Ощущение в психологии свойства: Свойства ощущений — Студопедия

Автор: | 06.08.2020
Основные свойства и характеристики ощущений — Студопедия

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качествоэто свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:

сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивностьощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительностьощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый .патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.


Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные


Фехнер Густав Теодор(1801 -1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть закономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально. Выдвинутая им идея оказала существенное влияние на развитие экспериментальной психологии, а исследования, которые он проводил в области ощущений, позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности три классических метода измерения порогов. Однако после исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило

его оставитьпсихофизику и заняться философией. Фехнер был всесторонне развитым человеком. Так, он опубликовал несколько сатирических произведений под псевдонимом «доктор Мизес».

образы. Положительный последовательный образсоответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образзаключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализацияраздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см 3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительностьичувствительность к различию.Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако невсякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметьопределенную величину.

12.Адаптация и сенсибилизация ощущений

Адаптацией

называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

Сенсибилизациейназывается повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.

Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30—40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться в 20 000 раз .

13. Взаимодействие ощущений и синестезия

Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил названиесинестезии.

Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом

С. В. Кравковым),показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии – известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до темно-серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по-видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

Свойства ощущений — Студопедия

К основным качественным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию; к количественным свойствам относят: абсолютный и относи­тельный пороги ощущений.

1. Качествоощущения – это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьи­рующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения пре­доставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

2. Интенсивностьощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния ре­цептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

3. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощу­щения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. У ощущений существует латентный (скрытый) период – при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для бо­левых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.


Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в явлении последействия. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последова­тельного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначально­му раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении каче­ства ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение от­рицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствитель­ности данного рецептора к определенному воздействию.


4. Пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет теп­ло или на какой участок тела воздействует раздражитель – это относится к дистантным ощущениям. Контактные ощущения соотносятся не с пространством, а с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Болевые ощущения отличаются «размытостью», т.е. четкость пространственной локализации хуже.

5. Чувствительность – это способность к ощущениям. Органы чувств могут обладать большей или меньшей чувствительностью, т.е. способностью более или менее отражать свойства раздражителя.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чув­ствительность к различию.

Абсолютная чувствительность–способность ощущать слабые раздражители.

Чувствительность к разли­чию – способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находя­щихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Можно выделить следующие пороги чувствительности:

Абсолютный нижний порог чувствительности –минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.

Абсолютный верхний порог – равен максимальной силе раздражителя, при которой еще продолжают возникать адекватные раздражителю ощущения.

Между чувствительностью и абсолютным порогом существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Величина порогов чувствительности зависит от ряда условий:

q Действующих раздражителей – их силы и длительности.

q Характера деятельности.

q Других одновременно действующих раздражителей.

q Возраста человека и др.

Порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметную разницу в ощущениях.

Закон Вебера-Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии, т.е. гораздо медленнее.

Свойства чувствительности:

1. Адаптация –изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается (например, время световой адаптации – снижение чувствительности зрения при ярком слепящем свете – 10 секунд) и, наоборот, при действии слабых раздражителей или их отсутствии – увеличивается (например, время темновой адаптации – повышении чувствительности зрения в темноте – 40 минут).

2. Сенсибилизация –изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств в сторону ее повышения (например, при освещении человек лучше слышит).

3. Синестезия –возникновение ощущений одной модальности под влиянием раздражений анализатора, соответствующего другой модальности (например, слушая музыку, могут появляться зрительные образы).

4. Контраст –слабые ощущения рядом с противоположными вызывают большую чувствительность (например, после мороженого горячий чай кажется горячее).

Чувствительность легко поддается тренировке и обладает компенсаторной способностью.

Виды и свойства ощущений. Попытки классифицировать ощущения предпринимались давно — Студопедия

Попытки классифицировать ощущения предпринимались давно. Еще со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, возникающих при воздействии окружающей среды: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона, получившую наиболее широкое распространение. В ней предпринята попытка выделить группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (месторасположения) рецепторов. Исходя из этого выделяют:

1. Экстероцептивные ощущения. Они расположены на поверхности тела, доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. В свою очередь экстероцептивные ощущения включают 2 подгруппы: контактные ощущения (при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств) и дистантные ощущения (возникновение ощущений при воздействии отдаленного раздражителя). К контактным ощущениям относят тактильные, вкусовые и осязательные, к дистантнымслух и зрение. Обоняние занимает промежуточное место, так как хотя обонятельные ощущения и возникают на расстоянии от предмета, в то же время обонятельный рецептор непосредственно воспринимает молекулы, связанные с данным предметом и характеризующий его запах.

2. Интероцептивные (органические) ощущения – ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма (наличие в нем биологически полезных или вредных веществ, температура тела, давление, боли и т.д.). Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах. Интероцептивные ощущения наименее осознанны (за исключением, болевых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека.


3. Проприоцептивные(кинестетические) ощущения – ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Располагаются проприоцепторы в мышцах, сухожилиях и суставах. Благодаря ним человек управляет и координирует своими движениями, ощущает равновесие.

Свойства ощущений.Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с именем американского психолога Э. Б. Титченера. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).


Качество (модальность) ощущений – это свойство характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в переделах данного вида ощущений (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях – цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий – кислый; горький, соленый и др.).

Интенсивность ощущений – количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства. То есть при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим. (Например, при насморке или заложенности носа интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена).

Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также зависит от функционального состояния органа чувств. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый») период – время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражителя ощущения часто не исчезает. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Отчетливость (ясность) – свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот – как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяются пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизация, контраст и другие. Кратко приведет их описание.

Пространственная локализация раздражителя– свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям. (То есть благодаря данному свойству мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель).

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как контраст.

Контраст – свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений– свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют нижний (наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение «уже существует раздражение») и верхний порог ощущений(наибольшая сила раздражителя, при которой «еще существует ощущение данного вида»). Итак, существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Наличие ощущение наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушения в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями. Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

Иногда в качестве свойства ощущений называют сенсибилизацию. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов. (Например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности).

Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений — Студопедия

Вопросы

Лекция 1.6. Ощущения и восприятие

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды и свойства ощущений.

3. Характеристика основных видов ощущений.

4. Понятие о восприятии.

5. Свойства и виды восприятия.

6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка.

Мир психических явлений человека многообразен (психические процессы, психические свойства, психические состояния). Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. На этой лекции мы начинаем разговор о познавательных процессах, благодаря функционированию которых человек познает окружающую его действительность. К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие». Проделайте небольшой опыт: попросите товарища закрыть глаза и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.

Ощущениепознавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.


Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Низкоорганизованные животные отражают только отдельные, имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями. В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.


Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др. Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления. Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции). Ощущения всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус. Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание) имеют одинаковые корни.

Осознаваемые ощущения присущи только живым организмам, имеющим головной мозг и кору головного мозга. При нарушениях в работе мозга или временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознано воспринимать мир. Такое происходит во время сна, при наркозе, при болезненных состояниях сознания.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Физиологические основы ощущений.Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор предназначен для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным(скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370.

Сенсация в психологии: что такое психология ощущений?

Важность органов чувств в поведении живого организма трудно переоценить. Органы чувств подобны дверям, через которые организм осознает свое окружение. По мере того, как мы поднимаемся на эволюционную стадию, сенсорные механизмы становятся более разнообразными и более чувствительными. Человеческий организм, кажется, хорошо подготовлен для регистрации своего мира. Чувства дают нам знания о вещах, с которыми мы имеем дело.

На самом деле невозможно думать о поведении без органов чувств, как невозможно думать о нем без мозга и нервной системы.В каждый момент нашей жизни, начиная с момента нашего рождения и заканчивая смертью, мы реагируем на физический мир вокруг нас и на различные условия в нашем теле действием наших чувств.

Тогда наши органы чувств заставляют нас осознавать наш внешний мир, а также внутренние процессы в нашем теле. Знаменитый британский философ Джон Локк сказал много лет назад, что «в нашем разуме нет ничего, что не было бы первым в наших чувствах».

Наши чувства являются местом узкоспециализированных рецепторов, каждый из которых способен реагировать только на определенные изменения в окружающей среде или в организме.Эти рецепторы являются нервными окончаниями, которые приводятся в действие, когда их стимулирует определенная энергия.

Когда они стимулируются, нервные импульсы, генерируемые стимуляцией рецепторов, начинают проходить через нервы к мозгу. Когда эти импульсы достигают определенных специфических областей мозга, активность мозга, вызванная их присутствием, приводит к сознательному опыту. Каждый класс сенсорной деятельности имеет свои специализированные центры в мозге, которые декодируют импульсы, поступающие от рецепторов определенного органа чувств.

Чувства человека:

Традиционно считалось, что чувства, которыми обладает человек, равны пяти. Тем не менее, исследования в области физиологии человека показали, что чувства ближе к десяти или одиннадцати. Это чувство зрения, слуха, вкуса и обоняния. Сама кожа имеет четыре чувства, а именно чувство холода, тепла, боли и осязания. Они известны как внешние чувства, но есть также кинестетическое чувство, благодаря которому мы осознаем положение наших конечностей и напряжение в мышцах.

Вестибулярное чувство, расположенное в наших ушах, дает много информации о движении нашей головы и помогает нам поддерживать баланс нашего тела. Помимо этого, есть другие чувства, расположенные в теле, которые дают нам информацию о давлении, боли и температуре в теле, и поэтому они называются органическими чувствами. Эти три известны как внутренние чувства. Минимальный список чувств человека включает зрение, слух, холод, тепло, боль, осязание, органическую чувствительность, обоняние, вкус, кинестез и вестибулярное чувство.

Каждый сенсорный рецептор реагирует на определенный тип стимуляции. Например, зрительные рецепторы реагируют на изменения электромагнитной энергии или света. Слуховые рецепторы стимулируются звуковой энергией; рецепторы вкуса и запаха отвечают на химическую стимуляцию; тепло и холодные рецепторы в коже стимулируются тепловой энергией или изменениями температуры.

Ощущение осязания, боли, кинестезии и вестибулярных ощущений стимулируется каким-то механическим движением.Эти различные методы чувствования показывают, что наши органы чувств очень специализированы, чтобы реагировать только на какую-то стимуляцию. Вид стимуляции, который обычно стимулирует сенсорный рецептор, называется адекватным стимулом.

Другая важная особенность сенсорной стимуляции заключается в том, что стимул, который возбуждает рецепторы в определенном органе чувств, должен иметь определенную минимальную силу, если он их возбуждает. Мы знаем, что некоторые источники света слишком слабы, чтобы быть видимыми, или звучат слишком слабо, чтобы быть слышимыми.

Минимальная сила стимула, необходимая для возбуждения какого-либо конкретного органа чувств, известна как нижний порог или ограничение, иногда также называемый нижним абсолютным порогом. Этот порог можно определить, предъявив субъекту стимул определенной интенсивности и спросив его, обнаруживает ли он его или нет; на следующем пути используется другая интенсивность стимула, и такая процедура выполняется в широком диапазоне интенсивностей. Исходя из определенных теоретических соображений, психологи согласились определить абсолютный порог как значение, при котором стимул воспринимается в 50% случаев.В таблице 2.1 приведены данные абсолютного порога для разных смысловых модальностей.

Помимо наименьшего количества энергии стимула, необходимого для обнаружения ощущения, существует также определенная разница между двумя стимулами, прежде чем мы сможем различить разницу между ними. Минимальное количество стимуляции, необходимое для различения двух стимулов, известно как дифференциальный порог или просто заметная разница (JND).

Например, два тона должны различаться по интенсивности в некотором измеряемом количестве стимуляции, прежде чем один будет слышен как громче другого.Как и абсолютный порог, дифференциальный порог — это величина изменения физической энергии, необходимая для того, чтобы субъект обнаружил разницу между двумя стимулами в 50% времени.

Одна из замечательных особенностей дифференциального порога заключается в том, что он не является постоянным. Чтобы проиллюстрировать этот момент, если вы находитесь в комнате, которая освещается одной 25-ваттной лампой, и если добавляется еще одна 25-ваттная лампочка, добавление этого дополнительного количества света будет сразу обнаружено, потому что оно значительно выше дифференциальный порог.

Однако, если вы находитесь в комнате, которая освещается тысячей 25-ваттных ламп, дополнительный свет от еще одной 25-ваттной лампочки не будет заметен, поскольку он ниже дифференциального порога, хотя количество добавленной энергии составляет тот же самый.

Из вышеприведенной иллюстрации следует, что значение дифференциального порога зависит от интенсивности стимула, к которому добавляется больше энергии. Было обнаружено, что для относительно умеренных интенсивностей существует постоянное соотношение между количеством энергии, которое необходимо добавить, называемое I для достижения дифференциального порога, и интенсивностью, называемой I стимуляции.Другими словами, Δ I / I является постоянным для среднего диапазона интенсивностей. Это называется законом Вебера.

Адаптация стимула:

Важной характеристикой работы наших чувств является то, что они постепенно адаптируются к постоянной стимуляции. В общем, это правда, что все чувства постепенно становятся менее чувствительными, поскольку они постоянно стимулируются и более чувствительны в отсутствие какой-либо стимуляции. Например, когда мы носим одежду, наши кожные чувства чувствуют их давление, но вскоре мы не осознаем этого, потому что наши кожные чувства: адаптировались к давлению одежды.

Точно так же в экстремальной темноте мы можем обнаружить даже слабый проблеск света, потому что отсутствует полное визуальное возбуждение. Эти изменения, вызванные нашими рецепторными органами либо вследствие их постоянной стимуляции, либо из-за отсутствия стимуляции, называются феноменом адаптации. Существуют разные степени адаптации в разных смыслах.

Например, обоняние показывает высокую степень адаптации к постоянной стимуляции.У всех есть опыт, как быстро мы приучаемся даже к слишком сильным запахам, настолько, что мы можем их вообще не воспринимать. За исключением чувства слуха, все чувства показывают адаптацию в меньшей или большей степени.

Transduction:

Процесс преобразования физической энергии в деятельность в нервной системе известен в сенсорной психологии как трансдукция. Трансдукция происходит на рецепторах и включает в себя несколько этапов. В целом, специализированные клетки рецепторных органов действуют для преобразования физической энергии в медленно меняющийся электрический потенциал, известный как потенциал генератора.Потенциал генератора, в свою очередь, воздействует на нервные клетки и волокна, создавая нервные импульсы, которые проходят через центральные части мозга и в конечном итоге приводят к ощущению.

Ощущение и восприятие:

Простые переживания, возникающие в результате стимуляции органов чувств, называются ощущениями. Говорят, что все наши переживания красного, белого, звука или боли являются ощущениями, тогда как более сложные переживания, такие как дом, предупреждение и т. Д.были названы восприятием.

На простом языке различие между ощущением и восприятием состоит в том, что простые составляющие опыта рассматриваются как ощущения, а переживания, которые включают в себя несколько ощущений и их интерпретацию, рассматриваются как восприятия. Следовательно, восприятие — это интерпретация или значение, данное ощущению и индивидуальным переживаниям.

Видение:

Видение было описано как самый важный смысл для людей, а также для животных, потому что их выживание тесно связано с его нормальным функционированием.В человеке это прекрасное чувство добавляет цвета и движения к жизни. Ощущение окружающего нас мира с точки зрения форм, размеров и форм в двух и трех измерениях стало возможным благодаря функционированию нашего глаза. Электромагнитная энергия, которую мы называем видимым светом, стимулирует специализированные рецепторные клетки, палочки и колбочки сетчатки и инициирует серию химических изменений в светочувствительных веществах этих клеток.

Результатом этой серии реакций является электрическое событие, называемое потенциалом генерации, которое вызывает запуск нервных импульсов, и именно этот барьер становится входом в центральную нервную систему, который отвечает за зрение.То, что мы видим, зависит от объектов, передающих свет на сетчатку.

Человеческий глаз:

Любой, кто знаком с работой камеры, очень хорошо увидит сходство между камерой и человеческим глазом. Обе темные камеры, которые пропускают свет через отверстие спереди. Оба имеют объектив позади отверстия для фокусировки изображений внешних объектов на задней поверхности.

Обе имеют поверхности позади объектива (пленка в случае камеры и сетчатка в случае глаза), на которые проецируется изображение объекта.Оба имеют изображения, которые падают на их поверхности, которые перевернуты и повернуты справа налево. Оба могут быть отрегулированы, чтобы контролировать количество света, падающего на их поверхности, но в случае с глазом, он имеет свой собственный автоматический механизм для его регулировки.

Радужная оболочка глаза служит диафрагмой камеры. Радужная оболочка контролирует размер отверстия, известного как зрачок, который увеличивает его размер, когда свет тусклый, чтобы дать больше света на поверхности, или сужается, когда свет яркий, чтобы позволить только достаточному свету в глазу.

Несмотря на эти несколько сходств между камерой и глазом, есть некоторые фундаментальные различия, которые необходимо тщательно отметить. Во-первых, глаз видит из-за активности в мозге, а не потому, что мы видим изображение внешнего объекта, падающего на сетчатку. Во-вторых, у глаза есть объектив, похожий на камеру, но он используется только для небольших настроек фокусировки, а основная работа по сгибанию света выполняется роговицей. Наконец, глаз гораздо более чувствителен к свету, чем пленка в камере.

Глаз имеет приблизительно сферическую форму, а его стенки состоят из трех разных слоев. Внешний слой, известный как склера, состоит из жестких волокон, которые защищают его и служат для поддержания его формы. Слой склеры выпирает и становится прозрачным перед глазом, и это выпуклость

.

Сенсация | неврология и психология

Сенсация , в неврологии и психологии, любой конкретный, сознательный опыт, возникающий в результате стимуляции определенного органа чувств, сенсорного нерва или сенсорной области мозга. Слово используется в более общем смысле для обозначения всего класса таких переживаний. В обычной речи слово может быть неоднозначным; оно часто используется таким образом, чтобы не было уверенности, имеет ли место говорящий о процессе восприятия или о чем-то, что воспринимается (например,г., кажущийся болезненный стимул, звук звонка или красное свечение огня). Это двойное значение породило путаницу относительно того, являются ли ощущения чисто ментальными (в отличие от физических). Хотя некоторые считают, что процесс восприятия является чисто умственным, некоторые психологи и философы считают, что то, что ощущается, обычно является физическим качеством, существующим независимо от разума: например, трава буквально зеленая, независимо от того, присутствует ли какой-либо человек, чтобы ее воспринимать. , Чтобы избежать этой двусмысленности, Бертран Рассел в Англии ввел термин sense-datum для обозначения того, что ощущается или «дается в ощущении»; слово «ощущение» затем зарезервировано для так называемого умственного процесса или деятельности.

животное: сенсорные структуры Отдельные сенсорные структуры различных животных. Encyclopædia Britannica, Inc.

Более эмпирически настроенные психологи и физиологи предпочитают рассматривать ощущения как концепцию (а не данные), определяемую в терминах зависимых отношений между дискриминационными реакциями организмов и свойствами физических раздражителей. Характеристики сенсорных функций можно установить, обучая лабораторного животного или прося человека по-разному реагировать на различные аспекты стимула.В этом подходе восприятие ощущается во многом так же, как восприятие в современных автоматизированных устройствах. Чувствительные элементы (датчики) в автоматизированных системах указывают характеристики (наличие, отсутствие, интенсивность или степень) той или иной формы энергии, воздействующей на них. Эти датчики называются преобразователями; они преобразуют свою входную энергию в электрические токи, которые можно использовать в качестве сигналов. Определение ощущения в терминах дискриминационных реакций в живых организмах аналогично. Когда стимул воздействует на орган чувств и организм реагирует соответствующим образом, говорят, что стимул был воспринят.Тем не менее, менталистское определение ощущения рассматривается многими как основа психологии ощущений. См. Также психофизика.

.
зрительных ощущений: сетчатка, характеристики и теории

После прочтения этой статьи вы узнаете о: — 1. Механизме зрительных ощущений 2. Сетчатке 3. Теории зрения с двойственностью 4. Характеристики зрительных ощущений 5. Дополнительные и не Дополнительные цвета 6. Цветовое зрение 7. Эволюционная теория Лэдда Франклина 8. Феномен Пуркинье 9. Сенсорная адаптация 10. Видимое движение 11. Визуальные константы.

Механизм визуального ощущения:

Сенсорное переживание, которое приводит в действие объекты восприятия в окружающей среде посредством акта видения, называется зрением или зрительным ощущением.Орган чувств, связанный с этим, — человеческий глаз. Стимулы для зрительных ощущений — это лучи света.

Вкратце, механизм зрительного ощущения выглядит следующим образом:

Лучи света от внешних объектов падают на человеческий глаз. Человеческий глаз более или менее похож на камеру. Так же, как у камеры есть объектив, у человеческого глаза также есть объектив. Лучи света проходят через линзу и ударяют о внутренний слой глаза, известный как сетчатка. Сетчатка сравнима с пленкой в ​​камере.

Как и в камере, область экспозиции регулируется путем изменения диафрагмы в объективе; хрусталик человеческого глаза также может расширяться или сжиматься за счет действия набора мышц, известных как ресничные мышцы. Цилиарные мышцы действуют в зависимости от интенсивности световых лучей и тем самым регулируют функционирование хрусталика.

Сетчатка:

Сетчатка является жизненно чувствительной частью глаза и получает световые стимулы. Сетчатка состоит из двух типов нервных структур, известных как палочки и колбочки.Палочки представляют собой удлиненные структуры и встречаются в большем количестве в периферической или внешней области сетчатки, тогда как колбочки имеют довольно коническую форму и в большом количестве в центральной части сетчатки. Сетчатка на самом деле является продолжением очень важного нерва, зрительного нерва.

Зрительный нерв, который открывается как сетчатка на заднем конце человеческого глаза, переносит зрительные стимулы от сетчатки к затылочной доле, которая расположена на задней стороне мозга.Следовательно, зрительная система состоит из затылочной доли, зрительного нерва и палочек и колбочек в сетчатке.

В месте, где зрительный нерв входит в глаз и открывается как сетчатка, нет палочек или колбочек. Эта часть известна как слепое пятно. Любой световой стимул, достигающий этой части, не ощущается. В сетчатке есть еще одна точка, центральная точка, известная как центральная ямка. Это место максимальной чувствительности, и световые стимулы, поражающие эту точку, наслаждаются чистейшим зрением.

Теория видения с двойственностью :

Сетчатка состоит из двух типов структур: палочек и колбочек. Это чувствительные рецепторы к световым раздражителям. Именно фон Крис показал, что палочки и колбочки выполняют разные функции. Стержни чувствительны к ахроматическим (черно-белым) световым лучам, в то время как колбочки чувствительны к хроматическим (цветным) световым лучам.

Так как стержни являются более преобладающими во внешних областях сетчатки, эта область сетчатки в основном участвует в нашем видении формы, контура и черно-белых элементов.Центральная область, в которой преобладают колбочки, отвечает за цветовое зрение. Этот момент важен для понимания феномена дальтонизма. Некоторые люди не могут видеть цвет. Это из-за недоразвития или повреждения шишек.

Характеристики зрительных ощущений :

Наши зрительные ощущения различаются в трех измерениях. Первое измерение известно как оттенок. Размерность оттенка представляет собой вариации от ощущения нейронного серого, ощущения белого и черного до разных цветов.Изменения оттенка связаны с характеристикой световых лучей, известной как длина волны.

Различные световые лучи, попадающие в наши глаза, имеют разную длину волны, и цвет, который мы испытываем, зависит от длины волны конкретного луча. Следующая характеристика зрительного ощущения — яркость. Зрительные ощущения, которые мы испытываем, отличаются по яркости, некоторые из них менее яркие, а другие больше.

Вариации яркости зависят от вариаций интенсивности световых волн.Интенсивность зависит от амплитуды или высоты световой волны. Третье измерение визуального опыта относится к тому, что называется насыщением или чистотой. Мы испытываем либо чистые цвета, либо смешанные цвета. Это зависит от разных видов световых лучей (разных длин волн), достигающих сетчатки.

Цветовая пирамида:

Мы упомянули три характеристики зрительного ощущения — оттенок, яркость и насыщенность. Соотношение между этими тремя может быть схематически представлено в виде цветной пирамиды или сплошного цвета (см. Рисунок 6.3).

На диаграмме ниже изменения оттенка представлены точками на окружности. Изменения яркости представлены точками на вертикальной оси, а насыщенность — точками на радиусе при перемещении от центра к окружности.

Цветная пирамида дает нам представление об огромном количестве визуальных ощущений, которые способен испытать человеческий глаз. Это число оценивается примерно в семь миллионов зрительных ощущений. К счастью, у нас нет имен для всех них.

Дополнительные и не дополнительные цвета :

Читатель уже слышал о цветной пирамиде. В этой пирамиде различные длины волн или оттенков расположены в форме круга. Таким образом, для каждого оттенка в круге существует оттенок диаметрально противоположный. Интересное явление происходит, если смешать оттенки, которые диаметрально противоположны друг другу. Если два таких оттенка смешаны, то получается серый цвет.

Те, которые при смешивании дают ощущение серого, называются дополнительными цветами.Среди распространенных цветов красный и зеленый дополняют друг друга, а желтый и синий также дополняют друг друга. С другой стороны, цвета, которые «не дополняют друг друга при смешивании, производят впечатление, которое представляет собой смесь двух цветов. Такие цвета называются не дополняющими цветами.

Читатель, должно быть, столкнулся с другим интересным опытом. Лучи света при попадании в призму и прохождении через них разделяются на семь цветов, обычно встречающихся в радуге. Это показывает, что белый свет (солнечный свет) является комбинацией этих семи цветов.Когда все основные цвета смешаны, получается нейтральный серый.

Вышеуказанное явление иллюстрирует свойства зрительных ощущений. Это представляет интерес для объяснения некоторых визуальных ощущений, таких как остаточные изображения и визуальный контраст. Если мы какое-то время интенсивно смотрим на красное пятно света, то даже когда свет выключен, мы продолжаем некоторое время видеть красное пятно.

Это называется положительным последним изображением. Положительные последующие изображения имеют те же свойства, что и исходный опыт.В том же примере, если мы продолжим смотреть на то место, где было замечено красное пятно света, положительное остаточное изображение (красное изображение) исчезнет, ​​и на его месте мы увидим зеленое пятно света.

Этот опыт называется негативным последствием. Ощущение зеленого появляется, хотя мы вообще не смотрели на зеленое пятно света. Читатель обнаружит, что в цветовой пирамиде зеленый расположен диаметрально противоположно красному и, следовательно, дополняет красный.

Негативные остаточные изображения приобретают оттенок, который дополняет красный.Теперь читатель поймет связь между дополнительными цветами и остальными изображениями. Точно так же мы можем видеть, что если мы продолжаем смотреть на белое пятно света, через некоторое время мы начинаем видеть черное.

Color Vision :

Наша способность видеть цвета возможна благодаря функционированию колбочек. Подсчитано, что существует шесть миллионов колбочек, и они находятся в центральной части сетчатки. Цвет или оттенок, который мы видим, зависит от длины волны световых лучей.Каждый конус передает импульс в мозг, обеспечивая высокую степень точности.

Человеческий глаз способен различать разные цвета. Эти цвета, однако, являются вариациями некоторых основных цветов. Один из основных вопросов, касающихся цветового зрения: каковы основные или основные цвета? Существовали разные теории, но в целом было показано, что с психологической точки зрения существует четыре основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Человек способен видеть эти цвета, потому что есть три различных типа конусов, чувствительных к длинам волн световых лучей, соответствующих этим цветам.

Дальтонизм:

Важным опытом зрительных ощущений человека является неспособность некоторых людей реагировать на цвета. Есть люди, которые не могут различить цвет. Есть также другие, которые не могут реагировать на красный и зеленый, но могут видеть другие цвета. Есть еще другие, которые не могут видеть синий и желтый, хотя это редко.

Как это может произойти? Ответ на этот вопрос пришел в виде нескольких теорий цветового зрения.Самая ранняя теория, сформулированная Янгом и Гельмгольцем, гласила, что сетчатка содержит три типа колбочек; один восприимчив к красному, второй восприимчив к зеленому и третий восприимчив к синему.

Эта теория пытается объяснить различные аспекты цветового зрения на основе этих трех различных типов рецепторов. Но эта теория не в состоянии объяснить некоторые аспекты цветового зрения. Согласно этой теории, наша способность испытывать желтый цвет зависит от совместной активности рецепторов, предназначенных для красного и зеленого.Но есть люди, которые не могут видеть красный и зеленый, но могут видеть желтый.

Аналогичным образом, установлено, что среди дальтоников, которые не могут видеть «красным», также не могут видеть « зеленых» , но эти люди могут видеть «синим». Таким образом, существует связь между красным и зеленым, но нет связи между синим и любым из двух цветов, упомянутых выше. Теория Янга и Гельмгольца не объясняет эти факты.

Другая теория, предложенная Херрингом, также предполагает наличие трех типов колбочек.Один тип реагирует на черно-белый диапазон. Второй тип реагирует на красно-зеленый диапазон, а третий тип — на желто-синий диапазон. Эта теория, хотя и объясняет некоторые факты, связанные с дальтонизмом и остаточными изображениями, однако, не в состоянии объяснить все другие аспекты цветового зрения.

Эволюционная теория Лэдда Франклина :

Эта теория, предложенная Кристиной Лэдд Франклин, эволюционна в своем подходе. Согласно этой теории, на самой ранней стадии развития человек не реагирует на цвет, а реагирует только на форму и очертания.Это потому, что только стержни полностью разработаны на этом этапе.

На следующем этапе ребенок может реагировать на желтый и синий, а на более позднем этапе — на красный и зеленый. Таким образом, способность испытывать разные цвета носит эволюционный характер. Эта теория способна объяснить различные факты цветового зрения, а также явление дальтонизма. Было обнаружено, что дальтоники, которые не могут видеть желтый, также не могут видеть синий. Аналогичная комбинация была найдена в случае красного и зеленого.Таким образом, теория Лэдда Франклина, по-видимому, в состоянии объяснить многие факты цветового зрения.

Purkinje Phenomenon :

Конусы обычно очень эффективны при интенсивном освещении. Но в темноте они не активны. Когда интенсивность освещения низкая, зрение конуса сменяется зрением стержня. Это явление известно как явление Пуркинье. Принято считать, что желтый — самый яркий цвет при дневном свете, а синий — самый яркий ночью.

Можно видеть, что при разноцветном визуальном восприятии желтый, яркий при дневном свете, становится все менее и менее ярким с приближением темноты. Точно так же красный цвет также ярче в дневное время, но становится менее ярким при ночном видении. Следовательно, видно, что яркость цвета меняется от дневного зрения к ночному видению.

Это явление изменения яркости объясняет ряд опытов. Таким образом, зеленые листья растения выглядят ярче после исчезновения красных цветов.Аналогичным образом, увеличение количества несчастных случаев во время сумерек может быть снова объяснено с точки зрения сдвигов яркости.

Сенсорная адаптация :

Основной характеристикой сенсорного опыта является сенсорная адаптация. Было отмечено, что, когда человек продолжает смотреть на красный объект, он имеет тенденцию становиться все менее и менее красным. Это потому, что происходит снижение чувствительности рецепторов и, следовательно, увеличение порога или лимена.

Очень интересным опытом в этом процессе адаптации является переход от дневного зрения к ночному видению. Например, когда мы заходим в темный кинозал, мы ничего не видим в течение некоторого времени. Точно так же, когда мы входим в ярко освещенное место, мы испытываем некоторые трудности в правильном восприятии вещей.

Это потому, что такие переживания включают переход от видения стержня к видению конуса или наоборот. Этот сдвиг, естественно, занимает некоторое время. Феномен сенсорной адаптации представляет собой процесс адаптации от одного типа зрительной реакции к другому типу.

Видимое движение :

Все мы были в кино. В фильмах мы можем видеть различные типы действий, например бегущего человека. На самом деле фильм состоит из ряда кадров с человеком в разных позициях. Но может показаться, что человек работает непрерывно, потому что рамки для фотографий представлены в быстрой последовательности.

Мы не видим разрывов или разрывов в фильме. Таким образом, мы можем видеть движения, даже если на снимках не видно движение как таковое.Этот опыт известен как иллюзия движения или видимого движения. Если два последовательных визуальных события разделены оптимальным временным интервалом, мы не видим разрыв между ними, но видим непрерывное движение.

Это явление, впервые подчеркнутое Вертхаймером, имело большое значение в истории психологии и было известно как фи-феномен. Вертхаймер утверждал, что человек стремится закрыть разрыв в восприятии между двумя последовательными переживаниями восприятия.Именно этот феномен помогает нам понять активную природу восприятия.

Это показывает, что наш сенсорный опыт действительно может выходить за рамки характеристик стимулов. Вероятно, нет необходимости углубляться в дальнейшее обсуждение этого явления на данном этапе. Это было упомянуто здесь только для того, чтобы выявить сложности, связанные с проведением различия между ощущением и восприятием.

Визуальные константы :

Существуют и другие явления, иллюстрирующие сложность зрительных ощущений.Такие явления бывают разных типов. Важным среди них является феномен постоянства. Например, наш визуальный опыт часто не зависит от стимула или стимулирующих характеристик.

Монета в одну рупию имеет одинаковый размер, держите ли вы ее рядом с глазом, или же ваш друг держит ее на расстоянии 6 футов от вас. Это называется постоянством размера. Точно так же одна монета рупии воспринимается как круглая форма, независимо от того, под каким углом она держится.

Это называется постоянство формы.Феномены постоянства иллюстрируют роль опыта и знаний в нашем чувственном опыте. Хотя качества и характеристики стимулов важны, бывают случаи, когда опыт остается постоянным, несмотря на изменения характеристик стимула.

Такие явления, как постоянство и кажущееся движение, указывают на сложность сенсорных переживаний, а также на относительную независимость сенсорного переживания стимулов и их характеристик. Именно эта характеристика чувственного опыта придает стабильность и последовательность визуальному опыту.

Видение считается самым важным из всех наших сенсорных ощущений. В вышеприведенных абзацах была сделана попытка описать и объяснить различные аспекты зрительных ощущений, а также выявить роль различных факторов в зрительном опыте. Зрительные ощущения как реакции в значительной степени зависят от характеристик раздражителя.

Тем не менее, фактический опыт во многих случаях определяется не только характеристиками стимула, но и другими факторами.На самом деле очень интересным аспектом визуального опыта является его возникновение, когда стимула нет вообще. Некоторые люди видят призраки или видения, когда нет стимулов.

Такие переживания известны как галлюцинации и обычно встречаются среди психически ненормальных людей. Точно так же было обнаружено, что потребление наркотиков и алкоголя вызывает галлюцинаторные переживания. Такие переживания объясняются на основе активации мозга. Когда соответствующие части мозга активируются, сенсорные переживания происходят даже без реальной стимуляции.

Аналогичным образом, при определенных условиях, например, при плохом освещении, мы ошибочно принимаем, например, веревку за змею. Здесь, однако, есть стимул, но он рассматривается как отличающийся от его реальной формы. Такие переживания называются иллюзиями. Галлюцинации и иллюзии иллюстрируют сложность чувственного опыта.

Сенсация и Восприятие — Annenberg Learner


Доктор Дэвид Хьюбел объясняет, как клеточные структуры в нервной системе создают зрительный путь между зрением и работой мозга.

Чтобы понять, что мы подразумеваем под путем, вам нужно понять, что клетки сгруппированы в нервной системе. Они объединены в группы размером с рисовое или мраморное зерно. Один регион связан с другим кабелями.

Итак, в случае зрительного пути вы начинаете с сетчатки, где палочки и колбочки соединены клетками.На выходе зрительного нерва, который содержит миллион волокон. Они попадают в одну из двух областей мозга и соединяются с другими областями или со многими областями коры. Весь этот путь — путь.

Наши исследования отдельных клеток говорят нам, что этот путь состоит как минимум из трех отдельных вспомогательных путей, каждый из которых имеет определенную роль: один касается цвета, второй — формы, а третий — движения и глубины. Если мы записываем какую-либо отдельную ячейку, в зависимости от канала, ячейка будет реагировать только на одну из этих трех областей.

Я хочу посмотреть, как работают отдельные клетки, когда мы их воспринимаем. Мы интенсивно изучали только пару зрительных зон, и в затылочной доле в задней части мозга, по-видимому, было от 18 до 24 различных зрительных зон. Большая часть нашей работы посвящена первичной зрительной коре, только первой из этих областей. Это чрезвычайно сложно, но мы узнаем больше обо всех сенсорных путях в мозге с большим количеством исследований и экспериментов.

Нобелевская премия 1981 года по физиологии и медицине была присуждена одной половине Роджеру В.Сперри, за открытие функциональной специализации полушарий головного мозга, а также другую половину совместно с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Н. Визелем за их работу, связанную с зрительной системой. Прочтите пресс-релиз на веб-сайте Комиссии по Нобелевской премии с описанием их исследований. https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1981/press-release/

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *