Основные идеи гуманистической психологии: Основные идеи и особенности гуманистической психологии – Основные принципы гуманистической психологии — Научные и учебные работы

Автор: | 21.02.2020

Значение идей гуманистической психологии для современной психологии.

Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии. В области психотерапии и психологического консультирования гуманистическая психология представлена прежде всего классическими работами К.Роджерса (1902-1987). Будучи самым влиятельным американским психологом, К.Роджерс является автором человекоцентрированного подхода (person-centered approach) в психотерапии и психологическом консультировании. Данный подход — вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком.

Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

 

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.



Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Яконцепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

· физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

· потребность в безопасности – стабильность, порядок;

· потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

· потребность в уважении – самоуважение, признание;

· потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или дли тельное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной «терапии, центрированной на клиенте». В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу «Свобода учиться», в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

 

Билет 4.

1. Учение Аристотеля и стоиков о душе.

Душа, по Аристотелю, не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа не может существовать без тела и не является телом. Тем самым опровергались версии о прошлом и будущем души. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение». 

Душа мыслилась Аристотелем, как способ организации живого тела, действия которого носят целесоообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе и растениям) и подлежащей объективному опытному изучению. 

Вопреки своему постулату о нераздельности души и тела Аристотель полагал, что разум есть нечто отличное от тела.

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце. 

Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона. На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом «лицей» стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом».

Кто же имелся, в виду под теми, кто «правильно думает»? Очевидно, что не натурфилософы, для которых душа – это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя» – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что «правильным» Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. «Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома».

 

 

 Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
          Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

  • Такими принципами являются:
    • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
    • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
    • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
    • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
    • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
    • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
    • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности (Watzlawick, 1984).

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахматной доске, эти люди проживают жизнь, словно какие-то силы, которым они не могут сопротивляться, «движут» ими. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, самостоятельности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе осуществления внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.

Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлением в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, представленных в двух предыдущих главах. Тем не менее, общепризнано, что концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса. Его теория включена в эту книгу потому, что в ней делается попытка понять, как человек воспринимает мир. Теория Роджерса представлена также и потому, что она уделяет пристальное внимание концепции себя и переживаниям, связанным с собой, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами.

Гуманистическая психология

В $60$-х годах минувшего столетия в рамках психологической науки возникает новое направление, которое получило название гуманистической психологии. Становление нового психологического течения во многом было обусловлено объективно существующими политическими, социальными, культурными, экономическими факторами, становлением постиндустривальной эпохи, сопровождающимся механизацией, технократизацией культуры, обесцениванием личности, становлением «человека массы» (Х. Ортега-и-Гассет), что обусловило необходимость возвращения внимания ученых на личность человека.

Данное течение, в отличие от других, не было попыткой ревизии либо адаптации уже существующих школ к новым, изменившимся условиям.

Определение 1

В центре внимания гуманистической психологии – целостный человек во всех его проявлениях, процессы личностного развития, смысла и высших ценностей существования, творчества, свободы, восприятия, интерпретации и переживания мира и пр.

Сущность гуманистической психологии

Главным положением нового направления стало понимание целостности личности, понимание того, что содержание психики не может быть сведено к элементарным формам и реакциям.

Определение 2

Личность понимается как сознательный индивидуум, наделенный свободой выбора и творческим потенциалом.

Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой определяется стимулами внешней среды, строится на основании детерминизма.

В отличие от других психологических направлений, гуманистическое течение обращено не на лечение душевных расстройств, поведенческих, эмоциональных нарушений, но направлено на решение задачи исследования позитивных душевных качеств, душевного здоровья. Представители течения не стремятся сосредотачиваться исключительно на темной стороне психики, но в полной мере используют позитивные эмоции, которые во многом составляют сущность человеческой личности.

Основные принципы гуманистической психологии

Основными принципами направления выступают следующие:

  • актуализация роли сознательного опыта;
  • осознание целостной природы личности;
  • акцент на свободе воли, творческом потенциале личности;
  • комплексное исследование всей совокупности факторов, обстоятельств личности.

Самоактуализация как основная категория гуманистической психологии

Определение 3

В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации – активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей, максимально полному раскрытию собственного потенциала.

Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания, научение.

В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. Иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:

  1. Физиологические потребности – потребность в пище, питье, дыхании, сне, сексе;
  2. Потребность в безопасности – чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги;
  3. Потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, человеческому коллективу;
  4. Потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих;
  5. Потребность в самоактуализации.

Определение 4

Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.

Основные теории гуманистической психологии

Ученый

Движущие силы развития и структура личности

Основные достижения

Г. Олпорт

Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен

Открытость системы человек — общество, опросники

А. Маслоу

Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей

Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения

К. Роджерс

«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.

Первые теории гуманистической психологии

Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт также считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он, поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но и в создании новых объяснительных принципов, концепции личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге «Личность: психологическая интерпретация» (1937), было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Утверждая, что «личность — это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

К важнейшим заслугам Олпорта относится и то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения — одну из важнейших для гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) не только для исследования структуры личности, но и для анализа совместимости, профессиональной пригодности и т. д. Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, именно потому, что позволяет в ходе исследования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Достаточная четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая представляет собой в настоящее время одну из наиболее значительных психологических школ.

Несколько позднее присоединился к гуманистической психологии американский психолог Р.Мэй (1909-1994), на психологическую концепцию которого повлияли взгляды А.Адлера и идеи экзистенциальной философии. В своей теории Мэй исходил из положения о том, что одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим.

Процесс становления личности, по мнению Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности. Таким образом, в концепции Мэя проступают черты не только психологии Брентано и Гуссерля, но и психоанализа. Это влияние особенно ощутимо в его трактовке бессознательного, которое он связывает с нереализованными способностями и стремлениями человека. Нереализованность приводит к возникновению тревоги, которая, усиливаясь, способствует невротизации.

Поэтому задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.

В 1962 г состоялось первое заседание ассоциации за гуманистическую психологию.

Таким образом возникла третья сила (после психоанализа и бихевиоризма).

Участники: Олпорт, Роджерс (предложил термин гуманистическая психология). Бюлер, Мэй, Бьюдженталь, Маслоу (сформировал идею 3-й силы).

Маслоу сказал, что человек стремится не к равновесию, а к нарушению равновесия. Никакие эксперименты на животных не могут быть перенесены на людей! «Фрейд показал нам больную сторону человека, а мы должны изучить здоровую».

Гуманистическая психология— ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

Похожа на экзистенциальную, но экзистенциальная – смысл вне деятельности, а гуманистическая – смысл самоактуализации внутри человека.

Очень важно внутренне согласие человека.

Основные предметы анализа: высшие ценности, самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы.

Ориентирована на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Представители: А. Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл,Ш.Бюлер, Р.Мэй, С.Джурарди др.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Убежденность в целостном характере человека;

2.Важность роли сознательного опыта;

3.Априорное признание свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека;

Теории гуманистической психологии:

-теория личностных черт Г. Олпорта (люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью)

-теория самоактуализации А. Маслоу (стремление человека к самоактуализации)

-психотерапия центрированная на клиенте К. Роджерса (Феноменологическое поле – поле личного опыта. Каждый человек может решить свои проблемы. Каждый человек стремится к саморазвитию, дифференциации и росту. Никто лучше самого чел не может знать, что ему нужно для развития.)

-представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности

-идеи Р. Мэйя (тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия)

-логотерапия Франкла (Изучение смысла жизни. Понятия: свобода воли, смысл жизни, воля к смыслу)

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее, не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Общеметодологические принципы:

1.Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

2.Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

3.Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

4.Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

5.Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

6.Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

7.Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Психическое здоровье — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью (К.Роджерс).

Здоровая личность – находится в процессе непрерывных изменений, а не как сложившиеся и жестко зафиксированная система. В ходе такого развития личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии. Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека.

XII. Теории и школы гуманистической психологии

Гуманистическая психология официально оформляется в США в 60-х г.г., но зарождаться она начала еще в 40-е г.г. Со времен открытого кризиса, основными направлениями психологии были психоанализ и бихевиоризм. Детерминизму психоанализа и бихевиоризма гуманистическая психология противопоставляет роль возможностей человека, против биологизаторства утверждает гуманизм.

В отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, гуманистическая психология не является вариантом модификации уже существующих школ, а отстаивает абсолютно новый взгляд на природу психики человека, что отражено в отнесении ее к «третьей силе». Итак, основные принципы гуманистической психологии:

    • Утверждение роли возможностей человека.

    • Психотерапевтическая направленность.

    • Уникальность и целостность личности.

    • Обладание человека врожденными потенциями к непрерывному развитию и самореализации.

    Научные истоки гуманистической психологии прослеживаются в описательной психологии Вильгельма Дильтея (1833 – 1911) и понимающей психологии Эдуарда Шпрангера (1882 – 1963). Гештальтпсихология стала основанием для целостного подхода в изучении психической реальности (против анализа отдельных аспектов). Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. А.Адлер, К.Хорни, Э.Эриксон и Г.Олпорт в противовес идеям фрейдизма настаивали на том, что человек – существо сознательное, наделенное свободой воли, движимое не событиями прошлых лет, а целями и надеждами на будущее. Так, в трудах неофредистов зарождается взгляд на человека как на личность творческую, способную самостоятельно формировать свое Я.

    Большое влияние на формирование и развитие гуманистической психологии оказали идеи экзистенциальной философии (Ж.Сартр, С.Кьеркегор, К.Ясперс, Хайдеггер и др.) об ответственности человека за свою свободу и каждый выбор, о непрерывном становлении человека и о роли субъективной, но не объективной реальности, в жизни и отношениях человека.

    Основой зарождения гуманистической психологии стала работа американского психолога Гордона Олпорта (1897 – 1967) «Личность: психологическая интерпретация» (1937). В этой работе Г.Олпорт излагает идеи о том, что человек свободен, но свобода эта не абсолютна, а ограничена чертами его личности, которые определяют восприятие и поступки индивидуума. Поскольку черты являются и врожденнми, и сформированными при жизни, то в отдельности, ни наследственность, ни среда не определяют направление формирования личности. В течение жизни, черты становятся устойчивыми и не зависимыми от биологических потребностей и влияния общества. Вопреки мнению З.Фрейда об иррациональной сущности человека, Г.Олпорт утверждал, что человек рационален по своей природе, а иррациональные силы доминируют в жизни людей с эмоциональными нарушениями. Также, значимой стала идея гетеростаза человека, его непрерывного роста и изменения как основной характеристики (против идеи гомеостаза как главной цели активности).

    Официальный и академический статус гуманистической психологии придал младший современник Гордона Олпорта — выдающийся американский исследователь Абрахаму Маслоу (1908-1970). А.Маслоу считал, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал З.Фрейд и его последователи, а, наоборот, на наивысшие достижения человека. С этой целью он сформировал выборку, состоящую из выдающихся людей, из которых девять являлись современниками ученого (М.Вертгеймер, Р.Бенедикт и др.) и девять исторических личностей (А. Эйнштейн, Л. Бетховен и др.).

    Центром исследовательских интересов А.Маслоу стала мотивация. Теория была изложена в работе «Мотивация и личность» (1954). Согласно данной теории, человек – желающее существо и редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Как только удовлетворяется одна потребность – тут же всплывает другая, которая направляет внимание и усилия человека и так — далее. Все эти потребности организованы в иерархическую систему по степени приоритета, или доминирования. Иерархия распространяется на всех людей, и, чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем более он индивидуален, уникален, здоров, зрел и т.п. Но, не важно, насколько человек продвинулся в иерархии – если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, то человек вернется на данный уровень и останется там до тех пор, пока дефицит их не будет устранен (динамическая концепция). Иерархия включает в себя как врожденные (физиологические и экзистенциальные), так и приобретенные (социальные, персональные, духовные) потребности. Высший, или духовный уровень представлен потребностями в самоактуализации и предполагает выход личности за пределы «Я» к универсальным ценностям. Позже, А.Маслоу разделил все потребности на два класса: дефицитарные (физиологические, социальные и персональные) и бытийные (духовные, надличностные, метапотребности).

    Самоактуализация – это наиболее полное использование способностей, талантов, возможностей человека. Однако, как утверждает А.Маслоу, лишь 1 % человечества достигает вершины пирамиды, т.е. выходит на уровень самоактуализации. Большинство людей либо не знает о своих возможностях, либо сдерживает их под давлением социальных норм. При анализе соотношения индивидуальности и общества, А.Маслоу ввел понятия механизмов идентификации и отчуждения. Здоровая, самоактуализирующаяся личность способна к поддержанию равновесия между этими полюсами: идентификация во внешнем плане, а отчуждение в плане самосознания (ориентация на собственное понимание).

    Если А.Маслоу являлся теоретическим лидером направления, то Карл Роджерс (1902 – 1987) развивает идеи в клиническом ключе. Разработанный К.Роджерсом клиент-центрированный подход стал первой психотерапевтической моделью, отличной от психоанализа как медицинской директивной модели, ориентированной на патологию. Свои взгляды К.Роджерс изложил в книге «Терапия, центрированная на клиенте» (1951).

    Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора – стремление к самоактуализации. Но, если А.Маслоу строил свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных и здоровых людей, то К. Рождерс основывался на опыте работы в психологическом консультационном кабинете с людьми, испытывающими эмоциональные проблемы. Кроме того, если А.Маслоу сосредоточился на анализе пика процесса самоактуализации (пиковые и плато-переживания), то для К.Роджерса предметом изучения стал сам процесс жизни, функционирования личности, достижения самоактулизации.

    Психотерапия К.Роджерса основана на феноменологическом подходе, т.е. исключительно на субъективной трактовке пациентом своих проблем. Целью терапии является создание условий для освобождения врожденного потенциала человека, его стремления к самоактуализации. Такими условиями в психотерапии, по К.Роджерсу, являются аутентичность терапевта, безоценочное принятие клиента и эмпатия. Таким образом, в клиент-центрированном подходе средством исцеления являются не техники, а именно отношение терапевта, которое клиент переносит из консультативного кабинета на отношения с окружающими.

    Центральным понятием психотерапии К.Роджерса является Я-концепция как система представлений личности о себе. Эмпирически, К.Роджерс с коллегами пришел к заключению о значительном расхождении представлений о себе с идеальным, желаемым образом себя у людей, обратившихся за психологической помощью. Вместе с тем, было зафиксировано, что в процессе терапии представления человека о себе (Я-реальное) приближаются к идеальному образу Я. Так был сделан вывод о том, что душевное благополучие определяется соответствием Я-реального и Я-идеального, а невроз является результатом расхождения между реальным и идеальным Я. Соответственно, душевное здоровье, стремление к самоактуализации достигается через принятие своей самости, сближение Я-реального и Я-идеального (конгруэнтность личности). Личность, максимально полно осознающую и принимающую свою самость К.Роджерс назвал полностью функционирующей личностью.

    Течением внутри гуманистической психологии стала экзистенциальная психология. Главное отличие это направления в том, что экзистенциалисты не разделяли оптимистической позиции гуманистической психологии по поводу врожденного позитивного потенциала личности. Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека не задана изначально и человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение всей жизни выборов. Таким образом, экзистенциализм – это сосредоточение не на сущности человека (что он есть), а на существовании, его проявление в бытии (от «exsistere»«выделяться, появляться»). Психологическое здоровье и устойчивость личности определяется её отношением к четырем данностям человеческого бытия: экзистенциальная свобода, одиночество, неизбежность смерти и смысл жизни. Представители экзистенциальной психологии: Виктор Франкл (1905 – 1997), Ролло Мэй (1909 – 1994), Джеймс Бьюдженталь (1915 -2008 ), Ирвин Ялом (1931 — ).

    Виктор Франкл – один из выдающихся представителей экзистенциальной психологии и автор логотерапии – в качестве основной врожденной потребности личности определял стремление к смыслу жизни. В ситуации, которую изменить невозможно, важно обрести смысл и занять определенную позицию. Наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, но позиция по отношению к ним – это уже свобода воли человека. Свободу В.Франкл понимает как свободу от инстинктов, наследственности и окружения.

    По В.Франклу, «все, что случается с нами, случается для нас», поэтому, смысл существует абсолютно во всем: в болезни, смерти, любви, работе, в страданиях. Отсутствие смысла порождает экзистенциональный вакуум, который может наполняться страхами, навязчивостями, цинизмом, агрессией и т.д.

    В.Франкл выделяет три уровня существования человека: соматический, психологический и ноэтический. Последний, ноэтический, соотносится с вершиной пирамиды А.Маслоу и предполагает выход человека за пределы «Я», где локализованы смыслы и ценности, детерминирующие поведение, а также соматический и психологический уровни. На способности человека выйти за пределы своих биологических и психологических потребностей – трансценденции основаны техники логотерапии: парадоксальная интенция и дерефлексия, направленные на дистанциирование от симптома, взгляд на него со стороны.

    Так, в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии были заложены традиции изучения человека не только на уровне индивидуальных, личностных процессов, но и на надличностном уровне (пиковые переживания по А.Маслоу, ноэтический уровень личности по В.Франклу). На этой почве, в начале 60-х г.г. возникает трансперсональная психология, предметом которой становятся феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта. Такой выход за пределы личности возможен в измененных состояниях сознания (гипноз, медитация, холотропное дыхание и т.д.). В рамках трансперсональной психологии открывался новый взгляд на сознание человека, формировались научные представления о значении духовных переживаний для человека, целительного эффекта в психотерапии. Основоположник школы Станислав Гроф (1931) – чешско-американский психолог, аналитик, доктор медицины – опираясь на труды К.Г.Юнга, А.Ассаджиоли, В.Франкла, А.Маслоу, предположил, что индивидуальная душа идентична космической матрице и содержит в себе все, что имеет всеобщее основание. Эти содержания фиксируются в базовых перинатальных матрицах (БПМ) и формируют совокупности конденсированного опыта (СКО), которые, с одной стороны, способствуют формированию устойчивой картины мира и экономизируют усилия по выработке ответных реакций; с другой стороны, стереотипизируют реакции человека и этим препятствует изменению в лучшую сторону отношений к себе, к другим людям, к ситуациям – человек бесконечно вращается вокруг одних и тех же ошибок. В СКО встраивается как индивидуальный опыт личности, так и трансперсональный, выходящий за ее пределы. Именно эти содержания определяют эмоциональные проблемы личности и только в измененном состоянии сознания эти переживания выносятся из бессознательного в сознание, в результате чего происходит освобождение личности от их деструктивного влияния. С.Гроф для достижения измененного состояния сознания разработал метод холотропного дыхания. Холотропный – значит, «движущийся в направлении целостности» (от греч. holos — «целый», и trepein — «движущийся к чему-либо»). Таким образом, само понятие «холотропный» предполагает, что в своем повседневном состоянии сознания мы отождествляемся только с одним очень маленьким фрагментом того, что мы есть в действительности. Достижение целостности определяет психологическое здоровье личности.

    Итак, в гуманистических теориях личности впервые происходит переориентация с вопросов психопатологии и негативных сторон в поведении человека на его позитивные стороны и возможности личностного развития и самосовершенствования.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *