Что такое личность с точки зрения психологической науки :: SYL.ru
В психологической науке рассматривается, что такое «личность», «индивид», «индивидуальность» и «человек». Все эти категории связаны друг с другом, хотя и описывают субъект в разных плоскостях, выделяя его различные свойства и качества. Под термином «человек» понимается существо, воплощающее самую высокую стадию развития жизни. Данное понятие описывает субъект в разрезе его общественной и исторической деятельности. Человек рассматривается в качестве системы, в которой нерасторжимое единство образуют физическое и психическое, природное и социальное, генетически обусловленное и сформированное в процессе жизнедеятельности. Психологи включают в понятие «человек» его физическое тело, организм, индивидные характеристики, индивидуальность, свойства и установки личности.Что такое личность, индивид и субъект деятельности? В чем их различия?
Понятие личности, индивидуальности и индивида взаимосвязаны, но каждое имеет свою специфику. Третий термин включает в себя несколько определений. С одной стороны, он рассматривается как конкретное природное существо, имеющее родовую принадлежность, как биологический представитель вида Homo sapiens. С другой стороны, индивид может пониматься как социальное, применяющее орудия труда, как единичный образец человеческой общности. Человек обладает рядом индивидных особенностей: возрастными и конституциональными особенностями, половым диморфизмом, нейродинамическими свойствами головного мозга, функциональной мозговой асимметрией, органическими потребностями и психофизиологическими функциями. Интеграция индивидных качеств человека обуславливает задатки субъекта и его темперамент.
Что такое личность? Это понятие также имеет различные толкования. Личность может рассматриваться как субъект сознательной деятельности и отношений в социуме. Она выступает как результат онтогенетического развития индивида. Именно им рождается человек. А личностью он может стать только во время жизни и деятельности в обществе. При рассмотрении вопроса о том, что такое личность, отмечается: человек, достигший определенного возраста и вступающий во взаимоотношения с другими людьми, может быть личностью. Главная его черта, отличающая его от других биологических существ, – наличие сознания, высшей формы психического отражения реальности. В психологии рассматривается еще одно важное понятие, характеризующее человеческое существо как носителя сознания, способного к целенаправленной активности – субъект деятельности. Под этим термином понимается индивид, наделенный уникальными индивидуальными и социально-психологическими характеристиками, занимающий определенную нишу в обществе и выполняющий какую-либо общественно-полезную работу. Субъект деятельности наделен способностью формирования целенаправленного поведения.Что такое самоопределение личности и индивидуальность?
Личность развивается в процессе социализации и имеет свой собственный интегральный способ активности – самоопределение. Это сознательная предприимчивость субъекта по формированию, выявлению и отстаиванию собственной позиции в различных ситуациях, не имеющих нормативных решений. Самоопределение личности представляет собой не набор каких-то локальных, ситуативных решений, а базовый способ реагирования на различные жизненные обстоятельства. Индивидуальность рассматривается психологами как глубинное изменение человека, как совокупность индивидных качеств, свойств субъекта деятельности и приобретенных в процессе жизни в обществе личностных характеристик. Она выступает как система физиологических, психических и социальных особенностей человека, являющаяся уникальной, неповторимой и своеобразной. Она проявляется в свойствах его темперамента, привычках, особенностях характера, установках, способностях.«Личность – человек как носитель сознания»
«Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях»
Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти
за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу
деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Личность – социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.
Именно в процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Факторы
социализации, формирования
и развития личности
Факторы социализации, формирования и развития личности — Мегаобучалка
Методы исследования в современной психологии.
Использование психологических методов в педагогической практике
Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога.
Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Педагогам необходимо отчетливо представлять особенности каждого метода, чтобы активно их использовать в своей профессиональной деятельности. В психологии выделяют четыре группы методов исследования.
Организационные методы.
Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности.Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.
Биографический метод – это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
Общее понятие о личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Разработка личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Одна из центральных проблем в психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.
Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект». В житейской практике нередко допускается смещение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности.
Человек– это представитель вполне определенного биологического вида, отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говоритьи принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило — и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», показывающим отличие человека от всех других людей.
Индивидуальность– своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Лекция 8. Психология личности
Цель:Рассмотреть личность как совокупность устойчивых психологических качеств человека.
План:
1. Общее представление личности.
2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
3. Структуры личности.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, коллектив, лидер
Наряду с понятиями «человек», «личность», в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других свойства.
Итак,личность — это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередьиндивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Аиндивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Человек как вид, — это представитель вполне определенного биологического вида отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физического и психического развития.
Индивид — это человек как целостный неповторимый представитель рода, с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающейся определенным видом деятельности, осознающей свое отношение к окружающим и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии, характеризуется:
1. Развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированных на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
2. Наличием «Я образа», — системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, который обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживается в его самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.
3. Активностью — стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки волевых притязаний.
4. Направленность — система мотивов, потребностей.
5. Свойствами, качествами, способностями и т.д.
Индивидуальность — это своеобразие психики личности индивидуума и ее неповторимость, проявляется в чертах темперамента и характера, а также в потребностях, деталях и т.д.
1. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
Социогенетический | Биогенетический | Психогенетический |
Ø Теория социализации Ø Теория научения Ø Теория ролей | Ø Психодинамическая ориентация Ø Когнетивистская ор. Ø Персонологическая ориентация. |
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно этой теории, человек рождаясь биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Теория научения: жизнь личности, ее отношение, есть результат подкрепляемого научения.
Теория ролей: Исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей) определяемых ее статусом.
Биогенетический подход: ведущую роль отводит биологическим процессам созревания организма, считая, что основные психологические свойства человека, заложены в самой природе человека. Закон «рекапитуляции», согласно этому закону, индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества. Данный подход рассматривался представителями конституционной психологии. Эрнст Кречь, — разрабатывал проблемы типологии личности, на основе телосложения человека, считая, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать связь. З. Фрейд считал, что поведение личности обусловлено бессознательным биологическим влечением (инстинктом). Данный подход не отрицает значение биологии и среды, но на первый план выдвигает развитие собственных признаков.
Психогенетический подход. Представители, объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечение и другие внерациональные компоненты психики.
Представители когентивисткой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности.
Персонологическая ориентация и ее сторонники акцентируют внимание на развитие личности в целом.
Рассмотрим структуру личности.. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Обо всех этих структурных составляющих личности будет идти подробный разговор в следующих лекциях, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.Эмоции и мотивация — это соответственно переживания и побуждения к деятельности, асоциальные установки — убеждения и отношения людей.
Обрисовав в общих чертах сущность личности, мы можем перейти к рассмотрению некоторых мифов о ней.
Существует известный психологический тест под названием «Кто я?» [175]. От человека требуется за пять минут написать на листочке бумаги как можно больше характеристик, дающих ответ на вопрос «кто я?». Эти характеристики представляют собой интереснейший материал для анализа того, что видит человек в самом себе (изнутри) и каким он видит себя (извне). Отталкиваясь от этих самоописаний, чрезвычайно удобно будет рассмотреть «из чего состоит» личность.
Довольно часто встречаются предельно общие характеристики: кто я? – «человек», «личность». Нет сомнения в том, что человечество принципиально едино и люди едины, то есть всех их связывает между собой общая человеческая сущность, человеческая природа, принадлежность человечеству, и это более существенно, чем то, что их различает, разъединяет. Любой человек может сказать другому человеку знаменитую киплинговскую фразу: «Мы с тобой одной крови — ты и я».
Встречаются и, наоборот, характеристики сугубо индивидуальные. В анализ такого рода характеристик мы не будем вдаваться: написать на любого человека подробную характеристику, включающую множество его индивидуальных черточек очень легко, а систематизировать эти черточки гораздо труднее.
Исходя из целей, которые были сформулированы в самом начале данного раздела, прежде всего следует сосредоточиться на том, что объединяет людей между собой и что их одновременно различает, то есть на каких-то общих характеристиках, которые присущи не всем, но более чем одному человеку.
Из такого рода характеристик прежде всего следует назвать типологические «ярлыки». Клеить на себя и на других ярлыки — это один из наших самых любимых способов познания личности. В самоописаниях это один из любимых способов ответа на вопрос «кто я?», а в обыденной жизни — на вопрос «кто ты такой?». Когда мы описываем себя и других с помощью таких ярлыков, мы относим себя и других к каким-то типам.
С типологиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Приведем несколько примеров. Скажем, нозологический подход в психиатрии относит людей с теми или иными признаками психических аномалий к типам невротиков, психопатов, шизофреников и т. д. Астрология описывает «львов» и «близнецов», «стрельцов» и «водолеев», а также «крыс», «петухов», «собак», «драконов»…
Еще один вариант типологий характерен сейчас для нашей общественной и политической жизни: «левые» и «правые», «радикалы» и «консерваторы», «экстремисты» и «прагматики» и т. д. Наконец, надо вспомнить господствовавшую в педагогической и психолого-педагогической литературе, особенно в 60-70-х гг., но бытующую кое-где и по сей день типологию школьников, студентов по «направленности» их личности. Она различает «индивидуалистов» и «коллективистов»; иногда еще выделяется дополнительно «деловой» тип направленности.
Итак, отнесение человека к определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т. д. Оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации — возьмем ту же нозологию в психиатрии — тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые я называл, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности не несут.
И второй вывод, который можно сделать из сказанного: если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию, — это путь познания личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению.
Задания для СРС:
- Тезисы основных теорий личности в психологии.
- Презентация по различным теориям личности
Литература:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д,2005.-672 с (электронный вариант).
2. .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-Спб.: Питер, 2004.-583 (электронный вариант)
3.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. -М., 1988 (электронный вариант).
Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Теории личности
Общее представление о личности
Факторы социализации, формирования и развития личности
Современные теории личности
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Подходы к изучению личности в отечественной психологии
Структура личности
Формирование и развитие личности
Общее представление о личности
Проблема личности – одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии и т.д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте изучения. Так, личность в педагогике – это объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. В философии личность выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимае-мого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт обществен-ного развития и включения индивида в систему социальных отношений посред-ством деятельности и общения. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения.
Личность в психологииизучается различными отраслями психо-логической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.
Разработка личности в общей психологиинеобходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоцио-нально-волевых процессах. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей ее возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявле-ний, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуаль-но-психологических особенностей личности и различиях между людьми.
Социальная психологиявыводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общнос-тях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.
Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность». В житейской практике нередко допускается смещение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности (рис. 1).
Человек как вид – это представитель вполне определенного биоло-гического вида (вида живых существ), отличающийся от других живот-ных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Человек – понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, юность, взрослость, старость.
Рис. 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»
Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются в течение жизни, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколе-ниями. Никакой личный опыт не может сформировать логическое мышление и системы понятий человека. Участвуя в различных формах социальной деятель-ности, человек развивает в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.
Индивид– человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпо-сылки развития личности и индивидуальности. В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило — и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, исполь-зующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Понятие «индивид» не следует смешивать с противопо-ложным по значению понятием «индивидуальность», показывающим отличие человека от всех других людей.
«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологически истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин «индивидуум». Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. Характеризуя личность, также имеют в виду целостность, но такую, которая рождается в обществе.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психология, психофизиология, онтопсихофизиология.
Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.
Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предмет-ной деятельности человека составляет труд, и поэтому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и поэтому человек предстает каксубъект познания.В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качествесубъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают общая и генетическая психология, психология познания, труда, творчества.
Субъектность – это способность человека к тому или иному целепо-лаганию и соответствующей поставленным целям активности.
Эти цели могут быть ситуативными, в интересах текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям ставит человек и осуществляет действия по их достижению, тем более развита, социальна и социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоцио-нальной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личнос-ти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенст-вующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
При всей разносторонности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповто-римость», сколько с понятиями «самобытность» индивида, его способность быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Именно на уровне индивидуальности становятся возможными наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, собственно личности и субъекта деятельности.
Личность– это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществен-ных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Личность – это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенст-вование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возмож-ностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реаль-ном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, ин-тересов, идеалов, убеждений и т.д.;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Личность – социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. Именно в процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Личность, ее структура и проявления Общее представление о личности
Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.
Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования1.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних (субъективных), характеристик.
В социодинамических теориях главная роль отводится внешней ситуации и не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем фактов.
Неэкспериментальными называют теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения, опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Главной проблемой структурных теорий является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называются теории, основная тема которых – преобразования, изменения в развитии личности, т.е. ее динамика.
3.3. Что есть личность с психологической точки зрения?
Личность есть синтез психических процессов индивида. Возникает личность из индивидов (особей), которые как таковые еще не отличают себя от стада, и представляет собой продукт определенной степени развития социальных отношений, т.е. продукт определенной фазы формирования цивилизации.
Центр личности, ее содержание, по Овсянико-Куликовскому, образуют ее индивидуальные признаки, а также их специфическое конкретное сочетание: особый физиологический строй, темперамент, нравственность, волевые качества, личные особенности характера, вкусов, проявлений чувств, стремлений, умственные способности. Все это составляет ядроличности.
Это ядро, центр, эту точку окружают концентрически разные факторы и формы влияний, которые воздействуют на индивидуальное ядро личности.
«Если, выражаясь фигурально, произвести поперечный разрез личности, то такой разрез обнаружил бы ряд концентрических кругов» [1, 51), расположенных ближе или дальше от центра, ядра личности.
Самый широкий, самый дальний от этого ядра – круг национальный(признак, совокупность признаков).
Более узкий, более близкий к «ядру» личности – круг исторически-сословный(т.е. совокупность признаков, связанных с социальнымпроисхождениемличности: это может быть дворянин, потомок бояр, князей или крестьян и т.п.).
Еще ýже – круг современных классовых отношений(т.е. человек может бытьпо происхождениюдворянином, но в то же время фактически, «по жизни», являться «типичным для современности буржуа-капиталистом»). Или революционером. Ср. капиталиста и по происхождению и по роду профессиональных занятий Энгельса, дворянина по происхождению – профессионального революционера Ульянова-Ленина и т.п.
Далее – круг профессиональный, т.е. принадлежность к людям определенной профессии («долго служил по выборам и усвоил типичные черты земского деятеля» [1,51]).
Наконец, «круг из черт местных (типичный провинциал или типичный москвич)», москвич или петербуржец и т.п.
«Таких «кругов» у одного может быть больше, у другого меньше; одни из них представляются неяркими, малозаметными, другие – гораздо ярче, устойчивее и сохраняют свое значение при всевозможных переменах в судьбе человека»[1, 51] (например, национальные или некоторые наследственно-сословные, допустим, связанные с происхождением из среды духовенства и т.п.).
По мере удаленности от центра личности эти «круги различаются»:
а) по степени воздействияна личность: наименьшее – национального, большее – социального, еще большее – профессионального и т.д.;
б) по нравственномусодержанию: чем дальше круг от центра, тем меньше в нем нравственных признаков, нравственного содержания, тем безразличнее он для оценки нравственных качеств личности. «Не все, но огромное большинство этих форм должны быть признаны с этической стороны безразличными и нравственной оценке на подлежат» [1,52].
Так, национальность с точки зрения нравственной оценки практически нейтральна. Ближе к ней – профессиональная: так, некоторые профессии изначально считаются нравственными (медицина, образование), другие – изначально безнравственными (ростовщичество, воровство, проституция и т.д.).
Так что с этической точки зрения большинство этих «кругов» безразличны. Но чем ближе «круг» к центру личности, тем больше содержит в себе нравственных влияний.
Итак, личность схематически можно представить – если в плоскости – как ряд концентрических кругов вокруг ядра – содержания личности, ее индивидуальности. А если объемно, то личность – шар, сфера, ядро которой окружено и находится под воздействием концентрически расположенных друг над другом пластов. «Все окружающие эту точку концентрические круги форм, как обручами, сжимают и скрепляют личность. Они-то и объединяют ее, они вносят чрезвычайно важный вклад в дело организации личности, в дело создания ее синтеза» [1, 52].
Такая модель дает основания для разграничения собственно психологических и социально-психологических факторов и позволяет исследовать их взаимосвязь. Так, если связать ее с изложенной выше системой классификации чувств, то ближе всего к центру личности оказывается тот круг, который связан с чувствами – по классификации Овсянико-Куликовского – над-социальными, т.е. религиозным чувством и нравственным императивом. Поскольку они представляют собой синтез чувства и мысли, то они оказывают особо сильное воздействие на ядро личности, т.е. на индивидуальность человека. Религиозное убеждение или «голос совести» – это не просто чувство, а уже «скрытое суждение, чуть ли не силлогизм» [1, 56]. Поэтому они так сильны в своем регулирующем воздействии на проявления личности, направленность ее воли, на ее действия и поступки. «Голос совести говорит: ты должен поступать так-то и воздерживаться от таких-то поступков не потому, что это полезно или нужно кому бы то ни было, – тебе, другим, обществу, государству, – а потому только, что я, совесть, этого требую. Такое самоуправство, такой деспотизм совести свидетельствует прежде всего о том, что она – инстинкт. И в этом отношении она является деспотом не больше, чем другие инстинкты, например, половой. Но она по существу отличается от других тем, что она отнюдьне слепа, не иррациональна, как другие: это – единственноумный, сознательный,рациональныйинстинкт, который знает, какой высшей цели он служит, для чего властвует, во имя чего одобряет, порицает, терзает человека. Совесть ясно дает понять, что она стремится к тому, чтобы человек былличность, а не только особь, и, поверх всяких групп, в которые он входит, становился участником чистой человечности…Поверх социальностизавязаны иные отношения человека к человеку, определяемые формулою: человек человеку должен быть не средство, а цель. Эта формула и естьнравственный закон» [1, 63-64].
Таким образом, в структуре личности Овсянико-Куликовский различает: а) ФОРМУ личности – признаки национальные, классовые, социальные, профессиональные; они в этическом отношении безразличны и нравственной оценке не подлежат или же подлежат в незначительной степени; б) СОДЕРЖАНИЕ личности: то, что относится к ее ядру, и наиболее близкие и наиболее сильно определяющие ее «круги», прежде всего круг над-социальных (религиозных и нравственных) чувств и убеждений.
Такова теоретическая модель психологического состава личности, с точки зрения которой Овсянико-Куликовский анализирует особенности личности писателя, героев его произведений и т.п. Это – отправная точка и методологическая основа его психологического анализа литературных явлений. Чтобы понять литературоведческие работы Овсянико-Куликовского, скрепляющую их психологическую концепцию, нужно учитывать его трактовку проблемы личности – проблемы, которая составляет фундамент его литературоведческих построений: анализа произведения, творчества писателя, историко-литературного процесса как процесса смены психологических типов личности в литературе разных периодов и этапов развития (название главного его труда – «История русской интеллигенции» – вызвано как раз проходящей сквозь него центральной идеей о смене различных психологических типов личности литературных героев Х1Х века в произведениях разного времени – от Грибоедова до Чехова).
Однако уже изложение психологической концепции Овсянико-Куликовского отчетливо показывает, что она по отношению в искусству слова является, так сказать, достаточно внешней и к тому же априорной. Многие, почти все из упомянутых выше проблем (например, проблема национального и социального, проблема различия сфер мысли и чувства и др.) затрагивались и Потебней, но всегда и исключительно только в связи с анализом явлений языка, мифологии, фольклора и литературы, только на основе их исследования и только во взаимосвязях психологических проблем с филологическими. Потебня шел скорее от слова и произведения к психологии, а Овсянико-Куликовский скорее, наоборот, проецировал психологическую проблематику на материал литературы. Так что он действительно шел от Потебни в своих литературоведческих трудах, но именно от, порою весьма далеко удаляясь от идей и методологии своего учителя, а вместе с этим и от структуры слова и произведения литературы к выделенным, абстрагированным из них структурам психологическим (характер как таковой, психологический или социально-психологический тип и т.п.).