Метод парадоксальной интенции: Парадоксальная интенция – 🕮 Парадоксальная интенция. Страдания от бессмысленности жизни. Франкл В. Страница 5. Читать онлайн, Скачать

Автор: | 11.09.2020

Содержание

Метод парадоксальной интенции

Метод парадоксальной интенции

23 01 2015 Автор  Oculus Regulus

 

fearless giovanni rapiti

Попытка подавить нежелательные симптомы и избежать ситуаций, в которых они проявляются, лишь усугубляет положение человека. Метод парадоксальной интенции был сформулирован В. Франклом в 1939 году и разъяснялся в дальнейшем, обладая ныне достаточной известностью.

 

Обладатели фобий или закоренелых страхов предвкушают нежелательные симптомы, которые проявляются, когда они попадают в известные им неблагоприятные ситуации. Когда предвкушаемое случается, опасения и ожидание повторения симптома еще более усиливаются. Все это провоцирует бегство от объектов и ситуаций страха. Агорафобы стараются не выходить из дома, опасаясь обмороков. Страдающие усиленным потоотделением или тремором в руках при публичных выступлениях, стараются избегать публичных выступлений и т.д.

 

Также под гнетом навязчивых представлений возникает попытка подавить и противодействовать нежелательным симптомам, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается.

 

Суть метода парадоксальной интенции в попытке сознательно и с долей юмора совершить нежелательное действие и усилить нежелательный симптом, проявляющийся неконтролируемо в ситуациях тревоги. Также требуется не избегать обстоятельств, объектов и т.д., которые провоцируют страх.

 

Вместо избегания объектов/мест или ситуаций, в которых у вас возникает тревожность и ее нежелательные последствия, попадайте и сталкивайтесь с ними намеренно и пытайтесь сознательно заставить себя реагировать так, как вы заранее ожидаете при «плохом развитии ситуации». Вы боитесь упасть в обморок на улице? Попытайтесь сделать это сознательно. Одна пациентка лишь раз произнесла себе в подобной ситуации фразу «Сейчас я покажу всем на улице, как я могу упасть в обморок от страха», чтобы спокойно дойти до места назначения, а не убежать в панике домой. Вы боитесь, что при публичных выступлениях или во время встреч у вас затрясутся руки, заходят ходуном ноги или может быть повысится потоотделение? Повторите нежелательные проявления сознательно, встречаясь с людьми попробуйте вспотеть в три раза сильнее, попробуйте заставить свои ноги ходить ходуном так, как они никогда не ходили. При виде паука вы внезапно впадаете в панику и кричите? Попробуйте сознательно покричать в два раза громче.

Вы страдаете бессонницей и каждый раз перед сном предвкушаете, что не сможете заснуть? Попробуйте не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, усиленное стремление заснуть, порождаемое боязнью не заснуть, должно быть заменено парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон.

 

Пример из книги Франкла «Страдания от бессмысленности жизни»:

«Мухаммед Садик, которого я уже цитировал, описывает случай одной восьмидесятипятилетней пациентки, которая пристрастилась к снотворному, попала в больницу и поступила к нему на лечение. Он пишет: „В десять часов вечера пациентка вышла из своей палаты и попросила дать ей снотворное. Я ответил ей, что снотворного у нас, к сожалению, не осталось, а медсестра забыла заказать новую партию. „И как я теперь, по-вашему, смогу уснуть?“ — возмутилась она. „Сегодня придётся обойтись без снотворного“, — сказал я. Через два часа она снова вышла из своей палаты и заявила: „Я не могу заснуть“. Тогда я дал ей такой совет: „А что если вы вернётесь в постель и попробуете перебороть сон!“. Она промолвила: „Я-то думала, что я одна тут сумасшедшая, а теперь смотрю — вы тоже“. — „Иногда бывает забавно почувствовать себя сумасшедшим, — сказал я. — Вы ведь меня понимаете?“. Она спросила: „Вы это серьёзно?“ — „Что именно?“ — переспросил я. „Вы всерьёз сказали, что мне нужно перебороть сон?“ — поинтересовалась она. „Конечно, всерьёз, — ответил я. — Да вы попробуйте! Заодно посмотрим, сможете ли вы бодрствовать всю ночь. Хорошо?“. Она согласилась и ушла. Когда утром медсестра принесла в палату завтрак, она застала пациентку спящей“».

 

Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности (жалость к себе, презрение и т.д.), а личной вовлеченностью в осмысленную деятельность, что и становится ключом к возвращению в «рабочее» состояние.

 

Подготовлено Oculus Regulus

Иллюстрация — Giovanni Rapiti «Fearless»

Прочитано
6704
раз

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ — это… Что такое ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ?

– специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний.

   Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. В систематическом виде эта техника была представлена им в 1960 г. Она основывалась на двойном факте, зафиксированном логотерапией и состоящем в том, что, с одной стороны, тревога пациента порождает именно то, чего он боится, а с другой стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным достижение того, чего пациент хочет. Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога, или подавить, побороть угрожающие идеи только усиливает невротические симптомы. Исходя из подобного понимания патогенеза невротического заболевания, техника парадоксальной интенции состоит в том, что испытывающему тревогу пациенту предлагают осуществить именно то, чего он боится и от чего он спасается «бегством в болезнь».

   Если удается привести пациента в состояние, когда он способен перестать избегать свои невротические симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами по себе. Если же удается преувеличить их, то они вообще перестают преследовать и беспокоить пациента.

Понимание существа парадоксальной интенции можно проиллюстрировать следующим примером, почерпнутым из терапевтической практики В. Франкла. В течение последних трех лет тридцатипятилетняя пациентка была парализована боязнью бактерий: она постоянно мыла руки из-за страха перед бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью. Используя метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке подражать его действиям. Он начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать грязи, чтобы получить достаточное количество бактерий. При поощрении аналитика пациентка последовала его примеру. Это привело к тому, что в дальнейшем она стала работать со всевозможными грязными вещами, чтобы как можно чаще соприкасаться с микробами. Через несколько дней пациентка могла обнимать и ласкать своих детей без боязни заразить их. Навязчивость мытья рук исчезла. Женщина могла выполнять все повседневные дела, на которые раньше была не способна.

   Метод парадоксальной интенции предполагает использование специфической человеческой способности, а именно юмора, с которым индивид может относиться к самому себе. Юмористическая организация ситуации позволяет придерживаться установки менее серьезного отношения к своим невротическим симптомам. Пациент оказывается способным посмеяться над самим собой. Он как бы обретает возможность отделиться от невроза, дистанцироваться от него, воспринять происходящее в шутливой форме. Метод парадоксальной интенции как раз и основывается на том, что обучение пациента юмористическому отношению к самому себе, своим симптомам и невротическому заболеванию в целом является важным и необходимым условием для возможного его выздоровления.

   Если, например, человек страдает излишней застенчивостью и в присутствии вышестоящего должностного лица его охватывает дрожь, в результате чего одна только мысль о предстоящей встрече с ним вызывает у него панический страх, то он может прибегнуть к следующему приему. Он может сказать самому себе: «Наконец-то я вновь вижу должностное лицо. Сейчас я начну так дрожать перед ним, что никто не сможет сравниться со мной по степени дрожания. Я самый великий дрожатель в мире. Я могу так долго дрожать, что мой рекорд дрожания занесут в Книгу рекордов Гиннесса». Или если пациент страдает невротическим страхом сердечных приступов и боится один ездить в лифте, так как в случае приступа никто не сможет ему помочь, то он может сказать своему собственному страху: «Вчера я спускался по лестнице пешком вместе с соседом, а сегодня я один не только воспользуюсь лифтом, но даже специально поднимусь на пять этажей выше, чтобы у меня было несколько сердечных приступов». Практика логотерапии показывает, что и в том и в другом случае происходит совсем не то, к чему стремится человек: «дрожателю» не суждено попасть в Книгу рекордов Гиннесса, поездка на лифте несколькими этажами выше не сопровождается у человека сердечным приступом.

   По мнению ряда логотерапевтов, метод парадоксальной интенции особенно эффективен при лечении различного рода фобий, особенно в том случае, когда аналитику удается научить пациента с юмором и смехом относиться к собственным страхам, тревогам, волнениям, переживаниям.

   
* * *
(парадокс лат. intentio – стремление) – термин В.Франкла, обозначает метод психотерапии навязчивостей, особенно эффективный относительно фобий. Терапевт поощряет пациента к тому, чтобы он «с юмором» делал то, чего так сильно боится. Примером такого «юмора» является фраза, которая может быть адресована пациентам с агорафобией:»Я выйду из дома и смогу прекрасно провести день, получить превосходный сердечный приступ, а, если мне провезёт, то и несколько таких приступов». Использовать данный метод не рекомендуется тем, кто не прошёл специальную подготовку по программе обучения, основанную на подходе В.Франкла.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Интенция парадоксальная, коммуникативная — определение понятий

интенция фото

Интенция – это предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту. Это имманентное направление сознания на предмет независимо от того является оно реальным или надуманным. Проявляется в форме желания, стремления, замысла, продуманного плана действий, стратегии. Интенция иногда может иметь бессознательное направление, выражающееся в намерении действовать в соответствии с душевными порывами, то есть неосознанном стремлении делать то, что хочется, иногда не давая себе отчет в целесообразности таких действий.

В психологии это метод логотерапии, направления, созданного Виктором Франклом. Метод парадоксальная интенция Франкла предполагает, что человек проигрывает свой страх или невроз в соответствующей напряженной критической ситуации.

Интенция в психологии Вюрцбургской школы главное свойство без образного мышления. Его сверхчувственное содержание не всегда обусловленно осознаваемой детерминирующей тенденцией и установками субъекта по отношению к поставленной задаче. Такие подходы оказали влияние на формирование «целостного подхода» в рамках психологии, в частности, гештальт-психологии, персонализма, целостной психологии. Имеется определение и применение понятия интенция в неврологии.

Интенция в неврологии – это конкретная направленность психики на объект, ориентированность действий или психической активности на достижение какой-нибудь цели.

В философии это понятие, которое обозначает смысловую направленность субъекта в восприятии и духовном познании. Она характеризует упорядочивающую функцию мирового вещества, обозначает волю человека, направленность души к гносеологической и экзистенциальной цели. Это такое явление, которое позволяет человеку прийти к его цели, так определял интенцию А. Галес. Также интенция изучалась в «теории предметности» Мейнонга, в феноменологии Гуссерля, где отмечалась тенденция на онтологизацию структуры сознания.

В современной философии данное понятие имеет большое значение в неореализме, экзистенциализме, которые рассматривают внутренний мир, как главный предмет философского анализа.

Парадоксальная интенция

Психотерапевтический метод парадоксальной интенции введен Виктором Франклом в 1927 году и успешно используется в практике логотерапии до сегодняшнего дня, несмотря на всю его «парадоксальность». Он предполагает, что пациент, одержимый страхом ожидания, принимает от логотерапевта некую «парадоксальную инструкцию»: когда произойдет критическая ситуация или перед ее непосредственным приходом, в момент ощущения ее наступления, на несколько минут представить себе (если фобия) или же осуществить (если навязчивые неврозы) в актуальной ситуации, то чего он опасается.

Доступным бытовым примером является ситуация: студент, ощущающий дрожь и вместе с ней другие вегетативные реакции непосредственно перед самим экзаменом, больше всего нервничает, ожидая эту дрожь, опасаясь, что другие ее заметят, и будут насмехаться. Следуя инструкции логотерапевта, студент сформулировал парадоксальную интенцию – самому задрожать, находясь в экзаменационной обстановке, не ожидая того, когда реакция сама начнет проявляться, и так сильно, чтобы эта дрожь была очевидной для всех. Таким образом, студенту получается и избавится от дрожи, и главное, освободится от страха и спокойно вести себя в обществе одногруппников.

Еще один пример: постоянно ссорящиеся супруги, обращаются к логотерапевту и получают «парадоксальную инструкцию» – следующий раз ссориться настолько долго, сильно и максимально эмоционально, чтобы утомиться и измотаться так, чтобы сил на следующую ссору не было.

Существует два пути реализации подобных инструкций. Во-первых, когда интенция осуществляется — ситуация или явление, которого боится пациент, перестает быть непрогнозируемым, поскольку клиент сам способен их вызвать, этим и достигается лишение болезненности ситуации. Во-вторых, клиент самостоятельно пытается реализовывать интенцию, переключая свое внимание непреднамеренных эмоциональных переживаний и реакций на собственное преднамеренное воспроизведение, этим самым, разрушив их, не прогнозированное течение, вследствие чего они и слабеют.

В этом приеме механизмом действия является процесс самоустранения, с помощью которого пациент имеет возможность уйти от эмоциогенной ситуации. Моделью такого процесса считается феномен, при котором способность чувственного наслаждения может быть утрачена, если целенаправленно желать только этого. Также рассматриваемый прием имеет похожие принципы с другими психотерапевтическими техниками (возбуждение тревоги, индуцированная тревожность, имплозивная терапия). Чтобы парадоксальная интенция имела еще большее влияние и эффект, в ее формулировку можно добавить немного юмора.

Парадоксальная интенция Франкла включает два специфических проявления: самотрансценденцию и возможность человека к самоустранению. Человек, имеющий ноогенный невроз, все время пребывает в поисках смысла.

Метод парадоксальной интенции применяется для лечения неврозов у человека если имеются патогенные паттерны реагирования, то есть симптом, вызывающий опасение его повторения. Появляется фобия ожидания и симптом не заставляет себя ждать, что вновь усиливает опасения человека. Этот страх бывает сам по себе тем, чего боится человек, но в большей степени человек боится того, что является следствием после критической ситуации, то есть страх перед возможным обмороком или инфарктом.

Чтобы не встретиться со страхом, человек занимает тактику избегания, бегства от реальности, вплоть до боязни выходить из дома. Больной, которого овладевают навязчивые представления, сразу же пытается их подавить или как-то противодействовать, но в большей степени это только увеличивает первоначальное напряжение. Таким образом этот круг смыкается и человек оказывается в его центре.

Обсессивные состояния, в отличие от фобий, от которых человек бежит, характеризуются борьбой с ними, навязчивыми состояниями, мыслями. Но как фобии, так и обсессивные состояния, провоцируются стремлением убежать от ситуации, обусловливающими тревогу. Невроз, в свою очередь, проявляется сначала под воздействием первичных условий, то есть внешней и внутренней ситуацией, которая провоцирует первое проявление симптома, и вторичными условиями, укреплением страха ожидания новой ситуации тревоги. Человек должен разорвать этот круговой механизм страха. Парадоксальная интенция помогает сделать это подкреплением опасения человека.

Важно учитывать то, что больной фобией, боится того, что может с ним случиться, а человек с обсессиями боится того, что может сам совершить. В таком случае человеку нужно обращаться к своей способности к самоустранению, особенно эффективно она действует с применением юмора, который по возможности нужно использовать. Поэтому юмор считается важным свойством человеческой личности, с его помощью человек способен создать дистанцию относительно какого-то предмета или явления, даже самого себя и тем самым полностью контролировать себя.

Метод парадоксальной интенции построен на том, что человек сам должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так сильно опасается. Данный метод имеет сходство с методами бихевиоральной терапии, все они используют на практике понятие подкрепления, но существует между ними и различие. Например, это иллюстрируется в жетонной системе, где подкрепление действует ради желаемого и правильного поведения.

Существует один очень наглядный пример такой схемы. Речь идет о мальчике, который каждую ночь мочится в постель, за что, естественно, родители его ругают и стыдят, но это не помогает. Тогда им посоветовали сказать мальчику, что за каждую ночь, когда он будет мочиться в постель, ему будут начисляться пять центов. Мальчик был вне себя от радости, что скоро разбогатеет, потому что был на все сто процентов уверенным в своем «успехе». Но случилось нечто, что кажется удивительным для людей, не знающих о подобном методе, мальчик перестал мочиться, хоть как он не старался и «заработал» только десять центов.

Логотерапия дала очень много концепций для развития положений экспериментальной основы поведенческой психотерапии. Например, бихевиоральные психотерапевты, исследуя эффективность метода парадоксальной интенции, в своем эксперименте подбирали по две пары пациентов, больных неврозом навязчивых состояний с одинаковыми симптомами. После чего одного лечили методом парадоксальной интенции, а другого совсем оставляли без лечения, чтобы он был контрольным пациентом. И в скором времени они выяснили, что наличие симптомов пропадало в течение пары недель только у тех больных, которых лечили методом парадоксальной интенции, и при этом не возникали никакие новые симптомы на месте прежних.

Как уже было доказано парадоксальная интенция помогает и в самых хронических тяжёлых случаях, и в острых, когда лечение только началось. Поскольку страх есть биологической реакцией, под воздействием которой определенная ситуация считается человеком, как опасная, то естественно, что он будет ее избегать. Но, если пациент начнет сам искать такие ситуации, будет их создавать, то он научится действовать, как бы «мимо», обходя страх, который начнет слабеть и со временем совсем пропадет.

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция выражается в форме намерения, замысла, направленного на построение коммуникативных высказываний в определенном стиле речи и форме (монологической или диалогической). То есть коммуникативная интенция – это намерение, ориентированное на осуществление речевого акта, когда человек утверждает или спрашивает, порицает или одобряет, требует или советует.

Она действует, как регулятор речевого поведения разговаривающих партнеров. Отображает потребности, мысли, мотивы и действия человека и вместе с этим делает эксплицитными причины, которыми обусловливается процесс общения.

Вместе с понятием коммуникативной интенции существует и понятие интенции, как намерения, направления, цели и направленности сознания, чувств, эмоций и воли на какое-то явление или предмет. Эти два понятия являются синонимичными. Например, любое речевое действие диалога или монолога может быть использованным в выполнении определенной коммуникативной интенции.

Интенция постоянно присутствует в сознании говорящего человека, но нечасто эксплицитно выражается языковыми средствами. Любые просьбы могут быть реализованными через языковые средства. Так, например, просьба человека открыть окно: «откройте окно, пожалуйста», «что-то мне душно», «так жарко у вас в комнате», «на улице такой приятный воздух, а в комнате нечем дышать». Если посмотреть на высказывания с точки зрения грамматики, то лексические средства, использованные в последних трех высказываниях, не выражают прямую просьбу открыть окно, но те люди, которым были адресованы эти высказывания, поймут, что именно к ним обращались, и человек просит открыть окно.

В других случаях высказывания становятся совсем очевидными и передаются в таких словесных конструкциях, как например: «ты должен хорошо учиться», «я буду ждать тебя в машине», «здесь стоянка запрещена». В таких высказываниях отмечается полное совпадение семантики фраз и интенции говорящих личностей.

Интенция речевого действия передается синхронно с мыслями, состояниями, фактами, мотивами, то есть вместе с теми смыслами и значениями, которые заключаются и объединяются в семантическом построении предложения. Интенция вопроса необходима не для того, чтобы показать собеседнику пример как задавать вопросы, а чтобы получить конкретную требующую информацию, интересовавшую интересующегося человека.

Когда человек адресует коммуникативное намерение и свою мысль собеседнику, то инициатор разговора считает своей целью оказать на собеседника определенное воздействие. И для того чтобы осуществился запланированный эффект, слушающий должен понять, какой смысл информации, что передается и что от него требуют, как он должен реагировать на услышанное.

Говорящий учитывает исходные знания его слушателя, которые обеспечивают адекватное восприятие интенции и мыслей. Он должен в коммуникативном действии соотнести известную информацию, то есть тему с неизвестными фактами, то есть, с ремой (ядром). Говорящий человек обязан учитывать интеллектуальный уровень своего слушателя, ориентироваться на знание культуры и те средства, которыми он выражается. Если информация говорящего сложна для восприятия, он должен разделить ее на доступные для восприятия части.

Может случиться так, что даже в тех случаях, когда говорящий учел все возможные факторы, чтобы информация, мысли и интенция были оптимальными для восприятия, может произойти недопонимание, поскольку каждое речевое действие является творческим воспроизведением и не каждому под силу однозначно понять все мысли другого человека.

Семантическая и психологическая стороны коммуникативной интенции, составляя речевое действие, являются постоянными и независимыми от ситуаций употребления. Интенция наличия какого-то предмета может быть высказанной в случае его надобности в определенном месте.

Количество коммуникативных интенций теоретически не ограничивается, но практически регламентируется схемой общественных отношений, выработанной эволюционно, и выявляется в процессе коммуникации. Но число этих схем не является настолько большим при социальном общении людей в различных сферах деятельности. Язык имеет глаголы, называющие коммуникативную интенцию речевого действия: вещать, адресовать, благодарить, возражать, извиняться, намекать, комментировать и другие.

Состоялось одно наблюдение, за которым было установлено, что глаголы клясться, обязываться, обещать и так далее, произнесение которых от первого лица настоящего времени (клянусь, обязываюсь, обещаю) являются самими актами своего действия (клятвы, принятия обязательства, обещания).

Глаголы, которыми называется интенция и обозначающие совершаемые речевые действия, называются перформативными. С помощью языковых средств могут выражаться коммуникативные намерения по отношению говорящего к слушающему и слушающего к действительности, которые разделяются на грамматические, лексические и интонационные средства.

Уместно обозначить и такое явление, как интенция текста. Когда автор книги или статьи опирается на концепцию, которую он сам определил, когда он использовал собственный замысел в написании произведения – это авторская интенция. Объединения авторского и речевого намерения обозначает мировоззрение самого писателя.

Интенция текста выражает стремление автора донести определенную информацию читающим. Также, например, читая определенный текст, человек, может сформировать в голове образ самого автора, подумать над тем, что тот хотел сказать своим текстом, к чему призывает, чем делится, с каким намерением он вложил в этот текст мысли.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Применение парадоксальной интенции на практике

Терапия начинается с выяснения анамнеза, описания симптоматики и т. п., далее следует разъяснение пациенту основных принципов парадоксальной интенции с обсуждением случаев из собственной практики         психолога, а также некоторых типичных случаев, о которых, например, сообщили Франкл, Нейбауэр и Кокурек. Это обычно занимает от полутора до двух часов. У такого обсуждения две цели: пациент понимает, чем именно мы будем заниматься, а также обретает уверенность в эффективности терапии. Также весьма полезно организовывать встречи пациентов, только приступающих к лечению данного типа, с уже излеченными пациентами, как в условиях больницы, так и в частной практике. Это можно делать в индивидуальном формате, а также в условиях психотерапевтической группы. Нельзя отрицать, что здесь присутствует элемент внушения, но позвольте спросить, какой врач или психиатр может лечить своих пациентов без этого фактора?

 

Пример 1. Молодой человек, страдал сильной гидрофобией. Изначально у него наблюдалась значительная вегетативная лабильность. Однажды он протянул руку своему начальнику и заметил, что стал сильно потеть. На следующий раз в аналогичной ситуации он уже ожидал усиленного потоотделения, и страх ожидания значительно усилил выделение пота страха через поры. Психолог порекомендовал клиенту при соответствующих обстоятельствах, когда его охватит ужас в ожидании усиленного потоотделения, предпринять именно то, с чем он когда-то столкнулся — начать «усиленно потеть». «До сих пор из меня выделялся всего лишь литр пота, — сказал он себе (как впоследствии потом рассказывал психологу), — теперь же из меня должно выделиться десять литров!» И каков результат? После четырех лет страдания фобией он смог совершенно избавиться от неё в течение одной недели при помощи рекомендованного способа, и для этого оказалось достаточно всего лишь одного сеанса!

Пример 2.  Девушка-студентка медицинского факультета страдала треморофобией, дававшей о себе знать всякий раз, когда профессор по анатомии входил в лекционный зал, девушка не могла с собой справиться иначинала дрожать. Узнав о методе парадоксальной интенции, она попыталась самостоятельно провести с самой собой эту терапию. И вот, каждый раз, когда профессор приходил на лекции, девушка говорила себе: «Да-да, теперь, наконец-то, мне есть, перед кем дрожать, и он должен увидеть, как хорошо я умею это делать!» Благодаря этому, ей удалось избавиться и от треморофобии, и от самого тремора.

Пример 3. Мария Б. страдала от приступов сердцебиения; их сопровождал страх и «ощущение потери сознания». После первых приступов сердцебиения и страха появлялся страх, что они могут повториться в любой обстановке, от чего у пациентки тоже начиналось сердцебиение. Особенно боялась она того, что упадёт на улице или что с нею «случится удар». Доктор посоветовал пациентке, чтобы она говорила себе: «Сердце должно биться ещё сильнее. Я обязательно постараюсь свалиться на улице». Причём, согласно рекомендации, она должна была с целью тренировки намеренно искать неприятные для себя ситуации и ни в коем случае не избегать их. Спустя две недели после приёма пациентка сообщила: «Я чувствую себя совсем хорошо, и у меня почти нет сердцебиений. Состояние страха совершенно исчезло». Через 17 дней после выписки, она сказала врачу, что если у неё вдруг начинает сильно стучать сердце, она говорит себе: «Сердце должно биться ещё сильнее», — и сердцебиение прекращается».

Пример 4. В этом примере описывается применение парадоксальной интенции в случае невроза навязчивых состояний. 

Геда Р., 52 года; ещё её мать страдала тяжёлым неврозам навязчивых состояний. 14 лет назад первые симптомы навязчивостей стали заметны и у самой пациентки: до этого она просто была очень педантична. Теперь при чтении она по десять раз начинала фразу сначала или застревала на каком-нибудь слове. Она чувствовала настоятельную потребность содержать все шкафы и ящики в абсолютном порядке и контролировать всё в своём окружении, при этом она очень боялась, что у неё может развиться душевное расстройство. Пациентка была вынуждена, чтобы быть уверенной в том, что все ящики закрыты, захлопывать их в определённом ритме. Многократно она ранила пальцы, ломала ключи и портила дверные замки, постоянно проверяя, заперты ли двери. Она никогда не позволяла супругу заглядывать в её ящики.

Пациентку поместили в стационар и лечащий врач решил проиграть с ней метод парадоксальной интенции. Однажды после обеда пациентка привела два своих ящика в полный беспорядок и страшно этим гордилась. Нужно заметить, что только после этого терапевтического эффекта в разговоре с доктором выяснилось, что брат пациентки, когда той было 5 лет, сломал её любимую куклу, после чего пациентка стала старательно прятать все свои игрушки. Когда пациентке было 16 лет, сестра втайне от неё надевала её платья, вследствие чего пациентка их тоже стала запирать в шкафу.

Пациентку обучали методу парадоксальной интенции и соответствующим образом тренировали её: главной целью было несовершенство — всё должно быть в максимально возможном беспорядке. Пациентка должна открывать ящики с желанием всё перепутать. Через два дня после начала лечения пациентка уже не испытывала потребности считать и ничего не старалась контролировать. На четвертый день лечения она забыла запереть ящики. На шестой день лечения она перестала что-либо повторять. Спустя две недели после начала лечения пациентка смогла, как она возбужденно сообщила, нормально пользоваться своей авторучкой, чего была не в состоянии делать несколько лет, так как это должно было осуществляться по особой «системе». «Я горжусь собой», заявила она. Через день пациентку выписали, при этом она сказала руководству отделения буквально следующее: «У меня больше нет страха. Всё идёт совершенно нормально. Я еду домой, как и другие люди» В течение 14 лет пациентка страдала неврозом навязчивостей, а улучшение наступило за 16 дней. И это улучшение оказалось стойким.

Такие результаты терапевтического воздействия свидетельствуют не в последнюю очередь о том, что так называемая краткосрочная терапия бывает не только быстрой, но и успешной, причём хотя она не претендует на то, чтобы быть глубинной психологией подсознательного, но её нельзя и считать поверхностной психологией.

Пациент должен объективировать невроз и себя от него дистанцировать. Пациент должен научиться смотреть страху в лицо и даже смеяться в это лицо. Для подобной иронии необходимо определённое мужество. Врач не имеет права стесняться подсказать пациенту, даже проиграть перед ним то, что пациент должен сказать самому себе. Ничто не позволяет пациенту так успешно дистанцироваться от себя самого, как юмор. Юмор заслуживает того, чтобы его назвали экзистенциалией, как заботу и любовь.

Парадоксальная интенция для похудения

Интенция - как применять метод парадоксальной интенции?

Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.

Интенция — что это?

Интенция — это (с лат. intention – стремление, замысел) – намерение человека, сосредоточенного на цели познать предмет или объект. Интенция отличается от просто желаний, которые представляют собой влечение души тем, что это действия и решения в соответствии с задуманным планом. Интенциональность сознания – свойство, заложенное в психике, помогающее воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязи с предметами и явлениями.

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии — это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет. Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в. исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства. Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э. Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

  1. За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
  2. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.
парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии. Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция — это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Парадоксальная интенция — как применять

Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Американский психолог Г. Олпорт высказался, что невротик, который во время терапии учится относится к себе с юмором и своей фобии – становится на путь самообладания и выздоровления. Примеры применения парадоксальной интенции:

  1. Терапия бессонницы. Человек, находящийся какой то период в тревоге по поводу нарушения сна, закрепляется в чувстве страха, что снова не сможет заснуть. Франкл предлагал пациенту стараться как можно больше желать себе бодрствующего состояния. Стремление не заснуть вскоре вызывает сон.
  2. Боязнь публичных выступлений. Дрожь во время выступления. В. Франкл предлагал отрабатывать ситуацию с дрожью, вызывая сильное желание задрожать, стать «чемпионом по дрожанию» и напряжение снимается.
  3. Семейные ссоры. Логотерапевт в рамках парадоксальной интенции дает задание супругам начать ссориться осознанно с большим эмоциональным накалом, до полного изнеможения друг друга.
  4. Различные обсессивно-компульсивные расстройства. Интересен пример из практики доктора Кочановского. Молодая женщина за пределами своего дома постоянно носила темные очки, которые скрывали направление ее взгляда на область гениталий всех встречавшихся по пути мужчин. Терапия заключалась в снятии очков и разрешении терапевтом без стыда смотреть в направлении области гениталий любых мужчин. Пациентка за две недели избавилась от компульсии.
интенциональность

Парадоксальная интенция — заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

  1. Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…»
  2. Внимание переключается на логику.
  3. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Парадоксальная интенция для похудения

Понятие интенциональности всегда апеллирует к сознательному выбору человека и его воле. Ожирение – проблема, в основе которой лежат психологические проблемы, подкрепляемые нездоровой пищей. Как интенция может помочь в похудении? Все очень просто — надо начать заставлять себя есть: «я просто обязана поесть, сейчас пойду куплю огромный торт и весь съем, стану самым толстым человеком на планете Земля!». Организм начинает активно сопротивляться огромному желанию его перекормить. Здесь важны принципы искреннего намерения и каждодневная практика метода.

 

Парадоксальная интенция. Страдания от бессмысленности жизни

Парадоксальная интенция

Метод парадоксальной интенции был впервые описан в 1939 году в моей статье «Медикаментозное лечение в качестве вспомогательного средства при психотерапии неврозов». Примеры практического применения этого метода приведены в моих книгах «Теория и терапия неврозов», «Психотерапевтическая практика», «Человек в поисках смысла» и «Душепопечительство во врачебной практике». Здесь я хотел бы сделать упор на неопубликованные материалы.

Вот что пишет мне Спенсер М., мой читатель из калифорнийского города Сан-Диего: «Через два дня после того, как я прочёл вашу книгу “Человек в поисках смысла”, мне выдался случай проверить логотерапию на практике. У нас в университете проходил цикл семинаров, посвящённых Мартину Буберу, и я принимал в них участие. На первом семинаре я постоянно со всеми спорил и меня прошиб пот. Я сразу подумал, что другие, чего доброго, заметят, что я весь взмок, и от страха стал потеть ещё сильнее. Тут я вспомнил, что в вашей книге говорится об одном враче, которому вы помогли избавиться от приступов потливости. У меня как раз был такой приступ. И хотя сам я довольно скептически отношусь к психотерапии, не говоря уже о логотерапии, в тот момент мне показалось, что сейчас самое время опробовать метод парадоксальной интенции. Помнится, вы порекомендовали тому врачу в следующий раз хорошенько напрячься и показать всем, как здорово он умеет потеть. Ваш совет звучал так: “Скажите себе: раньше я выдавал всего лишь один литр пота, а теперь выдам целых десять”. И когда мне снова предоставили слово, я подумал: “Ну-ка, Спенсер, покажи им, как надо потеть! Вот так, хорошо, давай-ка ещё поднатужься!”. И в следующий миг я почувствовал, что перестал потеть. Я чуть было не рассмеялся. Я и представить себе не мог, что метод парадоксальной интенции мне поможет, да ещё и так быстро. ”Надо же, сработало, — подумал я. — Наверное, в этом что-то есть”. А ведь я относился к логотерапии с предубеждением».

Мухаммед Садик описывает такой случай из своей практики: «У нас в клинике проходила курс лечения сорокавосьмилетняя женщина, которая страдала тремором. У неё так сильно тряслись руки, что она расплёскивала кофе или воду всякий раз, когда брала в руки чашку. Писать она была не в состоянии, читать ей было сложно, потому что она не могла ровно держать книгу перед глазами. Как-то раз за завтраком мы сидели за одним столом, и я заметил, что у неё начался приступ тремора. Я тут же решил прибегнуть к методу парадоксальной интенции. Сделал я это с юмором. Я сказал ей: “Давайте устроим небольшое соревнование по тремору?”. Она опешила: “Что значит соревнование по тремору?”. Я пояснил: “Ну, давайте проверим, у кого из нас руки будут дрожать сильнее и дольше”. Она сказала: “Так вы тоже страдаете тремором? А я и не знала!”. Я возразил: “Нет, тремором я не страдаю, но при желании могу потрясти руками. Вот, пожалуйста”. Я начал трясти руками, и она воскликнула: “Ого! Да у вас руки дрожат сильнее, чем у меня”. Она попыталась за мной угнаться, а я её подзуживал: “Быстрее, быстрее, поднажмите”. Наконец, она выбилась из сил и сказала: “Ну, всё, хватит, я больше не могу”. Она встала из-за стола, пошла к буфету и вернулась, держа в руках чашку кофе. У меня на глазах она спокойно выпила кофе, не расплескав ни капли. С тех пор всякий раз, когда у неё начинался приступ тремора, я предлагал ей: “Может быть, устроим соревнования по тремору?”. В ответ она говорила: “Давайте устроим”. И приступ всегда проходил».

Джордж Пинаммутил, врач из США, описывает такой случай: «Ко мне обратился молодой человек с жалобами на тик. Когда он пытался с кем-нибудь заговорить, он начинал непроизвольно моргать. В таких случаях его обычно спрашивали, что с ним случилось, а от этого он совсем терялся. Я направил его к психоаналитику. После нескольких психоаналитических сеансов он опять пришёл ко мне на приём и заявил, что не рассчитывает на помощь психоаналитика, поскольку тот даже не смог определить причину расстройства. Я дал пациенту такой совет: “В следующий раз, когда вы с кем-нибудь заговорите, постарайтесь моргать как можно сильнее. Покажите вашему собеседнику, как хорошо вы моргаете”. Он возмутился: “Вы что — с ума сошли? Мне же от этого станет только хуже!”. Вскоре он снова явился ко мне на приём, на сей раз в приподнятом настроении, и рассказал мне о том, что приключилось с ним на днях. По-началу он не собирался следовать моей рекомендации. Между тем тик досаждал ему всё сильнее, и вот как-то ночью он вспомнил о моём совете и подумал: “Я уже всё перепробовал, и мне ничего не помогло. Почему бы мне не последовать совету того врача. Хуже всё равно не будет”. На следующий день он вступил с кем-то в разговор и попытался как можно сильнее моргать. Каково же было его удивление, когда он заметил, что вообще не моргает. С тех пор он избавился от своего тика».

Вот что пишет мне сотрудник одного университета: «Чтобы меня приняли на одну должность, мне нужно было пройти собеседование. Я очень хотел получить эту должность, потому что тогда я смог бы перевезти жену и детей к себе в Калифорнию. Я изо всех сил старался произвести хорошее впечатление на приёмную комиссию и от этого разволновался. А когда я волнуюсь, у меня начинают дёргаться ноги, причём довольно заметно. Так случилось и на этот раз. Но я сразу сказал себе: “Сейчас я так напрягу эти чёртовы мышцы, что у меня ноги пойдут ходуном и сами пустятся в пляс. Пусть все решат, что я рехнулся. Сегодня эти чёртовы мышцы разойдутся вовсю. Это будут рекордные судороги”. И что бы вы думали?! За всё время собеседования ноги у меня ни разу не дёрнулись. Я получил эту должность и уже готовлюсь к приезду своей семьи».

Мухаммед Садик, которого я уже цитировал, описывает случай одной восьмидесятипятилетней пациентки, которая пристрастилась к снотворному, попала в больницу и поступила к нему на лечение. Он пишет: «В десять часов вечера пациентка вышла из своей палаты и попросила дать ей снотворное. Я ответил ей, что снотворного у нас, к сожалению, не осталось, а медсестра забыла заказать новую партию. “И как я теперь, по-вашему, смогу уснуть?” — возмутилась она. “Сегодня придётся обойтись без снотворного”, — сказал я. Через два часа она снова вышла из своей палаты и заявила: “Я не могу заснуть”. Тогда я дал ей такой совет: “А что если вы вернётесь в постель и попробуете перебороть сон!”. Она промолвила: “Я-то думала, что я одна тут сумасшедшая, а теперь смотрю — вы тоже”. — “Иногда бывает забавно почувствовать себя сумасшедшим, — сказал я. — Вы ведь меня понимаете?”. Она спросила: “Вы это серьёзно?” — “Что именно?” — переспросил я. “Вы всерьёз сказали, что мне нужно перебороть сон?” — поинтересовалась она. “Конечно, всерьёз, — ответил я. — Да вы попробуйте! Заодно посмотрим, сможете ли вы бодрствовать всю ночь. Хорошо?”. Она согласилась и ушла. Когда утром медсестра принесла в палату завтрак, она застала пациентку спящей».

Самые обычные люди на удивление часто и успешно используют метод парадоксальной интенции в жизни. Приведу в пример случай одной женщины, которая четырнадцать лет страдала агорафобией. Она прошла трёхгодичный курс традиционного психоанализа, который ей не помог. После двухгодичного курса гипнотерапии состояние её немного улучшилось. Но излечить её так и не удалось. Однажды её пришлось даже госпитализировать на полтора месяца. Сама она пишет: «За все эти четырнадцать лет не произошло никаких изменений к лучшему. Каждый день был для меня сущим адом». Однажды на улице её охватила паника, и она уже хотела вернуться домой, как вдруг вспомнила о рекомендациях, которые вычитала в моей книге «Человек в поисках смысла», и сказала себе: «Сейчас я покажу всем на улице, как я могу упасть в обморок от страха». В тот же миг страх пропал. Она спокойно дошла до супермаркета и выбрала там всё, что ей нужно было купить. Когда она подошла к кассе, её вдруг бросило в дрожь, и она покрылась испариной. Она остановилась и подумала: “Сейчас я покажу этому кассиру, как я умею потеть. То-то он удивится”. Она вышла из магазина, пошла домой и только тут заметила, что не испытывает никакого страха. С тех пор она стала при необходимости пользоваться методом парадоксальной интенции. Спустя всего несколько недель она уже так легко справлялась со страхом, что ей и самой не верилось, что когда-то она страдала агорафобией.

На симпозиуме по логотерапии, который был организован в рамках шестого международного психотерапевтического конгресса, доктор Герц из США, главный врач Государственной больницы штата Коннектикут, представил ряд интересных историй болезни.

К нему поступила на лечение сорокапятилетняя женщина. Пациентка была замужем и растила шестнадцатилетнего сына. На протяжении двадцати четырёх лет она страдала тяжелейшим фобическим синдромом: у неё наблюдались симптомы клаустрофобии и агорафобии, она боялась высоты, боялась ездить на лифте, боялась ходить по мостам и т. п. Все эти двадцать четыре года её пытались лечить всевозможными психотерапевтическими методами. Несколько раз она прошла полный курс долгосрочной психоаналитической терапии. Последние четыре года она провела в клинике. Пациентка принимала успокоительные средства, но всё равно постоянно находилась в крайне возбуждённом состоянии. Полуторагодичный курс психоаналитической терапии, который она прошла у опытного аналитика, не принёс желаемого результата. Первого марта 1959 года за её лечение взялся доктор Герц, который решил применить метод парадоксальной интенции. Через пять месяцев пациентка, которая целых двадцать четыре года страдала от фобического синдрома, избавилась от всех симптомов. Вскоре её выписали из клиники. С тех пор она благополучно живёт со своей семьёй и здравствует.

А вот случай невроза навязчивого состояния. К доктору Герцу поступил на лечение пятидесятишестилетний женатый мужчина, адвокат; его восемнадцатилетний сын ко времени начала лечения уже учился в колледже. Вот уже семнадцать лет пациента преследовали навязчивые идеи. Всё началось с того, что однажды у него внезапно закралась страшная мысль: а что если в своей налоговой декларации он занизил сумму подоходного налога на триста долларов и обманул налоговую инспекцию? Хотя он прекрасно знал, что заполнил налоговую декларацию правильно, ему никак не удавалось отделаться от этой навязчивой идеи. Он живо представлял себе, что против него возбудят уголовное дело по обвинению в мошенничестве, арестуют его, будут писать о нём в газетах и лишат его права заниматься адвокатской практикой. Он уехал в санаторий, где его сначала лечи-ли психотерапевтическими методами, а затем провели двадцать пять сеансов электрошока. Но всё тщетно. К тому времени состояние его настолько ухудшилось, что ему пришлось закрыть свою адвокатскую контору. Бессонными ночами его одолевали навязчивые идеи, которые множились день ото дня. «Стоило мне отделаться от одной навязчивой идеи, как у меня тут же возникала другая», — рассказывал он доктору Герцу. Больше всего его изводила мысль о том, что он может не заметить, как истечёт срок действия его многочисленных страховых полисов. Он то и дело доставал полисы из специального стального сейфа, в котором они хранились, внимательно их просматривал, затем аккуратно перевязывал шнурком каждую папку с документами и снова запирал их в сейфе. Дошло до того, что он отправился в Лондон и заключил со страховой компанией «Ллойд» индивидуальный договор страхования от непреднамеренных ошибок, которые он мог ненароком допустить в ходе юридической практики. Впрочем, вскоре ему пришлось вообще отказаться от юридической практики. Из-за обострения невроза навязчивого состояния пациента поместили в психиатрическую клинику Мидлтауна. В этой клинике доктор Герц и приступил к лечению пациента с помощью метода парадоксальной интенции. На протяжении четырёх месяцев доктор Герц трижды в неделю проводил с ним сеансы логотерапии. На каждом сеансе доктор Герц советовал пациенту настраивать себя таким образом: «Плевать я хотел на всё. К чёрту педантизм! Мне всё равно — пусть меня арестуют. Чем раньше, тем лучше! Ну, допущу я ненароком ошибку. Чего мне бояться? Пожалуйста, арестовывайте меня, да хоть три раза на дню! Тогда я хоть получу назад свои денежки — кругленькую сумму, которую я выложил страховым агентам в Лондоне». Вскоре пациент уже буквально жаждал наделать побольше ошибок и вознамерился как можно сильнее запутать свои дела, чтобы доказать своей секретарше, что он «величайший растяпа на свете». По мнению доктора Герца, на пациента так подействовала невозмутимость, с которой врач давал ему свои странные рекомендации, что он не просто задался целью совершить ошибку, но и воспринимал эту парадоксальную интенцию с юмором. Доктор Герц, разумеется, старался подыграть пациенту. Когда пациент приходил к нему на приём, доктор Герц восклицал: «Ба! Кого я вижу! Так вы ещё на свободе? А я-то решил, что вас уже засадили за решётку. Я даже газеты просматривал. Думаю, дай гляну, не пишут ли там чего о жутком скандале, который из-за вас разразился». В ответ пациент обычно хохотал и по примеру врача начинал подшучивать над своим неврозом: «Да и наплевать. Пусть арестовывают. В худшем случае из-за этого обанкротится страховая компания». Через год после завершения лечения пациент сказал доктору Герцу: «Этот метод, который вы называете парадоксальной интенцией, сработал. Честно говоря, это чудо какое-то. За четыре месяца вам удалось сделать из меня нормального человека. И хотя время от времени у меня возникают кое-какие прежние опасения, теперь я могу живо от них избавиться, потому что знаю, как себя контролировать!».

Метод парадоксальной интенции я начал применять ещё в 1929 году{17}, но сам этот термин впервые появился в моей работе, опубликованной в 1947 году{18}. Некоторые психотерапевты, практикующие бихевиористскую терапию, отмечают явное сходство моего метода с разработанной позднее бихевиористской методикой лечения. Неслучайно именно психотерапевты бихевиористы первыми решили экспериментальным путём проверить эффективность метода парадоксальной интенции. В ходе эксперимента профессора психиатрической клиники при Университете Макгилла Л. Шойом, Х. Гарса-Перес, Б. Л. Ледвидж и К. Шойом выбирали хронических невротиков с двумя одинаково сильными симп- томами невроза навязчивого состояния и с помощью метода парадоксальной интенции оказывали целенаправленное воздействие на один из двух симптомов, на так называемый «симптом-мишень», не воздействуя на другой «контрольный» симптом. В течение нескольких недель у всех больных исчезли лишь те симптомы, на которые оказывалось целенаправленное воздействие, причём ни в одном случае взамен исчезнувших симптомов не развились новые{19}.

Моим сотрудникам Курту Кокуреку и Эве Коздере при лечении больных с застарелым неврозом навязчивого состояния удалось с помощью метода парадоксальной интенции в кратчайшие сроки вернуть всем своим пациентам работоспособность. Судя по этим результатам, так называемая краткосрочная психотерапия может быть вполне эффективным средством лечения.

Кроме того, следует отметить, что, по мнению Шульца, «все разговоры о том, что при быстром излечении вместо исчезнувших симптомов всегда развиваются новые симптомы или возникают какие-то иные психические отклонения, совершенно беспочвенны»{20}. Однако это не означает, что с помощью логотерапии всегда можно добиться успеха в столь же короткие сроки. Просто я привёл в пример самые показательные случаи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Парадоксальная интенция — Википедия. Что такое Парадоксальная интенция

Парадокса́льная инте́нция — методика, применяемая в психотерапии. Данный метод был разработан австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом для своей логотерапии. В рамках данной методики пациенту, имеющему определённую фобию, предлагается противоречивая попытка возжелать то, чего он больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой пациент очень боится оказаться. Также методика используется для лечения обсессивно-компульсивного расстройства.

Применение методики

Одним из примеров, приводимых автором метода, является случай с молодым врачом, испытывавшим сильный страх потоотделения. Как только молодой человек начинал бояться, что вспотеет, он тут же обильно потел. Возникал порочный круг: страх вспотеть порождал еще более интенсивную реакцию потоотделения. Чтобы разорвать возникший порочный круг психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать. Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт!» В результате после одного сеанса пациент, десять лет страдавший этой фобией, за неделю освободился от неё навсегда.

Франкл утверждает, что парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, гиперинтенция (усиленное стремление) заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон».[1]

Как только пациент прекращает попытки борьбы со своими фобическими и прочими проявлениями, вместо этого используя парадоксальную интенцию, порочный круг разрывается, симптом ослабевает. По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности (жалость к себе, презрение и т.д.), а личной вовлечённостью в осмысленную деятельность, что и становится ключом к исцелению.

Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, которые связаны с антиципированной тревогой. Кроме того, это быстродействующий терапевтический метод; при этом быстрая терапия обязательно даёт не только временный терапевтический эффект. «Одно из наиболее распространённых заблуждений ортодоксального фрейдизма, — пишет Эмиль А. Гутейл, — состоит в том, что устойчивость результатов считается соответствующей длительности терапии». Франкл приводит пример пациента, у которого терапевтический эффект сохранился через двадцать лет после применения парадоксальной интенции.

Особенности

Применение данного приёма основывается на специфически человеческой способности к отстранению, лежащей в основе чувства юмора. Эта важная способность отстраняться от себя задействуется всякий раз, когда применяется логотерапевтический приём парадоксальной интенции. При этом пациент обретает способность отстраниться также от своего невроза. Гордон Олпорт пишет: «Невротик, который учится смеяться над собой, встал на путь к самообладанию, а возможно и выздоровлению». Парадоксальная интенция служит эмпирическим подтверждением и клиническим применением этого утверждения Олпорта.

Парадоксальная интенция не зависит от этиологической базы в каждом конкретном случае. Эдит Вейскопф-Джельсон утверждает: «Хотя традиционная психотерапия настаивает, что терапевтические процедуры должны основываться на выявлении этиологии, вполне возможно, что в раннем детстве неврозы могут вызываться одними причинами, а во взрослом возрасте — совсем иными».

См. также

Примечания

Литература

  • Герц Г. О. Лечение методом парадоксальной интенции // Франкл В. Воля к смыслу. — М.: Эксмо, 2000. — 368 с. — (Психологическая коллекция). — 5,000 экз. — ISBN 5-04-005753-9.
  • Франкл В. Парадоксальная интенция // Страдания от бессмысленности жизни: Актуальная психотерапия = Das Leiden am sinnlosen Leben: Psychotherapie für heute. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. — С. 49—57. — 105 с. — (Пути философии). — 3,000 экз. — ISBN 978-5-379-01751-4.
  • Франкл В. Теория и терапия неврозов // Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — С. 340—350. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии). — 136,000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.