Кто впервые в психологии использовал понятие сознание: Сознание (психология) — Википедия – Тест по психологии для 1 курса

Автор: | 01.11.2020

Тест по психологии для 1 курса

Тест по психологии с ответами (I курс)

1. Психология как самостоятельная наука возникла: 

А) В середине 19 века

Б) В начале 20 века
В) В античных временах
2. Предмет психологии:
А) Наука о душе
Б) Наука о сознании
В)Наука о поведении

сначала шло развитие психологии как науки о душе, затем это — наука о сознании, потом как наука о поведении.
3. В рамках, какой традиции философских исследований развивались
психологические идеи:
А) Материалистической
Б) Идеалистической

материализм и идеализм в психологии развивались и спорили между собой.
4. Кто впервые определил сознание как критерий психики:
А) Гоклениус
Б) Декарт
В) Спиноза
5.Термин «психология» был введен:
А) В античные времена
Б) В 16 веке
6. Кто впервые ввел термин «психология»:
А) Бэкон
Б) Спиноза
В) Гоклениус

7. Какой философ ввёл в научный обиход понятие рефлекса.
А) Декарт

Б) Бэкон
В) Спиноза

Г) Парацельс
8. Основателем научного течения «структурализм» является: 
А) В. Вундт
Б) У. Джеймс
В) Дж. Кеттел
Г) Э. Титченер
9. Концепция «потока сознания» была выдвинута в рамках:
А) Функционализма
Б) Структурализма
В) Волюнтаризма
Г) Психоанализа
10.Вставьте пропущенные слова
В. Бехтерев ввёл в научный обиход понятие сочетательно-двигательный рефлекс


11.Верно ли утверждение:

11.1.И. Павлов отрицал возможность существования психологии как отдельной науки.

11.2Л. Выготский выступал против психотехники как необоснованно механистического взгляда на психику человека.

11.3«Павловская сессия» Академии Наук СССР 1950 года ознаменовала разгром педологии как науки.

11.4.Гештальт-терпапия Ф. Перлза – это развитие и продолжение гештальт-психологии.

11.5Главной причиной раскола между З. Фрейдом и А. Адлером стало утверждение А. Адлера о том, что социально-психологические факторы играют ведущую роль в развитии человека.

12.Установите соотношение понятий

 В


а) оперантное обусловливание


2) К.Г. Юнг — Г


б) динамическая установка


3) В. Франкл — Д


в) комплекс неполноценности

4) Д. Узнадзе — Б

г) архетип


5) Б. Скиннер — А


д) логотерапия

13. Установите соотношение понятий

 Г


а. Гуманистическая психология


2. Э. Фромм — Д


б. Экзистенциальная психология


3. Р. Мэй — Б


в. Индивидуальная психология


4. А. Маслоу — А


г. Аналитическая психология


5. А. Адлер — В


д. Гуманистический психоанализ



14. Установите соотношение понятий

 Г


А. Только свобода и независимость от всего и всех.


2. Гедонисты — В


Б. «Друзья, мудрость и свобода – вот наш девиз»


3. Киники — А


В. Жить стоит ради удовольствий и наслаждений


4. Эпикурейцы — Б


Г. Спокойно переносить все удары судьбы

15. Установите соотношение понятий

 Б


А. Считал, что всё в мире подчиняется закону природы


2. Аристотель — Д


Б. «Наши беды от того, что у нас ошибочные ожидания от мира»


3. Сенека — А


В. Отличался крайними аскетизмом и неприхотливостью


4. Диоген — В


Г. Человек свободен и ради неё готов пойти даже на смерть, поправ собственную природу


5. Платон — Е


Д. «Если глаз – это тело, то душа – это зрение»


6. Демокрит — Г


Е. «Есть два мира – материальный и идеальный»

16. Установите соотношение понятий

 Д


А. «Тотем и табу»


2. З. Фрейд — А


Б. «Мышление и речь»


3. Л.С. Выготский — Б


В. «Основы физиологической психологии»


4. В. Вундт — В


Г. «Основы психологии» («Принципы психологии»)


5. У. Джеймс — Г


Д. «Бегство от свободы»

16. Понятие о сознании в психологии

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».

В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание– это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (К. Маркс).

Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.

Сознание как предмет психологии — Психологос

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.

У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания — организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление — это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

  • Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.
  • Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.
  • Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.

Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

Вводное занятие Университета

Тема №13787 Ответы к тесту по психологии Предмет, основные категории и структ

Тема №13787


1.    Предметом психологической науки является:
а) человек
б) душа человека
в) сознание 
г) черты характера
+д) психика

2.    Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в 
а) когнитивной психологии
б) гештальтпсихологии
в) бихевиоризме
+г) отечественной психологии

3.    Предметом педагогики как науки является… 
+1) целенаправленно организуемый педагогический процесс
2) развитие личности
3) профессиональная педагогическая деятельность
4) образовательные системы

4.    Предметом педагогической науки является:
1) закономерности развития ребенка и пути его воспитания
2) процесс воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения
3) воспитание человека
+4) образования как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

5.    В буквальном смысле термин «педагогика» переводится:
1) воспитание
+2) детовождение
3) сопровождение
4) обучение

6.    В буквальном смысле термин «психология» переводится:
1) наука о психике
+2) знание о душе
3) душа
4) внутренний мир

7.    Дополните предложение:
Объектом психологии и  педагогики как наук является человек.

8.    Дополните предложение:
Предметом педагогики как науки является образование.

9.    Дополните предложение:
Предметом психологии как науки является психика.

10.    Дополните предложение:
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики.

1.    Самым широким понятием в психологии является
а) сознание, 
+б) психика
в) бессознательное
г) самосознание

2.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении мира, называется:
а) душа
+б) психика
в) сознание
г) внутренний мир

3.    Дополните предложение:
Свойство, высокоорганизованной живой материи заключающееся в активном субъективном отражении человеком объективного мира, называется _____________.

4.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном ____________ мира – это психика.
а) анализе
б) отражении
в) восприятии
г) воззрении

5.    Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются:
а) психическими образованиями
б) психическими процессами
+в) психическими свойствами
г) психическими состояниями

6.    Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется:
а) эмоциональными процессами
б) психическими процессами
в) психическими свойствами
г) психическими состояниями
д) жизненным опытом

7.    Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются:
а) психическими процессами
б) психическими свойствами
в) психическими состояниями
+г) психическими образованиями

8.    Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются:
+а) психическими процессами
б) психическими свойствами
в) психическими состояниями
г) психическими образованиями

9.    К психическим процессам относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
+3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

10.    К психическим свойствам относятся: 
+1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

11.    К психическим состояниям относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
+2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

12.    К психическим образованиям относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
+4) знания, умения, навыки

1.    Основной задачей психологической науки является:
+а) изучение законов психической деятельности
б) разработка проблем истории психологии
в) коррекция социальных норм поведения
г) совершенствование методов исследования

(выбрать несколько вариантов ответа)
2.    В задачи психологии как науки входят: 
а) изучение воспитания как фактора духовного развития людей 
б) оказание психологической помощи
+в) изучение закономерностей развития психики и её особенностей в различные возрастные периоды
г) получение знания об индивидуальности конкретного человека
+д) выработка рекомендаций людям по повышению их стрессоустойчивости и психологической надёжности
е) исследование человеческой природы
+ж) изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности
+з) изучение зависимости человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов.

1.    Психология как особая научная дисциплина зародилась в рамках:
а) естественных наук
б) педагогики
в) социологии
+г) философии

2.    Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания
+1) в XIX в.
2) в XX в
3) в XVIII в.
4) в XVI в.

3.    Установите соответствие между этапами становления и развития психологии как самостоятельной науки:
1. IV-V вв. до н.э. – 60-е гг. XIX в. Г
2. середина XVII в. – середина XIX в. А
3. 60-е гг. XIX – 10-е гг. XX в. Б
4. 10–30-е гг. XX в. В
А) формирование психологического знания в рамках других научных дисциплин 
Б) формирование первых парадигм 
В) кризис психологии 
Г) учение о душе

4.    Установите соответствие между этапами исторического развития представлений о психологической науке:
1. IV в. до н.э. –XVI в н.э. Б
2. середина XVII в. – конец XIX в. А
3. 10–30-е гг. XX в. Г
4. c середины XX в. В
А) развитие психологии как науки о сознании 
Б) развитие психологии как науки о душе 
В) развитие психологической науки в рамках различных научных направлений
Г) кризис психологии 

5.    Основы рефлекторной теории психики заложили работы… 
+1) Р.Декарта, И.М. Сеченова
2) Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна
3) Аристотеля, Гиппократа, Платона
4) З.Фрейда, А. Маслоу¸ К. Юнга

6.    Одним из принципов отечественной психологии является принцип
1) учёта возрастных особенностей человека
2) единства мышления и интуиции
+3) единства сознания и деятельности
4) научения

7.    Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды: 
1) психоанализ
2) гуманистическая психология
3) психология сознания 
+4) бихевиоризм

8.    Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом
1) гуманистическая психология
+2) глубинная психология (психоанализ)
3) ассоциативная психология
4) когнитивная психология

9.    Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
1) стратометрической концепции
+2) культурно-исторической концепции психического развития
3) деятельностной концепции
4) концепции поэтапного формирования умственных действий

10.    Психологией деятельности активно занимался
1) Э. Кречмер
2) З. Фрейд
3) В.М. Бехтерев
+4) А.Н. Леонтьев

11.    Одним из основателей советской психологии является
1) Р.С. Немов
+2) Л.С. Выготский 
3) А.В. Петровский
4) И.М. Сеченов

12.    В. Вунд является первым кто создал 
1) психокоррекционный центр
2) концепцию бессознательного
+3) психологическую лабораторию 
4) теорию рефлекса

13.    Основоположником направления психологии, считающего источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты, является:
1) З. Фрейд
2) К. Левин
3) Дж. Уотсон
4) И.М. Сеченов

14.    Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется
1) психоанализ
2) гештальт-психология 
3) структурализм
+4) бихевиоризм

15.    То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал 
1) вытесненным 
+2) бессознательным 
3) сопротивляющимся 
4) предсознанием 


16.    Предметом изучения бихевиористов является:
а) бессознательное
б) полноценная личность
+в) поведение
г) познавательные процессы

17.    Дополните предложение: 
Предметом изучения бихевиористов является (поведение)

18.    Согласно теории бихевиористов, основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) развитие познавательных процессов
+д) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

19.    Психологическое направление, исследовавшее психические функции человека как целостные структуры:
а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
+г) гельштатпсихология

20.    Предметом изучения гельштатпсихологии является:
1) бессознательное
2) поведение
3) познавательные процессы
4) целостные структуры психики

21.    Под понятием «гельштат» в психологии понимается
+1) целостные образы психики
2) структура сознания
3) отдельные элементы сознания
4) целостная личность

22.    Дополните предложение
Целостный образ, свойства которого не являются суммой свойств его частей, называется (гештальт).

23.    Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:
+а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

24.    Направление в психологии, считающее, что поведение человека определяется не только и не сколько сознанием, а скорее бессознательным:
+а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

25.    Предметом изучения сторонников психоаналитического подхода является:
+а) бессознательное
б) полноценная личность
в) поведение
г) познавательные процессы

26.    Согласно концепции К.Юнга врожденным, наследственным приобретением личности является:
+а) коллективное бессознательное
б) индивидуальное бессознательное
в) душа человека
г) бессознательные примитивные инстинкты

27.    Согласно теории психоаналитического подхода (психоанализа) основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
+в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

28.    Психологическое направление считающее, что в основе изучения психики должны рассматриваться люди – здоровые, изначально добрые, в крайнем случае нейтральные, которые стремятся самореализоваться:
а) психоанализ
б) когнитивная психология
+в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

29.    Предметом изучения для сторонников гуманистического подхода в психологии является:
а) бессознательное
+б) полноценная личность
в) поведение
г) познавательные процессы

30.    Предметом изучения гуманистической психологии является:
а) гуманистическая направленность личности
+б) самоактуализация личности
в) полноценная личность, стремящаяся к самоактуализации
г) иерархия потребностей личности

31.    Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
+а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) развитие познавательных процессов

32.    Психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации
+а) когнитивная психология
б) гуманистическая психология
в) гельштатпсихология
г) бихевиоризм

33.    Предмет изучения для сторонников когнитивной психологии — это:
а) полноценная личность
б) поведение
+в) познавательные процессы
г) целостные структуры психики

34.    Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
+г) развитие познавательных процессов

35.    Установите соответствие:
Направление психологии:    Предмет изучение::
1) Бихевиоризм Г    А) познавательные процессы
2) Гельштатпсихология В    Б) бессознательное
3) Психоанализ Б    В) целостные структуры психики
4) Гуманистическая психология Д    Г) поведение
5) Когнитивная психология А    Д) полноценная личность

36.    Установите соответствие
Направление психологии:    Основатель:
1) Психоанализ Д    А) М. Вертгеймер
2) Гельштатпсихология А    Б) А. Маслоу
3) Когнитивная психология Г    В) Д. Уотсон
4) Бихевиоризм В    Г) У. Найссер
5) Гуманистическая психология Б    Д) З. Фрейд
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *