Моделирование психических процессов
Моделирование в психологии предполагает создание реальных или идеальных, прежде всего, математических моделей для исследования психических процессов. При этом под «моделью» понимается система объектов или знаков, которая воспроизводит ряд существенных свойств системы-оригинала. Упрощенная модель является действенным средством проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.
Распространение данного метода в психологии началось в 50-е годы XX века. Модели сложных физиологических функциональных систем человека были созданы в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Эти модели содержали все основные компоненты последующих кибернетических моделей поведения.
В течение небольшого времени появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Психические процессы понимались по аналогии с процессами вычислений, которые осуществляют ЭВМ. Некоторые авторы делают попытку найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства. Других авторов привлекают его вычислительные возможности. Подобные работы, связанные с созданием искусственного интеллекта и машинным зрением, ведутся в разделах кибернетики.
Модели в области психических и психофизиологических функций представляют собой машинные программы. Реализация этих программ зависит от выбранного языка программирования.
Говоря о моделировании психических и психофизиологических процессов, надо сказать, что здесь есть две стороны – примеры успешного моделирования процессов – психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные работы с одной стороны и с другой стороны – есть мнение, что для создания полноценных психологических теорий одного этого метода недостаточно.
Как правило, формальные модели не дают однозначного описания имеющихся данных, а для уменьшения произвольности их интерпретации, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа.
Требования, предъявляемые к психическим моделям
По сравнению с моделями физических объектов к моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, потому что модели психики должны помочь ученому исследовать сам процесс психической деятельности, а не только его результат.
Более или менее успешно в настоящее время моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Действующую модель целостного поведения человека создать достаточно трудно.
Принято различать три основных вида моделей психики:
- Знаковые, т.е. математическое или точное словесное описание какого-либо явления психики;
- Программные;
- Вещественные.
В знаковых моделях выделяются вербальные модели и математические. О вербальных моделях речь уже шла в предыдущих статьях, поэтому более подробно остановимся на математических моделях психики.
Математические модели психики
Определение
Они представляют собой высоко формализованные модели, при построении которых ученые пытаются описать психические процессы языком математических формул и графиков.
Математические модели точнее вербальных и однозначно понимаются не только психологами различных направлений, но и математиками, и инженерами.
Выигрывая в точности математическое моделирование, имеет существенный недостаток – описывает внешнюю сторону психической деятельности, форму её протекания и минует содержание. Выразить его математическими символами невозможно или почти невозможно. При всем при том, математические модели легко преобразуются в действующие, т.е. их можно заложить в электронно-вычислительную машину. Работа этой машины и будет представлять собой математическую модель в действии.
Программные модели
Программные модели являются связующими моделями между знаковыми моделями и вещественными, т.е. они так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели – действующие машины- автоматы, имитирующие работу мышления, памяти, внимания человека.
Выделяют жестко-алгоритмические и эвристические модели:
- Жестко-алгоритмические модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, которое состоит из строгой последовательности однозначных операций. Поиск новых способов решения задач при действии по жесткому алгоритму, лишены творчества. У этих моделей есть недостаток, связанный с тем, что при изучении их можно понять только ограниченный круг явлений психической деятельности;
- Эвристические программные модели. Они уже сложнее жестко-алгоритмических моделей. Цель этих моделей заключается в изучении таких действий или психических процессов человека, течение которых может иметь несколько вариантов. Сказать заранее какой будет реализован нельзя. Например, игроки в шахматы точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры. Это и понятно, т.к. выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника. О ходе противника можно знать только предположительно. Решение задач такого типа зависит от целого ряда факторов, которые человек не контролирует, а результат может быть получен только посредством составления гипотез.
Большинство воспитательных задач также можно отнести к задачам в условиях неопределенности. При их решении невозможно с уверенностью сказать, какой будет реакция воспитанников на воздействие. Методы решения задач в условиях неопределенности, называются эвристическими методами, а модели, которые воспроизводят сложный процесс их решения, получили название эвристических моделей.
Исследователь, создавая эвристическую модель, сначала моделирует деятельность человека, наподобие того, как художник изучает «натуру». При решении этой задачи, исследователь наблюдает за порядком действий своих испытуемых, фиксирует их ошибки и способы их исправления, высказывания, реплики и другие проявления деятельности.
На втором этапе, на основе проведенных наблюдений, составляется гипотеза о структуре психических процессов, которые принимают участие в решении такого типа задач. Гипотеза выражается в виде программы и её можно заложить в ЭВМ, превратив в действующую модель.
На следующем этапе идет изучение работы машины, решающей подобные задачи. Последующие наблюдения дают возможность внести в программу исправления до заключительного вывода об оригинале, считающегося наиболее достоверным.
Существует достаточно большое разнообразие эвристических моделей психики, созданных как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди большого разнообразия моделей особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека. Среди них:
- Программа, воспроизводящая шахматную и шашечную игру;
- Программа решения логических задач;
- Программа доказательства геометрических теорем;
- Программа творческого мышления композитора и др.
У эвристического моделирования, как и у жестко-алгоритмического, есть недостатки, причем, существенные:
- Имитация мыслительного процесса по эвристическим программам происходит вне связи с другими психическими процессами – восприятием, памятью, воображением. В реальной действительности мышление обязательно на них опирается;
- ЭВМ, приводящие в действие эвристические программы, не переживают чувства радости, огорчения, успеха, не обладают никакими потребностями и стремлениями;
- Эвристические модели, как и другие модели психики, созданы на основе аналогии, а она дает приблизительно верный вывод.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что метод моделирования в значительной степени действительно позволяет расширить возможности экспериментального изучения психической деятельности человека.
Метод дает возможность смело выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга, а выводы выражать количественными характеристиками. Но, в психологии моделирование, это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не отменяет и не заменяет собой другие методы.
Метод моделирования в социальной психологии
Дмитриева, Ю. А.; Грязева-Добшинская, В. Г.; Dmitrieva, Ju. A.; Gryazeva-Dobshinskaya, V. G.
Abstract:
Рассматривается актуальность использования моделирования в социальной психологии как метода общенаучного уровня. Раскрываются понятия «модель» и «моделирование» в контексте научных исследований в социальной психологии. Анализируются особенности метода моделирования в социально-психологических исследованиях: использование наглядной, демонстрационной основы; получение новых знаний путем вывода по аналогии; установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом. Представлен вариант классификации видов моделирования в социальной психологии, созданный на основе изучения используемых средств моделирования. Topical use of modeling in social psychology as a method of general scientific level. Disclosed the concept of “model” and “simulation” in the context of research in social psychology. The features of the modeling method in social psychological research: the use of visual, demonstration basis, obtaining new knowledge by withdrawing, by analogy, to establish relations homomorphism or isomorphism between the model and the original. A version of the classification of modeling in social psychology that is based on the study of the means of modeling.
Description:
Дмитриева Юлия Александровна, аспирант, психолог кафедры общей психологии, Южно-Уральский государственный университет, [email protected] Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Южно-Уральский государственный университет, [email protected] Julia A. Dmitrieva, postgraduate student, the psychologist of the Department of General Psychology, South Ural State University, [email protected] Vera G. Gryazeva-Dobshinskaya, Doctor of Psychological Science, associate professor, Head of Department of General Psychology, South Ural State University, [email protected]
Статистические методы и математическое моделирование в психологии. — учебный курс
Статистические методы и математическое моделирование в психологии. — учебный курс | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данныхСтатистические методы и математическое моделирование в психологии.учебный курс
- Автор: Вартанов А.В.
- Год создания: 2010
- Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Описание: НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «Психология» КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА «Магистр» Цели освоения дисциплины: Цель курса заключается в систематизации современных представлений о задачах и методах моделирования и разработки диагностических методик в психологии, обзоре математических основ существующих методов анализа и представления данных, ознакомлении с проблемами, возникающими при их практическом применении. Задачи курса: а) ориентировка в основных подходах к построению психологических моделей и разработки на их основе психологических тестов и диагностических методик; б) практическое овладение существующими методами и приемами построения моделей изучаемых психологических явлений и разработки на их основе диагностических методик (тестов). Место дисциплины в ООП: Данный курс корреспондирует с теми курсами по всем специальностям, в которых предполагается необходимость обработки и анализа экспериментальных данных. Понимание проблем и методов математического моделирования, практическое овладение существующими статистическими методами анализа и представления данных как инструментом в разработке новых психологических диагностических методик являются ведущим звеном в подготовке специалиста в области психологии (включая все специализации) и смежных специальностях. Требования к результатам освоения дисциплины: Знать: теоретические основы и проблемы применения существующих статистических методов и математических моделей к психологическим задачам; Владеть: существующими алгоритмами и пакетами программ; Уметь: обрабатывать экспериментальные данные и разрабатывать психологические диагностические методики.
- Добавил в систему: Вартанов Александр Валентинович
Преподавание курса
Метод моделирования в социальной психологии. Характеристики моделей
Моделирование – метод исследования объектов на их аналогах (моделях).
Применяется для выделения или уточнения характеристик объектов. Задача – воспроизведение на основании изучения существующего объекта другого, заменяющего его (аналога оригинала), имеющего сходство с оригиналом, но не повторяющего его. Всегда применяется вместе с другими методами.
Социальная модель – математическое уравнение отображения различных факторов, таблица взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. Не копирует изучаемый объект, а преобразует значения одних признаков, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых.
Наиболее важные типы моделей:
1. Статическая – не изменяется во времени; «фотография», «срез» системы.
2. Динамическая – отображает объект во времени.
3. Дискретная – описывает объект через равные промежутки времени (каждые 2 года).
4. Непрерывная – описывает объект во все моменты времени определённого промежутка.
5. Имитационная – для « проигрывания» возможных путей развития и поведения путём варьирования некоторых или всех параметров модели.
6. Детерминированная – каждому входному набору данных соответствует определённый и однозначно определяемый набор выходных параметров.
7. Недетерминированная (вероятностная) – с разными вариантами выходных параметров
8. Теоретико-множественная – представимая с помощью множеств и их отношений.
9. Логическая – представимая логическими функциями.
10. Игровая – выражает отношения в виде игровой ситуации. Ролевые игры, групповые тренинги.
11. Алгоритмическая – описанная алгоритмом, определяющим её функционирование.
12. Лингвистическая (вербальная) – формализованная языковой системой или структурой.
13. Визуальная – визуализирует отношения и связи, особенно в динамике.
14. Натурная – материальная копия объекта моделирования.
15. Графическая (геометрическая) – представимая геометрическими образами и фигурами.
Часто используют в прогнозировании социальных явлений::
1) Прогнозный граф – фигура из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. Вертикаль, к которой последовательно по горизонтали крепятся этапы и проблемы приближения к «верхушке».
2) Дерево целей. Граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина = цель для всех исходящих из нее ветвей. Имеет несколько структурных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
3) Метод морфологического анализа – выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа возможных. Исследование проводится по методу «морфологического ящика» в виде дерева целей или матрицы, в клетки которой вписаны соответствующие параметры. Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой возможное решение проблемы.
Структурное моделирование: история, приложения и возможности
Эксперименты, в которых чтобы оценить влияние переменной Х на переменную Y испытуемые с различной выраженностью значений по переменной Х подбираются случайным способом, могут быть проанализированы с помощью дисперсионного анализа. Однако в большинстве исследований анализируются взаимосвязи более чем двух переменных, причем выраженностью их значений в ходе эксперимента произвольно манипулировать невозможно. Тем не менее, проверка гипотез о причинно-следственной связи, косвенных или промежуточных воздействиях типа ХàYàZ представляют большой интерес.
Структурное моделирование (СМ) – это методология для проверки огромного количества параллельных гипотез о наличии причинно-следственных связей, особенно эффективна при работе с данными, полученными в условиях корреляционного дизайна. Успех СМ зависит того, насколько исследователю удалось учесть все возможные детерминанты процесса, насколько надежно и точно выбранные индикаторы позволяют измерить латентные факторы. СМ включает идеи путевого анализа, модели латентных переменных, эконометрические параллельные уравнения, факторный анализ из психометрики. СМ изначально использовалось в социальных науках и психологии. В последнее время все чаще используется в естественных науках, образовании и медицине. Наше обозрение дает представление об истоках методологии, об основных статистических подходах, а также новых приложениях и некоторых последних разработках.
Хотелось бы начать с пионеров структурного моделирования: Чарльза Спирмена и его работ начала 20 века и Сьюела Райта, работавшего двадцатью годами позже. Спирмен понял, что экспериментальное измерение переменной X почти всегда содержит случайные ошибки, и разработал методы для оценки взаимосвязей, свободных от помех. Разработанный им факторный анализ позволил объяснять наблюдаемые корреляции на основе существования латентной (скрытой для измерения) переменной, называемой фактором (F). Позже Терстоун развил эти идеи в предположении существования сразу множества факторов. В этих моделях предполагается, что FàX, т.е. факторы порождают полученные в ходе эксперимента данные. Райт показал насколько просто путевые диаграммы могут быть использованы для графического представления того, как одна переменная детерминирует другую. Параллельно рисунками используются уравнения, получившие распространение в эконометрике. Эти методы в общем виде были программно реализованы в 70х годах в LISREL (Jöreskog) и EQS (Bentler & Weeks). Новые версии этих программ включают методы анализа латентной динамики развития, структуры средних, групповых различий, неполных данных, данных, имеющих смешанную структуру, многоуровневых данных.
Применение СМ будет проиллюстрируем примерами из когнитивной психологии, психологии зависимости, генетики, медицины, образования, организационного поведения, маркетинга
Потом мы проведем обсуждение четырех исследовательских проблем. Первая – это «формирующие измерение», в котором постулируется, что Х влияет на F, то есть наблюдаемая переменная приводит к изменениям латентной переменной (в сравнении со схемой факторного анализа, предполагающего обратную детерминацию – F влияет на X). Идея о том, наблюдаемые переменные порождают латентные переменные достаточно обоснована, однако она все еще не получила признания, часто применяется некорректно. Новый подход ставит себе цель правильно работать с этой методологией.
Вторая область – это измерение внутренней согласованности. При разработке диагностических шкал, для оценки надежности используют Альфа-Кронбаха. СМ позволяет делать оценивать надежность гораздо точнее.
Третья область – это работа с пропущенными данными, которые возможно являются самой распространенной и универсальной проблемой в эмпирических исследованиях. Мы рассмотрим различные подходы и покажем, что метод максимального правдоподобия позволяет очень эффективно использовать существующую информацию для заполнения пропусков. Когда пропуски не случайны, то СМ позволяет создавать и анализировать дополнительные переменные, для постулирования и проверки новых гипотез.
Последняя область новых разработок посвящена IRT. Согласно IRT вероятность правильного ответа на задание, предполагающее дихотомичный ответ – это монотонная функция лежащей в основе латентной черты. Самая простая модель IRT это модель Раша: связь между ответом на задание и латентной переменной имеет вид логистической функции. Мы покажем, как СМ позволяет реализовать данную модель. Таким образом можно говорить об альтернативе для модели Раша разработанном в рамках СМ. Реализация всех новых идей уже представлена в EQS (доступно на http://www.mvsoft.com/) или появится в ближайшие месяцы.
Достоинства и недостатки метода моделирования в педагогике
ОБУЧЕНИЕ “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”Моделирование – это способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Моделирование обучает путем активного вовлечения студентов в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта.
Моделирование начинается со знакомства с новым материалом, с новыми понятиями. Затем описывается процедура проведения занятия, распределяются роли участников.
В экономических дисциплинах моделируется поведение продавца и покупателей в различных рыночных структурах, поведение законодателей при принятии экономических решений, определяются конкретные цели.
В конце занятия обобщается деятельность участников педагогического процесса. Для этого преподаватель предлагает вопросы для обсуждения. При подведении итогов результаты практического занятия сравниваются с процессами, происходящими в реальном мире, и увязываются с содержанием курса.
Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Оно может изменить отношение студента к учебе, «освежает» учебную обстановку, вносит разнообразие в обучение. Преподаватель выступает в роли помощника, тренера, а студенты учатся принимать решения.
Важнейшим преимуществом является активность студента.
Однако моделирующее упражнение имеет недостатки. Чрезмерно упрощенное представление реальности может затруднить восприятие материала, и студент не получит полезного опыта познания.
На таком занятии время будет потрачено неплодотворно. Во время такого упражнения может возникнуть искушение участников нарушить правила игры, поэтому нужен серьезный контроль за студентами.
Поскольку моделирование имеет свои преимущества и недостатки, то в каждом конкретном случае преподаватель сам определяется с проведением такого занятия.
Итак, исследование и моделирование в учебном процессе развивают самостоятельное мышление, аналитические возможности. Сталкиваясь с противоположными точками зрения и конфликтами концепций разных школ, студенты ищут дополнительную информацию, формулируют более точные и продуманные выводы.
Моделирование как коррекционное средство обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР. Одним из средств, используемых на коррекционно-развивающих занятиях по развитию произвольного внимания, может выступать моделирование. Моделирование является универсальным методом познания, так как даёт возможность понимания скрытых связей и отношений, делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить новую информацию об объекте.
Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, моделирование
Дети с задержкой психического развития — весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория дошкольников с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы.
Специфика внимания детей с ЗПР, выражающаяся в отсутствии сосредоточенности ребенка на предмете изучения, частой отвлекаемости, невозможности распределения внимания на разные виды деятельности, обуславливает необходимость формирования у них положительной мотивации к занятиям. С этой целью, необходимо создавать благоприятную обстановку на занятиях, устанавливать особый психологический контакт, стимулируя сотрудничество педагога-дефектолога и ребенка [3, c. 15]. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства, активизирующие внимание и предупреждающие утомление, инертность психических функций.
Поиск новых средств, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, позволяющих при помощи современных технологий обеспечить формирование и развитие произвольного внимания у данной категории детей, одна из важнейших задач в сфере специального образования детей данной категории. Одним из таких средств может выступить моделирование.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) [4, с. 7].
Метод моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [5, с. 23].
Под моделированием понимают процесс создания моделей и их использование при формировании знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно выделяет, делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства связи, отношение объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию и понятиям [6, с. 69].
Отечественные психологи и педагоги А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова и другие рассматривают моделирование как средство, позволяющее существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие психических процессов [1, с. 38].
В. И. Логинова под моделированием понимает процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связей объектов [4, с. 10]. И. Б. Новик характеризует моделирование как «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте» [1, с. 41].
Моделирование, как считает О. М Дьяченко, — это, во-первых, деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; во-вторых, создание в уме плана будущей игры, сказки, постройке рисунка, т. е. планирование действий в форме образов — представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребёнок хочет отобразить, а лишь её общее строение, соотношение частей [5, с. 30].
Моделирование, как указывает А. М Вербенец, это построение модели и её использование с целью познания нового путём отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования и схематизации и их выражения при помощи заместителей [2, с. 40].
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга — с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов- заместителей, графических знаков. Пример такой модели — календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических и педагогических исследованиях Е. А. Агаевой, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Л. И. Цеханская и др. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители [6, с. 72].
Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации [4, с. 21].
Использование моделирования для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с его использованием — развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Модели, используемые в процессе коррекционно-развивающих занятий, должны соответствовать следующим педагогическим и гигиеническим требованиям:
− они должны обеспечить наглядное восприятие скрытых зависимостей явлений окружающего мира и подвести детей к их пониманию;
− должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья старших дошкольников и доступных чистке и дезинфекции;
− простота конструкций, надёжность, динамичность [6, с. 73].
Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования: использование его способствует развитию произвольного внимания, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения ознакомлению с окружающим.
На современном этапе развития образования дошкольные образовательные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных, «облегченных» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Выдающиеся психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко доказали возможность прямого развития детей с ЗПР при овладении действиями замещения и моделирования [1, с. 53]. Метод моделирования помогает ребенку с ЗПР зрительно представить абстрактные понятия, помогает научиться работать с ними. Цель использования данного метода состоит в обеспечении успешного усвоения детьми дошкольного возраста с ЗПР знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Практическая значимость использования метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в следующем:
- Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода моделирования позволяет решить эту проблему.
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы над формированием произвольного внимания и памяти.
- Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Последнее утверждение наиболее актуально для детей дошкольного возраста с ЗПР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Таким образом, использование метода моделирования на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР безусловно оправданно. Метод моделирования в данном контексте является универсальным средством обучения детей-дошкольников с ЗПР особенностям знаково-символической деятельности, умению передать полученную извне информацию об окружающей их среде с помощью доступных средств (моделей).
Литература:
- Блинова Л. И. Диагностика и коррекция образования детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
- Борисова Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 38-44.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
- Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений / Ж. Ю. Генко, Е. В. Гончарова, Н. Г. Капустина, Р. И. Капустина [и др.]. — Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1997. — 96 с.
- Никандров В. В. Метод моделирования в психологии [Текст]: учеб, пособие / В.В. Никандров. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 55 с.
- Пепик Л. А Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.А. Пепик // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. 68-75.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, моделирование, произвольное внимание, дошкольный возраст, метод моделирования, модель, окружающий мир, психическое развитие, детский сад, использование метода моделирования.
Наблюдательное обучение (моделирование) | Вводная психология
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определить обучение через наблюдение
- Обсудите этапы процесса моделирования
- Объясните просоциальные и антисоциальные эффекты обучения с наблюдением
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения.При обучении с наблюдением мы учимся, наблюдая за другими, а затем имитируя или моделируя то, что они делают или говорят. Лица, выполняющие имитацию поведения, называются моделями. Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует определенный тип нейрона, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к обучению с помощью наблюдений. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна видит» действительно верна ([ссылка]).То же можно сказать и о других животных. Например, в исследовании социального обучения шимпанзе исследователи дали коробки сока с соломинкой двум группам содержащихся в неволе шимпанзе. Первая группа окунула соломинку в ящик для сока, а затем высосала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала напрямую через соломинку, получая гораздо больше сока. Как вы думаете, что произошло, когда первая группа, «ковшики», наблюдала за второй группой, «лохами»? Все «ковшики» в первой группе перешли на сосание непосредственно через соломинку.Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они узнали, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, наблюдая за поведением человека. (Источник: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)
Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении через наблюдение.У девятилетнего сына Клэр, Джея, были проблемы в школе, а дома он вел себя вызывающе. Клэр боялась, что Джей в конечном итоге окажется, как ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после еще одного плохого дня в школе и очередной негативной заметки от учителя, Клэр в полном остроумии избила своего сына ремнем, чтобы заставить его вести себя хорошо. Позже той же ночью, укладывая детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла пояс к своему плюшевому мишке и взбила его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери.Именно тогда Клэр поняла, что хочет по-другому дисциплинировать своих детей.
Подобно Толмену, чьи эксперименты с крысами предполагали когнитивный компонент обучения, представления психолога Альберта Бандуры об обучении отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, называемую теорией социального обучения, которая учитывает когнитивные процессы. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить без внешнего подкрепления.Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение с наблюдением включает в себя гораздо больше, чем имитацию. В имитации человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение намного сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), есть несколько способов, которыми может происходить обучение через наблюдение:
Вы узнаете новую реакцию. Наблюдая за тем, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
Вы выбираете, подражать модели или нет, в зависимости от того, что вы видели, происходило с моделью. Помните Джулиана и его отца? Когда Джулиан учится серфингу, он может наблюдать, как его отец успешно появляется на доске для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к раскаленной плите, увидев, как его отец горит на плите.
Вы усвоили общее правило, которое можете применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические.Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не выполняет поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, например, когда футбольный тренер говорит своим молодым игрокам бить по мячу ногой, а не пальцем. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телешоу, видеоиграх или источниках в Интернете ([ссылка]).
(a) Студенты йоги учатся путем наблюдения, пока их инструктор по йоге демонстрирует правильную стойку и движения своим ученикам (живая модель). (б) Для того, чтобы научиться происходить, не обязательно присутствовать модели: с помощью символического моделирования этот ребенок может выучить поведение, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит А: модификация работы Тони Секалы; кредит б: модификация работы Эндрю Хайда)
Ссылка на обучениеСкрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы.В этом рекламном ролике, который транслировался в течение нескольких месяцев в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, Дерек Джетер, удостоенный наград бейсболист команды New York Yankees, рекламирует Ford. Рекламный ролик транслировался в той части страны, где Джетер — невероятно известный спортсмен. Он богат, считается очень лояльным и красивым. Какое сообщение посылают рекламодатели, показывая его в рекламе? Как вы думаете, насколько это эффективно?
Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью.Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны сосредоточиться на том, что делает модель — вы должны обращать внимание. Затем вы должны уметь запоминать или запоминать то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны уметь выполнять поведение, которое вы наблюдали и запомнили; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно захотеть скопировать поведение, и то, мотивированы вы или нет, зависит от того, что случилось с моделью.Если вы увидели, что модель была подкреплена ее поведением, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это называется заместительным подкреплением. С другой стороны, если вы наблюдаете, как модель наказывают, у вас будет меньше мотивации копировать ее. Это называется косвенным наказанием. Например, представьте, что четырехлетняя Эллисон смотрела, как ее старшая сестра Кейтлин играет в гриме их матери, а затем увидела, как Кейтлин взяла тайм-аут, когда вошла их мать. После того, как их мать вышла из комнаты, Эллисон захотелось поиграть в гриме. макияж, но она не хотела получать тайм-аут от матери.Как вы думаете, что она сделала? Как только вы действительно продемонстрируете новое поведение, полученное вами подкрепление будет играть роль в том, будете ли вы повторять это поведение или нет.
Бандура исследовал моделирование поведения, в частности моделирование детьми агрессивного и агрессивного поведения взрослых (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Он провел эксперимент с пятифутовой надувной куклой, которую назвал куклой Бобо. В эксперименте на агрессивное поведение детей повлияло то, была ли учительница наказана за свое поведение.В одном сценарии учитель действовал агрессивно с куклой, ударяя, бросая и даже кулаком куклу, в то время как ребенок наблюдал. Дети реагировали на поведение учителя двух типов. Когда учительницу наказали за плохое поведение, у детей уменьшилась склонность вести себя так, как она. Когда учительницу хвалили или игнорировали (и не наказывали за ее поведение), дети имитировали то, что она делала, и даже то, что она говорила. Они били, пинали и кричали на куклу.
Ссылка на обучениеПосмотрите этот видеоклип, чтобы увидеть отрывок из знаменитого эксперимента с куклой Бобо, включая интервью с Альбертом Бандурой.
Каковы выводы этого исследования? Бандура пришел к выводу, что мы наблюдаем и учимся, и что это обучение может иметь как просоциальные, так и антиобщественные эффекты. Просоциальные (позитивные) модели могут использоваться для поощрения социально приемлемого поведения. В частности, родители должны принять к сведению этот вывод. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, то читайте им. Пусть увидят, как вы читаете. Храните книги у себя дома. Поговорите о своих любимых книгах. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми, дайте им понять, что вы правильно питаетесь и занимаетесь спортом, и проводите время вместе, занимаясь физическими упражнениями.То же самое и с такими качествами, как доброта, вежливость и честность. Основная идея состоит в том, чтобы дети наблюдали и учились у своих родителей, даже у их морали, поэтому будьте последовательны и отбросьте старую пословицу «Делай, как я говорю, а не так, как я», потому что дети склонны копировать то, что вы делаете, а не что вы говорите. Помимо родителей, многие общественные деятели, такие как Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, рассматриваются как просоциальные модели, способные вдохновить на глобальные социальные изменения. Можете ли вы вспомнить кого-то, кто в вашей жизни был просоциальной моделью?
Также стоит упомянуть антисоциальные эффекты обучения с наблюдением.Как вы видели на примере Клэр в начале этого раздела, ее дочь видела агрессивное поведение Клэр и копировала его. Исследования показывают, что это может помочь объяснить, почему дети, подвергшиеся насилию, часто сами становятся насильниками (Murrell, Christoff, & Henning, 2007). Фактически, около 30% детей, подвергшихся насилию, становятся жестокими родителями (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2013 г.). Мы склонны делать то, что знаем. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут и становятся свидетелями того, как их родители справляются с гневом и разочарованием посредством насильственных и агрессивных действий, часто сами учатся вести себя подобным образом.К сожалению, это порочный круг, который трудно разорвать.
Некоторые исследования показывают, что жестокие телешоу, фильмы и видеоигры также могут иметь антиобщественные эффекты ([ссылка]), хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять корреляционные и причинные аспекты насилия и поведения в СМИ. Некоторые исследования обнаружили связь между наблюдением за насилием и агрессией у детей (Anderson & Gentile, 2008; Kirsch, 2010; Miller, Grabell, Thomas, Bermann, & Graham-Bermann, 2012).Эти результаты не могут быть удивительными, учитывая, что ребенок, заканчивающий среднюю школу, подвергся примерно 200000 насильственным действиям, включая убийства, грабежи, пытки, взрывы, избиения и изнасилования с помощью различных средств массовой информации (Huston et al., 1992). Наблюдение за насилием в СМИ может не только повлиять на агрессивное поведение, научив людей действовать таким образом в реальных жизненных ситуациях, но также было высказано предположение, что повторяющееся воздействие насильственных действий также снижает чувствительность людей к нему. Психологи работают над тем, чтобы понять эту динамику.
Могут ли видеоигры сделать нас жестокими? Эту тему изучают психологи. (кредит: «woodleywonderworks» / Flickr)
Ссылка на обучение
Просмотрите это видео, чтобы услышать, как Брэд Бушман, психолог, который много писал о человеческой агрессии и насилии, обсуждает свое исследование.
Согласно Бандуре, обучение может происходить, наблюдая за другими, а затем моделируя то, что они делают или говорят. Это называется наблюдательным обучением. В процессе моделирования есть определенные шаги, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным.Эти шаги включают внимание, удержание, воспроизведение и мотивацию. Посредством моделирования Бандура показал, что дети узнают много хорошего и плохого, просто наблюдая за своими родителями, братьями, сестрами и другими людьми.
Вопросы для самопроверки
Вопросы критического мышления1. Каков эффект просоциального моделирования и антисоциального моделирования?
2. Кара 17 лет. Мать и отец Кары пьют алкоголь каждую ночь.Они говорят Каре, что пить — это плохо, и ей не следует этого делать. Кара идет на вечеринку, где подают пиво. Как вы думаете, что будет делать Кара? Почему?
Личный вопрос по заявлению
3. Что вы научились делать после того, как посмотрели на кого-то другого?
ответы
1. Просоциальное моделирование может побуждать других к полезному и здоровому поведению, в то время как антисоциальное моделирование может побуждать других к агрессивному, агрессивному и нездоровому поведению.
2. Кара с большей вероятностью будет пить на вечеринке, потому что она заметила, что ее родители регулярно пьют. Дети склонны следовать тому, что делают родители, а не тому, что они говорят.
Глоссарий
модель человек, который выполняет поведение, которое служит примером (в наблюдательном обучении)
обучение через наблюдение тип обучения, которое происходит при наблюдении за другими
косвенное наказание Процесс, при котором наблюдатель видит, что модель наказана, что снижает вероятность того, что наблюдатель будет имитировать поведение модели
замещающее подкрепление Процесс, при котором наблюдатель видит, что модель получает вознаграждение, что повышает вероятность того, что наблюдатель будет имитировать поведение модели
Моделирование — терапевт, бандура, обучение и моделирование
Процесс обучения, наблюдая за другими; терапевтический метод, используемый для изменения поведения.
Использование моделирования в психотерапии возникло под влиянием исследования теоретика социального обучения Альберта Бандура , который изучал обучение с наблюдением у детей, особенно в отношении агрессии . Бандура впервые применил концепцию заместительной обусловливания , с помощью которой человек учится не только на наблюдаемом поведении других, но и на том, будет ли это поведение вознаграждено или наказано. Бандура пришел к выводу, что определенные условия определяют, будут ли люди учиться на наблюдаемом поведении.Они должны обращать внимание и сохранять то, что они наблюдали, и они должны быть способны и мотивированы воспроизводить поведение. Эффекты наблюдаемого поведения также сильнее, если модель имеет характеристики, аналогичные характеристикам наблюдателя, или является особенно привлекательной или сильной (принцип, лежащий в основе одобрения знаменитостей). Бандура утверждал, что телевидение является основным источником моделирования, обучения тысячи людей пить определенную газировку или использовать мыло известных марок. Аналогичным образом, насилие, и смерть, смоделированные по телевидению, повлияли на поведение, согласно некоторым социальным исследованиям, которые ссылаются на попытку убийства президента Рональда Рейгана.Джон Хинкли сделал попытку после того, как посмотрел Taxi Driver 15 раз. Четыре девушки показали в суде, что они смотрели Born Innocent перед тем, как изнасиловать калифорнийскую девушку бутылкой, как в сцене из фильма. Другие теоретики возражают, что телевидение дает облегчение, а не моделирование агрессивного поведения. В одном исследовании исследователи обнаружили, что мальчики-подростки, которые смотрели агрессивные телешоу, с меньшей вероятностью проявляли насилие, чем мальчики-подростки, которые этого не делали.
Критики моделирования как объяснения агрессивного поведения утверждают, что теория не допускает различий в генетике, функционировании мозга и различиях в обучении. Критики выводов Бандуры об агрессии утверждают, что использованные методы привели к результату, включая высокий уровень разочарования детей, потому что им не разрешалось прикасаться к игрушкам.
В качестве терапевтического метода изменения поведения моделирование оказалось особенно эффективным при лечении фобий.Как и в случае с систематической десенсибилизацией , человек подвергается воздействию объекта или ситуации, вызывающей страх, в формах, все более провоцирующих тревогу. Однако эта серия противостояний, вместо того, чтобы быть непосредственно воображаемой или переживаемой, сначала моделируется другим человеком. При символическом моделировании человек, проходящий лечение, также прошел тренинг по релаксации, и его задача — смотреть серию смоделированных ситуаций (вживую или в кино), оставаясь расслабленным. Как только ситуация или действие вызывают тревогу, они прекращаются, и наблюдатель возвращается в состояние расслабления.В другом эффективном методе «живое моделирование с участием» наблюдатель активно имитирует поведение живой модели в серии столкновений с объектом или ситуацией, которых боятся. Например, люди, которых лечат, чтобы преодолеть страха змей, смотрят и подражают модели. Они постепенно переходят от прикосновения к змее рукой в перчатке к тому, чтобы взять свободную змею голыми руками и позволить ей ползать по их телам.
На индивидуальных терапевтических сессиях терапевт может моделировать поведение, вызывающее тревогу, в то время как клиент, оставаясь расслабленным, сначала наблюдает, а затем имитирует их.В терапии, включающей обучение социальным навыкам и самоуверенности, эта техника может принимать форму поведенческой репетиции , в которой терапевт моделирует, а затем помогает клиенту практиковать новое, более социально адаптивное поведение.
Помимо фобий, моделирование широко применяется в терапии. Терапевты используют технику моделирования, чтобы проиллюстрировать здоровое поведение, которому клиенты могут научиться на примере и практиковаться на занятиях. С детьми терапевт моделирует различные реакции на сложные ситуации.В ситуации борьбы с хулиганом в классе терапевт моделирует альтернативные реакции в контексте роли в игре , где терапевт первоначально действует как ребенок, а ребенок берет на себя роль хулигана. Затем роли меняются. Ребенок практикует поведение и реакции, смоделированные, в то время как терапевт изображает хулигана. В терапии пар моделирование используется для обучения навыкам слушания и общения. В случае ссорящихся пар терапевт моделирует реакции для облегчения разрешения, а не превращает обсуждение в обличение.Моделирование также эффективно использовалось в управлении гневом, и в случаях злоупотреблений.
Школы предлагают одну из самых больших арен для моделирования, где учителя сначала демонстрируют поведение, которое они ищут, будь то приличия в классе или то, как решить задачу с долгим делением. Бандура утверждает, что на самоэффективность может влиять моделирование. Смоделированное поведение увеличивает уверенность учащегося в том, что возможно, повышая способность учащегося выполнять поставленную задачу.
Моделирование поведения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Моделирование определения поведения
Моделирование — это один из способов обучения поведению. Когда человек наблюдает за поведением другого, а затем имитирует это поведение, он или она моделирует это поведение. Иногда это называют обучением с наблюдением или социальным обучением. Моделирование — это разновидность замещающего обучения, при котором нет необходимости в прямом обучении. В самом деле, один может не осознавать, что другой моделирует его или ее поведение.Моделирование может научить новому поведению, повлиять на частоту ранее усвоенного поведения или увеличить частоту аналогичного поведения.
Компоненты моделирования
Моделирование поведения включает четыре этапа. Первое — это внимание. Прежде чем поведение можно будет воспроизвести, нужно обратить внимание на поведение. Следующий шаг — удержание. Нужно уметь запоминать или сохранять наблюдаемое поведение. Третий этап — размножение. Человек должен уметь переводить образы поведения другого в свое собственное.Короче говоря, нужно иметь способность воспроизводить поведение. Заключительный этап — мотивация. В конце концов, нужно мотивировать подражать поведению. Пока не будет причины, нельзя моделировать поведение.
Поведение под влиянием моделирования
Известно, что моделирование влияет на многие категории поведения. Одна из таких категорий поведения помогает. Например, исследования показали, что дети, знакомые с просоциальными моделями, были более полезными, чем дети, которым не хватало таких моделей.Моделирование также влияет на агрессию. Дети, столкнувшиеся с агрессивной игрой модели, позже имитировали ту же агрессивную игру, тогда как сверстники, не знакомые с агрессивной моделью, играли не так агрессивно. Исследования также показали, что, когда дети наблюдали агрессивное поведение, которое привело к положительным результатам для модели, они вели себя более агрессивно. Похоже, что, увидев положительный результат агрессивной модели, наблюдатель усилил агрессивное поведение. Кроме того, моделирование влияет на гендерно-ролевое поведение.Дети учатся соответствующему полу поведению и предпочтениям, подражая однополым моделям.
Эффективные модели
Многие факторы влияют на эффективность модели. Обычно, чем привлекательнее или желательнее модель для наблюдателя, тем больше вероятность, что эта модель будет скопирована. Желательность или привлекательность модели частично зависит от ее престижа для наблюдателя. Это объясняет, почему родители и учителя часто служат образцом поведения.На эффективность модели также в определенной степени влияет сходство. Чем больше модель похожа на наблюдателя, тем эффективнее будет модель. Это объясняет, почему коллеги предоставляют такие сильные модели поведения. Более того, эффективные модели не обязательно должны быть людьми или живыми. Марионетки и мультфильмы, а также герои телешоу и фильмов часто служат эффективными моделями поведения.
Артикулы:
- Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.
- Бандура, А. (1989). Социальная когнитивная теория. В R. Vasta (Ed.), Annals of child development (Vol. 6, pp. 1-60). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- Бандура А., Росс Р. и Росс С. (1961). Передача агрессии через имитацию агрессивных моделей. Журнал аномальной и социальной психологии, 63, 575-582.
- Спрафкин, Дж. Н., Либерт, Р. М., и Поулос, Р. В. (1975). Влияние просоциального телевидения на помощь детям. Журнал экспериментальной детской психологии, 20, 119-126.
Использование теории моделирования поведения для пациентов с фобией
В теории социального обучения моделирование поведения — это точная демонстрация желаемого поведения. Согласно теории, мы учимся не только делая, но наблюдая за тем, что делают другие. В терапевтических условиях моделирование поведения является целенаправленным и позитивным, обучая клиентов более здоровым способам поведения. Но моделирование поведения также может быть негативным, например, когда родитель использует предвзятое отношение к другим, или друг учит ребенка употреблять наркотики.Моделирование терапевтического поведения часто используется, чтобы помочь клиентам изменить ранее усвоенное негативное поведение.
Как моделирование поведения помогает лечить фобии
Альберт Бандура был психологом, который обнаружил, как поведенческое моделирование может помочь людям преодолеть фобии. В своей работе с людьми со змеиными фобиями Бандура обнаружил, что, когда пациенты наблюдали за другими, преодолевшими тот же страх, обращаясь со змеями, нынешние пациенты с большей вероятностью найти облегчение. По сравнению с убеждением и наблюдением за тем, как психолог обращается со змеями, Бандура обнаружил, что моделирование поведения бывшими пациентами было более эффективным.
Моделирование поведения эффективно используется для лечения людей с различными проблемами психического здоровья, от тревожных расстройств до посттравматического стрессового расстройства, синдрома дефицита внимания и расстройств пищевого поведения. Было обнаружено, что он особенно эффективен при лечении различных фобий.
Подобно другому лечению фобий, известному как систематическая десенсибилизация, моделирование поведения подвергает фобического пациента объекту или ситуации, которых он боится, однако конфронтация переживается другим человеком, а не самим пациентом.Наблюдая, как модель реагирует на фобию расслаблением, а не страхом, у пациента есть справочная система для имитации этой реакции. Теоретически пациент сможет перенести эту новую реакцию на реальные жизненные ситуации.
Преимущества и ограничения
Было установлено, что при использовании в одиночку модели поведения эффективны для краткосрочного обучения. Однако одно лишь моделирование поведения вряд ли приведет к долгосрочному изменению поведения, если оно не сочетается с ролевыми играми и поощрением, например, вознаграждением.При совместном использовании в последовательности, моделировании, ролевой игре и подкреплении эффективность этой терапии повышается.
Кроме того, было показано, что другие факторы повышают эффективность терапии моделированием поведения. К ним относятся:
- Модели, которые: очень умеют разыгрывать поведение; симпатичный или достойный восхищения; тепло и дружелюбно; того же пола и возраста; и немедленно награждаются за выполнение определенного поведения.
- Целевое поведение, которое: четко продемонстрировано и включает несколько ненужных деталей; представлены от наименее сложного уровня поведения до самого сложного уровня; и введен в действие несколькими разными моделями.
Одна техника среди многих
Моделирование поведения — это одна из техник, которые помогают пациентам с фобиями и другими психическими расстройствами. Когда он не приводит к желаемому ответу или изменению, следует поощрять пациентов пробовать различные методы, подходы или лекарства, чтобы помочь им преодолеть свои страхи. Доступны многие другие методы модификации поведения, и некоторые из них более эффективны для определенных пациентов.
Моделирование как обучение с помощью наблюдений: определение и примеры — видео и стенограмма урока
Альберт Бандура и кукла Бобо
Альберт Бандура был психологом, который впервые продемонстрировал наблюдательное обучение в исследовательском эксперименте 1961 года.В своем теперь известном эксперименте с куклой Бобо Бандура изучал реакцию детей школьного возраста после просмотра короткометражного фильма, в котором взрослая «модель» ударяет по надувной кукле.
Одна группа детей посмотрела версию фильма, в которой модель агрессивно ведет себя по отношению к кукле без каких-либо последствий для его действий; другая группа увидела версию, в которой второй взрослый ругает модель за свое поведение; и третья группа увидела версию, в которой второй взрослый вознаграждает модель за ее поведение конфетами.
После просмотра фильма каждый ребенок остался один в комнате с той же надувной куклой и реквизитом, которые использовались моделью в фильме. Дети, которые видели сценарий моделирования без последствий, и те, кто видел, как модель была вознаграждена, с большей вероятностью подражали агрессивному поведению по сравнению с детьми, которые видели, как модель наказывалась.
Эксперимент с куклой Бобо и последующие исследования Бандуры по моделированию внесли большой вклад в развитие теорий социального обучения. Однако некоторые исследователи критиковали его работу за слишком теоретический характер.
Шаги процесса моделирования
Исследование Бандуры определяет четыре условия или шага в процессе моделирования, которые необходимо соблюдать для успешного обучения методом наблюдений.
Во-первых, наблюдатели должны обратить внимание на то, что происходит вокруг них. Они должны быть сосредоточены на том, что делает модель. Если бы дети, участвовавшие в эксперименте с куклой Бобо, не обращали внимания на фильм, наблюдательное обучение не могло бы произойти.
Далее, наблюдатели должны помнить то, что они наблюдали.Этот второй шаг известен как удержание . Чтобы удержание происходило, наблюдатель должен уметь мысленно закодировать информацию о том, что он наблюдал, таким образом, чтобы он мог легко вспомнить это позже. Например, представьте себе маленького мальчика Брэдли, который наблюдает, как его родители играют в шашки, и учится играть в эту игру, не будучи официально обученным правилам. Брэдли сохраняет то, что он наблюдал, создавая мысленный образ игровой доски и репетируя в уме действия своих родителей.
Как только наблюдатели сохраняют в памяти поведение, они должны быть физически и интеллектуально способны выполнять это поведение самостоятельно. Это известно как репродукция . Давайте воспользуемся другим примером, чтобы продемонстрировать эту концепцию. Сара — новая ученица детского сада. Она изучает процедуру получения пропуска в туалет в классе, наблюдая, как ее новый одноклассник Тимми заполняет форму пропуска в туалет и передает ее учителю. Если бы Сара еще не научилась читать и писать, она не смогла бы воспроизвести поведение Тимми, потому что она не была бы интеллектуально способна заполнить форму.
Наконец, у наблюдателей должна быть мотивация , чтобы воспроизвести поведение, которое они видели. Им нужно хотеть подражать поведению модели. А теперь представьте, что младенец Энтони видит, как его мать дает его старшему брату 5 долларов за мытье посуды. Позже он предлагает помочь матери по хозяйству. Энтони был мотивирован подражать поведению своего старшего брата, потому что он видел, как его за это награждают.
Эксперимент с куклой Бобо также демонстрирует, как наша мотивация зависит от того, что случилось с моделью, которую мы наблюдали.Как и Энтони, мы более мотивированы имитировать поведение, когда видим, что модель поощряется или поощряется за свое поведение. Эта концепция получила название замещающее подкрепление . С другой стороны, у нас меньше мотивации имитировать поведение, когда мы видим, что модель наказывается. Это называется субсидиарным наказанием . Давайте воспользуемся одним последним сценарием, чтобы продемонстрировать эту концепцию. Джоанна только что начала новую работу. В свой первый день она наблюдает, как начальник ругает коллегу за то, что он лично позвонил по мобильному телефону.На следующий день Джоанна начинает выключать сотовый телефон, когда приходит на работу. Джоанна была менее мотивирована имитировать поведение своего коллеги, потому что она видела, что его за это наказали.
Резюме урока
Давайте на минутку рассмотрим ключевые моменты, которые мы рассмотрели в этом уроке:
Наблюдательное обучение — это тип обучения, который происходит косвенно через процесс наблюдения за другими, а затем имитации или моделирования. , их поведение, при этом имитация называется моделирование . Альберт Бандура — влиятельный психолог, первым изучивший обучение через наблюдение. Его эксперимент с куклой Бобо 1961 года продемонстрировал, как дети школьного возраста моделируют агрессивное поведение, наблюдаемое у взрослых. Работа Бандуры определила четыре этапа в процессе моделирования:
- Внимание : наблюдение за поведением модели
- Удержание : Вспоминая то, что вы наблюдали
- Репродукция : Имитация поведения модели
- Мотивация : Наличие веской причины для воспроизведения поведения
Есть два важных понятия, связанных с мотивацией:
- Заместительное подкрепление возникает, когда мы более мотивированы имитировать поведение, потому что мы наблюдаем, как модель награждается или подкрепляется.
- Заместительное наказание происходит, когда мы менее мотивированы имитировать поведение, потому что мы видим, что модель наказывается.
Наблюдательное обучение (моделирование) — Психология
OpenStaxCollege
[latexpage]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определить обучение через наблюдение
- Обсудите этапы процесса моделирования
- Объясните просоциальные и антисоциальные эффекты обучения с наблюдением
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения.При обучении с наблюдением мы учимся, наблюдая за другими, а затем имитируя или моделируя то, что они делают или говорят. Лица, выполняющие имитацию поведения, называются моделями. Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует определенный тип нейрона, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к обучению с помощью наблюдений. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна видит» действительно верна ([ссылка]).То же можно сказать и о других животных. Например, в исследовании социального обучения шимпанзе исследователи дали коробки сока с соломинкой двум группам содержащихся в неволе шимпанзе. Первая группа окунула соломинку в ящик для сока, а затем высосала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала напрямую через соломинку, получая гораздо больше сока. Как вы думаете, что произошло, когда первая группа, «ковшики», наблюдала за второй группой, «лохами»? Все «ковшики» в первой группе перешли на сосание непосредственно через соломинку.Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они узнали, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, наблюдая за поведением человека. (Источник: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)
Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении через наблюдение.У девятилетнего сына Клэр, Джея, были проблемы в школе, а дома он вел себя вызывающе. Клэр боялась, что Джей в конечном итоге окажется, как ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после еще одного плохого дня в школе и очередной негативной заметки от учителя, Клэр в полном остроумии избила своего сына ремнем, чтобы заставить его вести себя хорошо. Позже той же ночью, укладывая детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла пояс к своему плюшевому мишке и взбила его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери.Именно тогда Клэр поняла, что хочет по-другому дисциплинировать своих детей.
Подобно Толмену, чьи эксперименты с крысами предполагали когнитивный компонент обучения, представления психолога Альберта Бандуры об обучении отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, называемую теорией социального обучения, которая учитывает когнитивные процессы. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить без внешнего подкрепления.Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение с наблюдением включает в себя гораздо больше, чем имитацию. В имитации человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение намного сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), есть несколько способов, которыми может происходить обучение через наблюдение:
Вы узнали новый ответ. Наблюдая за тем, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
Вы выбираете, подражать модели или нет, в зависимости от того, что вы видели, происходило с моделью. Помните Джулиана и его отца? Когда Джулиан учится серфингу, он может наблюдать, как его отец успешно появляется на доске для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к раскаленной плите, увидев, как его отец горит на плите.
Вы узнаете общее правило, которое можете применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические.Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не выполняет поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, например, когда футбольный тренер говорит своим молодым игрокам бить по мячу ногой, а не пальцем. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телешоу, видеоиграх или источниках в Интернете ([ссылка]).
(a) Студенты йоги учатся путем наблюдения, пока их инструктор по йоге демонстрирует правильную стойку и движения своим ученикам (живая модель). (б) Для того, чтобы научиться происходить, не обязательно присутствовать модели: с помощью символического моделирования этот ребенок может выучить поведение, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит А: модификация работы Тони Секалы; кредит б: модификация работы Эндрю Хайда)
Скрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы.В этом рекламном ролике, который транслировался в течение нескольких месяцев в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, Дерек Джетер, удостоенный наград бейсболист команды New York Yankees, рекламирует Ford. Рекламный ролик транслировался в той части страны, где Джетер — невероятно известный спортсмен. Он богат, считается очень лояльным и красивым. Какое сообщение посылают рекламодатели, показывая его в рекламе? Как вы думаете, насколько это эффективно?
Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью.Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны сосредоточиться на том, что делает модель — вы должны обращать внимание. Затем вы должны уметь запоминать или запоминать то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны уметь выполнять поведение, которое вы наблюдали и запомнили; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно захотеть скопировать поведение, и то, мотивированы вы или нет, зависит от того, что случилось с моделью.Если вы увидели, что модель была подкреплена ее поведением, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это называется заместительным подкреплением. С другой стороны, если вы наблюдаете, как модель наказывают, у вас будет меньше мотивации копировать ее. Это называется косвенным наказанием. Например, представьте, что четырехлетняя Эллисон смотрела, как ее старшая сестра Кейтлин играет в гриме их матери, а затем увидела, как Кейтлин взяла тайм-аут, когда вошла их мать. После того, как их мать вышла из комнаты, Эллисон захотелось поиграть в гриме. макияж, но она не хотела получать тайм-аут от матери.Как вы думаете, что она сделала? Как только вы действительно продемонстрируете новое поведение, полученное вами подкрепление будет играть роль в том, будете ли вы повторять это поведение или нет.
Бандура исследовал моделирование поведения, в частности моделирование детьми агрессивного и агрессивного поведения взрослых (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Он провел эксперимент с пятифутовой надувной куклой, которую назвал куклой Бобо. В эксперименте на агрессивное поведение детей повлияло то, была ли учительница наказана за свое поведение.В одном сценарии учитель действовал агрессивно с куклой, ударяя, бросая и даже кулаком куклу, в то время как ребенок наблюдал. Дети реагировали на поведение учителя двух типов. Когда учительницу наказали за плохое поведение, у детей уменьшилась склонность вести себя так, как она. Когда учительницу хвалили или игнорировали (и не наказывали за ее поведение), дети имитировали то, что она делала, и даже то, что она говорила. Они били, пинали и кричали на куклу.
Посмотрите этот видеоклип, чтобы увидеть отрывок из знаменитого эксперимента с куклой Бобо, включая интервью с Альбертом Бандурой.
Каковы выводы этого исследования? Бандура пришел к выводу, что мы наблюдаем и учимся, и что это обучение может иметь как просоциальные, так и антиобщественные эффекты. Просоциальные (позитивные) модели могут использоваться для поощрения социально приемлемого поведения. В частности, родители должны принять к сведению этот вывод. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, то читайте им. Пусть увидят, как вы читаете. Храните книги у себя дома. Поговорите о своих любимых книгах. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми, дайте им понять, что вы правильно питаетесь и занимаетесь спортом, и проводите время вместе, занимаясь физическими упражнениями.То же самое и с такими качествами, как доброта, вежливость и честность. Основная идея состоит в том, чтобы дети наблюдали и учились у своих родителей, даже у их морали, поэтому будьте последовательны и отбросьте старую пословицу «Делай, как я говорю, а не так, как я», потому что дети склонны копировать то, что вы делаете, а не что вы говорите. Помимо родителей, многие общественные деятели, такие как Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, рассматриваются как просоциальные модели, способные вдохновить на глобальные социальные изменения. Можете ли вы вспомнить кого-то, кто в вашей жизни был просоциальной моделью?
Также стоит упомянуть антисоциальные эффекты обучения с наблюдением.Как вы видели на примере Клэр в начале этого раздела, ее дочь видела агрессивное поведение Клэр и копировала его. Исследования показывают, что это может помочь объяснить, почему дети, подвергшиеся насилию, часто сами становятся насильниками (Murrell, Christoff, & Henning, 2007). Фактически, около 30% детей, подвергшихся насилию, становятся жестокими родителями (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2013 г.). Мы склонны делать то, что знаем. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут и становятся свидетелями того, как их родители справляются с гневом и разочарованием посредством насильственных и агрессивных действий, часто сами учатся вести себя подобным образом.К сожалению, это порочный круг, который трудно разорвать.
Некоторые исследования показывают, что жестокие телешоу, фильмы и видеоигры также могут иметь антиобщественные эффекты ([ссылка]), хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять корреляционные и причинные аспекты насилия и поведения в СМИ. Некоторые исследования обнаружили связь между наблюдением за насилием и агрессией у детей (Anderson & Gentile, 2008; Kirsch, 2010; Miller, Grabell, Thomas, Bermann, & Graham-Bermann, 2012).Эти результаты не могут быть удивительными, учитывая, что ребенок, заканчивающий среднюю школу, подвергся примерно 200000 насильственным действиям, включая убийства, грабежи, пытки, взрывы, избиения и изнасилования с помощью различных средств массовой информации (Huston et al., 1992). Наблюдение за насилием в СМИ может не только повлиять на агрессивное поведение, научив людей действовать таким образом в реальных жизненных ситуациях, но также было высказано предположение, что повторяющееся воздействие насильственных действий также снижает чувствительность людей к нему. Психологи работают над тем, чтобы понять эту динамику.
Могут ли видеоигры сделать нас жестокими? Эту тему изучают психологи. (кредит: «woodleywonderworks» / Flickr)
Просмотрите это видео, чтобы услышать, как Брэд Бушман, психолог, который много писал о человеческой агрессии и насилии, обсуждает свое исследование.
Согласно Бандуре, обучение может происходить, наблюдая за другими, а затем моделируя то, что они делают или говорят. Это называется наблюдательным обучением. В процессе моделирования есть определенные шаги, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным.Эти шаги включают внимание, удержание, воспроизведение и мотивацию. Посредством моделирования Бандура показал, что дети узнают много хорошего и плохого, просто наблюдая за своими родителями, братьями, сестрами и другими людьми.
Человека, который демонстрирует поведение, которое служит примером, называют ________.
- учитель
- модель
- инструктор
- тренер
В исследовании куклы Бобо Бандуры, когда дети, наблюдавшие за агрессивной моделью, были помещены в комнату с куклой и другими игрушками, они ________.
- кукла игнорировала
- красиво играл с куклой
- играл с игрушками-мастерами
- пнул и бросил куклу
Каков правильный порядок шагов в процессе моделирования?
- внимание, удержание, воспроизведение, мотивация
- мотивация, внимание, воспроизведение, удержание
- внимание, мотивация, удержание, воспроизведение
- мотивация, внимание, удержание, воспроизведение
Кто предложил обучение через наблюдение?
- Иван Павлов
- Джон Ватсон
- Альберт Бандура
- Б.Ф. Скиннер
Каков эффект просоциального моделирования и антисоциального моделирования?
Просоциальное моделирование может побуждать других к полезному и здоровому поведению, в то время как антисоциальное моделирование может побуждать других к агрессивному, агрессивному и нездоровому поведению.
Кара 17 лет. Мать и отец Кары пьют алкоголь каждую ночь. Они говорят Каре, что пить — это плохо, и ей не следует этого делать. Кара идет на вечеринку, где подают пиво.Как вы думаете, что будет делать Кара? Почему?
Кара с большей вероятностью будет пить на вечеринке, потому что она заметила, что ее родители регулярно пьют. Дети склонны следовать тому, что делают родители, а не тому, что они говорят.
Что вы научились делать после того, как посмотрели на кого-то другого?
Глоссарий
- модель
- человек, демонстрирующий поведение, которое служит примером (в наблюдательном обучении)
- обучение через наблюдение
- тип обучения, которое происходит, наблюдая за другими
- субсидиарное наказание
- процесс, при котором наблюдатель видит, что модель наказана, что снижает вероятность того, что наблюдатель будет имитировать поведение модели
- дополнительное усиление
- процесс, при котором наблюдатель видит, что модель вознаграждается, заставляя наблюдателя с большей вероятностью имитировать поведение модели
Теория моделирования
Введение
« Большая часть человеческого поведения изучается посредством наблюдений посредством моделирования: наблюдая за другими, человек формирует представление о том, как проявляются новые формы поведения, и в более поздних случаях эта закодированная информация служит руководством к действию .»(Альберт Бандура)
Альберт Бандура — выдающийся человек в области психологии развития и педагогической психологии. Один из его вкладов в психологию, имеющий отношение к коммуникации, — это теория моделирования. В этой теории Альберт Бандура подчеркивает роль социального обучения через наблюдение. Он считает, что люди принимают поведение, наблюдая за другими.
Теория
Теория моделирования подчеркивает важность наблюдения и подражания, которое происходит с точки зрения отдельного человека с помощью персонажей, изображаемых в средствах массовой информации, и того, как это приводит к изменениям в их поведении, знаниях, отношениях и ценностях.Подражание с большей вероятностью произойдет, если модель пользуется авторитетом, а действия, которые она совершает, имеют большую ценность. Имитируемое поведение постепенно подкрепляется, и человек отождествляет себя с моделью и постепенно пробует это поведение.
Этапы моделирования
Согласно Бандуре, эффективное моделирование требует внимания, удержания, воспроизведения и мотивации. Различные факторы увеличивают количество внимания, уделяемого человеком.Это может быть сложность, распространенность или функциональная ценность. После того, как внимание уделено, у нас есть часть удержания, где человек вспоминает, на что он / она обратил внимание. Далее идет репродукция, когда человек в точности выполняет те действия, которые он / она наблюдал. Последний фактор — мотивация, когда человек находит разумную причину для имитации того, что он видит через СМИ.
Моделирование может происходить как положительный, так и отрицательный процесс. Насилие — это негативное моделирование, и любая полезная деятельность, такая как социальное обслуживание, является позитивным моделированием.
Этапы теории моделирования
- Видеть действие, изображенное в СМИ
- Зритель отождествляет себя с актером
- Зритель имитирует актера
- Зритель получает мотивацию, если за действие получают вознаграждение
Пример
Фильмы, мыльные оперы и реклама играют важную роль в процессе моделирования человека. Поддержка знаменитостей, продукты, используемые актерами в фильмах / мыльных операх, характер актеров в фильмах / мыльных операх могут формировать отношения и ценности людей, которые их видят.Человек наблюдает / наблюдает за ними и склонен их копировать. Все, что они видят в СМИ, они впитывают и отражают в своем поведении и образе жизни.
В настоящее время СМИ играют важную роль в моделировании поведения. Если люди сталкиваются с материалами, содержащими насилие, они будут внедрять насилие в свою повседневную жизнь. Это может случиться на любом жизненном этапе. Все мы сталкиваемся с разными типами людей с разным поведением. Любой может повлиять на нас и стать для нас образцом. Для учеников учителя играют роль модели.
Короче говоря, теория моделирования — это обучение через имитацию и идентификацию. СМИ диктуют, как мы живем. То, чем мы обладаем, что мы есть, как нас воспринимают, говорит о нашем социальном статусе, и мы изменяем его в соответствии с содержанием СМИ и другими внешними факторами, которым мы подвергаемся.