалы для биографии. Под ред. В. Княжнина. СПб.,1917.
4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.14. Л., 1976.; Т.3. Л., 1972.
5. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Избр. ст. М.: Сов. Россия, 1978
6. Н. Отверженный, Штирнер и Достоевский / Н. Отверженный (И.Г. Булычев). – М.: Голос труда. Военная типография, 1925

7. Чернышевский. Н. Г. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т 8. СПб., 1906

Интернет ресурсы:

1. Copyright (c) 2009-2016 Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей.

2. School-essays.info – бесплатная электронная библиотека.

3. © 2012 — 2016   Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества» http://www.fedordostoevsky.ru/


Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

Анализ №2

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении  трёх месяцев, однако затянулся на  три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы. Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных  стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью. Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.  

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Униженные и оскорблённые

Анализ романа Униженные и оскорблённые

Популярные сегодня темы

  • Дядя Хвост в рассказе Тургенева Муму — сочинение

    Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной

  • Сочинение эссе Образование: вчера, сегодня, завтра

    Образование настолько важно нашем мире, что без него нельзя нашу жизнь представить ни вчера, ни сегодня, ни завтра.

  • Сочинение Хорошая семья

    Семья играет далеко не последнюю роль в жизни абсолютно каждого человека. То, в какой семье рос и развивался человек, влияет на создание его собственной ячейки общества в будущем

  • Сочинение Описание лесного озера

    Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных

  • Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого

    Лев Николаевич Толстой является автором в произведения Война и мир. Автор произведения позволил себе исправить некоторые факты, связанные с войной 1812 года. Многие историки по сей день рассуждают о том

Почему герои романа униженные и оскорбленные не могут быть счастливы?

Так же, как другие люди, писатели обладают и положительными, и отрицательными качествами, которые еще преломляются в восприятии людей. Скажем, антисемитизм в то время был распространен, настолько, что подобных взглядов никто не стеснялся, даже образованные, просвещенные люди, знаменитые писатели и историки.

Необходимо учитывать также, как Достоевский развивался, а не родился сразу великим писателем, и, на мой взгляд, говорить, что он был такой отрицательной личностью в отрыве от истории его жизни, нельзя. Он начинал писать и публиковаться в 1840-е гг., когда он только начинает жить, в 28 лет, его собирались казнить, но вместо этого отправили в ссылку, прощение было объявлено в 1856 году. До сих пор спорным остается, почему он написал эти верноподданические стихи. Отчасти, это следование традиции, но может быть и желание выслужиться, хотя в этом случае не понятно, зачем Достоевский так долго ждал, мог бы сразу после вынесения приговора написать. И к тому же Николай I его все равно не освободил, а петрашевцев амнистировал Александр.

Неверно говорить, что после ссылки Достоевский «прогибался под систему». Хотя и почвеннические взгляды писателя сейчас могут показаться проправительственными, на самом деле, в то время не все тексты почвенников могли быть безнаказанно опубликованы. В частности, журнал «Время», который Достоевский издавал вместе со своим братом, был закрыт после публикации в нем статьи по поводу польского вопроса. Статья была истолкована как антиправительственная. 

В самых известных произведениях Достоевский, как мне кажется, очень едко иронизирует над всей той системой, и над церковью, и над народничеством. У него нет такого дидактизма, чтобы можно было считать его взгляды проправительственными.

В 1870-е гг., правда, по турецкому вопросу он высказывает консервативные взгляды, но в это время даже западники-либералы, которых и без того оставалось мало, высказывали подобные мысли. После 1866 г., когда прошли студенческие поджоги, в которых подозревали поляков, многие, даже просвещенные люди, стали полонофобами.

То есть, я хочу сказать, что все гораздо сложнее, чем может показаться. Надо просто учитывать контекст, в котором был написан то или иное произведение, и не принимать высказывания писателя, сделанные больше 100 лет назад, за призыв к действию, тогда все встает на свои места. И конечно надо относится к любому писателю, как к человеку, который развивался, сомневался и ошибался, а не как к пророку или идолу.

Фёдор Достоевский «Униженные и оскорблённые»

Если верить дате, поставленной в книге после точки, «Униженные и оскорбленные» Достоевский написал в 1861 году. Символично. Этот роман принято относить к ранним вещам писателя, и мне неоднократно встречалось мнение, будто он – не лучший в творческом наследии Федора Михайловича. Конечно, с такими монументами, как «Преступление и наказание» или «Идиот» этому роману соревноваться трудно. Но мы пойдем другим путем и просто не будем сравнивать, а рассмотрим произведение вне контекста таким, какое оно есть.

Одно небольшое отступление: творчество Достоевского я позорным образом проигнорировал. Пройдя по школьной программе историю Раскольникова, попытался одолеть «Идиота», но не осилил – из-за возраста. Тогда мне было интереснее читать про ракеты и космических принцесс (впрочем, интересно и сейчас, но поле зрения расширилось), поэтому ищущий правды ФМ (для краткости) показался мне весьма унылым и занудным – не смог я продраться сквозь чудовищные монологи длиной в несколько страниц. Не смог. А в них-то и заключалась вся соль.

И вот настало время.

В принципе, история, рассказанная в романе, проста. Обычная история семейных и любовных отношений, где эгоистические интересы ставятся выше заботы о ближнем, порождая страдания, становясь причиной личных трагедий. Дочь уходит от отца, инфантильный парень – от невесты, внучка отвергается дедом. И все это на фоне грязного холодного Питера, с его свинцовыми тучами и «полубезумными» обитателями, злобными, невежественными, мелкими людишками, унизить и оскорбить человека для которых – проще простого.

Достоевскому интересны социальные низы – он увлеченно живописует быт простых людей, вынужденных встать на крайнюю черту, побираться, страдать от болезней (чаще чахотки) и голода. В столь нечеловеческие, сами по себе унизительные условия Достоевский помещает нормальных, хороших людей, словно в агрессивный химический раствор, как бы стараясь понять – сломается его персонаж или нет. Тварь ли он дрожащая или право имеет? Его герои страдают, сильно, отчетливо, порой надрывно и долей мелодраматизма. Князь унижает девушку. Отец проклинает дочь. И на фоне всех этих событий возникает основной вопрос: для чего все это?

Для того, чтобы показать – страдание, униженное состояние возвышает человека. Страдание и боль очищают. Даже излечивают от эгоизма и иных пороков. Человек потому называется таковым, что может удержаться от морального падения, даже несмотря на то что его унизили, вопреки этому, потому что он познал боль и муки страдания. Поэтому никаким князьям и мещанкам никогда в жизни не понять, каким свиньями, по сути низменными животными они являются. Для них унижение – норма. Плюнули им в лицо сильные, они попросят добавки. И точно так же будут делать сами со слабыми. Только для настоящего человека унижение – не норма. Именно поэтому его персонажи так мучаются, ищут. Потому что понимают – так быть не должно. Как это прекрасно понимала больная Нелли, протягивая на улице руку за подаянием, стараясь морально оправдать попрошайничество: «у одного просить стыдно, а у всех не стыдно» (неточная цитата).

Еще одну важную мысль вкладывает писатель в этот роман. Мысль, что человек со временем смиряется со своим униженным состоянием, а это крайне опасно. Человек, рожденный в нищете, будет воспринимать плевки богачей как норму, что гораздо хуже, потому что унижение въелось ему в кровь и будет передаваться из поколения в поколения, порождая целую нацию униженных людей, отмена крепостного права для которых во многом стала актом символическим.

Вот такие мысли возникают после прочтения.

Что касается технической составляющей письма и авторского стиля, тут действительно можно сказать, что Достоевский выполнил картину грубыми мазками, с сильным контрастом и без полутонов. Не хватает ему пока изящества. Сюжет схематичен, прорисовка героев не так тонка, как хотелось бы. В начале романа действие провисает, и читать лично мне было тяжеловато. Но зато в тексте есть две-три действительно мощных сцены. Особенно запомнился диалог автора-рассказчика с князем.

В сухом остатке: отличное произведение русской классической литературы, в котором можно четко проследить основные «проклятые» вопросы осознанного выбора между добром и злом, которые ставил Достоевский во всем своем творчестве.

Приятного чтения.

“Униженные и оскорбленные”, анализ романа Достоевского 👍

“Униженные и оскорбленные” – психологический эксперимент Достоевского

“Униженные и оскорбленные” Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Идея романа зародилась еще в 1857 году, но к реализации замысла классик приступил лишь три года спустя. Весной 1861-го в журнале “Время”, который издавался под редакцией самого Достоевского и его младшего брата Михаила, увидела свет первая часть произведения.

Остальные части романа печатались затем в каждом номере журнала.

“Униженные и оскорбленные” – первое

объемное произведение Достоевского. Его можно считать экспериментальным, поскольку многие художественные приемы, сюжетные линии и образы были детально разработаны писателем в последующих сочинениях. Достоевский показывает общество своего времени.

Он возвращается к теме “бедных людей”, к защите оскорбленных, униженных и обездоленных.

Без полутонов

Герои романа четко поляризованы. Петр Александрович Валковский всецело служит злу. Этот человек вобрал в себя практически все негативные черты богатых людей: эгоизм, черствость, корыстолюбие.

Он готов добывать деньги любой ценой. Ради выгоды

князь способен на любую жестокость и подлость. Он и женился-то ради денег, а затем обобрал и выгнал на улицу беременную мать Нелли.

О сыне Валковский вспоминает лишь тогда, когда появляется возможность выгодно его женить. Ради этого князь цинично разрушает благополучную семью Ихменевых, оклеветав помещика Николая Сергеевича. А ведь этот человек воспитал его сына, восстановил разоренное имение.

Валковский многим обязан Ихменеву, но вместо благодарности отплатил ему подлостью.

Внешне князь красив, однако его выразительные черты, о которых много раз вспоминает автор, контрастируют с низменной натурой. Постепенно читателю становится ясно, что любезное обращение и светский лоск – всего лишь маска, скрывающая подлинное лицо Валковского. Это личность сильная и коварная, ему доставляет удовольствие манипулировать людьми, использовать в своих целях их благородство и преданность. Князь предлагает деньги Ивану Петровичу за то, чтобы тот женился на Наташе, которую бросил сын Валковского.

Петр Александрович хочет выглядеть в глазах отпрыска заботливым отцом. Неужели этот человек дорожит мнением Алеши? Ничуть, ему просто нужно иметь с сыном хорошие отношения, чтобы без проблем завладеть деньгами его богатой невесты.

В противовес Валковскому автор создал Образ рассказчика Ивана Петровича. Это начинающий писатель, в биографии которого прослеживаются некоторые совпадения с жизненными этапами молодого Достоевского. Благородство и стремление Вани помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность, крайне противоположны цинизму и корыстолюбию князя.

Иван Петрович своей самоотверженностью и добротой спасает Нелли, помогает Наташе вернуться в семью. Он готов уступить другому мужчине свою возлюбленную, если она будет счастлива.

Выбор и шанс на спасение

В романе четко прослеживаются две основные Сюжетные линии : история семейства Ихменевых и трагедия Смитов. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения.

И эта семья получила некоторые шансы на спасение. Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить унижения и оскорбления. Просто он считает, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо.

Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.

В сетях своего эго

“Униженные и оскорбленные” можно назвать психологическим трактатом по исследованию такого явления, как Эгоизм. Самым откровенным его проявлением, почти не прикрытым, являются поступки Валковского.

Его сын Алексей тоже эгоистичен. Он не может устоять против перспектив обеспеченной жизни. В метаниях между Катей и Наташей перевес оказывается на стороне Кати, благодаря ее миллионам.

