Чувство это в психологии определение: Эмоция — Википедия – Чувство — психология

Автор: | 13.06.2020

Чувства — это… Что такое Чувства?

Чу́вства — переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.

Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств — как более устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Но так же сложно сказать, что существуют чувства которые длятся «вечно»(то есть на протяжении всей жизни человека), им так же как и эмоциям свойственно меняться, за исключением пожалуй любви очень близких людей, например между родителями и детьми, хотя существуют случаи доказывающие обратное, но они как правило немногочисленны.

Определения

Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, например, с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (чувство прекрасного), интеллектуальные (чувства, связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса

-ьств- (совр. -ств-) от чути; в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (напр., древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получает от основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильные и температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.

Чувства животных

В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals), являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующими существами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, что животные имеют чувства.

В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признанию животных

чувствующими существами.

Источники

  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

чувство — это… Что такое чувство?

— одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (
см.
чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности;

а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом;

b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине;

4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства;

2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке;

3) абстрактные — чувства справедливости, трагического.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Чувство — это… Что такое Чувство?

Не путать с: Ощущение

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении

слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Смысл термина

Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.[1]

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.[1]

От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.[1]

Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Характеристики

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Валентность (тон)

Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Интенсивность

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

Стеничность

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Содержание

Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.

Страсть

Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.

Примечания

Литература

  • Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.

чувства — это… Что такое чувства?

— высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.). В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

ЧУВСТВА — Большой психологический словарь

(англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).

Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. чувства — чувства мн. 1. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеть своими душевными и физическими способностями. 2. Способность деятельно переживать что-либо, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-либо. Толковый словарь Ефремовой
  2. чувства — сущ., кол-во синонимов: 1 сантименты 5 Словарь синонимов русского языка
  3. Чувства — В психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле… Большая советская энциклопедия
  4. чувства — ЧУВСТВА Одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к своей деятельности, окружающим людям. В отличие от эмоций чувства характеризуются относительной устойчивостью. Словарь спортивных терминов
  5. ЧУВСТВА — ЧУВСТВА, средства восприятия организмом информации о внешней среде и об его (организма) физиологическом состоянии. Пяти чувствам (ЗРЕНИЮ, СЛУХУ, ОСЯЗАНИЮ, ОБОНЯНИЮ и ВКУСУ) соответствуют специализированные РЕЦЕПТОРЫ… Научно-технический словарь
  6. Чувства — Высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщённостью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Педагогический терминологический словарь
  7. ЧУВСТВА — ЧУВСТВА. см. ЭМОЦИИ. Социологический словарь
  8. ЧУВСТВА — ЧУВСТВА — (эмоции, «движения (волнения) души») обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали… Большой энциклопедический словарь
  9. чувства — • Вдохновенные (Пушкин). • Горькие (Суриков). • Горячие (Лермонтов). • Лучшие (Лермонтов). • Растрепанные (Лесков). • Унылые (Пушкин). Словарь литературных эпитетов

чувство — это… Что такое чувство?

Психическое состояние человека, его душевное переживание; любовь.

О силе, глубине, новизне чувства; о степени осознанности, определенности переживания.

Безотчетное, безрассудное, безудержное, безумное, бессмысленное, бесформенное, бешеное, большое, буйное, бурное, великое, вечное, властное, внезапное, врожденное, всеобъемлющее, всепобеждающее, всепожирающее, всепокоряющее, глубинное, глубокое, глухое, голое, горячее, двойственное, действенное, жаркое, жгучее, живое, запоздалое, заскорузлое, застарелое, затаенное, захватывающее, знакомое, кипучее, клокочущее, легкое, мгновенное, мимолетное, минутное, могучее, молодое, мощное (разг.), невесомое, невольное, невыразимое, незнакомое, неизъяснимое, неистовое, ненасытное, необъяснимое, необъятное, необыкновенное, необычайное, необычное, неодолимое, неопределенное, неосознанное, неохладевающее, непонятное, непостижимое, непреодолимое, неукротимое, неясное, новое, огненное, огромное, острое, остылое, ответное, пламенное, подсознательное, полусознательное, порывистое, постоянное, приподнятое, противоречивые (лш.), прочное, пылкое, развитое, растрепанные (лш.), растроганные (лш.), робкое, самозабвенное, свежее, сдержанное, серьезное, сильное, скрытое, слепое, сложное, смутное, сокровенное, стихийное, странное, страстное, тайное, темное, труднообъяснимое, тупое, увядшее, угасшее, усталое, цельное, широкое, юное, яркое, яростное, ясное.

О характере, оценке чувства.

Агрессивное, антипатическое, бескорыстное, беспокойное, благоговейное, благородное, благосклонное, блаженное, бодрое, божественное (поэт.), болезненное, больное, брезгливое, великое, возвышенное, восторженное, враждебное, высокое, гадливое, гневное, гнетущее, гордое, горестное, горькое, грубое, грустное, гуманное, деликатное, доброе, досадливое, досадное, дурное, едкое, естественное, животное, жуткое, заветное, завистливое, здоровое, злое, злостное, игрецкое (устар.), игривое, изнеженное, инстинктивное, искреннее, капризное, кроткое, ласковое, ложное, любовное, милое, миролюбивое, мстительное, мужественное, мучительное, мятежное; (поэт.), наболевшее, наивное, наивно-ребяческое, наигранное, недоброе, нежное, неискреннее, нелепое, неподдельное, неприязненное, неприятное, низкое, низменное, нормальное, ноющее, оскорбленное, отвратительное, откровенное, отрадное, пагубное, поддельное, покойное, почтительное, пошлое, правдивое, праздничное, приятное, радостное, ревнивое, робкое, роковое, самолюбивое, светлое, своевольное, святое, священное, сердечное, скорбное, сладкое, сладостное, сладострастное, страдальческое, страдательное (устар.), страстное, стыдливое, табунное, теплое, томительное, томное, томящее, тонкое, торжественное, тоскливое, тревожное, трезвое, трепетное, трогательное, трусливое, тягостное, тяжелое, тяжкое, тянущее, уважительное, угнетенное, умиленное, унизительное, унылое, фальшивое, хорошее, целомудренное, чарующее, человеческое, чистое, чистосердечное, чудесное, щемящее. Вязкое, выписное, заемное, мутное, мучительно-сладкое, неподкупно-правдивое, пещерное, свято-глубокое, щекотное. Верноподданническое, материнское, монархическое (устар.), моральное, музыкальное, нравственное, отеческое, отцовское, поэтическое, родительское, творческое, христианское, человеческое, эгоистическое, эстетическое и т. п.

Словарь эпитетов русского языка. 2006.

Вина — Википедия

Не путать с: Виновность

Вина́, чу́вство вины́, угрызе́ния со́вести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.

Отличие чувства вины от стыда[1]:

  1. Стыд как публичное явление, вина — как личное. Вина может возникать независимо от того, были ли у поступка, из-за которого человек испытывает данную эмоцию, свидетели или нет, а стыд возникает только в случае наличия свидетелей[2].
  2. Во втором подходе вина и стыд различаются по принципу: общественное-индивидуальное. Вина возникает из-за мук совести человека, а стыд — из-за публичного осуждения.
  3. В третьем подходе вина связывается с негативной оценкой своего поведения, а стыд — с негативной оценкой собственной личности[3].

В российской психологии существует несколько подходов к изучению чувства вины и стыда.

  1. Первый подход выделяется в рамках социальной психологии в исследованиях И. С. Кона и Т. Г. Стефаненко[4]. Согласно ему, вина, страх и стыд составляют единый ряд регуляторов социального поведения. Это психологические механизмы, используемые культурами для осуществления социального контроля над соблюдением определённых норм, установленных в обществе. Вина возникает при невыполнении человеком внутренних норм[5].
  2. Второй подход исследует чувство вины и стыда в рамках общей теории эмоций. Вина и стыд рассматриваются как этические эмоции и относятся к моральным чувствам, которые рассматриваются как результат формирования морального самосознания, появляющегося у человека в процессе социального развития[6].
  3. Согласно третьему подходу, вина и стыд рассматриваются как феномены эмоционально-ценностного отношения к себе и самооценки. Елена Теодоровна Соколова связывает переживание вины и стыда со слабостью «Я» по причине того, что самосознание человека расколото на неблагополучное реальное «Я» и идеальное «Я». В. В. Столин полагал, что вина возникает как осмысление конфликта в результате совершения человеком проступка[7].

Зигмунд Фрейд рассматривал вину как восприятие «Я» критики «Сверх-Я», как напряжение между требованиями «Сверх-Я» и достижениями «Я»[8]. Механизм супер-эго — источник чувства вины. Тревога и страх могут непосредственно переходить в чувство вины. В нормальном функционировании «Сверх-Я» осуждает «Эго», и это приводит к появлению чувства вины. Фрейд считал, что чувство вины свойственно преимущественно мужчинам, так как возникает в результате идентификации с отцовской фигурой, а «Сверх-Я» женщины является неполноценным. Современные исследования доказывают, что женщины способны испытывать вину не меньше, чем мужчины[9].

Согласно Эриксону, чувство вины появляется у детей в возрасте от 4 до 5 лет[10]. Ребёнок к этому моменту приобретает много физических навыков и сам может проявлять инициативу при выборе занятий. Дети, которым родители позволяют проявлять самостоятельность в выборе моторной активности, вырабатывают предприимчивость. Если родители не позволяют ребёнку проявлять активность, показывают, что она вредна и нежелательна, у ребёнка возникает чувство вины.

Автор теории объектных отношений Мелани Кляйн считала, что чувство вины возникает в первые месяцы жизни у ребёнка по отношению к кормящей матери[11]. Зависть к груди и чувство порчи её добра завистливыми нападками являются причиной появления чувства вины. Таким образом, М. Кляйн рассматривает чувство вины как результат конфликта между любовью и ненавистью, испытываемыми по отношению к одному и тому же объекту (материнской груди).

Пайерс и Сингер полагали, что вина возникает как результат рассогласования реального поведения со стандартами поведения, характерными для супер-эго[12].

Экзистенциалисты возводят вину до уровня мировоззренческих, философских категорий, как нечто, имеющее бытийный характер и существующее не в душе, а в бытии[12]. По их мнению, человек несовершенен изначально, поэтому избежать переживания чувства вины нельзя. Экзистенциальная вина появляется у человека, если он осознаёт, что имеет обязательства перед собственным бытием и понимает, насколько важно реализовать бытийный потенциал, данный ему природой.

Ирвин Ялом подчеркивал тесную связь чувства вины с ответственностью[13]. Он выделял невротическую, подлинную и экзистенциальную вину.

  1. Невротическая вина возникает, если человек думает о преступлении или совершает мелкие проступки по отношению к другим людям, например, нарушает родительские запреты.
  2. Подлинная вина появляется, когда человек совершает реальное преступление.
  3. Экзистенциальная вина возникает как результат преступления человека против самого себя и проявляется в виде сожаления, осознания неправильно прожитой жизни и нереализованности собственных возможностей.

Ролло Мэй считал, что чувство вины появляется из-за восприятия различия между тем, кем является человек, и тем, каким, по его мнению, он должен быть. Данная эмоция возникает в случае, если человек отрицает собственные потенциальные возможности или же терпит неудачу[14]. Мей выделил три формы экзистенциальной вины:

  1. Вина как результат недостаточной самореализации. Люди наделены интеллектуальными, эмоциональными, физическими возможностями, которые они часто не реализуют.
  2. Вторая форма экзистенциальной вины возникает из-за невозможности слияния субъекта с близким человеком, отсутствия способности смотреть на мир глазами другого человека, чувствовать, как другой человек.
  3. Третья форма экзистенциальной вины проявляется как результат отделения человека от природы, утраты связи с Абсолютом. Человек не способен понять весь божественный план, он представляет собой только его часть.

Критики экзистенциальной психологии пишут о том, что в данном подходе понятие вины генерализуется настолько, что приравнивается к самому человеческому существованию[15].

В когнитивной психологии вина исследуется как способ интерпретации событий. Аарон Бек считает, что вина и самокритика возникают как результат приписывания себе причинности событий и ответственности за неудачи[16]. Условием переживания вины является внутренний локус контроля. Глобальное и стабильное самообвинение, носящее неуправляемый характер, приводит к болезненным переживаниям, а внутренние, частные, нестабильные или управляемые атрибуции являются желательным адаптивным способом переживания вины, так как они сочетаются с мобилизацией условий и стремлением контролировать ситуацию.

Основатель рационально эмотивной терапии, Альберт Эллис утверждал, что вина — это неуместное чувство, которое имеет место только там, где есть иррациональные убеждения[17]. Наиболее частым, по мнению Эллиса, типом иррациональных убеждений является так называемая должномания — мысли, типа: «Я должен…», «Мир обязан…», «Я должен…, иначе я ничего не стою». Если у человека отсутствуют иррациональные убеждения — то чувство вины он испытывать не станет.

  1. ↑ Макогон И. К., Ениколопов С. Н. Проблемы оценки стыда и вины // Психология в России: современное состояние. — 2013. — 6(4). — с. 168—175.
  2. ↑ Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — СПб.: Питер, 2010. — 304с
  3. ↑ Tangey J.P., Dearing R.L. Shame and guilt. New York: Guilford Press, 2004. — 272p
  4. ↑ Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры //Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 85 — 113.
  5. ↑ Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Академический проспект, 1999. — 320 с
  6. ↑ Сидоренко Ю. И. Место и роль нравственных качеств в системе морального сознания // Вестник Московского университета. 1971. № 5. С. 48- 57.
  7. ↑ Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983. — 286 с.
  8. ↑ Фрейд З. Введение в психоанализ — М.: АСТ, 2007. — 640 с
  9. ↑ Короткова Е. В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2002. — 184с
  10. ↑ Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Университетская книга, 1996. — 592с.
  11. ↑ Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб, 1997. — 100с.
  12. 1 2 .Изард Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ,1980. −439 с.
  13. ↑ Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. — 576 с.
  14. ↑ Мей Р. Сила и невинность. — М.: Винтаж, 2012. — 224с
  15. ↑ Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  16. ↑ Бек, Фримен,Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  17. Альберт Эллис Психотренинг по методу Альберта Эллиса.
  • Бек А. Т., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002. — 350 с.
  • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения. — Глава 12. Понимание гнева, вины и стыда / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
  • Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — 296 с. — 978-5-94380-118-1
  • Изард Е. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ,1980. −439 с.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  • Макогон И. К., Ениколопов С. Н. Проблемы оценки стыда и вины // Психология в России: современное состояние. — 2013. — 6(4). — с. 168—175.
  • Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. Спб.: Институт социологии РАН, 1995.- 39с.
  • Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — СПб.: Питер, 2010. — 304с.
  • Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. Москва — Воронеж, 1998. — 304 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *