Интегративная психология: Интегральная психология — Википедия – Что такое Интегративная психология и психотерапия? Интегративная психология и психотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Автор: | 09.05.2020

Содержание

Интегральная психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе наработки различных психологических теорий. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада[1][2] и представляет собой важное направление в рамках неоинтегративных мировоззрений.

Научность направления как таковая подвергается критике со стороны научного сообщества. Так, например, в докладе об истории, современном положении и перспективах развития трансперсональной психологии на 15-й ежегодной конференции Секции трансперсональной психологии Британского психологического общества 17 сентября 2011 года, трансперсональный психолог Майкл Дэниелс относит «вилберизм» — основу интегральной психологии[источник не указан 2495 дней] — к имитирующим науку культам.[3] С другой стороны, Джон Роуэн, тоже член Британского психологического общества, а также член редакторского совета журналов «Self & Society», «The Transpersonal Psychology Review», «Counseling Psychology Review», «Journal of Humanistic Psychology», неоднократно высказывался в поддержку в отношении Кена Уилбера и интегральной психологии в своих публикациях и выступлениях, в том числе и на 11-й ежегодной конференции Секции трансперсональной психологии Британского психологического общества.

[4][5][6][7] Некоторые интегральные психологи[источник не указан 2495 дней] заявляют, что критики интегральной психологии зачастую демонстрируют непонимание её теоретических основ.[8]

Согласно Кену Уилберу, одному из основных сторонников и разработчиков интегральной психологии, для подлинной интегральной теории в психологии неприемлем редукционизм в какой-либо форме (то есть упрощение какого-то феномена до одного лишь своего аспекта: например, при рассмотрении мистических переживаний сосредотачиваться только на нейрофизиологических механизмах, а остальные аспекты отвергать, или же, наоборот, говорить, что важна только одна интерпретация самого опыта и т. д.).

[9][2][10] При этом в интегральной психологии рассматриваются не только западные психологические модели, затрагивающие доличностные и личностные стороны психологии, но и восточные, которые имеют многовековую методологию интерпретации, классификации и достижения так называемых надличностных уровней развития, и развивается направление интегральной психотерапии[11] и психопатологии[12][13][14][15][16], в том числе и в таких прикладных направлениях, таких как аддиктология[17] и реабилитация лиц с различными зависимостями[18][19], психопатология и исследование этиологии депрессии[20], психологическое консультирование
[21]
[22][23] и др. Важным вопросом является изучение постконвенциональных стадий развития личности.[24][25][26] Подход интегральной теории и интегральной психологии разрабатывается в приложении и к смежным дисциплинам (например, организационному менеджменту и организационной психологии[27][28], теориям обучения и образования[29][30][31][32][33][34], уходу за больными[35], криминологии[36], литературоведению[37], медицине и психосоматической медицине[38][39] и т. д.).

Концепция интегральной психологии развилась из работ различных мыслителей, психологов и исследователей Запада и Востока.[40] Термин «интегральная психология» впервые был описан в 1940-х годах Индрой Сеном, учеником индийского мистика Шри Ауробиндо, основавшего школу интегральной йоги. По мысли Сена, этот термин предназначался для описания психологических наблюдений Ауробиндо. Однако книга с соответствующим названием («Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо»,

Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo) была опубликована Международным центром образования Шри Ауробиндо только в 1986 году.

В 1970-х годах дальнейшему развитию интегральной психологии начал способствовать Харидас Чаудхури, постулировавший в качестве её основы триаду принципов уникальности, взаимосвязанности и трансценденции, соответствующих личностной, межличностной и надличностной сферам человеческого опыта. Наиболее современные работы, посвящённые интегральной психологии, разрабатываются в основном в рамках интегрального подхода Кена Уилбера, основанного на методологии «всесекторной, всеуровневой» модели (AQAL). В 1977 издаётся его первая работа под названием «Спектр сознания», в которой предпринимается попытка представить интегральный подход к психологии. В 1997 году в журнале «Journal of Consciousness Studies» была опубликована статья Кена Уилбера «Интегральная теория сознания»; в ней Уилбер перечисляет двенадцать областей психологии, которые способны внести вклад в создание интегральной модели сознания, а в 1999 году увидела свет его монография «Интегральная психология», являющаяся сжатым изложением планирующегося в будущем объёмного труда по интегральной психологии, над которым Уилбер работает с 1992 года.

[41][42][43][44]

Основные положения интегральной психологии[править | править код]

Книги на русском языке[править | править код]

  • Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-021067-1
  • Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-021069-8
  • Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-018322-4
  • Уилбер К. Интегральное видение. — М.: Открытый Мир, 2009. ISBN 978-5-9743-0156-8
  • МакНаб П. Интегральное общение. Мастерство коммуникации с помощью системы НЛП и интегральной модели Кена Уилбера. — М.: Открытый Мир, 2010. ISBN 978-5-9743-0178-0
  • Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2009. ISBN 978-5-9540-0152-5.

Книги на английском языке[править | править код]

  • Wilber, Ken. The Spectrum of Consciousness, 1977, anniv. ed. 1993: ISBN 0-8356-0695-3
  • Wilber, Ken. No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth, 1979, reprint ed. 2001: ISBN 1-57062-743-6
  • Wilber, Ken. The Atman Project: A Transpersonal View of Human Development, 1980, 2nd ed. ISBN 0-8356-0730-5
  • Wilber, Ken. Up from Eden: A Transpersonal View of Human Evolution, 1981, new ed. 1996: ISBN 0-8356-0731-3
  • Wilber, Ken. Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy, 2000, ISBN 1-57062-554-9
  • Wilber, Ken. Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World, 2006, ISBN 1-59030-346-6
  • Wilber, Ken. The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything, 2007, ISBN 1-59030-475-6
  • Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution, 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4
  • Wilber, Ken., Engler, Jack, Brown Daniel. Transformations of Consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development, 1986, ISBN 0-394-74202-8
  • Wilber, Ken. Spiritual Choices: The Problem of Recognizing Authentic Paths to Inner Transformation (co-authors: Dick Anthony, Bruce Ecker), 1987, ISBN 0-913729-19-1
  • Wilber, Ken. A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology, 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion, ISBN 1-59030-224-9
  • Wilber, Ken. Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm, 1984, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X
  • Sen, Indra (1986) Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo, Pondicherry, India: Sri Aurobindo Ashram Trust
  • Chaudhuri, Haridas. (1977). The Evolution of Integral Consciousness. Wheaton, Illinois: Quest Books. 1989 paperback reprint: ISBN 0-8356-0494-2
  • Forman M. A Guide to Integral Psychotherapy: Complexity, Integration, and Spirituality in Practice (Suny Series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  • Ingersoll R. E., Zeitler D. M. Integral Psychotherapy: Inside Out/Outside (Suny Series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  • Marquis A. The Integral Intake: A Guide to Comprehensive Idiographic Assessment in Integral Psychotherapy. — Routledge, 2007.
  • Esbjörn-Hargens S. (Ed.) Integral Theory in Action: Applied, Theoretical, and Constructive Perspectives on the AQAL Model (SUNY series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  • Dupuy J. Integral Recovery: A Revolutionary Approach to the Treatment of Alcoholism and Addiction (SUNY series in Integral Theory). — Excelsior Editions, 2013.
  • Combs A. The Radiance of Being: Understanding the grand integral vision: living the integral life. — Paragon House, 2002
  • Combs A. Consciousness Explained Better: Towards an Integral Understanding of the Multifaceted Nature of Consciousness. — Paragon House, 2009.
  • McNab P. Towards An Integral Vision: Using NLP & Ken Wilber’s AQAL Model to Enhance Communication. — Trafford Publishing, 2006. ISBN 978-1412045278
  • Cook-Greuter, S. R. (2010). Postautonomous ego development: A study of its nature and measurement. (Harvard University, 1999). Integral Publishers: Dissertation series. ISBN 978-1-4507-2515-6
  1. Esbjörn‐Hargens S., Wilber S. Toward A Comprehensive Integration Of Science and Religion: A Post‐metaphysical Approach // The Oxford Handbook of Religion and Science (Oxford Handbooks in Religion and Theology). — Oxford University Press, 2008. Abstract
  2. 1 2 Wilber, Ken. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern and post-modern world. Boston, MA: Shambhala
  3. Daniels M. Transpersonal Psychology: Keynote talk on the history, successes, status, criticisms, challenges and future of Transpersonal Psychology (англ.). Presented at the British Psychological Society Transpersonal Psychology Section 15th Annual Conference, Cober Hill, Scarborough, September 17th 2011. — Lecture audio with video keynotes (youtube). Дата обращения 4 мая 2012.
    Lecture Presentation (англ.) (PPT). Дата обращения 4 мая 2012. Архивировано 4 мая 2012 года.

    Lecture Audio (англ.) (MP3). Дата обращения 4 мая 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  4. Rowan J., Daniels M., Fontana D., Walley M. A dialogue on Ken Wilber’s contribution to transpersonal psychology // 11-я ежегодная конференция Секции трансперсональной психологии Британского психологического общества 15 сентября 2007 года.
  5. ↑ См. главу 2: Rowan J. The Transpersonal: Spirituality in Psychotherapy and Counselling. — Routledge; 2 edition, 2005. ISBN 978-1583919873
  6. ↑ См. также его официальную биографию Архивная копия от 21 декабря 2012 на Wayback Machine.
  7. ↑ См. также диалог между Ролло Мэем, Кеном Уилбером и Джоном Роуэном: May R. Answers to Ken Wilber and John Rowan // Journal of Humanistic Psychology. SPRING 1989 29: 244—248.
  8. Fisher, R. (1997). A guide to Wilberland: Some common misunderstandings of the critics of Ken Wilber and his work on transpersonal theory prior to 1995. — Journal of Humanistic Psychology, 37(4), 30-73.
  9. ↑ Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004.
  10. ↑ Esbjörn-Hargens, S. (2006). «Integral Research: A multi-method approach to investigating phenomena, » in Constructivism and the Human Sciences 11 (1-2) pp 79-107.
  11. Black, T.G., & Westwood, M.J. (2004). An integral approach to group therapy: Filling a gap in Wilber’s model of integral psychology. Constructivism in the Human Sciences, 9 (1), 53-66.
  12. Wilber, Ken. An Integral Theory of Consciousness // Journal of Consciousness Studies, 4 (1), February 1997, pp. 71-92. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная теория сознания».
  13. Forman M. A Guide to Integral Psychotherapy: Complexity, Integration, and Spirituality in Practice (Suny Series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  14. Ingersoll R. E., Zeitler D. M. Integral Psychotherapy: Inside Out/Outside (Suny Series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  15. Marquis A. The Integral Intake: A Guide to Comprehensive Idiographic Assessment in Integral Psychotherapy. — Routledge, 2007.
  16. Boorstein S. Clinical Studies in Transpersonal Psychotherapy (SUNY Series in the Philosophy of Psychology). — State University of New York Press, 1997.
  17. Diana S. Amodia, Carol Cano & Michele J. Eliason (2005): An Integral Approach to Substance Abuse, Journal of Psychoactive Drugs, 37:4, 363—371
  18. Dupuy J. Integral Recovery: A Revolutionary Approach to the Treatment of Alcoholism and Addiction (SUNY series in Integral Theory). — Excelsior Editions, 2013.
  19. Eliason, M., & Amodia, D. (2007). An integral approach to drug craving. — Addiction Research & Theory, 15(4), 343—364.
  20. Ingersoll E. An Integral Understanding of the Etiology of Depression // Integral Theory in Action: Applied, Theoretical, and Constructive Perspectives on the AQAL Model (SUNY series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  21. Cook-Greuter, S. and Soulen, J. The developmental perspective in integral counseling. Counseling and values. pp. 180—192, Vol.51, No. 3, April 2007
  22. Ingersoll, E. and Cook-Greuter, S. The Self-system in integral counseling. Counseling and values. pp. 193—208, Vol.51, No. 3, April 2007.
  23. Sharma, B. & Cook-Greuter, S. (2011). «Polarities and Ego Development: An Exploration and Application of Polarity Thinking in Ego Development Theory and Coaching» in Enacting an Integral Future. Albany, NY. SUNY Press.
  24. ↑ Диссертационное исследование, проведённое и защищённое в Гарвардском университете (Harvard Graduate School of Education): Cook-Greuter, S. R. (2010). Postautonomous ego development: A study of its nature and measurement. (Harvard University, 1999). Integral Publishers: Dissertation series. ISBN 978-1-4507-2515-6
  25. Pfaffenberger A. H., Marko P. W., Combs A. The Postconventional Personality: Assessing, Researching, and Theorizing Higher Development (SUNY Series in Transpersonal and Humanistic Psychology). — New York: State University of New York Press, 2011.
  26. Cook-Greuter S. Second-Tier Gains and Challenges in Ego Development // Integral Theory in Action: Applied, Theoretical, and Constructive Perspectives on the AQAL Model (SUNY series in Integral Theory). — New York: State University of New York Press, 2010.
  27. Edwards M. G. Organizational Transformation for Sustainability: An Integral Metatheory (Routledge Studies in Business Ethics). — New York: Routledge, 2009.
  28. Ron Cacioppe, et. al. «Adjusting blurred visions: A typology of integral approaches to organisations», Journal of Organizational Change Management. 2005. Vol. 18, No. 3, p. 230—246.
  29. Olen Gunnlaugson. «Toward Integrally Informed Theories of Transformative Learning», Journal of Transformative Education, Vol. 3, No. 4, 331—353
  30. ↑ Esbjörn-Hargens, S. (2010). «Integral Theory in Service of Enacting Integral Education: Illustrations from an Online Graduate Program», in Esbjörn-Hargens, S., Reams, J., and Gunnlauson, J. (Eds.). Integral Education: Exploring Multiple Perspectives in the Classroom. Albany, NY: SUNY.
  31. ↑ Esbjörn-Hargens, S. (2007). «Integral Teacher, Integral Students, Integral Classroom: Applying Integral Theory to Education, » in AQAL: Journal of Integral Theory and Practice Vol 2, No. 2., pp. 72-103.
  32. ↑ Esbjörn-Hargens, S., Reams, J., and Gunnlauson, J. (Eds.). Integral Education: New Directions in Higher Learning. — Albany, New York: State University of New York Press, 2010.
  33. Gidley, J. Educational Imperatives of the Evolution of Consciousness: The Integral Visions of Rudolf Steiner and Ken Wilber, The International Journal of Children’s Spirituality. 12 (2): 170—135.
  34. Fisher M. A Guide to Ken Wilber and the Education Literature: Annotated Bibliography Архивная копия от 3 сентября 2009 на Wayback Machine (Technical Paper No. 27). — Canada: In Search of Fearlessness Research Institute, 2007. ISBN 0-9697347-2-0
  35. Fiandt, K., Forman, J., Erickson Megel, M., et al. (2003). Integral nursing: an emerging framework for engaging the evolution of the profession. — Nursing Outlook, 51(3), 130—137.
  36. John J. Gibbs, et. al. «Criminology and the Eye of Spirit: An Introduction and Application to the Thoughts of Ken Wilber», Journal of Contemporary Criminal Justice. 2000. 16; 99.
  37. Adams, W. (2006). William Blake’s integral psychology: Reading Blake and Ken Wilber together. Journal of Transpersonal Psychology, 38(1), 55-72.
  38. ↑ Astin, J., & Astin, A. (2002). An integral approach to medicine. Alternative Therapies, 8(2), 70-75.
  39. Astin, J., & Forys, K. (2004). Psychosocial determinants of health and illness: Integrating mind, body, and spirit. — Advances in Mind-Body Medicine, 20(4), 14-21.
  40. Cook-Greuter, S. 20th Century background for Integral Psychology. AQAL: Journal of integral theory and practice. pp. 144—184, Vol. 1, No.2., 2006.
  41. ↑ По интегральной теории сознания см. Combs, A. & Esbjörn-Hargens, S. (2006). «Consciousness in four quadrants: An introduction to the integral study of consciousness, » in AQAL: Journal of Integral Theory and Practice Vol 1, No. 1., pp. 162—181.
  42. ↑ См. также: Esbjörn-Hargens, S. (2006). «Consciousness as embodied, embedded, enmeshed, » in AQAL: Journal of Integral Theory and Practice Vol 1, No. 1, pp. 156—161
  43. ↑ См. также статью, посвящённую эволюции сознания: Poletti F. Plato’s Vowels: How the Alphabet Influenced the Evolution of Consciousness // WORLD FUTURES, 58: 101—116, 2002. На русском: Фрэнк Полетти, «Гласные Платона: влияние алфавита на эволюцию сознания (недоступная ссылка)».
  44. Combs A. Consciousness Explained Better: Towards an Integral Understanding of the Multifaceted Nature of Consciousness. — Paragon House, 2009.

Практическая психология: интегративный подход

Цель программы: освоение навыков, методов и техник, активно используемых в практической психологии, расширение профессионального диапазона, раскрытие внутреннего потенциала собственной личности.

Каждая тема Программы представляет собой отдельный законченный семинар-тренинг.

Вы можете принять участие в любом семинаре. Предварительная запись обязательна.

 

В работе практического психолога, по результатам последних исследований, значение имеют 3 фактора:

  •  отношения между психологом и клиентом;
  •  личность психолога;
  •  убежденность психолога в эффективности своего метода.

Основная задача курса — повышение компетентности в работе с клиентом, группой и собой, преодоление чувства личной и профессиональной неуверенности. У нас вы научитесь не бояться клиента, успешно избегать деформаций и выгораний. 

Каждая тема программы дает возможность  ознакомиться с представлениями и обучиться инструментарию исторически сложившихся в психологии подходов, окрепнуть личностно и профессионально. 

 

Формы работы: терапевтические сессии, супервизии. 

Объем программы: 504 ч.

Срок обучения в объеме всей программы: 11 месяцев.

Ведущая: Ольга Буфеллах — дипломированный психотерапевт Российской Медицинской Академии Постдипломного образования, член Гильдии Психотерапии тренинга, член Германской Ассоциации Позитивной Психотерапии, Транскультуральной Семейной Терапии и Психосоматической Медицины, автор и ведущий образовательных программ и тренингов.

 

Учебный план программы «Практическая психология: интегративный подход»:

Курс предназначен для всех, кто желает освоить практическую психологию, использовать полученные знания в работе и личной жизни. Курс будет особенно полезен начинающим психологам: выпускникам ВУЗов и студентам старших курсов ВУЗов.

Тема 1. Теория и практика психосинтеза, техники активного и направленного воображения.

Наверное, каждый из нас замечал, что в голове происходит непрекращающийся разговор, в котором словно участвуют разные люди, каждый со своими намерениями и мыслями. У каждого – свой внутренний мир, со своими действующими лицами, каждое из которых – какая-то грань нашей личности. И во внутреннем мире не всегда царит гармония и понимание. То, что мы делаем, не всегда последовательно и согласованно. Часто случается, что одно устремление противоречит другому, и мы не можем чего-то сделать: сказать самое главное любимому человеку, потому что боимся потерять независимость, завершить то, что начали, потому что боимся последствий и так далее. На нашем семинаре Вы познакомитесь с теорией и практикой одного из интереснейших методов современной психологии: психосинтезом Р.Ассаджиоли.

Суть метода заключается в установлении гармонии в нашем внутреннем мире, в налаживании контакта между различными частями себя.

Вы научитесь:

  • выявлять и узнавать внутренние фигуры;
  • понимать, что во внутреннем мире подлинно наше, а что является посторонним;
  • приводить части своей личности в гармоничную целостность;
  • применять психосинтез для помощи людям как в психологическом консультировании, так и в личных отношениях.

 

 

Тема 2. Анализ ранних воспоминаний детства, внутренний ребенок как архетип.

«Все мы родом из детства», и в каждом из нас живет ребенок. Архетип внутреннего ребенка «отвечает» за наше творчество и спонтанность, открытость миру, доверие, способность прощать и дружить. Во взрослой жизни эти качества часто утрачиваются, поскольку забытые или вытесненные детские обиды и страхи не дают нам быть теми, кто мы есть на самом деле.

Осознание и трансформация непродуктивных, заимствованных из детства, стратегий поведения — необходимое условие ощущения подлинности, счастья и полноты жизни. Освободить своего «золотого» ребенка от груза прошлого, вернуть ему спонтанность и креативность, и есть цель этого семинара.

На нашем семинаре-тренинге вы научитесь:

  • Определять, насколько неблагополучно было раннее окружение.
  • Налаживать доверительную и поддерживающую обстановку, в которой человек сможет позволить своему внутреннему ребёнку рассказать свою историю.
  • Работать с такими затруднениями как: контроль чувства, чрезмерная ответственность, неподобающее поведение, низкая самооценка.
  • Работать с травматизированными аспектами внутреннего ребёнка.

 

Тема 3. Архетип внутреннего подростка. Специфика пубертата. Возрастные кризисы.

Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий что создавать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории. Кризис подростка – это поиск своей идентификации. Каждому приходилось проживать этот период и не у всех он прошел гармонично. И часто взрослый человек сохраняет подростковые тенденции, которые остались нереализованными в поведении, хотя и он не сознает этого. Процесс работы с Внутренним Подростком предполагает объединение прошлого опыта и потенциальных возможностей и выборов взрослого человека. 


В процессе семинара вы:

  • осознаете и выделите в своем поведении подростковые формы, не соответствующие реальному возрасту;
  • научитесь работать с проблематикой клиента, сформированной в подростковом периоде;
  • научитесь налаживать доверительную и поддерживающую обстановку в общении с реальным подростком;
  • научитесь работать с такими затруднениями как: путаница социальных ролей, идеализм, бунтарство, проблемы с самооценкой, сложности с адекватным выражением эмоций и др.

 

Тема 4. «Самооценка, защитные механизмы «Я», проекции, сопротивление»

Психологические защиты формируются с детства и сохраняют приемлемый для личности образ «Я» всю дальнейшую жизнь. Психотравмы , накапливающийся стресс, соматические заболевания постоянно увеличивают разницу между психологическим и физическим возрастом человека. С годами примитивные детские защиты существенно ограничивают личностное и социальное развитие, прочно удерживают в старых паттернах поведения и эмоционального реагирования. Человеку становится все труднее реализовать свой творческий потенциал и привлечь новые возможности в свою жизнь.

Участие в семинаре даст вам:

 

  • необходимые знания о психологических защитах,
  • сформирует новую достойную вас самооценку,
  • позволит осознать и поработать с собственным сопротивлением,
  • откроет новые перспективы творческой реализации и личных взаимоотношений.

 

Тема 5. Магия жизни. Психотерапевтический ритуал как техника трансформации личности.

Все мы хотим быть счастливыми, здоровыми и богатыми, но далеко не всегда все желаемое исполняется. Очевидно, что внутри себя, на бессознательном уровне, мы не готовы к этому; чаще всего мы имеем бессознательные установки, не позволяющие нам иметь то, чего мы хотим. Почему же нам не удается всегда мыслить так, чтоб желаемое незамедлительно становилось реальностью? Для изменения, трансформации этих установок и собственной личности необходим некий переход, сопровождающийся ритуальным действием (внешним событием, олицетворяющим происходящее внутри). Этот переход связан с мобилизацией нервной системы и высвобождением большого количества энергии. Об этом пойдет речь на нашем семинаре.

Мы думаем о себе, как о живущих на Земле в человеческом теле, но думали ли Вы когда-нибудь о том, что можете существовать на другом или даже на других уровнях жизни одновременно с существованием здесь, на этом плане?

Высшие уровни нас самих, которые существуют в других измерениях, называются нашим «высшим Я». Мы, по большей части, не осознаём наши «высшие Я», но они всегда осознают нас. Воссоединение с «высшим Я» — это не приём информации от какой-либо сущности или группового сознания. Это просто воссоединение своей собственной сущности с самим собой.

В каждом из нас есть высший аспект. Если нам удаётся соединиться с «высшим Я» на сознательном уровне общения, то мы получаем изнутри чёткое понимание в отношении того, как нам двигаться по жизни. При этом движение происходит с минимальным усилием и наполняется благодатью и светом. Такое понимание исходит только от Вас, оно направлено на заботу о Вас также, как Вы заботитесь о себе. И это понимание невозможно ни постичь, ни понять с нашего уровня сознания третьего измерения. Нет ничего вне Вас, всё находится внутри Вас. Как только Вы сознательно соединитесь со своим «высшим Я» и/или «низшим Я», Ваша жизнь будет отличаться от того опыта, который был Вас раньше, Ваша жизнь станет прекрасной, интересной и полной радости!

 

Тема 6. Юнгианская психология. Символы бессознательного, работа с образами сновидений и фантазий; понятие о синхронии.

В аналитической психологии анализ сновидений является неотъемлемой частью терапийного процесса. Он позволяет фиксировать продвижение личности по пути индивидуализации, осознавать внутренний конфликт, проживаемый человеком в текущий момент его жизни, и ресурс его разрешения. Открытый Юнгом закон психического развития ( путь индивидуализации ) корнями уходит в средневековую алхимию, и сновиденческие образы и сюжеты раскрывают тайны алхимических превращений внутри психики каждого человека.

Способность к осознанию синхроничности жизни, не только существенно дополняет процесс терапии , но и позволяет каждому лучше ориентироваться в потоке жизненных событий.

На семинаре вы научитесь:

  • юнгианскому толкованию образов и сюжетов сновидений,
  • символизму алхимических стадий,
  • методике разбора сновидений, 
  • анализу синхронных событий.

 

Формы работы: мини-лекции, упражнения, разбор сновидений участников.

 

Тема 7. Психодрама и ролевые игры.

Психодрама основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуаций с помощью участников группы. 
Работа в группе непосредственно с отношениями, возникающими между людьми, часто позволяет увидеть и почувствовать ситуацию с максимально возможного количества разных сторон и взглянуть на нее другими глазами. Здесь, в безопасной обстановке группы, человек может попробовать сделать что-то иначе (попросить о помощи, заявить о себе, увидеть в другом человеке не «призрак из прошлого», а реального «другого»…). А получив подобный опыт, участники группы получают возможность апробировать новые способы поведения в реальной жизни. 
Часто бывает, что, только попав в терапевтическую группу, человек на самом деле начинает понимать, что его проблемы отнюдь не уникальны, а, так или иначе, волнуют практически всех присутствующих. И в этой «общности человеческих сложностей» есть большая поддержка для всех участников группы. 
Разыгрывая свою историю на психодраматической сцене, можно пробовать другие способы взаимодействия с людьми и осваивать новые роли, чтобы потом воплотить это в свою жизнь
Психодрама — это путешествие в свой собственный внутренний мир, в котором человек может встретиться с самым разным «самим собой». И ощутить себя Художником, Творцом своего внутреннего мира.

 

Тема 8. Мифологемы жизненного пути, стадии мифотворчества; техники работы с мифами. 

«Миф — это не вымысел или иллюзия, а скрытая в бессознательном истина.
Миф относится к человечеству, как сон к отдельному человеку»

Карл Густав Юнг

Миф в переводе с древнегреческого — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего. Миф всегда отражает фундаментальное отношение человека к миру.

В течение всей жизни каждый человек, независимо от его национальности, вероисповедания, уровня образования и других отличий, создает мифы. Зачем? В одних случаях они наполняют смыслом обыденное существование, являются ориентиром духовного развития. В других — это психологическая защита от чего-то неприемлемого, болезненного, отвергаемого сознанием человека. Мифы, которые мы создаем, иногда «передаются нам по наследству» или навязываются господствующей идеологией, а иногда являются продуктом нашего творческого самовыражения, оригинальным творением нашего «Я». Знакомство с собственным мифом, осознание его ресурсов и ограничений — необходимый этап личностного развития и построения адекватной картины мира.

Семинар адресован широкому кругу практических психологов, семейным консультантам, психотерапевтам, врачам, а также всем тем, кто работает в сфере межличностных коммуникаций.

Цель:
теоретическое и практическое освоение навыка работы с мифом клиента, расширение арсенала используемых психотерапевтических приемов.

В программе:

  • Юнгианское представление о мифе и активном воображении.
  • Этапы мифотворчества, их особенности и практика психокоррекции.
  • Мифологемы жизненного пути, стадии развития фемининности и маскулинности.
  • Индивидуальный миф и техники психотерапевтической работы с ним.


