Гуманистическое направление психологии личности
Особенности гуманистического подхода к пониманию личности
Определение 1
Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.
Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.
Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.
Замечание 1
Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.
Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.
Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:
- Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
- Принцип целостного характера человеческой природы.
- Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
- Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.
Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.
Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.
Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.
Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:
- Теория самоактуализации А. Маслоу.
- Теория личностных черт Олпорта.
- Теория личности Роджерса.
Теория самоактуализации А. Маслоу
Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.
Замечание 2
Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.
Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.
Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личностных черт Олпорта
Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.
Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.
Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:
- Уровень мотивов нужды.
- Уровень мотивов развития.
Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.
Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личности Роджерса
Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.
Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.
Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Личность в гуманистической психологии
Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, создающую себя «из ничего», оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев философии экзистенциализма. «Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом», утверждает один из американских авторов. По мнению Р. Мэй, Джемс предвосхитил сформулированное Ж.-П. Сартром кредо экзистенциализма: «Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции)».
Сартр (как и М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие лидеры экзистенциализма) выступил в существенно иных, нежели Джемс, общественно-исторических условиях. Это был период между двумя мировыми войнами, когда значительная часть интеллигенции переживала духовный кризис, утратив перед лицом эскалации милитаризма и фашизма веру в исторический прогресс и человеческий разум. Личность, каковой она дана в формах естественнонаучного и социального познания, истолковывалась как ирреальная проекция подлинного (экзистенциального) Я, пронизанного ощущениями тревожности, «заброшенности», трагизма и бессмысленности существования. Подобный взгляд на человека и получил впоследствии резонанс в психологических кругах, где его сторонники образовали направление, выступившее под именем гуманистической психологии и объявившее себя «третьим путем» по отношению к бихевиоризму и фрейдизму.
Центром направления стали США, а лидирующими фигурами К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Г. Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бйне, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал он, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.
Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через ее противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорируют такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), особых агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюком). Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики свободы воли и выступает только как нечто, определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка «грохотов бессознательного».
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем «ниже» той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Среди энтузиастов гуманистической психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов — к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой «жизненный план», а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми. Эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Гуманистическая психология выступила в качестве одного из таких путей.
В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических течений, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как «большую белую крысу», либо как «маленький компьютер») и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно). В конструктивном отношении моделям «расщепленного», «фрагментарного» человека гуманистическая психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее Я, ее «самости».
Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего «феноменального мира». Главная установка, по словам наиболее крупного представителя этой школы Карла Роджерса, должна состоять в «непрерывном фокусировании на феноменальном мире». Утверждалось, что при сосредоточенности на своем «феноменальном мире» индивид открывает Я как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, названную «терапия, центрированная на клиенте».
Чтобы успешно помочь клиенту, психотерапевт, по Роджерсу, должен выработать по отношению к нему «безусловное положительное отношение» (inconditional positive regard). Только в теплой эмоциональной атмосфере можно понять, как пациент переживает и организует свой мир; с другой стороны, лишь в такой атмосфере клиенту легче реинтегрировать собственную личность.
Идеи Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов и всех тех, кто по характеру своей деятельности непосредственно связан с людьми и необходимостью воздействовать на их поведение.
В плане категориального развития психологического познания гуманистическое направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с ее консолидацией в особую форму отражения «личностности» психического форму, отличную от других категорий (мотива, социального отношения, действия и т. д.) и вместе с тем внутренне связанную с ними.
Концепция личности в гуманистической психологии — КиберПедия
ОТВЕТ: Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.
Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.
Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Эти свойства, характерные для самоактуализирующейся личности, следующие:
· активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
· принятие себя и других людей такими, какие они есть;
· непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
· сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживания;
· обладание чувством юмора;
· развитые творческие способности;
· неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
· озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
· способность к глубокому пониманию жизни;
· установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
· способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
· непосредственная включенность в жизнь с полным noгружением в нее, так, как это обычно делают дети;
· предпочтение в жизни новых, непроторенных и непроторённых путей;
· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
· открытое и честное поведение во всех ситуациях;
· готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
· способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
· приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
· умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
· крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой, они руководствуются широкими и универсальными ценностями»).
На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».
Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.
18. Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии.
А.Маслоу: Личность как целое сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте,естественные(существенные для развития) движущие силы. Здесь слово естественный – значит, существенный для развития и саморазвития. Как полноценно функционирующий организм личность не имеет излишних органов. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Основной термин —самоактуализация– полное выражение собственных возможностей и способностей.
Пирамида потребностей человека состоит из 7 уровней:
Потребность в самоактуализации
Потребность в гармонии, эстетическая(потребность в упорядоченности мира)
Потребность в познании себя(познавательная, чистое познание себя, ради процесса)
Потребность в самоуважении
Потребность в принадлежности к социальному целому
Потребность в безопасности
Физиологические нужды
Важная закономерность: если потребность полностью удовлетворена, то она остается непредставленной психически в сознании. Психическая представленность обнаруживается, когда есть какие-либо затруднения. Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем снижения напряжения. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху.
Самоактуализация — потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность (реализуется человеком ради самого процесса), стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию.
8 путей самоактуализации:
Переживание без критики
Предпочтение выбора роста выбору страха
Прислушивание к голосу импульса
Честность, принятие на себя ответственности
Нонконформизм, независимость
Раскрытие своих возможностей
Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни
Отказ от психологических защит
Признаки самоактуализирующейся личности: принятие себя, других, природы; центрированность не на себе, а на деле, спонтанность (в суждениях), естественность и простота; потребность в уединении; автономия; трансценденция; чувство сопричастности и единения с другими; глубокие межличностные отношения, демократический, неавторитарный характер, различение средств добра и зла и пр.
Социальные отношения по Маслоу: Здесь сущ-ют 2 потребности: в группе и в самоуважении. Синергия – степень межперсональной кооперации в обществе. Межиндивидуальная синергия это продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы сост-щих ее частей). После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия (единство мысли и действия). Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт.
Представление о себе, собственно личность – совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного – целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) – единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность). Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, уровень плато-переживания – особые состояния, присущие самоактуализирующейся личности.
Фриц Перлз – основатель гештальт-терапии, (европейская гуманистич.психология) Необходимое условие существования человека как личности – контакт с другими! Человек выделяет себя из мотивационного поля (главное здесь – не перепутать себя с другими!), но он при этом должен иметь взаимдействия, контакт с другими, который может расширяться или сжиматься. Источник невроза – ригидность контактной границы, неспособность поддерживать баланс между расширением и сжатием.
Перлз выделил 5 уровней развития личности:
1. Уровень социальных штампов(социальных клише). Ситуация здесь должна быть стандартная (ситуация делового общения — Карнеги). Стандартная ситуация, однако, столь стандартной не является.
2. Уровень социальных игр: нет четких указаний, есть стратегии и тактики (Берн). У Берна также есть понятие сценария, как способа разрешения конфликтов через игру.
3. Выход за рамки игры — уровень тупика— упираемся в точку нерешительности. Негативный аспект тупика: тупик — это барьер, а барьер — это фрустрация… Но есть еще и позитивный аспект тупика, который состоит в том, что нужно полностью отказаться от социальных игр. Люди, которые фрустрируются на тупике — это те, у кого еще продолжается игра, они не хотят понять, что они уже в тупике (строительство коммунизма). А в тупике нельзя оглядываться назад: если ты попадешь в тупик, ты увидишь настоящую ситуацию. Тупик — это творческая задача, ее нельзя решить в опоре на прошлый опыт, социальные навыки, убеждения, привычки нам отказывают — можно только принять ситуацию, как данность и найти ее разрешение.
4. Если человек вышел из тупика, это ведет на уровень внутреннего взрыва, или переоценки ценностей («обратил глаза зрачками в душу…») — переструктурирование себя, своего взгляда на ситуацию.
5. Уровень внешнего взрыва.Это переструктурирование самой проблемы. Она казалась тупиковой, неразрешимой, а если посмотреть на нее иначе — она оказывается обычной, разрешимой и в каком-то смысле даже достаточно простой (как субъект, который был сложным, а научившись решать проблемы снова стал простым) – девушка в плену у царя
Роджерс —практик гуманистической психологии, создатель групп открытого общения — основного метода гуманистической психотерапии. Он также основатель метода исследования отдельного случая, на примере которого и может основываться личностное развитие. Он считает, что как человек себя представляет, таким он и является. Актуализация, по Роджерсу, это свойство, присущее всей живой природе, это стремление живого существа к росту, развитию и самостоятельности в соответствии с генетически заложенными возможностями (как семечко растения) – это и есть тенденция ксамоактуализации— самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Она врожденная (как семя стремиться стать деревом). Человек познает себя, наблюдая и оценивая свой опыт. Я это не конечное образование, а процесс. Люди не просто способны к личностному росту, а это является для них преобладающей тенденцией. Изначально предопределено, что личность должна развиваться, но это бывает не у всех. Лучше всего самоактуализация происходит в следующих психотерапевтических условиях: искренность и правдивость терапевта в выражении своих чувств; безоговорочное принятие клиента; эмпатическое восприятие человека, его внутреннего мира.
Телесный организм — телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом.
Социальный опыт, по Роджерсу – сознаваемый опыт, привлекаемый для развития, который необходимо верно представлять. Конгруэнтность– верное представление о другом, о социальном контакте. Роджерс выделяет 3 вида значений:
— Субъективное – личное мнение, собственная оценка другого и результат взаимодействия с ним, неконгруэнтно
— Объективное – экспертная оценка, оценка для многих, м.б. некогруэнтной
— Интерперсональное, субъект-субъектное знание, на нем основаны техники открытого общения. Конгруэнтность может быть достигнута только в группе. Знание передается от одного к другому, пока не будет достигнуто конгруэнтное, интерперсональное знание. Условие понимания себя – понимание других, эмпатия.
Представление о себе, собственно личность. Собственно личность, по Роджерсу – это организованный, связанный гештальт, находящийся в формировании по мере изменения ситуации. Характеристики полно развивающейся личности включают: открытость новому опыту; веру в свой организм; внутренний локус; стремление существовать в процессе
Собственно личность – реальное Я, внутренняя конгруэнтность, понимание собственных потребностей, адекватная самооценка. Чтобы была возможность развития необходимы противоречия в гештальте. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития, возможностях достижимых. Дистанция между реальным и идеальным Я – источник развития.