Определение ценностных ориентаций
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.
Ценности — это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.
Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
- способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.
Ценностные ориентации — сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.
М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.
В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:
- Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
- Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
- этические, ценности общения, ценности дела;
- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
- самоутверждения, принятия других людей и т. д.
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.
Результаты теста очень зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты рекомендуют использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.
Тестирование лучше проводить индивидуально, а не в группе: специалисту будет легче установить доверительные отношения с испытуемым, что повысит вероятность получения искренних ответов.
Приложение: Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича
«Менеджер по персоналу»
Ценностные ориентации — Психология Дома Солнца
В настоящее время существует очень мало работ посвященных профессиональным ценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Проблема исследования профессиональных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. В данном исследовании мы рассматривали профессиональные ценности в рамках профессионально обусловленной структуры личности Э.Ф.Зеера , а также субъектно-деятельностного подхода к ценностным ориентациям Д.А.Леонтьева для более детального изучения профессиональных ценностей на стадии юности и молодости. Мы предполагаем, что данные, полученные в результате диагностики внутренних конфликтов в профессиональных ценностях с помощью методики «УСЦД» могут применяться в рамках профессионального консультирования. Внутренний конфликт понимается нами как степень рассогласования между «ценностью» и «доступностью», между «хочу» и «могу» в конкретной профессиональной ценности.Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «… — это ведущий мотив — цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре».
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.
Понятие «ценность» его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями».
Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе — свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.
В итоговую шкалу попали первые 12 профессиональных ценностей получивших наибольшее значение по уровню значимости, и наименьший показатель по шкале степень согласованности экспертных решений. Эти 12 профессиональных ценностей мы поместили в методику «УСЦД».
У студентов старших курсов вполне сложилась система профессиональных ценностей. В то же время эти ценности находятся в состоянии внутреннего конфликта.
Более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта, то есть наша гипотеза, что у студентов в связи с нереализованностью большинства профессиональных ценностей и начинающимся кризисом профессиональных экспектаций большая часть профессиональных ценностей характеризуется состоянием внутреннего конфликта, полностью подтвердилась. Вместе с тем анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это позволят говорить о том, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.
Рекомендации: полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.
Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности
Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.
The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.
Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.
Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.
В зарубежной науке истоки категории «ценностные ориентации» относят к системе Парсонса, которая вводится им в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. В его представлении ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора» [1, с. 71–72].
Одним из первых в советской социальной психологии к понятию «ценностные ориентации» обратился В. Б. Ольшанский, который понимал под ценностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, рассматривая их в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании и делая вывод о неизбежном влиянии «группового сознания» на индивидуальную систему ценностей [2, с. 242].
Уделяли внимание этой проблеме и А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [3, с. 199]. Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. С точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой — как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. Так, В. В. Водзянская пишет: «Регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация. Среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, так как они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности. Они-то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности, организующую поведение по отношению к предметам и явлениям объективного мира, к сфере общественной жизни и к самому себе как члену общества» [4, с. 65].
По определению А. Г. Здравомыслова, «ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [5, с. 732].
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:
- «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
- способ дифференциации объектов по их значимости.
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [6, с. 373].
Психологов в большей степени интересуют субъективные стороны деятельности и отношения к ценностям. В психологическом направлении существует множество подходов к определению понятия «ценностных ориентаций». Они трактуются разными исследователями и как «нравственность личности» [7, с. 241–25], как «детерминанты принятия решений» [8, с. 373].
Ю. М. Жуков считает ценностные ориентации «детерминантами принятия решений» [9, с. 254–27].
В. Г. Алексеева пишет, что ценностные ориентации — это «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [10, с. 63–70].
Н. А. Журавлева понимает ценностные ориентации «как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [11, с. 35].
А. Адыкулов считает, что ценностные ориентации могут выступать как психологический механизм, с помощью которого формируются особенности и характер отношения школьников к ценностям их социального окружения. Он рассматривает ценностные ориентации как психологические образования, на основе которых формируются особенности и характер отношения к ценностям, то есть отнесение какого-либо предмета или явления окружающей действительности к категории личной ценности [12,].
В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).
По словам И. М. Поповой и В. Б. Моина, это «сложные обобщенные системы ценностных представлений» [13, с. 186].
По определению А. А. Ручки, «ценностная ориентация в определенном смысле представляет собой одобренный обществом диапазон целей и средств индивидуальной деятельности» [14, с. 31].
В самом общем понимании, как пишет И. А. Сурина, это установки личности на ценности материальной и духовной культуры; отражение в сознании людей ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; основа их социальной жизни, жизненных устремлений и профессиональных амбиций [15, с. 559].
В научной литературе ценностная ориентация также определяется как «…устойчивое, социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [16, с. 237].
В представлении М. Ю. Кузьминова ценностные ориентации включают «…общую направленность интересов в определенные сферы жизнедеятельности, объединенных жизненными принципами, идеалами, «концепцией жизни» [17, с. 5].
По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.
Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.
Литература:
- Любимова Т. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. — М., 1970.
- Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — Т. 1. — М., 1965.
- Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.
- Водзянская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. — 1968. — № 2.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1989.
- Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
- Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
- Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
- Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
- Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. – № 5.
- Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. — 2006. Т. 27. — № 1.
- Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ — Х классов: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 1990. — 26 с.
- Попова И. М., Моин В. Б. Сознание и трудовая деятельность. — Киев, Одесса, 1985.
- Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.
- Сурина И. А. Социология молодежи: Энцикл. словарь. — М., 2008.
- Человек и его работа. — М.: Мысль, 1966.
- Кузьминов М. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: Автореф. канд. дис. — М., 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, ценность, ценностная ориентация, социальная психология, установка личности, поведение, отношение, окружающий мир, компонент структуры личности, группа личностей.
Ценностные ориентации — это… Что такое Ценностные ориентации?
1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующие содержательную сторону направленности личности;2) составляющие высших уровней в диспозиционной структуре направленности личности; диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности человека относительно объектов и явлений высокой социальной значимости, относительно ценностей различных социальных общностейобщечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др. Высший уровень Ц. о. составляют мировоззренческие, определяющие самую общую ценностную направленность познавательной, духовно-практической и практической деятельности человека, его высшие цели жизни. При поиске и в особенности при решении вопроса о смысле жизни (в какой-либо форме обыденной или философской, научной или религиозной) происходит интеграция отдельных мировоззренческих Ц. о. в соответствующее по форме, относительно целостное мировоззрение, обладающее собственной, в том числе иерархической структурой. Наиболее конкретной из мировоззренческих Ц. о. является, по-видимому, отношение человека к своей собственной жизни. Этот иерархически «низший», наименее обобщенный элемент мировоззрения является одновременно и иерархически «высшим», наиболее обобщенным элементом жизненной позиции человека системы его Ц. о. по отношению к основным сторонам своей жизнедеятельности и жизненной ситуации в целом. Когнитивную подсистему Ц. о. составляют все ценностные представления человека. На уровне мировоззрения к ней относится миропонимание человека совокупность его взглядов на мир, общество и самого человека, его место в мире и обществе. На уровне жизненной позиции к когнитивной подсистеме Ц. о. относятся ценностные представления человека о своей жизни какова она, какой должна быть, к чему в ней стремиться, как, для чего и ради чего стоит жить и т. п.
Эмотивную подсистему Ц. о. составляют относительно устойчивые чувства человека к объектам Ц. о. На уровне мировоззрения к ней относится мироощущение человека, его эмоционально-ценностное отношение к миру и к своим связям с ним, наиболее обобщенные и абстрактные из его высших чувств нравственные, эстетические, интеллектуальные, политические, религиозные. На уровне жизненной позиции к эмотивной подсистеме Ц. о. относится жизнеощущение человека, те чувства, которые он испытывает к тем или иным сторонам своей жизни, ее изменениям и условиям.
В социологии изучаются распределения Ц. о. в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных Ц. о., а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. С этой целью обычно выделяются Ц. о. на основные сферы самореализации человека (труд, семейную жизнь, общественную активность, образование, самодеятельное творчество, общение, отдых, развлечения), на материальные условия его жизни (состояние здоровья, окружающей среды, жилищных условий, материальной обеспеченности и т. п.) и на ее социальные условия (общественное признание, вертикальная мобильность, развитие способностей, личная независимость, личный покой и т. п.), на определенные социально-нравственные характеристики собственной деятельности человека (на ее соответствие, например, требованиям долга, чести, совести, справедливости, вежливости, практичности выгодности и т. п.), его отношений с разными категориями окружающих людей (родственниками, друзьями, товарищами коллегами, земляками, соплеменниками, единоверцами и т п) В социологических исследованиях обычно фиксируются когнитивные компоненты Ц. о., включающие иногда когнитивные отражения их эмотивных компонентов (по самооценкам респондентов). Сами эмотивные компоненты Ц. о. в эмпирических исследованиях пока определяются редко. (См. Диспозиции.)
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — это… Что такое ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ?
важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся Ц. о. образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойяивость личности, преемственность определ. типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого Ц. о. выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию лияности. Осн. содержание Ц. о.— политич., филос. (мировоззренч.), нравств. убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравств. принципы поведения. В силу этого в любом обществе Ц. о. личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ц. о. действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития Ц. о. связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравств. и утилитарного порядка. Развитые Ц. о.— признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Это — призма восприятия не только внешнего, но и внутр. мира индивида, обусловливающая связь между сознанием и самосознанием, психологич. основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности Ц. о. в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной лияности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц. о. обусловливает такие качества лияности, как цельность, надёжность, верность определ. принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в Ц. о. порождает непоследовательность в поведении; неразвитость Ц. о.— признак инфантилизма, господства внеш. стимулов во внутр. структуре лияности, непосредств. воздействия объекта стремления на потребность. В социологии изучается распространённость Ц. о. и сила их мотивационного воздействия в массовом сознании. С этой т. зр. выделяются Ц. о. на труд, семью, образование, обществ. деятельность и иные сферы самоутверждения индивида. При этом наиболее часто встречающаяся методологич. ошибка — фиксация распространённости Ц. о. без учёта силы их мотивационного воздействия, которая обусловлена «глубиной залегания» той или иной Ц. о. во внутр. структуре личности. Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Человек и его работа, М., 1967; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, Л., 1968; Дpобницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Дилигенский Г. Г., Проблема теории человеч. потребностей, «ВФ», 1976, № 9; 1977, № 2; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, Л., 1979.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Ценностные ориентации — это… Что такое Ценностные ориентации?
— а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения. В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство. В целом ряде экспериментальных исследований, выполненных в основном в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский) однозначно показано, что в группах разного уровня социально-психологического развития частота совпадения позиций, мнений, точек зрения членов сообщества по поводу значимых обстоятельств жизнедеятельности группы не просто различно, но и нередко имеет прямо противоположные основания. Если в группах высокого уровня социально-психологического развития подобное совпадение не связано с нивелировкой мнений и не мешает полноценному личностному самоопределению индивида в группе, то в корпоративных группировках ситуация, как правило, обратная. Что касается диффузных сообществ, то здесь чаще всего можно наблюдать самый широкий разброс позиций, порой и прямо противоположных. Для экспериментального исследования уровня ценностно-ориентационного единства в конкретных контактных группах создана и широко применяется в отечественной социальной психологии специальная методика определения степени ценностно-ориентационного единства. Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений»1.
Хотя было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической «сумме ценностей» ее членов, тем не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в известной (а если речь идет о высокозначимых, с точки зрения идеальной представленности в сознании других членов сообщества, то и в достаточно существенной) степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.
Как показано в исследованиях отечественных психологов, личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Так, в частности, Е. И. Головаха отмечает: «Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей». В данной связи стоит особо отметить, что индивидуальные ценностные ориентации играют роль механизма, повышающего «фрустрационную толерантность» личности, поскольку, «если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент “кризиса нереализованности”». С другой стороны, «если … намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Это механизм — по мнению Е. И. Головахи — действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем — семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций»2.
Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.
На основе анализа поведенческих стратегий, избираемых испытуемыми, участвовавшими в многочисленных экспериментах, построенных на играх с ненулевой суммой, таких как «Дилемма заключенного» и «Дальнобойщики», Мак-Клинток и Либранд пришли к выводу о том, что «индивиды, как правило, демонстрируют одну из трех ценностных ориентаций, или стратегий во взаимодействии с другими людьми.
Сотрудничающие индивиды заинтересованы в максимизации совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером.
Соперничающие индивиды ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей в сравнении с выигрышами партнера. Они стремятся превзойти своего партнера.
Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера»1.
Понятно, что если гипотеза о трех типах ценностных ориентаций, связанных с социальным взаимодействием, и верна, то как собственно личностные ценностные ориентации, так и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. При этом в группах низкого уровня развития будут наиболее часто и отчетливо проявляться доминантные поведенческие стратегии, обусловленные индивидуальными ценностными ориентациями членов, в то время как в группах высокого уровня развития на первый план в этом отношении выходят именно групповые ценности и нормы.
С точки зрения социально-психологической практики, ценностные ориентации каждой конкретной группы представляют бесспорный интерес в собственно содержательном плане, прежде всего, для определения просоциальной либо асоциальной направленности данного сообщества. И все же наиболее значима проблема групповых ценностных ориентаций именно при определении уровня развития группы и, в частности, такого его показателя, как уровень групповой сплоченности.
Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею, «…а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям». При этом, как отмечает Г. М. Андреева, «несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжения в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов»2.
Следующий принципиальный шаг в изучении ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы связан с концепцией деятельностного опосредования А. В. Петровского. По мнению Г. М. Андреевой, «существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т. е. переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности»1.
Практический социальный психолог при решении вопроса об уровне социально-психологического развития конкретной группы или организации должен помнить, что степень межличностной сплоченности является одним из определяющих показателей того, с каким типом общности он имеет дело.
* * *
— особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития.
Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости для нее и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения.
* * *
идеологические, Политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности.
* * *
основания оценок индивидом окружающей действительности и ориентации в ней. Ср. личностный смысл.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Жучкова Е.А.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
г. Пенза
[email protected]
Ценностные ориентации и ценности личности всегда являлись одним из важных объектов исследования социологии. Большой вклад в изучение ценностных ориентации молодежи был внесен работами таких известных социологов как В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Волков, и многие другие.
Наиболее полную теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятие «ценностные ориентации» получило в работах В. А. Ядова. Под ценностными ориентациями В.А. Ядов понимал «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения». В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По мнению В. А. Ядова именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [1].
По мнению А.Г. Здравомыслова ценностные ориентации это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека » [2].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна ценность это значимость для человека что-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения. Он считал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [3].
Ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Таким образом, формирование ценностных ориентаций тесно связано с развитием личности и ее направленности.
В целом, ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
В современных условиях, учитывая изменения, происходящие в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Следует отметить, что новая ценностная система российского общества только начинает свое становление. О важности возрождения и укрепления ценностей говорится в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года): «Развитие человека, создание условий для реализации его способностей – ради этого, в конечном счёте, должно работать государство и его институты, на это должна быть нацелена экономика». В.В.Путин в своем послании Федеральному собранию отмечал, что такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надёжность, в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими».
Особенно это высказывание касается молодежи, ведь она своего рода социальный аккумулятор тех изменений, что происходят в обществе, а потребительское отношение к жизни, бездуховность порождают у молодого поколения безразличие к себе и другим, апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в современных условиях. В молодости человек достаточно легко приобретает основные знания, умения и навыки.Если рассматривать жизненные циклы жизнедеятельности человека, то в молодости человек ставит цели, строит жизненные планы на получение образования и получение профессии, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он для достижения поставленных целей, осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает достигнутое и пережитое.
Становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — М.: ЦСПиМ, 2013.
2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1996.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2001.