Алеша понимает, что не сможет обеспечить семью, если отец откажется его содержать. Самоотверженное желание Наташи работать не находит в нем отклика.

Своеобразный жертвенный эгоизм проявляет и Наташа. Упиваясь собственными страданиями, она не хочет замечать мук родителей. Ее ослепляет чувство к Алексею, но это любовь эгоистичная, порабощающая: “…чтоб он был мой, поскорее мой…”.

Наташа, рассказывая Ивану Петровичу о своих любовных переживаниях, не понимает как жестоко поступает с любящим ее человеком.

Не менее эгоистичны в своих гневных обидах старик Смит и Николай Сергеевич Ихменев. Погруженные в ненависть, они не замечают страданий близких людей. Их гордыня сильнее любви.

Наиболее тонко “эгоизм страдания” выписан в Образе Нелли. Ей нравится чувствовать себя жертвой. Девочка отвергает заботу о себе, не хочет верить людям, считая их жестокими.

Она готова голодать, бродяжничать и нищенствовать, но не желает менять свой образ жизни: “ни я первая; другие и лучше меня, да мучаются”.

Герои, характеры и символы

Современники Достоевского встретили роман по-разному. Чернышевский считал его “одним из лучших”, а Добролюбов был более сдержан и нашел в произведении массу недостатков. Столь противоположные оценки дают “Униженным и оскорбленным” и сегодня. В одном, правда, литературные критики и читатели единодушны: роман привлекает остротой поднятых социальных и психологических проблем.

В нем Достоевский впервые предстал как будущий мастер Психологического реализма.

Нет консолидированного мнения и о том, кто является Главным героем произведения. На него претендуют трое: Иван Петрович, Наташа Ихменева и князь Валковский.

Большую роль в романе играют диалоги. Именно в них раскрываются характеры героев, проявляются их чувства. К примеру, разговор Валковского и Ивана Петровича во время ужина в ресторане обнажает всю суть вероломного и бездушного князя.

А бытовые подробности и действия изображены Достоевским почти схематично.

В романе немало Символичных сцен. Когда Ихменев проклинает Наташу, у него из кармана выпадает портрет дочери. Читателю становится понятно, что старик по-прежнему любит Наташу.

Не менее символична смерть Азорки – собачки дочери Смита. Старик словно переносит на нее всю любовь к потерянной дочери и не может пережить смерть животного.

В романе есть эпилог, однако многие вопросы так и остаются нерешенными. Читателю остается лишь надеяться, что униженные и оскорбленные все же заслужили свое счастье, выстрадали его.

Отзывы о книге Униженные и оскорбленные

Достоевский не относится и никогда не относился к «легкому чтению». Честно говоря, так можно сказать почти про всю русскую классику. «Униженные и оскорбленные» — это не роман для уютных вечеров с чашечкой чая или бокалом вина. Вообще приступать к чтению книг Достоевского нужно, находясь в каком-то особом состоянии духа (вы ничего такого не подумайте, это не пропаганда запрещенных веществ). Я имела ввиду, что настроение должно быть какое-то меланхоличное что ли…… Я думала, что писать рецензию на эту книгу будет сплошным мучением, так как все слишком тягомотно и то да потому, но я ошиблась. Это будет не, скажем так, стандартный отзыв на произведением отечественного классика, где я бы, возможно, писала о том, какой тонкой душевной организации главный герой, как он смел, горд и благороден. Это будет отзыв человека, искреннее любящего и периодически читающего нашу достаточно депрессивную отечественную классическую литературу, но уже вышедшего из возраста, когда все или слишком сахарно-ванильно, или трагично до трагизма или очень волнительно, или совсем не понятно, что же этим пассажем автор хотел до нас, читателей, донести. Отзыв получился дерзкий, зато с чувством и с расстановкой. Мне даже кажется, что в порыве какого-то странного вдохновения у меня получился отзыв-рассуждение-рассказ, но местами даже забавно. Если у вас нет чувства юмора (без обид) или просто не нравятся такие вот (иногда глупые) мысли вслух, то проходите мимо.)))

Униженные и оскорбленные…… Да практически ни к одному из героев у меня не возникает позитивных чувств, даже жалости. Начнем по-порядку. Главный герой — Иван Петрович (собственно рассказчик) — человек неглупый, писатель, написал пока только один удачный роман, получивший положительные рецензии критиков. А теперь он что-то пишет «в стол», перебивается случайными заработками. В связи с чем можно сделать вывод, что наш писатель беден. Иван Петрович безответно влюблен в Наталью Николаевну Ихменеву, с которой знаком с малых лет, он вхож в ее семью, можно сказать воспитывался родителями девушки. Но как в хорошей любовном романе у Достоевского намечается треугольник, а именно: между Иваном Петровичем, Наташей и ее гипотетическим женихом и таким же гипотетическим мужем Алексеем Валковским. Молодые люди все никак не могут пожениться, да что там, жить вместе даже начать не могут. Их семьи против брака, да тут еще старая вражда между отцами влюбленных, грозящая дуэлью. Вот замес так замес. И еще Наташа гордо хлопнув за собой дверью, ушла из отчего дома. Неблагодарная….Глупее всех в этой ситуации выглядит Иван Петрович, который мало того, что сам в Наташу влюблен, так и еще ведет себя как полный болван, помогая ей и ее «Алеше» устраивать свидания, мирить их, он долго и упорно оправдывает Алешу в глазах Наташи. Самое нелепое в этой ситуации то, что барышня знает про чувства Ивана Петровича и пользуется этим по полной катушке. Ой, Иван Петрович, дорогой, вы не откажите же мне… знаю, любите меня и все для меня сделаете.. и т.д. и т.п. Это кстати не цитата, а весьма приблизительный вольный пересказ.

Но сам жених Алеша это отдельный разговор. Типичный пижон, богатенький «ничегонеделавший» в этой жизни, мальчик, а к тому же он ужасно инфантилен и глуп, мнения своего в принципе не имеет. Вот куда ветер дунет, туда парня и несет. Решил его отец (знакомьтесь, князь Петр Валковский, или просто князь), чтобы поправить свое (отца князя) финансовое состояние, выгодно женить сына, так тот и рад и говорит, что нежнее и чудеснее новой невесты и на свете не сыщешь, причем говорит это в присутствии самой своей невесты Наташе Ихменевой. Не, ну а что тут такого. Приехал князь к Наташе Ихменевой (якобы он все обдумал и решил, что жестоко ошибался и лучше Наташи и нет никого), плел ей и Ивану Петровичу (а этот тут откуда и зачем да?! Сюрпрайз, так сюрпрайз) всякую ерунду, что выгодный брак расстроился по неведомым обстоятельствам и вот тут вы, Наташа, так нельзя кстати рядом оказались. А Алеша и рад, уши развесил, наконец батя, с которым у него и так отношения натянутые (князь называет сына всеми теми эпитетами, которые я приводила выше, и вообще плевать он хотел на какие-то там чувства сына), показал, что не безразличен к его желаниям.

И вся эта бразильская и сильно затянувшаяся мыльная опера с элементами трагедии уже сильно поднадоела, когда книга перевалила за середину. Но, ей Богу, как бальзам на душу, был в конце 3 части диалог князя Валковского старшего и пресловутого Ивана Петровича. Вот все четко и по делу сказал князь. Здесь не хочу быть голословной и поэтому вставлю несколько цитат, которые мне особенно полюбились. Я, кстати сказать, на стороне князя по части его мнения о всей этой ситуации вокруг Алеши, Наташи и Ивана Петровича.

А вот что меня удивляет: что за охота вам играть роль второго лица?

и вот мое любимое:

«…Алеша отбил у вас невесту,…,а вы, как какой-нибудь Шиллер, за них же распинаетесь, им же прислуживаете и чуть ли у них не на побегушках… Вы уж извините меня.

Иван Петрович ведет же себя благородно, подобные комментарии в свой адрес воспринимает с гневом и вообще считает, что каждый бы помог и посочувствовал женщине в положении Натальи Ихменевой.

Потом правда князь нажрался, как свинья, начал рассуждать про женщин и разврат, про то, как хорошо на свете живется эгоистам и от жизни надо брать вот прямо все, что в руки идет.

Хочу еще сказать, что слишком много у господ-дворян было много свободного времени, чтобы страдать в одиночестве, беспокойно сутками ходить туда-сюда по комнате и думать, когда же придет мой любимый. Потом, уже как по индийскому сценарию, они все: отец Алеши, Наташа Ихменева, сам Алеша и Катенька (да, забыла сказать, так зовут «новую любовь» Алешеньки) приезжают друг к другу в гости, Катя и Наташа очень хотят друг с другом познакомиться, чтобы наконец уже решить этот «вопрос с Алешей» по-серьезному (молодцы, бабы, все взяли в свои руки), а наш добрый друг Иван Петрович вновь выступает в роли третейского судьи и ездит между их домами и все всем догладывает: с кем он поговорил, что кто кому о ком что сказал и все, абсолютно все, интересуются его мнением. Совсем забыла сказать о бедных родителях Наташи, ее мать-старушка сильно страдает, что дочь из дома сбежала, а отец держится как кремень, но нервы и у него потихоньку сдают. Кстати старик Ихменев тоже бегает советоваться к Ивану Петровичу. Ай да, Иван Петрович, ай да…. (ну там дальше как у Пушкина было). Мне часто по походу чтения романа думалось, что все это можно было сократить раза в два, но это 19 век и это Достоевский, поэтому, увы, но нет.

Еще есть такая немаловажная, но как бы между делом и между строк, история бедняжки сироты Нелли, девочки лет 13-14, которая у Ивана Петровича временно живет. Наш благородный рыцарь спас ее практически из публичного дома. Ее историю он рассказывает отрывочно, в перерывах между беготней от Наташи и Алеши до ее родителей и «пьяных концертов» с князем Валковским. Кстати ее роль/история оказались немаловажны для сюжета, но об этом вы уже сами прочитаете;)

Вообще роман часто принимал форму то детектива, то начинали кипеть «бразильские страсти», то вообще чем-то напоминал индийское кино в духе: «Мы все собрались вместе, наконец-то, а потом долго плакали, обнимались, танцевали и пели».

Повествование 80 % книги было размеренно-философское, а потом, как в последней серии какого-нибудь, латиноамериканского сериала (да, соглашусь, такое сравнение в рамках рецензии на Достоевского несколько странно), все полетело стремительно к развязке, как снежный ком: финальные прощания и объяснения, кто кем кому каким родственником приходится и т.д. И в традициях хорошего детективного романа главный антигерой обличил себя и показал во всей красе. Может показаться, что я терпеть не могу Достоевского и, прощу прощения, «тупо стебусь» над серьезной темой, но получилось так, как получилось. От души. А Федора Михайловича люблю и уважаю, читаю, читала и буду читать.

А тем, кто дочитал «записки сумасшедшего», гигантский плюс к карме. Вот такой сумасброд у меня получился, а книга-то называется «Униженные и оскорбленные». Мне кажется, что под эту категорию у Достоевского попадает правда только Нелли, которой реально в этой жизни не повезло. Без дальнейших демагогий просто приведу небольшой отрывок:

…она оскорблена, рана ее не могла зажить, и она как бы нарочно старалась растравлять свою рану этой таинственностью, этой недоверчивостью ко всем нам; точно она наслаждалась сама своей болью, этим эгоизмом страдания, если так можно выразиться. Это растравление боли и это наслаждение ею было мне понятно: это наслаждение многих обиженных и оскорбленных, пригнетенных судьбою и сознающих в себе ее несправедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *