Личностные качества это в психологии: какие бывают, базовые психологические и личностные – Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Автор: | 28.06.2020

Личные качества психолога

Профессиональные, а также личностные качества психолога нередко находятся во взаимосвязи. Данная специальность накладывает свой отпечаток и на образ жизни, и на личные качества психолога, а его личностные особенности отображаются в выбираемой им области и видах психологической деятельности. Часть психологов выбирает научные исследования, еще одна часть – преподавание предмета психологии, оставшиеся – практическую психологическую деятельность. Кто-то в душе ощущает себя психоаналитиком, кто-то, в свою очередь, стопроцентным гештальт-терапевтом. Но основное, что превращает индивида в психолога, заключается в способности видеть окружающий мир психологически, а также явная психологическая направленность ума. Обладать психологическим взглядом на окружающий мир значит уметь подвергать психологическому анализу всевозможные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.

Замечание 1

В сфере практической психологии сама личность психолога считается инструментом его работы, и нередко играет очень серьезную роль, не менее важную, чем психотерапевтические техники.

Сложно быть в личностном плане одним, а в профессиональной сфере абсолютно иным. Личностные качества психолога формируют значимый фундамент профессиональной успешности специалиста. По некоторому мнению, у тех индивидов, которых можно назвать действительно профессиональными психологами, всегда отмечается необычайное слияние жизни и профессии, абсолютная включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, при этом, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей их жизни. Идеальная ситуация – чтобы все, что индивид делает как профессионал, превращалось в неотъемлемую часть духовного поиска.

Что же можно назвать характерным для психологического восприятия окружающего мира? Мир прочих индивидов для психолога представляет собой загадку. Он не склонен приписывать собственный внутренний мир другим людям, он не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого человека как к загадке, которую необходимо разгадать. Душеведческая направленность ума – это результат его собственной жизни, который порожден необычностью внутреннего мира, недостаточной адаптированностью к внешнему миру, излишней чувствительностью к состоянию и поведению людей, стремлением данную недостаточную адаптированность преодолеть с помощью рациональных методов, с помощью исследования особенностей психики прочих индивидов. В виду этого психологам присуща терпимость, а также снисходительность по отношению к другим, так как первоначально они допускают возможность разнообразных и не всегда стандартных форм поведения, переживаний и мыслей.

Замечание 2

Если индивид осознал, что его собственный субъективный мир, а также мир объективной реальности различны, если он понял, что не существует людей, которые полностью похожи друг на друга, если в его собственном сознании либо подсознании присутствует чувство недостатка собственных знаний касательно субъективного мира прочих индивидо

Личностные качества психолога | Psylist.net

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

Психологические качества личности в жизни — Саморазвитие, успех

Купить криптовалюту за рубли без посредников без комиссии на бирже №1

Всем известно, что личность каждого человека индивидуальна и неповторима, но мало кому известно, что именно наша личность, в процессе своего формирования и развития характеризуется некоторыми психологическими качествами, которые останутся с нами в течение всей нашей жизни. Эти психологические качества личности могут быть как положительными, так и отрицательными, в силу многих факторов, таких как воспитание, влияние окружения, общее влияние общества и так далее. Двигаясь в том, или ином направлении, мы словно в компьютерной игре развиваем в себе множество качеств.

Например, выбирая себе спорт в качестве хобби, мы развиваем в себе такие психологические качества личности, как волю, выносливость, стойкость и терпимость. Решая посвятить своё свободное время чтению книг, мы вырабатываем в себе креативность, чувство вкуса, а также широту взглядов. И такие примеры можно приводить до бесконечности, особенно если учесть тот факт, что человек в своей жизни способен перепробовать огромное количество занятий и соответственно выработать целый ряд психологических качеств.

Но увы, не все эти качества можно назвать строго положительными. К примеру, те же занятия, которые мы называли раньше, имеют и оборотную сторону монеты: спорт учит нас жёстко конкурировать, а значит делает нас более жестокими. Книги напротив, учат нас формировать целый мир, причём куда лучший чем в реальности, в своей голове, что делает нас социопатичными и менее приспособленными к активной жизни.

И это относится ко всем без исключений занятиям, которым мы посвящаем свою жизнь, так как всё, что бы мы ни делали, оставляет отпечаток на нашей личности. Ведь что такое — личность? Это своеобразный фарш из событий, мнений, впечатлений и чувств в нашей жизни. Проживая всё это, мы формируем своеобразный скелет нашей личности, выбирая то, что для нас важно, а что нет, а затем, развиваясь, облекаем его в более осознанную форму. Но нельзя предугадать всего, и многие события в нашей жизни случатся независимо от нашего желания, также оставляя свой след, который, в свою очередь, также формирует те, или иные психологические качества личности

. К таким событиям можно отнести смерть близких, или, например рождение детей — факторы, которые зависят от нас лишь косвенно, но по своей глубине наиболее радикально меняющие нашу личность.

С другой стороны, для того, чтобы лучше контролировать себя и формируя своё будущее, не наплодить пороков, есть один простой способ, получать от занятий лишь позитивные качества и никаких негативных. Для этого достаточно всего-лишь несколько абстрагироваться от того, чем вы занимаетесь, и оставаться собой. К примеру, представим гармонично развитого человека, который увлекается всем подряд: его день будет состоять из следующих частей.

1. Работа.

2. Тренировка.

3. Досуг.

4. Развлечения/отдых.

Причём если человек по настоящему знает, чего он хочет от жизни, то его работа будет совпадать с хобби, тренировка будет лишь способом поддержать форму и быть сильным и бодрым членом семьи и общества, досуг он будет проводить в кругу друзей или родных, социально активно и продуктивно, а отдыхать будет с книгой в руках.

Как вы могли уже заметить, всё это выполняется в один день, чётко распланировано и продумано, а значит, ни один элемент не является в жизни такого человека доминирующим, все они — лишь средство достижения какой-то цели, неважно, будь то счастье или богатство. Так и только так, не позволяя тому, чем вы занимаетесь, контролировать вашу жизнь, можно сформировать целый ряд позитивных качеств, уйдя от негативных.

Черты личности — Психологос

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности.

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и «звания» (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта — неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? — Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца​), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности — стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, Потребитель сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека. Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле — личностной чертой.

Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI, тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость — общительность», интеллект, «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность», «подчиненность — доминантность», «сдержанность — экспрессивность», «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения», «робость — смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость — подозрительность», «практичность — мечтательность», «прямолинейность — дипломатичность», «спокойствие — тревожность», «консерватизм — радикализм», «конформизм — нонконформизм», «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль», «расслабленность — напряженность», «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (первичный факторы теста), а также «тревога», «экстраверсия — интроверсия», «чувствительность» и «конформность» (вторичные факторы теста).

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как «Кивки», «Угуканье» и «Вспышки глазами» являются составляющими умения подавать знаки слушания — умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать. В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

​С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту (так называя Большая пятерка).

Открытость опыту — способность и готовность человека видеть (прислушиваться, воспринимать) то, что происходит в нем, в окружающих людях и жизни.
Открытость опыту обеспечивает рост и развитие личности.
Личностная неадекватность является помехой в открытости опыту: открытость есть, но информация приходит к человеку в искаженном виде.
​Закрытость от опыта, внутренние и внешние защиты дают большую безопасность, но прекращают рост и развитие личности. Крайний вариант защит — непроницаемость для опыта.

Некоторые из черт, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях.

Может ли человек менять черты своей личности? Кто-то — может определенно. Большинство — нет, сами не способны. Подробнее посмотрите статью «Можно ли менять свой характер, и как?»


Вводное занятие Университета

что является основой, основные стороны

Психологическая наука изучает разные психические явления, поэтому существуют узкоспециализированные отрасли. Так, например, психология личности изучает особенности развития познавательных способностей юношей и девушек, их индивидуальные параметры.

Люди бывают разными

Люди бывают разными

Определение психологии личности

Личностная психология изучает мужчин и женщин в контексте их взаимодействия с другими людьми. Этот раздел психологии направлен на изучение основных сторон личности. Психологи пришли к выводу, что существует 4 стороны личности: тело, душа, дух, сознание.

Дополнительная информация. В структуре индивидуальности органично сочетаются биологические, психологические и социальные основы.

Главным объектом изучения в психологии индивидуальных различий является личность. Некоторые разделы в смежных дисциплинах также направлены на изучение особенностей поведения и деятельности индивида. Такими науками являются социальная и возрастная психология, социология и педагогика.

Знание основ психологии личности помогает людям эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, понимать себя и окружающих.

Ключевыми характеристиками индивида являются темперамент и характер. Тип темперамента основывается на совокупности динамических особенностей психофизиологической деятельности и определяет скорость протекания тех или иных психических процессов, особенности работы нервной системы. Эти характеристики индивида определяют его поведение.

От типа характера зависит то, как складываются отношения с другими людьми. Характер проявляется в общении и совместной деятельности. В психологической науке уделяется пристальное внимание проявлениям характера, на основе их изучения можно определить, к какому типу относится человек.

Интересно. Индивидуальная психология призвана изучить онтогенез развития воли, эмоций, потребностей, способностей и мотивации.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *