Метод анкетирования — это… Что такое Метод анкетирования?
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
- Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
По полноте охвата
- Сплошное — опрос всех представителей выборки;
- Выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентом
- Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
- Заочное — анкетёр отсутствует:
- Рассылка анкет по почте;
- Публикация анкет в прессе;
- Публикация анкет в Интернете;
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Онлайн-анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.
Примечания
- ↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
Литература
- Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
См. также
Анкетирование
Принято считать, что анкетирование как научный метод первым применил Ф. Гальтон в своих психодиагностических исследованиях.
Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и др. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики.
Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам.
Даже при полной искренности испытуемого получаемая информация является декларативной, и считаться надежной и достоверной не может. А с учетом того, что на содержание высказываний испытуемого влияние оказывает неосознаваемая мотивация и установка, то есть смысл считать, что анкетирование метод не психологический. Но, тем не менее, как дополнительный метод, может использоваться при проведении социально-психологических исследований.
Попробуем не согласиться с такой оценкой анкетирования:
- В психологии анкетирование нацелено на получение главным образом психологической информации. Интерпретации психологических данных способствуют вспомогательные сведения социологического, демографического, экономического характера, дополняющие психологическую картину;
- Несмотря на то, что анкетирование сводит к минимуму общение между исследователем и респондентом, тем не менее, представляет собой «дуэль» между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на респондента.
- Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации,потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники;
- Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно;
- Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.
Главный компонент анкетирования
Львиная доля успеха или неуспеха опроса зависит от анкеты, которая является главным компонентом этого метода. При составлении анкеты необходимо:
- Хорошо знать исследуемую проблему;
- Хорошо уяснить цель опроса;
- Учесть возраст и подготовленность респондентов;
- Продумать место и время проведения опроса;
- Обязательно проконсультироваться со специалистом;
- Выявить зависимость от пола, стажа, социального положения респондентов.
Анкету можно сравнить с однонаправленным каналом, опосредующим общение, которая в заочных опросах является единственным представителем исследователя и единственным звеном, связывающим исследователя с респондентом.
Процедура строго регламентирована – «вопрос-ответ». Никакая интерпретация здесь со стороны анкетера не допускается, опрос идет по намеченному пути, и уклониться от намеченной цели нельзя.
Стандартный характер анкет является их слабой стороной и, кроме того, исследователь не знает, как к ней отнесутся, заполнят ли её и вернут ли назад. Письменные анкеты, полученные от респондентов, анализируются, обрабатываются методом математической статистики.
Анкета должна быть построена так, чтобы с одной стороны, не подсказывать ответ, а с другой стороны – расположить респондентов к откровенности. Анкеты могут быть анонимными.
Клссификация вопросов анкетирования
Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:
- По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
- По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
- По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
- По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.
Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.
Примерная модель анкеты
Характеристика метода опроса в психологии
В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.
Что это такое?
Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:
- Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
- Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.
Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.
Существует несколько разновидностей данного метода:
- Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
- Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.
После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.
Преимущества и недостатки
К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:
- Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
- Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
- Возможность проведения тщательного анализа.
- Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.
Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.
Разновидности
Существует несколько видов метода опроса в психологии:
- анкетирование;
- метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
- свободный;
- устный;
- письменный;
- стандартизированный;
- интервью.
У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.
Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:
- опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
- дистанционный — участие исследователя необязательно.
Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.
Анкетирование
Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.
Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:
- индивидуальное;
- групповое;
- аудиторное;
- массовое.
По типу контакта со специалистом:
- очное;
- заочное.
Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.
Интервью
Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.
Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:
- Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
- Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
- Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.
Также оно может быть:
- предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
- основным — используется для сбора основной информации;
- контрольным — используют для проверки спорных результатов.
Интервью делят по количеству участников:
- индивидуальное;
- групповое;
- массовое.
Интервью является распространенным методом опроса в психологии.
Требования к проведению беседы
Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.
- Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
- Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
- Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
- Создание благоприятной атмосферы.
Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.
Тесты
Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:
- личностные — позволяют оценить личность человека;
- шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
- объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
- ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
- проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.
Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.
Другие разновидности
Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.
Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.
Как правильно составлять вопросы?
Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.
- Они должны быть логичными и отдельными.
- В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
- Они должны быть заданы в краткой форме.
- Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
- Вопросы должны быть конкретными.
- В вопросах не должно содержаться подсказок.
- Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
- Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.
Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.
Какие бывают вопросы?
Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:
- Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
- Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
- Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
- Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.
От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.
Причины неточности в исследовании
Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.
- Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
- Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
- Неточная формулировка вопроса.
- Неправильный подбор группы людей для исследования.
Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.
Области использования
Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.
Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.
Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.
Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.
Метод анкетирования
Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.
Виды анкетирования
Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
- Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
- Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.
По типу контактов с респондентами
- Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
- Заочное — интервьюер отсутствует.
- Рассылка анкет по почте.
- Публикация анкет в прессе.
- Интернет анкетирование.
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
- Онлайн-анкетирование.
Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.
Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.
Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.
Цель анкетирования
Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.
- Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
- Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
- Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.
После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.
Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.
С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.
Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.
21. метод опроса в социальной психологии
метки: Метод, Анкета, Вопрос, Человек, Анкетирование, Устный, Письменный, Психология21 Метод опроса в социальной психологии.
План:1общая характеристика метода опроса
2виды
3Устный опрос
4Письменный опрос
5Метод анкетирования
6Тесты
7Лэддеринг
8стандартизированные и нестандартизированные опросы
9Правила составления вопросника:
10Виды вопросов
11Принципы вопросника
12Область применения опроса в социальной психологии:
Выделяют два вида опроса:
- Анкетный опрос — опосредованный способ сбора информации, касающейся объективных и субъективных факторов. Информация обобщается при помощи анкеты, причем респондент сам читает вопросы и сам фиксирует ответы.
- Интервью — прямой способ сбора информации, осуществляющийся при непосредственном взаимодействии респондента и исследователя.
Анкетный опрос:
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы.
2. Виды опросов
2.1 Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
*Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
13 стр., 6361 слов
Анкетный опрос как метод сбора социальной информации
… «Общая социология» На тему: анкетный опрос как метод сбора социальной информации. План. Введение стр. 3 Основная часть … раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается. … уровню стандартизации — полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми). …
*Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод. Анкетирование -опрос при помощи анкеты, (вербально-коммуникативный метод — психологический и психодиагностический метод на основе речевого (устного или письменного) общения), анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль.
Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).
Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля над качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.
Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
2 стр., 875 слов
Тесты — Инновационные формы и методы работы с трудными детьми
… в ведущем виде деятельности 4) Организация благоприятного социально-психологического климата Тесты по психологии .Психосоматика — это 1. заболевания внутренних органов и систем … Инновационные формы и методы работы с «трудными» детьми: арттерапия назидательная беседа сравнение с учащимся, …
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
11 стр., 5361 слов
Полит психология тесты ответы
… лидера, обладающего исключительными качествами и достоинствами: Полит психология тесты ответы — Стр 2 «Харизматическая легитимность». Ее аффективная основа … и интервью.опросы общественного мнения по политическим вопросам. С точки зрения субъектов политического сознания выделяют … своих специфических потребностей и интересов. Детальное обсуждения вопроса с группой, при котором лидер выполняет функцию …
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Личностные тесты. Очень свободное значение — любой прием или инструмент для оценки личности. Как правило, прямые тесты (например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник) различаются с косвенными или проективными тестами (например, тестом Роршаха).
Миннесотский многопрофильный личностный опросник — один из самых широко распространенных самоотчетных опросников для оценки личности. Опубликованная в 1942 г. первая версия состояла из основного набора в 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное утверждение относительно характерных чувств или моделей поведения, с которым субъект выражал свое согласие или несогласие.
Тест Роршаха (чернильные пятна) — называется так потому, что его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс — и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов.
Метод лестницы. Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов, частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т. д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.
10 стр., 4726 слов
Quot;Феномен магического воздействия» в ответах респондентов
… справиться в одиночку? quot;Феномен магического воздействия» в ответах респондентов Арина — 1.Как Вы считаете, возможно ли при … Отиса-Адрианова за редактирование данной статьи. Опросник Респондентам были заданы следующие вопросы. 1.Как Вы считаете, возможно ли … нарушая законов. Олег Телемский (ОТО, Телема) -На этот вопрос сложно ответить однозначно. Истинная магия — это изменение своей внутренней …
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.
Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
Правила составления вопросника:
- При составлении вопросов нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- Вопросы должны быть конкретными.
- Вопросы не должны содержать подсказку.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
Виды вопросов:
- Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
- Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
Принципы вопросника:
- Учёт специфики культуры
- Частные вопросы ставить первыми, после — обобщающие.
- Распределение вопросов по степени сложности. Сложные вопросы — в конце.
- В конце указать, кто и для чего проводил опрос.
Так же вопросы могут быть проективные и субъективные. Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
10 стр., 4757 слов
Вопрос № 4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп
… периодов жизни для психического развития человека. Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их … индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов. Вопрос №5. Зарубежные теории психического развития Биологизаторский … Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Беседа и изучение продуктов деятельности. Успешность …
Надёжность данных анкетного пороса зависит от:
- Распространённости практики применения анкет в обществе
- Правильности выбора адресата
- Умения мотивировать адресата
- Соответствие анкетных вопросов цели исследования
- Соблюдения правил построения вопросника
- Понятности инструкции
- Чёткости и понятность в формулировках вопросов
- Полноты списка вопросов
- Использования разных типов вопросов
- Отсутствия намёка на желаемый ответ
Интервью:
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью).
Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям.
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
1 стр., 496 слов
По вопросу участия и дополнительной информации обращайтесь к организатору программы и линейному тренеру Ларисе Кузнецовой
… группу Количество участников 18 человек, закрытая группа. По вопросу участия и дополнительной информации обращайтесь к организатору программы и линейному тренеру Ларисе Кузнецовой … первых трех двухдневок, теоретические аспекты по пожеланиям участников группы, вопросы и ответы 2. Работа участников в кругу под супервизией ведущих 3. Работа …
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.
Виды интервью:
Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Преимущества данного типа интервью:
- Данные могут быть сравнены
- Оно более надёжно
- Сведение к минимуму ошибок в вопросах
- Могут быть использованы интервьюером с низким уровнем квалификации.
Недостатки:
- Ошибки понимания смысла вопросов
- Формальный характер.
Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.
Достоинства нестандартизированного интервью:
- Возможность уточнить смысл вопроса
- Естественные и индивидуальные ответы
- Гибкость в задавании вопроса
- Более глубокая информация
Недостатком является сложность обработки и сравнения данных.
Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
Виды интервью по стадии исследования:
- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. (Пилотажное исследование — предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного исследования.)
- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
Виды интервью по количеству участников:
- Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
- Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации. Принято выделять ключевые фазы установление контакта: основная и завершение интервью.
Критерии эффективности интервью:
- Полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы;
- Специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы;
- глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст — интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.
Область применения опроса в социальной психологии:
а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
в) как основной метод сбора эмпирической информации.
Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;
в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
г) чаще всего проводится в очной форме;
д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.
Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.
Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т. е. отсутствие различий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Метод опроса — Психологос
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
Вопросы
Правила составления вопросов
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
- Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- Вопросы должны быть конкретными.
- Вопросы не должны содержать подсказку.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
- Закрытые — открытые
Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
- Субъективные — проективные
Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Литература
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0
Ссылки
59. Анкетирование как метод психологического исследования.
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Содержание
1 Общие сведения
2 Виды анкетирования
2.1 По числу респондентов
2.2 По полноте охвата
2.3 По типу контактов с респондентом
3 Онлайн-анкетирование
4 Примечания
5 Литература
6 См. также
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 1339 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.
Виды анкетирования
По числу респондентов
Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
По полноте охвата
Сплошное — опрос всех представителей выборки.
Выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентом
Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
Заочное — анкетёр отсутствует:
Рассылка анкет по почте;
Публикация анкет в прессе;
Публикация анкет в Интернете;
Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Онлайн-анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн-анкетирование. Дизайн онлайн-опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн-опросник и собрать данные.