Классификация социальных групп в психологии: Классификация групп | Социальная психология личности и группы – Социальная психология групп: структура, классификация и понятие

Автор: | 06.01.2021

Классификации социальных групп | Psylist.net

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

Таблица 1. Основные различия между группами

ПризнакЧислен-
ность
КонтактЧленствоСтруктураСвязи в процессе трудаПримеры
Малая группаДесятки человекЛичностный: знакомство друг с другом на личностном уровнеРеальное поведенчес-
кое
Развитая внутренняя неформаль-
ная
Непосред-
ственные трудовые
Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя группаСотни человекСтатусно-ролевой: знакомство на уровне статусовФункциональ-
ное
Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры)Трудовые, опосредован-
ные официальной структурой организации
Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая группаТысячи и миллионы человекОтсутствие контактаУсловное социально-структурноеОтсутствие внутренней структурыТрудовые, опосредован-
ные социальной структурой общества
Этническая общность, социально-демографи ческая группа, профес-
сиональная общность, политическая партия

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

В табл. 1 представлены основные различия между малыми, с ними и большими группами.

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

Понятие и классификация социальных групп

Понятие «социальная группа».

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы группа считалась группой:

1) наличие взаимодействий между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы   относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели – вернуть продавца не его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Вместе с тем перечисленные выше группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов взаимодействий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называют квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Действительно, социальный контроль в группе не может осуществляться до тех пор, пока индивиды действуют беспорядочно и разрозненно. Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча, но можно четко контролировать деятельность коллектива предприятия. Именно такой контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, поскольку деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить

«мы», формируется устойчивое членство группы и границы социального контроля.

Классификация социальных групп.

1. по численности: большие и малые;

В малых группах общественные отношения осуществляются путём непосредственных контактов их членов. Такие группы более спаяны и действенны. В больших группах отношения между членами складываются вокруг тех или иных общественных ценностей (норм, традиций, догм и постулатов), при этом члены могут и не знать о существовании друг друга.

2. по характеру взаимодействия: первичные и вторичные;

Первичные группы (семья, группа друзей) воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими людьми. Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.

3. по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные;

Группы, деятельность которых официально признана соответствующими институтами общества и оформлена в них должным образом, называются формальными. Группы, деятельность и нормы поведения которых официально не регламентированы, считаются неформальными.

4. по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;

5. Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).

Референтная группа (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе; ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.

Из устойчивой социальной структуры выпадают две группы населения: люмпены и маргиналы. К люмпенам (от нем. Lumpen – «лохмотья») относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоёв (от лат. marginalis – «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения стремятся к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Нередко выходцы из маргинальных групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в профессиональной деятельности.

Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами.

Классификация социальных групп

Наиболее полной является классификация, предложенная Г.М. Андреевой (2001). В этой классификации все социальные группы, прежде всего, разделены на условные и реальные. Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые». Малые группы – традиционный объект социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 2). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» являются объектом исследования социальной психологии.

Рис. 2. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

4.2. Малая группа, ее характеристики и виды

Самое пристальное внимание в социальной психологии было уделено малой группе, поскольку она – основная социальная микросфера жизни человека.

Е.В. Андриенко (2000) пишет, что малая группа та, участники которой лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные социальные группы в жизни человека – малые группы. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

Е.В. Руденский (2000) пишет, что Г. Хоманс считал главными характеристиками малой группы частоту взаимодействия, его длительность и порядок.

Раскрывая общие проблемы малой группы в социальной психологии, Г.М. Андреева (2001) приводит следующее определение: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Размер малой группы может быть от 2–3 до 35–40 человек. Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады. С ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Поэтому нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т. е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находятся самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30–40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Количество человек в группе оказывает влияние на ее психологические особенности и поведение людей.

Величина группы обратно-пропорциональна личному вкладу каждого отдельного участника в общее дело. Данный феномен называется эффектом Рингельмана или социальной леностью.

Успешность социальной адаптации человека в группе будет зависеть от ее размеров – легче адаптироваться в более многочисленной группе, где нет жесткой ролевой структуры.

Сплоченность группы выше в группе с меньшим количеством людей.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям:

  • первичные и вторичные группы. Впервые деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули. Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены нередко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет;

  • организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы. Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо после проведения им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т. д. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных;

  • лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет о группах, укомплектованных случайными лицами (приглашенные добровольцы, испытуемые) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование – так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу, группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально-психологического развития;

  • открытые и закрытые группы (по степени открытости). В основание данной классификации положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически любая малая группа является открытой. Тем не менее время от времени обнаруживается существование групп, которые в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, утраты, порой в течение длительного времени;

  • членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида). Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии А.В. Петровский определял референтную группу как «значимый круг общения», т. е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т. е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина Е.В., 1979).

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности, в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Вопрос 1. Понятие и классификация малых групп в социальной психологии. Понятие группы, ее основные характеристики.

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения — одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов.

С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной истории развития и закономерностями жизнедеятельности.

Отсюда можно выделить признаки группы:

  1. определенный способ взаимодействия между их членами;

  2. членство, чувство принадлежности к данной группе;

  3. адекватность, т. е. осознание членами группы себя как «мы», а других как «они».

Таким образом, группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Обратимся к классификации групп. В самом общем виде реальные группы могут быть разделены на: большие и малые.

К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредовано, через малые социальные образования оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной, особенно, по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Основными характеристиками малой группы являются57:

Частота взаимодействия. Взаимоотношения в рамках малой группы приобретают особое значение, побуждающее человека обращать внимание на личные склонности и привычки каждого из членов группы. Так, регулярные собрания одних и тех же людей, во время которых один или более произносит речь, без обмена мнениями и с недостаточными возможностями взаимодействия, вряд ли можно считать малой группой.

Развитие индивидуальности группы. Формирование группы из совокупности отдельных личностей закономерно приводит к развитию схожих черт и моделей поведения, отличающих каждого члена группы от других людей. Так, группа может характеризоваться добродушием, оптимизмом, гибкостью, предвзятостью и т. п.

Установление групповых норм. Члены группы вырабатывают свою систему ценностей на основе общих для них культурных приоритетов и убеждений. Эта система ценностей служит критерием оценки поведения каждого члена группы и символом отличия группы от окружающего мира.

Взаимообмен и копирование моделей поведения, стилей взаимодействия и общения. К этим моделям поведения можно отнести общие действия членов группы по отражению нежелательного влияния окружающей среды. Также в малых группах развиваются общие привычки, ритуалы и процедуры. Пока формируется групповой стиль поведения, развивается и групповой язык, т. е. особый жаргон и общие штампы вербального общения. Так, члены группы могут отличать друг друга по использованию ряда слов, за которыми закрепляется значение, выходящее за рамки общепринятого.

Дифференциация ролей членов группы. Внутри группы происходит разделение ролей и функций, направленных на выполнение задачи и поддержание стабильности самой группы. Каждый член группы выполняет целый ряд ролей в зависимости от своего положения в группе, амбиций и способностей.

В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. Наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем.

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть перед тем, как перейти к детальному анализу феноменологии малых групп — это их классификация.

Прежде всего, выделим первую пару:

Лабораторные — группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях.

Естественные группы — группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

По степени организованности выделяют:

Организованные группы (иными словами, формальные, официальные).

Спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Главное отличие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создаст специальные структуры для решения каких-либо задач; спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их.

По степени открытости группы влиянию общества, среды выделяют открытые и закрытые группы.

Следует отметить, что в современном обществе почти любая группа является открытой. Однако это «почти» неслучайно. Можно привести примеры закрытых групп — армейские подразделения, полярные экспедиции, экипажи судов, отправляющихся в длительные плавания. При определенной степени закрытости группы важной характеристикой является степень свободы «входа» и «выхода» из группы, т. е. насколько свободно человек может выйти из данной группы.

По продолжительности существования группы можно разделить на стационарные и временные.

Постоянство и временность существования группы определяется по тому, как члены группы воспринимают время ее существования.

Следующая классификация: группы членства и референтные группы.

Основанием подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки. Если группа рассматривается, как место пребывания человека и не связана с системой его ценностей, социальных установок, то в таком случае речь идет только о группе членства. Но если группа занимает серьезное место в жизни индивида, если нормы и ценности этой группы человек разделяет, соотносит с ними свои взгляды, то такая группа является для него референтной.

68. ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ ГРУПП. Шпаргалка по общей психологии

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Большие группы могли быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т. п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.

Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.).

Принято выделять следующие виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой.

Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вопрос 46. Классификация больших групп в социальной психологии, их признаки и краткая социально-психологическая характеристика.

Большие группы делятся на два вида:

  1. случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и социальные группы.

  2. социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Отличие от малых групп: в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах ( это нравы, обычаи и традиции).

Структура большой соц. группы: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека. (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.)

!! Также большой соц. группой является этническая группа (нация, народность, национальная группа и т.п.)

В больших группах также существует феномен интрогруппового фаворитизма, но он специфичен => возникает понятие этноцентризма (моя нация хорошая, другие плохие). – М.Шериф

Отношения проходят через сознание людей и искажаются предрассудками к другим людям.

Общение культур = нормальный обмен. Предрассудки = ухудшение отношений.

Представительское общение – такое взаимодействие, в котором люди выступают как представители какой-либо общности.

Вопрос 47. Этапы и социально-психологические механизмы социализации

Синоним слова «социализация» — развитие личности, воспитание.

Социализация– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

3 сферы, в которых осуществляется становление личности:

-деятельность

-общение

-самосознание

Деятельность: личность осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят три процесса:

  1. ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами

  2. центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

  3. освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение:рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Развитие самосознания:становление в человеке образа его Я (Кон). Он не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

3 стадии процесса социализации:

1) дотрудовая:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности

2) трудовая: весь период трудовой деятельности человека

3) послетрудовая: пожилой возраст.

Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семьяи играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

В ранней социализации – школа.

На трудовой стадии – трудовой коллектив.

5. Понятие о группе в психологии, классификация групп.

Общение или взаимоотношения людей происходят в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп:

1. Условные и реальные;

2. Постоянные и временные;

3. Большие и малые.

Условные группы объединяются по определенным признаку (пол, возраст, род профессии и т. д.). Люди, включенные в такие группы, не имеют прямых отношений между, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встретятся друг с другом.

Реальные группы существуют как в общности, в определенном пространстве и времени и характеризуются тем, что ее члены связаны между собой определенными взаимоотношениями. Различаются по величине, внешней и внутренней организации, своему назначению.

Малые группы — достаточно устойчивое объединение людей, связанные взаимными контактами. Состав от 3 до 15 чел.

Классификация групп по Андреевой:

1. условные;

2. реальные:

-лабораторные,

-естественные:

+большие:

*организованные,

*неорганизованные;

+малые:

*становящиеся,

*коллектив.

Коллектив — устойчивые во времени организационная группа людей, взаимодействующих между собой со специфическими формами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой, формальными и неформальными взаимоотношениями между ее участниками.

Классификация.

В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: 1)малая; 2)большая. Малая группа — относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек).

По принципу и способу образования: 1)реальная; 2)условная. Условная группа — номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная — группа, существующая на основе официальных документов.

По признаку отношения личности к нормам группы. Референтная (эталонная группа) — группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности.

Этапы развития группы.

Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке).

Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования).

Коллектив.

Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия)

Понимание малой группы — это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и которые могут контактировать между собой. Количественная характеристика: нижняя граница — 2−3 человека, верхняя — 20−25. Наиболее оптимальная группа 7±2.

Качественная характеристика: контактность группы — способность каждого члена группы беспрепятственно контактировать друг с другом целостность социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу.

В группе малой численности (3−4) быстро развивается групповой эгоизм (к другой группе), развивается феномен «корпоративности», большая вероятность психической несовместимости членов группы, большая вероятность появления пресыщенности общением. В группе большой численности (> 15) происходит деление на микрогруппы, отношения складываются между микро группами.

Содержательные характеристики малой группы: 1)групповые свойства (сработанность, организованность и др.) 2)групповые процесс (лидерство, групповое принятие решений и др. 3)групповые состояния (социально-психологический климат, атмосфера) 4)мотивационные установочные характеристики малой группы (мотивы, установки, интересы, задачи, цели)

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

1)Формальная — официально закрепленные отношения. Определяется формальными предписаниями (должностными инструкциями и др.)

2)Неформальная — отношения сложившиеся на неофициальном уровне. Реально складывающаяся структура связей, коммуникаций и влияния.

3)Социометрическая — совокупность связей между членами, характеризуемых взаимным предпочтением и отвержением по результатам социометрического теста (в основе лежит эмоциональные отношения)

4)Коммуникативная — совокупность связей между членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

5)Ролевая — совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними ролей, т.е. типичных способов поведения, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса

6)Социальной власти и влияния в малой группе — совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. (типы: вознаграждение, принуждение и др.)

Внеформальные (фактически реально действующие формальные отношения — пример: должность ген. директора выполняет его заместитель)

Полуформальные (среднее между формальными и неформальными) — друзья организуют фирму

Виды малых групп:

1)лабораторные (специально создаваемые для решения задач) и естественные (существующие независимо от воли исследователя)

2)формальные и неформальные

3)первичные (далее не делимые по формальным признакам) и вторичные (объединяют несколько первичных групп)

4)временные (до года) и стабильные (постоянно существующие)

5)референтные (мнение которой для нас значимо) и членства (группа, членом которой мы являемся)

Большая социальная группа, объект исследования

Значение исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы.

Виды БСГ: Основой деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае — группы существуют независимо от сознания и воли людей. Во втором — сознательное объединение людей. По времени существования: длительно существующие (нации, классы) и коротко существующие (митинги, толпа) По хар-ру организованности (партии, союзы) неорганизованности, возникающие стихийно (толпа) и организованные сознательно (партии)

БСГ интегрируется по объективным (социально-демографические показатели) субъективным (партии) объективно-субъективным (комитет солдатских матерей) основаниям

Уровни интеграции БСГ: 1)типологический (домохозяйки) — нет единства по социально-психологическим показателям, не относят себя к группе 2)идентификационный (человек ассоциирует себя с той или иной группой) 3)установочная солидарность (готовы действовать в совместной деятельности) 4)непосредственной совместной деятельности

Факторы, определяющие уровни интеграции: 1)степени однородности-разнородности (чем более однородна, тем выше уровень интеграции) 2)Эмпиричные характеристики БСГ (позволяет отделить одну группу от другой) 3)внутри и межгрупповые коммуникации 4)социальная мобильность БСГ (при высокой вероятности перехода в другую группу, снижается интегрированость БСГ

Свойства БСГ: 1)активность — пассивность БСГ 2)открытость — закрытость (для вхождения в эту группу) 3)целенаправленность-бесцельность 4)интегрированность — дезинтегрированность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *