Мотив определение в психологии это: Мотив (психология) — это… Что такое Мотив (психология)? – Мотивация — Википедия

Автор: | 29.03.2020

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Понятия «мотив» и «мотивация» с психологической точки зрения

Среди разнообразия причин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности.

Житейская психология под мотивами понимает все то, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности или поведению. При таком представлении мотивами могут быть различные потребности, интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т. п. Другими словами, сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведения другого человека, не задумывается над многообразием психологических причин, порождающих реальное поведение или деятельность человека. Его интересует, что хочет сделать или чего хочет достичь другой человек, или почему он хочет именно это сделать или именно этого достичь. Внешнему наблюдателю представляется, что, определив предмет, необходимый другому, он знает истинную причину поведения (и деятельности) и может манипулировать его активностью. Такая стратегия в отношении другого, конечно, имеет место быть, но адекватна лишь в условиях типичных и повторяющихся ситуаций. Причем считается, что потребности являются источником порождения мотивов, имея в виду, что предмет потребности и есть мотив. [43]

Глубокое понимание механизмов формирования мотива дают гуманистические концепции в психологии. Данное направление сосредоточено на изучении гармоничной личности, достигающей вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Среди этих концепций особо выделяются представления Маслоу, разработавшего «иерархию потребностей».

Рис. 2. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

Она состоит из следующих ступеней:

1. физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная потребность, в самозащите;

2. потребность в надежности — стремление к материальной надежности, обеспечению по старости и т. п.;

3. социальные потребности — удовлетворение этих потребностей не объективно и трудно поддается описанию: одного человека удовлетворяют немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно;

4. потребность в уважении, осознании собственного достоинства — уважение, престиж, социальный успех — для удовлетворения этих потребностей требуются группы;

5. потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3. пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивационную силу;

4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Возможность для удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших [35].

В зарубежной психологии, выделен ряд особенностей природы мотивов (потребностей), к которым можно отнести такие разнородные психические явления как влечение и стремление; раздражитель, выступающий в форме стимула; предпочтение одного стимула другому; напряжение и т. д.

В целом все эти представления объединяет попытка рассмотреть мотивы с функциональной точки зрения, то есть функции побуждения, что приводит к не различению потребностей и мотивов. В основании этих исследований лежит модель биологических потребностей и их удовлетворение, которая затем переносится на человека. Так, например, тренировочный процесс с психологической точки зрения не есть приспособление человека, здесь не к чему приспособляться, но есть процесс изготовления, производства сложноорганизованных двигательных систем, с помощью которых затем осуществляется взаимодействие с противником. Конечно — и это не требует доказательства — с физиологической точки зрения происходит адаптация организма к тем экстремальным нагрузкам, которые являются лишь необходимым условием подготовки человека к соревнованиям. Другими словами, только высоко и психологически мотивированный спортсмен может сознательно «заставить» свой организм приспосабливаться к тем экстремальным условиям, которые диктуются подготовкой.

В отечественной психологии исследование мотивов занимает ведущее место, а проблема мотивации и мотивов — одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что «…в мотивах и целях отчетливо проявляется системный характер психического, они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».

Всех исследователей мотива объединяет единая методологическая позиция, суть которой, если обобщить, в следующем. Возражая против механического смешения потребностей и мотивов, отечественные психологи исходят из того, что мотивационную сферу (ее состав, строение, динамику) и ее развитие, необходимо изучать через раскрытие связей и отношений личности человека с другими людьми и обществом. В своей жизнедеятельности человек осваивает и объективно реализует целую систему отношений, к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и, наконец, к самому себе. Другими словами, содержательная характеристика мотива может быть раскрыта не в системе «организм — природные объекты», а только в социально-психологической по своей сути системе отношений и взаимодействий человека. [43]

Таким образом, основная функция мотивов, в самом общем виде, состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность. Само понятие «деятельность» Леонтьев соотносит, прежде всего, с понятием мотива. «Мотив — это то, что характеризует деятельность, что побуждает именно деятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный вид деятельности». Наряду с этими основными функциями Леонтьев, опираясь на многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов, выделяет и смыслообразующую функцию мотивов, которая «решающе важна для понимания строения сознания личности». Вследствие этого, мотив — это функциональная структура личности, отражающая социальную значимость явлений объективного мира в форме личностного смысла [31].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современной психологии он имеет двоякий смысл: обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят и потребности, и мотивы, и цели, и стремления, и много другое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [36].

Целью физического воспитания является не только формирование и упрочение мотивации к занятиям, но и включение их в повседневный быт человека, в систему личностных ценностей.

В литературе жизненные ценности рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений и установок высшего диспозиционного уровня саморегуляции личности, так или иначе определяющих кратковременные и долговременные программы поведения и деятельности человека в окружающем его мире [7, 20, 24].

Исследование ценностей в социальной психологии стали проводиться в 70-е годы и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социальное прогнозирование [24, 25, 45, 28].

Мотивационная структура личности образует «модель должного», образ поведения каждого конкретного человека. Ряд исследователей относят ее к одной из форм существования человеческих ценностей наряду с общественными идеалами и их предметным воплощением в деяниях или произведениях людей, как силу, побуждающую человека к этому воплощению [6, 9, 14].

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали [2, 4].

Ценности играют ведущую роль в выборе альтернативных способов действия [49]. А.Г. Здравомыслов классифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их как важнейшие факторы, влияющие на выбор личности в значимых жизненных ситуациях. По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образований происходит в основном в виде деятельности – в индивидуальном способе ценностно-смысловой ориентировки. С помощью этого способа в отдельных ориентировочных актах (выборе мотивов, целей, поступков) реализовываются личностные ценности, фиксируемые в притязаниях, мотивах, убеждениях.

Он выделяет три вида ценностно-смысловых ориентировок: ситуативный, конформный и мировоззренческий.

Мировоззренческий способ обеспечивает включение глубоких, смысло-жизненных ценностей в структуру внутреннего выбора.

Конформный способ затрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуя ценности, принятые окружающими даже если субъективно они не одобряются).

Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего выбора признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями, система которых еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность) [12].

Таким образом, на формирование мотивационной структуры личности, как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит и то, на основе чего она формируется: мода, социальное научение, воспитание и т.д., т.е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 29, 32].

Некоторые авторы различают собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании, которые не вполне соответствуют реально значимым ценностям [19, 22].

Ценности необходимо рассматривать как основу мотивов поведения. В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности [3].

Процесс образования ценностей можно представить следующим образом: у человека возникают потребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуют разветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности, которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [16].

Они неразрывно связаны с жизненными целями личности и являются их интегративным показателем [7].

Физическая культура – особая область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность.

Физическая культура является носителем ценностей и сферой образования жизненных ценностей с учетом специфики деятельности в этой сфере [67, 69, 58]. А также местом приложения таких жизненных ценностей как благополучие семьи, интересная жизнь, счастье, самоуважение и т.д. [41].

Мотив в психологии: понятие и характеристика форм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Мотив в психологии – это то, что вынуждает личность действовать. То есть, возникла потребность – её следует удовлетворить, но не каждый способен обнаружить для себя весомые причины, чтобы разворачивать активную деятельность, и тогда на отсутствие попыток также будет свой мотив.

Немного общей информации

Знаете, что отличает живую природу от неживой? Потребности. Они сопровождают каждое живое существо, напоминая ему что-то делать, чтобы сохранить себя. Распознавая, в чём именно нуждается в данный момент, это существо или человек отправляется на поиски необходимого, из-за чего активизируется весь его организм.

Это уже будет целью, которая вполне может не совпадать с мотивом, так как первая указывает на то, к чему именно стремится организм, а второй – почему он это делает. Он, кстати, является не просто одной из важных составляющих нашей деятельности, но также ценным компонентом мотивационной сферы. Не обладает такими характеристиками, как статичность и стабильность, потому что постоянно меняется в течение жизни, порой настолько затрагивая личность человека, что превращается в черту характера.

Например, такое понятие как альтруизм, на самом деле берёт своё начало из ощущения постоянного желания помогать, основой которого может служить потребность в признании или наоборот, получении поддержки и помощи. Но, не в силах заявить о них или признать, человек начинает действовать прямо противоположным образом. Более подробно о мотивации вы сможете узнать, если посмотрите эту статью.

Как работает мотив

  1. Начинается он с того момента, как человек ощущает нужду, неудовлетворение и тревогу, изменение эмоционального состояния, и даже физического. Вот смотрите вы вечером читаете книгу, и неожиданно замечаете, что желудок начинает «бурчать», вы немного «на взводе» и чтение уже не так увлекает, как прежде.
  2. После чего происходит процесс осознания. Сначала происходит поиск вероятной причины беспокойства. На нашем примере – это пищевая потребность, проще говоря, голод. Затем формируется и выделяется желание, то есть – я хочу есть, и уже тогда обдумывается способ или объект, которые помогут мне удовлетворить его. То есть, я непосредственно пытаюсь соотнести своё желание с реальностью, потому что, захотев утолить голод чёрной икрой – я могу и не обнаружить заветную баночку в холодильнике, как и денег на покупку, а вот бутерброд с колбасой – запросто.
  3. Осуществление намерения, то есть я начинаю действовать, чтобы ощутить удовлетворение, и спокойно читать книгу дальше.

Функции

  • Побуждающая. Она провоцирует на совершение каких-либо поступков и актуализирует импульсы. Вряд ли бы вы проснулись в час ночи, и заставили себя встать, если бы не ощутили сильное желание сходить в туалет.
  • Направляющая. Помогает выбрать, какой тип действий следует совершить, чтобы реализовать желание. Это чтобы вы дошли до туалета, а не просто стали в комнате справлять нужду.
  • Регулирующая. Эта функция отображает направленность, то ли на удовлетворение своих желаний, то ли коллектива, семьи и прочее.

Классификация

1. По содержанию

памятник северокорейским лидерампамятник северокорейским лидерам

A. Идейные. Затрагивают ту часть личности, что отвечает за мировоззрение. И тогда человек будет отстаивать свою позицию, даже если будет понимать, что она вредит ему. Кстати, именно благодаря идейности многие лидеры достигали колоссального успеха и завоёвывали признание тысяч и миллионов людей. Не всегда, правда, они были положительными, например, как Гитлер или Муссолини.

B. Политические. Отображают отношение и выбранную позицию в сфере политики, отчего человек становится членом партии и прочее.

C. Нравственные. Учитываются теми, кто придерживается норм поведения, правил, морали и принципов. Кстати, отлично регулирует деятельность, порой предупреждая девиантность, и, что хуже – делинквентность, то есть совершение противоправных действий. Но это зависит от того, принципы какой группы блюдутся. Более подробно о девиантности можете узнать тут.

D. Эстетические. Отображают стремление к прекрасному, красивому. Именно оно порой движет художниками, музыкантами, дизайнерами…

2. По происхождению

A. Социальные. Их ещё называют патриотическими, потому что возникают на основе чувств любви и благодарности по отношению к стране, в которой родился. Существует бесчисленное количество историй, когда человек готов был умереть, только бы отстоять свою страну, город, он мог мучиться, страдать, но всё равно не покидать её пределы ради более комфортной жизни.

B. Коллективистские. Поведение личности определяется тем, в каком коллективе он находится. Существуют люди, способные пожертвовать собственными интересами ради группы, к которой принадлежит.

C. Рабочие. Возникают под влиянием особенностей сферы деятельности человека ведь, работа, по факту занимает большую часть жизни. К примеру, врачи, чтобы сохранить своё душевное и психическое здоровье, могут утратить способность к сопереживанию. Иначе, ежедневно проживая невыносимую боль и грусть, они вполне могут сойти с ума.

D. Поощрительные. Поощрения, в виде заработной планы, похвалы или грамот сподвигают людей выходить из зоны комфорта и отправляться работать. Такая себе стимуляция сохранять жизнедеятельность.

3. По сфере труда

A. Общественные, политические.

B. Профессиональные.

C. Познавательные.

4. По длительности

A. Постоянные. Если читали статью про пирамиду Маслоу, то знаете о существовании естественных потребностей человека, какие виды бывают и чем грозит их неудовлетворение. Невозможно накушаться раз и навсегда, как бы мы после переедания не обещали себе, больше никогда ничего не есть, всё равно наступит момент, когда пища переварится, и мы будем испытывать дикий голод.

B. Длительные. Могут быть актуальными много лет. Например, во время обучения в университете было очень интересно познавать что-то новое, но со временем, получив профессию и идеально зная сферу своей деятельности, человек может утратить стремление развиваться непосредственно в этой теме. Да и потом могут быть совсем другие приоритеты, например, необходимость много зарабатывать, чтобы прокормить семью, поэтому на чтение книг или написание диссертации не будет времени.

C. Кратковременные. Действуют в течение короткого промежутка времени, допустим, узнали о новом виде спорта, заинтересовались, немного освоили его и переключились на другие интересы.

5. По силе

мужчина двигает камень в горумужчина двигает камень в гору

A. Сильные. Встречали людей с настолько сильной мотивацией, что они готовы были горы свернуть, лишь бы достичь желаемого?

B. Умеренные. Формы проявления активности не столь яркие и сильные, как в предыдущем типе, но всё же, человек способен на многое, чтобы реализовать свои мечты.

C. Слабые. То есть мотивы, совсем никак не влияющие на жизнь и действия личности, хотя иногда побуждающие её к активности.

6. По проявлению

A. Реальные. То есть причины, что активируют организм и заставляют действовать, являются актуальными в данный период жизни, а не надуманными.

B. Потенциальные. Тут уже мотивы, которые сформировались, но пока никак не проявились, потому что, или изменилась сфера деятельности, или человек только готовится к ней.

7. По уровню осознанности

A. Осознанные. Характеристика осознанного человека отличается от неосознанного тем, что первый понимает, что именно он хочет, каким образом может этого достичь и какие его действия повлекут за собой последствия.

B. Неосознанные. Такие психологи, как Леонтьев или Петровский считали, что намерения обычно не осознаются человеком, а вот Зигмунд Фрейд утверждал, что хотя бы частично, но личность даёт себе отчёт в действиях, когда ей движут мечты.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую вам пройти тест «Тест на определение уровня мотивации на успех», чтобы знать, на каком уровне она у вас, и стоит ли пытаться её повысить. К тому же, по итогам тестирования указаны индивидуальные рекомендации для каждого уровня. Развитие – немаловажная часть жизни каждого человека, поэтому не стоит на ней экономить время и ресурсы. Ведь, как вы знаете, технологии не стоят на месте, и лидируют те, кто может проявить свои способности и верит в свои силы. Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Мотив — это… Значение психологического термина — Психология закономерностей

Мотив пояснение

МОТИВ — 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований — отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.


ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Мотив — Психологос

Фильм «Школа разума. Консультирует А. Рапопорт.»

Настоящий мотив не всегда очевиден даже самому человеку.
скачать видео

​​​​​​​

Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив — внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив — объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: «Что тебя побудило? Каков твой интерес?»

Что побудило человека к преступлению: деньги? месть? — Это мотивы преступного поведения.

А каковы мотивы осознанного материнского поведения? Когда-то — радость и здоровье ребенка, когда-то — получение статуса Мамы, занять свое время и развлечься. См.→

Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение — поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы — только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями. На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание («Зачем он это сделал?»)

Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».

Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.

Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами, см.→

Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»

За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие — плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными. Чаще осознаются и предъявляются окружающим мотивы более социально приемлемые, однако бывает и наоборот, когда люди в силу тех или иных причин свои мотивы представляют в более невыгодном свете, чем это есть на самом деле.

При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.

Виды и формы мотивов

Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда — как внешний привлекательный предмет. См.→

Мотив и мотивация

Мотив вместе со стимулами и мотиваторами создают мотивацию (как позитивную, так и негативную). Смотри Влечение, Желание, Интересы, Мотив, Мотиваторы, Обстоятельства, Потребность, Стимул, Увлечение, Цель, Ценность — словарь

Вводное занятие Университета

Мотив учения — это… Что такое Мотив учения?

  • Мотив учения — направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней …   Словарь по педагогической психологии

  • мотив — [причина] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мотива, чему? мотиву, (вижу) что? мотив, чем? мотивом, о чём? о мотиве; мн. что? мотивы, (нет) чего? мотивов, чему? мотивам, (вижу) что? мотивы, чем? мотивами, о чём? о мотивах… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Мотив — – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотива могут выступать… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • МОТИВ — (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и… …   Литературный энциклопедический словарь

  • МОТИВ — (от лаг. moveo двигаю) побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Мотив —         (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю).         1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и… …   Музыкальная энциклопедия

  • Развитие мотивационной сферы, мотив, мотивация — Мотив (от французского mutiw) побудительная сила, причина, от латинского приводить в движение, толкать. Мотивация совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Отношение учащихся к учебной… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • Социальный мотив — если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию и др.) …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Социальный мотив — если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию и др.) …   Словарь по педагогической психологии

  • Познавательный мотив — преобладание у школьника в ходе учения направленности на содержание учебного предмета …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Мотив это в психологии определение

    Мотив (психология) это:

    Мотив (психология)

    Мотива́ция (от lat. movere ) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

    Содержание

    • 1 Мотив
    • 2 Виды мотивации
    • 3 Теории мотивации
    • 4 Иерархия потребностей Маслоу
    • 5 Оптимум мотивации
    • 6 См. также
    • 7 Ссылки

    Мотив

    Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

    Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

    Виды мотивации

    Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

    Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

    Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

    Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

    Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

    • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
      • голод
      • жажда
      • избегание боли
      • стремление к температурному оптимуму
      • и т. д.
    • групповые
      • забота о потомстве
      • поиск места в групповой иерархии
      • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
      • и т. п.
    • познавательные
      • исследовательское поведение
      • игровая деятельность

    Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

    Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

    Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодо

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.