Действие это в психологии определение: Действие (психология) — Википедия – ДЕЙСТВИЕ (в психологии) — это… Что такое ДЕЙСТВИЕ (в психологии)?

Автор: | 29.01.2021

Действие (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Действие (англ. action, рerformance) — единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно. В широком смысле действием является любое мотивированное поведение[1]. Направленность действия необязательно осознается субъектом. Смысл действия также может быть скрыт от осознания.

Всякое действие включает в себя операции. Сложные действия состоят из нескольких действий, также включающих операции. Действия могут переходить в операции, и наоборот:

  1. Превращение действия в операции означает дробление единицы деятельности.
  2. Превращение операции в действие означает укрупнение единицы деятельности.

Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Все части тесно связаны как в прямом, так и обратном порядке.

  1. Ориентировочная часть — принятие решения.
  2. Исполнительная часть — реализация действия.
  3. Контрольная часть — сравнение результата с ожиданиями (обратная связь).
  4. Корректировочная часть — изменение решения и реализации действия на основе обратной связи.

Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, так как она определяет быстроту формирования и качество действия, обеспечивает правильное исполнение действия и рациональный выбор одного из множества возможных исполнений[2].

  • С точки зрения психологии:
  1. Управляющие.
  2. Исполнительные.
  3. Утилитарно-приспособительные.
  4. Перцептивные.
  5. Мнемические.
  6. Умственные.
  7. Коммуникативные (включая речевые).
  • С педагогической точки зрения:
  1. Игровые.
  2. Учебные.
  3. Трудовые.
  4. Сценические.
  5. Спортивные.
  • Другие виды классификаций:
  1. По степени осознанности выполнения: осмысленные, реактивные и импульсивные.
  2. По периодичности исполнения: регулярные и экстренные.
  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. — 45 с.

Действие — это… Что такое Действие?

  • ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… …   Философская энциклопедия

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Действие

    — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи… …   Литературная энциклопедия

  • ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Действие — Действие  неоднозначное слово, которое может означать: В Викисловаре есть статья «действие» Акт деятельности. Действие группы (в математике) Действие (физика) Действия (акты) …   Википедия

  • действие — Деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Выходка против… …   Словарь синонимов

  • Действие —  Действие  ♦ Action    Результат проявления воли. Воля без результата – не действие, как и результат без воли. Действовать значит делать то, что хочешь, и быть в этом свободным.    От кого же исходит желание действовать? От души. А кто действует? …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕЙСТВИЕ — физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Проявление какой н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего н. Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления… …   Толковый словарь Ожегова

  • Действие (психология) — Википедия. Что такое Действие (психология)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Действие (англ. action, рerformance) — единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно. В широком смысле действием является любое мотивированное поведение[1]. Направленность действия необязательно осознается субъектом. Смысл действия также может быть скрыт от осознания.

    Отношение действия к операции

    Всякое действие включает в себя операции. Сложные действия состоят из нескольких действий, также включающих операции. Действия могут переходить в операции, и наоборот:

    1. Превращение действия в операции означает дробление единицы деятельности.
    2. Превращение операции в действие означает укрупнение единицы деятельности.

    Структура действия

    Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Все части имеют тесно связаны как в прямом, так и обратном порядке.

    1. Ориентировочная часть — принятие решения.
    2. Исполнительная часть — реализация действия.
    3. Контрольная часть — сравнение результата с ожиданиями (обратная связь).
    4. Корректировочная часть — изменение решения и реализации действия на основе обратной связи.

    Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, так как она определяет быстроту формирования и качество действия, обеспечивает правильное исполнение действия и рациональный выбор одного из множества возможных исполнений[2].

    Классификация видов действия

    • С точки зрения психологии:
    1. Управляющие.
    2. Исполнительные.
    3. Утилитарно-приспособительные.
    4. Перцептивные.
    5. Мнемические.
    6. Умственные.
    7. Коммуникативные (включая речевые).
    • С педагогической точки зрения:
    1. Игровые.
    2. Учебные.
    3. Трудовые.
    4. Сценические.
    5. Спортивные.
    • Другие виды классификаций:
    1. По степени осознанности выполнения: осмысленные, реактивные и импульсивные.
    2. По периодичности исполнения: регулярные и экстренные.

    Примечания

    1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
    2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. — 45 с.

    ДЕЙСТВИЕ — это… Что такое ДЕЙСТВИЕ?

        ДЕЙСТВИЕ — структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Действие следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой, всецело определяемого текущей ситуацией непосредственного поведенческого акта. Целеосознанность и целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно всегда предполагает использование средств, в качестве которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности, нормы, роли и т. п. Понятие социального действия, для которого характерно то, что действие имеет для действующего индивида субъективно полагаемый смысл и ориентировано при этом на ожидания другого (других) индивида, является основной аналитической единицей целого ряда социологических концепций, в той или иной мере опирающихся на идеи М. Вебера. Вместе с тем понятие действия широко применяется в качестве единицы анализа и в психологии, где оно было основательно разработано отечественными психологами С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Последний ввел понятие операции как способа выполнения действия, определяемого условиями наличной ситуации. Это понятие характеризует относительно законченные и, как правило, осуществляемые автоматически перцептивные, моторные и т. п. акты, входящие в состав конкретного действия. По сравнению с операцией действие, т. о., меньше обусловлено ситуацией и больше тем смыслом, который придает ему субъект. Если деятельность детерминируется мотивами, а действие—целями, то операция—прежде всего условиями предметной ситуации. Взаимоотношения деятельности, действия и операции подвижны. Так, многократно повторяющееся действие может быть доведено до неосознаваемого автоматизма и стать в структуре деятельности условием выполнения другого действия, т. е. операцией (“сдвиг цели на условие”, по А. Н. Леонтьеву). Вместе с тем возможен и “сдвиг мотива на цель”, когда действие становится для субъекта самоценным и начинает выполняться ради него самого, превращаясь в деятельность.

        Б. Г. Юдин

        ДЕЙСТВИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражается термином “фи’л” или, реже, синонимичным ему “’амал”. Если первое чаще обозначает действие вообще, то второе — скорее действие в контексте религиозного Закона, хотя это противопоставление не всегда выдерживается. Действие в арабском языке чаще всего выражается масдаром (отглагольным существительным), в котором в силу особенностей арабского языкового мышления присутствуют нераздельно сущностный и процессуальный аспекты. Благодаря этому действие и результат действия могут быть слиты в одном понятии, напр. “’илм” обозначает и “знание”, и “познание”. Поэтому проблематика действия в арабо-мусульманской философии охватывает более широкий круг проблем, нежели в традициях, жестко разводящих процессуальность и результат. Понятие действия обсуждается, как правило, в тесной связи с понятиями “действующее” (фа’ил) и “претерпевающее” (маф’ул). Противоположностью реально совершаемого действия является “оставление действия” (тарк, тарк ал-фи*л), которое понимается, как правило, не как небытие действия, а как имеющее определенное и позитивное содержание, чем отличается от “не-действия” (‘адам фи’л) как. чистого отсутствия действия.     В классическом исламском вероучении и религиозно-правовой мысли (фикхе) понятие действия разрабогано как непосредственно связанное с “намерением” (ниййа): любое действие оценивается в соответствии с намерением, отсутствие должного намерения обессмысливает действие, даже если оно формально совершено правильно; действие считается совершенным, даже если оно не состоялось, но имелось намерение его совершить, а объективные обстоятельства тому воспрепятствовали; намерение не является намерением, если не влечет прямо и непосредственно действие при отсутствии объективных препятствий.     Метафизика действия, развитая в килиме, включала вопрос об условиях действия, о соотношении между действием человека и действием Бога, различии между “непосредственным” и “порожденным” действием, подлинным и мнимым действователем и вопрос о “стяжании” (касб) действия.     В целом для мугакаллимов характерно представление о том, что действователем может быть только “живое” (хайй), т. е., вообще говоря. Бог и человек. Действователь необходимо наделен волей (ирада), так что целеполагание (касд, гарад) включается, как правило, в число условий действия. Другим непременным условием действия является “могущество” (кудра) или “способность” (истита’а) действователя: первый термин чаще употребляется в отношении Бога. второй—в отношении человека (наряду с близким ему истирал—подготовленность), хотя это противопоставление не абсолютно. Действователь должен являться “могущим” (кадир), а производимые им вещи оказываются “подвластными” (макдур) ему. Одни мутазилиты считали, что способность к действию сопровождает его, возникая в действователе одновременно с действием, другие относили ее к моменту времени, непосредственно предшествующему действию, некоторые характеризовали ее как “часть” (ба’д) тела, т. е-, по существу, как акциденцию наряду с запахом, вкусом и т. д. В мутазилизме было выдвинуто кардинальное положение о полном разграничении сфер божественного и человеческого “могущества”, так что Бог считался некоторыми не способным произвести те действия, к которым способен человек. Это означало признание автономии человеческого действия и, как следствие, автономии сопровождающей его воли. Мутазилиты различали непосредственное действие (фи’л мубашир), которое прямо совершается действователем и, как правило, создает нечто в самом действователе (напр., “толкание”, возникающее в “толкающем”), и порожденное (фи’л мутаваллид) им действие (“качение”, вызванное “толканием” и возникшее в камне), которое возникает в чем-то ином. Порожденное действие осуществляется посредством произведенной действователем причины и может осуществляться после исчезновения деятеля. “Намеренность” (и’тимад) тела (см. Воля) мутакаллимы относили к непосредственному действию, а возникающее благодаря ему движение—к порожденному действию. Непосредственное и порожденное действия противоположны в свою очередь “действиям по природе”. Признание некоторыми мутакаллимами подобной категории выводило действие за пределы живого, при этом действие тела согласно его природе (напр., окрашивание в такой-то цвет) некоторые считали автономным и пересиливающим даже волю Бога. Другой аспект проблемы состоял в различении собственного и несобственного действия человека. Собственное действие определялось некоторыми как то, которое человек может “оставить” по собственной воле. Несобственные действия, к числу которых относились с этой т. зр. и порожденные, оказывались тем самым сотворенными другим действователем, т. е. Богом, и присвоенными (касб, иктисаб — стяжание) человеком. Понятие “стяжание”, введенное в мутазилизме, стало одним из центральных в ашаризме. С его помощью ал-?υι’αρΐι, отказавшийся от утверждения об автономии человеческого действия, сделал противоречивую попытку сохранить положение о полной предопределенности человеческих поступков волей Бога наряду с тезисом об ответственности• человека за собственные поступки: действия творятся Богом, но присваиваются человеком.     В арабоязычном перипатетизме понятия действователя и действия претерпевают трансформацию, вызванную влиянием аристотелизма, и прежде всего учением о причинности. Авиценновская концепция разделения “чтойности” вещи и ее существования направлена на то, чтобы свести четыре аристотелевские причины фактически к единственной—действователю. Действие понимается Ибн Стой как придание вещи существования после ее несуществования. Поскольку “возникающее” (хадис) понимается как “возможное (мумкин) в самом себе”, понятие “возможности” (имкан) вводится как самостоятельное и не сводимое к понятию “могущества” (кудра), илиспособности действователя произвести вещь, чтосоставляет контраст учению мутазилитов о действии. Действователь, согласно Ибн Сине, не создает “чтойность” вещи, но лишь придает ей существование, из возможной делая ее “необходимой” (ваджиб; см. Существование). В то же время термин “действие” был использован для передачи понятия “актуальное” в его противопоставлении “потенциальному”. Пара “необходимое—возможное” составляет параллель паре “актуальное — потенциальное”, отличаясь от нее в существенных моментах, хотя в позднейших эклектических учениях они нередко отождествлялись.     В арабоязычном перипатетизме и исмаилизме была принята троичная иерархия действий в зависимости от их отношения к вечности и времени (см. Вечность). В арабо     язычном перипатетизме действие приписывалось и неживым причинам, причем действие причин в мире возникновения и гибели считалось зависящим от ряда дополнительных в сравнении с самой причиной факторов (см. Причина). В ишракизме восстанавливается положение о том, что действователем может быть только живое: действие в истинном смысле приписывается лишь свету, тогда как “затемненное”, т. е. неживое, не действует. Понятия действия, жизни и “постижения” (идрак), или“явленности самому себе” (зухур ли-нафси-хи), сближаются почти до отождествления. Дальнейшая эволюция понятия действия связана с тем, что единственным истинным действователем оказывается Свет Светов, действующий либо непосредственно, либо при посредстве других действователей. из которых именно он “извлекает” действие и которые оказываются т. о. мнимыми действователями. Согласно ис-Сухраварди, Первоначало является исключительно действующим, но не претерпевающим ни в каком смысле, тогда как в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме сочетание действователя, действия и претерпевания собственного действия (“разумения”) в одном субъекте рассматриваются как признаки Первого Разума, а в каламе претерпевающее входит непременным элементом в рассмотрение действия Бога, хотя и внеположено ему и представлено вещами мира. Полемизируя с перипатетиками, ас-Сухравардй утверждает, что многочисленность действий не может служить показателем многочисленности производящих ее сил и что одна сила в разных “аспектах” (хайсиййа) может влечь разные действия. Садр ад-Дйн аш-Шйразй высказывает положение о том, что действие Первого ни в каком отношении не схоже с действиями всего прочего, хотя именуется тем же именем, что составляет явную параллель высказанному еще мутазилитами тезису о том, что Бог—вещь не как все вещи.     Основным вкладом суфизма в обсуждение проблематики действия является тезис о невозможности истинного разделения понятий действователя и претерпевающего, а также собственного и несобственного действия так, чтобы каждый из членов этих пар не переходил в свою противоположность и не обусловливал ее как необходимую наряду с собой. Для передачи понятия действия в суфизме наряду с фи’л и ‘амал активно используется ‘асар (букв.— отпечаток) и его производные. Хотя признается, что миропорядок делится на “воздействующее” (му’ассир) и “подверженное воздействию” (мута’ассир). причем первым является Бог, а вторым мир (тезис, вероятно, восходящий к стоикам), чтовсякое действие следует сопрягать с Богом, который и оказывается истинным деятелем, а не с совершающим его человеком, иличто действия всегда производятся Богом, который желает их появления в бытии, и только метафорически сопрягаются с человеком, эти тезисы не являются абсолютными. Ибн ‘Араби отождествляет “явное” (захир) с претерпевающим, а “скрытое” (батин) с действователем, но поскольку в паре “явноескрытое” Бог и Творение могут занимать любое из мест, Бог также может рассматриваться как подверженный воздействию Творения и определяемый последним. К понятию “претерпевание” (инфи’ал) приближается понятие хукм (букв.—постановление, суждение), через которое часто обсуждается проблематика взаимного обусловливания действующего и претерпевающего.

        А. В. Смирнов

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    действие — это… Что такое действие?

    — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие Д. в качестве единицы анализа и предмета исследования используется при изучении перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и других Д. По своей структуре Д., в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредствованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и т. п., применяя к-рые субъект овладевает Д., превращает его в «личностное», принадлежащее ему самому. В каждом Д. выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования Д. является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля и регулирования Д. осуществляется вначале взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком, а затем вследствие интериоризации социальных образцов (эталонов) и схем выполнения Д. ребенок сам начинает контролировать его в соответствии с этими эталонами и схемами. Преднамеренность Д. возникает в силу принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата Д. отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ Д. приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель Д. При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка — готовность к достижению предвосхищаемого результата. В ходе выполнения Д. осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются те или иные результаты, личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями. В процессе Д. могут образовываться новые цели (см. целеобразование) и изменяться место Д. в структуре деятельности. По А. Н. Леонтьеву, Д. может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом ее достижения, перестает вследствие автоматизации Д. осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого Д. (механизм «сдвига цели на условие»). Начав выполнять Д. ради тех или иных мотивов, субъект может затем выполнять Д. ради него самого. Тогда происходит «сдвиг мотива на цель», Д. становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых «мотивов-целей» является одним из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. В динамическом плане устойчивость Д. определяется целевой установкой. Психофизиологическая организация Д. обеспечивается таким функциональным блоком мозга, как блок программирования, регуляции и контроля, наиболее существенной частью к-рого являются лобные доли мозга (А. Р. Лурия).

    Соотносящие действия в психологии

    Развитие предметной деятельности

    Определение 1

    Соотносящиеся действия – это действия с двумя или несколькими предметами, при выполнении которых требуется соотносить свойства разных объектов – их форму, размер, местоположение.

    Предметным действием ребенка будет не всякое его действие с предметом. Предметным оно будет тогда, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением.

    Когда ребенок, например, стучит ложкой по столу, это будет манипуляция с предметом, а когда он использует ложку для еды, то данное действие будет предметным. Если ребенок развивается в норме, то на втором году его жизни возникает предметная деятельность, а на третьем году она становится ведущей.

    Ведущая деятельность способствует развитию психики ребенка – происходит развитие моторики, восприятия, речи, мышления. Однако не все предметные действия оказывают влияние на развитие ребенка. Здесь выделяются соотносящие и орудийные действия, оказывающие наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а потом речи.

    Соотносящими являются действия ребенка с предметами, когда один предмет нужно привести в соответствие с другим, опираясь при этом, на какие-то признаки или свойства предмета. Так, например, чтобы закрыть коробочку, надо подобрать к ней крышку, подходящую и по величине, и по форме.

    Замечание 1

    Принцип соотносящих действий лежит в основе всех известных дидактических игрушек.

    Орудийными являются такие действия, в процессе которых один предмет-орудие используется для того, чтобы воздействовать на другие предметы. С помощью орудий (ложка, ножницы, иголка, вилка, молоток и др.) выполняются такие действия, которые без них были бы невозможны.

    Замечание 2

    Руки ребенка при использовании орудия действия подчиняются логике его применения. При совершении соотносящих действий или при манипулировании, ребенок познает свойства предметовна личном опыте, в то время как, способ употребления орудий он усваивает от взрослого человека.

    Нормально развивающиеся дети во время становления предметной деятельности проявляют интерес к внешнему виду предмета, показывают желание выяснить его назначение. С этой целью они могут долго манипулировать с каждым, попадающим в руки, предметом.

    Предметная деятельность у детей раннего возраста не формируется, если есть нарушение интеллекта – такие дети не проявляют интерес к игрушкам и, вообще к предметам, не берут их в руки и не могут с ними манипулировать.

    В некоторых случаях на третьем году жизни у детей появляются манипуляции с предметами, но в действительности, производя эти действия, ребенок не учитывает назначение предмета и его свойства, кроме этого манипуляция может перемежаться с неадекватными действиями.

    Неадекватными являются действия, противоречащие логике употребления предмета, например, на стержень пирамидки сначала надевается колпачок, а потом делается попытка нанизать колечки. Неадекватные действия характерны для детей с нарушением интеллекта.

    Развивающий потенциал предметно-орудийных действий

    Первые недели и месяцы жизни двигательная активность ребенка характеризуется недифференцированными движениями, они, скорее всего, представляют рефлекторные реакции.

    К первым дифференцированным движениям относятся движения рук, ощупывание и хватание – ребенок способен уже в тоническом напряжении удерживать отдельные группы мышц.

    Рука ребенка на функциональном уровне становится элементом активного расширения пространства его активности. Захватывая и удерживая предмет, малыш фиксирует на нем свой взор. Акт хватания формируется к пяти месяцам, и закладываются основы развития пространственно-предметного восприятия. Роль взрослого в этот период становится определяющей, поскольку он создает ситуацию развития ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

    Предложенный ребенку предмет, вызывает его направленную активность – дотянуться, прикоснуться, схватить. Если ситуацию манипулирования с предметом не создавать, ребенок будет полностью поглощен эгоцентрическими действиями, такими как сосание своего пальчика, раскачивание и др.

    Арсенал ребенка к началу второго года жизни содержит достаточное количество специфических действий для подражания взрослому, однако – это только подражание, а не свое собственное предметное действие.

    На втором году жизни начинается этап функционального действия – ребенок более активен и часто подражает действиям взрослого, например, разговору по телефону. Действие переносится двумя путями:

    • перенос с одного предмета на другой — действие с чашкой переносится на действие со стаканчиком,
    • перенос действия с одним предметом в другую ситуацию, например, научившись надевать себе носочек, малыш натягивает его на другой предмет.

    Осваивая предметные действия, ребенок формирует их произвольность, которая сначала должна быть ощущаема, т.е. иметь сигнальное значение. Предметно-орудийные действия и освоение ими являются благодатной почвой формирования наглядно-действенного мышления.

    Экспериментальные исследования Л.С. Выготского в области формирования психологических механизмов детского мышления, позволили сделать вывод, что первые интеллектуальные решения ребенка ориентируются на взрослого человека – ребенок обращается к взрослому с просьбами, требованиями, чтобы добиться успеха.

    Методические аспекты формирования предметно-орудийных действий

    Современная педагогическая литература не располагает большим ассортиментом методов обучения детей предметно-орудийным действиям.

    Первая разработка этой методики принадлежит С.Л. Новоселовой, где автор ориентируется на использование прямого обучающего воздействия. Воспитатель, считает она, сначала должен показать детям способ употребления предмета-орудия и после этого дать предмет в руки, побуждая воспроизвести действие. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей пользоваться предметом самостоятельно. Если ребенок выполняет действие не совсем так, как ему показали, его не следует поправлять.

    Методику орудийных действий разрабатывали также А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Авторы, ориентировавшиеся на работу с детьми, имеющих особые образовательные потребности, отмечают, что обучение строится на использовании простейших орудий, которые применяются при выполнении практических заданий.

    Детей побуждают использовать простейшие приспособления, не отделяемые от самого предмета, учат выделять вспомогательную роль этих приспособлений и показывают, что можно сделать с этим предметом. В качестве вспомогательного средства в игровом упражнении предлагается новый предмет – палка, стул, лопата и др.

    Чтобы сформировать умения переноса принципа действия с одного орудия на другое детям предлагаются предметы-орудия одного типа, но с разной величиной, фактурой, цветом. Первоначально они должны действовать по образцу, затем по речевой инструкции и, только после этого, самостоятельно. Важно соблюдать принцип повторности и вариативности, с последующим усложнением условий выполнения заданий. Варьирование способствует формированию умения переносить освоенный способ действия в другую ситуацию. Важно, чтобы ребенок самостоятельно открыл способ действия методом проб и ошибок, но, для этого необходимо обеспечить условия.

    Современная дошкольная педагогика располагает двумя методическими подходами к обучению детей предметно-орудийным действиям – методика прямого обучения орудийным действиям С. Л. Новоселовой и методика Е.А. Стребелевой и Ю.М. Хохряковой, где предусматривается создание условий для самостоятельного открытия ребенком способа действия.

    Действие — это… Что такое Действие?

  • ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… …   Философская энциклопедия

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Действие — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи… …   Литературная энциклопедия

  • ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Действие — Действие  неоднозначное слово, которое может означать: В Викисловаре есть статья «действие» Акт деятельности. Действие группы (в математике) Действие (физика) Действия (акты) …   Википедия

  • действие — Деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Выходка против… …   Словарь синонимов

  • Действие —  Действие  ♦ Action    Результат проявления воли. Воля без результата – не действие, как и результат без воли. Действовать значит делать то, что хочешь, и быть в этом свободным.    От кого же исходит желание действовать? От души. А кто действует? …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕЙСТВИЕ — 1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕЙСТВИЕ — физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться …   Большой Энциклопедический словарь

  • Действие — процесс взаимодействия с каким либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель. В структура действия могут быть выделены следующие составные части: 1. Принятие решения ; 2. Реализация; 3. Контроль и коррекция. При… …   Психологический словарь

  • ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Проявление какой н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего н. Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления… …   Толковый словарь Ожегова

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *