Бехтерев в м вклад в психологию: Бехтерев, Владимир Михайлович — Википедия – Бехтерев вклад в психологию | Kratkoe.com

Автор: | 15.07.2020

Бехтерев вклад в психологию | Kratkoe.com

Какой вклад Бехтерева в психологию, Вы узнаете из этой статьи.

Владимир Бехтерев вклад в психологию

Владимир Михайлович Бехтерев — русский психиатр, невролог, физиолог и морфолог нервной системы. Он занимался построением концепции объективной психологии, исследуя душевную жизнь человека.

Объективная психология подразумевала под собой психологическое поведение, основанное на экспериментальном характере исследования рефлекторной природы человеческой психики. Предметом его концепции было самонаблюдение. Свои взгляды он выложил в двух основных трудах: «Общие основания рефлексологии» и «Объективная психология».

Еще одна сфера исследований Владимира Михайловича – рефлексология и рефлексологический эксперимент. Рефлекс согласно Бехтереву является способом установления устойчивого равновесия между комплексом действующих условий и  организмом. Психолог выдвинул положение о том, что некоторые жизненные проявления человеческого организма имеют черты биологической направленности и механической причинности, а также обладают характером целостной реакции, который проявляется в случае борьбы с постоянно изменяющимися условиями среды. Бехтерев настаивал на воспитуемом характере рефлексов. Об этом идет речь в книге «Основы общей рефлексологии». Согласно ему социальная среда – это источник развития человека.

Бехтерев вклад в педагогику

Владимир Михайлович также занимался изучением личности, трактуя ее как интегративное целое. Он даже создал Педологический институт, который стал центром изучения личности как основы воспитания. Ему принадлежит введение в психологию таких понятий как: индивидуальность, личность, индивид. Кстати личностная социальная сфера надстраивается над индивидом.  Именно это стало основой для дальнейших педагогических разработок об индивидуализации учебного процесса.

Огромное значение для психологии имеют исследования о структуре личности. В ней Бехтерев выделил активную, пассивную, бессознательную и сознательную ее части. Он был первым, кто отметил доминирующую роль бессознательного мотива в гипнозе или сне. В ходе экспериментов он обнаружил явления конформизма и группового давления, которые в западной психологии стали изучаться намного позднее.

Говоря о его вкладе в психологию, нельзя не упомянуть об исследовании важности влияния коллектива на личность. Бехтерев доказал, что оно не всегда является благотворным: коллектив может нивелировать личность, сделать ее шаблонной. Бытующие общественные стереотипы и обычаи существенно ограничивают личность и лишают ее возможности проявлять самостоятельно свои потребности. Таким образом, общественная необходимость и личная свобода, социализация и индивидуализация являются главной силой социальной эволюции. И можно утверждать, что психолог заложил основы отечественной теории развития личности не только в психологии, но и педагогике.

Возвращаясь к медицине, отметим, что он занимался исследованиями функций мозга и открыл в нем проводящие пути и ядра. Также создал учение о функциональной анатомии мозга и проводящих путях спинного мозга. Им было обнаружено центры секреции и движения внутренних органов в коре головного мозга.

Кроме того Бехтерев ввел в науку термин «сочетательно-двигательный рефлекс». Открыл физиологические рефлексы, такие как: рефлекс большого веретена, лопаточно-плечевой, выдыхательный; патологические рефлексы: запястно-пальцевой рефлекс, тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, рефлекс Бехтерева—Якобсона. Ему принадлежит создание специальных приборов для оценки симптомов:

  • альгезиметр – измеряет болевую чувствительность
  • барэстезиометр – измеряет чувствительность к давлению
  • миоэстезиометр – измеряет чувствительность

Ученый разработал методы изучения нервного и психического развития детей, выявил связь между психическими болезнями и нервными. Он описал патогенез и клинику галлюцинаций, циркулярный психоз и психопатию, формы навязчивых состояний и психического автоматизма. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии был во многих аспектах первопроходцем, в то время как подобные идеи и исследования только-только стали зарождаться на Западе.

Надеемся, что и этой статьи Вы узнали, какой вклад в психологию сделал Бехтерев. 

Владимир Михайлович Бехтерев

Владимир Михайлович Бехтерев – профессор и гений своего времени. Его вклад в медицину огромен и неоспорим. Этот интереснейший человек, является основоположником российской психиатрии, написавший огромное количество монографий и медицинских трудов, создатель новой науки – рефлексологии, а также организатор Института мозга.

Владимир Бехтерев родился во времена царской России 20 января 1857 году в селе Сорали Вятской губернии (в настоящее время, село Бехтерево, Елабужского района Татарстана). В 8 лет его отец умер от туберкулеза и все заботы о воспитании и финансовые проблемы легли на плечи матери Марии Михайловны.

Выбор жизненного пути

Несмотря на финансовые трудности, в 10 лет, он пошел учиться в гимназию. В течение восьми лет он прилежно учился и по окончании гимназии поступает в Медико-хирургическую академию. На четвертом курсе студент Бехтерев уже твердо знал, чему посвятит свою жизнь психиатрии и невропатологии. В конце четвертого курса он попал на фронт в санитарный отряд, где получил начальный опыт медицинской карьеры, но болезнь с последующей госпитализацией вывела его из строя.

В 1878 году в связи тяжелой политической обстановкой в стране государство требовало больше медицинского персонала, особенно врачей. В результате заключительные экзамены он сдал намного раньше положенного срока и окончил академию одним из лучших. Работая в клинике душевных и нервных болезней, Бехтерев продолжал обучение, это помогло ему в успешной защите диссертации на степень доктора медицины в 1881 году.

Вклад в развитие науки

На протяжении всей жизни Владимир Михайлович Бехтерев проводил в исследования, успевая быть и общественным деятелем, и талантливым организатором и неутомимым просветителем. К началу 1884 года на его счету было более 58 изданных работ в области клинического исследования строение и функции мозга.  В том же году он был откомандирован за границу, где обучался и работал у Жана Мартена Шарко. По прибытии, являясь профессором Казанского университета, Бехтерев учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник», где публиковались его работы, а также работы своих учеников.

В работах 1887-1892 годов он открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал связь между отдельными участками коры больших полушарий и определенными внутренними органами и тканями – эти фундаментальные исследования принесли ему мировую известность. 

Весной 1893 года Владимир Михайлович получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Им была создана первая в России нейрохирургическая операционная, а в лаборатории Бехтерев со своими сотрудниками и учениками продолжал исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволило ему приступить к работе над семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».

Его колоссальная работоспособность дала ему возможность в 1900 году выпустить двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга». Этот труд был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М Бэра, а в 1902 году он опубликовал книгу «Психика и жизнь». В тоже время был напечатан первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. 

В 1894-1895 годах Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел и стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре.

В 1905-1906 годах Бехтерев состоял начальником Академии, а в феврале 1908 года он, на пожертвования от богатых и заинтересованных людей, создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. Этот институт был единственным в России высшим учебным и исследовательским заведением, направленным на познание человека во всех его проявлениях.

В 1907-1912 годах Владимир Михайлович опубликовал 3 тома книги «Объективная психология». Как писал Бехтерев – «в объективной психологии», которой мы наме­рены посвятить настоящий труд не должно быть места вопросам о субъек­тивных процессах или процессах сознания». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными вегетативными и двигательными реакциями, их можно наблюдать и регистрировать.

Великая октябрьская революция обрадовала Бехтерева. В 1918 году ученый обратился в Совнарком с предложением об организации института по изучению мозга и психической деятельности, который был создан в середине 1918 года, и Бехтерев был его руководителем.

Одна из долгих и продуктивных работ в институте была связана с исследованиями на детях. Впервые в мировой науке Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни. Он поставил вопрос о необходимости научного подхода в воспитании детей с младенческого возраста.

В 1918 году Бехтерев объявил о создании новой науки — рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.

С 1920 года Бехтерев занимался дрессировкой животных с помощью внушения, его работа перекликалась тесно с работой Павлова, но частые конфликты сделали их врагами. Позднее начали проводиться опыты с людьми. Он был активным практиком в области гипнологии и внушения, особенно в плане лечения алкоголизма.

Профессор

Наследие

В 1926 году, был написана книга «Введение в паталогическую рефлексологию», являющаяся завершающим и обобщающим трудом его жизни. Он писал: «Если мне удастся завершить этот труд, подготавливаемый к печати, я буду считать свой жизненный путь предварительно законченным».

Согласно рефлексологии в человеческой личности нет «духовного» без мозгового процесса, а мозговой процесс и духовное представляют собой вместе проявление энергии — одного из видов единой мировой энергии. На основании закона сохранения энергии психическая энергия человека не может исчезнуть бесследно, — утверждал основатель рефлексологии, — следовательно, так называемое «бессмертие души» должно быть предметом научных исследований. Данное утверждение шло в разрез с тем, что пропагандировала новая власть, и поэтому этой книга появилась спустя долгие десятилетия.

В 1927 году Бехтерев скоропостижно скончался в Москве при неустановленных обстоятельствах. Есть много версий случившего, но точно никто не знает.

В течение всей жизни Владимир Михайлович был убежден в отсутствии четкой грани между нервными и психическими болезнями. Он обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

Всего при жизни Бехтерева было опубликовано более 600 научных работ, охватывающих вопросы морфологии и физиологии нервной системы, психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Его труды будут интересны, в настоящий момент, не только профессионалам, но и простым людям. Идеи, выраженные в его книгах, до сих пор помогают в исследованиях мозга.

  

Изображение в шапке – Rafael De Nadai, Unsplash.

Вклад в.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

  Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.  Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности

Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала XXв

Специфики экспериментального расклада в российской психологии начала ХХ в.; изыскания Н. В общем н. Наверно, ланге, А. К счастью, ф. В самом деле лазурского. Видимо становление течения, основывающегося на экспериментальном способе изыскания психических явлений, исполнялось под действием как совокупных направленностей мировой весьма эмоциональной науки, но и своеобразных социокультурных посылов и критерий становления российского эмоционального познания.

Главной беспристрастной посылом внедрения опыта в психологию появилась необходимость в конкретных, экспериментально неторопливо проверенных итогах налицо эмоциональных изысканий жителя нашей планеты. Действительно однозначно необыкновенно крайне имели необходимость в их резко развивавшиеся в конце ХХ. медицина и педагогика. 2-ой посылом развития экспериментальной психологии было узкое взаимодействие с науками, с коими психология была связана и исторически и логически, сначала, с дисциплинами естественнонаучного цикла. По-видимому данное взаимодействие определило проблематику воистину эмоциональных изысканий и внедрение специалистами по психологии воистину справедливых способов изыскания. Более того третьей посылом выступила логика становления по-человечески научного эмоционального познания, чувство недостаточности и невсеобъемлемости интроспекции как способа и доктрине очень-то научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в Рф было обусловлено образовавшимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в российской философии материализма, и еще в трудах просто-напросто научных работников – естествоиспытателей: Д. С другой стороны и. Короче говоря, менделеева, И. Напротив и. Оказалось, что мечникова, И. Ну что ж м. А теперь сеченова, И. Естественно, п. Стало быть павлова, А. В сущности а. И все же ухтомского и другие.

Особенности русского поведенчества

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах эволюции, то Россия дала миру науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии и психологии, были русские ученые – И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности.

Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится  в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие.

Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности.

Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, — это открытие им так называемых центров торможения.  До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.

Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие  в работах Ивана Петровича Павлова.

С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные (безусловно вызывают ответную реакцию организма) и условные (организм реагирует на них только в том случае, если их действие становится биологически значимым). Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.         

В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.

Павлов также предложил оригинальную идею происхождения нервных расстройств. Он предположил, что причиной неврозов у людей могут служить столкновения противоположных тенденций – возбуждения и торможения.

Идеи, сходные с павловскими, развивал другой великий русский психологи и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Бехтерев был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики.

Одним из первых отечественных и мировых психологов, Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность. Фактически, он вводит в психологию понятия индивид, личность и индивидуальность, где индивид – это биологическая основа, личность – социальное образование и т.д.  Исследуя структуру личности, Бехтерев выделял ее сознательную и бессознательную части. Как и З.Фрейд, он отмечал ведущую роль бессознательных мотивов во сне и при гипнозе. Как и психоаналитики, Бехтерев развивал идеи о сублимации и канализации психической энергии в социально-приемлемом направлении.

Одним из первых Бехтерев занялся вопросами психологии коллективной деятельности. В 1921 г. выходит в свет его труд “Коллективная рефлексология”, где он пытается рассмотреть деятельность коллектива через изучение “коллективных рефлексов” — реакций группы на воздействия среды. В книге поднимаются проблемы возникновения и развития коллектива, его влияния на человека и обратное влияние человека на коллектив. Впервые показаны такие явления, как конформизм, групповое давление; ставится проблема социализации личности в процессе развития и т.д.

Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский.

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И. П. Павлов, и не на двигательной, как В. М. Бехтерев. Ухтомский разработал учение о доминанте (1923г). Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой — одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокразвитых организмов за видимой «обездвиженностью» таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал “оперативным покоем”. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это «разделение среды на предметы» Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

Бехтерев Владимир Михайлович-Труды

Статьи
Книги (6 статей)
Книги и сборники статей В.М.Бехтерева
Книги В.М.Бехтерева в библиотеке им. К. Д. Ушинского
ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО, 2017.
[3757 прочитано]
БЕХТЕРЕВ
Осипов В.П. Москва: Государственное издательство медицинской литературы, 1947 — 92 стр.
[4266 прочитано]
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В.М. Бехтерев, Москва «НАУКА», 1994г. – 400 стр.
[11405 прочитано]
ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В.М.Бехтерев
1907 г., переиздано М.: Наука, 1991 г. — 480 стр.
[13962 прочитано]
ГИПНОЗ, ВНУШЕНИЕ, ТЕЛЕПАТИЯ
В.М.Бехтерев, переиздано М.: Мысль, 1994 г. -364 стр.
[44452 прочитано]
ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
СПб., издано у К.Л.Риккера в 1908 г.
[24750 прочитано]
Статьи и доклады В.М.Бехтерева (46 статей)
ВЛИЯНИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ, ПРЕДСТАТЕЛЬНУЮ И МОЛОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[7974 прочитано]
О ВЛИЯНИИ МОЗГОВОЙ КОРЫ ЧЕЛОВЕКА НА СЕРДЦЕБИЕНИЕ, ДАВЛЕНИЕ КРОВИ И ДЫХАНИЕ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[6613 прочитано]
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МОЗГОВОЙ КОРЫ И ЗРИТЕЛЬНЫХ БУГРОВ НА ГЛОТАНИЕ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2614 прочитано]
О ВЛИЯНИИ КОРЫ БОЛЬШОГО МОЗГА НА АКТ ГЛОТАНИЯ И НА ДЫХАНИЕ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[5635 прочитано]
ОБ ИННЕРВАЦИИ И МОЗГОВЫХ ЦЕНТРАХ СЛЕЗООТДЕЛЕНИЯ
В. М. Бехтерев и д-р Н. Миславский
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2951 прочитано]
ОБ ОТПРАВЛЕНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ БУГРОВ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[3936 прочитано]
О РАЗВИТИИ КЛЕТОК МОЗГОВОЙ КОРЫ У ЧЕЛОВЕКА
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[3190 прочитано]
ОБ ОСОБОМ ЯДРЕ СЕТЕВИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ВАРОЛИЕВА МОСТА
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2697 прочитано]
ОБ ОСОБОМ ВНУТРЕННЕМ ПУЧКЕ БОКОВЫХ СТОЛБОВ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2579 прочитано]
ОБ ЯДРАХ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ НЕРВОВ (NN.OCULOMOTORII, ABDUCENTIS И TROCHLEARIS) И О СВЯЗИ ИХ ДРУГ С ДР
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[5338 прочитано]
ОБ «ОЛИВЧАТОМ» ПУЧКЕ ШЕЙНОЙ ЧАСТИ СПИННОГО МОЗГА
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2337 прочитано]
К ВОПРОСУ О МОЗГОВЫХ ПОЛОСКАХ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2623 прочитано]
К ВОПРОСУ О НАРУЖНЫХ СОЧЕТАТЕЛЬНЫХ ВОЛОКНАХ МОЗГОВОЙ КОРЫ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[2466 прочитано]
О ЗАДНИХ КОРЕШКАХ, МЕСТЕ ИХ ОКОНЧАНИЯ В СЕРОМ ВЕЩЕСТВЕ СПИННОГО МОЗГА И ОБ ИХ ЦЕНТРАЛЬНОМ ПРОДОЛЖЕНИ
В. М. Бехтерев.
«Избранные произведения (статьи и доклады)»
МЕДГИЗ, Москва, 1954 г.
[3730 прочитано]

Рефлексологическая теория В. М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Биографический очерк
Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии.

По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт. В нем были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 г. эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

После октябрьской революции Бехтерев ходатайствовал о переводе университета в Мраморный дворец. Профессор Б. Е. Райков, тогдашний проректор университета, писал в своих воспоминаниях:

Бехтерев обратился к нему [заместителю наркома просвещения Захарию Гринбергу] с просьбой о расширении территории университета и о переводе его с неудобной и грязной окраины в центр города, и говорил попросту: «У вас теперь много освободилось хороших зданий от прежних хозяев, так дайте и нам. Наш университет заслужил это право. Что бы вы могли нам предложить?» Гринберг еще более смутился, засуетился и сказал, что он это вполне понимает и сочувствует и постарается, чтобы нашему вузу был отведен один из дворцов, надо только подумать, какой. Этот разговор, при котором я присутствовал в качестве представителя администрации Университета, очень окрылил Бехтерева. «Довольно побираться и жить на гроши! — говорил он мне. — Теперь-то мы развернем дело!» Действительно, через некоторое время Бехтереву предложили занять под Университет Мраморный дворец, принадлежавший до революции великому князю Константину Константиновичу Романову, а именно восточный корпус, выходящий на Суворовскую площадь. «Мало,— категорически заявил Бехтерев.— Давайте оба корпуса!»

Через несколько дней наш Хозяйственный комитет во главе с Бехтеревым уже осматривали Мраморный дворец с его бесчисленными роскошно обставленными комнатами. «Вазы, картины и прочее нам не нужны! — говорил Бехтерев, проходя по зданию в генеральском пальто, но без погон, с развевающейся седой бородой.— Мы всё это сдадим в музеи. Да и мебель у нас своя — попроще, попроще, без бронзы…»

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на молоденькой племяннице Ягоды Берте Яковлевне.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.
Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет.

По мнению правнука В. М. Бехтерева, Медведева С. В., директора «Института мозга человека»: «Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину — сифилис мозга.»

Семья:
Бехтерев, Пётр Владимирович — сын.
Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна — дочь.
Бехтерева, Наталья Петровна — внучка.
Никонов, Владимир Борисович — внук.
Медведев, Святослав Всеволодович — правнук.

Рефлексологическая теория
Рефлексологическая теория (далее Р. т.) – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в статье «Объективная психология и ее предмет» (1904). Р. т. определяется сначала как «объективная психология», позднее – как «психорефлексология», потом – как «рефлексология» – особая «биосоциальная наука».

Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение («рефлексологич. педагогика и ортопедия», «генетическая рефлексология», «рефлексология масс», «рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Р. т. являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личности и проявляющейся во внешнем поведении ее соотносительной деятельности. Р. т. считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или «сочетальным» рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Р. т. выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В Р. т. были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Р. т. было разработано множество методик эксперимент, патопсихологические исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии.

В Р. т. разработаны требования к эксперимент, методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Р. т. отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Р. т. сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации.

Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями Р. т., использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутр. мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание Р. т. было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад Р. т. отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

Психологическая концепция ВМ Бехтерева (стр. 1 из 4)

ПЛАН.

Введение. 2

1. Первые годы научной деятельности. 6

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева. 10

3. Исследования мозга и нервной системы. 17

4. Бехтерев В.М. – выдающийся психиатр и невропатолог.

20

5. Теория Бехтерева о рефлексологии. 24

Заключение. 30

Список литературы. 32

ВВЕДЕНИЕ.

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, — это далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. Знакомство с наследием В.М.Бехтерева, богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо сегодня.

Но здесь появляются сложности. Дело в том, что работы этого выдающегося ученого после его смерти не издавались и стали библиографической редкостью. Лишь в 90-е годы нашего столетия в серии « Памятники психологической мысли » переизданы такие его труды как « Объективная психология » (1991), « Избранные труды по социальной психологии » (1994). Вышел в свет однотомник «Избранные труды».

Следует также отметить, что в отечественной психологической науке, в трудах, освещающих историю ее становления, до сих пор отсутствует адекватная оценка научного наследия В.М. Бехтерева.

В существующем на сегодняшний анализе его взглядов наиболее выражены две тенденции. Первая представляет собой одностороннюю критическую оценку вклада ученого в развитие психологии. Справедливо характеризуя недостатки научного подхода Бехтерева к изучению психологических явлений, историческую ограниченность развиваемого им рефлексологического учения авторы не раскрывают в должной мере конструктивного содержания его идей, методологической значимости многих выдвинутых им положений, ценности полученных конкретных фактов, оказавших в свое время большое воздействие на развитие отечественной и мировой психологии и являющихся и поныне актуальными как для современной психологической истории, так и для решения практических задач. При этом недостаточно вскрывается общенаучная и социально-культурная обусловленность возникновения поведенческого направления в психологии, ярким представителем которого в нашей стране был В.М. Бехтерев, его историческое место и значение в развитии научного психологического познания.

Вторая тенденция, проявляющаяся в анализе научного вклада В.М. Бехтерева, состоит в том, что многогранное, цельное по своему содержанию учение искусственно расчленяется, и предметом изучения становятся те или иные отдельные его стороны. Разумеется, в интересах глубины анализа требуется детальное специальное рассмотрение вклада Бехтерева в развитие разных областей отечественной и мировой неврологии, изучение особенностей взглядов Бехтерева – психолога, Бехтерева – физиолога и т. д. Но при этом не следует упускать из виду тот факт, что аналитическая стадия исследования недостаточна сама по себе, не является конечной инстанцией в научном познании, а предполагает далее создание целостного представления о системе научных взглядов ученого. Это тем более важно, когда речь идет об ученом такого масштаба, как Бехтерев, поставившим задачу и реально попытавшемся создать целостное учение о человеке, ввести его в общую систему знаний о мире. Многие методологически важные идеи и положения, содержащиеся в его трудах и выходящие за границы знания, относящегося непосредственно к тем или иным конкретным направлениям и проблемам психологии, до сих пор остаются вне поля зрения исследователей.

Новое мышление в науке означает отказ от одномерных, односторонних оценок и суждений, реализацию подлинно диалектического взгляда на историческое прошлое, максимально полное использование современной наукой всех ценных идей, взглядов и представлений, которые накоплены предшествующими поколениями ученых. И без сомнения В.М. Бехтерев, один из крупнейших представителей нашей отечественной науки.

В нашей курсовой работе мы попытались подойти к характеристике научной деятельности В.М. Бехтерева именно с вышеизложенных позиций.

1. Первые годы научной деятельности.

В.М. Бехтерев родился 20 января 1857г. в Вятской губернии. Уже в детстве он проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям, увлекался естественными науками. Знакомство с теорией Ч.Дарвина стало первым серьезным обращением молодого Бехтерева к проблеме развития живой материи.

Став в 1873 году студентом Петербургской медико-хирургической академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической жизни России конца 19 века, Бехтерев глубоко прочувствовал остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в студенческое движение.

Петербургская медико-хирургическая академия в 70-е годы представляла собой крупный научный центр, готовивший высококвалифицированные кадры врачей – практиков и ученых. Передовые традиции в области научной деятельности и воспитания студентов были связаны в академии с деятельностью многих известных ученых, работавших здесь: профессора анатомии В.А. Грубера, химика А.П. Бородина, создателя анатомического театра при академии Н.И. Пирогова, известного русского физиолога И.М. Сеченого и других.

Наряду с этим выделялась и группа ученых, представляющих идеалистическое направление в науке, проповедовавших идеи отказа от демократических принципов воспитания студентов. К их числу относился, частности, профессор И.Н. Цион, заменивший И.М. Сеченова на кафедре физиологии в связи с вынужденным уходом последнего в отставку. Студенты были объективно поставлены перед нравственным выбором, касающимся поддержки той или иной научной и общественно-политической платформы.

В такой бурной научной и общественной жизни происходило становление Бехтерева как ученого. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. И объясняет этот выбор такими словами: «Эта специальность мне казалась из всей медицинской науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами и это решило мой выбор». (Бехтерев В.М. Автобиография. – Москва: Издательство «Огонек», 1928 год – Стр. 6)

Непосредственным наставником В.М. Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П. Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-психиатр. С его именем, по мнению Бехтерева, связано создание клинико-патопсихологического направления в отечественной психиатрии.

Большое влияние на Бехтерева оказали такие взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П. Боткина, автора учения «нервизма». Именно по его инициативе в 1877 году во время русско-турецкой войны В.М. Бехтерев, окончивший в это время четвертый курс, вступил в добровольческий военно-санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная врачебная практика.

В 1878 году, выдержав выпускные экзамены и получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии, где продолжает работать под руководством И.П. Мержеевского.

Это открыло перед ним возможности для интенсивных научных исследований и подготовки к профессорскому званию.

В 1881 году Бехтерев защищает диссертацию на тему

«Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (СПб,1881).

Предметом специального рассмотрения явилась проблема взаимосвязи соматических функций и психического состояния душевнобольных. Опираясь на клинические наблюдения и результаты экспериментального исследования больных с различными формами психических нарушений, Бехтерев вскрывает зависимость температуры тела от деятельности мозга на разных этапах болезни и при различных видах психопатологии. Он доказывает регулирующую роль нервной системы в осуществляющихся в организме тепловых процессах, рассматривает вопрос о центрах терморегуляции в коре головного мозга. Принципиально важным стал вывод о том, что психические явления характеризуются определенными объективными показателями (в данном случае температурой). Этой работой была заложена основа, которая определила все последующие как творческие, так и практические разработки, выполненные Бехтеревым в области неврологии.

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева.

После публичной защиты докторской диссертации В.М.Бехтерев получил заграничную командировку и провел три года в различных лабораториях и клиниках Германии, Австрии, Франции. Наиболее длительно Бехтерев работал у выдающихся неврологов и анатомов нервной системы Флексига, Мейнерта, в нервно-психиатрической клинике профессора Вестфаля, в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона и в психофизиологической лаборатории Вундта.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Формирование научных взглядов ученого происходило в тот период, когда психология как самостоятельная наука еще только начинала формироваться. Основания для своего концептуального и методического аппарата она черпала из философии и естествознания (именно из естествознания она взяла на вооружение такой инструмент как эксперимент).

Таким образом, психология с самого начала стала ареной идеологической борьбы, противоборства идеалистических и материалистических тенденций в понимании сущности психики и методов ее изучения.

Бехтерев Владимир Михайлович — это… Что такое Бехтерев Владимир Михайлович?


Бехтерев Владимир Михайлович

(1857–1927) — российский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения. Возникшая в оппозиции к традиционной интроспективной психологии сознания, теория Б. первоначально получила название объективной психологии (1904), затем психорефлексологии (1910) и, наконец, рефлексологии (1917). Б. внес крупный вклад в развитие экспериментальной психологии («Общие основы рефлексологии человека», 1917).


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Бехтерев Владимир Михайлович

(20.01.1857, с. Сорали Вятской губ.- 24.12.1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог.

Биография.

В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. — профессор Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. — женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. — директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал «Неврологический вестник» (1893).

Исследования.

Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией, основанной на объективных методах исследования. Считал предметом психологии поведение как систему врожденных и приобретенных сочетательных рефлексов.

Сочинения.

Психика и жизнь. СПб., 1904;

Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905; Объективная психология. Т. 1-3, СПб., 1907-10; Общая диагностика болезней нервной системы. Ч. 1-2, СПб., 1911-15; Коллективная рефлексология. 1921; Общие основы рефлексологии человека. М.-Л., 1928; Мозг и деятельность. М.-Л., 1928; Избранные произведения. М., 1954

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

(1857-1927) — рос. невропатолог, психиатр, физиолог, рефлексолог. Создатель 1-й в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского ун-та (1885), основатель Психоневрологического ин-та в СПб. (1908), который стал центром комплексного исследования человека.

Психологическое творчество Б. можно условно разделить на 2 этапа. В 1-й период (до 1910-х гг.) Б. говорил о равноправном существовании 2 психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Б. называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И. М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Б. считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т. е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности н. с. На 2-м этапе творчества (с 1910-х гг.) Б. создает учение, названное им рефлексологией. По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Б. Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Б., идеи Б. о комплексном изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • Бернштейн Николай Александрович
  • Бине Альфред

Смотреть что такое «Бехтерев Владимир Михайлович» в других словарях:

  • Бехтерев, Владимир Михайлович — ординарный профессор по кафедре душевных болезней в Казанском университете; род. 20 января 1857 г.; образование получил в вятской гимназии и С. Петербургской медико хирургической академии. По окончании курса (1878), Б. посвятил себя изучению… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бехтерев, Владимир Михайлович — Владимир Михайлович Бехтерев. БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857 1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследовал лечебное применение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бехтерев Владимир Михайлович — Бехтерев, Владимир Михайлович, академик, известный врач невропатолог и психиатр. Родился в 1857 г. в Вятской губернии; медицинское образование получил в спб. медико хирургической академии, которую окончил в 1878 г., и посвятил себя изучению… …   Биографический словарь

  • Бехтерев Владимир Михайлович — (1857—1927), психоневролог и общественный деятель, автор фундаментальных исследований по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, один из основоположников нейрохирургии в России. В Петербурге с 1873. Окончил (1878) МХА (с 1881 ВМА) …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Бехтерев Владимир Михайлович — 12.01(1.2).1857, село Сорали Вятской губернии, ‒ 24.12.1927, Москва], советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. В 1878 окончил Медико хирургическую академию; с 1885 заведующий кафедрой психиатрии Казанского университета,… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — (1857 1927) российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бехтерев Владимир Михайлович — (1857 1927) русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт… …   Психологический словарь

  • Бехтерев Владимир Михайлович —       (1857 1927), психоневролог и общественный деятель, автор фундаментальных исследований по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, один из основоположников нейрохирургии в России. В Петербурге с 1873. Окончил (1878) МХА (с 1881 ВМА) …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Бехтерев, Владимир Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бехтерев. Владимир Михайлович Бехтерев В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно медицинско …   Википедия

  • Бехтерев Владимир Михайлович — В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно медицинской академии (1912) Владимир Михайлович Бехтерев (20 января 1857  24 декабря 1927, Москва)  выдающийся русский медик психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник… …   Википедия

Книги

  • Гипноз. Внушение. Телепатия, Бехтерев Владимир Михайлович. Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; участник русско-турецкой войны 1877-1878… Подробнее  Купить за 629 грн (только Украина)
  • Внушение и его роль в общественной жизни, Бехтерев Владимир Михайлович. Б. М. Бехтерев — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог. Основоположник рефлексологии и патопсихологии в России. В настоящей книге Бехтерев рассматривает внушение как… Подробнее  Купить за 588 руб
  • Гипноз. Внушение. Телепатия, Бехтерев Владимир Михайлович. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; участник русско-турецкой войны… Подробнее  Купить за 508 руб
Другие книги по запросу «Бехтерев Владимир Михайлович» >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *