Психологическая адаптация человека
Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям. Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно. Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.
Проявление и способы психологической адаптации
Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.
Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей. Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму. Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.
Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.
Способы психологической адаптации:
Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.
Формирование реакции. Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее. Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.
Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает. Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.
Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе. В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.
Инсайт. Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной. Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.
Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.
Адаптационные расстройства личности
Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.
Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.
Варианты адаптационного расстройства человека:
Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет. Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;
Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;
Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;
Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.
Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины. Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.
Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.
Психологическая адаптация
Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.
Психологическая адаптация
- Адаптация
- это процесс приспособления к условиям существования.
Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.
Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.
На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности часто называют врожденными основами адаптивности.
Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер. Социальный буфер — это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.
Важный момент в процессе психологической адаптации — способность включать и менять социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.
В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.
Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.
Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.
- Социализация
- это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.
Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.
- Адаптация (adaptation)
- это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.
- Психофизиологическая адаптация
- это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
- Психологическая адаптация
- это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.
Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):
- как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
- как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.
В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
- Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.
Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.
- Социально-психологическая адаптация
- это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.
- Социальная уступчивость
- это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.
В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.
Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.
Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:
- Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
- Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
- Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.
Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.
Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.
Дезадаптивность личности выражается в ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.
Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.
Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.
Два вида адаптивной активности:
- адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
- адаптация с сохранением ситуации — приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
- успешным принятием решений,
- проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
- в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
- в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
- адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
- показатели личностной зрелости;
- показатели социальной зрелости;
- клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
- статистический критерий: адаптированная личность — личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
- социальный критерий — это социальная адаптация.
- Адаптационный потенциал
- это копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.
Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:
- подавляет,
- ущемляет,
- предъявляет требования,
- является источником конфликтов с другими.
Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.
Состояние активации — это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.
Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются — запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.
Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.
Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.
Компенсация
Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.
Литература:
- Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности — Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека — Л., 1988г.
- Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007г.
Адаптация (биология) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Адаптация.Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями, коадаптационными характеристиками внутренних органов и другими видовыми особенностями.
Приспособленность живых существ к естественным условиям внешней среды была осознана людьми ещё в античные времена. Вплоть до середины XIX века это объяснялось изначальной целесообразностью природы. В теории эволюции Чарльза Дарвина было предложено научное объяснение адаптационного процесса на основе естественного отбора.
Адаптации видов в рамках одного биоценоза зачастую тесно связаны друг с другом (одним из наиболее поразительных примеров межвидовой коадаптации является жёсткая привязка строения органов некоторых видов цветковых растений и насекомых друг к другу с целью опыления и питания). Если адаптационный процесс у какого-либо вида не находится в равновесном состоянии, то эволюционировать может весь биоценоз (иногда — с негативными последствиями) даже в стабильных условиях окружающей среды.
Философ Ю. Урманцев указывает на то, что по объёму и содержанию «адаптация» — понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное. Он обращает внимание на недостатки определений, предлагаемые энциклопедиями, а именно [1]:
- Тавтологичность и отсутствие указаний на существенные и специфические признаки, которые бы выделяли именно адаптацию ;
- Охватывание определением «адаптация», как правило, только одного (обычно медико-биологического) вида адаптации из, во много раз большего, числа существующих;
- Вызванное этим отсутствие корректного определения вообще, а тем самым и методологических указаний о возможных путях развития учения об адаптации.
Процесс развития жизни на земле предполагает наличие адаптации у организмов. Начинается эта адаптация с самых примитивных видов — приспособления к окружающей среде и к существующим условиям. Возникновение и выживание организмов возможно только при соответствии организмов окружающей среде. Выживают те организмы, которые вырабатывают лучшие формы своего сохранения. Их развитие, переход организмов на более высокую ступень обусловлены необходимостью адаптации. Таким образом, эволюция и адаптация суть процессы, неотделимые друг от друга.
Под адаптацией можно понимать так же способность любой системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя своё собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась [2]. Термин адаптация можно рассматривать в трех аспектах:
- Адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования — система адаптации;
- Адаптация как сам процесс приспособления адаптивной системы — собственно, адаптация;
- Адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации — адаптационные алгоритмы.
В более широком смысле, адаптациями в биологии называют возникновение и развитие определенных, конкретных морфофизиологических свойств, значения которых для организма связаны с теми или иными общими или частными условиями его абиотической и биотической среды.
Адаптация как адаптационный ответ[править | править код]
Адаптация как адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:
- На уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;
- На уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;
- На уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.
С учетом этого H. Hensel выделяет различные уровни адаптационных процессов [3]:
- Привыкание — начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора,
- Функциональную адаптацию — продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека,
- Трофо-пластическую адаптацию — дальнейшая ступень адаптационных процессов, не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма.
Главное содержание адаптации, по мнению Т. Пилат, — это внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение её внешних функций по отношению к среде. Если структура системы обеспечивает ей нормальное функционирование в данных условиях среды, то такую систему следует считать адаптированной к этим условиям. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. Организм клинически здорового человека с высокими адаптивными способностями обладает значительным потенциалом саморегуляции и самовосстановления. Для поддержания здоровья ему достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать принципы сбалансированного питания [4].
При этом, по мнению Ю. Малова, здоровье или норма — состояние относительно стабильное, но оно не может сохраняться в течение всей жизни, ибо в природе не существует абсолютно адаптированных к данной среде индивидов. Длительное пребывание в одних и тех же условиях всё же рано или поздно приведет к развитию какой-либо болезни, которая является механизмом элиминации индивида [5].
История представлений об адаптации в биологии и медицине[править | править код]
«Биологическая адаптивность и есть жизнь». Ганс Селье
В философских предпосылках[править | править код]
В античности Фалес Милетский, Парменид, Демокрит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Гален, Флавий Ренат Вегеций, а также позже Авиценна в том или ином виде замечали и указывали, что заболевания, поведение и некоторые другие виды психической деятельности зависят от внешних факторов, внешней среды окружающей человека.
Парацельс — считал, что все органические функции вызваны действием единого универсального «жизненного принципа». Если деятельность «жизненного принципа» внутри формы происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия (в том числе и внешние), такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.
Мишель Монтень писал: «Мы знаем по опыту, что на нас оказывает влияние воздух, климат, земля того места, где мы родились; причем они влияют не только на цвет нашей кожи, на наш рост, телосложение и осанку, но и на наши душевные качества. Люди меняют свой нрав, если их переселить в другое место, совершенно так же, как и деревья» [6].
В теориях эволюции[править | править код]
Тем не менее, научное обоснование идей адаптации разрабатывалось медленнее, чем философские воззрения и эмпирические знания на этот счёт и кардинально не менялось практически до 1809 года, когда французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк создал первое целостное учение об эволюции живой природы, основные идеи которого были изложены в «Философии зоологии».
На основе законов Ламарка сложилось направление, обычно называемое ламаркизмом или неоламаркизмом, а более точно эктогенезом — эктос — внешний (греч.), эктогенез — эволюция под действием внешних сил. В рамках этого направления эволюция рассматривалась как адаптивный процесс, основанный на всеобщем свойстве живых существ — «наследовании благоприобретённых свойств» (признаков). Следовательно, приспособленность рассматривалась как причина, а не результат эволюции. Единицей эволюции в рамках эктогенеза, является потомство родителей, которые передали своим потомкам результаты «упражнения или неупражнения органов», то есть череда поколений.
Дальнейшее развитие вопросы влияния внешней среды на человека получили в трудах английского естествоиспытателя, создателя теории эволюции Чарльза Роберта Дарвина. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой было показано, как развивались все виды живого, согласно выдвинутому им положению о «выживании наиболее приспособленных».
Дарвин рассматривал приспособление (адаптацию) лишь в качестве средства для выживания. Согласно дарвинизму, эволюция представляет собой процесс адаптации организмов к условиям окружающей среды, причем приспособленность организмов является результатом эволюции.
В физиологии[править | править код]
Во многом идеи К. Бернара получили продолжение в работах физиолога Ивана Петровича Павлова и американского ученого Уолтера Брейдфорда Кеннона.
Уолтер Кеннон, ввел в 1932 году в физиологию понятие гомеостаз считая, что постоянство внутренней среды организма поддерживается благодаря симпатической нервной системе и гормонам.
Категория поведения как особой формы саморегуляции жизни складывалась у И. П. Павлова (по образцу учения К. Бернара о гомеостазе), то есть об основных константах (давлении, температуре и др.), которые удерживают эту систему в стабильном состоянии в крайне неустойчивой внутренней среде. И. П. Павлов применил эту идею к взаимоотношениям организма с ещё более неустойчивой, непредсказуемой средой — внешней. Открытые им условно-рефлекторные механизмы служили достижению «уравновешивания» организма с этой средой.
Павловская трактовка рефлекса также имела четко выраженную гомеостатическую направленность и во многом базировалась на биодетерминизме К. Бернара, но не ограничивалась идеями гомеостаза. Известный американский физиолог Ч. Брукс отмечал: «Понятие об условном рефлексе предполагает появление длительных адаптивных изменений и даже включенность вегетативной системы» [7].
Связь с условным рефлексом[править | править код]
Условный рефлекс в трактовке И. П. Павлова, в первую очередь, — реакция адаптивного характера. И. П. Павлов уже в 1903 году в своей программной речи «Экспериментальная психология и психопатология на животных», на Международном медицинском конгрессе в Мадриде, впервые оповестил об открытии условных рефлексов, представив их как воплощение общебиологического закона приспособления организма к среде. В этом феномене, подчеркивал он, нет «ничего… кроме точной связи элементов сложной системы между собой и всего их комплекса с окружающей обстановкой». Он говорил тогда же: «К сожалению, мы не имеем до сих пор чисто научного термина для обозначения этого основного принципа организма — внутренней и внешней уравновешенности его» [8]. Через несколько десятков лет У. Кеннон изобрел этот термин, назвав «уравновешенность» гомеостазом. «Как часть природы, каждый животный организм представляет собою сложную обособленную систему, внутренние силы которой каждый момент, покуда она существует, как таковая, уравновешиваются с внешними силами окружающей среды. Чем сложнее организм, тем тоньше, многочисленнее и разнообразнее элементы уравновешивания. Для этого служат анализаторы и механизмы как постоянных, так и временных связей, устанавливающие точнейшие соотношения между мельчайшими элементами внешнего мира и тончайшими реакциями животного организма. Таким образом, вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды» [9].
И. П. Павлов и У. Кеннон, в своих работах переходили к поведению целостного организма, то есть к особому типу его взаимодействия со средой. Ведь и условные рефлексы, и эмоции страха и ярости, ставшие (наряду с болью и голодом) главным объектом направления кенноновских исследований, выступают в качестве реакций, которые носят особый интегральный характер. Они даны в системе «организм — среда» и не могут быть объяснены вне её. Это не значит, что великий принцип единства организма и среды действует в полную силу лишь с переходом к условнорефлекторным и эмоциональным регуляциям. Речь идет о различных формах реализации этого принципа. Он выступает на многих уровнях: молекулярном, энергетическом, химическом, а также на уровнях функционирования различных физиологических и психологических систем. В условном рефлексе как поведенческом акте задействован физиологический механизм (по И. П. Павлову — кора и ближайшая к ней подкорка), но он становится поведенческим только тогда, когда в нём представлены условия среды в виде различаемых мозгом внешних (средовых) раздражителей, играющих роль сигналов.
Множество операций, проведенных в кенноновской школе над животными, доказали, что внешне наблюдаемые признаки поведения, которые можно назвать эмоциональными, порождаются глубинными сдвигами в нейрогуморальных процессах. Эти сдвиги готовят организм к критическим ситуациям, которые требуют повышенной траты энергии, снятия усталости, предотвращения кровопотери и т. п. На одном из докладов о своих открытиях У. Кеннон сообщил, что благодаря выбрасываемому в кровь при сильных эмоциях адреналину в числе других его «мобилизационных» эффектов происходит увеличение в крови поступающего к мышцам сахара.
У. Кеннон в поисках нового языка для обсуждения эмоционального поведения нашёл его у И. П. Павлова. Поведение трактуется им в терминах рефлексов — безусловных и условных. Главная эмоция для У. Кеннона отныне не что иное, как безусловный рефлекс. Картина поведения таламического, лишенного высших нервных центров, животного свидетельствует, согласно У. Кеннону, в пользу положения о том, что эмоция в её внешнем выражении является сложным безусловным рефлексом. Кеннон писал: «Жизнь избегает грубых аритмичных, неуправляемых взрывов. Небольшие изменения, маленькие химические реакции при умеренной температуре дают организму сопротивляемость крепче стали и направляются с точностью и тонкостью, не свойственной технике термитов. В этом «великая мудрость организма» [10].
Саморегуляция[править | править код]
И. П. Павлов в общей форме выдвинул принцип саморегуляции при исследовании деятельности сердца и кровообращения, а позднее распространил его на деятельность организма в целом. В работе «Ответ физиолога психологам» (1951) он отметил: «Человек есть, конечно, система (грубо говоря, — машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного видения, единственная по высочайшему саморегулированию…». Помимо учения о высшей нервной деятельности, определившего «принцип нервизма» Павлов обратил внимание на ферменты назвав их «возбудителями жизни». По представлению И. П. Павлова (1949), «животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы на падающие на неё извне раздражения»[11].
Таким образом, английская мысль внесла идею адаптации к среде внешней, как задаче, непрерывно решаемой организмом, французская мысль — идею саморегуляции процессов в этом организме, а русская — категорию поведения как особой формы саморегуляции жизни, что прекратило длившиеся многие годы прошлого столетия споры между «нервистами» и «гуморалистами», представляющие ныне лишь исторический интерес.
Ганс Селье вводит в медицинскую практику термин стресс. Он писал: «я впервые „наткнулся“ на идею стресса и общего адаптационного синдрома в 1925 году» [12]. Каждую составляющую своего определения Селье пояснил так: общий — потому что к стрессу приводят факторы, которые, воздействуя на разные области организма, в итоге способны вызвать общую системную защиту; адаптационный — потому что это явление как бы закрепляется, приобретает характер привычки; синдром — потому что его отдельные проявления частично взаимозависимы [13]. Позже (в 1931-1932 г.) он назвал стресс неспецифической реакцией организма на любые раздражители. Представление о стрессе касается всех людей, больных и здоровых, преуспевающих и неудачливых, и всех сторон жизни. «Удалось показать, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма, сопровождает любую жизнедеятельность и соответствует в определённом смысле интенсивности жизни. Он увеличивается при нервном напряжении, телесных повреждениях, инфекциях, мышечной работе или любой другой напряженной деятельности и связан с неспецифическим защитным механизмом, увеличивающим сопротивляемость к стрессовым факторам, или „стрессорам“. Важной частью этого защитного механизма является повышенное выделение гипофизом так называемого адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, стимулирует выработку кортикоидов корой надпочечников.
Синдром стресса, или, иначе, общий адаптационный синдром (ОАС), проходит три стадии:
- „реакция тревоги“, во время которой мобилизуются защитные силы. Её биологический смысл заключается в том, что организм в кратчайшие сроки должен получить дополнительную, „аварийную“ энергию для того, чтобы максимально обеспечить условия для быстрого спасения от грозящей беды или даже гибели. Да, для организма это, безусловно, реакция энергозатратная — что для него в перспективе, конечно, плохо, — но иного выхода в данный момент нет. Ведь речь идет о спасении в целом.
- „стадия устойчивости“ отражающая полную адаптацию к стрессору. Крайне важно и то, что на этой стадии общие энергозатраты организма становятся меньше, чем на первой стадии: организм частично уже приспособился жить под давлением стрессирующего фактора — как бы отследил его. Если стрессирующий фактор действует сильно и длительно, то постепенно развивается следующая, третья стадия.
- „стадия истощения“, которая неумолимо наступает, если стрессор оказывается достаточно силён и действует достаточно долгое время, поскольку „адаптационная энергия“, или приспособляемость живого вещества всегда конечна» [14]. Результат на этой стадии — устойчивость организма к внешним воздействиям резко снижается. То есть база для возможного развития патологии на клиническом уровне уже создана.
По мере формирования устойчивой адаптации нарушения гомеостаза, составляющие стимул стресс-симптома постепенно исчезают, как и сам стресс-симптом, сыграв свою важную роль в становлении адаптации. Это состояние между стрессом (агрессией) и адаптацией служит доказательством того, что стресс сложился в процессе эволюции как необходимое неспецифическое звено более сложного целостного механизма адаптации. Полная свобода от стресса, как считал Селье, означала бы смерть. В 1982 году Селье определил стресс как совокупность стереотипных филогенетических запрограммированных реакций организма, которые вызываются любыми сильными, сверхсильными, экстремальными воздействиями и сопровождаются перестройкой адаптивных сил организма.[15].
По признанию Г. Селье, он заимствовал у И. П. Павлова очень многое. То, что Павлов трактовал с точки зрения нервной системы, он перевел на язык и термины гуморальной системы. Павлов указывал, что организм как целое непрерывно адаптируется к окружающей среде. Эту идею целостности и адаптации Селье почерпнул у Павлова, и это было положено в основу теории стресса. То, что внешние воздействия приводят только к расходу и исчерпанию адаптационных возможностей, в течение многих лет было убеждением Г. Селье, которое он лаконично формулировал как «wear and tear». Это убеждение основывалось на том, что он использовал преимущественно сильные патогенные воздействия.
Концепции о существовании генетически предопределённого потенциала роста берут начало от А. Вейсмана, который считал, что зигота обладает способностью осуществлять определённое и ограниченное число делений клеток, после чего развивающийся организма обрекается на старение и смерть. Немецкий физиолог и гигиенист Макс Рубнер (М. Rubner) (1854—1932) в связи с представлениями Вейсмана обосновал понятие о генетически предопределённом энергетическом фонде, который у всех видов млекопитающих, за исключением человека почти одинаков. Концепцию Рубнера и вытекающее из неё представление об онтогенезе, как о раскручивании пружины в заведенных часах, и развил «Селье в учении о стрессе и о предопределённом фонде „адаптивной энергии“, сравнивая его с банковым вложением, которое можно расходовать, но нельзя увеличивать». Во всех этих теориях речь идет о постепенном исчерпании некоего исходного потенциала (жизненной субстанции), приводящих живые организмы к состоянию равновесия. Развивая эти представления Ричард Перл пришёл к мысли, что старение и смерть — „расплата за преимущества“ какие дают специализация и дифференциация клеток у многоклеточных организмов, в отличие от практически бессмертных одноклеточных этими качествами не обладающими.[16].
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. … С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» [17]
В результате обработки многолетних наблюдений при сравнительном анализе популяций и групп, находящихся в различных экологических условиях (на Крайнем Севере и в средних широтах Сибири), А. Н. Горбанем и Е. И. Смирновой под руководством ак. АМН СССР К. Р. Седова получен вывод: наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами.
В типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Показано, что этот эффект группового стресса связан с организацией системы факторов, действующих на группу.
Если система факторов организована в соответствии с принципом Либиха (монолимитирование) то с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, снижается, растет сумма абсолютных величин коэффициентов корреляции и, в то же время, растет разброс этого облака — возрастают дисперсии.
Если происходит взаимное усиление давления различных факторов (синергичные системы), то, напротив, с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, растет, падает сумма коэффициентов корреляции. Дисперсии в то же время возрастают — так же, как и в предыдущем случае.
- ↑ (Ю. А. Урманцев — 1998 г.)
- ↑ Акофф Р., Эмерли Ф. — 1974 г.
- ↑ (Hensel H. — 1974 г.)
- ↑ (Пилат Т. Л., Иванов А. А. — 2002 г.)
- ↑ (Малов Ю. С.- 2001 г.)
- ↑ (цит. по С. 621. — Монтень М. — 1981 г.)
- ↑ (цит. по С.57. — Ярошевский М. Г. — 1995 г.)
- ↑ (цит. по С.57.Ярошевский М. Г. — 1995 г.)
- ↑ (цит. по С.22. — «Химия и жизнь». — № 3. — 1990г)
- ↑ (цит. по С.13 Залманов А. С. — 1991 г.)
- ↑ (цит. по С. 8. — Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. — 2002 г.)
- ↑ (цит. по С.68. — Селье Г. — 1987 г.)
- ↑ (Дербенёва Л. М. — 1999 г.)
- ↑ (цит. по С.71-72 Селье Г. — 1987 г.)
- ↑ (Никонов В. В. — 2002 г.)
- ↑ цит. по С.15. Аршавский И. А. −1982., С. 95 Аршавский И. А.- 1986 г.
- ↑ Селье Г., Стресс жизни.
- Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. — М.: изд-во «Сирин», — 2002. — 156 с.
- Ader Robert, Cohen Nicolas, Felten David, Psychoneuroimmunology: interactions between the nervous system and the immune system, Lancet 1995; 345:99-103
- Акофф Р., Эмерли Ф. О целеустремленных системах. — М.: Советское радио, 1974. — 272 с.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, −1975.- 477 с.
- Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, −1980. — 197 с.
- Аршавский И. А.Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, — 1982. 270 с.
- Аршавский И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов//Вопросы философии. — № 11. — 1986. — С. 95-104.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., «Наука», 1988. — 270 с.
- Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38–43.
- Бернар Кл. Лекции по экспериментальной патологии // Пер. Д. Е. Жуковского. М.; Л., 1937, с. 312—374.
- Бородюк Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде. М.: «Глобус», 1998. — 88 с.
- Воробьёв Р. И. Медицина по Дарвину// Химия и жизнь. — № 2. — 2001. — с.44-48.
- Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения/Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2002. — 272с
- Дербенёва Л. М. Интимная жизнь стресса// Химия и жизнь. — № 7. — 1999 г. — С.54-57.
- Калайков И. Цивилизация и адаптация, М.: «Прогресс», 1984.
- Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма М.: Наука, 1983. — 227 с.
- Козинец Г. И., Погорелов В. М. Консерватизм биологических процессов — стабильность кроветворения Клиническая лабораторная диагностика № 12, 1988.-С.21-32.
- Малов Ю. С. Адаптация и здоровье. Клиническая медицина № 12. — 2001.- С. 61-63.
- Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
- Монтень Мишель, Опыты. Книга третья. Изд-во «Наука». — Москва. — 1981. — 535 с.
- Сапов И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека. — Л.: Наука, 1984. — 146 с.
- Светуньков С. Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 1999. —177 с.
- Северцов А. С. Теория эволюции. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 380с
- Скулачев В. П. Эволюция биологических механизмов запасания энергии // Соросовский Образовательный Журнал. 1997. № 5. С. 11-19.
- Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация)//«Вопросы философии». — 1998. — № 12.
- Философские проблемы адаптации Под ред. Г. И. Царегородцева. М., «Мысль», 1975 277 с.
- Hensel H. Grundbegriffe und neuere Aspekte der physiologischen Adaptation,
Что такое адаптация в психологии
Самое простое определение термина «адаптация» будет звучать как «приспособление ради выживания». С развитием человеческого вида способность к адаптации у человека сформировалась сильная и всегда врожденная, без нее мы попросту не смогли бы выживать в современных условиях.
Человек достиг вершины эволюции благодаря тому, что организм и психика его могут приспосабливаться к окружающей среде и ее особенностям. Как физическая, так и психологическая адаптация – это способность человека приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Осуществляется она с помощью ряда физиологических и психологических особенностей, а также генетических факторов.
Классификация адаптаций выделяет:
- Биологическую (физиологическую).
- Психологическую.
- Этническую.
- Социальную.
Адаптироваться человек может как пассивно, ничего не предпринимая и просто привыкая к новым факторам, так и активно, выполняя определенные действия, направленные на достижение результата.
Физиологическая адаптация напрямую связана с рядом сложных химических процессов, происходящих в организме. Часто этот термин используется в повседневной жизни, когда мы говорим о смене климата или часового пояса.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
К примеру, когда человек отправляется на отдых в экзотическую страну, уезжая из заснеженной России, ему понадобится пара дней для того, чтобы организм адаптировался к резкой смене климата, температуры и других факторов. Это процесс обратимый – испытывая некоторый дискомфорт поначалу, человек постепенно привыкает и приспосабливается. Но по возвращении на родину ему приходится еще некоторое время адаптироваться к прежним условиям.
Если физиологическая адаптация – процесс, мало зависящий от воли человека, и он происходит по большей части сам собой, то психологическая адаптация – понятие более сложное. Это процесс преобразования, включенности и вовлечения в ту сферу, где оказывается человек.
Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?
Иными словами, это тоже приспособление, только в социальной среде. При перемене условий жизни или деятельности человек всегда испытывает стресс, ему необходима перестройка, трансформация, и этот процесс зависит от адаптивных способностей личности.
Раннее детство
Задача успешной социальной адаптации ребенка – это адекватное поведение и взаимодействие в социальной среде, гармоничное сосуществование с социумом и окружающим миром. Именно социальная адаптация детей является наиболее важным и наиболее сложным процессом, который неразрывно связан с формированием здоровой личности.
Если сам термин означает приспособление к новым условиям, то для ребенка новые условия – это абсолютно все, потому что он рождается и растет в безопасных условиях дома и семьи, а со временем вынужден выходить в социум – в детский сад, школу и так далее.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Для ребенка стадии адаптации – это наблюдение, взаимодействие и привыкание, поиск своего места в той или иной среде. Наблюдение является здесь важнейшим фактором, и если он будет упущен, то адаптация в новом коллективе будет болезненной и может не увенчаться успехом, что повлечет за собой страх, асоциальность и социофобию.
Также именно в детстве формируются механизмы адаптации личности, и от того, насколько успешно и гармонично будет адаптироваться ребенок к окружающей среде и социуму, зависит то, насколько разовьются его адаптивные способности, которые будут в дальнейшем определять качество жизни человека.
Ребенок, особенно в раннем возрасте, не способен к самостоятельной адаптации, и он испытывает большой уровень стресса, отрываясь от матери и от привычных, безопасных жизненных условий. Для того чтобы помочь ребенку привыкнуть к новым условиям и начать гармонично взаимодействовать в новом коллективе и в новых условиях, применяются различные методы:
1. Подготовка. Чем больше ребенок изолирован, тем ниже его адаптивные способности, и тем сложнее будет проходить процесс адаптации. Поэтому с ранних лет ребенку необходимо не только читать книги, но и рассказывать о жизни, ее устройстве, формировать модель здорового социального сценария, показывать примеры. Таким образом ребенок будет психологически подготовлен к переменам.
2. Демонстрация (наблюдение). Социокультурная адаптация – процесс не быстрый и не простой для несформировавшейся личности ребенка. Поэтому прежде чем поместить ребенка в новую среду, необходимо чтобы он с ней ознакомился, смог рассмотреть, изучить с безопасного расстояния, внутренне подготовиться и не чувствовать эту среду для себя опасной и неизведанной.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как родители влияют на своего ребенка?
3. Поддержка. Крайне важно поддерживать ребенка на первых стадиях, не оставлять его одного. Адаптация в коллективе или в новом месте сопряжена с рядом страхов, а родители являются для ребенка надежной защитой, и рядом с ними он чувствует себя в большей безопасности.
Например, впервые оказавшись на детской площадке, ребенок должен держать маму за руку, а затем постепенно отходить от нее на пару шагов, имея возможность в любой момент вернуться. Период адаптации может быть длительным, его нельзя форсировать, но и «затягивать» не следует, так как защитные механизмы детской психики могут взять верх, и ребенок не сможет находиться в коллективе один, без матери.
4. Благоприятная среда – наиважнейший фактор, без которого психологическая адаптация у ребенка не сможет состояться. Это логично: если человеку плохо на новом месте, он не захочет там находиться.
Если ребенка обижают в группе детского сада, он будет изо всех сил сопротивляться, так устроена его психология. Увлекательные игры, красивая и доброжелательная обстановка, здоровая среда –необходимое условие для того, чтобы ребенок адаптировался.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Все фазы адаптации маленького ребенка должны проходить без давления и без форсирования, с поддержкой и защитой взрослых, в благоприятных условиях. Детская психика не окрепла для преодоления стресса, поэтому чтобы не произошло нарушение адаптации, необходимо стараться создавать максимально благоприятные условия.
Подростки и социум
Социальная адаптация подростков – отдельное понятие, которому психология уделяет большое внимание, так как этот момент играет огромную роль в формировании взрослой личности. Период адаптации у подростков может быть продолжительным или коротким, и это зависит от множества факторов, прежде всего – от атмосферы в новой среде и от мотивированности самого подростка.
Подросток – личность с несформировавшейся, а также нестабильной психикой, он наиболее всего подвержен стрессам, а защитные механизмы подростковой психики невероятно сильны. Они проявляются в отрицании, отчуждении, агрессии.
При переезде на новое место, переходе в новый класс, вступлении в новый коллектив, при переменах в семье подросток должен адаптироваться, и в этом ему нужно помочь. От чего зависят уровни адаптации у подростков? Это ряд таких факторов:
1. Опыт – главный фактор, от которого зависит, как будут протекать этапы адаптации у подростка и как долго они продлятся. Чем ярче, активнее и насыщеннее жизнь подростка, тем сильнее его адаптивные способности, тем легче и гармоничнее будет протекать его социокультурная адаптация в новом месте или коллективе.
Если ребенок закрыт в четырех стенах, не выходит из дома и не общается со сверстниками, не путешествует и не посещает культурных, спортивных и других мероприятий, у него высокий уровень изолированности, физиология адаптации сильно ограничена, такому подростку будет трудно и болезненно.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
2. Психологический климат в семье. Как уже говорилось, социальная адаптация личности сильно зависит от поддержки близких.
Если в доме царит напряженная атмосфера, а подросток живет в постоянном стрессе и отчуждении, он не будет открыт окружающему миру, в нем не будут развиваться социальная активность и человеколюбие, а напротив, будут крепнуть страхи, защитные механизмы, агрессивность. Атмосфера в семье должна способствовать тому, чтобы подросток чувствовал себя защищённым, ощущал безопасность и был смелым, не боялся выходить в мир и был открыт к новому.
3. Самооценка играет огромную роль в социально-психологической адаптации личности подростка. Если он уверен в себе и адекватно воспринимает собственные личностные качества, то не будет испытывать чрезмерного стресса и дискомфорта при внедрении в новую среду.
Рекомендуем: Виды и причины агрессии
4. Фактор интеллекта редко учитывается при рассмотрение вопроса о формировании адаптации в психологии подростка, однако именно интеллектуальные особенности личности имеют большое влияние. Чем более интеллектуально развит подросток, тем выше его мотивация, самооценка и способность воспринимать новые обстоятельства адекватно и осмысленно.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
5. Мотивация и целеполагание. Всегда срочная и долговременная адаптация подростка нуждается в правильной мотивации. Если у человека есть конкретно сформированная цель, он мотивирован и способен на преодоление сопротивлений психики, страхов и защитных механизмов – в этом случае адаптация человека к окружающей среде происходит быстро и безболезненно.
У подростков существуют свои возрастные особенности адаптации, и это стоит учитывать как родителям, так и педагогам. Крайне важно формировать у ребенка живой интерес к окружающему миру, любознательность и жажду познания, это даст ему огромный стимул узнавать новое, а страх перед неизведанным будет отступать. Благодаря этому и механизмы адаптации подростка будут работать наилучшим образом.
Мир взрослых
Для взрослого человека понятие адаптации – привычное и часто актуальное, в связи с ним возникает масса жизненных противоречий, дискомфорт и стресс. Приспосабливаться приходится часто, но выходить из привычной зоны комфорта и подстраиваться под новые обстоятельства – сложно.
Стоит понимать, что от степени адаптации личности во многом зависит ее развитость, а сама по себе психологическая приспособляемость может выступать одним из механизмов личностного развития и роста. Факторы адаптации зависят от эмоционального интеллекта, степени осознанности, умения видеть сложные взаимоотношения в социуме, понимать и выстраивать социальные сценарии, гармонично в них взаимодействуя и находя свою роль.
Рекомендуем: Что значит: агорафобия?
Показателем адаптированности выступает ощущение внутреннего комфорта, спокойствия и гармонии, цель человеческой адаптации заключается в здоровом, гармоничном и психически стабильном существовании. Адаптационный период у человека может сильно варьироваться, так что наиболее правильный метод – это активная адаптация в новых условиях и социализация в новом коллективе. Активные способы могут быть такими:
- Работа над усилением эмоционально-волевых качеств.
- Определение зерна и причин стресса, работа над преодолением стрессового состояния.
- Постановка четкой цели, фокусировка на конкретных задачах, а не на дискомфорте.
- Подробное знакомство с новой средой, ее изучение, формирование заинтересованности.
- Укрепление эмоциональных связей, формирование дружелюбного, позитивного отношения к окружению, открытости к новому.
С любым дискомфортом можно справиться усилием воли, достаточно лишь желания. Поскольку самые разные формы адаптации свойственны человеку с рождения, то не стоит забывать, что каждому подвластно управлять этим процессом, облегчать его, делать осознанным и подконтрольным.
Стремление к комфорту, состоянию внутреннего спокойствия, чувству безопасности и гармонии с окружающей средой – это естественные и здоровые человеческие потребности, так устроена человеческая сущность. Преградой на пути к этим состояниям иногда встает стресс, форс-мажорные обстоятельства, резкая перемена окружающей среды, множество ситуаций, которые требуют от человека подстраиваться и приспосабливаться.
Если развивать в себе ряд навыков и качеств, способствующих усилению воли и развитию эмоционального интеллекта, такие вопросы, как адаптация и дезадаптация, если и будут тревожить, то редко и минимально. Автор: Василина Серова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Психологическая Адаптация — это… Что такое Психологическая Адаптация?
- Психологическая Адаптация
- Психологическая адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
Психологический словарь. 2000.
- Психологизм
- Психологическая Акустика
Смотреть что такое «Психологическая Адаптация» в других словарях:
психологическая адаптация — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение и лат. adaptare приспособлять Категория. Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ — приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни … Словарь терминов по психологическому консультированию
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к условиям социальной сферы … Словарь по профориентации и психологической поддержке
адаптация психологическая — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. адаптация психологическая … Большая психологическая энциклопедия
Адаптация психическая — Приспособление психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из её вариантов является социально психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную,… … Большая психологическая энциклопедия
адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с… … Википедия
Адаптация персонала — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Психологическая служба в органах прокуратуры — Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… … Энциклопедия современной юридической психологии
Адаптация — это… Что такое Адаптация?
— 1. в эволюционной теории — любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии — изменение системы отношений индивида в социально-психологическом и культурном плане, служащее цели приспособления к новой социальной среде; 3. в психиатрии — процесс сохранения, развития и накопления позитивных личностных и психических изменений, позволяющих пациенту сберечь или восстановить свою трудоспособность, межличностные отношения, самоуважение, репутацию и в конечном счёте вернуть себе способность существовать самостоятельно на доболезненном или несколько сниженном, но тем не менее удовлетворительном уровне функционирования. 4. в психологии — временные изменения в чувствительности органов чувств, её повышение или снижение.
* * *
– приспособление человека к окружающему миру.
Психоаналитическое понимание функционирования психики человека основывалось на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется внутренними механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия.
Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, появляются невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсации. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.
Помимо этого направления деятельности Я существует, по мнению З. Фрейда, другой путь адаптации. Со временем Я может найти иной путь приспособления к миру, дающий возможность удовлетворения влечений человека. Оказывается, можно вторгаться во внешний мир, изменять его и тем самым создавать такие условия, которые способны привести к удовлетворению. Поэтому перед Я возникает задача по определению наиболее целесообразного для человека пути адаптации, заключающегося или в сдерживании бессознательных влечений перед требованиями внешнего мира, или в поддержке их с целью оказания сопротивления этому миру. По инициативе венгерского психоаналитика Ш. Ференци (1873–1933) первый путь адаптации был назван в психоанализе аутопластическим, второй – аллопластическим. В связи с этим З. Фрейд привел в своей работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) следующее высказывание: «Сегодня в психоанализе это принято называть аутопластической или аллопластической адаптацией в соответствии с тем, происходит ли этот процесс посредством изменений собственной психической организации или изменением внешнего (в том числе и социального) мира».
Успешная адаптация к окружающему миру способствует нормальному развитию человека, поддержанию его состояния здоровья. Однако, как считал З. Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимаемым по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой адаптацией человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я.
Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем, чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением человека к окружающему миру.
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, включая Х. Хартманна (1894–1970), Э. Фромма (1900–1980) и других. Так, в работе австро-американского психоаналитика Х. Хартманна «Психология Я и проблема адаптации» (1939) данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящих человеком или в окружающей его среде (аллопластический способ адаптации), или в собственной психической системе (аутопластический способ адаптации), но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.
В книге американского психоаналитика Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941) ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация – это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация – приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».
В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Э. Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом, когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, но такая адаптация не служит причиной изменения его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.
С точки зрения Э. Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности, наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также демонстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям.
* * *
(от лат. adapto «приспособляю») – способность взаимодействия с другим человеком (обществом), понимания его вместо противостояния.
Давно знали они друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним (И. Гончаров, Обломов).
Женщины, как правило, имеют свойство адаптироваться к объекту любви, приспосабливаться к его характеру, наклонностям, образу жизни. Если мужчина действует на женщину сексуально, она сильно адаптируется, подгоняет взгляды, симпатии и пр. к его… (О. Вейнингер, Пол и характер).
Ср. социализация, дуальное единство.
* * *
Приспособление к возникающим изменениям условий существования (внешних воздействий, испытываемых ощущений и пр.).
* * *
приспособление человека к Сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.
* * *
(от лат. adapto – приспособлять) – приспособление, изменение чувствительности анализатора (органа чувств) к воздействию раздражителя или при отсутствии его А. проявляется во всех видах ощущений. Различают физиологическую, социально-психологическую. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза.
* * *
(от лат. adaptatio – приспособление) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. А. иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды (Б. Г. Юдин, 2001). Процессы А. направлены на сохранение подвижного равновесного состояния системы путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Вначале понятие «А.» применялось в биологии, потом стало применяться при изучении социальных и технических систем. Фактором, запускающим процесс А., является возникновение или обострение противоречия между стремлением системы сохранить равновесие (гомеостаз) и нарушением этого равновесия, вызванным внешними или внутренними воздействиями. В этом смысле конфликт, не только социальный, но и внутриличностный, выступает одним из способов активной А. человека, социальной группы к новым условиям жизнедеятельности. Для конфликтологии наиболее важным видом А. является А. социальная.
* * *
(от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма и его отдельных органов к меняющимся условиям (общеприродным, производственным и социальным) среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. По времени протекания различают быструю — кратковременную и медленную — долговременную А. По механизмам протекания различают физиологическую А., сенсорную А. (изменение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к условиям социальной среды), производственную А. (приспособление к условиям труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние человека. В последние годы в связи с разработкой сложных кибернетических систем принято говорить также об А- отдельных технических устройств, промышленных роботов и других высших автоматов.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
психологическая адаптация — это… Что такое психологическая адаптация?
- психологическая адаптация
- Этимология.
Происходит от греч. psyche — душа + logos — учение и лат. adaptare — приспособлять
Категория.Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- психологизм
- психологическая акустика
Смотреть что такое «психологическая адаптация» в других словарях:
Психологическая Адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ — приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни … Словарь терминов по психологическому консультированию
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к условиям социальной сферы … Словарь по профориентации и психологической поддержке
адаптация психологическая — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. адаптация психологическая … Большая психологическая энциклопедия
Адаптация психическая — Приспособление психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из её вариантов является социально психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную,… … Большая психологическая энциклопедия
адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с… … Википедия
Адаптация персонала — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Психологическая служба в органах прокуратуры — Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… … Энциклопедия современной юридической психологии