Внимание!
В ходе семинара каждый участник получит возможность осознать свои мифологемы, трансформировать их и создать свой новый миф. 

 

Тема 9. Телесно-ориентированная психотерапия.

Идея о том, что человек является единым и неделимым существом, включающим в себя как психические и духовные, так и телесные аспекты, является общим местом всех современных психологических школ и подходов. Что это означает на практике?   Ровно то, что все значимые ситуации, события и проблемы в нашей жизни отражаются одновременно на всех уровнях человеческого существа. Проблемы на работе или дома, с друзьями или близкими людьми имеют свои проявления в теле. Проблемы с телесным здоровьем, которые мы привычно лечим у врачей, очень часто связаны с событиями в нашей жизни и внутренними переживаниями.  

Основы современной телесно-ориентированной психотерапии были заложены В. Райхом. В своих наблюдениях он заметил, что доминирующие черты характера часто проявляются в телесной сфере. Они могут быть выражены в походке, жестах, позе, мимике и так далее. Практическая работа Райха показала, что снятие напряжения с определенных участков тела позволяет высвободить жизненную и психическую энергию. То есть, Райх нашёл физическую аналогию душевных травм и недугов. Он считал, что мышечное напряжение — выполняет ту же функцию, что и психологические черты характера. В сущности, мышечное напряжение скрывает ту или иную психологическую проблематику, и снимая «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, они (эмоции) высвобождаются. Верно и обратное — при снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы.   В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отрегирование. Так же остается неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы. Поскольку результаты телесной терапии становятся более устойчивыми, если  сопровождаются осознанием и психологическими изменениями, связанными с ним.

Цели программы:

  •    Обучение целостному и системному подходу к работе с запросами как на вербальном, так и на телесном уровнях.
  •    Обучение практическим методам и техникам телесной работы.
  •    Возможность лучше понять свои желания и потребности, включив тело в процесс принятия решений
  •    Возможность разобраться с текущими проблемами, такими как мигрени, бессонница, частые простуды, приступы паники, хронические напряжения и т.п.

 

Тема 10. Эриксонианский гипноз и психотерапевтическая метафора.

Милтон Эриксон, американский психиатр и психотерапевт, разработал технику недирективного гипноза и превратил ее в эффективный терапевтический метод, в котором нет четких правил и схем, а внушение происходит в косвенной символической форме, мягко и экологично. 

Эриксонианский гипноз основан на положении о существовании внутри человека естественной тенденции к развитию, и бессознательные позитивные силы надо высвободить для того, чтобы личность продолжала успешно развиваться. В гипнотической модели Эриксона речь максимально обобщена, неопределённа и расплывчата. Человек сам наполняет пространство, специально созданное для него. 

Транс понимается как определенный тип взаимодействия между людьми, при котором отношения выстраиваются на принципе сотрудничества, а техника внушения осуществляется посредством встроенных сообщений. 

Подход Эриксона предполагает действия, влекущие за собой позитивные изменения. Механизм терапевтического воздействия следующий, — используя внутренние ресурсы, происходит «замещение» симптома и перестройка личности с нацеливанием на будущее, на преобразование и расширение возможностей человека. 

Психотерапевтические метафоры — это сообщения, в которых информация, исходящая от терапевта, представлена в терминах, принадлежащих другим областям человеческих знаний, то есть в символической форме. Сопоставляя не связываемые ранее понятия, психотерапевтические метафоры в сжатой и оригинальной форме контейнируют сообщения, помогая по-новому осмыслить привычные предметы и явления, дают новые выборы. 

Целью семинара является научение техникам наведения транса и создания психотерапевтических метафор под проблематику каждого участника. 

 

Тема 11. Архетипы пути индивидуации, мужской и женский миф.

Автор теории, К.-Г. Юнг, не использовал термин «идентич­ность» в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией.

Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или «самоосуществление».

В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что внутренние изменения, приводящие к гармонизации Эго (идентичности), осуществляются со­гласно двум (а не одному, фаллическому) альтернативным принципам: маскулинному и фемининному. Маскулинный он называл Логосом (то есть «словом», отсюда, следовательно, рациональность, логика, интеллект). Фемининный принцип в концепции Юнга получил название Эроса (изначально любовник Психеи, отсюда связь с чувственностью, иррациональностью, пассивностью, смирением). Цель и процесс индивидуации могут быть описаны только при помощи символов.

Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество персонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент. 

Интегративная психотерапия

За последние несколько десятков лет интегративная психотерапия начала привлекать многих исследователей и практиков к освещаемым ею проблемам, а также возможностям ее развития.

В отличие от других видов психотерапии, интегративная психотерапия предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии, а не сочетает в себе приемы различных психотерапевтических направлений.

Определение 1

Интегративный подход в психотерапии – это такой подход, при котором психотерапевт в своей работе не является ортодоксом какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от различных обстоятельств может применять эти знания.

Начиная с середины шестидесятых годов прошлого века немецкий психолог Иларион Петцольд активно начал развивать интегративную психотерапию. Петцольд был убежден, что «интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Интегративная психотерапия расширяет принцип классической гештальт-терапии и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом промежутки времени, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

Большой вклад в развитие интегративной психотерапии внесли американский философ Кен Уилбер и итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в девяностых годах прошлого века. Их труды были направлены на исследование способов выработки у человека навыков и умений, которые помогут ему избегать конфликтов, стать более собранным и избавиться от несоответствия мыслей и поведения. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить свои проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Целостный подход интегративной психотерапии

Известно, что человек – самостоятельное, целостное создание, имеющее способность к саморазвитию и самообразованию. Человек не может быть отделен от его сознания, так как они являются единым целым.

Целостный подход предполагает не только системный взгляд на различные предметы и явления, но и целостное видение картины мира окружающей действительности и людей. Немецкий философ Иммануил Кант упоминал в своих работах о целостности природы человека.

Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек. Таким образом, человек является целостностью, но в то же время он и часть по отношению к природе. Согласно интегральному подходу мир — это «единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей». Человек может полагать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как существуют особые чувственные импульсы, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен, и каждый человек обладает своей собственной «картиной мира». И в интегративном подходе на мир фокус перемещается с объекта к форме, поэтому большее внимание начинает уделяться процессу.

Понятие «целостности личности» представляет собой все её проявления: интерперсональные, социогенетические, персоногенетические, трансперсональные. Человек, будучи целостной личностью, также может испытывать внутренний конфликт, что может провоцировать ещё большее напряжение. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Разделение заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше подвергалось сомнению. Развитие способности к разделению, он учится заботиться о здоровье своей психики.

Подходы интегративной психотерапии

Интегративная психотерапия существует на основе следующих подходов:

  1. Применение эклектической модели, связывающей разнообразные методы психотерапии, отталкиваясь от нужд лечебной практики.
  2. Интеграция научных дисциплин, поддающихся сопоставлению, например, медицина, социология, психология, педагогики, философия, нейрофизиология, психолингвистика и многие другие.
  3. Синтез теоретических сведений всевозможных психотерапевтических ориентации с учетом основной концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии

Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии.

Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии:

  1. Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике.
  2. Неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов.
  3. Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий.
  4. Приблизительно одинаковая действенность лечения независимо от методов психотерапии.
  5. Акцент на значительной роли взаимоотношений специалист—пациент в рамках любых методов психотерапии.
  6. Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее специалистов действие.

Учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии.

Интегративная психология

Интегративная психология

Интегративная психология – парадигма психологии

Это общий текст о Интегративной психологии. Если вам нужна информация о учебных курсах и тренингах по теме Интегративная психология в Екатеринбурге, пройдите на страницы программ:

Современная ситуация в психологии характеризуется противостоянием множества школ, направлений, новых методологических и психотехнических подходов к пониманию предмета, методов и задач древней науки психологии.
Вне сомнения, само обсуждение предмета психологии, как показывает опыт, является во многом бездарным и неблагодарным занятием.

Мы можем вычленить пять базовых парадигм в понимании предмета психологии:

1. физиологическая,
2. психоаналитическая,
3. бихевиористическая,
4. экзистенциально-гуманистическая,
5. трансперсональная.

Остановимся на них подробнее.

Началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойства, состояния и процессы психического – психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т. д.

Вторая волна и второй шаг в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу, основанному австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – в начале XX веков.

Психоанализ – первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Фрейд не только вычленил личность в качестве предмета психологического исследования и терапии, но и впервые предпринял попытку раскрыть ее в:

  • динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил),
  • энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе)
  • структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”) аспектах.  

 

Три принципиальных тезиса, которые показывают пионерский характер психоанализа как второй волны развития психологии:

А) Новый предмет. Основная задача психоанализа состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново. Это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным – а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю – такова задача психоанализа как психологического метода.

Б) Новое отношение к предмету .Если в физиологической психологии мы имеем дело с человеком как объектом исследования, управления, терапии, лечения, манипуляции, то в психоанализе мы уже видим «живого другого», партнера по взаимодействию, который имеет свой голос и свободен в решении, выборе – вплоть до принятия или неприятия психотерапевтической аналитической игры.

В) новые психологические методы взаимодействия с предметом. В этом аспекте мы можем зафиксировать появление новых и сущностно психологических методов взаимодействия с предметом: ассоциативный метод, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.

Третья волна психологии – это бихевиоризм, направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение.

Вне сомнения, возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом, инициируется неким «зовом жизни», потребностями социального пространства. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые вкусившей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.

Что касается третьей волны, то становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными, в том числе социальными системами, не заставило себя ждать.

Это было изначально здоровое учение, ориентированное на успех, эффективность поведения и активности в сложных социальных ситуациях без странных и непонятных химер сознания, осознания, переживания, страдания и прочего.
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями и сами средовые стимульные факторы. Таким образом, предмет психологии расширился до таких феноменов как научение, действие, социализация, социальные детерминанты поведения и т. д. Психология перестала быть индивидуальной. Ее предмет расширился до социально-средовых факторов и в некотором приближении при помощи этих факторов она реализовала свою научную программу – научиться управлять поведением.

Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано еще с одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире.

Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.

Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех вопросах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология поставила в качестве исследовательского предмета проблемы : времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержка, гуманизм.

Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность как сложную уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.

В некотором смысле  далеко ушли от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.

Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало. Психолог при этом больше является мудрым наставником, в круг священных обязанностей учителя перед своим учеником, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где ему легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл своего существования.

Предельным выражением широты предмета психологии вне сомнения является пятая волна – трансперсональная психология.

Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Таким образом, пятую волну мы можем обозначить как психологическое учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Пять колец расширения предмета психологии как годовые кольца Дерева Жизни привели к ее предельной взрослости, и пять ветвей с огромным количеством веточек и листочек поражают воображение своей силой и реализованностью.

Может сложиться впечатление, что это исторические этапы развития предмета психологии и что психология достигла своего гуманистического и трансперсонального апогея.

На самом деле все выглядит по-другому. Все направления существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. И  это сосуществование не мирное и эмпатичное. В общем случае можно обнаружить, что психология любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование всех тех уровней, которые находятся под ним, провозглашая эти более глубокие уровни патологическими, иллюзорными или же вообще несуществующими.

Интегративная психология, теоретической и методологической разработкой которой  занимаются  в последние 25 лет, предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.

Современная ситуация в психологии напоминает строительство Вавилонской башни. Психологи, наполнившись намерением достичь и постичь душу и дух, в конце концов, начали разговаривать на разных языках и вся энергия, направленная ввысь к Великому Предмету психологии, ушла на глупые ссоры и исследование кирпичей, пыли и праха.

Можно сказать, что существуют пять базовых моделей психологии со своими принципами, методологией, предметом и пятью магическими кристаллами, пятью линзами, через которые воспринимают психологи каждого клана психическую реальность совершенно своеобразно.

Усилия интегративной психологии направлены на то, чтобы наладить взаимодействие этих «линз», магических кристаллов с целью сформировать, сконструировать совершенный объектив, адекватно отражающий психическую реальность.

Интегративная психология предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителями всех пяти направлений психологии, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению психической реальности.

Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех пяти волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненное общей цели, – углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества.
Вместо того чтобы рассматривать физиологическую психологию, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально-гуманистическую и трансперсональную психологии как подходы конкурирующие, мы можем рассматривать их как взаимодополняющие пути получения новых открытий о человеке, каждый из которых потенциально информативен для другого.

Стратегия интегративной психологии – постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена.

Интегративная психология не претендует на монополию истины со всеми вытекающими последствиями, а предлагает свободное оперирование многомерным знанием, связанным с наиболее продуктивно работающими в проблемной области традициями и их диагностическим, психотехническим инструментарием.

Интегративная методология предполагает привлечение к анализу находок и достижений тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии.

Интегративная психология предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются: взаимодействие между всеми волнами психологии, интегративный диалог альтернативных подходов, традиций, школ и критическое рефлексивное позиционирование.

Интегративная психотерапия — когда и для чего применяется

Интегративная психотерапия — направление, представленное рядом авторских разработок, направленных на интеграцию поведенческих, эмоциональных когнитивных и физиологических функций и их восстановление. Рассматриваются и духовные свойства личности. интегративная психотерапия

Особенности метода

особенности интегративной психотерапииВ основе интегративной психотерапии заложен концептуальный синтез различных психотерапевтических теорий.

Развитие этого направления осуществляется благодаря следующим подходам:

  • успешной интеграции с такими дисциплинами как психология, педагогика, социология, медицина, психолингвистика и ряд других;
  • использованию универсальной эклектической системы, с ее различными методами, необходимыми для осуществления лечебных целей;
  • объединению теоретических разработок, сделанных на основе развития личности и психопатологий.

Интегративную психологию характеризует позиция психотерапевта при выборе методов работы. Она зависит от особенностей личности пациента и его заболевания, а не только теоретических предпочтениях специалиста.

Цель данного направления психотерапии — поддержание целостности личности человека, достойной реализации его скрытых возможностей в социуме, а также разблокировка мешающих в этом внутренних ограничений.

Интегративная психотерапия: основные факторы

работа психотерапевтаРабота психотерапевта с пациентом строится на признании им проблемных и бессознательных аспектов личности. На поддержании его здоровья, снижения напряжения действующих механизмов защиты, которые ограничивают выбор решения сложных ситуаций. Интегративная психотерапия признает актуальность спонтанности, подлинности чувств и намерений, которые требуются человеку на каждом жизненном этапе. Они необходимы ему для преодоления кризисов, позволяющих выйти на более высокий уровень.

На развитие людей постоянно оказывают влияние такие факторы как социальная среда, взаимоотношения в семье, атмосфера в рабочем коллективе. Они могут помочь ему стать более уверенным в себе и целеустремленным. Возможно, наоборот, затормозить движение вперед и даже причинить немалый вред.

эффективная методикаВ интегративной психотерапии происходит интеграция различных психологических теорий.

Объединение когнитивных и поведенческих подходов создает новую форму со следующими предпосылками:

  • организм человека выражает реакцию на когнитивные представления об окружающей остановке или обстоятельствах, а не на них самих;
  • у когнитивных представлений есть связь с параметрами научения и его процессами;
  • знания человека, в своем большинстве, когнитивно опосредованы, то есть, получены им не прямым путем, а посредством чего-то еще.

Мысленные, эмоциональные процессы у человека казуально взаимосвязаны с формами его поведения.

Применение интегративной психотерапии

интегративная психотерапия в реальностиДля полноценной работы, психотерапевту необходимо выстроить доверительные отношения с пациентом. Эти отношения наполнены сопереживанием и готовностью оказать поддержку. Такая дружественная атмосфера дает возможность пациенту выразит свои чувства, осмыслить их, передать через живопись, музыку или движения, а также попытаться самостоятельно осознать происходящее. Когда пациент начинает размышлять, специалист способствует такому проявлению его представлений и чувств, сопровождающих проблему, чтобы стало ясно, от чего они зависят.

Интегративную психотерапию применяют при лечении психозов, неврозов, наркотической или алкогольной зависимости, различных психосоматических нарушениях. Она подходит людям с хроническими или неизлечимыми заболеваниями, а также душевнобольным.

Видео-мастер-клас «Детская интегративная психотерапия»

Интегративная парадигма психологии //Психологическая газета

Мы можем вычленить пять базовых парадигм в понимании предмета психологии:

1. физиологическая,

2. психоаналитическая,

3. бихевиористическая,

4. экзистенциально-гуманистическая,

5. трансперсональная.

Остановимся на них подробнее.

Мы с коллегами уже неоднократно указывали в своих публикациях, что современная ситуация в психологии характеризуется противостоянием множества школ, направлений, новых методологических и психотехнических подходов к пониманию предмета, методов и задач древней науки о психе.

Вне сомнения, само обсуждение предмета психологии, как показывает опыт, является во многом бездарным и неблагодарным занятием. Одновременно хотелось бы представить вниманию читателей несколько идей, которые для нас стали важными и привели к некоторой ясности в понимании многообразия предмета психологии.

Вне сомнения, любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие, наверно, скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны предельно хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в м
омент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению вышколенными практиками дза-дзень или випассаны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.

Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

 Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойства, состояния и процессы психического – психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т. д.

Более того, именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.

Вторая волна и второй шаг в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу, основанному австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – в начале XX веков. Как известно, первоначально он сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений психологии XX в. Психоанализ – первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Фрейд не только вычленил личность в качестве предмета психологического исследования и терапии, но и впервые предпринял попытку раскрыть ее в динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил), энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе) и структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: «Оно», «Я», «Сверх-Я») аспектах. В контексте нашей статьи нам неважно, какое содержание вкладывал З.
Фрейд в эти три аспекта функционирования личности. Тем более, критике и анализу фрейдовского наследия посвящена не одна килотонна научной литературы. Для нас важны три принципиальных тезиса, которые показывают пионерский характер психоанализа как второй волны развития психологии:

А) новый предмет, расширение предмета психологии до личности, сложной топологически, динамически и энергетически, и основная задача психоанализа состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново. Это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным – а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю – такова задача психоанализа как психологического метода.

Б) новое отношение к предмету, привнесение нового субъект-субъектного диалогического отношения к личности в отличие от субъект-объектного медико-биологического отношения в физиологической психологии.

Если в физиологической психологии мы имеем дело с человеком как объектом исследования, управления, терапии, лечения, манипуляции, то в психоанализе мы уже видим «живого другого», партнера по взаимодействию, который имеет свой голос и свободен в решении, выборе – вплоть до принятия или неприятия психотерапевтической аналитической игры.

В) новые психологические методы взаимодействия с предметом. В этом аспекте мы можем зафиксировать появление новых и сущностно психологических методов взаимодействия с предметом: ассоциативный метод, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.

Третья волна психологии – это бихевиоризм, направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение.

Вне сомнения, возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом, инициируется неким «зовом жизни», потребностями социального пространства. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые вкусившей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.

Что касается третей волны, то становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными, в том числе социальными системами, не заставило себя ждать.

Это было изначально здоровое учение, ориентированное на успех, эффективность поведения и активности в сложных социальных ситуациях без странных и непонятных химер сознания, осознания, переживания, страдания и прочего.

Мы не будем подробно анализировать почти столетнее развитие идей бихевиоризма, связанные с такими авторитетными учеными, как Торндайк, И. П. Павлов, Э. Толмен, Ф. Б, Скиннер, который разработал концепцию оперантного обуславливания. Он ввел в классическую схему существенную поправку, поместив среднее звено – переменные промежуточные, так что схема приобрела вид S — V – R.

В контексте нашей темы чрезвычайно важно, что в качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями и сами средовые стимульные факторы. Таким образом, предмет психологии расширился до таких феноменов как научение, действие, социализация, социальные детерминанты поведения и т. д. Психология перестала быть индивидуальной. Ее предмет расширился до социально-средовых факторов и в некотором приближении при помощи этих факторов она реализовала свою научную программу – научиться управлять поведением.

Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано еще с одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире.

Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.

 Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех вопросах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология поставила в качестве исследовательского предмета проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержка, гуманизм.

 Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл и др. опредметили новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и сняли противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность как сложную уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.

Тезис «Бог внутри тебя есть» трансформировался в веру возможности расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее, а этический принцип «любви к ближнему» (христианство), Любящей Доброты (буддизм) – в оптимистический взгляд «мира и любви».

Таким образом, мы можем в экзистенционально-гуманистической психологии увидеть новую нравственную психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней – устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».

В некотором смысле она далеко ушла от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.

В этом направлении мы можем обнаружить новую позицию психолога по отношению к клиенту.

Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало.

Психолог при этом больше является мудрым наставником, полностью вошедшим в «ахимсу-гуру», в круг священных обязанностей учителя перед своим учеником, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где ему легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл своего существования, разрешить свой коан жизни и распаковать базовые экзистенции.

Предельным выражением широты предмета психологии вне сомнения является пятая волна – трансперсональная психология.

Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К. Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего эго и затем трансцендирование привязанности к этому эго.

Таким образом, пятую волну мы можем обозначить как психологическое учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Вне сомнения, за время зарождения и развития первых четырех волн из человеческой жизни не исчезли как потребность в трансцендировании, так и само трансцендентное с онтологическими измерениями человеческого бытия – с Богом, Универсумом, сакральным и нуминозным.

Просто психология для того, чтобы стать наукой, принесла сперва в жертву Дух и божественное, затем заклала душу и сознание, обнажившись до физиологического акта.

И затем психология, набравшись сил и интеллектуальной мощи, возвратила себе всю возможную феноменологию психической жизни, включая и трансперсональный проект, который является корневым подходом в мировых духовных и философских традициях и вне которого всегда был «пуст орех бытия» человеческого сознания.

Если более подробно раскрывать предмет пятой волны, то мы обнаружим специфические и уникальные его качества. В качестве предмета выступает трансперсональный опыт, который феноменологически сводится к следующим переживаниям (С. Гроф):

 временное расширение сознания, включающее, скажем, переживание предков, постинкарнационный опыт, филогенетический опыт;

 пространственное расширение сознания, включающее идентификацию с другими личностями, идентификацию с животными и растениями, планетарное сознание, сознание неорганической материи, внетелесное сознание и пр.;

 пространственное сужение сознания — до уровня отдельного органа или клеточных субстанций;

 ощущение реальности, выходящей за границы объективной реальности — опыт переживания других вселенных и встреча с их обитателями, архетипические переживания и восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание универсальных символов, активация чакр, восприятие сознания Ума—универсума, восприятие сверхкосмической и метакосмической пустоты.

Континуум трансперсональных феноменов завершается (Кэн Уилбер) уровнем Ума (Mind). Центральным моментом в философии вечного, как считает Уилбер, является представление о том, что «сокровенная» часть сознания идентична абсолютной и предельной реальности универсума, известного под именем Брахмана, Дао, Дхармакайя, Аллаха, Бога… В соответствии со всеобщей традицией, Ум является тем, что есть, и всем, что есть, находится вне пространства и потому бесконечен, вневременен и потому вечен, вне его нет ничего.

На этом уровне человек идентифицируется с Универсумом, со всем, или, скорее, он есть Все. Согласно философии вечного, этот уровень не является ненормальным уровнем состояния сознания. Скорее, он является единственным реальным уровнем сознания… – все остальные оказываются иллюзорными…

Собственно, предел предмета психологии достигнут. Пять колец расширения предмета психологии как годовые кольца Дерева Жизни привели к ее предельной взрослости, и пять ветвей с огромным количеством веточек и листочек поражают воображение своей силой и реализованностью.

Может быть, у некоторых читателей сформировалось мнение, что автор посвятил этот текст историческим этапам развития предмета психологии и что психология достигла своего гуманистического и трансперсонального апогея и что расширение предмета психологии и есть ее столбовая дорога.

На самом деле все выглядит по-другому. Все направления существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. И я бы не сказал, что это сосуществование мирное и эмпатичное. В общем случае можно обнаружить, что психология любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование всех тех уровней, которые находятся под ним, провозглашая эти более глубокие уровни патологическими, иллюзорными или же вообще несуществующими.

Интегративная психология, теоретической и методологической разработкой которой мы занимаемся в последние 15 лет, предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.

Современная ситуация в психологии напоминает строительство Вавилонской башни. Психологи, наполнившись намерением достичь и постичь душу и дух, в конце концов, начали разговаривать на разных языках и вся энергия, направленная ввысь к Великому Предмету психологии, ушла на глупые ссоры и исследование кирпичей, пыли и праха.

Все еще таится намерение постижения души психологами, но нет единения энергии и взаимопонимания.

Можно сказать, что существуют пять базовых моделей психологии со своими принципами, методологией, предметом и пятью магическими кристаллами, пятью линзами, через которые воспринимают психологи каждого клана психическую реальность совершенно своеобразно.

Усилия интегративной психологии направлены на то, чтобы наладить взаимодействие этих «линз», магических кристаллов с целью сформировать, сконструировать совершенный объектив, адекватно отражающий психическую реальность.

Интегративная психология предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителями всех пяти направлений психологии, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению психической реальности.

Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех пяти волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненное общей цели, – углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества.

Вместо того чтобы рассматривать физиологическую психологию, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально-гуманистическую и трансперсональную психологии как подходы конкурирующие, мы можем рассматривать их как взаимодополняющие пути получения новых открытий о человеке, каждый из которых потенциально информативен для другого.

Стратегия интегративной психологии – постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена.

Становление в интегративную позицию, которая по сущности является метасистемной по отношению ко всем пяти парадигмам психологии, предоставляет возможность отстраненного анализа и обеспечивает возможность нового качественного скачка в развитии психологического знания.

Интегративная психология не претендует на монополию истины со всеми вытекающими последствиями, а предлагает свободное оперирование многомерным знанием, связанным с наиболее продуктивно работающими в проблемной области традициями и их диагностическим, психотехническим инструментарием.

Интегративная методология предполагает привлечение к анализу находок и достижений тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии.

Интегративная психология предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются: взаимодействие между всеми волнами психологии, интегративный диалог альтернативных подходов, традиций, школ и критическое рефлексивное позиционирование.

«Личное дело»>>

к списку статей рубрики>>

интегративная психология — это… Что такое интегративная психология?


интегративная психология
Этимология.

Происходит от лат. integer — целый и греч. psyche — душа + logos — учение.

Автор.

Э.Йенш.

Категория.

Направление в немецкой характерологии.

Специфика.

Здесь выделение характерологических типов было основано на выраженности и особенностях образных (эйдетических) представлений. Это было зафиксировано в типологии эйдетических представлений.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

  • инструментальные и терминальные ценности
  • интеллектуальные операции

Смотреть что такое «интегративная психология» в других словарях:

  • Интегративная Психология — (от лат. integer целый и греч. psyche душа + logos учение) направление в немецкой характерологии , автор Э. Йенш . Выделение характерологических типов было основано на выраженности и особенностях образных (эйдетических) представлений. Это было… …   Психологический словарь

  • Психология гендерных отношений — это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область… …   Термины гендерных исследований

  • Интегративная теория речи — (от англ. integrate объединять, интегрировать из отдельных частей в единое целое) теория, рассматривающая речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной. И. т. р.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Память (психология) — Память  одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… …   Википедия

  • Козлов, Владимир Васильевич (психолог) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов …   Википедия

  • психологические и антропологические направления — Виды: Австрийская школа (А.Мейнонг, К.Штумпф, Т.Липпс, Э.Мах, В.Бенусси). Аналитическая психология (К.Г.Юнг). Ассоциативная психология (Т.Гоббс, Д.Юм, И.Гербарт, Дж.С.Милль). Атомистическая психология (В.Вундт, бихевиоризм). Белинская школа… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Янтиковская средняя школа — Янтиковская средняя общеобразовательная школа Девиз Per aspera ad astra Основана 1862 год Директор Кириллова Вера Михайловна Тип Средняя общеобразовательная школа Учеников 841 Адрес Чувашская Республика, Янтиковский ра …   Википедия

  • Степанова, Ольга Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова  российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… …   Википедия

  • Мясищев, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Мясищев …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *