Гипотеза в психологии это: Гипотеза — психология – что такое в Большом психологическом словаре

Автор: | 26.11.2020

Содержание

Гипотезы исследования в работе по психологии » Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ

Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.  Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности — это предсказание. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. 

Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат про¬верке путем сбора и обработки данных. Соответственно эксперимен¬тальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть, сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке. 

Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпирических гипотез. 

Эмпирическая гипотеза должна обозначить две переменные и тип отношений, ожидаемый между ними. Например, рассмотрим переменные «психомоторная координация» и «самооценка». Исследователь ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психомоторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки». При этом слово «позитивная» может использоваться вместо слова «прямая» при сохранении смысла гипотезы. 

Рассмотрим другой пример гипотезы: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, две переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Улучшенная версия этой гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тревожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У студентов существует обратная зависимость между уровнем общей тревожности и способностью завязывать дружбу». Вместо слов «обратная зависимость» может использоваться слово «негативная» при сохранении смысла гипотезы. 

Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависимую переменную. В некоторых исследованиях независимые переменные представляют собой набор действий, совершаемых исследователем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую переменную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зависимая переменная. В качестве примера рассмотрим следующую гипотезу: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвоения ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная — целенаправленное развитие пространственных представлений. Однако выражение «важным фактором» предполагает, что существует зависимая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний. Например: «Учащиеся, принимающие участие в занятиях, направленных на развитие пространственных представлений, будут показывать более высокие результаты учебной деятельности по таким показателям, как.., чем учащиеся, не принимающие участие в таких занятиях». Цель экспериментов — определить эффект воздействия независимой переменной на зависимую. Поэтому недостаточно сказать «влияние» или «большее влияние». 

Если связь переменных ожидается только среди определенной категории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. В следующем примере «дошкольники» определены как категория, интересующая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки». 

Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной. Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьютеров, и количеством административных задач, которые они выполняют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компьютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьютеров) и «использование компьютера» (то есть количество административных задач, которые выполняются с использованием компьютеров). 

Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении. В следующем примере это правило нарушено: «Социальная тревожность ухудшает показатели коммуникации у студентов на занятиях. В результате студенты с высокой тревожностью будут менее успешны на этих занятиях». Скорректированный вариант гипотезы может быть такой: «Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятиях, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности». Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, «больше», «меньше», «выше», «ниже». Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых». В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные варианты гипотезы: 

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со средними успехами»; 

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами»; 

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими и средними успехами». 

Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово более. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak, Bruce, 2005, p. 13). 

Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп людей, то использование множественного числа является обычно предпочтительным. Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают участников исследования. Поскольку гипотеза будет проверяться с использованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшенная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком». 

Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы: 

1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в школах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподает в начальной школе, занимающейся по традиционной программе» 

2) «Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе». 

Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, однако его смысл достаточно ясен. 

Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются. Неудачный пример гипотезы: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых людей которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Улучшенный вариант гипотезы может быть сформулирован следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные периоды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию». 

Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значимость». Термины «значимый» и «значимость», как правило, указывают на значимость статистического критерия. Поскольку большинство эмпирических исследований используют такие критерии, упоминание их в гипотезах излишне. Компетентные читатели обычно предполагают, что вопрос о статистической значимости будет рассматриваться в разделе, где будут представлены количественные результаты исследования. 

Избегайте в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпирическое исследование не доказывает результаты по следующим трем причинам (там же, р. 17). Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой популяции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная процедура не является совершенно валидной и надежной. И наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме проявилась непреднамеренная необъективность (исследователя или участников). Эта необъективность может иметь различные источники. Например, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или помощник исследователя непреднамеренно внушил определенные ответы респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем больше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованны. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие определенных отношений между переменными, а не между показателями соответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих переменных (понятий). Это значит, что, используя другие адекватные из¬мерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследование изучает отношения между переменными, а не между количественными показателями. Соответственно должны формулироваться и гипотезы. Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике Лесенка у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше самооценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность». 

Избегайте в гипотезе точных статистических предсказаний. Точные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показателей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статистического вывода, ожидаемый исследователем при использовании определенного критерия. 

Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов: 

A) гипотезы о наличии явления; 

Б) гипотезы о наличии связи между явлениями; 

B) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями; 

Г) гипотезы о наличии различий в явлениях. 

Классификация, включающая первые три типа, была предложена

В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г). 

Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта существования определенного психического явления, свойства или признака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. 

Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. 

Гипотезы типа В — о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных. 

Гипотезы типа Г — гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психического явления) у людей определенной категории. 

Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования ваших исследовательских гипотез. Формулировке гипотез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера. 

Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез. 

— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная основному предположению. Возникает автоматически; 

— конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте; 

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий; 

— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного». Проверяется только в многоуровневом эксперименте; 

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте; 

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной; 

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинации двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой. Проверяется только в факторном эксперименте (Готтсданкер, 1982). 

В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточно лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в отдельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обозначить цифрами или буквами. 

Гипотеза может указывать направление связи между переменными, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, более типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет. 

Если же исследователь не знает, какого характера связи между переменными можно ожидать, то имеет смысл вместо гипотезы сформулировать цель или вопрос, который ставится в исследовании. Предположим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчины или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрессивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать исследовательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?» 

Если вы проводите исследование, основанное не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели исследования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессивности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а качественное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»шаблоны для dle 11.2

Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии

Сущность гипотезы

Определение 1

Гипотеза — это предположение, которое можно проверить на предмет ожидаемого результата опытным путем.

Психологические исследования часто проводятся путем разработки и проверки теорий. Теория является устоявшимся принципом, который был разработан, чтобы дать разумное объяснение некоторому явлению. Большинство теорий возникают из повторных наблюдений, проверок и других научных фактов, законов и проверенных гипотез.

В большинстве случаев дедуктивный подход используется для генерации определенных предсказаний из общих теорий. Процесс, посредством которого сделаны подробные предсказания относительно действительности теории, является проверкой гипотезы. Например, исследование, разработанное для изучения взаимосвязи между учебными привычками студентов и тревогой на экзамене, может иметь гипотезу, которая гласит: «Исследование разработано для оценки гипотезы о том, что учащиеся, которые изучали лучше, испытывали меньше беспокойства на экзаменах».

Значение гипотезы в психологическом исследовании

Гипотеза объясняет, что исследователь ожидает в качестве результата. Таким образом, роль гипотезы заключается в том, чтобы представить предпосылку, на которой основано психологическое исследование. Следовательно, хорошо разработанная гипотеза в психологии сможет дать исследователю направление эксперимента или исследования. Исследователь будет знать, какой тип данных собирать, методы оценки и измерения данных, как интерпретировать и делать выводы.

Поэтому гипотеза в психологических экспериментах имеет объяснительную силу. Гипотеза должна быть проверяемой и соответствовать текущим знаниям об определенных понятиях и факторах. Гипотеза также дает читателю прелюдию к эксперименту, и поэтому хорошая гипотеза для психологического изучения должна быть простой и краткой.

Гипотеза дает психологу неопределенное объяснение наблюдаемого факта, что вызывает чувство любопытства и, следовательно, вдохновляет и способствует расширению знаний в этой области. Гипотеза также дает исследователю утверждение, которое может быть проверено научными методами, и, следовательно, помогает определить тип метода исследования, который будет использоваться для исследований.

В психологических исследованиях гипотезы обычно основаны на существующих знаниях и теориях. Как таковые гипотезы в этой области функционируют как рабочий инструмент определенных теорий, которые должны быть доказаны или нуждаются в большем количестве знаний с точки зрения литературы или результатов.

Психология описывается как наука о психическом благополучии и касается как состояния, так и функционирования. Психологические исследования должны основываться на ряде теорий и гипотез. Имея проверяемую гипотезу, психологическое исследование становится действительным, поскольку оно может быть проверено.

В психологии существуют две основные эмпирические модели изучения и два типа гипотез, которые можно проверить. Различные подходы имеют дело с различными гипотезами. Существует:

  • причинно-следственная гипотеза
  • ассоциативная гипотеза.

Иногда они могут быть рассмотрены вместе.

Причинная гипотеза помогает психологу или исследователю наблюдать, как манипулирование одними факторами влияет на результаты других переменных в будущем. С другой стороны, ассоциативная гипотеза исследует частоту, с которой определенные события происходят. Причинно-следственная гипотеза использует случайное распределение экспериментальных методов исследования, то есть случайную выборку.

В общем, психологические исследования вращаются вокруг генерации гипотез и проверки их. Проверка гипотез помогает честно развивать другие теории. Многие исследования фокусируются на методах, в которых эти гипотезы проверяются, и меньше останавливаются на их стратегиях генерации. Сущность гипотезы определяет методы, которые будут использоваться для тестирования.

Формулировка гипотезы

Чем конкретнее гипотеза в исследовании, тем более интуитивным будет исследование, и, следовательно, результаты будут более действенными. Обычно гипотезы психологических исследований разрабатываются несколькими способами. Общим является индуктивное рассуждение, и в этой стратегии исследователь делает некоторые наблюдения.

Исследователь затем использует большую группу дедуктивных методов, чтобы создать гипотезу, которая является фальсифицируемой и практичной.

Гипотезы помогают исследованию опираться на современные знания в том смысле, что они формируются предшественниками теорий и проблем исследования, которые в большинстве случаев являются вопросами исследования. Например, вопрос о том, почему ученики испытывают беспокойство во время экзаменов. Проблема, которая можно сформулировать так: «Почему ученик испытывает беспокойство во время экзамена?», представляет собой очень широкое утверждение, которое невозможно проверить методом исследования.

Однако он может привлечь литературные взгляды. Чтобы изучить это, исследователь должен будет провести обзор литературы и использовать ранее полученные знания и интуицию, чтобы ответить на него. Однако интуиция не научна.

Исследовательская гипотеза объединяет проблему, чтобы сформировать концепцию, которая поддается проверке и фальсификации. Психолог должен создать реалистичную гипотезу, в которой будет разработан эксперимент. Затем исследователь будет продолжать ссылаться на гипотезу о мыслительном процессе и разработке решений исследовательской проблемы.

Психологи регулярно предлагают теории, чтобы объяснить, как ведут себя люди. При более неформальном подходе люди судят о других, их намерениях, мотивах и причинах определенных действий. Эти субъективные и анекдотические мнения подлежат проверке.

Гипотезы могут быть разработаны, где эти предположения или восприятие могут быть проверены с помощью научных методов в объектном и систематическом подходе. Уместно отметить, что тогда гипотеза не может быть ни доказана, ни опровергнута, скорее, следователь принимает или отвергает эту гипотезу. Когда гипотеза отклоняется, это приводит к разработке другой гипотезы, которая также может быть проверена.

Психологические гипотезы — это… Что такое Психологические гипотезы?


Психологические гипотезы
— предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.

Словарь по педагогической психологии. М. В. Гамезо. 2001.

  • Психологическая антропология
  • Психологическое состояние

Смотреть что такое «Психологические гипотезы» в других словарях:

  • Психологические гипотезы — предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологические типологии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Психологическая гипотеза — Психологические гипотезы предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в… …   Википедия

  • лингвистика когнитивная —         ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Корреляция — (Correlation) Корреляция это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин Понятие корреляции, виды корреляции, коэффициент корреляции, корреляционный анализ, корреляция цен, корреляция валютных пар на Форекс Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) …   Википедия

  • Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно …   Википедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия


Типы гипотез в научных исследованиях (и примеры) / психология

Существуют разные типы гипотез в научных исследованиях.. От нулевой, общей или теоретической гипотезы до дополнительной, альтернативной или рабочей гипотезы.

  • Статья по теме: «15 видов исследований (и их характеристики)»

Что такое гипотеза?

но, Что именно является гипотезой и для чего она нужна?? Гипотезы определяют возможные характеристики и результаты, которые могут существовать между определенными переменными, которые будут изучаться.

С помощью научного метода исследователь должен попытаться проверить правильность своей первоначальной (или основной) гипотезы. Это то, что обычно называют рабочей гипотезой. В других случаях исследователь имеет в виду несколько дополнительных или альтернативных гипотез.

Если мы рассмотрим эти рабочие гипотезы и альтернативы, мы найдем три подтипа: атрибутивные, причинные и ассоциативные гипотезы. Общие или теоретические гипотезы служат для установления связи (отрицательной или положительной) между переменными, в то время как рабочая гипотеза и альтернативы — это те, которые эффективно количественно определяют эту взаимосвязь..

С другой стороны, нулевая гипотеза отражает тот факт, что между изучаемыми переменными нет заметной связи. В случае, когда невозможно подтвердить, что рабочая гипотеза и альтернативная гипотеза верны, нулевая гипотеза принимается как правильная.

Хотя вышеупомянутые считаются наиболее распространенными типами гипотез, существуют также относительные и условные гипотезы. В этой статье мы раскроем все типы гипотез и то, как они используются в научных исследованиях..

Для чего нужны гипотезы??

Любое научное исследование должно быть начато с учетом одной или нескольких гипотез что предназначено для подтверждения или опровержения.

Гипотеза — не более чем гипотеза, которая может быть подтверждена или нет научным исследованием. Другими словами, гипотезы — способ, которым ученые должны поставить проблему, устанавливая возможные отношения между переменными.

Типы гипотез, используемые в научном исследовании

Существует несколько критериев, которым можно следовать при классификации типов гипотез, используемых в науке. Мы будем знать их ниже.

1. Нулевая гипотеза

Нулевая гипотеза относится к тому факту, что нет никакой связи между переменными, которые были предметом исследования. Это также называется «гипотезой об отсутствии отношений», но ее не следует путать с отрицательными или обратными отношениями. Проще говоря, изученные переменные не следуют конкретному образцу.

Нулевая гипотеза принимается, если научное исследование приводит к гипотезе работы и альтернативы не наблюдаются.

пример

«Нет никакой связи между сексуальной ориентацией людей и их покупательной способностью».

2. Общие или теоретические гипотезы

Общими или теоретическими гипотезами являются те, которые ученые устанавливают до начала исследования и концептуально, без количественной оценки переменных. Как правило, теоретическая гипотеза рождается из процессов обобщения через определенные предварительные наблюдения о явлении, которое они хотят изучить.

пример

«Чем выше уровень обучения, тем выше зарплата». В теоретических гипотезах есть несколько подтипов. Например, гипотезы о разнице указывают, что существует разница между двумя переменными, но они не измеряют их интенсивность или величину. Пример: «На факультете психологии учится больше студентов, чем студентов».

3. Рабочая гипотеза

Рабочая гипотеза используется для демонстрации конкретной взаимосвязи между переменными. через научное исследование. Эти гипотезы проверяются или опровергаются с помощью научного метода, поэтому их иногда называют также «операционными гипотезами». Как правило, рабочие гипотезы возникают из дедукции: основываясь на определенных общих принципах, исследователь принимает определенные характеристики конкретного случая. Рабочие гипотезы имеют несколько подтипов: ассоциативный, атрибутивный и причинный.

3.1. ассоциативный

Ассоциативная гипотеза определяет связь между двумя переменными. В этом случае, если мы знаем значение первой переменной, мы можем предсказать значение второй.

пример

«В первый год старшей школы учится вдвое больше учеников, чем во второй год старшей школы».

3.2. атрибутивный

Атрибутивная гипотеза — это та, которая используется для описания событий, которые происходят между переменными. Он используется для объяснения и описания реальных и измеримых явлений. Этот тип гипотезы содержит только одну переменную.

пример

«Большинству бездомных от 50 до 64 лет».

3.3. причинный

Причинная гипотеза устанавливает связь между двумя переменными. Когда одна из двух переменных увеличивается или уменьшается, другая увеличивается или уменьшается. Таким образом, причинная гипотеза устанавливает причинно-следственную связь между изучаемыми переменными. Чтобы идентифицировать причинную гипотезу, необходимо установить причинную связь или статистическую (или вероятностную) связь. Также возможно проверить эту связь путем опровержения альтернативных объяснений. Эти гипотезы следуют предпосылке: «Если X, то Y».

пример

«Если игрок тренируется 1 дополнительный час каждый день, его процент успеха в релизах увеличивается на 10%».

4. Альтернативные гипотезы

Альтернативные гипотезы пытаются предложить ответ на тот же вопрос, что и рабочие гипотезы.. Тем не менее, и как это можно сделать из ее наименования, альтернативная гипотеза исследует различные отношения и объяснения. Таким образом, можно исследовать различные гипотезы в ходе одного и того же научного исследования. Этот тип гипотезы также можно подразделить на атрибутивные, ассоциативные и причинно-следственные.

Больше типов гипотез, используемых в науке

Существуют и другие типы не очень распространенных гипотез, но они также используются в различных типах исследований. Они следующие.

5. Относительные гипотезы

Относительные гипотезы свидетельствуют о влиянии двух или более переменных о другой переменной.

пример

«Влияние снижения ВВП на душу населения на число людей, имеющих частные пенсионные планы, меньше, чем влияние сокращения государственных расходов на уровень недоедания среди детей»..

  • Переменная 1: снижение ВВП
  • Переменная 2: падение государственных расходов
  • Зависимая переменная: количество людей, которые имеют частный пенсионный план

6. Условные гипотезы

Условные гипотезы служат для указания того, что переменная зависит от значения двух других. Это тип гипотезы, очень похожий на причинную, но в этом случае есть две переменные «причина» и только одна переменная «эффект».

пример

«Если игрок получ

Психологическая гипотеза — это… Что такое Психологическая гипотеза?


Психологическая гипотеза

Психологическая гипотеза

Психологические гипотезы — предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Традиционно(вслед за Р.Готтсданкером и Н.В.Дружининым) понимание гипотезы дается как соотношения зависимой и независимых переменных. В педагогие, и частично в педагогической психологии, гипотезу рассматривают как трехчастное соотношение, посторенное по формуле: Если, то….,т.к….

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ночной Змей
  • Fuzz

Смотреть что такое «Психологическая гипотеза» в других словарях:

  • Психологическая совместимость — Психологическая совместимость  характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… …   Википедия

  • гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

  • Двухфакторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций  социально психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • Апперцепция — (латинск. apperceptio восприятие) термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и… …   Литературная энциклопедия

  • Двух-факторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций это теория в социальной психологии, которая рассматривает эмоцию как сочетание двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • ЛОПАТИН Лев Михайлович — (1 (13).06.1855, Москва 21.03.1920, Москва)    философ, общественный деятель. В 1875 г. поступил на историко филологический ф т Московского ун та, с к рым связана вся его последующая деятельность; в 1885 г. становится приват доцентом, а в 1892 г …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Гомосексуальность — Однополая семья …   Википедия

  • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

  • Наследственность — (физиол.) Под Н. разумеется способность организмов передавать свои свойства и особенности от одного поколения в другое, покуда длится самый процесс размножения. До сих пор нет не только удовлетворительной теории Н., которая объясняла бы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ — это… Что такое ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ?


ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

англ. hypothesis, alternative; нем. Alternativhypothese. Предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы; Г. а. утверждает положительную связь между изучаемыми переменными.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • ГИПОТЕЗА АД ХОК
  • ГИПОТЕЗА КАУЗАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ» в других словарях:

  • гипотеза альтернативная — гипотеза, согласно коей различия между выборками статистическими являются значимыми отражают соответственное различие внутри популяции или между популяциями, откуда взяты эти выборки. Обычно она соответствует рабочей гипотезе исследователя.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ — англ. hypothesis, alternative; нем. Alternativhypothese. Предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы; Г. а. утверждает положительную связь между изучаемыми переменными.   …   Толковый словарь по социологии

  • АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА — см. ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Альтернативная гипотеза — см. Гипотеза …   Энциклопедия права

  • Гипотеза — такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Гипотеза неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условие реализации нормы. Отсутствие… …   Элементарные начала общей теории права

  • альтернативная гипотеза — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN alternative hypothesis …   Справочник технического переводчика

  • альтернативная гипотеза (в криптографии) — альтернативная гипотеза — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации EN alternative hypothesis …   Справочник технического переводчика

  • Гипотеза уникальной Земли — Гипотеза уникальной Земли  предложенный ответ на парадокс Ферми, который объясняет, почему появление такой планеты, как Земля, следует считать очень маловероятным. Вместе с допущением о необходимой предпосылке появления высокоразвитых форм… …   Википедия

  • ГИПОТЕЗА, НУЛЕВАЯ — Гипотеза (1) об отсутствии различия, связи. В стандартном научном подходе проверки гипотез исследователь пытается показывать несостоятельность нулевой гипотезы. При этом подразумевается, что другая, альтернативная, взаимно исключающая гипотеза… …   Толковый словарь по психологии

  • Гипотеза — (от гр. hypothesis основание, предположение; англ. hypothesis) 1) в теории права структурная часть нормы права, определяющая категории лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при наличии которых она реализуется. В ней указываются… …   Энциклопедия права


Психологическая гипотеза — это… Что такое Психологическая гипотеза?


Психологическая гипотеза

Психологическая гипотеза

Психологические гипотезы — предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Традиционно(вслед за Р.Готтсданкером и Н.В.Дружининым) понимание гипотезы дается как соотношения зависимой и независимых переменных. В педагогие, и частично в педагогической психологии, гипотезу рассматривают как трехчастное соотношение, посторенное по формуле: Если, то….,т.к….

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ночной Змей
  • Fuzz

Смотреть что такое «Психологическая гипотеза» в других словарях:

  • Психологическая совместимость — Психологическая совместимость  характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… …   Википедия

  • гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

  • Двухфакторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций  социально психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • Апперцепция — (латинск. apperceptio восприятие) термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и… …   Литературная энциклопедия

  • Двух-факторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций это теория в социальной психологии, которая рассматривает эмоцию как сочетание двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • ЛОПАТИН Лев Михайлович — (1 (13).06.1855, Москва 21.03.1920, Москва)    философ, общественный деятель. В 1875 г. поступил на историко филологический ф т Московского ун та, с к рым связана вся его последующая деятельность; в 1885 г. становится приват доцентом, а в 1892 г …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Гомосексуальность — Однополая семья …   Википедия

  • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

  • Наследственность — (физиол.) Под Н. разумеется способность организмов передавать свои свойства и особенности от одного поколения в другое, покуда длится самый процесс размножения. До сих пор нет не только удовлетворительной теории Н., которая объясняла бы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *