Сублимация по з фрейду означает: Сублимация: что это, ее значение в психологии и по фрейду – Сублимация (психология) — Википедия

Автор: | 13.04.2020

Фрейд сублимация и творчество | Cублимированное творчество: VIKENT.RU

Сублимация – психологическая защита по Зигмунду и Анне Фрейдам

Сублимация — механизм психологической защиты, связанный с тем, что при её  реализации энергия сексуального влечения личности преобразовывается в  социально-приемлемые формы активности (например, в творчество).

Зигмунд Фрейд считал, что всё, что мы называем «цивилизацией», возникло, возможно, благодаря механизму сублимации…

«Психоаналитики считают, что большинство выдающихся произведений искусства являются результатом сублимации энергии от фрустрации, связанной с неудачами в личной жизни (чаще всего отвергнутой или потерянной любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и т.п.). Сам Фрейд в качестве примера приводит Леонардо да Винчи, великого живописца, учёного и инженера. Он создал практически невозможное для одного человека, во всём, за что бы он ни брался, достигал совершенства. В то же время у него отмечено полное отсутствие интереса к сексу. Леонардо даже говорил, что, если бы мы смогли взглянуть отрешенным взглядом со стороны, мы бы увидели, насколько всё это выглядит безобразно.

[…] Зигмунд Фрейд считает, что Леонардо стал выдающимся именно потому, что у него была полная сублимация сексуальной энергии, даже без внутренней борьбы. Кстати, этим Фрейд оправдывал аналогичную собственную позицию и считал свою поразительную работоспособность тоже результатом сознательной полной сублимации половой энергии уже в сорокалетнем возрасте. Будучи атеистом, он в этом вопросе разделял иудейскую мораль о том, что секс «приличен» только с целью деторождения.

«Биографический психоанализ» показывает, что большинство выдающихся произведений были созданы в период, когда у их авторов была либо утрата любви, либо какое-то разочарование, либо невозможность встретиться с объектом любви. Энергия находила выход в творчестве. В произведениях фантазия дорисовывает то, чего не хватает в реальной жизни. Психоаналитики любят приводить пример с болдинской осенью

Пушкина, когда он рвался к свадьбе с Натали, но был задержан карантином в Болдине, где за короткое время создал огромное количество потрясающих произведений — «Повести Белкина», часть «Евгения Онегина», часть «Бориса Годунова», много известных стихотворений. Хотя здесь может быть и более прозаическая причина. Пушкин был настолько азартный игрок, что писал: «Если бы мне пришлось выбирать, не играть или не жить, я бы предпочел не жить» или «Есть только одна истинная страсть — это игра». Он играл очень много и азартно, проигрывал сумасшедшие деньги. Его издатель Плетнёв давал Пушкину вперёд деньги, и поэт должен был ему невероятные суммы. А в Болдине Пушкина никто и ничто не отвлекало — не было ни женщин, ни игорного дома, и он показал чудеса творческой продуктивности. Однако элемент сублимации нереализованного любовного стремления здесь, несомненно, тоже имел место».

Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с.174.

 

ПРИМЕР. «Известный английский кинорежиссёр Альфред Хичкок писал, что для него единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм.

Г. Гессе сравнивал функцию художественного творчества с функцией исповеди. В процессе создания произведения энергия, которая тратилась ранее на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели».

Грановская Р.М., Психология в примерах, СПб, «Речь», 2002 г., с. 154.

 


Типовые психологические защиты по Анне Фрейд.

 

Сублимация (психология) | Info-Farm.RU

Сублимация — психоаналитический термин, обозначающий один из психологических защитных механизмов взрослого человека. Сублимация в психологии — психический процесс преобразования и перенаправления энергии на социальную работу и культурное творчество. Понятие было введено З. Фрейдом в 1900 году; в разработанной им концепции психоанализа рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. В социальной психологии сублимация связывается с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется значительное внимание в психологии творчества, детской психологии, психологии спорта и др.

При сублимации социально неприемлемые импульсы или идеализации сознательно превращаются в социально приемлемые действия или поведение, приводя к долгосрочной конверсии психической энергии входного импульса. Зигмунд Фрейд считал, что сублимация является признаком зрелости (и цивилизованности), что позволяет людям нормально функционировать в культурно приемлемым способом. Он определял сублимацию как процесс перенаправления сексуальных инстинктов в акты более высокой социальной ценности, которые являются «особой приметой культурного развития; это то, что дает возможность высшим формам психической деятельности, таким как научная, художественная или идеологическая, играть такую ​​важную роль в цивилизованной жизни ».

Происхождение понятия

Первым мислитeлем, который применил термин «сублимация» в чисто психологическом аспекте, был Зигмунд Фрейд. Он описывал этот процесс следующим образом:

«Не существует, строго говоря, ни бескорыстной поведения, ни полностью бескорыстной точки зрения.

Обе являются только сублимациями, в которых базовая стихия кажется почти испарений, выражая свое присутствие только пристальному наблюдателю. Все, что нам нужно, и что могло бы быть дано нам на современном уровне развития науки, является химией моральных, религиозных, эстетических представлений и чувств, а также тех эмоций, которые мы испытываем в больших и малых делах общества и цивилизации, и к которым мы чувствительны даже в одиночестве. Но когда эта самая химия установит как факт, что даже в своей собственной сфере наиболее крупные результаты были достигнуты за счет наиболее низменных и презираемым мотивов?
Многим бы захотелось продолжать такие исследования? Человечество не любит поднимать вопрос своего собственного происхождения, своих корней: надо иметь почти сверхчеловеческую природу, чтобы следовать противоположным курсом ».

Психоаналитическая теория

В психоаналитической теории Фрейда эротической энергии разрешается только ограниченное количество экспрессии вследствие запретов со стороны человеческого общества и цивилизации. Поэтому ей нужны другие варианты, особенно если человек должен оставаться психологически сбалансированной.

Сублимация (нем. Sublimierung) является процессом трансформации либидо в «общественно полезные» достижения, в том числе художественные, культурные и интеллектуальные стремления. Фрейд считал эту психическую операцию весьма полезной сравнению с другими ним выявлением, такими как репрессия, замещение, отрицание, реактивная формация, интеллектуализация или проекция. В своей работе

«Эго и механизмы защиты» (1936) его дочь Анна классифицирует сублимацию как один из главных «защитных механизмов» психики.

Фрейд пришел к идее сублимации, читая «Из путешествия в Гарц» Генриха Гейне. Это история о человеке по имени Иоганн Фридрих Диффенбах, который в детстве отрезал собакам хвосты, а когда повзрослел, то стал хирургом. Фрейд пришел к выводу, что сублимацию можно наблюдать как своеобразные действия, выполняемые человеком много раз за жизнь, которые сначала кажутся садистскими, но впоследствии трансформируются в деятельность, идет на пользу человечеству.

Межличностный психоанализ

Гарри Стек Салливан, пионер межличностного психоанализа, определяет сублимацию как незаметную подмену желание непосредственного удовлетворения частичным удовлетворением от социального одобрения, ибо прежнее пока противоречит собственным идеалам или осуждается социальной цензурой или отдельными влиятельными лицами. Эта замена может быть не совсем тем, чего мы хотим, но это единственный путь, благодаря которому мы можем получить хотя бы часть нашей удовлетворенности и одновременно чувствовать себя в безопасности. Салливан документально подтвердил, что во всех случаях сублимированные стремление намного сложнее, чем желание непосредственного удовольствия, которые их вызывают. Они не приводят ни к каким расстройств сознания, ни к сомнениям, почему сублимации должны быть реализованы, или любых расчетов для сравнения расходов, связанных с непосредственным удовлетворением первичного желания. В случаях удачной сублимации Салливан наблюдал чрезвычайно эффективную обработку конфликта между необходимостью удовлетворения и потребностью в безопасности, без всякого волнения сознания.

Сексуальная сублимация

Сексуальная сублимация, также известная как сексуальная трансмутация, попытка (особенно в некоторых религиозных традициях) превратить сексуальные импульсы или «сексуальную энергию» в энергию творческую. В этом контексте, сублимация является трансфером сексуальной энергии, или либидо, на физический акт или на другую эмоцию, чтобы избежать борьбы с сексуальным желанием, которое противоречит собственным убеждениям индивида или исповеданий религиозным убеждениям. Она основана на идее, что «сексуальная энергия» может быть использована для создания духовного феномена, который в свою очередь может создать более чувствительны произведения, чем «сырая» неукротимая сексуальность. Классическим примером в западных религиях есть церковный целибат (безбрачие).

В главной книге хасидов Тания, еврейская хасидская мистика рассматривает сублимацию животной души как важнейшая задача в жизни, в котором центральной целью выступает преобразования анималистические и приземленной тяги к физическим удовольствий в празднике стремление к объединению с Богом.

Различные школы описывают сексуальные потребности вообще как носителей духовной сущности, и предоставляют им различные имена жизненной энергии, животворного воздуха (прана), духовной энергии, оджаса, Шакти, Туммо, или кундалини. Также считается, что переживания сексуальной сублимации может способствовать мистическом пробуждению индивидуума.

Сублимация Юнгом

Карл Юнг считал сублимацию по своей природе мистической, и таким образом принципиально расходился с точкой зрения Фрейда относительно этой концепции. Для Фрейда, сублимация помогает объяснить пластичность половых инстинктов (и их конвертируемость в несексуальные мотивации). Эта концепция также подкрепляла его психоаналитические теории, изображали психику человека в плену конфликтующих противоречивых импульсов (например, Супер-Эго и Ид). Юнг критиковал Фрейда за пренебрежение алхимическим происхождению понятия сублимации, и за попытки выдать эту концепцию за научно обоснованную:

Сублимация является частью процесса королевского искусства изготовления золота. Об этом Фрейд ничего не знает, а еще хуже — баррикадирует все пути, которые могут прояснить истинное значение понятия сублимации. Потому что на самом деле оно как раз прямо противоположное тому, что понимает под сублимацией Фрейд. Это никак не является преднамеренное и принудительное направление инстинкта в прикладные области применения, а алхимические преобразования, для которого нужен огонь и Первоначальная Материя. Sublimatio — это большая тайна. Фрейд присвоил эту концепцию и узурпировал ее для сферы свободы и буржуазного рационализма этоса.

Эта критика встречается как в его частной корреспонденции (как в примере выше), так и в отдельных работах по психоанализу:

Фрейд изобрел идею сублимации, чтобы спасти нас от мнимых когтей бессознательного. Но то, что реально, что на самом деле существует, не может быть алхимической сублимированным, и если что-то и кажется сублимированным, оно никогда не было тем, что ему приписывают фальшивые интерпретации.

Сублимация Лаканом

Das Ding

Экспозиция сублимации от Лакана подается в форме дискуссии о взаимосвязи психоанализа и этики в седьмой книге его семинаров. Определение Лаканианськои сублимации делается с использованием концепции Das Ding (которую позже в своей карьере Лакан называл le petit objet a). Немецкой Das Ding означает «та самая вещь», хотя Лакан понимает ее, в абстрактном смысле, как одну из определяющих характеристик человеческого существования. В широком смысле это вакуум, пустота, которую испытывает человек, и которую она стремится заполнить человеческими отношениями, объектами и ощущениями, но на самом деле они не что иное как наполнение пробелы в ее психических потребностях. По этой причине Лакан также считает, что Das Ding есть не-вещь или вакуоль. Отношений, на которые человек опирается на преодоление пустоты Das Ding, всегда недостаточно для полного удовлетворения человека. Лакан считает Das Ding перманентно потерянным объектом, который человек пожизненно разыскивает. Временно человек будет обманута собственной психикой, считая, что она нашла тот самый объект, того самого человека или ту же обстоятельство жизни, на которую можно положиться, чтобы удовлетворить свои потребности стабильно и надолго, когда на самом деле «та самая вещь является утрачена по своей самой сути. Она никогда не будет найдена снова. Всегда есть что-то, но человек ждет что-то лучше или хуже, но что-то такое чего на самом деле хочется », и тогда« [Das Ding] находится, но это именно то теряется. Человек находит не вещь, а только ее приятные ассоциации. »Человеческая жизнь разворачивается как серия отлучений в поисках утраченного объекта или абсолюта личности Другого:« Принцип удовольствия регулирует процесс поиска объекта и отвлекает посторонними путями, всегда удерживая Das Ding на расстоянии » .

Лаканианська сублимация

Лаканианська сублимация в значительной степени формируется вокруг понятия Das Ding. Общая формула сублимации за Лаканом заключается в том, что «она преподносит объект […] до степени совершенства Той Самой Речи». Лакан рассматривает такие объекты (эстетические, религиозные, философские) как отметки, символизирующие и замещают собой Das Ding, и отмечает, что «функция принципа удовольствия есть, по сути, в том, чтобы вести от одного предмета к другому, генерируя столько отметок, сколько необходимо для снижения уровня напряжения психического аппарата, насколько возможно ». Кроме того, сам человек является «мастером своего системы поддержки», иначе говоря, она сама себе создает или находит отметки, вводят ее в заблуждение веры, что она вроде преодолела пустоту Das Ding.

Лакан также считает сублимацию процессом создания ex nihilo (создание из ничего), в результате которого объект, человек или искусственный изделие определяется по отношению к пустоте Das Ding. Как яркий пример, Лакан приводит куртуазную любовь трубадуров или менестрелей, которые посвящают свои поэтические стихи объекта любви, не только недостижим (и, следовательно, воспринимается как нечто утраченное или отсутствует), но существование которого и его желательность вращается также вокруг дыры ( вагины). Для Лакана такая Куртуазность является собственно «парадигмой сублимации». Он также утверждает, что слово «трубадур» этимологически связано с провансальским глаголом trobar (на французском trouver) — ‘найти’. Если вернуться к определению Das Ding, то можно увидеть, что только от ожиданий самого субъекта зависит, найдет ли он снова потерян объект, ошибочно полагая, что он будет продолжать удовлетворять его (или ее).

Сублимация в психологии

сублимация в психологии

Термин «сублимация» известен психологам и физикам, но смысл они в него вкладывают разный. Для физиков сублимация и десублимация вещества – это переход из твердого вещества в газообразное и наоборот, без прохождения фазы жидкости в обоих случаях. В психологии же сублимация имеет совершенно другое значение, вот именно о нем, а также о влиянии этого процесса на творчество мы и поговорим.

Метод сублимации в психологии

В широком смысле сублимация – это защитный механизм психики, позволяющий снять внутреннее напряжение и перенаправить ее на достижение какой-либо цели. Таким образом есть возможность использовать практически любой неприемлемый личностью импульс на конструктивную и востребованную деятельность. Можно привести следующие примеры сублимации:

  • склонность к насилию удовлетворяется при работе в полиции;
  • нездоровый интерес к трупам сублимируется при работе патологоанатомом;
  • садистские наклонности могут быть превращены в работу хирурга;
  • отказ от активной сексуальной жизни позволяет получить больше сил для творчества или занятий наукой.

Сублимация сексуальной энергии по Фрейду

Впервые понятие сублимации было введено Зигмундом Фрейдом в 1900 году. Им была разработана концепция психоанализа, в которой этот процесс рассматривается как трансформация влечения для достижения социальнозначимых целей. Надо заметить, что сублимация по Фрейду – это перенаправление именно сексуальной энергии. Он даже считал, что любое творчество является результатом перенаправления энергии с эротических целей на свой труд. Причем под понятием «творчество» Фрейд подразумевал как работу в области искусства (живопись, музыка), так и интеллектуальную работу (научная деятельность).

Сегодня сублимация в психологии имеет более широкое значение, но все же именно сексуальная энергия является наиболее мощным и заметным двигателем для любой деятельности. Давайте рассмотрим подробнее, как влияет этот процесс на творчество.

Сублимация сексуальной энергии и творчество

Несмотря на то что Фрейд был основоположником теории о сублимации, ее технологию он описать не смог. Более того, до сих пор неизвестно каким именно образом сексуальная энергия преобразуется в движущую силу для творческой деятельности. Но доподлинно известно, что сублимацией подобного рода хотя бы раз в жизни занимается каждый человек.

Вы ведь наверняка замечали, что в период влюбленности вас переполняет желание что-то делать. Зачастую именно влюбленные (счастливые и не очень) создают шедевры искусства, делают научные открытия. Но даже когда в вашем сердце не бушует вулкан страсти, возможно, вы занимаетесь невольной сублимацией сексуальной энергии, которая не была востребована. Простейшим подтверждением этого процесса будут красочные и интересные сновидения. Они считаются самым простым продуктом, который производит наше бессознательное. Видели красивый сон, значит неосознанно занимались творчеством, а значит сублимировали энергию. Более высокой ступенью сублимации является осознанное созидание – написание рассказов и стихов, расписывание стен сумасшедшими граффити, сочинение музыки, занятие сублимация энергиитанцами, участие в театральной постановке, занятие дизайном ландшафта и интерьеров. Но такое явное творчество является только частью реализации сексуальной энергии. В принципе, результатом сублимации можно считать любую созидательную работу.

Некоторые ученые и работники творческих профессий сознательно отказываются от секса, чтобы достичь выдающихся результатов. Возможно, это и позволит достигать поставленных целей в кратчайшие сроки, но отказываться вовсе от секса не порекомендует ни один психотерапевт. Секс дарит ощущение счастья, а это чувство тоже наполнено сумасшедшей энергией, которую также можно направить на созидание.

 

СУБЛИМАЦИЯ — это… Что такое СУБЛИМАЦИЯ?

  • СУБЛИМАЦИЯ — (хим.) операция, состоящая в отделении летучих плотных тел, напр. нашатыря, пирогаллола, бензойной кислоты, от нелетучих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СУБЛИМАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

  • сублимация — (от лат. sublimo возношу) процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Сублимация —  Сублимация  ♦ Sublimation    Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение… …   Философский словарь Спонвиля

  • СУБЛИМАЦИЯ — переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие З. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют… …   Философская энциклопедия

  • СУБЛИМАЦИЯ — (от латинского sublimo возношу), возгонка, переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. Сублимация фазовый переход 1 го рода. Процесс сублимации идет с поглощением энергии, называемой теплотой сублимации. Обратный …   Современная энциклопедия

  • Сублимация — (лат. sublimo возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. это психический процесс, в результате которого энергия природных… …   Энциклопедия культурологии

  • СУБЛИМАЦИЯ — (от лат. sublimo высоко поднимаю, возношу), возгонка, переход в ва из крист. состояния непосредственно (без плавления) в газообразное; происходит с поглощением теплоты (фазовый переход I рода). С. одна из разновидностей парообразования, возможна… …   Физическая энциклопедия

  • сублимация — возгонка, возношение, дистилляция, дистиллирование, перегонка, трансформация, превращение, изменение; криосублимация, сублимирование Словарь русских синонимов. сублимация сущ., кол во синонимов: 4 • возгонка (9) …   Словарь синонимов

  • сублимация — и, ж. sublimation f. <, лат. sublimatio. 1. хим. Непосредственный переход вещества при нагревании из твердого в газообразное состояние (минуя жидкую фазу) ; возгонка. МАС 2. Вычищение камфоры выжиганием (sublimation). АИ 1781 3 521. ♦… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СУБЛИМАЦИЯ — (психологическое), психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов… …   Современная энциклопедия

  • СУБЛИМАЦИЯ — в психологии психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *