Что такое идеал в психологии человека
Вспомните, как часто мы произносим «идеальные условия жизни», «идеальные условия работы», «это мой идеал мужчины/женщины», «это идеальные отношения» и т. д. А теперь вспомните ситуации, когда представления об идеалах расходятся. Вплоть до того, что кто-то считает ужасным то, что для другого является идеальным и самым прекрасным. Почему так происходит? Почему представления об идеале отличаются, и что влияет на формирование представлений? Об этом нам сегодня предстоит поговорить.
Что такое идеал
Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.
Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т.
Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.
Как формируется идеал
Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:
Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага. Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.
Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.
По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума. В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.
Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.
Какую роль в жизни человека играет идеал
Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.
Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.
Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.
Перфекционизм как стремление к идеалу
Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.
Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:
Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.
Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.
Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.
Послесловие
Здоровая Я-концепция важна для гармоничного и нормального развития личности. И это справедливо для всего, что нас окружает. Мы должны представлять идеальную жизнь, идеального себя. Мы должны мечтать об этом и тянуться к этому. Но нельзя выдвигать завышенные ожидания и требования. Нужно помнить об индивидуально-психологических особенностях, которые влияют на возможности и способности людей.
Ничего не найдено для % request_words%
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуДети Взрослые и дети Воспитание детей Дети и родители Дети с особыми потребностями Детская психология Особый ребенок Развитие детейЖизнь Активность человека Безопасность и комфорт Болезни Быт Вера Дизайн и интерьер Добро и зло Жизненные силы Организация жизни Паранормальные явления Позитив Свобода Смерть Смысл жизни Стресс Суеверия и мифы Счастье Творчество Трудности и неудачи Успех и богатство Человек-творец жизни ЮморНовостиОбщество Взаимоотношения на предприятии Влияние (манипуляции) Возрастные отличия Гендерные отличия Гениальность Групповое сознание Группы Досуг Знакомство Идеалы и кумиры Классовые, социальные отличия Конфликты Красота Культура Личность в группе Малая группа и коллектив Межличностные отношения Обучение Общение Поддержка при безработице и трудоустройстве Преступность Прогресс Професиональное ориентирование Психология влияния Психология масс Психология толпы Психология управления и лидерства Психология экстримальных ситуаций Регресс Секты СМИ Состояние общества Социальные роли и социальный статус Стереотипы Субкультуры Ценности Человек и общество Этнические отличияОтношения Вражда Девочки Дружба Любовь Мальчики Мужчина и женщина Особенности поведения Самопожертвование Сожительство ТорговляПо возрастам Дошкольники Зрелость Младенчество Подростки Раннее детство Старость ЮностьПомощь психолога Воспитание и перевоспитание, самовоспитание Диагностика Дыхательные техники Консультации Коррекция Профилактика Психотерапия Реабилитация Релаксация Советы и рекомендации Тренинги УпражненияПопулярноеПсихологические нарушения Депрессия и суицид Личностные нарушения и расстройства Пищевые проблемы Поведенческие проблемы Проблемы в отношениях Психологические травмы Тревоги и фобииРабота Вхождение в коллектив Выбор работы Как правильно отдыхать Лидеры и ведомые Отношения на работе Увольнение и потеря работы Удовлетворенность работойРазделы психологии Возрастная психология Дифференциальная психология Клиническая психология Педагогическая психология Пренатальная, перинатальная и неонатальная психология Психология брака Психология личности Психология познавательных процессов Психология семьи Психология труда Социальная психологияСемья Бабушки и дедушки Брак Взаимоотношения партнеров, состояние и помощь супруга Выбор партнера Заключение брака и развод Материнство и родительство Насилие Неполная семья Обучение ребенка Обязанности и права Особенности становления брака Повторный брак Поддержка и состояние матерей-одиночек Психологическая подготовка к родам Психологические проблемы роженицы Работа над отношениями Разлад Сексуальная жизнь Семейное воспитание Семья в индивидуально-психологическом контексте Семья в историческом контексте Семья как социальный институт Становление и развитие семьиЧеловек Будущее, прошлое, настоящее Внимание Внутренний мир Воля Воображение Восприятие Выбор жизненного пути Деятельность Душа Здоровье (психическое и физическое) Знания, умения, навыки и привычки Зона комфорта Индивидуальность Интересы Кривая дорожка Критика и самооценка Личностные проблемы и дискомфортные состояния Личность Мотивация Мотивы Мышление Образ жизни Ощущения Память Потребности Представления Психические состояния Работа над собой Развитие Речь Самоконтроль Самопринятие Сознание и подсознание Способности Тело Темперамент Характер Эмоции Эмоции и чувства Эмоционально-волевая регуляцияНичего не найдено для % request_words%
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуДети Взрослые и дети Воспитание детей Дети и родители Дети с особыми потребностями Детская психология Особый ребенок Развитие детейЖизнь Активность человека Безопасность и комфорт Болезни Быт Вера Дизайн и интерьер Добро и зло Жизненные силы Организация жизни Паранормальные явления Позитив Свобода Смерть Смысл жизни Стресс Суеверия и мифы Счастье Творчество Трудности и неудачи Успех и богатство Человек-творец жизни ЮморНовостиОбщество Взаимоотношения на предприятии Влияние (манипуляции) Возрастные отличия Гендерные отличия Гениальность Групповое сознание Группы Досуг Знакомство Идеалы и кумиры Классовые, социальные отличия Конфликты Красота Культура Личность в группе Малая группа и коллектив Межличностные отношения Обучение Общение Поддержка при безработице и трудоустройстве Преступность Прогресс Професиональное ориентирование Психология влияния Психология масс Психология толпы Психология управления и лидерства Психология экстримальных ситуаций Регресс Секты СМИ Состояние общества Социальные роли и социальный статус Стереотипы Субкультуры Ценности Человек и общество Этнические отличияОтношения Вражда Девочки Дружба Любовь Мальчики Мужчина и женщина Особенности поведения Самопожертвование Сожительство ТорговляПо возрастам Дошкольники Зрелость Младенчество Подростки Раннее детство Старость ЮностьПомощь психолога Воспитание и перевоспитание, самовоспитание Диагностика Дыхательные техники Консультации Коррекция Профилактика Психотерапия Реабилитация Релаксация Советы и рекомендации Тренинги УпражненияПопулярноеПсихологические нарушения Депрессия и суицид Личностные нарушения и расстройства Пищевые проблемы Поведенческие проблемы Проблемы в отношениях Психологические травмы Тревоги и фобииРабота Вхождение в коллектив Выбор работы Как правильно отдыхать Лидеры и ведомые Отношения на работе Увольнение и потеря работы Удовлетворенность работойРазделы психологии Возрастная психология Дифференциальная психология Клиническая психология Педагогическая психология Пренатальная, перинатальная и неонатальная психология Психология брака Психология личности Психология познавательных процессов Психология семьи Психология труда Социальная психологияСемья Бабушки и дедушки Брак Взаимоотношения партнеров, состояние и помощь супруга Выбор партнера Заключение брака и развод Материнство и родительство Насилие Неполная семья Обучение ребенка Обязанности и права Особенности становления брака Повторный брак Поддержка и состояние матерей-одиночек Психологическая подготовка к родам Психологические проблемы роженицы Работа над отношениями Разлад Сексуальная жизнь Семейное воспитание Семья в индивидуально-психологическом контексте Семья в историческом контексте Семья как социальный институт Становление и развитие семьиЧеловек Будущее, прошлое, настоящее Внимание Внутренний мир Воля Воображение Восприятие Выбор жизненного пути Деятельность Душа Здоровье (психическое и физическое) Знания, умения, навыки и привычки Зона комфорта Индивидуальность Интересы Кривая дорожка Критика и самооценка Личностные проблемы и дискомфортные состояния Личность Мотивация Мотивы Мышление Образ жизни Ощущения Память Потребности Представления Психические состояния Работа над собой Развитие Речь Самоконтроль Самопринятие Сознание и подсознание Способности Тело Темперамент Характер Эмоции Эмоции и чувства Эмоционально-волевая регуляцияИдеалы.
Основы общей психологииИдеалы
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаемнечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждениемчеловека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.
Идеалможет выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.
Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал — это аскетический, но занимающийся ростовщичествомскряга и аскетический, но производящий раб«. 193 Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. <…> Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.
В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. <…>
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
* * *
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, — значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.
В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значительному — руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.
Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чегочеловек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а чтоон может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесЭГО ИДЕАЛ — это… Что такое ЭГО ИДЕАЛ?
Эго-идеал — (Ego ideal). Аспект суперэго, содержащий определенные стандарты совершенства, которым ребенка учили родители. Эго идеалом индивид руководствуется, когда ставит перед собой цели, достижение которых приводит к повышению самооценки и чувству… … Теории личности: глоссарий
Эго идеал – в психоанализе — представление индивида о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер Эго, вызывает чувство вины, тогда как поведение, конфликтующее с … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Супер-Эго — (superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго идеал … Психология развития. Словарь по книге
Я (Эго, SELF) — понятие, предназначенное, во первых, для обозначения действующего, агента, актора, во вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника ее активной деятельности, в третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, ее… … Современный философский словарь
Развитие эго (ego development) — Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2 3 года жизни; б) при описании развития всех … Психологическая энциклопедия
СВЕРХ-Я (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) — понятие и гипотетический конструкт; традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно репрессивном характере по отношению к человеческому Я институтов социализации, а также структур… … История Философии: Энциклопедия
Поддерживающий уход (supportive care) — Американское об во и американская психология относятся к зависимости чел. от кого либо с оттенком осуждения, хотя на самом деле это вполне нормальное явление челов. жизни. Люди рождаются совершенно беспомощными и полностью зависят от окружения,… … Психологическая энциклопедия
психические инстанции: воображаемое, символическое, реальное — Франц. LES INSTANCES PSYCHIQUES: IMAGINAIRE, SYMBOLIQUE, REEL. Понятия в психоаналитической концепции Ж. Лакана. Структура человеческой психики у Лакана выглядит как сфера сложного и про тиворечивого взаимодействия трех составляющих:… … Постмодернизм. Словарь терминов.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зависимость (dependency) — З. это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел… … Психологическая энциклопедия
Новости |
Идеал-Я — Понятие, введенное Фрейдом во второй теории психического аппарата, — инстанция личности, возникающая в результате соединения нарциссизма (идеализация Я) и самоидентификации с родителями — с их заместителями и коллективными идеалами. В качестве отдельной инстанции Идеал-Я — это образец, которому стремится следовать субъект. В работах Фрейда трудно вычленить строгий смысл понятия Идеал-Я. Перемены в его значении связаны с разработкой понятия Сверх-Я и шире — второй теории психического аппарата. Так, в «Я и Оно» Идеал-Я и Сверх-Я выступают как синонимы, а в других текстах роль идеала выполняется отдельной инстанцией или же отдельной подструктурой в составе Сверх-Я. Понятие Идеал-Я впервые появляется в работе «К введению в нарциссизм» для обозначения относительно независимого внутрипсихического образования, которое служит для Я точкой отсчета при оценке своих реальных достижений. Его возникновение связано с нарциссизмом: «То, что человек ставит перед собой в качестве идеала, есть лишь замена утраченного нарциссизма его детства, когда он был идеалом для самого себя». Это состояние нарциссизма, которое Фрейд уподобляет бреду величия, ребенок преодолевает, прежде всего , под воздействием родительской критики. Следует отметить, что эту критику, интериоризированную в качестве особой психической инстанции — инстанции цензуры и самонаблюдения, — Фрейд в своей работе о нарциссизме систематически отличает от Идеал-Я: эта инстанция «постоянно наблюдает за актуальным Я и сопоставляет его с идеалом». Психоаналитическая литература свидетельствует о том, что понятие Сверх-Я не устранило понятия Идеал-Я. Большинство авторов их различают. По поводу Идеал-Я существует относительное согласие во взглядах; напротив, мнения расходятся по вопросу о его отношениях со Сверх-Я и с нравственным сознанием. Ситуация осложняется тем, что ряд авторов то следуют за Фрейдом, понимая Сверх-Я как целостную структуру, состоящую из отдельных подструктур, то осмысливают его как «голос сознания» с его запретами.
Помощь психологов, психотерапевтов; психотерапевты, психологи Москвы . |
Ценности общества и ценности личности
Дмитрий Алексеевич Леонтьев,
доктор психологических наук, профессор, факультет психологии МГУ
Тезисы доклада
1. Понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности (Леонтьев, 1996а):
А. Ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность
Б. Ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом.
В. Ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга).
Г. Признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей.
Д. Признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций.
Е. Социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).
2. Рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия):
А. Общественные идеалы. Это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.
Б. Предметно воплощенные ценности. Общественные идеалы даны нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование.
В. Личностные ценности. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы. Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности.
3. Личностные ценности как элементы структуры личности занимают в ней то же место, что и потребности – место устойчивых источников побуждений, в конкретной ситуации порождающих во взаимодействии и конкуренции с другими подобными источниками мотивы текущей деятельности. Личностные ценности и потребности функционально идентичны, выполняя в жизнедеятельности одну и ту же функцию, однако различаются по ряду признаков, связанных с тем, что человек как субъект потребностей взаимодействует с миром в одиночку, а как субъект ценностей – как часть целого. В ходе возрастного развития и социализации личности к потребностям как исходно единственным источникам побуждений прибавляются личностные ценности и между ними устанавливается баланс, хотя в индивидуальных случая он может заметно нарушаться. Соотношение потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности является существенной индивидуальной характеристикой личности (Леонтьев, 1996б).
Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп (Леонтьев, 1997).
4. Ценностной основой социальных отношений и социального поведения людей служит трансляция в обществе ценностных содержаний через посредство, в частности, социальных символов и артефактов. Их ценностное содержание чаще всего не осознается людьми, однако подспудно улавливается ими и влияет на формирование отношения индивидов к тем или иным социальным объектам, символам и артефактам. Так, есть данные, говорящие о том, что степень сходства ценностей организации и работника позволяют предсказывать лояльность работника организации. Согласно другим данным, воспринимаемая степень сходства между ценностями, приписываемыми политическому лидеру, и собственными ценностными ориентациями значимо коррелирует с готовностью голосовать за этого лидера (Леонтьев, Дубровина, 2001). В ряде экспериментальных работ на материале музыки и живописи, а также печатной и телевизионной рекламы, политических образов, телевизионных каналов, пословиц и др. (Леонтьев и др., 1997-2008) подтвердились гипотезы о том, что реципиенты усматривают в них довольно конкретный набор ценностей.
Можно предположить, что социальные объекты и категории ассоциированы в сознании людей с определенным ценностным ореолом, образованным набором иерархически упорядоченных ценностей. Этот набор отличается индивидуальным своеобразием для каждого объекта и устойчиво воспроизводится разными респондентами или выборками респондентов. Субъективные отношения респондентов к указанным социальным объектам и категориям существенным образом определяются соотношением ценностей, атрибутируемых данному социальному объекту, с ценностными ориентациями самих респондентов.
5. Развиваемый неклассический ценностный подход, главной чертой которого является положение о циркуляции ценностных содержаний между общественным сознанием, культурными артефактами и деяниями и индивидуальной мотивацией (Leontiev, 2007), открывает новые перспективы для изучения динамики ценностей как в социокультурном, так и в индивидуально-психологическом аспекте рассмотрения.
Ego Ideal | Encyclopedia.
comКонцепция идеала эго впервые появилась в книге Зигмунда Фрейда «О нарциссизме: введение» (1914c). Идеал эго заменяет нарциссизм, утраченный в детстве, и обещает возможную реализацию нарциссизма в будущем. Концепция идеала эго Фрейда поддержала другие, более ранние концепции, такие как моральная совесть, цензура и чувство собственного достоинства, и сделала возможным оригинальное понимание формирования массового движения и его отношения к лидеру (1921c).
Идеальное эго и суперэго вместе с идеальным эго образуют группу агентств, которые следует четко различать, хотя Фрейд иногда использовал первые два как взаимозаменяемые. Фрейд представил суперэго в «Эго» и Id (1923b). Это позволило ему отличить нормативный аспект психики (суперэго) от мотивационного аспекта, направленного на достижение цели (идеал эго). Однако изначально эти два аспекта присутствовали в идеале эго, который также не отличался от идеального эго.Это отсутствие дифференциации вновь проявилось в новых вводных лекциях по психоанализу (1933a [1932]), где идеал эго стал функцией суперэго.
Идеал эго формируется, когда ребенок под решающим влиянием родителей, педагогов и других людей из окружающей среды вынужден отказаться от своего инфантильного нарциссизма. Это стало возможным благодаря формированию такого заменителя, идеала эго, который оставляет открытой возможность того, что в будущем ребенок сможет воссоединиться с эго и идеалом.Это развитие идеала эго ребенка, объединенного здесь с суперэго, происходит через идентификацию ребенка с родителями или, точнее, с родительским суперэго. В книге «Эго и идентификатор» (1923b) Фрейд указывает на то, что суперэго развивается из отождествления с отцовской моделью. Чтобы произошла идентификация, необходимо сублимировать эротический компонент. В результате у него больше нет сил связывать деструктивный компонент психики. Все это создает либидинозный раскол.Следовательно, Суперэго становится грубым, даже саморазрушительным. Из этого возникает чувство бессознательной вины, и в меланхолии ребенок находит тот же идеал эго, отделенный от эго, бушующий против него.
Идеал эго требует от субъекта изменений для достижения идеала, но существование идеала эго не означает, что субъект преуспел в достижении этой цели. «Человек, который сменил свой нарциссизм на поклонение идеалу высокого эго, не обязательно по этой причине преуспел в сублимации своих либидинозных инстинктов» (1914c, p.94). Таким образом, идеалист может отказаться видеть реальность, в том числе и свой собственный либидинозный опыт, даже если он ничего не сублимировал, в смысле модификации цели и объекта влечения.
В той степени, в которой идеал эго объединен с суперэго, он включает моральную совесть, которая постоянно сравнивает реальное эго с идеалом эго. Точно так же цензура и подавление сновидений могут быть связаны с идеалом эго. Фактически, идеал эго включает в себя все ограничения, которым оно должно подчиняться, чтобы соответствовать образу, отделенному от его собственного нарциссизма и проецируемому перед ним.Идеал эго — это не только критик; когда что-то в эго совпадает с идеалом эго, это также может вызвать ощущение триумфа, в котором повышается самооценка.
Когда идеал эго заменяется идеализированным объектом, идеал эго может быть замкнут накоротко, разжигая эго. «Во многих формах выбора любви даже очевидно, — писал Фрейд, — что объект служит заменой некоего недостижимого нашего собственного идеала эго» (1921c, стр. 112). Это понятие привело Пьеру Оланье (1979) к разработке концепции отчуждения, в которой отношения имеют либидинозный характер, поскольку в них участвует другой субъект, объект (например, азартные игры или наркотики) или даже деятельность (спорт, работа).
С концепцией идеального эго Фрейд значительно обогатил понимание групповой психологии. Начиная с анализа отношений между гипнотизером и гипнотизером, он определил группу как «количество людей, которые поставили один и тот же объект на место своего идеала эго и, следовательно, идентифицировали себя друг с другом в своем эго» ( 1921с, стр.116). Тогда все в группе коллективно способны подвергнуться тому, что представляет собой этот теперь коллективный идеал эго. Последствия хорошо известны. «Критика, осуществляемая этим агентством [идеалом эго], молчит; все, что объект делает и чего требует, правильно и безупречно. Совесть не применима ни к чему, что делается ради объекта; в слепоте любви безжалостность доведен до уровня преступления. Всю ситуацию можно полностью резюмировать формулой: объект был поставлен на место идеала эго »(1921с, стр. 113).
Даниэль Лагаш (1961), обсуждая структуру личности, определил понятие «героической идентификации», нарциссический идеал всемогущества, который позволил ему объяснить некоторые аспекты преступного поведения.Жанин Шассеге-Смиржель (1985) определила различные возможные исходы идеального эго, как извращенные, так и творческие.
Софи де Михолла-Меллор
См. Также: Отчуждение; Невроз характера; Коллективная психология; Героическая личность; Эго идеальное / идеальное эго; Нарциссический перенос; Самооценка; Стыд.
Библиография
Aulagnier, Piera. (1979). Les destins du plaisir: Aliénation, amour, passion . Париж: Press Universitaires de France.
Шассеге-Смиржель, Жанин. (1985). Идеал эго: психоаналитическое эссе о болезни идеала (Пол Барроуз, Пер.). Лондон: Бесплатные книги ассоциации. (Оригинальная работа опубликована в 1975 г.)
Фрейд, Зигмунд. (1914c). О нарциссизме: введение. SE , 14: 67-102.
——. (1921c). Групповая психология и анализ эго. SE , 18: 65-143.
——. (1923b). Эго и идентификатор. SE , 19: 1-66.
——.(1933a [1932]). Новые вводные лекции по психоанализу. SE , 22: 1-182.
Лагаш, Даниэль. (1961). Психанализ и структура личности. Psychanalyse , 6 , 5-54.
Дополнительная литература
Blos, Peter. (1974). Генеалогия идеала эго. Психоаналитическое исследование ребенка , 29 , 43-88.
Deutsch, Helene. (1964). Некоторые клинические соображения об идеале эго. Журнал Американской психоаналитической ассоциации , 12 , 512-516.
Милрод, Дэвид. (1990). Идеал эго. Психоаналитическое исследование ребенка , 45 , 43-60.
Розенфельд, Герберт. (1962). Суперэго и эго-идеал. Международный журнал психоанализа , 43 , 258-263.
Сандлер, Джозеф. и другие. (1963). Идеал эго и идеальное я. Психоаналитическое исследование ребенка , 18 , 139-158.
Шафер, Рой. (1967). Идеалы, идеал эго и идеальное я. Психологические вопросы , 18 , 129-174.
Понимание роли Суперэго Фрейда
Согласно психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда, суперэго — это компонент личности, состоящий из интернализованных идеалов, которые мы заимствовали от наших родителей и общества. Суперэго работает, чтобы подавить побуждения Ид и пытается заставить эго вести себя морально, а не реалистично.
В теории психосексуального развития Фрейда суперэго является последним развивающимся компонентом личности.Ид — это основная, изначальная часть личности; присутствует с рождения. Эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Наконец, суперэго начинает проявляться в возрасте пяти лет.
Идеалы, которые способствуют формированию суперэго, включают не только мораль и ценности, которым мы учимся от наших родителей, но также идеи правильного и неправильного, которые мы получаем от общества и культуры, в которой мы живем.
Части Superego
В психологии суперэго можно разделить на два компонента: идеал эго и совесть (что может быть более знакомо как понятие).
Идеал Эго
Идеал эго — это часть суперэго, которая включает в себя правила и стандарты хорошего поведения. К такому поведению относятся те, которые одобряются родителями и другими авторитетными лицами. Соблюдение этих правил приводит к чувству гордости, ценности и достижений. Нарушение этих правил может вызвать чувство вины.
Идеал эго часто рассматривается как образ, который у нас есть о наших идеальных «я» — людях, которыми мы хотим стать. Именно этот образ идеального человека, часто создаваемый по образцу людей, которых мы знаем, мы считаем эталоном того, кем мы стремимся быть.
Совесть
Совесть состоит из правил, по которым поведение считается плохим. Когда мы совершаем действия, соответствующие идеалу эго, мы чувствуем себя хорошо или гордимся своими достижениями. Когда мы делаем то, что наша совесть считает плохим, мы испытываем чувство вины.
Голы Суперэго
Первичное действие Супер-Эго — полностью подавить любые побуждения или желания Ид, которые считаются неправильными или социально неприемлемыми.Он также пытается заставить эго действовать морально, а не реалистично. Наконец, Суперэго стремится к нравственному совершенству, не принимая во внимание реальность.
Суперэго также присутствует на всех трех уровнях сознания. Из-за этого мы иногда можем испытывать чувство вины, не понимая, почему мы так себя чувствуем. Когда Суперэго действует в сознании, мы осознаем возникающие в результате чувства. Однако, если Суперэго действует бессознательно, чтобы наказать или подавить Ид, мы можем в конечном итоге испытать чувство вины и не понять, почему мы так себя чувствуем.
«Содержимое [Супер-Эго] по большей части сознательно и поэтому может быть непосредственно получено с помощью эндопсихического восприятия. Тем не менее, наша картина Супер-Эго всегда имеет тенденцию становиться туманной, когда между ним и эго существуют гармоничные отношения.
Затем мы говорим, что они совпадают, т.е. в такие моменты суперэго не воспринимается как отдельный институт ни для самого субъекта, ни для стороннего наблюдателя. Его очертания становятся ясными только тогда, когда оно враждебно противостоит эго или, по крайней мере, критика », — написала Анна Фрейд в своей книге 1936 года« Эго и механизмы защиты ».»
«Суперэго, как и Ид, становится ощутимым в состоянии, которое оно производит внутри эго: например, когда его критика вызывает чувство вины», — объяснила Анна Фрейд.
Самостоятельная концепция | Просто Психология
- Социальная Психология
- Я-концепция
Я-концепция
Доктор Сол МакЛеод, опубликовано в 2008 г.
Я-концепция — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то думает, оценивает или воспринимает себя.Осознавать себя — значит иметь представление о себе.
Баумейстер (1999) дает следующее определение самооценки:
«Вера человека в себя, включая его атрибуты, а также то, кем и чем является я».
Я-концепция — важный термин как для социальной, так и для гуманистической психологии. Льюис (1990) предполагает, что развитие концепции Я имеет два аспекта:
(1) Экзистенциальное Я (1) Экзистенциальное Я
Это «самая основная часть Я-схема или Я-концепция; чувство отделенности и отличия от других и осознание постоянства себя »(Bee, 1992).
Ребенок осознает, что они существуют отдельно от других и продолжают существовать во времени и пространстве.
Согласно Льюису, осознание экзистенциального «я» начинается в возрасте двух-трех месяцев и возникает частично из-за отношений ребенка с миром. Например, ребенок улыбается, а кто-то улыбается в ответ, или ребенок касается мобильного телефона и видит, как он движется.
(2) Категориальное Я (2) Категориальное ЯОсознав, что он или она существует как отдельное переживающее существо, ребенок затем начинает осознавать, что он или она также является объектом в Мир.
Подобно тому, как другие объекты, включая людей, обладают свойствами, которые можно испытать (большой, маленький, красный, гладкий и т. Д.), Ребенок осознает себя как объект, который можно испытать и который имеет свойства.
«Я» тоже можно разделить на такие категории, как возраст, пол, размер или навыки. Две из первых применяемых категорий — это возраст («Мне 3 года») и пол («Я девушка»).
В раннем детстве. Категории, которые дети применяют к себе, очень конкретны (например,г., цвет волос, рост и любимые вещи). Позже самоописание также начинает включать ссылки на внутренние психологические черты, сравнительные оценки и то, как их видят другие.
Карл Роджерс (1959) считает, что самооценка состоит из трех различных компонентов:
• Ваше представление о себе (самооценка)
• Какую ценность вы придаете себе (самооценка или самооценка) стоит)
• Каким бы вы хотели быть на самом деле (идеальное Я)
Я-образ
(каким вы себя видите)Я-образ
(каким вы себя видите)Это не обязательно должны отражать реальность.Действительно, худой человек с анорексией может иметь представление о себе, в соответствии с которым он считает себя толстым. На самооценку человека влияют многие факторы, такие как влияние родителей, друзей, средства массовой информации и т. Д.
Кун (1960) исследовал самооценку с помощью Тест двадцати утверждений . Он просил людей ответить на вопрос «Кто я?» 20 различными способами.
Он обнаружил, что ответы можно разделить на две основные группы. Это были социальные роли, (внешние или объективные аспекты самого себя, такие как сын, учитель, друг) и черты личности (внутренние или аффективные аспекты самого себя, такие как общительность, нетерпеливость, юмористичность).
Список ответов на вопрос «Кто я?» вероятно, включите примеры каждого из следующих четырех типов ответов:
1) Физическая характеристика : Я высокий, у меня голубые глаза … и т. д.
2) Социальные роли : Мы все социальные существа, поведение которых в некоторой степени определяется ролями, которые мы играем. Такие роли, как студент, домохозяйка или член футбольной команды, не только помогают другим узнать нас, но и помогают нам узнать, чего от нас ждут в различных ситуациях.
3) Личные качества : Это третье измерение наших самоописаний. «Я импульсивный … Я щедрый … Я склонен много волноваться» … и т. Д.
4) Экзистенциальные утверждения (абстрактные): они могут варьироваться от «Я дитя вселенной» до «Я человек» и «Я духовное существо» и т. Д. .
Обычно молодые люди описывают себя больше с точки зрения личных качеств, тогда как пожилые люди чувствуют себя определяемыми в большей степени своими социальными ролями.
Самоуважение
(степень вашей самооценки)Самооценка
(степень вашей самооценки)Самоуважение (также известное как самооценка) относится к степени которые мы любим, принимаем или одобряем, или насколько мы себя ценим.
Самоуважение всегда предполагает определенную степень оценки, и мы можем иметь как положительное, так и отрицательное мнение о себе.
Высокая самооценка (мы положительно относимся к себе)
Это обычно ведет к
- Уверенность в своих силах
- Самопринятие
- Не беспокоиться о том, что думают другие
- Оптимизм
Низкий самооценка (мы негативно относимся к себе)
Это обычно приводит к
- Отсутствие уверенности
- Хочу быть / выглядеть как кто-то другой
- Всегда беспокоиться о том, что другие могут подумать
- Пессимизм
Есть несколько способов измерения самооценки.Например, опросник Harrill Self Esteem Inventory представляет собой анкету, состоящую из 15 утверждений о диапазоне интересов. Другой пример — Тематический апперцепционный тест (TAT), который представляет собой нейтральную карикатуру, которую выдают участнику, который затем должен придумать историю о том, что происходит.
Морс и Герген (1970) показали, что в неопределенных или вызывающих тревогу ситуациях наша самооценка может быстро измениться. Участников ждали собеседование в приемной. Их посадили с другим кандидатом (сообщником экспериментатора) в одном из двух условий:
A) Mr.Чисто — одет в элегантный костюм, с портфелем, в котором видны логарифмическая линейка и книги.
B) Мистер Грязный — одетый в старую футболку и джинсы, сутулый над дешевым секс-романом.
Самоуважение участников Mr. Dirty повысилось, а участников Mr. Clean снизилось! Никакого упоминания о том, как это повлияло на поведение испытуемых в интервью, не упоминалось.
Уровень самооценки влияет на производительность при выполнении множества задач (Coopersmith, 1967), так что можно было ожидать, что г-н.Грязные предметы лучше выполнять, чем мистер Клин.
Даже при том, что самооценка может колебаться, бывают моменты, когда мы продолжаем верить в хорошее о себе, даже когда существуют доказательства обратного. Это известно как эффект настойчивости.
Миллер и Росс (1975) показали, что люди, которые считали, что они обладают социально желательными характеристиками, продолжали придерживаться этой веры даже тогда, когда экспериментаторы пытались убедить их в обратном.
То же самое происходит с плохими вещами, если у нас низкая самооценка? Может быть, нет, возможно, с очень низкой самооценкой все, что мы думаем о себе, может быть плохим.
Аргайл (2008) считает, что на самооценку влияют 4 основных фактора.
1. Реакция окружающих
Если люди восхищаются нами, льстят нам, ищут нашу компанию, внимательно слушают и соглашаются с нами, мы склонны развивать положительное представление о себе. Если они избегают нас, пренебрегают нами, рассказывают о себе то, что мы не хотим слышать, у нас формируется негативное представление о себе.
2. Сравнение с другими
Если люди, с которыми мы сравниваем себя (наша референтная группа), кажутся более успешными, счастливыми, богаче, лучше выглядящими, чем мы сами, мы склонны формировать негативное представление о себе, НО если они менее успешны чем у нас будет позитивный имидж.
3. Социальные роли
Некоторые социальные роли имеют престиж, например, врач, пилот авиакомпании, телевидение. ведущий, футболист премьер-лиги, а это способствует повышению самооценки. Другие роли несут клеймо. Например, заключенный, пациент психиатрической больницы, сборщик мусора или безработный.
4. Идентификация
Роли существуют не просто так. Они также становятся частью нашей личности, то есть мы отождествляем себя с занимаемыми позициями, ролями, которые мы играем, и группами, к которым мы принадлежим.
Но не менее важным, чем все эти факторы, является влияние наших родителей! (См. Исследование Куперсмита.)
Идеальное Я
(кем бы вы хотели быть)Идеальное Я
(кем бы вы хотели быть)Если есть несоответствие между тем, как вы себя видите (например, самим собой) изображение) и кем бы вы хотели быть (например, своим идеалом), то это, вероятно, повлияет на то, насколько вы себя цените.
Следовательно, существует тесная связь между самооценкой, эго-идеалом и самооценкой. Психологи-гуманисты изучают это с помощью метода Q-сортировки.
Идеальное «я» человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыте человека.Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.
Когда идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.
Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Роджер считал, что для того, чтобы человек смог реализовать себя, он должен находиться в состоянии конгруэнтности.
Майкл Аргайл (2008) говорит, что есть четыре основных фактора, которые влияют на его развитие:
- То, как другие (особенно важные) реагируют на нас.
- Как мы думаем, что мы сравниваем с другими
- Наши социальные роли
- Степень, в которой мы идентифицируем себя с другими людьми
McLeod, SA (2008). Самостоятельная концепция .Просто психология. https://www.simplypsychology.org/self-concept.html
Ссылки на стиль APAАргайл, М. (2008). Социальные встречи: Вклад в социальное взаимодействие . Aldine Transaction
Baumeister, R.F. (Ed.) (1999). Самость в социальной психологии . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press (Тейлор и Фрэнсис).
Би, Х. Л. (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: HarperCollins.
Куперсмит, С.(1967). Антецеденты самооценки . Сан-Франциско: Фриман.
Кун, М. Х. (1960). Самооценка по возрасту, полу и профессиональному образованию. Sociological Quarterly , 1, 39-56.
Льюис М. (1990). Самопознание и социальное развитие в раннем возрасте. В Л. А. Первин (ред.), Справочник личности (стр. 277-300). Нью-Йорк: Гилфорд.
Миллер Д. Т. и Росс М. (1975). Корыстные предубеждения в установлении причинно-следственной связи: факт или вымысел? Psychological Bulletin, 82, 213–225
Morse, S.Дж. И Герген К. Дж. (1970). Социальное сравнение, самосогласованность и представление о себе. Журнал личности и социальной психологии , 16, 148-156.
Роджерс, К. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоориентированной системы. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Vol. 3: Формулировки личности и социального контекста . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
сообщить об этом объявленииИдеальное Я против настоящего Я: определение и разница — видео и стенограмма урока
Важность выравнивания
Если мой образ жизни (настоящее «я») совпадает с тем, каким я хочу быть (идеальным «я»), тогда я почувствую чувство душевного благополучия или душевного спокойствия.Если мой образ жизни не соответствует тому, каким я хочу быть, несоответствие или отсутствие согласованности приведет к психическому расстройству или тревоге. Чем выше уровень несоответствия между идеальным «я» и реальным «я», тем выше уровень возникающего в результате бедствия. Давайте рассмотрим некоторые конкретные примеры:
Пример №1: Моя идеальная самооценка включает честность
Когда мои родители спрашивают меня, почему я поздно пришел домой с вечеринки, я честно говорю им, что не знал Я не хочу покидать вечеринку, потому что я прекрасно провел время, тогда, несмотря на последствия (например, выговор), я буду чувствовать психологическое благополучие.
Если я поступлю нечестно и скажу им, что моя машина не заводится, то несоответствие между моим настоящим и идеальным я приведет к психическому расстройству или тревоге. Тот факт, что я солгал, вызывает негативные чувства.
Пример № 2: Моя идеальная самооценка включает в себя сильную трудовую этику
Если я посещаю все занятия в колледже, читаю задания, готовлюсь к экзаменам и много работаю над курсовой работой, результатом будет оценка это соответствует строгой трудовой этике. Я буду чувствовать душевный покой относительно соответствия между моим идеальным «я» и реальным «я».
Я бросил несколько курсов в колледже, и меня отправили на стажировку. Если я признаюсь себе, что не успевал за заданными чтениями, не готовился к экзаменам и не сдавал свои курсовые работы, то я буду чувствовать беспокойство или беспокойство в результате несоответствия между моей реальной работой. этика и идеальная трудовая этика, которые я создал для себя.
Карл Роджерс и гуманистическая психология
Карл Роджерс был гуманистическим психологом, который предположил, что мы используем отрицание и искажение как тактику, чтобы избежать тревоги и страдания, которые мы испытываем, когда наше настоящее и идеальное я недостаточно согласовано.Отрицание — это когда мы не осознаем и не разрешаем внутренний конфликт, пытаясь избежать беспокойства. Искажение — это изменение фактов, связанных с конфликтом, чтобы не было беспокойства или было меньше. Чем больше человек использует эти защиты, тем больше становится несоответствие между идеальным и реальным «я». По словам Карла Роджерса, это может привести к психозу , состоянию, при котором личность человека разрушена.
Роджерс также предположил, что чем больше наше реальное «я» или представление о себе согласуется с нашим идеальным «я», тем сильнее будет наше истинное чувство «я»; это соответствие между реальным и идеальным «я» приводит к высокой самооценке или самоуважению.Другими словами, если я хочу чувствовать себя хорошо, я буду чувствовать побуждение работать в направлении выравнивания между реальным я и идеальным я. Карл Роджерс назвал это процессом самоактуализации.
Краткое содержание урока
В психологии термины «истинное я» и «идеальное я» используются для описания личностных сфер. Настоящее «я» — это то, кем я являюсь, а идеальное «я» — это то, кем я хочу быть. Степень конгруэнтности двух «я» равна степени душевного покоя.Чем больше разница между ними, тем выше уровень стресса или беспокойства. По словам психолога-гуманиста Карла Роджерса, это может привести к психозу — состоянию, при котором личность человека разрушается.
Результаты обучения
Заканчивая видео, вы должны попытаться:
- Отличить идеальное «я» от настоящего «я»
- Подумайте о душевном расстройстве, которое может возникнуть из-за несоответствия между идеальным «я» и реальным «я»
- Опишите теории Карла Роджерса об отрицании и искажении со ссылкой на столкновение реального и идеального Я
- Определить психоз
гуманистических подходов | Введение в психологию
Цели обучения
- Объясните вклад гуманистов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса в развитие личности
Как «третья сила» в психологии, гуманизм преподносится как реакция как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические нарушения, так и на взгляд бихевиористов на людей, пассивно реагирующих на окружающую среду, который был критикуют за то, что они делают людей роботами без личности.Он не предполагает, что психоаналитическая, бихевиористская и другие точки зрения неверны, но утверждает, что эти точки зрения не признают глубины и значения человеческого опыта и не признают врожденную способность к самостоятельным изменениям и трансформации личного опыта. Эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди. Один гуманист-пионер, Абрахам Маслоу, изучал людей, которых считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других.Маслоу (1950, 1970) обнаружил, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, творчество, любовь, непосредственность, сострадание, забота о других и принятие себя. Изучая мотивацию, вы узнали об одной из самых известных гуманистических теорий, теории иерархии потребностей Маслоу, в которой Маслоу предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Самая высокая потребность — это потребность в самоактуализации, которая является раскрытием всего нашего потенциала.
Другим теоретиком-гуманистом был Карл Роджерс. Одна из основных идей Роджерса о личности касается Я-концепции , наших мыслей и чувств по поводу самих себя. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, каким вы видите себя. Если ваш ответ в первую очередь положительный, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и видите мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, возможно, вы недовольны собой. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: идеальное «я» и реальное «я».Идеальное «я» — это тот человек, которым вы хотели бы быть; настоящее «я» — это то, кем вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее, что нам нужно добиться согласованности между этими двумя «я». Мы переживаем совпадение , когда наши мысли о нашем истинном «я» и идеальном «я» очень похожи — другими словами, когда наша самооценка точна . Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и к здоровой и продуктивной жизни. Родители могут помочь своим детям добиться этого, проявив к ним безусловное позитивное отношение или безоговорочную любовь.По словам Роджерса (1980), «по мере того, как людей принимают и ценят, они, как правило, развивают более заботливое отношение к себе» (стр. 116). И наоборот, когда есть большое расхождение между нашим идеальным и реальным «я», мы переживаем состояние, которое Роджерс называет несоответствием , которое может привести к дезадаптации. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не верят в детерминированность биологии.
Развитие личности и самооценка
Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта.Он считал, что каждый живет в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого они находятся. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.
Рис. 1. Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружение действуют на его феноменальное поле.
Роджерс считал, что любое поведение мотивировано тенденциями к самоактуализации, которые побуждают человека достигать высочайшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими людьми индивид формирует структуру «я» или самооценку — организованный, подвижный, концептуальный паттерн концепций и ценностей, связанных с собой. Если у человека позитивная самооценка, он, как правило, хорошо себя чувствует и часто видит мир как безопасное и позитивное место.Если у них негативная самооценка, они могут быть недовольны собой.
Безусловный положительный взгляд
В развитии самооценки Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Люди, выросшие в среде безусловного позитивного отношения, в которой отсутствуют предвзятые ценности, имеют возможность полностью реализовать себя. Когда люди воспитываются в среде условно-положительного отношения , в которой ценность и любовь проявляются только при определенных условиях, они должны соответствовать этим условиям или достигать их, чтобы получить любовь или положительное отношение, к которому они стремятся.Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей собственной истинной тенденции к актуализации; это способствует несоответствию и большему разрыву между реальным я и идеальным я.
«Хорошая жизнь»
Роджерс описал жизнь в терминах принципов, а не стадий развития. Эти принципы существуют в жидких процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он назвал « хорошей жизнью». Эти люди позволили бы личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:
- Растущая открытость опыту — они уходят от защиты.
- Все более экзистенциальный образ жизни — жить каждым мгновением полностью, а не искажать момент в соответствии с личностью или самооценкой.
- Повышение организационного доверия — они доверяют собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
- Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более плавно делать широкий диапазон выбора. Они верят, что играют роль в определении своего поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
- Более высокий уровень творчества — они будут более творческими в том, как они приспосабливаются к своим собственным обстоятельствам, не чувствуя потребности подчиняться.
- Надежность и конструктивность — им можно доверять конструктивно. Даже агрессивные потребности будут соответствовать и уравновешиваться внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
- Насыщенная, полная жизнь — они будут более интенсивно переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.
Критика теорий Роджерса
Как и теории Маслоу, теория Роджерса подвергалась критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает множество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологов также беспокоит, что такая крайняя концентрация на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.
Подумай над
Ответьте на вопрос: «Кто я?» Основываясь на вашем ответе, у вас есть отрицательная или положительная самооценка? Какой опыт привел вас к развитию этой конкретной Я-концепции?
Глоссарий
конгруэнтность: состояние бытия, в котором наши мысли о нашем реальном и идеальном я очень похожи
идеальное Я: человек, которым мы хотели бы быть
несоответствие: состояние бытия, в котором существует большое несоответствие между нашим реальным и идеальным Я
настоящее Я: человек, который мы на самом деле
Я-концепция: наши мысли и чувства о себе
Мазохизм, идеал эго и психология женщины
Успехи психоанализа привели к уточнению и переформулировке ранних моделей развития женской личности.Мазохизм был взят за отправную точку для изучения психологии женщины и более ранних гипотез мазохистской и неполноценной женской психической структуры. Мазохизм — это остаток неразрешенного инфантильного конфликта, он не является ни женским по существу, ни ценным компонентом зрелой женской функции и характера. Хотя женщины могут быть более предрасположены к мазохизму, нет никаких свидетельств особого женского удовольствия от боли. Важно различать мазохистское страдание как самоцель и терпимость к дискомфорту или лишению на службе эго или идеалу эго.Первоначальные гипотезы пониженного женского либидо, тенденций эго к задержке и ригидности, относительной неспособности сублимировать и недостаточного суперэго являются неполными и устаревшими теоретическими положениями. Женское эго и суперэго отличаются от мужского, но не уступают ему. Женское развитие нельзя описать простым редукционизмом и чрезмерным обобщением. Женственность не может быть преимущественно получена из первичной мужественности, разочарованной мужественности, мазохистского смирения с воображаемой неполноценностью или компенсации за фантазийную кастрацию и нарциссическую травму.Реакции кастрации и зависть к пенису способствуют формированию женского характера, но зависть к пенису не является главным определяющим фактором женственности. Зависть к пенису по-разному препятствует и способствует женственности, но зависть к пенису более тесно связана с бисексуальной мужественностью девушки. Женский Эдипов комплекс занимает центральное место в женском развитии, но имеет важные нормативные корни в первичных и позитивных женских идентификациях и индивидуации. Современный вклад в психологию женщин сделал упор на концепции пола и сексуальной идентичности, образа тела и саморепрезентации, психосексуального ответа и сочувственного материнства и т. Д.Женское суперэго включает в себя идеал эго с женскими идеалами и ценностями и регулирует женские интересы. Идеал материнского эго консолидирует чрезмерно детерминированные материнские установки, направляет формирование и интеграцию материнских установок и направляет достижения в развитии «обычной преданной матери». Конфликты между идеалом материнского эго и инфантицидными импульсами повсеместны и клинически значимы. Текущие теоретические поправки концептуализируют зрелую женскую независимость, гордость и чувство собственного достоинства.Женское творчество может быть проиллюстрировано множеством новых форм, помимо материнства. Способность сублимировать и способствовать сублимации у детей является предпосылкой нормального материнства. Женственность развивается под влиянием родителей и культуры, с уникальными проблемами развития и трансформациями, а также с универсальным психобиологическим ядром, связанным с функциями и ролями, которые нельзя ни идеализировать, ни обесценивать.
«Можно сожалеть» и темная сторона идеального «я»
В исследовании 2018 года, опубликованном в журнале Emotions , психологи Томас Гилович и Шай Давидай обнаружили, что наиболее стойкими видами сожалений являются те, которые связаны с неспособностью соответствовать своему идеальному «я».
Результаты показали, что люди разного возраста и демографии сожалеют о невыполнении своих надежд, целей и стремлений больше, чем о невыполнении своих обязанностей, обязательств и ответственности.
Кроме того, когда участников попросили перечислить их самое большое сожаление в жизни, большинство людей упомянули сожаление о том, что не смогли оправдать ожидания своего идеального «я».
Я мог быть кем-то
«Идеальное Я» — это идеализированная версия самого себя, проистекающая из наших надежд, мечтаний, желаний и стремлений.
Он представляет собой одну из трех областей «я» согласно теории самонесогласования. Два других — это «должное я», которое, по нашему мнению, должно основываться на наших обязанностях, обязательствах и ответственности, и наше «настоящее я», которое является представлением самого себя на основе атрибутов, которыми мы в настоящее время обладаем.
Вы можете думать об этом так:
- Идеальное Я — это , кем я мог бы быть.
- должен я это то, кем я должен быть.
- И настоящее я — это то, кем я являюсь сейчас.
Сожаление, проистекающее из неспособности соответствовать своему идеальному «я», включает в себя сожаление о том, что не действовал так, что могло бы сделать «то, что вы есть», ближе к тому, «кем вы могли бы быть».
Таким образом, «идеальное собственное сожаление» — это разновидность coulda , а-ля «Я мог бы быть соперником» из фильма 1954 года On the Waterfront . Принимая во внимание, что сожаление, проистекающее из того, кем вы должны быть, — это , должно быть сожаление («Я должен был лучше поддерживать контакт с бабушкой»), или, как мы рассмотрим позже, более уместно, , у меня не должно быть (Я не должен был так называть своего босса… особенно в социальных сетях).
Это оставляет фактическое «я» с и сожалениями о («Я бы сделал это по-другому, если бы знал…»). Вы можете видеть только по эмоциональной валентности сожаления и , что оно не кажется таким сильным или преследующим, как два других. Но почему может так долго сожалеть о ? Ответ связан с вопросом: «О чем вы сожалеете больше: о том, что вы сделали, или о том, чего не сделали?»
Сожаления, которые не исчезнут
Источник: Vitabello / Pixabay
Упущенные возможности
Хотя и достойные сожаления действия, и досадное бездействие являются обычным явлением, авторы исследования 2018 года заявляют, что «наиболее часто упоминаемые сожаления людей связаны с тем, чего они не делали и которые хотели бы сделать, а не с тем, что они сделали и чего не хотели.«
Это происходит потому, что большинство людей, испытав сожаление по поводу сказанного или сделанного, немедленно предпринимают шаги, чтобы попытаться «отменить» последствия действия и уменьшить боль сожаления. Хотя на самом деле вы не можете «отменить» действие, вы можете попытаться исправить любой вредный комментарий или действие, извиняясь, возмещая ущерб и т. Д.
Однако, когда совершается прискорбное бездействие , люди склонны осознавать только то, что это прискорбно, позже в будущем. Как объясняет исследование Гиловича 1995 года, боль прискорбного бездействия часто ощущается медленнее, чем боль прискорбного действия , которое ощущается быстро и, таким образом, дает более непосредственный стимул к изменениям.
Попытка «отменить» отказ от действия , с другой стороны, намного сложнее, а иногда и невозможна, потому что как только окно возможностей закрывается, другого шанса действовать может уже не быть. Как объясняют Давидай и Гилович в своем исследовании 2018 года, «тот, кто сбежал, теперь может быть женат».
Поскольку долженa сожаления часто включают в себя достойное сожаления действие, а не бездействие, и проистекают из нашего чувства долга, «люди с большей вероятностью предпримут шаги для смягчения сожалений, связанных с их собственными« я », чем их идеальное« я »[таким образом] должно — связанные с этим сожаления с большей вероятностью будут отправлены в архив как разрешенные и, таким образом, со временем будут казаться менее надоедливыми », — объясняют авторы.
Напротив, сожаления идеального «я», мог бы быть и , не разрешаются немедленно, потому что им не хватает чувства безотлагательности. Сам факт того, что сожаления об идеальном «я» могут быть улучшены в последнем случае, является парадоксальной причиной того, что они могут стать такими стойкими и мучительными сожалениями.
Парадокс возможностей и отчаяние идеального Я
Идеальное «я» — это возможность. Возможность реализовать свои надежды, мечты и стремления, а также возможность в конечном итоге сделать человека, которым вы сейчас являетесь, одним и тем же, тем, кем вы могли бы быть.
Но исследования предупреждают, что возможности не обманывают нас. В исследовании 2005 года авторы Нил Роуз и Эми Саммервилл объясняют, что «возможность порождает сожаление». Здесь и проявляется парадокс. Авторы утверждают, что «сожаление сохраняется именно в тех ситуациях, в которых возможности для позитивных действий остаются высокими».
Парадокс возможностей может объяснить, почему образование — это главное сожаление американцев, независимо от возраста, жизненных обстоятельств или социально-экономических факторов.Как объясняют авторы, «всегда можно вернуться в школу». Следовательно, поскольку возможности действовать остаются, пока вы остаетесь бездействующим, сожаление становится все более и более выраженным.
Идеальное «я» — это все потенциальные возможности и возможности, тогда как «я должного» более обоснованно. Как пояснили в исследовании 2003 года, в отличие от человека, который должен себе позволить, идеальное «я» «скорее руководствуется абстрактными ценностями, чем конкретными поведенческими ограничениями».
Это противоречит ожиданиям самого должного.В исследовании 2018 года Давидай и Гилович объясняют, что «ожидания от самого должного обычно более конкретны и включают в себя определенные правила, поэтому их легче выполнить. Но сожаления, связанные с идеалом, обычно носят более общий характер: будь хорошим родителем, будь хорошим родителем». наставник.» Это отсутствие ясности оставляет много возможностей для сожаления, поскольку, даже если вы действительно работаете над достижением цели, вы никогда не будете уверены, достаточно ли этого.
Воображая возможности: Контрфактическое мышление
Идеальное «я» и сожаление — идеальная пара.Идеальное «я» любит возможности и шансы измениться, а сожаление любит контрфактическое мышление.
Как объясняет Гилович в исследовании 1995 года, «сожаление — это, по сути, контрфактическая эмоция: оно возникает из-за контраста между тем, что произошло на самом деле, и легко вообразимым альтернативным исходом, который мог произойти».
После совершения прискорбного действия или бездействия создаются возможные альтернативы фактическому событию. Кроме того, сожаление — это «восходящее» контрфактическое мышление, сосредоточенное на том, как ситуация могла бы быть лучше.
Между тем, идеальное «я» очень оптимистично в том смысле, что сожаление, проистекающее из идеального «я», представляет собой гораздо более благоприятную точку сравнения, чем более реалистичная.
В исследовании 1995 года сожаления о бездействии описываются как более «психологически открытые» и более «творчески безграничные», что означает, что при бездействии «всегда есть больше, чем можно было бы сделать, и дополнительные богатства, которые можно было бы получить». Сожаление не просто: «Я должен был пригласить ее на свидание». Он прыгает дальше: «Мы могли бы уйти … и я уже могла быть замужем и иметь детей.«
В то время как сожаление о действии имеет один контрфактический сценарий (невыполнение действия), сожаление об идеальном я позволяет человеку выбрать свое собственное контрфактическое приключение и задержаться в мире того, на что могло быть похоже и . Это темная, запутанная сторона идеального «я» — когда желание жить в мире человека, которым вы могли бы быть, поглощает счастье человека, которым вы являетесь в настоящее время.
Как жить сейчас
В то время как сожаление от действия имеет тенденцию к уменьшению с течением времени, сожаление от бездействия со временем увеличивается на .В исследовании 1995 года Гилович объяснил, что «досадные упущения часто принадлежат настоящему так же, как и прошлому. Это чувство незавершенности и возможности, которое окружает наши неспособности действовать, сохраняет их дольше».
Когда вы думаете о том, как жить сейчас, не нависая над головой, важно помнить об этом конкретном выводе исследования 1995 года:
Когда участников спросили: «О чем вы сожалеете, что не сделал ?» несколько человек заявили, что никогда не преследовали определенные навыки или хобби.Однако:
Никто не сожалел о том, что потратил время на развитие умения или хобби, даже когда умение бездействует, а хобби больше не преследуется. Никто не сообщал о каких-либо опасениях по поводу того, что в подростковом возрасте учился балету или собирал монеты, хотя, став взрослыми, они отказались от танцев, и коллекция монет больше не вызывает интереса.
Когда люди оглядываются на свою жизнь, наибольшее сожаление вызывает именно то, чего они не делали.
Так как же вы живете сейчас?
Исследования показывают, что если у вас есть выбор между действием и бездействием, действуйте.Вы можете пожалеть о своем действии, но в случае, если вы это сделаете, это, скорее всего, будет менее болезненным, чем если бы вы никогда не действовали.
.