Ассоциация в психологии: Ассоциация (психология) — Википедия – значение слова в психологии, виды ассоциаций

Автор: | 21.10.2020

значение слова в психологии, виды ассоциаций

ассоциация фотоАссоциация – это особенная связь, возникающая между определёнными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями. Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки. Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Значение слова термина ассоциация – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов. Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению. Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми. Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки.

Фильм «Шоколад»

Люди любят проективные тесты. Их любят и продавцы, потому что после них легко продавать все что угодно.

скачать видео

Ассоциация — связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? — Курица! Поэт? — Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу — мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки — отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» — ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда — нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как… Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек — девчачьи ассоциации, у мальчиков — мальчиковые, у взрослых людей — взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? — О девушках. — А почему? Как связаны кирпич и девушки? — А я о них всегда думаю…»

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга — направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации — ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке — вспомните.

Вводное занятие Университета

Ассоциация — история и научная теория

Ассоциация — введенный английским философом Дж. Гоббсом термин, обозначающий связь между элементами мыслительного процесса (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями), заключающуюся в том, что появление при определенных условиях одного элемента влечет за собой появление другого или нескольких элементов. В психологии считается, что психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс. Так, русский философ и логик Н. Я. Грот (1852 — 1899) все умственные процессы сводил к шести первоначальным формам, на первом месте среди которых стояла ассоциация. Все процессы суждения, по Гроту, — это всего лишь сознательные процессы ассоциации, диссоциации и дизассоциации.

Ассоцианизм — направление в психологии, которое расценивает понятие ассоциации в качестве решающего объяснительного принципа всей психической жизни человека.

Подробнее

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление других. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин был предложен Дж. Локком.

В ассоциативной психологии выделены типы ассоциации, различающиеся путями их образования:

Авторы Д. Юм, Дж. Ст. Милль различали пути образования ассоциаций:

  • по сходству: голубое-синее;
  • контрасту: черное-белое;
  • по смежности в пространстве и во времени: случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты;
  • причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение.

Авторы Д. Гартли, Дж. Милль сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования ассоциации.

Кроме данных первичных законов образования ассоциаций Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент:

  • сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации,
  • их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п.

А. Бэн выделяет «творческие ассоциации», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали 2 противоположные точки зрения на механизмы ассоциации:

  • Авторы Т. Гоббс, Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн считали ассоциации только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам;
  • Дж. Милль приписывал возникновение ассоциации исключительно законам сознания самого по себе.
  • Некоторые ассоцианисты (Т.Браун) занимали промежуточную позицию.

Впоследствии физиологические механизмы ассоциации исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял:

  • ассоциации по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов;
  • ассоциации по сходству — их генерализацией.

Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования ассоциаций.

Различались также точки зрения психологов и на роль ассоциаций в психической жизни:

  • одни считали их единственным типом психических связей,
  • другие выделили наряду с ассоциациями особые типы связей («разумные» у Дж.Локка, апперцептивные у Вундта и др.).

Понятие ассоциаций до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)

Вводное занятие Университета

Типы ассоциаций

Сущность понятия «ассоциация»

Определение 1

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, причем одно представление вызывает другое.

Термин «ассоциация» ввел Дж. Локк в XVII веке, а само явление было описано ещё Аристотелем и Платоном.

В опыте индивида возникает закономерная связь между двумя содержаниями сознания и выражается в том, что проявление одного из содержаний вызывает появление другого.

Термин ассоциация используется в разных научных областях, например, философы рассматривают ассоциацию как отражение взаимосвязей предметов действительности в виде закономерной связи между нервно-психическими явлениями. Проблемы ассоциаций глубоко изучают психологи, определяющие ассоциацию как, возникающую в процессе мышления связь между элементами психики.

При определенных условиях появление одного элемента, вызывает образ связанного с ним другого элемента.

В течение долгого времени ученые спорили над механизмом возникновения ассоциаций. Одни считали их «тенью» процессов мозга, которые сочетаются по определенным физиологическим законам, а другие считали их возникновение законами сознания самого по себе. Что касается развития ассоциативной психологии в России, то надо назвать имена И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Сеченов описал психологические основы ассоциации, а в школе Павлова исследовались физиологические механизмы ассоциации. Сам ученый считал, что основу всех видов ассоциаций составляют временные нервные связи, поэтому, когда нет биологической и социальной опоры условно-рефлекторной связи, ассоциации легко затормаживаются и угасают.

Образование ассоциаций связано с соответствующими психическими процессами, когда они одновременно переживаются или непосредственно друг за другом. Главным условием образования ассоциаций является совпадение во времени. Второе условие их образования – это повторение, например, чтобы запомнить номер телефона, его надо повторить несколько раз. То же самое с иностранными словами – чем чаще слово повторяется, тем быстрее и лучше оно запоминается.

В основе ассоциаций лежат нервные связи, они же лежат в основе условных рефлексов. Их образование происходит тогда, когда во времени совпадают два процесса возбуждения в коре больших полушарий и закрепляются в результате повторения. Эти связи И. П. Павлов назвал временными связями. Ученый считал, что временная нервная связь является универсальнейшим физиологическим явлением в мире животных и человека. И.П. Павлов и его ученики в результате своих исследований установили основные законы образования связей этого рода.

Замечание 1

В настоящее время физиологическая основа ассоциаций изучена достаточно подробно.

Виды ассоциаций в психологии

Психика человека обладает огромными ассоциативными возможностями.

По типу образования различают ассоциации:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Любое заучивание или запоминание чего-либо предполагает установление соответствующих ассоциаций или нервных связей. Ассоциация является не чем иным, как «непрерывным ощущением», как любое чисто зрительное, слуховое, только тянется оно дольше, да характер беспрерывно меняется, считал И.М. Сеченов.

Физиологическая основа ассоциаций дает ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания, так и воспроизведения. Например, необходимо запомнить несколько гимнастических упражнений, последовательно выполняемых. Между отдельными элементами упражнения устанавливаются связи – это ассоциации по смежности. Выполнение какого-то элемента вызывает действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего элемента и, в результате, всё упражнение выполняется последовательно и без ошибок. При запоминании словесного материала, например, стихотворения, также используются ассоциации по смежности.

Ассоциации по сходству носят несколько иной характер, и дело с ними человек имеет тогда, когда восприятие какого-то предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, причем, этот предмет никогда не воспринимался рядом с первым.

Сходство нервных связей является основой ассоциаций по сходству, и вызываются они двумя сходными объектами. Сходные моменты вызывают сходные нервные связи, которые отражают общие черты в том и другом объекте. В коре головного мозга связей возникает возбуждение, относящееся к одному предмету, и закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому предмету. Данный вид ассоциаций имеет большое значение в учебном процессе, потому что дает возможность сравнивать изученные явления с изучаемыми, находить общие черты и, таким образом, лучше запоминать материал.

К ассоциациям по сходству по своей форме близкими являются ассоциации по контрасту. Суть этого вида ассоциаций в том, что восприятие какого-нибудь предмета вызывает воспоминание о другом предмете, имеющем противоположные признаки. Данные ассоциации представляют собой временные связи, которые включают представления о контрастирующих объектах. Эти объекты противоположны и по характеру и значению отдельных членов, но входят в общее целое. Данные объекты в практической деятельности обычно сопоставляются и сравниваются, образуя соответствующие нервные связи.

Законы ассоциаций для всех процессов памяти имеют огромное значение и могут быть обнаружены в любом из этих процессов. Для лучшего усвоения учебного материала ассоциации образуют преднамеренно. Все они имеют условно-рефлекторную природу, а их физиологической основой является замыкательная функция коры головного мозга. Их возникновение и течение подчиняется основным законам образования условных рефлексов.

Для того чтобы необходимые ассоциации быстро и точно образовывались необходимо:

  • правильно сочетать раздражения;
  • для закрепления новой связи проводить достаточное количество повторений, опираясь на установившиеся и закрепленные связи.

Методы ассоциаций в психодиагностике

Для изучения психических состояний человека ассоциативные связи используются в психодиагностике. Данной проблемой интересовались очень давно, так, например, З. Фрейд считал, что подавленные желания и инстинкты человека, противоречащие требованиям общества, находятся в подсознании и загнаны в «самый угол мозга».

Полностью они не исчезают и продолжают оказывать влияние на поведение и мышление человека. Выявить подавленные желания, считал Фрейд, можно с помощью ассоциативной диагностики. Он применил метод свободных ассоциаций, а выявленные ассоциативные связи давали возможность поставить точный диагноз.

Несмотря на то, что метод выглядит странно, он очень простой – пациенту предлагают говорить первое приходит ему в голову. Некоторые психологи в настоящее время применяют не свободные ассоциативные связи, а более управляемые и организованные специалистом.

Специалисты, чтобы выявить ассоциативные связи, должны проанализировать многие стороны жизни пациента. Например, творчество – рисуя какую-либо сцену, испытуемый будет использовать возникающие у него ассоциативные связи.

Ассоциативное мышление представляет особый интерес, поскольку часто противопоставляется логическому мышлению и действует в обход логики. Ассоциативное мышление можно и нужно развивать, для чего существует множество методик. Ассоциативное мышление является той областью, где индивидуальность человека может проявиться очень ярко и вполне возможно, что в своей деятельности люди будут руководствоваться ассоциативным мышлением.

ассоциация — это… Что такое ассоциация?

   АССОЦИАЦИЯ (с. 60) (от ср. — век. лат. associatio — соединение) — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п.), при которой протекание одного из процессов вызывает появление другого. Термин введен Дж.Локком (1698), хотя само явление связи психических процессов было отмечено еще Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида ассоциаций: по смежности, сходству и контрасту. Ассоциации по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений; ассоциации по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чем-либо сходном с ними; по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления. Наряду с этими видами ассоциаций существуют и другие виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, например причинно-следственным отношениям.

   В XVIII в. принцип ассоциации был распространен на все психические явления. Научное направление, придерживающееся данного принципа (хотя по существу весьма разнородное), получило название ассоцианизма (впоследствии — ассоциативная психология). В рамках этого направления принцип ассоциации трактовался различно: Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциацию как связь феноменов в сознании, Д.Гартли — как связь в телесном субстрате. В начале XIX в. появипись концепции, отделившие ассоциацию от ее телесного субстрата и доставившие ее в виде имманентного качества познания (Т.Браун, Пжеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утверждалось воззрение, согласно которому психика (отождествлявшаяся с сознанием) построена из элементов — ощущений; элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; закрепление ассоциаций обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

   Эволюционный подход Г.Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики и привел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XX в. были гтредприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г.Эббингауз, Г.Мюллер и др.).

   Естественно-научное объяснение ассоциации была предложено И.П.Павловым, который показал, что основой всех видов ассоциаций являются временные нервные связи. Павлов считал понятие ассоциации одним из важнейших в психологии и полагал, что оно открывает путь для соотнесения психических явлений с физиологическими процессами.

   Принцип ассоциации нашел оригинальное воплощение в психоанализе. Так называемый метод свободных ассоциаций был использован З.Фрейдом в качестве одного из основных диагностических приемов, позволяющих посредством анализа взаимосвязи слов-стимулов и ответов пациента выявить особенности бессознательной мотивации поведения. К.Г.Юнгом был разработан так называемый ассоциативный эксперимент для выявления скрытых аффективных комплексов. В СССР А.Р.Лурия на основе этого метода разработал так называемую сопряженную моторную методику, использованную, в частности, в криминалистической практике.

   Л.С.Выготский использовал понятие ассоциации в своей теории развития мышления. Так называемый ассоциативный комплекс рассматривался им как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению научных понятий. (В отличие от подведения под понятие по существенному признаку, ассоциативный комплекс образуется ребенком дошкольного возраста посредством объединения явлений по принципу сходства отдельных элементов соседствующих явлений.)

   Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении).

   В социальной психологии под ассоциацией понимается группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, определяющие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Ассоциация — это… Что такое Ассоциация?

Содержание

Определение

Законодательство. Россия

Ассоциация (Союз) (лат. associo — присоединять) — это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением предприятий юр. лиц.

Ассоциация — добровольное объединение предприятий (союз) предприятий, организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, научной или какой либо другой цели. В хозяйственную ассоциацию на добровольных началах могут входить научные, конструкторские, проектные компании, экспериментальные, производственные и транспортные предприятия, снабженческие и сбытовые фирмы. Участие в ассоциации накладывает на предприятие менее жесткие ограничения, нежели в концерне. Любой участник ассоциации без согласования с другими ее участниками может входить в другие договорные объединения. В отличие от других объединений предприятий в рамках ассоциации не обязательно должен завершиться процесс создания и реализации конечного продукта. В их задачу в большей мере входит деятельность по координации работ и концентрации сил и средств.

Ассоциация — в психологии — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечет появление в сознании явления B.

По типу образования различают:

— ассоциации по сходству;

— ассоциации по контрасту;

— ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

— причинно-следственные ассоциации.

Ассоциация — в социологии — группа: профессиональный союз, партия, спортивный клуб, общество филателистов, общество садоводов и иная группа:

— организованная для достижения специфических целей;

— имеющая четкую организационную структуру и формализованную систему лидерства;

— характеризующаяся наличием общего интереса среди ее членов.

Ассоциация — объединение предприятий на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.

1.1.
<!-- *** native *** -->

    <script async src= Ассоциация Полярный проект. Логотип» src=»/pictures/investments/img25745_1-1_Assotsiatsiya_Polyarnyiy_proekt_Logotip.jpg» title=»1.1. Ассоциация Полярный проект. Логотип» />

1.2. Примеры ассоциации. Химия

1.3. Пример представления ассоциаций в программном коде. Програмирование

Законодательство. Россия

В России деятельность ассоциаций регламентируется Гражданским кодексом и законом «О некоммерческих организациях».

Юридические лица могут создавать объединения предприятий в форме ассоциаций или союзов коммерческих или некоммерческих организаций, в том числе учреждений.

Целью создания ассоциации является координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих, в том числе имущественных интересов.

Ассоциации — треста, основанные на членстве. Члены ассоциации, при этом, сохраняют свою юридическую самостоятельность, однако, несут субсидиарную ответственность по её обязательствам.

Ассоциации, являются одной из форм компании лоббистской деятельности.

Источники

wikipedia.org — Википедия — свободная энциклопедия

glossary.ru — Глоссарий.ru

credits.ru – Кредиты.Ру – Словарь терминов

АССОЦИАЦИЯ — это… Что такое АССОЦИАЦИЯ?

(в п с и х о л о г и и) (позднелат. associatio, от лат. associo – связываю) – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психич. явлениями. Первонач. понятие об А. сложилось при наблюдении за процессами памяти, когда было установлено, что одно представление влечет за собой появление другого, связанного с ним в прошлом опыте. Аристотелю принадлежит заслуга расчленения А. на три категории: по смежности, сходству и контрасту, а также попытка объяснить их физиологич. изменениями в организме. Победа материалистич. методологии в естествознании выдвинула А. на место гл. объяснит. принципа психологии (см. Ассоциативная психология). В идеалистич. интерпретации А. из средства науч. анализа стала средством разложения сознания на первичные феномены с целью конструирования из них не только всей психич. деятельности, но и объективной реальности. В дальнейшем под предлогом борьбы с атомизмом и механицизмом в понимании А. идеалистич. психология боролась против материалистич. и детерминистич. трактовки Α., низведя ее до элементарного факта, не имеющего отношения к т.н. «высшим» психич. функциям. Сохранив детерминистич. ядро понятия Α., Сеченов, а затем Павлов преобразовали его на базе рефлекторной теории. В их понимании А. – прежде всего связь рефлексов, а неизолиров. элементов сознания. Физиологич. основу А. составляет, по Павлову, проторение пути между различными пунктами коры полушарий мозга. «Условная связь… есть, очевидно, то, что мы называем ассоциацией по одновременности. Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству. Синтез и анализ условных рефлексов (ассоциаций) – в сущности те же основные процессы нашей умственной работы» (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335). Все виды А. представляют отражение в головном мозге связей объективного мира в соответствии с задачами, возникающими в ходе деятельности человека. Поэтому ошибочным является взгляд на А. как на процесс механич. соединения отдельных нервно-психич. состояний. Последние ассоциируются под влиянием факторов, выражающих направленность личности (потребности, интересы, установки).

Совр. сов. психология, развивая линию, намеченную Сеченовым и Павловым, рассматривает А. как одну из важных закономерностей, охватывающую весь строй психич. деятельности человека.

Противопоставление смысловых связей А. (как якобы связи механич., бессмысленной) отвергается. Разрабатывается учение об «обобщенных ассоциациях» (Шеварев), об А. внутри данного вида ощущений и между различными их видами (Ананьев), о системном и сигнальном (Рубинштейн) характере А.Лит.: Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. Избр. произв., М., 1953; его же, Элементы мысли, там же; Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1–2, М.–Л., 1951; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, т. 1–3, М.–Л., 1949; Ананьев Б. Г., Ассоциация ощущений, «Уч. зап. ЛГУ», Сер. филос. наук, вып. 8, [Л.], 1955, No 203; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации, «Вопр. психологии», 1958, No 1; Самарин Ю. Α., Об ассоциативной природе умственной деятельности, там же, 1957, No 2; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957. См. также лит. к статье Ассоциативная психология.

М. Ярошевский. Куляб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *