Моделирование (в психологии)
МОДЕЛИРОВАНИЕ (в психологии) (от франц. modele-образец) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания. Первые попытки применения М. в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей (см. Психофизика) и процессов памяти.
Систематическое применение М. было характерно для гештальтпсихологии, стремившейся найти физические аналоги образования целостных структур
Других привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности. В этом случае М. фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как искусственный интеллект и машинное зрение. Модели психических и психофизиологических функций представляют собой машинные программы, конкретная реализация к-рых во многом зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд примеров успешного М. психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и т. д.), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удается дать однозначное описание имеющихся данных. Для того чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа
Моделирование — Психологос
Модели́рование — метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов.
Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому.
Подробнее
Под моделированием понимается процессы как построения, так и изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другими: процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще?
Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
- Компьютерное моделирование
- Математическое моделирование
- Математико-картографическое моделирование
- Цифровое моделирование
- Логическое моделирование
- Психологическое моделирование
- Статистическое моделирование
- Структурное моделирование
- Физическое моделирование
- Экономико-математическое моделирование
- Имитационное моделирование
- Эволюционное моделирование
- и т. д.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента:
- субъект (исследователь),
- объект исследования,
- модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.
Литература и ссылки
моделирование в психологии — это… Что такое моделирование в психологии?
- моделирование в психологии
- Этимология.
Происходит от лат. modulus — образец.
Категория.Методологическая установка.
Специфика.Построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
(англ. modelling in psychology) — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях — бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.
Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные — гипотетические и бионические — модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.). См. также Семантические сети, Эвристика.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- моделирование в обучении
- модель делителя
Смотреть что такое «моделирование в психологии» в других словарях:
Моделирование В Психологии — построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности … Психологический словарь
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ — (от франц. modele образец…) применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях: 1) знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности моделирование… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей … Большая психологическая энциклопедия
МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. ооъектов, в процессе к рого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей… … Российская социологическая энциклопедия
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОЕ В СОЦИОЛОГИИ — метод исследования соц. явлений и процессов с помощью специальных моделей имитационных, предполагающих такое представление исследуемого объекта, при к ром его качественная природа искажается по возможности в минимальной степени и достаточно точно … Российская социологическая энциклопедия
МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психологическое моделирование — Психологическое моделирование создание формальной модели психического или социально психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного… … Википедия
Научающее направление в психологии — включает в себя разнообразные подходы, в основе которых лежит идея научения, под которым понимается и сам процесс «наработки» и накопления индивидуального опыта, и результат этого процесса. Одним из первых подходов такого рода, наряду с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Видеотехника в психологии (video psychology) — Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания помощи людям в осуществлении изменений (поведения, чувств и аттитюдов) и для предъявления эксперим. стимулов. Все эти функции кратко рассмотрены здесь под … Психологическая энциклопедия
Имитационное моделирование как инструмент экспериментально-психологических исследований
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
ИММОД — 2015 35
Вместе с тем, ИМ – это не только метод построения моделей, но и метод
исследования, при котором реальный процесс подменяется моделью, с которой
проводятся эксперименты по изучению исследуемого процесса. Причины такой
подмены – дороговизна экспериментов на реальном процессе, трудности их
организации и (не в последнюю очередь) соображения безопасности материальных
активов и людей.
Говоря в более общем аспекте, ИМ – логико-математическое описание процесса,
предназначенное для экспериментирования на компьютере в разнообразных целях: для
проектирования, анализа, управления или оценки функционирования процесса.
С другой стороны, экспериментальная психология (ЭП) – это различные методы
психологических исследований, проводимых экспериментальным путем. Согласно
П.Фрессу, ЭП – это область психологических знаний, добытых посредством
применения экспериментального метода [1]. По замечанию автора работы [2], именно
внедрение эксперимента и связанных с ним измерительных методов на определенном
этапе выделило психологию из философии в самостоятельную научную дисциплину.
Общепризнанный взгляд на ЭП трактует ее как самостоятельную науку,
изучающую систему психологических методов, прежде всего – эмпирических [3, 4]. В
современном понимании эксперимент как исследовательский метод может
трактоваться узко и широко. В узком смысле это один из эмпирических методов наряду
с наблюдением, тестированием, опросом и пр., отличающийся от них
целенаправленным и регламентированным воздействием исследователя на изучаемый
реальный процесс. В широком смысле эксперимент сливается с указанными методами,
превращаясь в «исследовательскую процедуру, осуществляемую при контролируемых
исследователем условиях» [5, с. 222].
Приведенные определения ИМ и ЭП позволяют предположить наличие
потенциально общей для них зоны: ИМ воспроизводит реальность функционирования
объекта, а ЭП исследует психологические феномены, опосредованные этой
реальностью. Если сузить ИМ до моделирования работы сложных ТП, а ЭП – до
инженерно-психологических экспериментов с их операторами, можно обозначить это
пересечение следующим образом. Множество задач, связанных с изучением
психологических механизмов деятельности операторов ТП, требуют воспроизведения в
эксперименте условий функционирования процесса. В большинстве случаев реальный
ТП не годится для проведения таких экспериментов – это крайне рискованно и
дорогостояще. Использование в этих целях имитационных моделей (если модели
такого уровня детальности и достоверности доступны) открывает заманчивые
перспективы в этой новой и прорывной области исследований.
В работе излагается подход к организации и проведению таких экспериментов,
приводятся их примеры, обсуждается будущие исследования. Дается также краткий
очерк применения компьютерных технологий в психологических исследованиях.
Компьютерные технологии в экспериментальной психологии – краткий
исторический очерк
Появление первых компьютеров (тогда их называли ЭВМ) позволило на
доступном тогда техническом уровне решать задачи, очевидные для психологов-
исследователей. (Отметим, что психологи почти не использовали мейнфрэймы, им
достались сразу мини-ЭВМ2). Началось с организации компьютерного предъявления
2 Мэйнфрейм (от англ. mainframe) – в рассматриваемый период (1960-1980-е годы) большой универсальный
компьютер с большим объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для использования в критически
Моделирование психических процессов
Моделирование в психологии предполагает создание реальных или идеальных, прежде всего, математических моделей для исследования психических процессов. При этом под «моделью» понимается система объектов или знаков, которая воспроизводит ряд существенных свойств системы-оригинала. Упрощенная модель является действенным средством проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.
Распространение данного метода в психологии началось в 50-е годы XX века. Модели сложных физиологических функциональных систем человека были созданы в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Эти модели содержали все основные компоненты последующих кибернетических моделей поведения.
В течение небольшого времени появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Психические процессы понимались по аналогии с процессами вычислений, которые осуществляют ЭВМ. Некоторые авторы делают попытку найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства. Других авторов привлекают его вычислительные возможности. Подобные работы, связанные с созданием искусственного интеллекта и машинным зрением, ведутся в разделах кибернетики.
Модели в области психических и психофизиологических функций представляют собой машинные программы. Реализация этих программ зависит от выбранного языка программирования.
Говоря о моделировании психических и психофизиологических процессов, надо сказать, что здесь есть две стороны – примеры успешного моделирования процессов – психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные работы с одной стороны и с другой стороны – есть мнение, что для создания полноценных психологических теорий одного этого метода недостаточно.
Как правило, формальные модели не дают однозначного описания имеющихся данных, а для уменьшения произвольности их интерпретации, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа.
Требования, предъявляемые к психическим моделям
По сравнению с моделями физических объектов к моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, потому что модели психики должны помочь ученому исследовать сам процесс психической деятельности, а не только его результат.
Более или менее успешно в настоящее время моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Действующую модель целостного поведения человека создать достаточно трудно.
Принято различать три основных вида моделей психики:
- Знаковые, т.е. математическое или точное словесное описание какого-либо явления психики;
- Программные;
- Вещественные.
В знаковых моделях выделяются вербальные модели и математические. О вербальных моделях речь уже шла в предыдущих статьях, поэтому более подробно остановимся на математических моделях психики.
Математические модели психики
Определение
Они представляют собой высоко формализованные модели, при построении которых ученые пытаются описать психические процессы языком математических формул и графиков.
Математические модели точнее вербальных и однозначно понимаются не только психологами различных направлений, но и математиками, и инженерами.
Выигрывая в точности математическое моделирование, имеет существенный недостаток – описывает внешнюю сторону психической деятельности, форму её протекания и минует содержание. Выразить его математическими символами невозможно или почти невозможно. При всем при том, математические модели легко преобразуются в действующие, т.е. их можно заложить в электронно-вычислительную машину. Работа этой машины и будет представлять собой математическую модель в действии.
Программные модели
Программные модели являются связующими моделями между знаковыми моделями и вещественными, т.е. они так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели – действующие машины- автоматы, имитирующие работу мышления, памяти, внимания человека.
Выделяют жестко-алгоритмические и эвристические модели:
- Жестко-алгоритмические модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, которое состоит из строгой последовательности однозначных операций. Поиск новых способов решения задач при действии по жесткому алгоритму, лишены творчества. У этих моделей есть недостаток, связанный с тем, что при изучении их можно понять только ограниченный круг явлений психической деятельности;
- Эвристические программные модели. Они уже сложнее жестко-алгоритмических моделей. Цель этих моделей заключается в изучении таких действий или психических процессов человека, течение которых может иметь несколько вариантов. Сказать заранее какой будет реализован нельзя. Например, игроки в шахматы точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры. Это и понятно, т.к. выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника. О ходе противника можно знать только предположительно. Решение задач такого типа зависит от целого ряда факторов, которые человек не контролирует, а результат может быть получен только посредством составления гипотез.
Большинство воспитательных задач также можно отнести к задачам в условиях неопределенности. При их решении невозможно с уверенностью сказать, какой будет реакция воспитанников на воздействие. Методы решения задач в условиях неопределенности, называются эвристическими методами, а модели, которые воспроизводят сложный процесс их решения, получили название эвристических моделей.
Исследователь, создавая эвристическую модель, сначала моделирует деятельность человека, наподобие того, как художник изучает «натуру». При решении этой задачи, исследователь наблюдает за порядком действий своих испытуемых, фиксирует их ошибки и способы их исправления, высказывания, реплики и другие проявления деятельности.
На втором этапе, на основе проведенных наблюдений, составляется гипотеза о структуре психических процессов, которые принимают участие в решении такого типа задач. Гипотеза выражается в виде программы и её можно заложить в ЭВМ, превратив в действующую модель.
На следующем этапе идет изучение работы машины, решающей подобные задачи. Последующие наблюдения дают возможность внести в программу исправления до заключительного вывода об оригинале, считающегося наиболее достоверным.
Существует достаточно большое разнообразие эвристических моделей психики, созданных как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди большого разнообразия моделей особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека. Среди них:
- Программа, воспроизводящая шахматную и шашечную игру;
- Программа решения логических задач;
- Программа доказательства геометрических теорем;
- Программа творческого мышления композитора и др.
У эвристического моделирования, как и у жестко-алгоритмического, есть недостатки, причем, существенные:
- Имитация мыслительного процесса по эвристическим программам происходит вне связи с другими психическими процессами – восприятием, памятью, воображением. В реальной действительности мышление обязательно на них опирается;
- ЭВМ, приводящие в действие эвристические программы, не переживают чувства радости, огорчения, успеха, не обладают никакими потребностями и стремлениями;
- Эвристические модели, как и другие модели психики, созданы на основе аналогии, а она дает приблизительно верный вывод.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что метод моделирования в значительной степени действительно позволяет расширить возможности экспериментального изучения психической деятельности человека.
Метод дает возможность смело выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга, а выводы выражать количественными характеристиками. Но, в психологии моделирование, это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не отменяет и не заменяет собой другие методы.
моделирование будущего. Семинары и тренинги «Иматон»
test1
адлерианская психотерапия
арт-терапия с детьми подростками
бизнес-команда
бизнес-коммуникации
бизнес-коммуникации с клиентом
внутренний ребенок
воспитание детей и подростков
гештальттерапия
гипноз
деловое общение
дети и подростки в цифровом мире
дети с особыми потребностями
дошкольное детство
дресс-код
женские группы
зависимость и созависимость
игротерапия
кинотерапия
когнитивная психотерапия
конфликты
корпоративная культура
коучинг
краткосрочная психотерапия
креативность
кризисная помощь
куклотерапия
лидерство
любовные отношения
маркетинг и реклама
метафоры и символы
методы арт-терапии
методы психологического консультирования
мотивация
музыкотерапия
направления психотерапии
неблагополучные семьи
неврозы
негативные социальные явления
нейропсихология
НЛП
обучение и развитие персонала
онкопсихология
основы бизнес-тренингов
основы личностных тренингов
осознавание неосознанного
оценка персонала
перинатальная психология
персонал-технологии
песочная терапия
пищевое поведение
позитивная психотерапия
практическая психология в условиях пандемии
приемная семья
проблема насилия в семье
проблема смерти
продажи
профконсультирование
психодиагностика
психодиагностика персонала
психодрама
психологическое сопровождение обучения
психология как бизнес
психология общения
психология спорта
психосоматика
психотерапия в медучреждении
психотерапия детей и подростков
публичные выступления
работа с мигрантами и беженцами
работа с пожилыми людьми
работа с родителями
развитие речи
развод
раннее детство
реформа образования
саморазвитие и самосовершенствование
сексуальные проблемы
семейные проблемы
системная семейная психотерапия
сказкотерапия
соматические заболевания
стресс, здоровье, саморегуляция
суициды
супервизия
счастье
тайм-менеджемент
танцевальная терапия
телесная терапия
телесная терапия для клиентов
транзактный анализ
трансперсональная психотерапия
тревога и страх
управление подчиненными
управленческий тренинг
финансовое поведение
хеллингер
цветовая диагностика
экзистенциальная психотерапия
эмоциональные проблемы
Имитационное моделирование как один из методов математической теории обучения
Имитационное моделирование как один из методов математической теории обучения
- Страницы / Pages
- 79-89
Аннотация
Дальнейшее развитие теоретической педагогики и теории обучения тесно связано с использованием методов математического и компьютерного (имитационного) моделирования процесса обучения. Обсуждаются трудности и особенности применения формальных методов для исследования дидактических систем, выявлены основные этапы создания имитационных моделей, предложена компьютерная модель процесса изучения совокупности несвязанных элементов учебного материала (на примере букв алфавита), представлены получающиеся графики изменения количества знаний ученика и его мотивации с течением времени. Методологической основой исследования являются работы по математической теории обучения, изучению плохоформализуемых слабоструктурированных систем, когнитивному управлению, имитационному моделированию, нечеткой логике, методологии мягких систем.
Abstract
Further development of theoretical pedagogy and the theory of learning is closely connected to the use of mathematical and digital techniques in learning process simulations. This article explores formal methods for studying a didactic system as well as difficulties in employing them. The author describes key stages of simulation development and presents a simulation of unrelated study material elements (using letters of the alphabet as an example). The charts show temporal changes in students’ knowledge and motivation. Research works on the mathematical theory of learning, and the analysis of semiformalized and semistructured systems, research into cognitive and simulation management, fuzzy logic and soft system methodology comprise the methodological framework for the study.
Список литературы
1. Ажмухамедов И. М. Нечеткая когнитивная модель оценки компетенций специалиста // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. № 2. С. 186—190.
2. Ажмухамедов И. М., Проталинский О. М. Методология моделирования плохоформализуемых слабоструктурированных социотехнических систем // Там же. 2013. № 1. С. 144—154.
3. Болбаков Р. Г. Основы когнитивного управления // Государственный советник. 2015. № 1. С. 45—49.
4. Горелова Г. В. Когнитивный подход к имитационному моделированию сложных систем // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 3. C. 239—250.
5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
6. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг. № 4. 2002. С. 22—26.
7. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.
8. Козырева О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Educational Technology & Society. 2008. № 11(1). С. 375—377.
9. Кулинич А. А. Компьютерные системы моделирования когнитивных карт: Подходы и методы // Проблемы управления. 2010. № 3. С. 2—16.
10. Лебедева И. П., Математическое моделирование в педагогическом исследовании // Portalus.ru. URL: http://www.portalus.ru /modules/shkola/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192707630&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.18.2017).
11. Майер Р. В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. Глазов, 2014.
12. Моделирование сложных вероятностных систем : учеб. пособие / В. Г. Лисиенко, О. Г. Трофимова, С. П. Трофимов [и др.]. Екатеринбург, 2011.
13. Петров А. В. Моделирование систем : учеб. пособие. Иркутск, 2000.
14. Свиридов А. П. Статистическая теория обучения : монография. М., 2009.
15. Флегонтов А. В., Дюк В. А., Фомина И. К. Мягкие знания и нечеткая системология гуманитарных областей // Программные продукты и системы. 2008. № 3. С. 97—102.
16. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М., 1978.
17. Щербатов И. А., Проталинский И. О. Математическое моделирование сложных многокомпонентных систем // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2014. Т. 20, № 1. С. 17—26.
18. Mayer R. V. Assimilation and Forgetting of the Educational Information: Results of Imitating Modelling // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(4). P. 739—747.
19. Mayer R. V. Imitating model of assimilation and forgetting of the logically connected information // International Journal of Advanced Studies. 2017. Vol. 7, № 2. P. 64—73.
20. Checkland P., Scholes J. Soft System Methodology in Action. John Wiley & Sons Ltd., 1990.
Моделирование поведения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Моделирование определения поведения
Моделирование — это один из способов обучения поведению. Когда человек наблюдает за поведением другого, а затем имитирует это поведение, он или она моделирует это поведение. Иногда это называют обучением с наблюдением или социальным обучением. Моделирование — это разновидность замещающего обучения, при котором нет необходимости в прямом обучении. В самом деле, один может не осознавать, что другой моделирует его или ее поведение.Моделирование может научить новому поведению, повлиять на частоту ранее усвоенного поведения или увеличить частоту аналогичного поведения.
Компоненты моделирования
Моделирование поведения включает четыре этапа. Первое — это внимание. Прежде чем поведение можно будет воспроизвести, нужно обратить внимание на поведение. Следующий шаг — удержание. Нужно уметь запоминать или сохранять наблюдаемое поведение. Третий этап — размножение. Человек должен уметь переводить образы поведения другого в свое собственное.Короче говоря, нужно иметь способность воспроизводить поведение. Заключительный этап — мотивация. В конце концов, нужно мотивировать подражать поведению. Пока не будет причины, нельзя моделировать поведение.
Поведение под влиянием моделирования
Известно, что моделирование влияет на многие категории поведения. Одна из таких категорий поведения помогает. Например, исследования показали, что дети, знакомые с просоциальными моделями, были более полезными, чем дети, которым не хватало таких моделей.Моделирование также влияет на агрессию. Дети, столкнувшиеся с агрессивной игрой модели, позже имитировали ту же агрессивную игру, тогда как сверстники, не знакомые с агрессивной моделью, играли не так агрессивно. Исследования также показали, что, когда дети наблюдали агрессивное поведение, которое привело к положительным результатам для модели, они вели себя более агрессивно. Похоже, что, увидев положительный результат агрессивной модели, наблюдатель усилил агрессивное поведение. Кроме того, моделирование влияет на гендерно-ролевое поведение.Дети учатся соответствующему гендерному признаку поведению и предпочтениям, подражая однополым моделям.
Эффективные модели
Многие факторы влияют на эффективность модели. Обычно, чем привлекательнее или желательнее модель для наблюдателя, тем больше вероятность, что модель будет скопирована. Желательность или привлекательность модели частично зависит от ее престижа для наблюдателя. Это объясняет, почему родители и учителя часто служат образцом поведения.На эффективность модели также в определенной степени влияет сходство. Чем больше модель похожа на наблюдателя, тем эффективнее будет модель. Это объясняет, почему коллеги предоставляют такие сильные модели поведения. Более того, эффективные модели не обязательно должны быть людьми или живыми. Марионетки и мультфильмы, а также герои телешоу и фильмов часто служат эффективными моделями поведения.
Артикул:
- Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.
- Бандура, А. (1989). Социальная когнитивная теория. В R. Vasta (Ed.), Annals of child development (Vol. 6, pp. 1-60). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
- Бандура А., Росс Р. и Росс С. (1961). Передача агрессии через имитацию агрессивных моделей. Журнал аномальной и социальной психологии, 63, 575-582.
- Спрафкин, Дж. Н., Либерт, Р. М., и Поулос, Р. В. (1975). Влияние просоциального телевидения на помощь детям. Журнал экспериментальной детской психологии, 20, 119-126.
Наблюдательное обучение (моделирование) | Вводная психология
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определение обучения через наблюдение
- Обсудите этапы процесса моделирования
- Объясните просоциальные и антисоциальные эффекты обучения с наблюдением
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения.При обучении с наблюдением мы учимся, наблюдая за другими, а затем имитируя или моделируя то, что они делают или говорят. Лица, выполняющие имитацию поведения, называются моделями. Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует определенный тип нейрона, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к обучению с помощью наблюдений. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна видит» действительно верна ([ссылка]).То же можно сказать и о других животных. Например, в исследовании социального обучения шимпанзе исследователи дали коробки сока с соломинкой двум группам содержащихся в неволе шимпанзе. Первая группа окунула соломинку в ящик для сока, а затем высосала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала напрямую через соломинку, получая гораздо больше сока. Как вы думаете, что произошло, когда первая группа, «ковшики», наблюдала за второй группой, «лохами»? Все «ковшики» в первой группе перешли на сосание непосредственно через соломинку.Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они узнали, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, наблюдая за поведением человека. (Источник: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)
Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении с наблюдением.У девятилетнего сына Клэр, Джея, были проблемы в школе, а дома он вел себя вызывающе. Клэр боялась, что Джей в конечном итоге окажется, как ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после еще одного плохого дня в школе и еще одной негативной заметки от учителя, Клэр в полном остроумии избила своего сына ремнем, чтобы заставить его вести себя хорошо. Позже той ночью, укладывая своих детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла пояс к своему плюшевому мишке и взбила его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери.Именно тогда Клэр поняла, что хочет по-другому дисциплинировать своих детей.
Подобно Толману, чьи эксперименты с крысами предполагали наличие когнитивного компонента в обучении, представления психолога Альберта Бандуры об обучении отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, называемую теорией социального обучения, которая учитывает когнитивные процессы. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить без внешнего подкрепления.Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение с наблюдением включает в себя гораздо больше, чем имитацию. В имитации человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение намного сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), есть несколько способов, с помощью которых может происходить обучение через наблюдение:
Вы узнаете новую реакцию. Наблюдая, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
Вы выбираете, подражать модели или нет, в зависимости от того, что вы видели, происходило с моделью. Помните Джулиана и его отца? Когда Джулиан учится серфингу, он может наблюдать, как его отец успешно появляется на доске для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к раскаленной плите, увидев, как его отец горит на плите.
Вы усвоили общее правило, которое можно применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические.Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не выполняет поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, например, когда футбольный тренер говорит своим молодым игрокам бить по мячу ногой, а не пальцем. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телешоу, видеоиграх или источниках в Интернете ([ссылка]).
(a) Студенты йоги учатся путем наблюдения, когда их инструктор по йоге демонстрирует правильную стойку и движения своим ученикам (живая модель). (б) Для того чтобы научиться происходить, не обязательно присутствовать модели: с помощью символического моделирования этот ребенок может выучить поведение, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит а: модификация работы Тони Секалы; кредит б: модификация работы Эндрю Хайда)
Ссылка на обучениеСкрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы.В этом рекламном ролике, который транслировался в течение нескольких месяцев в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, Дерек Джетер, удостоенный наград бейсболист команды New York Yankees, рекламирует Ford. Рекламный ролик транслировался в той части страны, где Джетер — невероятно известный спортсмен. Он богат, считается очень лояльным и красивым. Какое сообщение посылают рекламодатели, показывая его в рекламе? Как вы думаете, насколько это эффективно?
Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью.Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны сосредоточиться на том, что делает модель — вы должны обращать внимание. Затем вы должны уметь запоминать или запоминать то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны уметь выполнять поведение, которое вы наблюдали и запомнили; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно захотеть скопировать поведение, и то, мотивированы вы или нет, зависит от того, что случилось с моделью.Если вы увидели, что модель была подкреплена ее поведением, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это называется заместительным подкреплением. С другой стороны, если вы наблюдаете, как модель наказывают, у вас будет меньше мотивации копировать ее. Это называется косвенным наказанием. Например, представьте, что четырехлетняя Эллисон смотрела, как ее старшая сестра Кейтлин играет в гриме их матери, а затем увидела, как Кейтлин взяла тайм-аут, когда вошла их мать. После того, как их мать вышла из комнаты, Эллисон захотелось поиграть в гриме. макияж, но она не хотела получать тайм-аут от матери.Как вы думаете, что она сделала? Как только вы действительно продемонстрируете новое поведение, полученное вами подкрепление будет играть роль в том, будете ли вы повторять это поведение или нет.
Бандура исследовал моделирование поведения, в частности моделирование детьми агрессивного и агрессивного поведения взрослых (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Он провел эксперимент с пятифутовой надувной куклой, которую назвал куклой Бобо. В эксперименте на агрессивное поведение детей повлияло то, была ли учительница наказана за свое поведение.В одном сценарии учитель действовал агрессивно с куклой, ударяя, бросая и даже кулаком куклу, в то время как ребенок наблюдал. Дети реагировали на поведение учителя двух типов. Когда учительницу наказали за плохое поведение, у детей уменьшилась склонность вести себя так, как она. Когда учительницу хвалили или игнорировали (и не наказывали за ее поведение), дети имитировали то, что она делала, и даже то, что она говорила. Они били, пинали и кричали на куклу.
Ссылка на обучениеПосмотрите этот видеоклип, чтобы увидеть отрывок из знаменитого эксперимента с куклой Бобо, включая интервью с Альбертом Бандурой.
Каковы выводы этого исследования? Бандура пришел к выводу, что мы наблюдаем и учимся, и что это обучение может иметь как просоциальные, так и антиобщественные эффекты. Просоциальные (позитивные) модели могут использоваться для поощрения социально приемлемого поведения. В частности, родители должны принять к сведению этот вывод. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, то читайте им. Пусть увидят, как вы читаете. Храните книги у себя дома. Поговорите о своих любимых книгах. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми, дайте им понять, что вы правильно питаетесь и занимаетесь спортом, и проводите время вместе, занимаясь физическими упражнениями.То же самое и с такими качествами, как доброта, вежливость и честность. Основная идея заключается в том, чтобы дети наблюдали и учились у своих родителей, даже у их морали, поэтому будьте последовательны и отбросьте старую пословицу «Делай, как я говорю, а не так, как я», потому что дети склонны копировать то, что вы делаете, вместо того, чтобы что ты говоришь. Помимо родителей, многие общественные деятели, такие как Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, рассматриваются как просоциальные модели, способные вдохновить на глобальные социальные изменения. Можете ли вы вспомнить кого-то, кто в вашей жизни был просоциальной моделью?
Также стоит упомянуть антисоциальные эффекты обучения с наблюдением.Как вы видели на примере Клэр в начале этого раздела, ее дочь видела агрессивное поведение Клэр и копировала его. Исследования показывают, что это может помочь объяснить, почему дети, подвергшиеся насилию, часто сами становятся насильниками (Murrell, Christoff, & Henning, 2007). Фактически, около 30% детей, подвергшихся насилию, становятся жестокими родителями (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2013 г.). Мы склонны делать то, что знаем. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут и становятся свидетелями того, как их родители справляются с гневом и разочарованием посредством насильственных и агрессивных действий, часто сами учатся вести себя подобным образом.К сожалению, это порочный круг, который трудно разорвать.
Некоторые исследования показывают, что жестокие телешоу, фильмы и видеоигры также могут иметь антиобщественные эффекты ([ссылка]), хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять корреляционные и причинные аспекты насилия и поведения в СМИ. Некоторые исследования обнаружили связь между наблюдением за насилием и агрессией у детей (Anderson & Gentile, 2008; Kirsch, 2010; Miller, Grabell, Thomas, Bermann, & Graham-Bermann, 2012).Эти результаты не могут быть удивительными, учитывая, что ребенок, заканчивающий среднюю школу, подвергся примерно 200000 насильственным действиям, включая убийства, грабежи, пытки, взрывы, избиения и изнасилования с помощью различных средств массовой информации (Huston et al., 1992). Наблюдение за насилием в СМИ может не только повлиять на агрессивное поведение, научив людей действовать таким образом в реальных жизненных ситуациях, но также было высказано предположение, что повторяющееся воздействие насильственных действий также снижает чувствительность людей к нему. Психологи работают над тем, чтобы понять эту динамику.
Могут ли видеоигры сделать нас жестокими? Психологи изучают эту тему. (кредит: «woodleywonderworks» / Flickr)
Ссылка на обучение
Просмотрите это видео, чтобы услышать, как Брэд Бушман, психолог, который много писал о человеческой агрессии и насилии, обсуждает свое исследование.
Согласно Бандуре, обучение может происходить, наблюдая за другими, а затем моделируя то, что они делают или говорят. Это называется наблюдательным обучением. В процессе моделирования есть определенные шаги, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным.Эти шаги включают внимание, удержание, воспроизведение и мотивацию. Посредством моделирования Бандура показал, что дети узнают много хорошего и плохого, просто наблюдая за своими родителями, братьями, сестрами и другими людьми.
Вопросы для самопроверки
Вопросы о критическом мышлении1. Каков эффект просоциального моделирования и антисоциального моделирования?
2. Кара 17 лет. Мать и отец Кары пьют алкоголь каждую ночь.Они говорят Каре, что пить — это плохо, и ей не следует этого делать. Кара идет на вечеринку, где подают пиво. Как вы думаете, что будет делать Кара? Почему?
Персональный вопрос заявки
3. Что вы научились делать после того, как посмотрели на кого-то другого?
ответы
1. Просоциальное моделирование может побуждать других к полезному и здоровому поведению, в то время как антисоциальное моделирование может побуждать других к агрессивному, агрессивному и нездоровому поведению.
2. Кара с большей вероятностью будет пить на вечеринке, потому что она заметила, что ее родители регулярно пьют. Дети склонны следовать тому, что делают родители, а не тому, что они говорят.
Глоссарий
модель человек, который выполняет поведение, которое служит примером (в наблюдательном обучении)
обучение через наблюдение тип обучения, которое происходит при наблюдении за другими
косвенное наказание Процесс, при котором наблюдатель видит, что модель наказана, что снижает вероятность того, что наблюдатель будет имитировать поведение модели
замещающее подкрепление Процесс, при котором наблюдатель видит, что модель получает вознаграждение, что повышает вероятность того, что наблюдатель будет имитировать поведение модели
Наблюдательное обучение (моделирование) — Психология
OpenStaxCollege
[latexpage]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определение обучения через наблюдение
- Обсудите этапы процесса моделирования
- Объясните просоциальные и антисоциальные эффекты обучения с наблюдением
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения.При обучении с наблюдением мы учимся, наблюдая за другими, а затем имитируя или моделируя то, что они делают или говорят. Лица, выполняющие имитацию поведения, называются моделями. Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует определенный тип нейрона, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к обучению с помощью наблюдений. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна видит» действительно верна ([ссылка]).То же можно сказать и о других животных. Например, в исследовании социального обучения шимпанзе исследователи дали коробки сока с соломинкой двум группам содержащихся в неволе шимпанзе. Первая группа окунула соломинку в ящик для сока, а затем высосала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала напрямую через соломинку, получая гораздо больше сока. Как вы думаете, что произошло, когда первая группа, «ковшики», наблюдала за второй группой, «лохами»? Все «ковшики» в первой группе перешли на сосание непосредственно через соломинку.Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они узнали, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, наблюдая за поведением человека. (Источник: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)
Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении с наблюдением.У девятилетнего сына Клэр, Джея, были проблемы в школе, а дома он вел себя вызывающе. Клэр боялась, что Джей в конечном итоге окажется, как ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после еще одного плохого дня в школе и еще одной негативной заметки от учителя, Клэр в полном остроумии избила своего сына ремнем, чтобы заставить его вести себя хорошо. Позже той ночью, укладывая своих детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла пояс к своему плюшевому мишке и взбила его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери.Именно тогда Клэр поняла, что хочет по-другому дисциплинировать своих детей.
Подобно Толману, чьи эксперименты с крысами предполагали наличие когнитивного компонента в обучении, представления психолога Альберта Бандуры об обучении отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, называемую теорией социального обучения, которая учитывает когнитивные процессы. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить без внешнего подкрепления.Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение с наблюдением включает в себя гораздо больше, чем имитацию. В имитации человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение намного сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), есть несколько способов, которыми может происходить обучение через наблюдение:
Вы узнали новый ответ. Наблюдая, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
Вы выбираете, имитировать модель или нет, в зависимости от того, что вы видели, происходило с моделью. Помните Джулиана и его отца? Когда Джулиан учится серфингу, он может наблюдать, как его отец успешно появляется на доске для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к раскаленной плите, увидев, как его отец горит на плите.
Вы узнаете общее правило, которое можете применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические.Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не выполняет поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, например, когда футбольный тренер говорит своим молодым игрокам бить по мячу ногой, а не пальцем. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телешоу, видеоиграх или источниках в Интернете ([ссылка]).
(a) Студенты йоги учатся путем наблюдения, когда их инструктор по йоге демонстрирует правильную стойку и движения своим ученикам (живая модель). (б) Для того чтобы научиться происходить, не обязательно присутствовать модели: с помощью символического моделирования этот ребенок может выучить поведение, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит А: модификация работы Тони Секалы; кредит б: модификация работы Эндрю Хайда)
Скрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы.В этом рекламном ролике, который транслировался в течение нескольких месяцев в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута, Дерек Джетер, удостоенный наград бейсболист команды New York Yankees, рекламирует Ford. Рекламный ролик транслировался в той части страны, где Джетер — невероятно известный спортсмен. Он богат, считается очень лояльным и красивым. Какое сообщение посылают рекламодатели, показывая его в рекламе? Как вы думаете, насколько это эффективно?
Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью.Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны сосредоточиться на том, что делает модель — вы должны обращать внимание. Затем вы должны уметь запоминать или запоминать то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны уметь выполнять поведение, которое вы наблюдали и запомнили; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно захотеть скопировать поведение, и то, мотивированы вы или нет, зависит от того, что случилось с моделью.Если вы увидели, что модель была подкреплена ее поведением, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это называется заместительным подкреплением. С другой стороны, если вы наблюдаете, как модель наказывают, у вас будет меньше мотивации копировать ее. Это называется косвенным наказанием. Например, представьте, что четырехлетняя Эллисон смотрела, как ее старшая сестра Кейтлин играет в гриме их матери, а затем увидела, как Кейтлин взяла тайм-аут, когда вошла их мать. После того, как их мать вышла из комнаты, Эллисон захотелось поиграть в гриме. макияж, но она не хотела получать тайм-аут от матери.Как вы думаете, что она сделала? Как только вы действительно продемонстрируете новое поведение, полученное вами подкрепление будет играть роль в том, будете ли вы повторять это поведение или нет.
Бандура исследовал моделирование поведения, в частности моделирование детьми агрессивного и агрессивного поведения взрослых (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Он провел эксперимент с пятифутовой надувной куклой, которую назвал куклой Бобо. В эксперименте на агрессивное поведение детей повлияло то, была ли учительница наказана за свое поведение.В одном сценарии учитель действовал агрессивно с куклой, ударяя, бросая и даже кулаком куклу, в то время как ребенок наблюдал. Дети реагировали на поведение учителя двух типов. Когда учительницу наказали за плохое поведение, у детей уменьшилась склонность вести себя так, как она. Когда учительницу хвалили или игнорировали (и не наказывали за ее поведение), дети имитировали то, что она делала, и даже то, что она говорила. Они били, пинали и кричали на куклу.
Посмотрите этот видеоклип, чтобы увидеть отрывок из знаменитого эксперимента с куклой Бобо, включая интервью с Альбертом Бандурой.
Каковы выводы этого исследования? Бандура пришел к выводу, что мы наблюдаем и учимся, и что это обучение может иметь как просоциальные, так и антиобщественные эффекты. Просоциальные (позитивные) модели могут использоваться для поощрения социально приемлемого поведения. В частности, родители должны принять к сведению этот вывод. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, то читайте им. Пусть увидят, как вы читаете. Храните книги у себя дома. Поговорите о своих любимых книгах. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми, дайте им понять, что вы правильно питаетесь и занимаетесь спортом, и проводите время вместе, занимаясь физическими упражнениями.То же самое и с такими качествами, как доброта, вежливость и честность. Основная идея заключается в том, чтобы дети наблюдали и учились у своих родителей, даже у их морали, поэтому будьте последовательны и отбросьте старую пословицу «Делай, как я говорю, а не так, как я», потому что дети склонны копировать то, что вы делаете, вместо того, чтобы что ты говоришь. Помимо родителей, многие общественные деятели, такие как Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, рассматриваются как просоциальные модели, способные вдохновить на глобальные социальные изменения. Можете ли вы вспомнить кого-то, кто в вашей жизни был просоциальной моделью?
Также стоит упомянуть антисоциальные эффекты обучения с наблюдением.Как вы видели на примере Клэр в начале этого раздела, ее дочь видела агрессивное поведение Клэр и копировала его. Исследования показывают, что это может помочь объяснить, почему дети, подвергшиеся насилию, часто сами становятся насильниками (Murrell, Christoff, & Henning, 2007). Фактически, около 30% детей, подвергшихся насилию, становятся жестокими родителями (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2013 г.). Мы склонны делать то, что знаем. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут и становятся свидетелями того, как их родители справляются с гневом и разочарованием посредством насильственных и агрессивных действий, часто сами учатся вести себя подобным образом.К сожалению, это порочный круг, который трудно разорвать.
Некоторые исследования показывают, что жестокие телешоу, фильмы и видеоигры также могут иметь антиобщественные эффекты ([ссылка]), хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять корреляционные и причинные аспекты насилия и поведения в СМИ. Некоторые исследования обнаружили связь между наблюдением за насилием и агрессией у детей (Anderson & Gentile, 2008; Kirsch, 2010; Miller, Grabell, Thomas, Bermann, & Graham-Bermann, 2012).Эти результаты не могут быть удивительными, учитывая, что ребенок, заканчивающий среднюю школу, подвергся примерно 200000 насильственным действиям, включая убийства, грабежи, пытки, взрывы, избиения и изнасилования с помощью различных средств массовой информации (Huston et al., 1992). Наблюдение за насилием в СМИ может не только повлиять на агрессивное поведение, научив людей действовать таким образом в реальных жизненных ситуациях, но также было высказано предположение, что повторяющееся воздействие насильственных действий также снижает чувствительность людей к нему. Психологи работают над тем, чтобы понять эту динамику.
Могут ли видеоигры сделать нас жестокими? Психологи изучают эту тему. (кредит: «woodleywonderworks» / Flickr)
Просмотрите это видео, чтобы услышать, как Брэд Бушман, психолог, который много писал о человеческой агрессии и насилии, обсуждает свое исследование.
Согласно Бандуре, обучение может происходить, наблюдая за другими, а затем моделируя то, что они делают или говорят. Это называется наблюдательным обучением. В процессе моделирования есть определенные шаги, которые необходимо соблюдать, чтобы обучение было успешным.Эти шаги включают внимание, удержание, воспроизведение и мотивацию. Посредством моделирования Бандура показал, что дети узнают много хорошего и плохого, просто наблюдая за своими родителями, братьями, сестрами и другими людьми.
Человека, который демонстрирует поведение, которое служит примером, называют ________.
- учитель
- модель
- инструктор
- туристический автобус
В исследовании куклы Бобо Бандуры, когда дети, наблюдавшие за агрессивной моделью, были помещены в комнату с куклой и другими игрушками, они ________.
- кукла игнорировала
- красиво играл с куклой
- играл с игрушками-мастерами
- пнул и бросил куклу
Каков правильный порядок шагов в процессе моделирования?
- внимание, удержание, воспроизведение, мотивация
- мотивация, внимание, воспроизведение, удержание
- внимание, мотивация, удержание, воспроизведение
- мотивация, внимание, удержание, воспроизведение
Кто предложил обучение через наблюдение?
- Иван Павлов
- Джон Ватсон
- Альберт Бандура
- Б.Ф. Скиннер
Каков эффект просоциального моделирования и антисоциального моделирования?
Просоциальное моделирование может побуждать других к полезному и здоровому поведению, в то время как антисоциальное моделирование может побуждать других к агрессивному, агрессивному и нездоровому поведению.
Кара 17 лет. Мать и отец Кары пьют алкоголь каждую ночь. Они говорят Каре, что пить — это плохо, и ей не следует этого делать. Кара идет на вечеринку, где подают пиво.Как вы думаете, что будет делать Кара? Почему?
Кара с большей вероятностью будет пить на вечеринке, потому что она заметила, что ее родители регулярно пьют. Дети склонны следовать тому, что делают родители, а не тому, что они говорят.
Что вы научились делать после того, как посмотрели на кого-то другого?
Глоссарий
- модель
- человек, демонстрирующий поведение, которое служит примером (в наблюдательном обучении)
- обучение через наблюдение
- тип обучения, которое происходит, наблюдая за другими
- субсидиарное наказание
- процесс, при котором наблюдатель видит, что модель наказана, что снижает вероятность того, что наблюдатель имитирует поведение модели
- дополнительное усиление
- процесс, при котором наблюдатель видит, что модель вознаграждается, заставляя наблюдателя с большей вероятностью имитировать поведение модели
Как использовать моделирование поведения для обучения подростка
Вы когда-нибудь замечали, как детям нравится копировать своих родителей? Будь то четырехлетний ребенок, которому нравится притворяться, что он бреет лицо рядом с папой в зеркале в ванной, или шестилетний ребенок, который пытается пылесосить гостиную, как это делают ее родители, дети учатся вести себя, наблюдая за своими родители.
И хотя вы можете подумать, что ваш подросток перерос желание копировать вас, это не так. Ваш подросток все еще наблюдает за вашим поведением. И эти наблюдения определяют его выбор.
Теория социального обучения как основа моделирования поведения
Теория социального обучения обеспечивает основу для моделирования поведения. Он утверждает, что большинство моделей поведения изучаются путем наблюдения и моделирования.
Это означает, что ваш подросток может перенять ваши нездоровые привычки.Так что, если вы кричите на своего подростка, велика вероятность, что он научится кричать на вас. Или, если вы совершаете много импульсивных покупок, у вашего подростка также могут быть проблемы с экономией денег.
Но хорошая новость в том, что верно и обратное. Если вы занимаетесь спортом каждый день или возьмете за привычку читать книгу каждый вечер, ваш подросток с большей вероятностью последует вашему примеру.
Вы можете формировать поведение своего ребенка, моделируя здоровые привычки.
Как использовать моделирование поведения для обучения определенным навыкам
Вы можете использовать моделирование поведения, чтобы научить своего подростка определенным навыкам.Если вы хотите, чтобы ваш подросток научился гладить рубашку или вы хотите, чтобы он научился сортировать переработку, эти шаги могут помочь ему вспомнить, что делать:
- Попросите подростка сначала посмотреть, как вы выполняете задание.
- Дайте подростку время осмыслить и вспомнить поведение, которое вы выполняли.
- Дайте подростку возможность попрактиковаться в поведении самостоятельно.
- Используйте положительное подкрепление, например похвалу, чтобы побудить подростка продолжать хорошую работу.
Пример моделирования поведения подростков
Отец хочет научить своего подростка менять масло в машине. Так что у него есть подростковые часы, как он меняет масло.
Он говорит своему подростку записывать шаги, чтобы он мог их просмотреть самостоятельно. Это помогает подростку обрабатывать и запоминать информацию.
Затем, когда в следующий раз нужно будет заменить масло, подросток сделает это самостоятельно. Его отец обеспечивает постоянный присмотр.
Отец хвалит и положительно отзывается.Он также вносит коррективы, когда это необходимо, чтобы убедиться, что его подросток делает это правильно.
Этот процесс поможет подростку научиться делать это самостоятельно. Он будет лучше подготовлен к замене масла без присмотра отца в будущем.
Как использовать менее структурированный, но эффективный подход
Конечно, ваш подросток многому научится у вас без структурированного подхода. Ваш подросток естественным образом уловит многое из вашего поведения и отношения, просто проводя с вами время.Поэтому важно быть хорошим образцом для подражания.
Знайте свои ценности и убедитесь, что вы прививаете их подростку. А когда вы хотите научить своего подростка одному или двум определенным навыкам, активно используйте моделирование поведения, чтобы закрепить его у подростка.
Моделирование (социальное обучение) — Therapedia
Введение
Альберт Бандура создал психологическое моделирование, которое представляет собой социальный подход, который преувеличивает важность понимания отношений и результатов эмоциональных реакций.Моделирование фокусируется на обучении, наблюдая за другими. Он используется для выявления эволюционировавшего поведения. Внимательность показывает, как когнитивные факторы и окружающая среда каждого человека влияют на его собственное обучение. Эта психология делает акцент на обучении, которое происходит в социальных ситуациях, и на том, как люди получают поведение от других посредством имитации. Людей, за которыми наблюдают, называют «моделями». Дети окружены этими моделями, поэтому они многое узнают о своем поведении.Дети обращают на это внимание и подсознательно имитируют поведение. Независимо от того, имеет ли это отношение к ним и их полу, они будут продолжать имитировать это, потому что этому научились.
Цели моделирования
Моделирование или социальное обучение — это процесс понимания моделей и использования социальных сетей для дальнейшего совершенствования обучения. На протяжении всего социального образования учащиеся могут понять, как меняется среда, когда присутствуют модели. Цель этого типа обучения — создать группу учащихся, которые могут работать синхронно друг с другом во время урока.Когда урок завершен, эта группа людей или сообщество могут продолжать учиться и сотрудничать друг с другом, если проект или цель необходимы. Цель моделирования — научиться, наблюдая за этими людьми, и понять, что психическое состояние имеет прямое отношение к конечному результату обстоятельств. Он направлен на то, чтобы научить студентов тому, что если чему-то научились, это не значит, что это действительно изменит данное поведение.
Когда используется моделирование?
Моделирование используется, когда студенты изучают эту психологию.Им нужно обратить внимание на модель, чтобы узнать о ней. Он используется, когда человек, изучающий модель, смотрит на отображаемое поведение. Когда поведение рассматривается и практикуется, оно превращается в условный поступок, на который легко ответить взаимностью. Когда обучение с наблюдением работает, мотивация и имитация присутствуют. Чтобы кого-то активно мотивировать, необходимо подкрепление.
Как работает моделирование
Моделирование работает путем наблюдения за определенными людьми и обучения их действиям, наблюдая за их физическим и эмоциональным поведением.Наблюдатель обратит внимание на особенности модели. Они должны внимательно относиться к характеристикам моделей. Чтобы быть тронутым поведением, индивидуум должен помнить о происходящих действиях. Им нужно будет внимательно относиться к образам и языкам, на которых они говорят. Наблюдатель имеет способность запоминать поведение, которое он видел в мысленных образах, а затем вспоминать его позже для определенной цели.
Наблюдатель переживет стадию воспроизведения.На этом этапе они будут преобразовывать увиденное и услышанное в действия. Воспроизведенное поведение является результатом преднамеренного или подсознательного моделирования. Когда у человека есть способность воспроизводить поведение, это потому, что он наблюдал за моделью и практиковал это поведение. Чтобы имитировать поведение, наблюдателю понадобится какой-то мотивирующий фактор, чтобы у него появилось желание вообразить этого человека. Их воображение на самом деле служит стимулом, когда они отвечают ему взаимностью.Если присутствуют какие-либо отрицательные подкрепления, это отговорит наблюдателя от использования смоделированного действия.
Желание подражать поведению может быть связано с желанием преодолеть трудности или тривиальные обстоятельства. Это не обязательно должно быть негативное обстоятельство. Это может быть личная цель, и моделирование обеспечит наблюдателя необходимыми ментальными элементами. Если у человека есть способность использовать свое воображение и стать моделью, у него также есть способность дистанцироваться от нервов или внутренних конфликтов, которые мешают ему преодолеть цель.В некотором смысле этот человек может отделиться от своего собственного сознания и превзойти кого-то, кого он видел, слушал и помнил. Когда человек моделирует кого-то другого, это не обязательно означает, что его поведение удовлетворительное. У них может не быть выбора при принятии решения о том, на кого они будут моделировать. Если это родитель или опекун, это может быть бессознательное усвоенное восприятие. Хорошее ли поведение или плохое — зависит от обстоятельств.
Список литературы
Блум, Л.(нет данных). Сильнее в разбитых местах. Получено с http://www.psychologytoday.com/blog/stronger-the-broken-places/201206/thinking-about-getting-marriage-counseling
.Килпатрик Дж. (Нет данных). Каковы преимущества семейного психологического консультирования? Получено с http://everydaylife.globalpost.com/benefits-couples-counseling-before-marriage-4334.html
Помогите нам улучшить эту статью
Вы нашли неточность? Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять точную и достоверную с научной точки зрения информацию.Если вы обнаружили какую-либо ошибку, сообщите нам об этом, отправив электронное письмо по адресу [email protected], укажите название статьи и проблему, которую вы обнаружили.
Поделиться Therapedia с другими
Десять простых правил для компьютерного моделирования поведенческих данных
Хотя очевидно, что создание моделей, отражающих вашу основную гипотезу, важно, еще более важно разработать модели, отражающие конкурирующие гипотезы. Важно отметить, что конкурирующие модели не должны быть соломенными людьми — они должны иметь реальный шанс соотноситься с поведением в среде выполнения задания, и они должны воплощать ряд разумных, дифференцированных гипотез.Вы, конечно, должны приложить те же усилия, чтобы подогнать эти модели, как и вашу любимую гипотезу. Еще лучше, чтобы у вас вообще не было предпочтительной гипотезы — пусть данные определяют, какая модель лучше всего подходит, а не ваша априорная приверженность той или иной модели.
Вставка 1.
Пример: моделирование поведения в задаче многорукого бандита.
Мы рассматриваем пять различных моделей поведения участников в задаче с многоруким бандитом.
Модель 1: случайный ответ
В первой модели мы предполагаем, что участники вообще не занимаются задачей и просто нажимают кнопки наугад, возможно, с предпочтением одного варианта другому.Такое случайное поведение не редкость в поведенческих экспериментах, особенно когда у участников нет внешних стимулов для хорошей работы. Моделирование такого поведения может быть важным, если мы хотим идентифицировать таких «проверенных» лиц количественным и воспроизводимым образом, либо для исключения, либо для изучения самого проверенного поведения. Чтобы смоделировать такое поведение, мы предполагаем, что участники выбирают один из двух вариантов случайным образом, возможно, с некоторым общим предубеждением в пользу одного варианта по сравнению с другим. Это смещение фиксируется параметром b (который находится между 0 и 1), так что вероятность выбора двух вариантов составляет
.(1) pt1 = b и pt2 = 1-b
Таким образом, для двух бандитов модель случайного ответа имеет только один свободный параметр, контролирующий общую систематическую ошибку для варианта 1 по сравнению с вариантом 2, 𝜽1 = b.
Модель 2: шумная смена беспроигрышная
Модель беспроигрышной смены — одна из простейших моделей, которая адаптирует свое поведение в соответствии с обратной связью. В соответствии с названием модель повторяет действия с вознаграждением и переключается с действий без вознаграждения. В «зашумленной» версии модели правило «выиграл-остался-проиграл-сдвиг» применяется вероятностно, так что модель применяет правило «выиграл-остался-проиграл-сдвиг» с вероятностью 1-и выбирает случайным образом с вероятностью.В двухбандитном случае вероятность выбора варианта k равна
.(2) ptk = {1-ϵ / 2if (ct-1 = kand rt-1 = 1) OR (ct-1 ≠ kand rt-1 = 0) ϵ / 2if (ct-1 ≠ kand rt-1 = 1) OR ( ct-1 = k и rt-1 = 0)
, где ct = 1,2 — выбор при испытании t, а rt = 0,1 — награда при испытании t. Хотя эта модель более сложна в реализации, она все еще имеет только один свободный параметр, общий уровень случайности, 2 = ϵ.
Модель 3: Rescorla Wagner
В этой модели участники сначала изучают ожидаемое значение каждого игрового автомата на основе истории предыдущих результатов, а затем используют эти значения для принятия решения о том, что делать дальше.Простая модель обучения — это правило обучения Рескорла-Вагнера (Рескорла и Вагнер, 1972), согласно которому значение параметра k, Qtk обновляется в ответ на вознаграждение rt в соответствии с:
(3) Qt + 1k = Qtk + α (rt-Qtk)
, где α — скорость обучения, которая принимает значение от 0 до 1 и фиксирует степень, в которой ошибка прогнозирования (rt-Qtk) обновляет значение. Для простоты мы предполагаем, что начальное значение Q0k равно нулю, хотя можно рассматривать Q0k как свободный параметр модели.
Простая модель принятия решений состоит в том, чтобы предположить, что участники используют значения вариантов для принятия решений, выбирая наиболее ценный вариант чаще всего, но иногда совершая «ошибки» (или исследуя), выбирая вариант с низкой стоимостью. Одно правило выбора с этими свойствами известно как правило выбора «softmax», которое выбирает вариант k с вероятностью
.(4) ptk = exp (βQtk) ∑i = 1Kexp (βQti)
, где β — параметр «обратной температуры», который контролирует уровень стохастичности выбора, в диапазоне от β = 0 для полностью случайного ответа и β = ∞ для детерминированного выбора варианта с наивысшим значением.
Объединение обучения (уравнение 3) и правил принятия решений (уравнение 4) дает простую модель принятия решения в этой задаче с двумя свободными параметрами: скоростью обучения α и обратной температурой β. То есть в наших общих обозначениях для этой модели 𝜽3 = (α, β).
Модель 4: Выбор ядра
Эта модель пытается уловить тенденцию людей повторять свои предыдущие действия. В частности, мы предполагаем, что участники вычисляют «ядро выбора» CKtk для каждого действия, которое отслеживает, как часто они выбирали этот вариант в недавнем прошлом.Ядро этого выбора обновляется почти так же, как значения в правиле Рескорла-Вагнера, то есть согласно
.(5) CKt + 1k = CKtk + αc (atk-CKtk)
, где atk = 1, если вариант k разыгрывается при испытании t, в противном случае atk = 0, а αc — скорость обучения ядра выбора. Для простоты мы предполагаем, что начальное значение ядра выбора всегда равно нулю, хотя, как и начальное значение Q в модели Рескорла-Вагнера, это может быть параметром модели. Обратите внимание, что при αc = 1 эта модель очень похожа на модель 2 (выиграл-остался-проиграл-сдвиг).Исходя из этого, мы предполагаем, что каждый вариант выбран в соответствии с
.(6) ptk = exp (βcCKtk) ∑i = 1Kexp (βcCKti)
, где βc — обратная температура, связанная с выбранным ядром.
Объединение ядра выбора (уравнение 5) с правилом принятия решения (уравнение 6) дает простую модель принятия решения в этой задаче с двумя свободными параметрами: скорость обучения ядра выбора αc и обратная температура ядра выбора βc . То есть в наших общих обозначениях для этой модели 𝜽4 = (αc, βc).
Модель 5: Rescorla Wagner + выбор ядра
Наконец, наша самая сложная модель сочетает в себе модель обучения с подкреплением и модель ядра выбора. В этой модели значения обновляются в соответствии с уравнением 3, в то время как ядро выбора обновляется в соответствии с уравнением 5. Затем члены объединяются для вычисления вероятностей выбора как
ptk = exp (βQtk + βcCKtk) ∑i = 1Kexp (βQti + βcCKti)
Эта наиболее сложная модель имеет четыре свободных параметра, т.е.е. 𝜽5 = (α, β, αc, βc).
Моделирование — терапевт, бандура, обучение и техника
Процесс обучения, наблюдая за другими; терапевтический метод, используемый для изменения поведения.
На использование моделирования в психотерапии повлияло исследование теоретика социального обучения Альберта Бандура , который изучал обучение с наблюдением у детей, особенно в отношении агрессии . Бандура является пионером концепции заместительной обусловливания , с помощью которой человек учится не только на наблюдаемом поведении других, но и на том, будет ли это поведение вознаграждено или наказано.Бандура пришел к выводу, что определенные условия определяют, будут ли люди учиться на наблюдаемом поведении. Они должны обращать внимание и сохранять то, что они наблюдали, и они должны быть способны и мотивированы воспроизводить поведение. Эффекты наблюдаемого поведения также сильнее, если модель имеет характеристики, аналогичные характеристикам наблюдателя, или является особенно привлекательной или сильной (принцип, лежащий в основе одобрения знаменитостей). Бандура утверждал, что телевидение является основным источником моделирования, обучения тысячи людей пить определенную газировку или использовать мыло известных марок.Аналогичным образом, насилие, и смерть, смоделированные по телевидению, повлияли на поведение, согласно некоторым социальным исследованиям, которые ссылаются на попытку убийства президента Рональда Рейгана. Джон Хинкли сделал попытку после того, как посмотрел Taxi Driver 15 раз. Четыре девушки засвидетельствовали в суде, что они смотрели Born Innocent перед тем, как изнасиловать калифорнийскую девушку бутылкой, аналогично сцене в фильме. Другие теоретики возражают, что телевидение дает облегчение, а не моделирование агрессивного поведения.В одном исследовании исследователи обнаружили, что мальчики-подростки, которые смотрели агрессивные телешоу, с меньшей вероятностью проявляли насилие, чем мальчики-подростки, которые этого не делали.
Критики моделирования как объяснения агрессивного поведения утверждают, что теория не допускает различий в генетике, функционировании мозга и различиях в обучении. Критики выводов Бандуры об агрессии утверждают, что использованные методы привели к результату, включая высокий уровень разочарования детей, потому что им не разрешалось прикасаться к игрушкам.
В качестве терапевтического метода изменения поведения моделирование оказалось особенно эффективным при лечении фобий. Как и в случае систематической десенсибилизации , человек подвергается воздействию объекта или ситуации, вызывающей страх, в формах, которые все больше провоцируют тревогу. Однако эта серия противостояний, вместо того, чтобы быть непосредственно воображаемой или переживаемой, сначала моделируется другим человеком. При символическом моделировании человек, проходящий лечение, также прошел обучение релаксации, и его или ее задача состоит в том, чтобы смотреть серию смоделированных ситуаций (вживую или в кино), оставаясь расслабленным.Как только ситуация или действие вызывают тревогу, они прекращаются, и наблюдатель возвращается в состояние расслабления. В другом эффективном методе «живое моделирование с участием» наблюдатель активно имитирует поведение живой модели в серии столкновений с объектом или ситуацией, которых боятся. Например, люди, которых лечат, чтобы преодолеть страха змей, смотрят и подражают модели. Они постепенно переходят от прикосновения к змее рукой в перчатке к тому, чтобы взять свободную змею голыми руками и позволить ей ползать по их телам.
На индивидуальных терапевтических сессиях терапевт может моделировать поведение, вызывающее тревогу, в то время как клиент, оставаясь расслабленным, сначала наблюдает, а затем имитирует их. В терапии, включающей обучение социальным навыкам и уверенности, эта техника может принимать форму поведенческой репетиции , в которой терапевт моделирует, а затем помогает клиенту практиковать новое, более социально адаптивное поведение.
Помимо фобий, моделирование широко применяется в терапии. Терапевты используют технику моделирования, чтобы проиллюстрировать здоровое поведение, которому клиенты могут научиться на примере и практиковать на сеансе.С детьми терапевт моделирует различные реакции на сложные ситуации. В ситуации борьбы с хулиганом в классе терапевт моделирует альтернативные реакции в контексте ролевой игры , , где терапевт первоначально действует как ребенок, а ребенок берет на себя роль хулигана. Затем роли меняются. Ребенок практикует поведение и реакции, смоделированные, пока терапевт изображает хулигана. В терапии пар моделирование используется для обучения навыкам слушания и общения.В случае ссорящихся пар терапевт моделирует реакции для облегчения разрешения, а не превращает обсуждение в обличение. Моделирование также эффективно использовалось при управлении гневом, и в случаях злоупотреблений.
Школы предлагают одну из самых больших арен для моделирования, где учителя сначала демонстрируют поведение, которое они ищут, будь то приличия в классе или то, как решить задачу с долгим делением.