Адлер википедия психолог: Альфред Адлер — Вікіпедія – Альфред Адлер биография психолога кратко

Автор: | 29.07.2020

Альфред Адлер — Медицинская википедия

Альфред Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, автор оригинальной теории личности, основатель индивидуальной психологии, родился 7 февраля 1870 года в Пенциге, предместье Вены. Здесь же окончил медицинский факультет и работал врачом-психиатром. Во время Первой мировой войны он служил в австрийской армии в качестве врача. После войны стал интересоваться педагогическими вопросами, подверг резкой критике систему Венского школьного образования. Основал в Вене Институт психопрофилактики, где читал лекции для родителей.

Альфред Адлер рос в богатом пригороде Вены. Все его приятели и друзья были христианами. Будучи иудеем, он принял протестантскую веру в раннем возрасте. В годы учебы Адлер примкнул к группе студентов Венского университета для обсуждения «Капитала» Маркса. Он не стал марксистом, его отвращение к доктринерству ограждало его от полного принятия системы, но годы обучения привлекли его к вопросам социальной справедливости и политических реформ.

Выросший в состоятельной семье зерноторговцев, он сознательно связал свою судьбу с «обычными» гражданами, открыв свой кабинет на Пратерштрассе для обслуживания бедняков и служащих Пратера. Жена Адлера, русская, была близким другом русских революционеров; Троцкий и Иоффе, например, часто посещали ее дом. При первых встречах с Фрейдом Адлер пытался навязать ему книги Маркса, Энгельса, Сореля, но Зигмунд сухо ответил: «Доктор Адлер, классовой борьбой заниматься не могу. Нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов».

Доктор Адлер в 1901 году выступил в печати с рядом статей против нападок на «Толкование сновидений» Фрейда, которое было опубликовано 4 ноября 1899 года. За этими выступлениями последовало приглашение от Фрейда вступить в руководимый им кружок, состоящий тогда всего из 5 членов, включая самого Фрейда и Адлера.

Членом кружка Адлер становится в 1902 году. Через пять лет, в 1907 году, выходит его первая психоаналитическая публикация «Inferiority of Organs». В ней содержалась первая формулировка теории комплексов. 12 октября 1910 года Адлер избирается президентом Венского психоаналитического общества и соредактором (редактором был Фрейд) психоаналитического журнала «Zeitschrift fur Psychoanalyse».

Альфред Адлер был лидером, мыслителем и слишком творческим человеком, чтобы довольствоваться ролью подчиненного. Всю свою жизнь он страдал, бунтуя против старшего брата, болезненного и потому пользовавшегося особым вниманием матери. Быть вторым было для него подобно анафеме. Он последовательно стремился отмежеваться от фрейдистского анализа, от лежавшего в его основе эдипова комплекса и сексуальной этиологии неврозов, старался заменить их теорией неполноценности органов и реакцией мужского протеста.

Зигмунд Фрейд знал, что в этом не было заносчивости. Каждую среду, когда Адлер читал свой доклад или выступал с критикой какого-то члена Венского психоаналитического общества, он причинял огорчение Зигмунду. Еще до приглашения Фрейда участвовать в обсуждении Адлер стал психологом, интересовавшимся вопросами, которые, как он полагал, далеки от медицины. Сделавшись постоянным участником вечерних встреч, он с самого начала дал понять, что, несмотря на молодость (Адлер был моложе Фрейда на четырнадцать лет), в психологии неврозов он — равный, коллега и сотрудник.

Признавая, что исследования Фрейда открыли новые пути, Адлер в то же время по-своему толковал психоанализ и подсознание, отказываясь принять теорию Зигмунда полностью. Он предпочитал рассматривать либидо как чисто психическую энергию, не обязательно связанную с инстинктами. Кончилось тем, что он ушел с поста президента Венского общества психоаналитиков и редактора журнала.

У Адлера были небольшие усы, волосы гладко зачесаны назад с высокого лба. На лице, слегка одутловатом, с раздваивающимся подбородком, отражались все его чувства. У Адлера был настолько красивый голос, что друзья советовали ему попробовать себя в опере; его немецкий язык выдавал венский говор, но речь была выдержанной, почти литературной. Когда доктор Адлер спорил, его глаза сверкали, поэтому он прятал свой взгляд за тяжелыми веками и пенсне. Создавалось впечатление об Адлере как о мрачном и придирчивом человеке, поведение которого суть сварливость и угрюмость.

Альфред Адлер явно был крайне честолюбив и постоянно ссорился с другими относительно приоритета своих идей. Его невротическая гордость взбунтовалась, он не хотел работать под началом Фрейда. Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и основали собственное Общество свободного психоанализа.

В 1911 году Адлер опубликовал три статьи в «Центральблатт» по вопросу о сопротивляемости и женском неврозе, «Садизм в жизни и неврозы» и работал над книгой «Невротическая конституция», намеченной к публикации в Висбадене в следующем году. В книге предпринималась попытка разгромить фрейдовский психоанализ. В 1917 году выходит его работа «Познание людей», а через три года – программный труд «Практика и теория индивидуальной психологии».

Реформируя фрейдизм, Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», чтобы отделить ее от классического психоанализа. «Индивидуальная психология» отвергает три фундаментальных принципа Фрейда: биологический детерминизм, сексуальную этиологию психических расстройств и доминирующую мотивационную роль бессознательного в жизни индивида. Из адлеровской концепции вытекает, что деятельность человека обусловлена будущим, а не прошлым, как полагает ортодоксальный психоанализ. Работа Адлера «Об исследовании органической недостаточности» смещала объяснение человеческого характера от рассудка к отдельным органам человеческого тела.

В детстве Альфред Адлер болел рахитом, рос хилым ребенком. Он очень поздно начал ходить, чуть не умер в возрасте пяти лет. Вероятно, это событие явилось той призмой, в которой сфокусировались его теоретические воззрения. Размышляя над своей немощностью, Адлер очень рано заинтересовался вопросами влияния физических недостатков на человеческую психику. В работе «О неполноценности органов» (1907) Адлер формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Главным источником мотивации он считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности.

Принцип компенсации — один из центральных в концепции Адлера. В основе всей человеческой деятельности Адлер усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознается индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают специфический для человека «жизненный стиль».

Побуждение, по Адлеру, компенсировать чувство неполноценности подкрепляется врожденной агрессивностью. Вначале Адлер связывал эти побуждения с женским началом в людях, обозначая последующую компенсацию своим знаменитым «мужским протестом». Однако вскоре он впал в другую крайность и интерпретировал все вещи в терминах воли к власти Ницше. Даже сам половой акт побуждался не столько сексуальным желанием, как чистой агрессивностью. Узнав, что Адлера пригласили в Америку читать лекции, Фрейд съязвил: «Наверное, цель этого — спасти мир от сексуальности и построить его на агрессии».

Отмежевавшись от психоаналитической школы в ее понимании методов психологического лечения, Адлер не отказался от взглядов фрейдистов на невроз как на своеобразную защитную, стратегическую жизненную установку больного неврозом. Он, так же как и чистые психоаналитики, утверждает, что никакими обычными разъяснениями и общими эмоциональными толчками невротика не сдвинешь с его болезненной позиции, которую тот яростно отстаивает. Так же как и фрейдисты, Адлер требует предварительного ознакомления с корнями своеобразных стратегических маневров больного, но с этого пункта и начинается расхождение Адлера с основной школой.

Адлер не считает, что конфликтные желания больного обязательно вытесняются в подсознание. Он вообще не признает особого по качеству подсознательного мира, где будто бы гнездятся и живут своей напряженной жизнью особые желания, фантазии и т.п. Адлер убежден, что вся личность больного, весь его характер полностью пронизаны этой оригинальной стратегией, этими хитрыми уловками и что в области болезненного маневрирования нет никакой качественной разницы между тем, что больной ясно сознает, и тем, что временно остается в тени его сознания.

Суть болезни вовсе не в том, что часть неудовлетворенных желаний человека оттеснилась в подсознание и оттуда производит свои попытки прорваться наружу вопреки запретам со стороны реальности. «Нет, — говорит Адлер, — вся личность больного со всей ее жизненной установкой находится в конфликтных отношениях с окружающей средой. При этом суть дела отнюдь не в любовном голоде, не в половых вытеснениях, на которых настаивали в первую очередь фрейдисты, а в ненасытном влечении к властвованию. Всякому человеку свойственно это влечение к властвованию, к подчинению себе других, но при некоторых обстоятельствах это качество приобретает болезненный уклон, и тут-то разыгрывается невроз».

При каких же обстоятельствах, считает Адлер, возникает невроз? Представим себе, что родился человек с чертой той или иной социально-биологической малоценности (с дефектами фигуры, зрения, слуха, с некоторой общей хрупкостью, низкого роста и т.д.). Эти недостатки лишают его возможности полностью приспособиться к жизни, и тогда-то начинаются, по Адлеру, своеобразные стратегические маневры, цель которых — одобрить свою собственную личность. Как человек низкого роста старается иногда ходить на цыпочках, носит высокие каблуки, тянет кверху голову, пытается говорить звучным голосом, только бы казаться выше, внешне значительнее в сравнении со своими возможностями, так и наш малоценный субъект взбирается на особые жизненные ходули. Будучи слабым, надо ни себе, ни другим не показывать этого, надо казаться сильным, устрашающим. И робкий, слабый человек компенсаторно, для возмещения своих дефектов, начинает усиленную борьбу за то, чтобы казаться сильным, — своеобразную борьбу за власть: «быть наверху жизни, а не внизу ее». Таков девиз всякого человека, тем более человека, дефекты которого устремляют его именно вниз. Чем сильнее, ярче декорировать свою силу, сложнее маскировать свою слабость, тем больше шансов на победу. И, не ведая того, его компенсация становится сверхкомпенсацией.

Человек с раннего детства делается тираном окружающих, близких, старается подчинить себе других то лаской, то своими страданиями. Во всех функциях, во всех органах, во всех накапливаемых им навыках содержатся элементы особой боевой целеустремленности: властвовать. И здесь все средства хороши. Подойдет и головная боль, и рвота, и расстройство желудка, удушье или прямое устрашающее давление на близких. Только бы властвовать, только бы оказаться в центре общего внимания. Пусть меня боятся, пусть меня жалеют, пусть я окажусь для всех сложной загадкой, — все равно, только бы не очутиться на сером, нейтральном фоне жизни, только бы считались с моими желаниями и подчинялись им. И подобная индивидуальность, по Адлеру, идет на ряд сложных жертв — жертв нелепых с нашей, здоровой, точки зрения, — только бы защитить свою позицию, свою жажду власти. Пусть будет бессонница, головная боль, расстройство кишечной и сердечной деятельности, если это дает мне право подчинять, если это реально делает меня менее ответственным. Плевать на мои убытки и страдания, выигрыш от высокого наслаждения властью несоизмерим в сравнении с пустяковыми потерями в области ничтожно-серого приспособления к идиотской реальности.

И у Адлера в конечном счете тот же, что и у Фрейда, основной конфликт между влечением к самодовлеющему наслаждению и между приспособлением к реальности. Защищая наслаждение в качестве орудия борьбы, человек использует самые разнообразные расстройства организма, которые он и противопоставляет требованиям реальности (аналогично защитным болезненным симптомам у фрейдистов). Пожалуй, в этой области Адлер оказывается большим абсолютистом, чем Фрейд, так как, если последний указывает на ряд полукомпромиссных позиций невротика в отношении к реальности, адлеровские больные проявляют максимальную агрессивность и не очень-то склонны идти на уступки.

Как видим, Адлер совсем не нуждается в признании особого психического качества — так называемого подсознания, так как для истолкования невроза он использует весь психофизиологический аппарат человека в целом. Это не значит, что Адлер настаивает на полной сознательности всей сложной психоневротической системы маневрирования. Конечно, проделывать подобные «трюки» человек в здоровом сознании не может, — это отнюдь не притворство, не злостная нарочитость. Мы здесь, по Адлеру, имеем дело со своеобразной эмоциональной ограниченностью психики, с односторонне целеустремленным ее состоянием. Однако суженность эта наблюдается не отдельными участками, «не комплексами» (согласно Фрейду), а по всей личности полностью — во всех ее проявлениях.

Отсюда и различие в оценке Фрейдом и Адлером значения психологических методов лечения. Адлер не нуждается в специализированных подходах к ущемленным участкам подсознания, он не ведет тонкой дешифровочной работы, он не старается преодолевать отдельных сопротивлений больного, которые тот обнаруживает, как только пытаются подойти к его подспудному, ущемленному пункту. Для Адлера структура болезни ясна с самого начала без анализа отдельных моментов из прошлого. Здесь всегда борьба за власть, принявшая столь острые формы в результате некоей малоценности личности. Поэтому задача лечения — в «укрощении строптивой», в доведении больного до уровня нормальной социальной позиции.

Доктор Адлер говорит: «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности. Неполноценность — нормальное, естественное для человека чувство. Я потратил 40 лет, — продолжает Адлер, — чтобы сделать мою психологию понятной. Я мог бы сделать ее еще более простой, сказав, что неврозы — от тщеславия. Но и это могло бы оказаться слишком сложным для понимания многих».

По поводу нападок Адлера и Юнга на свою теорию Фрейд говорит: «В науке весьма принято выхватывать часть истины, ставить ее на место целого и бороться в ее пользу со всем остальным, не менее верным. Таким путем от психоаналитического направления откололось уже несколько направлений, одно из которых признает только эгоистические влечения, но отрицает сексуальные, другое же отдает должное только влиянию реальных жизненных задач, не замечая индивидуального прошлого, и т.п.».

Созданные Адлером группы индивидуальной психологии и объединенные в «Интернациональную Ассоциацию Индивидуальной Психологии», действующую с 1922 года, продолжали действовать в Англии, Швейцарии, Голландии, Франции, Австрии.А

Альфред Адлер в 1935 году эмигрировал в США, где продолжил свою клиническую практику, читал лекции в Колумбийском университете. Здесь были опубликованы его произведения «Наука жить», «Смысл жизни», в которых его «индивидуальная психология» получила свое завершение. Он много путешествовал, читал лекции в разных странах мира.

28 мая 1937 года Альфред Адлер умер от сердечного приступа в Абердине в Шотландии.

Альфред Адлер — биография, история жизни психолога: Забытый пророк » Биография, частная жизнь знаменитостей

Альфред Адлер
Имя: Альфред Адлер (Alfred Adler)

Дата рождения: 7 февраля 1870 года

Дата смерти: 28 мая 1937 года

Возраст: 67 лет

Место рождения: Вена, Австрия

Место смерти: Абердин, Шотландия

Деятельность: австрийский психолог, психиатр и мыслитель

Семейное положение: был женат



Альфред Адлер — биография психолога

В отличие от психоанализа Зигмунда Фрейда, копавшегося в темных глубинах бессознательного, созданная его современником австрийским ученым Альфредом Адлером индивидуальная психология была направлена на реализацию имеющихся у человека возможностей. В конечном счете — на понимаемый в широком смысле слова успех личности.

Про Альфреда Адлера обычно пишут как об ученике Зигмунда Фрейда. Однако Адлер был не учеником, а коллегой. Он никогда не учился у Фрейда и не проходил сеансов психоанализа, что было необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. Правда, биография сотрудничества Фрейда и Адлера продолжалось долго. Десять лет, с 1902 по 1912 годы. Но завершилось разрывом: Фрейд не прощал тех, кто подвергал сомнению его учение. Адлер был первым, кто на это осмелился.

Наверное поэтому, получив известие о скоропостижной смерти Альфреда Адлера во время лекционного турне, Фрейд саркастически заметил: «Мне непонятна всеобщая симпатия к Адлеру. Хотя стоит признать: для бесталанного еврейского мальчика из пригорода Вены смерть во время европейского турне уже сама по себе — доказательство неслыханной карьеры». Между тем Альфред Адлер действительно сделал неслыханную карьеру, и, если бы он победил в борьбе за первенство в психоаналитическом движении, вполне возможно, мы жили бы сегодня в совсем другом мире.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в небогатой еврейской семье Леопольда (Лейба Натана) и Паулины Адлер в пригороде Вены. Многие крупные ученые того времени были гражданами или выходцами из Австро-Венгерской империи и евреями по происхождению. Тот же Зигмунд Фрейд или великий философ Людвиг Витгенштейн, чьи судьбы -иллюстрации теории самого Адлера о «чувстве неполноценности и компенсации». Хотя переживавшая излет империя стала питательной средой вовсе не для одних только евреев.

Ее национальная политика исключала — как минимум на государственном уровне — какие-либо препятствия для представителей национальных меньшинств. Евреи Австро-Венгрии оказались на виду не потому, что стремились к «превосходству» — хотя зачастую своими успехами компенсировали века угнетения и сегрегации, -а потому, что теории и направления, в которых они работали, были — как теория Фрейда хотя и провокативны, но отвечали скрытым потребностям всего общества.

Альфред был вторым ребенком из шести детей. Он болезненно пережил смерть младшего брата и постоянно находился в тени старшего, Зигмунда, человека жизнерадостного, предприимчивого, ставшего успешным бизнесменом и во многом помогавшего своей семье. Альфред же был любимцем отца, неунывающего торговца зерном, но ощущал отторжение со стороны горячо любимой им матери, полностью занятой домашним хозяйством. При этом Альфред Адлер не отличался хорошим здоровьем, перенес рахит, из-за чего не мог ходить до четырех лет, тяжелое воспаление легких с многочисленными осложнениями и несколько раз был на грани смерти.

Из-за болезней Альфред испытывал чувство неполноценности, которое усугубляло постоянно присутствующее чувство страха и опасности. Страх был особенно силен, когда по дороге в школу приходилось идти мимо кладбищенской ограды. И вот как-то Альфред отстал от спутников, перебрался через забор и пробежал через кладбище несколько раз, чтобы побороть свой страх. Много лет спустя Альфред узнал, что за кладбище он и его соученики принимали заброшенный двор.

Успеваемость часто болевшего Альфреда была низкой. Как он сам признавался, он отличался мечтательностью, не мог сконцентрироваться даже на сравнительно легких задачах. Один из учителей предложил ему бросить школу и учиться на сапожника. Это заставило Альфреда собрать волю в кулак. Он начал напряженно заниматься и постепенно стал лучшим учеником в классе.

Получив в восемнадцать лет аттестат зрелости, Альфред поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, нервным болезням и невропатологии, но работал первоначально врачом широкого профиля.

В университете Адлер увлекся социал-демократическими идеями. Он стал активно участвовать в мероприятиях социал-демократов, проповедуя идею равенства всех людей, независимо от расы, религии, пола. На одном из митингов Альфред встретил приехавшую учиться в Венский университет Раису Тимофеевну Эпштейн, дочь российского промышленника. Вскоре увлечение Адлера переросло в стойкое чувство. В 1897 году он отправился в Россию, чтобы познакомиться с родителями невесты, и в том же году Альфред и Раиса поженились — свадьба была проведена по иудейскому обряду в еврейской общине Смоленска.

Примерно в это время Адлер сформулировал основополагающий принцип своей теории, принцип «чувства неполноценности и компенсации». Еще занимаясь общей медициной, Адлер предположил, что болезненность какой-то определенной части тела человека происходит от исходной — либо врожденной, либо связанной с аномалиями развития — неполноценности. Дефект может и должен компенсироваться за счет тренировки. Наиболее известным примером был Демосфен, страдавший в детстве от заикания, но тем не менее ставший одним из величайших ораторов. Используя и свой личный опыт детства и юности, Адлер без труда нашел и другие примеры.

Адлер рассматривал неполноценность как любое чувство, возникающее в связи с переживаниями социальной или психологической несостоятельности. При этом утверждал, что чувство неполноценности вовсе не признак патологии или невроза. Хотя, конечно, в определенных условиях — в первую очередь социальных — оно может восполняться болезненным, ненормальным стремлением к превосходству. Однако в нормальных обстоятельствах желание преодолеть свою неполноценность становится великой движущей силой совершенствования человека.

После того как Адлер опубликовал несколько работ по социальной медицине, молодого ученого заметил Зигмунд Фрейд и пригласил его участвовать в заседаниях своего «Общества психологических сред». А еще Адлер открыл психотерапевтический кабинет на окраине Вены, рядом с цирком и Луна-парком, поэтому среди его пациентов было много гимнастов и трюкачей. Адлер консультировал их бесплатно, используя истории столь необычных пациентов в научных изысканиях. И нашел подтверждение своей теории комплекса неполноценности: даже эти физически сильные люди страдают от неуверенности в себе и невротических страхов.

В своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер так описывал свои искания начала XX века: «В каждом психологическом феномене я начал видеть стремление к превосходству. Оно параллельно физическому развитию и внутренне присуще самой жизни. Оно лежит в основе решения жизненных проблем и проявляется в том, как мы с ним справляемся. Оно определяет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, безопасности, росту — в направлении верном или неверном».

Для Адлера превосходство не означает быть лидером или занимать все более и более высокие ступени в обществе. Превосходство не означает и банального успеха в каком-то отдельном деле, даже в комплексе дел и предназначений. Превосходство — это глубоко личностный, даже интимный процесс, это достижение своего «Я» или достижение состояния самоактуализации. Адлер считал стремление к превосходству врожденным. «Это часть жизни, фактически -это сама жизнь», — говорил он. Оно самый могущественный динамический принцип.

Между стремлением к превосходству и совершенством — почти знак равенства, и каждый человек выбирает свой путь для его достижения. В 1910 году Адлер был избран председателем Венского психоаналитического общества. Фрейд препятствовать избранию не стал, но сделал все, чтобы опубликованный наконец труд Адлера «Исследование неполноценности органов», в котором тот фактически противопоставил свое учение психоанализу Фрейда, был принят негативно.

На обсуждении в Психоаналитическом обществе книга вызвала яростную критику со стороны сторонников Фрейда, причем сам Фрейд хранил молчание, а за глаза, не стесняясь, говорил об Адлере, будто тот пошел на разрыв с ним из-за скрытого, латентного гомосексуализма, будто Адлер — это второй Флис, старый друг и коллега Фрейда, который действительно был гомосексуалистом и, по убеждению основателя психоанализа, влюбленным в него. Адлер был глубоко ранимым и чувствительным человеком и болезненно переживал такой разрыв с Фрейдом, совпавший удивительным образом с трудностями в карьере.

В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, но к их рассмотрению приступили лишь три года спустя, когда в Европе уже шла Первая мировая война. Адлер был мобилизован на военную службу и служил врачом в психиатрических отделениях различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов. Во время войны теперь уже заочное противостояние Адлера и Фрейда продолжилось. Еще в разгар дискуссий в Венском психоаналитическом обществе Адлер ознакомился с книгой Ганса Файхингера «Философия «Как если бы».

Содержащиеся в ней идеи дали Адлеру возможность добавить третий камень к фундаменту его индивидуальной психологии. Файхингер писал, что люди руководствуются фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности. Эти фикции — например, «все люди созданы равными», «честность — лучшая политика», «за все надо платить» — не дают эффективно взаимодействовать с реальностью. Это был новый материал для противостояния Фрейду. Ведь Фрейд утверждал, что будто человеческие мотивы основаны на прошлых — в основном негативных — переживаниях.

Адлер же вслед за Файхингером утверждал, что двигателем развития человека являются ожидания. Ожидания могут быть предельно идеалистическими (вера в то, что грешники обязательно попадут в ад, а праведники в рай), могут оказать — и оказывают — определяющее влияние на поведение. Адлер использовал понятие «финализма». Принцип «фиктивного финализма» стал определяющим в его теории: «Индивидуальная психология, -писал Адлер, — решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципах финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения.

Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива. в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь фиктивной цели, могут это сделать». Финальная цель, равно как и цели промежуточные, может быть фикцией, недостижимым идеалом, но является реальным стимулом и объясняет поведение. Цели определяют убеждения, а не наоборот. Люди ведут себя в соответствии с этими убеждениями, даже если они не имеют никакого отношения к реальности. Правда, невротик не способен открыто встретить реальность, оставаясь во власти фикций, а вот человек здоровый при необходимости способен это сделать.

Многих отторгало от учения Адлера то, что описанное Адлером стремление человека к превосходству и совершенству будто бы выглядело как культ эгоизма, противопоставления себя обществу. Но эти упреки не имели к Адлеру никакого отношения. Он, с большой симпатией воспринявший революцию в России, после прихода к власти в Австрии социал-демократов приступил к реализации социалистических идей на практике — создавал учреждения, в которых проводились консультации для учителей и родителей, организовал экспериментальные детские сады и школы, проводил семинары по психологии детей и подростков. Все это вытекало из его развивающихся представлений о человеке, в которые он включил такое понятие, как «социальный интерес».

«Социальный интерес, — писал Адлер, — истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов». Человек, по Адлеру, с младенчества непрерывно включен в систему межличностных отношений, которые формируют личность и дают конкретные пути поиска превосходства. Так, на место личных амбиций и эгоистических достижений приходит идеал совершенного общества. Работая на общее благо, человек восполняет индивидуальную слабость.

В 1928 году Адлер прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1929-1930 годах — в Колумбийском университете, где был выдвинут на должность штатного профессора. В 1931 году он основал в США школу индивидуальной психологии и начал издавать «Журнал индивидуальной психологии» на английском языке. В 1935 году он окончательно поселился в США с женой и младшими детьми — Александрой и Куртом. В Америке его теории были куда популярнее, чем психоанализ Фрейда. Особенно после того, как он выдвинул понятие «жизненного стиля».

Жизненный стиль, объяснял Адлер, это системная основа личности, ему подчинены все проявления жизни. Он объясняет уникальность отдельно взятого человека. Жизненный стиль есть у каждого, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни. Это понятие неразрывно связано со стремлением к достижению успеха, пути достижения которого у всех различны. Все поведение человека определяется жизненным стилем. По Адлеру, жизненный стиль формируется в детстве, примерно к пятилетнему возрасту.

С этого возраста он уже практически неизменен: человек может обрести новые способы выражения своего уникального стиля жизни, но это не более чем его конкретизация. Но что определяет стиль? Компенсация неполноценности? Физически слабый ребенок будто бы будет стремиться к такому стилю, который даст ему возможность стать сильным. Неумный будет стремиться к интеллектуальному превосходству. Так, устремления Наполеона легко объяснялись его хрупкостью в детстве, а жажда мирового господства Гитлера -импотенцией.

Такое простое объяснение стало популярным и получило широкое распространение не только в рамках индивидуальной психологии, но было воспринято и психоаналитиками фрейдовского толка. Только самого Адлера оно не удовлетворяло. Он искал нечто, что могло бы объяснить то, что двигает личность вперед. Что заставляет работать жизненный стиль. На это ему оставалось совсем мало времени.

Если постоянные разъезды с лекциями по разным странам были ему не в тягость, известия из Австрии и Германии буквально отнимали у него жизнь. Он тяжело переживал то, что школы индивидуальной психологии после прихода нацистов к власти были закрыты, а книги Адлера запрещены. Старшая дочь Валентина с мужем, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Врачи настоятельно рекомендовали сбавить темп, отдохнуть, но именно в это время Адлер сформулировал принцип «креативного «Я» и последние месяцы жизни старался все время посвящать разработке этого представления.

Он считал, что «креативное «Я» — эликсир жизни, первопричина всего человеческого, правитель человека и его судьбы. По Адлеру, человек сам творит свою личность, создавая ее из кирпичиков наследственности и приобретенного опыта. «Наследственность лишь наделяет определенными способностями, — писал Адлер. — Среда дает определенные впечатления. Способности и опыт плюс способ их переживания — точнее, интерпретация переживаний — выступают кирпичами, из которых слагается отношение к жизни, определяющее взаимоотношения с внешним миром». Креативное «Я» придает жизни смысл. Оно активное начало человеческой жизни, не сводимое к понятию души.

Адлер, обвиняемый в идеализме и даже наивности, оказался творцом психологической теории личности, принципиально противоположной теории личности Фрейда. Его представления нашли свое подтверждение во многих исследованиях как его учеников, так и специалистов из других наук, первоначально даже и не предполагавших опираться на наработки Адлера. Но главное все-таки в том, что, наделив человека альтруизмом, человечностью, стремлением к сотрудничеству, Адлер не только ушел от грубо понимаемых жажды власти и стремления к превосходству.

Он вернул людям чувство собственного достоинства, еще совсем недавно, казалось бы, окончательно разрушенное психоанализом. Материалистический, пугающий портрет человека Адлер заменил портретом человека цельного, творческого, стремящегося к успеху и достигающего успеха в содружестве с другими людьми. Звучит немного наивно, но квинтэссенция учения Адлера может быть сведена к следующему: «Человек не жертва своей судьбы, а ее хозяин».

Когда-то один крупный физиолог полушутливо выдвинул тезис о том, что существуют характерные болезни хороших и порядочных людей. Например, язва желудка будто статистически чаще встречается у порядочных, так как они слишком много переживают о ближних. Примерно в таком же тоне физиолог говорил и об инфаркте миокарда. Видимо, не следует излишне возвеличивать Альфреда Адлера, но представляется, что сказанное можно отнести и к нему.

В 1937 году на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, Адлер прочел лекцию в Гааге. Почувствовал себя очень плохо. Несмотря на боли в сердце и предупреждение врачей, на следующий день отправился в Великобританию. Четыре дня спустя, 28 мая 1937 года, Альфред Адлер упал на улице шотландского города Абердина и умер по пути в больницу в машине скорой помощи.

Автор биографии: Дмитрий Стахов

АДЛЕР Альфред — это… Что такое АДЛЕР Альфред?

(1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, одним из первых присоединившийся к З. Фрейду, являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по психоанализу», образовавший в 1911 году «Общество свободного психоанализа», а впоследствии возглавивший новое направление, получившее название индивидуальной психологии.

   А. Адлер родился в небогатой еврейской семье в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Поскольку его родители происходили из привилегированной общины в провинции Бургенланд, принадлежащей к Венгрии, то при рождении он был записан венгром и только сорок один год спустя получил австрийское гражданство. Его детство прошло в предместьях Вены и в провинциальных местечках Рудольфсгейма, Пенцинга, Гернальса и Веринга, куда переезжали его родители в связи с неустойчивым материальным положением.

   А. Адлер был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть своего младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим бизнесменом, помогавшим своей семье. С раннего детства он был любимцем отца Леопольда Адлера (Леб Натан), обладавшего веселым характером и торговавшего зерном, но чувствовал себя отвергнутым матерью Паулиной Адлер, загруженной домашним хозяйством. Маленький Альфред не отличался хорошим здоровьем, в детстве перенес рахит, пневмонию и несколько раз был на грани смерти.

   В 1877 году его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольдштадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии, в которой ранее учился З. Фрейд. Из-за слабости здоровья и неуспеваемости ему пришлось пройти повторный курс обучения, так как он не был переведен в следующий класс. В 1881 году семья переехала в Гернальс, где А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте восемнадцати лет получил аттестат зрелости.

   В 1888 году А. Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания университета в 1895 году он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике, а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к неврологии и психиатрии. В 1897 году женился на Раисе Эпштейн (1873 г.р.) – дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходившей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общине Смоленска.

   В 1898–1904 годах опубликовал несколько статей, посвященных проблемам социальной гигиены, включая «Проникновение социальных сил в медицину» (1902), «Врач как воспитатель» (1904), «Гигиена половой жизни» (1904), и свою первую работу «Книга о здоровье для портных» (1898). В 1899 году открыл частную практику, в 1902 году на протяжении месяца отбывал воинскую повинность в одном из полков венгерской резервной армии.

   В 1904 году А. Адлер принял протестантское вероисповедание в отличие от своих двух младших братьев, принявших католичество, и старшего брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо конфессии. В 1907 году вышла в свет его книга «Исследование неполноценности органов», в 1912 году – работа «Нервный характер». В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 году он был мобилизован на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов.

   После Первой мировой войны и поражения в ней Австро-Венгрии А. Адлер увлекся социалистическими идеями, которыми интересовался ранее. В 1918 году он опубликовал статью «Большевизм и психология». С приходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, связанных с индивидуальной психологией. В 1920 году он начал создавать учреждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родителей, а также способствовал организации новых детских садов и экспериментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей и подростков.

   В 1923 году А. Адлер прочел курс лекций в Англии и сделал доклад на Международном конгрессе психологов в Оксфорде, в 1924–1928 годах читал курс лекций по проблемам школьников в Педагогическом институте Вены. В 1927 году приобрел большой дом с садом в Салманнсдорфе, расположенном на окраине Вены, где проводил с семьей воскресные и праздничные дни. В том же году вышла в печати его книга «Понимание природы человека» и он принял участие в работе Симпозиума, проходившего в Виттернбергском колледже в Спрингфилде (штат Огайо, США). В 1928 году он прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1929–1930 годах – в Колумбийском университете, где был выдвинут на должность штатного профессора, хотя университетская администрация не сочла подобное утверждение возможным.

   В 1930 году в связи с шестидесятилетием и научными заслугами А. Адлера городской совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 году он основал школу индивидуальной психологии. В 1932 году он стал преподавать в медицинском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психологии», который стал выходить на английском языке. Переехав в США, заболел, после чего к нему приехали жена и его дочь Александра. В 1935 году А. Адлер окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различных странах мира.

   В 1937 году на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, А. Адлер прочел лекцию в Гааге для Ассоциации по изучению детей. Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача о необходимости отдыха, на следующий день он отправился в Англию, четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер по пути в больницу в машине полицейской «скорой помощи» 28 мая 1937 года.

   

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

АДЛЕР АЛЬФРЕД это кто такой АДЛЕР АЛЬФРЕД — Психология.НЭС

АДЛЕР АЛЬФРЕД

Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполноценности.

В 18 лет А. поступил в Венский университет, где изучал медицину. Будучи студентом, интересовался идеями социализма. После окончания университета работал врачом-офтальмологом, потом интернистом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии.

В 1902 г. А. одним из первых вступил в кружок психоаналитиков, организованный Фрейдом (Freud S.). В 1910 г. по инициативе создателя психоанализа А. был выдвинут на пост первого президента Венского психоаналитического общества. К 1911 г. теоретические расхождения между Фрейдом и А. стали настолько серьезными и явными, что последний был вынужден отказаться от поста президента и покинуть Общество. Он основал собственную Ассоциацию индивидуальной психологии, идеи которой стали распространяться по всей Европе.

Помимо исследований в сфере психологии и психотерапии А. занимался педагогикой, обучением учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по вопросам воспитания, взаимоотношений в семье.

А. совершал лекционные поездки по странам Европы и Нового Света и пользовался репутацией незаурядного оратора. После прихода к власти в Германии нацистов покинул Европу и переехал в США, где с 1932 г. преподавал медицинскую психологию в Лонг-Айлендском колледже.

А. разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркивающую подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в социальном контексте.

Основные принципы учения А., вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, — холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное чувство (социальный интерес), и направленность поведения к цели.

А. утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и важность социальных интересов — чувства общности, кооперации и альтруизма. А. отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания — эмоционального отвержения и попустительства — в возникновении неврозов.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Адлер Альфред — это… Что такое Адлер Альфред?


Адлер Альфред
(1870–1937) — австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении А. отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления. Согласно А., основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений. А. внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияние различных стилей воспитания на формирование личности ребенка и др.

Леонтьев Дмитрий Алексеевич

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

АДЛЕР АЛЬФРЕД

(Adler, 1870-1937) — австрийский психолог, представитель психоанализа. С 1902 по 1911 г. — член основанного З. Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. А. порывает с Фрейдом и создает свой вариант психоанализа — индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков. Творчество А. оказало свое влияние на гуманистическую психологию, некоторые направления неофрейдизма, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии. (Е. Е. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • адаптивность — неадаптивность
  • активности физиология

Смотреть что такое «Адлер Альфред» в других словарях:

  • АДЛЕР Альфред —     АДЛЕР (Adler) Альфред (7 февраля 1870, Вена 28 мая 1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из… …   Философская энциклопедия

  • Адлер Альфред — (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое… …   Психологический словарь

  • Адлер, Альфред — У этого термина существуют и другие значения, см. Адлер (значения). Альфред Адлер Alfred Adler Дата рождения: 7 февраля 1870(1 …   Википедия

  • АДЛЕР Альфред — (Adler, Alfred) АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870 1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в… …   Энциклопедия Кольера

  • Адлер Альфред — (Adler) (1870 1937), австрийский врач психиатр и психолог. Ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства… …   Энциклопедический словарь

  • Адлер Альфред — Адлер (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена, ‒ 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20 е… …   Большая советская энциклопедия

  • АДЛЕР Альфред — (1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, одним из первых присоединившийся к З. Фрейду, являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Адлер Альфред — «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера     В 1910 г. было основано Международное психоаналитическое общество, первым президентом которого стал Карл Густав Юнг. Т. Рейк и этнолог Г. Рохейм продолжили разработку тематики, начатой Фрейдом в… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Адлер Альфред — …   Википедия

  • АДЛЕР Альфред — (7.2.1870, Beet, 28.3.1937, Абердин), австр. врач и психолог, создатель системы индивидусиюй психологии. C 1929 проф. психологии Колумбийского ун та (Нью Йорк). В начале деятельности А. последователь 3. Фрейда, но в 1912 заявил об отходе от… …   Российская педагогическая энциклопедия


Возникновение и теоретические основы индивидуальной психологии А. Адлера

Исследования личной оценки самого индивидуума, людей вокруг, социального уклада и влияния его на отдельно взятого человека велись многими психоаналитиками. Однако роль первооткрывателя в создании убедительной теории, объясняющей особенности индивидуального психологического развития, принадлежит Альфреду Адлеру. Его наблюдения и размышления легли в основу стройной системы представлений о взаимоотношениях личности и общества. А. Адлер стремился найти способ оказать помощь людям, страдающим неврозами, нарушениями сна, желающим изменить себя и свое отношение к окружающему миру, расширить свое психологическое пространство. Изучение прошлого для обустройства будущего –вот основной принцип теории индивидуальной психологии.

Полярные теории ученика и учителя

Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование. Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером. На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.

Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».

Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» [1]. Однако Адлер имел полярные взгляды. Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З. Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности. И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы. Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З. Фрейда) не считал ее роль главенствующей.

Зарождение теории индивидуальной психологии

По мнению многих, теория индивидуальной психологии в интерпретации Адлера является продолжением психоаналитического учения Фрейда. О работе своего ученика Фрейд высказывался весьма неуважительно, утверждая, чтовсю теорию Адлера можно «освоить за две недели, потому что здесь нет необходимости знать столь уж много» [2].

Однако Адлеру потребовалось 40 лет, чтобы сделать свою теорию ясной и доступной. Противоположные позиции учёныхотразились в вопросах влияния общества на личность. Адлер считал особенно значимой роль общества в формировании личности. С Фрейдом он был солидарен только в том, что любые особенности психологической характеристики индивидуума обусловлены его детством, особенно ранними его периодами, начиная с рождения.

«Не бывает случайных воспоминаний: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им, как связанные с его нынешним положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий»[3].

Адлер был не только теоретиком, но и практиком. Его интересовала не философско-научная сторона вопроса, а практические действия, целью которых являлось оказание помощи человеку, неудовлетворённому своимиотношениями в обществе. Его теория подкреплялась наблюдением за поведением людей. Думается, он заметил, что некоторые заболевания доставляли человеку крайнее беспокойство,чувство тревоги, вызывали стресс, а другие, не менее серьёзные, практически ими не замечались. Адлер обнаружил сходство между работой физиологических систем организма, их способностью к компенсации, и процессами в душевной жизни человека.

По всей вероятности, отложив биологическую подоплёку, Альфред Адлер задумался над аналогичным характером развития психики индивидуума. Он выдвигает предположение: еслинекоторые физические недостатки можно ликвидироватьс помощью регулярных тренировок, то психологический изъян тоже можно исправить с помощью постоянных занятий.

В большинстве случаев приобретённую или незначительную физическую неполноценность удавалось компенсировать благодаря лечению. Но заболевания, возникшие в результате врождённой или приобретённой серьёзной патологии, не поддавались лечению и компенсировались развитием других частей тела и органов. Исходя из того, что психические отклонения были часто связаны с детскими ощущениями и восприятиями, Адлер развивает свою теорию индивидуальной психологии.

Положения индивидуальной психологии

Сформулированные А. Адлером положения индивидуальной психологии и его исследования, базирующиесяна них, помогли существенно скорректировать систему образования, в частности,подготовку педагогического состава. Эта теория открывала многие тайны поведения детей в обществе,в окружении своих сверстников и учителей.Лечение неврозов также стало более эффективным, так как удалось понять природу их возникновения и развития. Первыми работами в этом направлении были: «Врач как воспитатель» (1904), «Учение о неполноценности органов» (1907).

Главные положения тории А. Адлера:

  • Неполноценность и тяга к компенсации. Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Ребенок беспомощен и требует родительской опеки. Он переживает длительный период зависимости и ощущает себя неполноценным членом общества. Отсюда — долгая и активная борьба за достижение превосходства и стремление к безупречности. Тягу к превосходству Адлер считал доминирующим мотивом в жизни человека, направляющим все его действия на преодоление ощущения неполноценности и упрочения чувства превосходства. При слишком большом ощущении неполноценности появляется соответствующий комплекс.
  • Стремление к превосходству. Адлер полагал, что тяга к идеалам естьу всех людей с рождения. Но для реализации потенциала индивида это чувство необходимо воспитывать и развивать. Такую возможность человек имеет с пятилетнего возраста, когда формируется жизненная цель. В этом возрасте она ещё нечеткая, тем не менее, является камертоном всего дальнейшего поведения и целей.
  • Единство стиля жизни. «Эти положения могут помочь в определении жизненного стиля человека, в установлении тех влияний, которые действовали на него в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач жизни. Схема эта не формальна, и необязательно жестко следовать ей. Помимо всего прочего, она может послужить проверкой и обобщением понимания читателя принципов Индивидуальной психологии»[4].
  • Творческое начало. Здесь воплощено все, что дает смысл жизни. Адлер утверждал, что творческие способности личности влияют на формирование стиля жизни, человек может самостоятельно принимать решения, неся ответственность за своё поведение. Творческое «Я» способствует развитию социального интереса, от него зависит цель жизни человека и метод её достижения. Эта же сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии.
  • Общественное ощущение или социальный интерес. Психолог считал, что предпосылки социального интереса имеют врождённое происхождение, каждый человек обладает им в какой-то степени по своей природе, а не в результате образования привычки. Как и другие врожденные склонности, социальный интерес необходимо развивать и воспитывать.
  • Фиктивный финализм. По мнению учёного, индивид сам определяет цели и его поведение будет им подчинено.
Список литературы:
  1. Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.
  2. Шульц Д. П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 2002.
  3. Адлер A. (дополнить названием книги без кавычек) Место издания. 1932.
  4. Адлер А. (дополнить названием книги без кавычек) М., 1995.

Автор: Наталья Москвина
Писатель, аналитик

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Индивидуальная теория личности Адлера

Альфред Адлер — известный австрийский психиатр и основоположник индивидуальной психологии. В своё время его «острые» взгляды на психоаналитическую теорию личности, превратили Адлера из близкого помощника Фрейда в его ярого оппонента. Полное несогласие с фрейдовскими взглядами привели к расколу Венского психоаналитического общества и появлению нового направления — индивидуальной психологии личности. 

Основные принципы индивидуальной психологии Адлера

В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью. Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность. Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию. Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве. 

В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, известный психиатр выделял установки, определяющие жизненный путь человека.

Всего в теории Адлера было 4 основных установки (типа поведения):

— управляющий тип поведения;

— берущий тип поведения;

— избегающий тип поведения ;

— социально-полезный тип поведения.

Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе. Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный. Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству. 

Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек. Сам Альфред был третьем ребёнком из 6 детей Адлеров. Все своё детство он испытывал чувство неполноценности и ненужности, поэтому стремился найти одобрение в общение с соседскими детишками. Через много лет в своей теории Адлер отдаст огромное значение дружбе в становлении и развитии личности человека. 

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал, по мнению автора индивидуальной психологии, определяет жизненные установки и тип поведения человека. Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться. С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями. У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *