Условия самореализации личности в современном мире
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Каждый из нас совершает те или иные действия в соответствии со своими внутренними механизмами, принципами и потребностями.
Не так давно мы с вами говорили о самоактуализации человека. А сегодня я хочу поделиться с вами рассуждениями о том, какие существуют условия самореализации личности, и в целом раскрыть вопросы, связанные с этим направлением. Ну что же, приступаем.
Что это такое?
Длительное время представители мировой психологии работают над исследованием этого вопроса. Понятие самореализации включает в себя активную позицию по отношению к жизни таких людей, которые стремятся воплотить в реальность свой потенциал, независимо от вида деятельности. Это может быть карьера или хобби, например.
Замечу, что самореализация — это процесс, когда человек реализовывает свои способности и внутренние ресурсы в настоящем.
Таким образом, она (эта личность) работает над собой, совершенствуется и познает себя. К людям, которым удалось достичь целей в этом порой непростом деле, применяется выражение «человек состоялся в жизни».
Самореализация как потребность
Как известно, каждый из нас имеет определенные потребности. Психологи-гуманисты ХХ века детально изучали эту тему, создавая свои теории и классификации. Например, существует, так называемая, пирамида Маслоу, в которой указано 7 уровней основных человеческих нужд.
Первый уровень – базовый, то, что обеспечивает жизнедеятельность каждого из нас (пища, воздух, вода). Далее следует потребность в безопасности, в любви, признании и так далее. Но на вершине – самореализация, возможность проявить себя и свои умения. Сфера деятельности не имеет значения.
Человек стремится к получению удовлетворения путем использования своих знаний, умений, навыков (как врожденных, так и приобретенных), старается раскрыть свои таланты, осуществить задуманное и стать лучшим не только для себя, но и в глазах окружения.
Этот седьмой, наивысший уровень включает в себя такие аспекты, как самоутверждение и признание. Для его удовлетворения человеку необходимо:
- проявить свои ресурсы и умения – то есть, прийти к определенному результату в деятельности;
- получить признание от окружения;
- почувствовать отдачу.
Однако, для оценки нужны определенные заранее показатели и критерии. Допустим, вы решили пойти по стезе врача. Здесь критерий оценки — количество вылеченных вами пациентов, признание излеченных, а самоутверждение проявляется уровнем профессионализма.
В процессе саморазвития от личности требуется проявление воли и активности, затрата усилий, направленных на реализацию конкретных замыслов.
Сферы
У каждого из нас есть полная свобода выбора. На данный момент выделяется 3 наиболее распространенных сферы, в которых можно проявить себя:
- творчество;
- профессия;
- социум.
Давайте о каждой из них подробнее.
Творческий путь
Предполагает применение и развитие своих талантов и навыков, как в области искусства, так и в науке. Кроме того, она включает и процесс поиска способов самовыражения, решения задач, независимо от условий жизни и вида деятельности.
Это может быть всё что угодно: от быта до карьеры. Нет никаких сомнений в том, что креативность обеспечивает личности широкий спектр возможностей.
Когда человек задействует нестандартное мышление, он не только развивается, получает желаемое, экономит время и ресурсы. Но и осознаёт, что другие цели уже не кажутся ему такими недостижимыми.
Кстати, описание способов, которые помогут развить креативное мышление, вы получите, нажав сюда.
Профессиональная деятельность
Если вы выбрали карьеру, значит, вы готовы приложить усилия и работать именно в той профессиональной сфере, которая вас интересует наиболее всего. А если вы довольны своей должностью, решаете вопросы и задачи с интересом, а также удовлетворены окладом – значит, вы состоялись как профессионал.
Личностный потенциал и способности полностью раскрываются, когда выполняемая работа соответствует целям и мотивам, а также является полезной для общества.
Важно учитывать, что профессиональная деятельность занимает весомую часть нашей жизни. А в некоторых случаях вытесняет и остальные сферы.
Жизнь в социуме
Успешным и социализировавшимся человеком можно назвать того, кому удаётся находить общий язык абсолютно разными людьми, которые его окружают. Когда шаблоны и социальные стереотипы, которые ставит общество, не имеют на него влияния.
А сам он способен проявлять эмпатию, то есть, сочувствовать другим, заботиться о них и оказывать поддержку. Также имеет значение уровень общего развития, что позволяет поддерживать любой разговор и оставаться интересным для собеседников.
Существует даже такой термин, как эмоциональный интеллект. Подробнее о том, что он собой представляет, а также как его развить, вы узнаете, нажав на эту ссылку.
Правила
Существует ряд условий, без выполнения которых будет невозможно (или очень тяжело) работать в заданном направлении для того, чтобы раскрыть свой потенциал и таланты. Причём не особо важно, в какой сфере.
Итак, необходимо выполнять следующие правила:
- Изучить себя – нужно трезво оценивать свой потенциал, знать интересы, цели, переживания.
- Уметь держать под контролем свое состояние, управлять собой.
- Иметь чувство внутренней свободы – именно оно придает силу проявлять инициативу и действовать, чтобы воплотить задуманное. Подробнее о том, как достичь этого состояния, вы узнаете здесь.
- Брать на себя ответственность – здесь можно смело применить пословицу «каждый сам кузнец своего счастья».
- Жить в социуме – то есть, взаимодействовать с людьми, которые вас окружают. Таким образом, происходит необходимый материальный и энергетический обмен, в процессе которого человек раскрывает себя как личность. Так что смиритесь, вы — существо социальное, поэтому обречены на постоянный контакт с другими индивидуумами. Выполнение этого условия зависит от того, насколько вы являетесь социально активным.
- Обеспечить себе эмоциональную поддержку. Ее цель — сформировать у вас доверие к миру и уверенность в себе самом.
- Определить наиболее эффективную мотивацию. Которая будет стимулировать к работе в том или ином направлении ради достижения конкретного результата.
Завершение
Важно отметить, что путь самореализации будет вполне безуспешным, если в жизни человека присутствуют страх и негатив, а защита и поддержка отсутствуют. Это я говорю к тому, что если вы хотите удачно реализовать свой потенциал, обеспечьте для этого благоприятную почву.
Хочется также обратить ваше внимание на то, что в каждой социальной группе существуют особенные стандарты и уровни развития личности, похожих на которые в других аналогичных общественных ячейках просто нет.
Благодарю вас за внимание, дорогие читатели! Заходите на сайт, здесь есть еще масса интересной и полезной информации не только для вас, но и для ваших друзей и знакомых.
Всего вам доброго и до новых встреч!
Также, рекомендуем почитать статью, про умственную жвачку. Т.е. это мысли, от которых трудно избавиться и которые возникают в голове, спонтанно.
Материал подготовила Юлия Гинцевич
Потребность в самореализации | Anthropology
[80]
1.1. Теоретическая проблема общего определения «потребности в самореализации» и предлагаемые схемы ее решения сформулирована разными авторами-психологами исходя из радикально различающихся, с трудом сопоставимых, позиций. Общим остается утверждение, что «творчество», «творческие порывы» есть деятельные проявления «потребности в самореализации» («творчество» обычно принимается за онтологическую черту человека и человечества). Но нет общепризнанного определения потребности в самореализации, нет общеприемлемых процедур измерения ее «силы», а тем более — процедур измерения «степени удовлетворения» этой потребности. Отсутствует согласие в том, чем детерминирована эта потребность, в какой мере эта потребность определена биологией субъекта, а в какой эту потребность формирует, направляет, «модулирует» внешнее социальное окружение и как это происходит, а также в каком возрасте эта потребность появляется или актуализируется. Нет согласия в вопросе, как и в чем эта потребность в самореализации проявляется в поведении — в оптимуме и при наличии фрустрации. Согласие только в одном: потребность в самореализации проявляется в социальном, техническом, научном и художественном творчестве.
Возникает впечатление, что разные авторы описывают источники творчества и деятельные проявления «потребности в самореализации» исходя из найденных или созданных ими психотерапевтических приемов или же — отталкиваясь от собственных личностных проблем. Так, З. Фрейд утверждал, в частности, что «авиация, которая сделала столь значительные успехи в последние годы… имеет своим источником детскую сексуальность». Аналогично он пытался определить специфику творческих актов Леонардо… (Леонардо да Винчи. Пг., 1917, с. 100). Н. Коростылева (2000) предложила «успешность самореализации» [81] оценивать через «успешность трудоустройства». Следуя этой логике, «успешность самореализации» у С.А. Толстой следует признать близкой к нулевой. Представители «гуманистической психологии», начиная с А. Маслоу (1948), относят потребность в самореализации к числу исключительно человеческих потребностей, как и теоретики из школы «материалистической психологии» в СССР середины ХХ века.
Попытки отнести потребность в самореализации к группе исключительно социально детерминированных (порождаемых социальным окружением) приводят к ряду теоретических затруднений. Во-первых, если целиком принять этот взгляд, то одинаковое социальное окружение должно формировать примерно один и тот же уровень потребности и сходные варианты оптимального ее удовлетворения, чего в реальности нет. Во-вторых, это представление делает непонятным сам филогенез такой потребности в человеческой популяции. В-третьих, придется отрицать наличие такой потребности у животных, у младенцев и у части взрослых. И, наконец, без убедительного решения остается проблема содержательного описания взаимодействий между потребностью в самореализации и другими потребностями. В лучшем случае фрагментарно рассматриваются бинарные отношения между различными потребностями.
1.2. История психологии отмечена попытками обогатить ее понятийный аппарат заимствованиями из других дисциплин с высокой репутацией. Психоаналитическая школа оперирует понятиями «энергия» (в физике — универсальная мера взаимодействия между объектами) и «сублимация» (фазовый переход вещества из твердого состояния в пар и обратно, минуя жидкую фазу), при этом «энергия» у психоаналитиков не подчиняется законам сохранения, тогда как «сущностью» «сублимации» объявлено сохранение этой самой «психической энергии». Подобные терминологические злоупотребления, лишающие физические понятия их устойчивого содержания, служат основанием для выводов о вненаучном (мифологическом) характере большинства психоаналитических схем.
Растет частота публичных утверждений, что деятельность психолога не может быть с исчерпывающей полнотой описана и рационалистически проанализирована (подобно тому, как предмет искусства не поддается полному рационалистическому описанию без утраты эстетическим объектом его специфики). Часть «психологов» утверждает, что психология есть в гораздо большей степени «искусство», чем «наука» в традиционном европейском понимании. В подкрепление приводятся ссылки и на плюралистическую природу современной науки, и на «постмодернистскую эпоху», и на нужду «вернуть в психологию человеческую душу», а тем самым — начать «строительство гуманистической [82] психологии». Быстро растет число «психологических» публикаций маргинального типа, не отвечающих таким критериям научной состоятельности, как внутренняя непротиворечивость, транзитивность, «фальсифицируемость» по К. Попперу. Рассуждения о психологии-искусстве служат оправданием неспособности формулировать и решать проблемы в рационалистическом стиле.
Вводятся в психологический оборот термины, обозначающие квазиобъекты (подобия «эссенций», которыми оперировали в средние века философы-«реалисты» — противники «номиналистов»), такие как «игровая деятельность», «психическая энергия», «психологическое поле». Например, успех или неуспех процедур «внушения» (суггестии) находит объяснение в большей или меньшей «внушаемости» объекта внушения. Снова, как в двадцатые годы ХХ века, приличными стали рассуждения с применением психоаналитического жаргона, некорректное применение психологических терминов (с изменением их содержания в зависимости от контекста вплоть до противоположных значений!). В итоге произошла маргинализация научного сообщества психологов, сопровождаемая потерей общих представлений и о специфике психологической науки, и о «хорошем тоне» публикаций.
«…Противоположные концы лука требуют ПОСТОЯННО НАТЯНУТОЙ тетивы для удержания целостности системы. Для поддержания целостности лиры усилий не требуется…» (В.А. Ганзен, В.К. Толкачев. Роскошь системного мышления. СПб., 1995, с. 87). Приведенная цитата показывает, что кандидат технических наук и доктор психологических наук, рассуждающие о «системном мышлении» (!), плохо представляют себе не только устройство и работу примитивных механических систем из напряженных и гибких связей (т. е. лука и лиры), но и не знают, что музыкальные инструменты арфа и лира «произошли» от лука, являются продуктом их дивергентной эволюции. И каким это образом примитивная механическая «система» (лук) оказалась способной «требовать» чего-либо? Без труда можно продолжить ряд таких же примеров… Вопросы о границах научной психологии и методологические проблемы этой науки вновь стали актуальными.
1.3. Научная медицина, как и психология, окончательно оформилась сравнительно поздно — в середине XIX века. Поэтому рассмотрим некоторые аналогии между «психологией» и «медициной». За общим названием «медицина» скрываются три принципиально различных явления современной культуры: «медицинское ремесло», «медицинская мифология» и собственно «научная медицина». В медицине «ремеслу» соответствует «фельдшерская медицина» — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, [83] близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил.
Мифы, в отличие от собственно научных теорий, легко и с равным успехом способны «объяснять все», применяя некие метафоры, заимствованные из наук или из бытового языка. В медицине «мифологии» соответствуют рассуждения о «биоинформационном поле» и неких специфических «энергиях», которые не подчиняются законам сохранения, активно распространяемые у нас некоторыми теоретиками «альтернативной медицины», поклонниками «экстрасенсорики» и «профессиональными иглотерапевтами». С сороковых-пятидесятых годов ХХ века рассуждения «истинных павловцев» из числа неврологов и врачей о «балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга» играли роль таких же мифологических сущностей, которыми можно было беспрепятственно «объяснять все».
Собственно «научная медицина» имеет основой не столько устоявшуюся медицинскую практику, сколько содержательные представления о начальных причинах болезней (об «этиологиии») или о ведущих механизмах развития болезни (о «патогенезе»). Исходный эмпирический материал для построения этиологических и патогенетических теорий дают модельные и клинические эксперименты. Но реальное существование и назначение любого физиологического процесса доказывают именно патологические случаи, когда данный процесс или орган «выключен».
Отметим, что медицина не располагает исчерпывающими по полноте описаниями процессов патогенеза, они невозможны в принципе. Попытки в этом направлении — безнадежны, некоторые даже вредны.
1.4. Аналогично положению в медицине, под благообразным названием «научная психология» в настоящее время сосуществуют три различных культурных явления.
Во-первых, «психологическое ремесло», по существу — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил. Во-вторых, «психологическая мифология»: «объяснения неизвестного через непонятное», квази-рациональные теоретические обоснования ремесла. И только в третьих — собственно «психология» как наука, научные теории с теми или иными ограничениями на их способность описывать и предсказывать поведение объектов. Радикальное различие между наукой и мифологией состоит в том, что любое научное утверждение имеет ограниченную сферу эффективной применимости. Миф, в том числе миф психологический, способен «объяснить все», исходя из неких достаточно примитивных схематизаций, причем любые теоретические [84] затруднения разрешаются «элементарно» — дрейфом значений, которые приписываются тем или иным терминам (см. выше раздел о содержании понятий «энергия» и «сублимация», включаемых в психоаналитические построения).
2.1. Чем заданы непреодолимые ограничения, присущие самому предмету научной психологии?
Во-первых, психолог-исследователь (в отличие от психолога-мистификатора) вынужден изучать и корректно описывать поведение «большой системы», для которой просто невозможно создание полностью детерминированной модели. Иначе говоря, в психологии принципиально нереализуем «критерий Кирхгофа» («хорошая теория — это простое полное описание»). А стохастические описания (в стиле физики элементарных частиц) редко оказываются в психологии содержательными. И любому эмпирическому наблюдению психолога можно поставить в соответствие практически неограниченное количество теоретических моделей. Практически любой идее нетрудно найти в психологии «эмпирические подтверждения».
Как избежать рассмотрения бесплодных построений? И какие неустранимые ограничения в психологии заданы самими методами психологического исследования?
В процессе психологического исследования взаимодействуют (как минимум) две системы, относящиеся к одному классу по сложности внутренней организации и по сложности доступного им поведения. Исключениями могут быть только случаи грубой патологии у исследуемого (или у исследователя, как заметил один ироничный психиатр). В итоге, даже самый простой психологический эксперимент (диагностический прием психиатрии) бесполезно рассматривать только как попытки однонаправленного (императивного) управления изучаемым объектом. Ведь с равным успехом объектом управления («рефлексивного управления», в терминологии В.А. Лефевра, 1973) оказывается не только исследуемый (со стороны психолога), но и сам исследователь — уже со стороны исследуемого или исследуемых. Этими неустранимыми особенностями методов обусловлена уникальная особенность «научной психологии человека» — в ней практически любая, самая дикая, идея может получить эмпирическое и экспериментальное подтверждение. Все сказанное указывает на необходимость осознания собственных, специфичных именно для научной психологии, методологических критериев для селекции и скрининга теоретических моделей.
2.2. Структура любой рафинированной научной теории может быть описана ориентированным графом из класса «сеть»: к идентичным выводам и прогнозам можно приблизиться по самым разным «трассам», исходя из весьма различных теоретических или эмпирических оснований [85] (Litzmann, 1913; Брусиловский, 1979). Чем полнее и глубже разработана теоретическая модель, тем больше «связность» и «цикломатическое число» соответствующего графа (Кустова, Ирецкий, 1998). Структуры мифов и мифоподобных теоретических построений с достаточной полнотой описываются графами из классов «цепь», или «дерево», или «лес». К общим выводам приближение возможно по единственной «трассе» (если структура из классов «цепь» или «дерево»). И в мифоподобных «теоретических моделях» отдельные принципы или часть рассмотренных эмпирических фактов прямо противоречат некоторым собственным же выводам (если структура модели описывается графом из класса «лес»). Так, одна и та же фабула сновидения психоаналитиками трактуется взаимоисключающим образом, в зависимости от того, к какому направлению — фрейдистскому или пост-фрейдистскому — принадлежит психоаналитик-практик.
Иногда отдельные выводы из психологических теорий прямо противоречат фундаментальным физиологическим и даже физическим законам. Так называемая «Условно-рефлекторная теория словесного внушения», созданная в рамках «истинного павловского направления в физиологии ВНД», вместе с приводимыми экспериментальными «подтверждениями» истинности (А. Иванов-Смоленский, 1950) прямо противоречит законам сохранения вещества и энергии. Заметим, что это противоречие не привлекало внимания отечественных теоретиков «материалистической психологии» и психотерапии… более 40 лет! Итак, отдельные выводы состоятельной психологической теории должны быть как минимум совместимыми с фундаментальными физическими и физиологическими законами.
2.3. Отметим особо, что продуктивные модели в психологии отвечают некоторым особым критериям и принципам, специфичным именно для этой науки. Содержательные и в то же время экономные описания поведения возникают, когда психолог применяет телеологический принцип: теоретическая модель строится, исходя из возможных целей и назначения процесса (отметим, что рассматриваемая психологическая «потребность в самореализации» как функциональное образование может иметь несовпадения целей популяционных с целями индивида). Второй важный «узел» в «сетевой» структуре содержательных психологических моделей — принцип эволюции. Характер и специфика данного психического процесса делаются более понятными, если изучены исходные — более примитивные — варианты и осознано общее направление эволюции. Третий принцип, позволяющий быстро отсеять иллюзорные и непродуктивные теоретические построения, — принцип патофункциональной модификации. Реальность гипотетического процесса доказывают только обнаружение патологических вариантов, когда [86] данный процесс отсутствует, либо осуществлен в болезненном варианте. Четвертый принцип, который реализуется здоровой психикой — принцип экономии, или принцип наименьшего действия (Мопертюи — Лейбница).
Принцип наименьшего действия может быть использован в психологических теориях в нескольких вариантах. Во-первых, в описании филогенеза и онтогенеза у конкретного психического процесса. Формирование абсолютно новой структуры — событие в биологической эволюции редкое, почти исключительное. Много чаще в ходе развития происходит только трансформация, приспособление уже существующих структур или процессов к достижению новых целей, до того недоступных, и к решению новых задач, ранее не существовавших.
Во-вторых, принцип наименьшего действия реализуется здоровой психикой высокоорганизованных животных (и человека в том числе) в том, что они способны строить единую линию поведения, приближающую к достижению сразу нескольких целей, к удовлетворению «комплекса» актуальных и латентных потребностей. Ослабление такой способности строить компромиссную линию поведения давно описано в патопсихологии человека (см. выше принцип патофункциональной модификации) под названием «бесплодная борьба мотивов» в клинике психастении. «Рассуждательство» и подробное гипотетическое рассмотрение альтернативных возможных действий — при неспособности остановиться на каком-то одном варианте — как раз отражает ослабление способности строить линию поведения, отвечающую «принципу наименьшего действия».
3.1. Если предположить, что потребность в самореализации — не исключительное достояние человека социального, то «потребность в самореализации» надлежит отнести к числу «биологически заданных». Тогда деятельные проявления этой потребности могут быть обнаружены в поведении не только человека начиная с детского возраста, но и в поведении высших животных. Описание отличий в деятельных проявлениях и в характеристиках этой потребности способно помочь уточнению функциональных различий между «человеком разумным» и другими животными, в частности приматами.
Иначе говоря, этологический подход к описанию и анализу проблемы позволил бы снять сразу несколько противоречий, указанных в разделе 1.1. Мы придерживаемся представления, что игры — самые общие проявления потребности в самореализации, тогда как творчество детей и взрослых — вариант удовлетворения этой биологической потребности.
4.1. Этологами отмечено, что игры у высших животных выполняют несколько функций. Во-первых, в ходе имитационных игр [87] неполовозрелая особь осваивает и запечатлевает («импринтинг») схемы поведения, накопленные популяцией. Во-вторых, в ходе креативных игр животное создает и испытывает новые варианты действий по достижению тех или иных целей, и в случае их успешности — также их запечатлевает посредством «импринтинга». В-третьих, в ходе конкурентных игр животное накапливает опыт существования в протосоциальной иерархии.
4.2. Отметим особо, что для высших животных характерно, что импринтингом часто закрепляются варианты поведения, ориентированные на достижение не одной, а целого комплекта потенциальных целей (в соответствии с принципом Мопертюи — Лейбница!). Иначе говоря, посредством «импринтинга» формируется особая структура, в которой общей схемой действий объединены несколько потребностей. Привычные упрощенные схемы анализа и описания обычно толкают исследователя-психолога к выявлению в поведении особи только одной, «ведущей» потребности или «доминирующего мотива». Но более реалистичный анализ поведения за одним и тем же действием выявляет комплект потребностей, которые как бы «склеены» (“agglutinated”) общей схемой поведения, закрепленной в психике импринтингом.
Понятие «естественный агглютинационный комплекс» обозначает функциональную структуру в психике высших животных, которая включает общую универсальную схему поведения, ориентированную на достижение заданного комплекса потребностей. Данная структура закреплена процессом «импринтинга». Если мы имеем дело с человеком, то комплекс потребностей обычно не поддается рациональному самосознанию в полном объеме. Этим, собственно, заданы возможности для формирования невротического конфликта между актуальными поведенческими стереотипами, актуальными и латентными потребностями, и самосознанием.
Если стереотипная схема поведения, закрепленная импринтингом, в силу изменившихся условий просто не способна привести к удовлетворению тех или иных потребностей, ранее включенных в него, то агглютинационный комплекс представлен теперь уже в «патологическом варианте» (как «невротический комплекс»). К примеру, если в одном агглютинационном комплексе общей схемой поведения оказались «склеенными» потребность в реализации агрессивности и сексуальная потребность, то в поведении индивида и нарастает вероятность появления агрессии в сексуальной сфере, и чаще проявляются «сексуальные мотивы» в агрессивных реакциях на внешние трудности; механизм «невротического вытеснения» любой из этих потребностей из сознания не делает поведение индивида более адаптивным или менее конфликтным. Иначе говоря, данная теоретическая схема экономно описывает [88] механизм формирования сексуальных аберраций садистического типа и позволяет наметить пути ранней их профилактики и диагностики.
Вернемся к рассмотрению потребности в самореализации. У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.
Остается выяснить, какие процессы в прошлом приводили протоцивилизации и цивилизации к технологической и культурной стагнации и к гибели в столкновениях с конкурентами. Транскультуральные исследования показывают, что в так называемых «примитивных» и «традиционных» культурах доминируют имитационные и конкурентные игры — у детей, и азартные и конкурентные игры — у взрослых. Можно предположить, что доминирование имитационных, конкурентных и азартных игр (с подавлением игр креативных) выступает как механизм стабилизации социума, и он же снижает адаптивность социума в нестационарной среде за счет подавления креативных интенций у людей, этот социум составляющих.
- Ганзен В., Толкачев В. Роскошь системного мышления. СПб., 1995.
- Гусева А.Ю. Проблема потребности в игре // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Данфельд А.Ф., Привень А.И. Синергетика в описании психологических и педагогических феноменов // Тезисы V Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1998.
- Дольник В. Происхождение человека // Наука и жизнь, 1993, №8.
- Заболотных В.А. Пути человечества. СПб., 1998.
- Ирецкий А.Н., Егорова А.Е. Этологические координаты игры в пространствах культур // Сб. форума 16-19 апреля 2002 г. СпбГУ. СПб., 2002.
- Ирецкий А.Н., Данфельд А.Ф., Ирецкая Л.Б. Этологический взгляд на культуру и игру // Клиническая сексология. Сборник научных трудов. СПб., 1999.
- Кравченко О.В., Кустова Н.О. Топологические критерии в скрининге психологических моделей // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии, 1989, №4.
- Рукавцова О.М., Ведерникова Е.А. К проблеме содержательного описания взаимодействия между потребностями // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
- Фрейд З. Леонардо да Винчи. СПб., 1917.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
- Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1990.
- Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994.
- де Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.
Самореализация
Мы не знаем, кто мы, пока не увидим,на что мы способны.
Самореализация – это процесс поиска и исполнение своего жизненного предназначения; реализация потенциала своих возможностей, знаний, умений, способностей.
Жизнь человека приобретает смысл в случае большего проникновения в самые верхние ступени пирамиды. Самореализация обусловлена именно ими. Большинство современных людей испытывает депрессию, гнетущее душевное состояние из-за того, что остаётся мало времени на себя.
Какую жизнь многие себе в состоянии представить? В основном наблюдается стандартный сценарий: детство, обучение (общее и специальное), работа, семья. Что остаётся дальше? Обеспечивать свою семью. А потом смерть. И всё повторяется, только уже с детьми. Конечно, все чем-то занимаются помимо работы. Но почти никто не имеет смелости даже предположить другую жизнь. Единицы решаются сделать своё увлечение, своё хобби основой. Многие боятся неизвестности, боятся неудачи, боятся успеха. Потому что сложно не быть как все. Страшно принимать ответственность.
«Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко всё более полной реализации своего существования – так же точно, как жёлудь стремится стать дубом» А. Маслоу.
Потребность в самореализации
Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности – это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.
Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности – это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.
Наличие цели
Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.
Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо.
Вера в собственные возможности
Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.
Проблемы самореализации
Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация – вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.
Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные внутренние ресурсы на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.
Условия самореализации
Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.
Внутриличностный поиск
Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.
Свобода как основной двигатель
Вся наша жизнь состоит из постоянного выбора. Свобода как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.
Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело. Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, ограничивающих убеждениях, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.
Потенциал возможностей
В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья.
Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.
Выбор профессии
Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике! Между тем выбор профессии – это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?
Творческая направленность
Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.
Социальная самореализация
Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.
Духовные практики
Такие занятия, как медитации, цигун или тай цзи помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.
Вместо заключения
Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:
- То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
- Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
- Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
- Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
- Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
- Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.
Самореализация | Что такое Самореализация
То, кем ты родился, есть дар Божий; то,
кем ты себя сделал, есть твой дар Богу.
«20, ООО Quips & Quotes»
Самореализация как качество личности – способность найти и исполнять своё жизненное предназначение; реализовать потенциал своих возможностей, знаний, умений, способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.
Мудреца как-то спросили: — Согласишься ли ты с теми учёными, которые заявляют, что во Вселенском пространстве каждый день гибнет десять звёзд, подобных нашему солнцу? — Здесь нет ничего удивительного, — сказал он, — где есть жизнь, там должна быть и смерть. Большая беда состоит в том, что умирают люди, которым было дано Творцом нести свет, но они так и не воссияли во мраке жизни настоящими Светилами.
Аристотель говорил, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Чтобы быть кем-то, а не казаться, нужно стремиться к совершенствованию и самореализации. Бога не интересует, кем ты хотел казаться, Его интересует, кем ты действительно был: пресловутым учёным или настоящим искателем истины, пресловутой знаменитостью или личностью, заслуженной и любимой людьми за высокую преданность своему делу, реализованный талант, за полную самоотдачу при самовыражении и самореализации.
Иногда хочется самореализоваться, но уголовный кодекс не позволяет. Зачастую знание о себе закрывает путь к самореализации, ибо есть опасение, что людей запросто перепугаешь потенциалом своих затаившихся пороков. Наказание для людей – самореализация деграданта. От самореализации Адольфа Гитлера и Барака Обамы делу мира лучше не стало.
Самореализация – это найти дело, которому ты призван служить и реализовать себя в нём. Реализовать себя можно в детях, в любви и заботе о близких, в бескорыстном служении людям. То есть, существует реализация себя как мужчины и женщины, как отца и матери. Поскольку в жизни человеку приходится надевать множество социальных масок, постольку у него появляется возможность нескольких вариантов самореализации.
Женская самореализация – раскрытие всей богатейшей палитры положительных женских качеств личности, которые заложены в неё природой. Природа женщины божественна. Это мужчине, чтобы чего-то добиться в жизни, в аскетизме и напряжении воли необходимо взращивать в себе достоинства. Женщине для самореализации нужно только сохранить и затем реализовать те качества, которые ей подарила природа.
Психология утверждает, что женская самореализация состоит в осуществлении своего женского потенциала, а именно – найти свою любовь, состояться как жена и мать, позаботиться о своих родителях. Женщина может чувствовать свою нужность и востребованность, делая успешную карьеру и развлекая себя поездками за рубеж, но если у женщины нет близких и любимых людей, нет любимых детей (своих или приемных) – почти всегда у нее возникает чувство, что она себя реализовала не полностью. Это правильное чувство.
Самореализованный человек – зрелый, состоявшийся человек, взявший самую высокую планку, на которую был способен. Он смог удовлетворить свою потребность в самореализации, что означает: нашёл своё место в жизни, реализовал своё жизненное предназначение, использовал на полную катушку все свои природные задатки и способности, максимально выразил себя в этом мире, достиг высоких целей.
Психологи обнаружили, что без самореализации невозможно удовольствие от процесса работы. Чем полнее человек проявляет все качества своего характера, тем приятнее ему будет работать. Самореализация тесно связана с общественной оценкой. Часто люди страдают от того, что другие не ценят их такими, какие они есть, не видят всех положительных качеств, не относятся подобающим образом. Но как оценить качества, скрытые глубоко внутри человека, как разглядеть не проявленный характер? Самореализация позволяет каждому человеку предстать перед обществом во всем блеске своих таланов и возможностей. Умение направить совокупность хороших и плохих черт характера на достижение цели, принесение пользы, всегда очень ценится в обществе. Людей, постоянно реализующих свой потенциал, всегда уважают и любят. Самореализация – это стремление человека полностью реализовать себя в социуме. Самореализация – это максимально эффективное использование человеком всех качеств, которыми наделила его природа. Самореализация – это высшая точка развития человека, когда он представляет собой зрелую личность, совершающую продуманные, верные поступки, высоко ценимые обществом. Самореализация – это путь к счастливому существованию в реальности, осознанию смысла жизни и приобретению мудрости.
Потребность в самореализации важна практически для каждого человека. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». В пик расцвета космодрома Байконур на него стало прибывать столько груза, что на шоссе, идущем с ближайшей станции, потребовалось установить шлагбаум. Написали объявление: «Срочно требуется дежурный переезда. Оклад такой-то». Повесили объявление в пристанционном поселке, но, поскольку оплата была небольшой, а от самой работы не веяло какой-либо значительностью, местные жители проигнорировали его. Целый месяц никто не приходил в отдел кадров. Тогда в поселке появилось новое объявление: «Требуется начальник шлагбаума». Наутро в отделе кадров было столпотворение…
Самореализация позволяет познать себя, выяснить все свои положительные и отрицательные качества и максимально выгодно использовать как те, так и другие. Самореализация помогает найти смысл существования, избавиться от тоски, скуки и депрессии. Самореализация помогает любить и ценить себя, избавиться от чувства «ненужности» и одиночества. В процессе самореализации, возможно, обнаружить качества характера и таланты, которые раньше были как бы «заморожены», а в процессе деятельности проявились в полной мере. То есть, самореализация – это способ глубже познать себя. Самореализация стремительными темпами двигает человека вперед, помогает ему развиваться и совершенствоваться, никогда не останавливаясь на достигнутом результате, поскольку ресурсы каждого человека практически безграничны.
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Статья Лапытько В.В. по формированию потребности в самореализации
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігі техникалық шығармашылық мектебі» МКҚК
ГККП «Школа технического творчестваакимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»
Формирование у обучающихся автотрассового кружка
потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.
Педагог дополнительного образования
Лапытько Владимир Владимирович
Формирование у обучающихся автотрассового кружка потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.
Лапытько В.В.,
руководитель автотрассового кружка
Люди привыкли объяснять свои действия
из своего мышления, вместо того,
чтобы объяснять их из своих потребностей .
Ф. Энгельс
Каждый человек обладает системой потребностей, находящихся в определенной иерархии. Есть, например, такие: А.Маслоу ыделял 7 групп потребностей:
1) физиологические потребности выживания;
2) потребность в безопасности и сохранении от повреждений;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) престижные потребности;
5) потребности самореализации;
6) познавательные;
7) эстетические.
Потребность в самореализации – это проявление потребности Роста и Развития + потребности в Значимости на более высоком уровне развития личности
Самореализация – т.е. самостоятельная реализация собственных способностей. Дословный перевод слова «самореализация» – проявление своего духа. Это поиск своего особого пути в этом мире, утверждение своих ценностей и поиск смысла своего существования в жизни. Говоря проще, самореализующийся человек, это человек, который берет на себя 100% ответственность за достижение собственных целей, сам управляет всеми обстоятельствами, как бы подчиняя и заставляя их работать на свой успех.
Отличительной особенностью потребности в самореализации является то, что ее практически невозможно удовлетворить полностью: создав какое-нибудь произведение — написав роман или изобретя какой-нибудь станок.
Потребность в самореализации толкает его дальше и дальше.
Самореализация напрямую связана с процессом самопознания.
Путь самопознания нелёгок, но очень интересен, он без сомнения поможет нам открыть в себе скрытые таланты и способности, которые мы безусловно захочется реализовать себя
Самореализующийся человек хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, он стремится познать смысл жизни и её сущность.
Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации. То есть самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности.
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Заметно меняется организация учебной и внеклассной деятельности, большое внимание отводится внеурочной деятельности. Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность
Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам при детских ШТТ.
Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. «Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
— Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.
-Во- вторых, живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях руководитель кружка должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный. В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Автотрассовый моделизм – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, чтобы кружок стал для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Кружковая деятельность автотрассового моделизма ориентирована на реализацию задач социального воспитания и развития творческих, технических детей. В социокультурной среде, создание воспитывающей микросреды защите прав детей в обществе, оказание им помощи в период социального и профессионального становления.
Цель кружка: содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.
Политехническое развитие молодежи;
Творческое и эстетическое развитие;
Обеспечение возможности самопознания, изучение мира, техники и технологий;
Приобретение практического опыта с целью обоснованного самоопределения.
Задачи:
· формировать позитивную самооценку, самоуважение;
· формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
· развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией;
· воспитывать ……
Предлагаемые виды деятельности являются целесообразными для детей школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.
Программа актуальна тем, что у детей есть возможность совершенствовать и закреплять полученные ранее на занятиях кружка навыки и умения. Учитывая интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид деятельности другим.
Работа автотрассового кружка предполагает обеспечение взаимосвязи учебной и внеклассной работы, реализацию принципов межпредметной связи, преемственности, создает условия для самовыражения и самоутверждения.
Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. За время работы в кружке дети накопили определенный пакет знаний опыт работы в различной деятельности. Дети попробовали себя в роли учеников, мастеров, изобретателей и пилотов своих болидов выезжали и участвовали соревнования. Проделанная работа говорит о том, что ребенок, выбрал себе работу по силам, смог найти наиболее интересный ему материал. В кружке дети учатся работать в группе, распределяя между собой роли. Вместе с родителями ищут информацию в сети Интернет, проводят и записывают наблюдения. Каждый ребенок подбирает объект труда по силам и интересам. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и пробуждает желание к работе над другими проектами.
Силы ребенка невелики — пусть невелики будут его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, рассчитать свои силы, составить план своей несложной работы, может реализовать себя.
Какие плюсы в работе?
Проектная деятельность помогает ребенку в саморазвитии и самореализации. Она ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Самореализация личности
Недостаточно знать себе цену — надо еще уметь себя реализовать (Евгений Сагаловский).
Каждая психологически зрелая личность по-своему уникальна и имеет неповторимые индивидуальные черты. И пусть длина жизненного пути предопределена высшими силами, лишь от личности зависит ее ширина и глубина. Именно в последних критериях зачастую кроются проблемы личности, суть которых сводится к вопросу самореализации человека. Некоторые люди успешно проходят путь самопознания и самопринятия, находят свою нишу, в которой им удается раскрыть свои возможности, задействовать потенциал и получить удовлетворение от действий. Другие большую часть жизни проводят в поисках представления о себе – образа «Я» и, не достигнув зрелой идентичности, теряются в океане жизни, не сумев реализовать себя. Третья категория людей вовсе не пытаются раскрыть природные таланты и прожигают свою жизнь впустую.
Самореализация личности в психологии означает два явления:
- сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
- результат, достигнутый персоной при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.
Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования
Человека, который смогразвить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные ресурсы, общество оценивает как состоявшуюся личность. Чтобы произошла такая оценка социумом,свершилось самопризнание личностью достигнутых высот, несомненно, персона должна:
- интеллектуально познать себя,
- принять свою индивидуальность,
- осознать свою устойчивость и цельность во времени,
- сформировать верную самооценку,
- непрерывно развивать и расширять структуру таланта.
То есть процесс самореализации требует от особы, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.
Проблемы самореализации личности
Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».
Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.
Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.
На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.
Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.
Самореализация: составляющие успеха
С. Мадди в результате многолетних исследований в своей теории личности привел характеристики полноценно функционирующего человека. Он описывает личность, способную на самореализацию как особу:
- обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
- ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
- подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
- действующую спонтанно в принятии решений;
- имеющую творческий потенциал.
Не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Однако очевидно: для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт. Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.
Самореализация: движущие силы
Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:
- необходимость в признании как члена социума;
- потребность в уважении;
- жажда развить и продемонстрировать интеллект;
- стремление создать семью и обзавестись потомством;
- мечта установить спортивные рекорды;
- стремление занять достойную нишу в обществе;
- необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.
Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.
Самореализации личности: жизненные стратегии
Значимым условием для самореализации является умение оперативно избирать, корректировать и видоизменять стратегии, быстро адаптироваться к новым требованиям, сохраняя при этом спокойствие и здравый рассудок.
Жизненные цели человека – понятия относительно нестабильные и непостоянные. Это объясняется тем, что с изменением возраста, социального статуса, состояния здоровья, уровня доходов меняются потребности личности, а значит, формируются новые цели, требующие кардинальной перемены стратегий. Например: подросток-старшеклассник выбрал интересующую профессию и стремится поступить в престижный университет. Его стратегия действий и сфера прилагаемых усилий будет сосредоточена в области приобретения достаточных знаний. Достигнув первой ступени самореализации, человек озадачен потребностью в получении должности в привлекательной для него отрасли, дальнейшей адаптации в новой роли, стремлении достигнуть профессиональных высот, соответственно корректируется его жизненная стратегия. Нетрудно предвидеть, как изменятся цели молодого мужчины, когда он встретит свою любовь и ощутит потребность самореализации в качестве супруга и отца.
Самореализация: сферы воплощения способностей
Личность использует различные инструменты, чтобы занять свою нишу в жизни,достичь результатов самореализации и получить общественное признание. Человек раскрывает свои способности через профессиональную деятельность, творчество, занятия спортом, научные изыскания, реализовывает себя в семье и детях.Существуют различные сферы самореализации, и проявить себя в наилучшем свете во всех ипостасях – не совсем реальная, хотя выполнимая некоторыми особами, задача.
Профессиональная самореализация – достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. В частности может выражаться в занимании желаемой должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей. Термин может включать, однако не является идентичным понятию, профессиональную успешность, означающую в большей мере высокий уровень заработной платы, занимание престижной должности.
Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, персона может испытывать глубочайшее удовлетворение от своих действий, оказывая добровольную помощь сиротам в детском доме. В тоже время, такая волонтерская деятельность для некоторых членов общества может казаться бесполезной тратой времени и сил.
Самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешное осуществление женщиной потенциала: встретить свою любовь, сознать семью, состояться как мать, для большинства дам – необходимый компонент для ощущения себя счастливой личностью.
Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Достигнуть видимых успехов, сделать выдающее открытие, создать гениальный шедевр – жизненно важная цель творческих натур.
Важность самореализации-руководство к действию | Сфера жизни
Друзья, не сегодняшний день человечество развивается с неимоверной скоростью, до каких пределов может дойти прогресс – не известно. Ежедневно мы сталкиваемся с различного рода инфобизнесменами, коучами, которые приглашают на курсы саморазвития. Ничего не могу про них сказать, я не посещала, но каждый из них использует свою методику и не факт, что она всем может подойти. Мы все разные, и к каждому человеку нужен индивидуальный подход, я считаю. Причина обращений в такие школы очевидная – самореализоваться и “найти себя”.
Самореализация — реализация потенциала личности. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Википедия
Я не просто так затронула эту тему, поскольку все болезни XXI века – отсутствие самореализации. Это означает только одно – неудовлетворение, метание, поиски себя, не знание что делать, не понимание как дальше быть. А неудовлетворение своих потребностей приводит к стрессам и неврозам. Ну а если невроз, значит страдает тело. Цепочка: отсутствие самореализации – депрессия – невроз – болезни. На этом этапе уже требуется помощь психологов и психотерапевтов. Важно не довести ситуацию до невроза, ну а если уже эта стадия имеет место быть, тогда примите всё как опыт, нам ничего просто так не даётся – всё имеет смысл.
Я разделяю человечество на 2 категории: кто думает о самореализации, и кому некогда об этом думать.
- Не думают те, кому некогда. Многие живут практически как роботы, особенно в мегаполисах. На работу нужно выезжать за 2 часа, чтобы не попасть в пробки, значит вставать нужно в 6 утра. Аналогично и возвращение с работы, время и силы остаются только на душ и ужин – и так каждый день. А на выходных большинство отдыхает, расслабляясь алкоголем. Разве в таком темпе человек может разглядеть свои таланты и способности?
- А те, кто думают об этом изо дня в день, терзаются мыслями, пребывают в поисках себя, пробуют что-то новое и так далее, могут как раз докопаться до истины и понять, что им нужно делать и начать это делать. Пройдя путь терзаний, депрессий и неврозов можно получить вознаграждение: самореализацию – удовлетворение – радость – гармонию. Не все проходят такой путь, кто-то уже с раннего детства знает, кем хочет быть. Кто-то просто решил пофотографировать, людям понравились работы и этот отклик указал на дело всей жизни, теперь уже фотографа. Всему свое время, как я уже говорила, мы все разные и уникальные, каждый из нас.
Нужно иногда устраивать себе перезагрузку, чтобы понять в правильном ли направлении ты двигаешься.
В колледже и университете мы изучали пирамиду потребностей Маслоу, но на тот момент я не осознавала всей глубины этой пирамиды. Я вам напомню, что ступень самореализации находится на вершине треугольника иерархии потребностей.
Признаки нереализованности человека:
заниженная самооценка, самокопание, злость, обида, зависть, депрессия.
Признаки самореализации:
уверенность в себе, постановка целей, движение вперед, достижение высот, признание, наслаждение жизнью.
Проблемой нереализации страдает не только молодое поколение, но и те, кому за 50. Поэтому мне хочется, чтобы каждый человек в этом мире познал, что такое быть реализованным и признанным, поэтому если вы читаете эту статью, значит вы на правильном пути. Я вам предлагаю только то, что проверено опытом.
Путь к самореализации
- Проанализировать сегодняшний день, понять, чем не удовлетворены. Записать. Уверена, что все пункты будут сведены к одному – отсутствие самореализации.
- Задайте вопрос и ждите ответ на него, он может поступить из разных источников. Как получать ответы – подробнее тут. Где-то вы что-то услышали или увидели, и вам откликнулось.
- Вспоминайте, что говорили вам окружающие, указывающие на ваши таланты, что у вас хорошо получается, по их мнению. Может вы хорошо готовите или хорошо ладите с детьми, например. Вспомните, что вы любили делать в детстве. Записать.
- Понять, что из перечисленного выше вам больше всего нравится делать. Слушайте свою интуицию. Выписать. Здесь я хочу кое-что уточнить. Не все знают о своих талантах, они раскрываются со временем. Люблю эту поговорку “всему свое время”, нужно пробовать, мы для этого здесь, чтобы учиться, познавать мир, получать опыт.
- Задайте себе вопрос “что я люблю и могу делать с душой, не ожидая оплаты за это?” – здесь может понадобится время на раздумье. Записать.
- Если ничего из пунктов выше не подошло, подумайте, что вы делаете каждый день и вам это нравится? Например, вы ежедневно в интернете что-то находите уникального и вам нравится это делать. Это тоже талант. Пробуйте постепенного понимать, как можно это применить на деле. Я привела один из множества примеров.
- Ну если совсем не получается, тогда вы можете изучить себя по системе Дизайн Человека, желательно у сертифицированного аналитика. Коротко я об этом писала здесь.
Поверьте, если вы очень любите свое дело, то это обязательно принесёт свои плоды. Есть один документальный фильм “Мечты Дзиро о суши” – он вам укажет правильный путь.
Можно сделать вывод о том, что быть реализованным – это найти дело всей своей жизни, от которого ты получаешь колоссальное удовольствие, дело, которое приносит пользу и радость обществу. И когда это случится, то деньги и успех приложатся.
Господь знает, кому, что, сколько и когда дать. Просто доверьтесь ему.
Я рассказала вам много и указала путь, следуя которому можно понять свои таланты и реализоваться. А фильм про Дзиро, подтверждает мои убеждения. Я желаю всем найти свое дело жизни и быть реализованными, радоваться и наслаждаться жизнью. Всех люблю, будьте счастливы!