Ассоциативность это в психологии: Ассоциация (психология) — Википедия – понятие, основные виды в психологии, какие методы ассоциации используются в психодиагностике.

Автор: | 18.01.2021

Содержание

понятие, основные виды в психологии, какие методы ассоциации используются в психодиагностике.

Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.

Ассоциации

Что такое ассоциация

Ассоциация – это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти. Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом.

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Ассоциации в психологии: основные виды

Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.

В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:

  • Ассоциации по сходству. Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.
  • Ассоциации по контрасту. В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.
  • Ассоциации по смежности во времени или пространстве. В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.
  • Причинно-следственные ассоциации. Предметы здесь являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа, яд – смерть и др.
  • Ассоциации по смыслу. Это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: самолёт – любовь. Для обычного человека никакой связи между этими понятиями не существует; однако для того, кто летел однажды в самолёте и там встретил девушку, в которую влюбился, эта пара понятий имеет абсолютно конкретную и однозначную связь.
Примеры

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления.

На их образование влияют несколько факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, отчего зависит и быстрота рефлексов мозга. Чем выше эта скорость, тем быстрее возникают ассоциации и тем они разнообразнее.
  • Память и хранящаяся в ней информация. Человек с хорошей памятью будет порождать более богатые и глубокие ассоциации, следовательно, результаты мышления в этом случае будут более оригинальными.
  • Воображение. Когда рождаются ассоциативные связи, возникающие образы подвергаются трансформации, их элементы соединяются в разных сочетаниях. Так действует воображение, и его работа чрезвычайно важна для функционирования мышления в целом.
  • Подсознание. Ассоциативные процессы распространяются по всему мозгу, затрагивая и область подсознания. Эта часть мышления обычно недоступна для нашего наблюдения и контроля, и ассоциации – один из немногих способов проникнуть туда.

Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.

Смотреть видео

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

различные по своей научно-идейной сущности психологич. направления, использующие понятие ассоциации в качестве гл. объяснит. принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психич. явлений и что эти сочетания имеют определ. телесные (физиология.) предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистич. методологии на изучение психич. деятельности эта идея становится науч. доктриной, положившей начало А. п. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологич. соч.), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физич. тел, и поэтому течение всех психич. процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определ. целью. Тем самым была выдвинута задача, над к-рой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистич. представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в филос. лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, к-рые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психич. фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистич. мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно к-рой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психич. феномены, из совокупности к-рых строится якобы не только вся психич. жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие науч. познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи. Расцвет материалистич. направления А. п. в 18 в. выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психич. деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологич. знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистич. материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психич. явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от др. сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоят. источник идей и выводил все стороны психич. деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психич. явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значит. влияние не только на психологию, но и на мн. др. области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей А. п. выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического. Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости А. п. от материализма. Они отрицают необходимую связь психич. явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установл. А. п. фактов и зависимостей их детерминистич. смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под к-рым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была к.-л. необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820). Англ. философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистич. А. п. в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психич. процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания. К сер. 19 в. наиболее видными представителями А. п. были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») А. п. своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психич. явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психич. состояния (ощущения), образуя более сложные психич. продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно к-рому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855). С развитием эволюц. теории предпринимались попытки перестроить А. п. на основе новых биологич. представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести А. п. из кризиса, т.к. придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, к-рым оно подчинено. В новой эксперимент. психологии, выделившейся в 70–80-х гг. 19 в. в самостоят. науч. дисциплину, по отношению к принципам А. п. наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания эксперимент. изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетич. акту сознания – апперцепции. Др. исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психич. факт. В целом идеи А. п., несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов А. п., ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистич. школ (в особенности т.н. гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны А. п. (игнорирование системного характера психич. деятельности и качеств. различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистич. крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психич. актов и их обусловленность нервными процессами. Циген, сторонник А. п., взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистич. схемы А. п., отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 в. традиционная А. п., пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но мн. ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистич. и детерминистич. трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную сов. психологией в основу изучения закономерностей психич. деятельности (см. Ассоциация).
Лит.:
Гоббс Т., Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, [М.], 1936; Беркли Г., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Юм Д., Трактат о человеческом уме, пер. с англ., т. 1, Юрьев, 1916; Милль Д ж. С., Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях, пер. с англ., СПБ, 1869; Спенсер Г., Основания психологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1897–98; Hartley D. M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., v. 1–2, L., 1834; Brown T. M., Lectures on the philosophy of the human mind, v. 1–4, 21 ed., L., 1870; Mill J., Analysis of the phenomena of the human mind, v. 1–2, L., 1878; Bain Α., The senses and the intellect, 4 ed., L.. 1894; Warren H., A history of the association psychology, L., 1921; Ferri L., La psychologie de l’association depuis Hobbes jusqu’á nos jours, P., 1883.

M. Ярошевский. Куляб.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Ассоциативная психология это (кратко)

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.

Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

История зарождения

Предпосылками для возникновения и развития ассоциативной психологии стали исследования, научные работы философов и психологов древности. Одними из первых об ассоциациях заговорили Платон и Аристотель, но под этим термином они понимали процессы, связанные с воспоминаниями.

Впоследствии Декарт и Спиноза с помощью принципов ассоциаций пытались понять, как происходит процесс мышления и как человек справляется со своими эмоциями. А вот сам термин, таким, каким мы его знаем, был введен Джоном Локком в далеком 1698 году. Хотя Локк и не основоположник данного направления, но он внес свою лепту в его становление.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ассоциативная психология стала активно развиваться в конце 18 – начале 19 века. Нужно сказать, ее развитие стало основным толчком для развития психологии как самостоятельной науки. Ведь именно с легкой руки представителей данной школы стал развиваться эксперимент и такая отрасль, как экспериментальная психология.

Основным «вдохновителем» данного направления был физик Ньютон. Нужно сказать, что именно его прогрессивный взгляд на природу вещей, в особенности закон притяжения, стал основой для понимания психических процессов.

Нельзя выделить одного основателя направления – ассоциативной теории, данное направление психологии развивалось постепенно, и самыми яркими представителями его являются Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, Г. Спенсер. Каждый из них привнес что-то свое и наполнил ассоциативную психологию новыми смыслами.

1. Теория Дж. Беркли опиралась на идеи сенсуализма. Основной смысл этой концепции в том, что мир вокруг нас – это лишь совокупность различных ощущений (зрения, вкуса, обоняния, осязания). Благодаря их взаимосвязи мы получаем «объемную» картинку мира. Весь чувственный опыт складывается по принципу ассоциаций (например, при восприятии человеком чашки зрение «считывает» образ, а осязание – тактильные ощущения, и посредствам ассоциации эти ощущения складываются в одно).

Рекомендуем: Арт-терапия

2. Для Д. Юма принцип ассоциаций стал основой его концепции, он проводил параллель между притяжением одних образов к другим при помощи ассоциаций – с законом притяжения физических тел. Также он выделил два принципа:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Сходство идей привлекает их друг к другу во времени и пространстве.
  • Чем больше сходства между идеями, тем быстрее возникнет ассоциация.

Таким образом, к примеру, испуг или удивление чему-то необычному в замкнутом пространстве могут стать причиной клаустрофобии.

3. Д. Гартли стал первым задумываться о связи психических процессов с физиологией. Он выдвинул идею о том, что вибрации окружающего мира поступают в наш внутренний мир через органы чувств, затем создают вибрации в нервных окончаниях, которые приносят информацию (вибрацию) в головной мозг.

Собственно, эта идея была положена в основу объяснения функционирования многих познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, мышление. Можно сказать, что Гартли был одним из тех, кто первым попробовал описать работу нервной системы и протекание нервного импульса.

Рекомендуем: Что такое адаптация?

4. Т. Браун стал серьезнее изучать механику процесса мышления. С его точки зрения, этот процесс связан с поиском верной ассоциации из большого числа неподходящих ассоциаций (когда мы пытаемся решить задачу и перебираем варианты). Также он первым стал детализировать ощущения и, к примеру, выделил различение тепла и холода как часть осязания. Кроме того, он обратился к понятию «потребность» и пришел к выводу, что в его основе лежат два ощущения: одно связано с чувством дискомфорта и потребностью в предмете, а второе – со снятием этого дискомфорта.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Г. Спенсер стал более прогрессивно смотреть на психические процессы, за основу он взял теорию эволюции. Он стал говорить о необходимости исследовать внутренний мир, психику в контексте ее взаимодействия с внешним миром – таким образом, он расширил общий подход к психическим процессам и стал выходить за пределы простого исследования ассоциаций. Взаимодействие с внешним миром, по его мнению, строится на адаптации: именно выстраивая ассоциации с объектами внешнего мира, человек способен адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. Более того, этот ученый был тем, кто выделил основные вехи развития психики человека.

Важно понимать, что когда ассоциативная психология начала развиваться, в мире еще главенствовали теологические идеи. Поэтому многие мыслители, особенно в начале периода, отталкивались от понятий «дух», «душа», «божественное». Но с расцветом науки, в особенности биологии и физики, психология стала включать их идеи в свои исследования и смотреть на человеческую психику через призму новых данных.

Рекомендуем: Амбивалентность — это

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.

Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  •  Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

Рекомендуем: Что такое альтернатива?

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

История психологии дает нам понять, что исследователи прошли долгий и непростой путь открытий, взлетов и падений, прежде чем психология стала самостоятельной наукой, такой, какой мы знаем ее сейчас. И во многом начало этому процессу дали ассоциативная психология и ее представители. Автор: Дария Потыкан

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

развитие, представители, зарождение, теория памяти, гештальтпсихология, общая характеристика, суть, основатель

Если нам нужно что-то выучить или запомнить, но материал даётся сложно, то на помощь приходит метод «создания ассоциаций» или ассоциативная психология. В XVIII-XIX веках, ассоцианизм считали главным и единственным механизмом работы сознания.

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология история, идеи, факты 

Возникший в XIX веке ассоцианизм развивался выдающимися учёными: Гербертом Спенсером, Томасом Брауном, Джоном Стюартом Миллем, Джемсом Миллем, Александром Бэном и Гербертом Спенсером. Его важной особенностью стало соединение с философией позитивизма, которая утверждала, что «каждая наука — сама себе философия».

Ассоциативная психология — это направление психологии, которое объясняет духовность, эмоциональность и движения человека с помощью ассоциаций, возникающих в процессе. Эта наука образовала ряд школ, теорий, учений и концепций. Специалисты из этой области, считают ассоциации главным элементом, который участвует в работе психики и сознания человека.

Появление и развитие

Возникновение и развитие ассоциативной психологии проходило в несколько этапов. С IV до середины XVIII веков, возникли начальные учения. Аристотель и Платон ещё в античные времена подробно описали принцип её работы. Чтобы лучше понять возникновение эмоций каждой личности, правила ассоцианизма использовал Декарт. Гоббс придерживался их, чтобы приобрести новый опыт и навыки. А Спиноза — хотел с их помощью понять особенность мыслей человека. В это же время, Локк вводит термин «ассоциация».

В середине XVIII-начале XIX века психика человека, полностью определяется ассоциацией.

В XIX и начале XX века наступает кризис в развитии этого учения. Это происходит из-за того, что невозможно найти связь между законами сознания и механики.

С 1900 по 1920 годы ассоциативная психология исчезает, а её идеи занимают место в других направлениях этой науки.

Учёные из этой области пришли к мнению, что ассоциации — это особенный феномен психики, который нуждается в дальнейшем, детальном изучении.

Главные принципы

Основными теориями ассоциативной психологии являются следующие убеждения:

  1. Душа должна восприниматься как сознание.
  2. Главные вещи для душевной жизни — простые элементы, ощущения, эмоции.
  3. Второстепенные – это мысли, чувства, воображение.
  4. Основой принципа ассоциативной теории мышления в психологии служит понятие, что из простых образований складываются сложные.

5. Закрепления приобретённых ассоциаций достигается частотой их повторения.

Что такое ассоциации в психологии. Ассоциации к слову

Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Виды ассоциаций

подавленные желания

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

воображение

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

Ассоциации в мышлении и творчестве

Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.

Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.

Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики. Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей. Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.

Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.

Ассоциация (психология) — это… Что такое Ассоциация (психология)?

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.

Появление идеи об ассоциациях

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Дж. Локком, для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «Ассоциации», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «Ассоциации», лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. аналогия). Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.

Виды ассоциаций

По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту;
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Использование в психологических исследованиях

В психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент.

См. также

Ссылки

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Е. Соколова

АССОЦИАТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (ас­социа­низм), со­во­куп­ность пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций и школ 18–19 вв., в ко­то­рых ас­со­циа­ция счи­та­лась глав­ным или да­же един­ст­вен­ным ме­ха­низ­мом ра­бо­ты со­зна­ния. Пред­ста­ви­те­ли А. п. под влия­ни­ем ес­те­ст­во­зна­ния стре­ми­лись к стро­го де­тер­ми­ни­ст­ско­му по­зна­нию пси­хич. яв­ле­ний: они ви­де­ли в ас­со­циа­ции все­об­щий за­кон ра­бо­ты соз­на­ния, столь же стро­гий и про­ве­ряе­мый, как за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния И. Нью­то­на.

Клас­си­че­ская А. п. воз­ник­ла в сер. 18 в. по­сле то­го, как Д. Юм рас­про­стра­нил за­кон ас­со­циа­ции на по­ни­ма­ние всех по­зна­ват. про­цес­сов, при­рав­няв его по зна­че­нию (как прин­цип со­еди­не­ния идей в пси­хич. ми­ре) за­ко­ну при­тя­же­ния ве­щей в ми­ре при­ро­ды. В ра­бо­тах англ. учё­ных Д. Гарт­ли (1749), Т. Бра­у­на (1820), Джейм­са Мил­ля (1829), соз­дав­ших за­кон­чен­ные сис­те­мы А. п., ас­со­циа­ция вы­сту­па­ет объ­яс­нит. прин­ци­пом для всех пси­хич. про­цес­сов – па­мяти, мыш­ле­ния, по­треб­но­стей, во­ли. На­звав свою ас­со­циа­тив­ную кон­цеп­цию «мен­таль­ной ме­ха­ни­кой», Милль под­черк­нул наи­бо­лее ха­рак­тер­ную чер­ту ас­со­циа­тив­ных тео­рий это­го вре­ме­ни: стрем­ле­ние вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из ме­ха­ни­че­ских по сво­ей су­ти свя­зей (ас­со­циа­ций) не­де­ли­мых эле­мен­тов (ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний). Для клас­си­че­ской А. п. все слож­ные пси­хич. яв­ле­ния, вклю­чая дея­тель­ность соз­на­ния, вто­рич­ны и яв­ля­ют­ся про­дук­том ас­со­циа­ции этих эле­мен­тов.

С сер. 19 в. на­чал­ся кри­зис тео­рий клас­си­че­ской А. п. За­кре­п­ля­ет­ся по­ло­же­ние о не­воз­мож­но­сти све­сти «за­ко­ны ду­ха» к ме­ха­нич. за­ко­нам и вы­дви­га­ется тре­бо­ва­ние вве­сти в кон­цеп­ции А. п. прин­цип ак­тив­но­сти субъ­ек­та, Я («мен­таль­ная хи­мия» Джо­на С. Мил­ля, «твор­че­ские ас­со­циа­ции» А. Бэ­на и др.). В. Вундт про­ти­во­пос­тав­ля­ет ас­со­циа­ции ап­пер­цеп­цию как твор­че­ский про­цесс ме­ха­ни­че­ско­му. Г. Спен­сер (1855) пы­та­ет­ся рас­смот­реть ас­со­циа­ции в био­ло­гич. (эво­лю­ци­он­ном) ас­пек­те. Г. Эб­бин­га­уз (1885), Г. Э. Мюл­лер (1911–17) раз­ра­ба­ты­ва­ют экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния про­цес­са об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций, а так­же их раз­ру­ше­ния.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. А. п. как осо­бое на­прав­ле­ние ис­чез­ло под влия­ни­ем со­кру­ши­тель­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны вюрц­бург­ской шко­лы, геш­тальт­пси­хо­ло­гии и др. но­вых на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии. Ас­со­циа­ция на­ча­ла рас­смат­ри­вать­ся не как ис­ход­ный ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип, а как яв­ле­ние, ко­то­рое са­мо тре­бу­ет объ­яс­не­ния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *