Действие (психология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Действие (англ. action, рerformance) — единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно. В широком смысле действием является любое мотивированное поведение[1]. Направленность действия необязательно осознается субъектом. Смысл действия также может быть скрыт от осознания.
Всякое действие включает в себя операции. Сложные действия состоят из нескольких действий, также включающих операции. Действия могут переходить в операции, и наоборот:
- Превращение действия в операции означает дробление единицы деятельности.
- Превращение операции в действие означает укрупнение единицы деятельности.
Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Все части тесно связаны как в прямом, так и обратном порядке.
- Ориентировочная часть — принятие решения.
- Исполнительная часть — реализация действия.
- Контрольная часть — сравнение результата с ожиданиями (обратная связь).
- Корректировочная часть — изменение решения и реализации действия на основе обратной связи.
Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, так как она определяет быстроту формирования и качество действия, обеспечивает правильное исполнение действия и рациональный выбор одного из множества возможных исполнений[2].
- С точки зрения психологии:
- Управляющие.
- Исполнительные.
- Утилитарно-приспособительные.
- Перцептивные.
- Мнемические.
- Умственные.
- Коммуникативные (включая речевые).
- С педагогической точки зрения:
- Игровые.
- Учебные.
- Трудовые.
- Сценические.
- Спортивные.
- Другие виды классификаций:
- По степени осознанности выполнения: осмысленные, реактивные и импульсивные.
- По периодичности исполнения: регулярные и экстренные.
- ↑ Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- ↑ Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. — 45 с.
Действие — это… Что такое Действие?
ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия
действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия
Действие
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед.… … Толковый словарь Ушакова
Действие — Действие неоднозначное слово, которое может означать: В Викисловаре есть статья «действие» Акт деятельности. Действие группы (в математике) Действие (физика) Действия (акты) … Википедия
действие — Деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Выходка против… … Словарь синонимов
Действие — Действие ♦ Action Результат проявления воли. Воля без результата – не действие, как и результат без воли. Действовать значит делать то, что хочешь, и быть в этом свободным. От кого же исходит желание действовать? От души. А кто действует? … Философский словарь Спонвиля
ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа … Большой Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ — физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться … Большой Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Проявление какой н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего н. Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления… … Толковый словарь Ожегова
Действие (психология) — Википедия. Что такое Действие (психология)
Материал из Википедии — свободной энциклопедииДействие (англ. action, рerformance) — единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно. В широком смысле действием является любое мотивированное поведение[1]. Направленность действия необязательно осознается субъектом. Смысл действия также может быть скрыт от осознания.
Отношение действия к операции
Всякое действие включает в себя операции. Сложные действия состоят из нескольких действий, также включающих операции. Действия могут переходить в операции, и наоборот:
- Превращение действия в операции означает дробление единицы деятельности.
- Превращение операции в действие означает укрупнение единицы деятельности.
Структура действия
Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Все части имеют тесно связаны как в прямом, так и обратном порядке.
- Ориентировочная часть — принятие решения.
- Исполнительная часть — реализация действия.
- Контрольная часть — сравнение результата с ожиданиями (обратная связь).
Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, так как она определяет быстроту формирования и качество действия, обеспечивает правильное исполнение действия и рациональный выбор одного из множества возможных исполнений[2].
Классификация видов действия
- С точки зрения психологии:
- Управляющие.
- Исполнительные.
- Утилитарно-приспособительные.
- Перцептивные.
- Мнемические.
- Умственные.
- Коммуникативные (включая речевые).
- С педагогической точки зрения:
- Игровые.
- Учебные.
- Трудовые.
- Сценические.
- Спортивные.
- Другие виды классификаций:
- По степени осознанности выполнения: осмысленные, реактивные и импульсивные.
- По периодичности исполнения: регулярные и экстренные.
Примечания
- ↑ Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- ↑ Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. — 45 с.
ДЕЙСТВИЕ — это… Что такое ДЕЙСТВИЕ?
ДЕЙСТВИЕ — структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Действие следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой, всецело определяемого текущей ситуацией непосредственного поведенческого акта. Целеосознанность и целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно всегда предполагает использование средств, в качестве которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности, нормы, роли и т. п. Понятие социального действия, для которого характерно то, что действие имеет для действующего индивида субъективно полагаемый смысл и ориентировано при этом на ожидания другого (других) индивида, является основной аналитической единицей целого ряда социологических концепций, в той или иной мере опирающихся на идеи М. Вебера. Вместе с тем понятие действия широко применяется в качестве единицы анализа и в психологии, где оно было основательно разработано отечественными психологами С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Последний ввел понятие операции как способа выполнения действия, определяемого условиями наличной ситуации. Это понятие характеризует относительно законченные и, как правило, осуществляемые автоматически перцептивные, моторные и т. п. акты, входящие в состав конкретного действия. По сравнению с операцией действие, т. о., меньше обусловлено ситуацией и больше тем смыслом, который придает ему субъект. Если деятельность детерминируется мотивами, а действие—целями, то операция—прежде всего условиями предметной ситуации. Взаимоотношения деятельности, действия и операции подвижны. Так, многократно повторяющееся действие может быть доведено до неосознаваемого автоматизма и стать в структуре деятельности условием выполнения другого действия, т. е. операцией (“сдвиг цели на условие”, по А. Н. Леонтьеву). Вместе с тем возможен и “сдвиг мотива на цель”, когда действие становится для субъекта самоценным и начинает выполняться ради него самого, превращаясь в деятельность.А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
действие — это… Что такое действие?
— целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие Д. в качестве единицы анализа и предмета исследования используется при изучении перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и других Д. По своей структуре Д., в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредствованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и т. п., применяя к-рые субъект овладевает Д., превращает его в «личностное», принадлежащее ему самому. В каждом Д. выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования Д. является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля и регулирования Д. осуществляется вначале взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком, а затем вследствие интериоризации социальных образцов (эталонов) и схем выполнения Д. ребенок сам начинает контролировать его в соответствии с этими эталонами и схемами. Преднамеренность Д. возникает в силу принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата Д. отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ Д. приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель Д. При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка — готовность к достижению предвосхищаемого результата. В ходе выполнения Д. осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются те или иные результаты, личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями. В процессе Д. могут образовываться новые цели (см. целеобразование) и изменяться место Д. в структуре деятельности. По А. Н. Леонтьеву, Д. может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом ее достижения, перестает вследствие автоматизации Д. осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого Д. (механизм «сдвига цели на условие»). Начав выполнять Д. ради тех или иных мотивов, субъект может затем выполнять Д. ради него самого. Тогда происходит «сдвиг мотива на цель», Д. становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых «мотивов-целей» является одним из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. В динамическом плане устойчивость Д. определяется целевой установкой. Психофизиологическая организация Д. обеспечивается таким функциональным блоком мозга, как блок программирования, регуляции и контроля, наиболее существенной частью к-рого являются лобные доли мозга (А. Р. Лурия).Соотносящие действия в психологии
Развитие предметной деятельности
Определение 1
Соотносящиеся действия – это действия с двумя или несколькими предметами, при выполнении которых требуется соотносить свойства разных объектов – их форму, размер, местоположение.
Предметным действием ребенка будет не всякое его действие с предметом. Предметным оно будет тогда, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением.
Когда ребенок, например, стучит ложкой по столу, это будет манипуляция с предметом, а когда он использует ложку для еды, то данное действие будет предметным. Если ребенок развивается в норме, то на втором году его жизни возникает предметная деятельность, а на третьем году она становится ведущей.
Ведущая деятельность способствует развитию психики ребенка – происходит развитие моторики, восприятия, речи, мышления. Однако не все предметные действия оказывают влияние на развитие ребенка. Здесь выделяются соотносящие и орудийные действия, оказывающие наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а потом речи.
Соотносящими являются действия ребенка с предметами, когда один предмет нужно привести в соответствие с другим, опираясь при этом, на какие-то признаки или свойства предмета. Так, например, чтобы закрыть коробочку, надо подобрать к ней крышку, подходящую и по величине, и по форме.
Замечание 1
Принцип соотносящих действий лежит в основе всех известных дидактических игрушек.
Орудийными являются такие действия, в процессе которых один предмет-орудие используется для того, чтобы воздействовать на другие предметы. С помощью орудий (ложка, ножницы, иголка, вилка, молоток и др.) выполняются такие действия, которые без них были бы невозможны.
Замечание 2
Руки ребенка при использовании орудия действия подчиняются логике его применения. При совершении соотносящих действий или при манипулировании, ребенок познает свойства предметовна личном опыте, в то время как, способ употребления орудий он усваивает от взрослого человека.
Нормально развивающиеся дети во время становления предметной деятельности проявляют интерес к внешнему виду предмета, показывают желание выяснить его назначение. С этой целью они могут долго манипулировать с каждым, попадающим в руки, предметом.
Предметная деятельность у детей раннего возраста не формируется, если есть нарушение интеллекта – такие дети не проявляют интерес к игрушкам и, вообще к предметам, не берут их в руки и не могут с ними манипулировать.
В некоторых случаях на третьем году жизни у детей появляются манипуляции с предметами, но в действительности, производя эти действия, ребенок не учитывает назначение предмета и его свойства, кроме этого манипуляция может перемежаться с неадекватными действиями.
Неадекватными являются действия, противоречащие логике употребления предмета, например, на стержень пирамидки сначала надевается колпачок, а потом делается попытка нанизать колечки. Неадекватные действия характерны для детей с нарушением интеллекта.
Развивающий потенциал предметно-орудийных действий
Первые недели и месяцы жизни двигательная активность ребенка характеризуется недифференцированными движениями, они, скорее всего, представляют рефлекторные реакции.
К первым дифференцированным движениям относятся движения рук, ощупывание и хватание – ребенок способен уже в тоническом напряжении удерживать отдельные группы мышц.
Рука ребенка на функциональном уровне становится элементом активного расширения пространства его активности. Захватывая и удерживая предмет, малыш фиксирует на нем свой взор. Акт хватания формируется к пяти месяцам, и закладываются основы развития пространственно-предметного восприятия. Роль взрослого в этот период становится определяющей, поскольку он создает ситуацию развития ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Предложенный ребенку предмет, вызывает его направленную активность – дотянуться, прикоснуться, схватить. Если ситуацию манипулирования с предметом не создавать, ребенок будет полностью поглощен эгоцентрическими действиями, такими как сосание своего пальчика, раскачивание и др.
Арсенал ребенка к началу второго года жизни содержит достаточное количество специфических действий для подражания взрослому, однако – это только подражание, а не свое собственное предметное действие.
На втором году жизни начинается этап функционального действия – ребенок более активен и часто подражает действиям взрослого, например, разговору по телефону. Действие переносится двумя путями:
- перенос с одного предмета на другой — действие с чашкой переносится на действие со стаканчиком,
- перенос действия с одним предметом в другую ситуацию, например, научившись надевать себе носочек, малыш натягивает его на другой предмет.
Осваивая предметные действия, ребенок формирует их произвольность, которая сначала должна быть ощущаема, т.е. иметь сигнальное значение. Предметно-орудийные действия и освоение ими являются благодатной почвой формирования наглядно-действенного мышления.
Экспериментальные исследования Л.С. Выготского в области формирования психологических механизмов детского мышления, позволили сделать вывод, что первые интеллектуальные решения ребенка ориентируются на взрослого человека – ребенок обращается к взрослому с просьбами, требованиями, чтобы добиться успеха.
Методические аспекты формирования предметно-орудийных действий
Современная педагогическая литература не располагает большим ассортиментом методов обучения детей предметно-орудийным действиям.
Первая разработка этой методики принадлежит С.Л. Новоселовой, где автор ориентируется на использование прямого обучающего воздействия. Воспитатель, считает она, сначала должен показать детям способ употребления предмета-орудия и после этого дать предмет в руки, побуждая воспроизвести действие. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей пользоваться предметом самостоятельно. Если ребенок выполняет действие не совсем так, как ему показали, его не следует поправлять.
Методику орудийных действий разрабатывали также А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Авторы, ориентировавшиеся на работу с детьми, имеющих особые образовательные потребности, отмечают, что обучение строится на использовании простейших орудий, которые применяются при выполнении практических заданий.
Детей побуждают использовать простейшие приспособления, не отделяемые от самого предмета, учат выделять вспомогательную роль этих приспособлений и показывают, что можно сделать с этим предметом. В качестве вспомогательного средства в игровом упражнении предлагается новый предмет – палка, стул, лопата и др.
Чтобы сформировать умения переноса принципа действия с одного орудия на другое детям предлагаются предметы-орудия одного типа, но с разной величиной, фактурой, цветом. Первоначально они должны действовать по образцу, затем по речевой инструкции и, только после этого, самостоятельно. Важно соблюдать принцип повторности и вариативности, с последующим усложнением условий выполнения заданий. Варьирование способствует формированию умения переносить освоенный способ действия в другую ситуацию. Важно, чтобы ребенок самостоятельно открыл способ действия методом проб и ошибок, но, для этого необходимо обеспечить условия.
Современная дошкольная педагогика располагает двумя методическими подходами к обучению детей предметно-орудийным действиям – методика прямого обучения орудийным действиям С. Л. Новоселовой и методика Е.А. Стребелевой и Ю.М. Хохряковой, где предусматривается создание условий для самостоятельного открытия ребенком способа действия.
Действие — это… Что такое Действие?
ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия
действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия
Действие — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи… … Литературная энциклопедия
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед.… … Толковый словарь Ушакова
Действие — Действие неоднозначное слово, которое может означать: В Викисловаре есть статья «действие» Акт деятельности. Действие группы (в математике) Действие (физика) Действия (акты) … Википедия
действие — Деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Выходка против… … Словарь синонимов
Действие — Действие ♦ Action Результат проявления воли. Воля без результата – не действие, как и результат без воли. Действовать значит делать то, что хочешь, и быть в этом свободным. От кого же исходит желание действовать? От души. А кто действует? … Философский словарь Спонвиля
ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа … Большой Энциклопедический словарь
ДЕЙСТВИЕ — физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться … Большой Энциклопедический словарь
Действие — процесс взаимодействия с каким либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель. В структура действия могут быть выделены следующие составные части: 1. Принятие решения ; 2. Реализация; 3. Контроль и коррекция. При… … Психологический словарь
ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Проявление какой н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего н. Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления… … Толковый словарь Ожегова