Объем Внимания — это… Что такое Объем Внимания?
- Объем Внимания
- Объем внимания — одна из характеристик внимания — , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий — может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия — , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения — воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.
Психологический словарь. 2000.
- Объективный Метод В Психологии
- Объем Кратковременной Памяти
Смотреть что такое «Объем Внимания» в других словарях:
объем внимания — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… … Sporto terminų žodynas
Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… … Толковый словарь психиатрических терминов
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… … Толковый словарь по психологии
Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов … Психология человека: словарь терминов
внимания объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость … Психомоторика: cловарь-справочник
ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания … Толковый словарь по психологии
внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 492 руб
- Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
- Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — что такое в Большом психологическом словаре
Смотреть что такое ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ в других словарях:
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
Объем внимания — одна из характеристик внимания — , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий — может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия — , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения — воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида.Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
Под объемом внимания понимают число объектов, которые могут быть одновременно охвачены нашим сознанием. На основании многочисленных экспериментальных данных установлено, что человек способен одновременно воспринять от четырех до шести объектов. Это зависит от опыта в восприятиях и от того, насколько связаны между собой объекты. Важнейшим средством для увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплексами, а именно видеть группу предметов как одно целое…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В значительной мере это обстоятельство играет роль при тренировке лиц, обладающих феноменальной памятью и демонстрирующих на эстраде «чудеса запоминания»…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В значительной мере это обстоятельство играет роль при тренировке лиц, обладающих феноменальной памятью и демонстрирующих на эстраде «чудеса запоминания»…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на одном и том же типе объектов. Это последнее употребление не специальное…. смотреть
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
— одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.
внимания объем — это… Что такое внимания объем?
- внимания объем
одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ
- (англ. attention span) — один из первых показателей, которые пыталась измерить экспериментальная психология. Выделяются 2 основные традиции. 1. Интроспекционисты интерпретировали В. о. в терминах содержания
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- фиксация влечения
объем внимания
Смотреть что такое «внимания объем» в других словарях:
объем внимания — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость … Психомоторика: cловарь-справочник
Объем Внимания — одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит… … Психологический словарь
объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… … Sporto terminų žodynas
Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… … Толковый словарь психиатрических терминов
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… … Толковый словарь по психологии
ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания … Толковый словарь по психологии
Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов … Психология человека: словарь терминов
внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 492 руб
- Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
- Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
Объем и распределение внимания
Объем — это количество объектов, которые охватываются вниманием и одномоментно находятся в фокусе нашего сознания. Объем внимания у взрослых обычно колеблется в пределах от 4 до 7 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) – от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания способен заметить больше предметов, явлений и событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Для определения объема внимания пользуются специальным прибором – тахистоскопом (от греч. слов «тахистос» – быстрый и «скопео» – смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов – букв, геометрических фигур, знаков – в течение 0,1с. Сколько объектов запомнил человек – таков и объем его внимания.
Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого необходимо, чтобы реклама содержала не больше пяти слов.
Распределение внимания – это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.
Способность распределять внимание у разных людей различна. Утверждают, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел, а французский психолог Полан читал публике одно стихотворение и одновременно сочинял другое.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них нужно знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй, менее знакомой ему работе.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений и навыков, поэтому не следует предлагать им выполнять одновременно два дела или при выполнении одного задания отвлекать внимание ребенка на другое. Однако развивать это умение необходимо.
объем внимания — это… Что такое объем внимания?
- объем внимания
одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/— 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- объем внимания
- Категория.
Характеристика внимания.
Специфика.Показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7+- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
-
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- внимания объем
- оперативная единица восприятия
Смотреть что такое «объем внимания» в других словарях:
Объем Внимания — одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит… … Психологический словарь
объем внимания — dėmesio apimtis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aiškiai ir objektyviai suvokiamų vienu metu dalykų arba jų dalių kiekis. Pavyzdžiui, sportininko dėmesys gali apimti keletą dalykų: kūno ir jo dalių padėtį, varžovų išsidėstymą… … Sporto terminų žodynas
Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… … Толковый словарь психиатрических терминов
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — 1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на… … Толковый словарь по психологии
Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов … Психология человека: словарь терминов
внимания объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость … Психомоторика: cловарь-справочник
ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ — Максимальное число объектов или событий, которое может быть воспринято при одном коротком предъявлении. Может измеряться при наличии субъекта, сообщающего или о числе объектов или идентифицирующего их. См объем внимания … Толковый словарь по психологии
внимания нарушения — см. нарушения внимания Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
внимание: объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Немецкий язык В центре внимания немецкий 3 9 кл Учеб, Зверлова О.. «В центре внимания немецкий 3» -это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 492 руб
- Blickpunkt Deutsch 2: Lehrbuch /Немецкий язык. В центре внимания немецкий 2. 8 класс, Зверлова Ольга Юрьевна. Курс В центре внимания немецкий создан для учащихся 7 9 классов общеобразовательных учреждений (второй этап обучения) и логически продолжает курс С немецким за приключениями (первый этап… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
- Немецкий язык. В центре внимания немецкий 3. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Зверлова Ольга Юрьевна. `В центре внимания немецкий 3` — это увлекательное путешествие по Германии, Австрии и Швейцарии, знакомство с достопримечательностями Цюриха, Берлина, Вены и Мюнхена, прогулка по Рейну, а… Подробнее Купить за 484 грн (только Украина)
Внимание. — Объем внимания.
Страница 8 из 26
Объем внимания.
Объем внимания — свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
То, что мы избирательно направляем наше внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.
Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.
Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагатьопознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуется ясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и при недостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово.
Существенные изменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих других особенностей объектов. При показе, например, одноцветных букв объем внимания больше, чем при предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом расположении букв в строке он больше, чем тогда, когда буквы размещены под разными углами друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную величину, и т.д.
Следовательно при одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. Однако если при предъявлении одних и тех же объектов усложняется задача восприятия, то объем внимания может существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при написании букв, или назвать цвет каждой буквы в отдельности (при предъявлении разноцветных букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с данной задачей, оказывается меньшим, чем тогда, когда надо назвать их. Уменьшение объема внимания вызывается в этих случаях тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем, что нужно только для опознания букв. При одном и том же материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.
Как показали многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта и др.), объем внимания при восприятии однородных, но никак между собой по смыслу не связанных объектов (например, отдельных букв) у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.
В лабораторных условиях для выяснения объема внимания производятся следующие опыты.
Перед испытуемым ставится особый аппарат, служащий для этой цели, — тахистоскоп. В середине вертикальной плоскости этого аппарата укрепляется экспозиционная карточка, на которой нарисовано некоторое количество букв, или цифр, или каких-либо фигурок. Перед этой плоскостью находится падающая ширма, имеющая посередине прорезь, по площади равную экспозиционной карточке. До начала опыта карточка бывает закрыта нижней частью ширмы, поднятой вверх. При падении ширмы карточка на время открывается (когда мимо нее проходит прорезь в ширме) и затем вновь закрывается опустившейся верхней частью ширмы. Длительность экспозиции ограничиваетсякратким промежутком времени для того, чтобы сделать восприятие всех объектов максимально одновременным. Обычно это время не превышает 0,1 секунды, так как за такой срок глаз не успевает сделать сколько-нибудь заметных движений и восприятие объектов практически происходит одновременно. Количество объектов, воспринятых при таком кратковременном показе, и характеризует объем внимания.
Для проверки объема внимания можно использовать карточки с изображением различных предметов, предъявляемые на краткий промежуток времени (например, см. рис. 2).
Рис. 2. Объем внимания (смотреть в течение 3-4 с, затем перечислить предметы, которые запомнились)
Внимание. Психология
Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Концентрация внимания
Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.
Распределение внимания
Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.
Объем внимания
При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.
Переключение внимания
Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.
При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.
Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.
Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».
Устойчивость внимания
Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.
Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.
Другими факторами устойчивости внимания являются:
интерес к материалу
связь изучаемого материала с потребностями личности
содержательность и сложность выполняемой работы
комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
особенности личности (например, темперамент и волевые качества).