Подход поведенческий в психологии: Поведенческая психотерапия — Википедия – Что такое поведенческий подход? — Психологос

Автор: | 23.01.2021

Содержание

Что такое поведенческий подход? — Психологос

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Полностью в рамках поведенческой парадигмы — разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Вводное занятие Университета

понятие, суть, особенности и представители

В качестве самостоятельной науки психология начала развиваться сравнительно недавно. Но за короткий промежуток времени — чуть больше века — удалось достичь многого. В частности, был исследован и успешно применен в теории и на практике поведенческий подход. Что это за явление такое и как оно проявляется в нашей жизни? В каких сферах применим поведенческий подход и каковы его дополнительные критерии? Будем разбираться.

Словарное толкование

Прежде всего нам нужно четко сформулировать суть поведенческого подхода, его значение. Итак, данным термином именуется область в психологии, изучающая поведение людей как вида и животных. Предполагается, что все поступки основаны на рефлексах, а также на различных реакциях на те или иные факторы, поступающие из окружающей среды. Немаловажным критерием поведения индивида является его личная история, то есть жизненный опыт. В нем чередуется поощрения и наказания, мотивации и разочарования — они определяют дальнейшую реакцию на конкретные события. Нередко поведенческий подход в психологии именуется бихевиоризмом — термин происходит от английского слова Behavior — «поведение». Стоит отметить, что бихевиористы — ученые, которые занимаются данной областью психологии, — понимают, что на поведение индивида влиять может и наследственный фактор. Но при этом они возлагают большую «ответственность» за те или иные поступки именно на окружающую среду.

Что такое поведенческий подход?

Основатели

Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон. Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение. Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.

Джон Бродес Уотсон

Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».

Множество версий

Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.

Методологический бихевиоризм

О нем мы уже кратко узнали — это поведенческий подход в первоначальном виде, который был предложен Джоном Уотсоном. Суть его в том, что наблюдениям могут быть подвержены лишь публичные действия индивида (то есть его внешнее поведение), при этом его мысли и ощущения намеренно упускаются из виду. Также ученый активно изучал поведение людей и животных, создавая для них те или иные внешние факторы (раздражители), которые могли быть положительными или отрицательными.

Радикальный бихевиоризм

Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму». Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный. В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.

Беррес Фредерик Скиннер

Психологический бихевиоризм

Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.

От изучения к применению

После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:

  • Расстройства аутистического спектра.
  • Сохранение природных ресурсов.
  • Физическую культуру и здоровый образ жизни.
  • Изучение языков.
  • Медицину.
  • Воспитание детей.
  • Борьбу с наркотиками.
  • Отношение к животным.
  • Лидерство и управленческую сферу.

Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.

Бихевиоризм у животных

Методология

Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.

Научение и усвоение

Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.

Поведенческий подход в борьбе с плохими привычками

Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги.

Отучивание

Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.

Устранение

Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.

устранение фобии

Становимся другим человеком

Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.

Работы Макгрегора

Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:

  • Высокий интеллект.
  • Уверенность в себе.
  • Определенный социально-экономический статус.
  • Ответственность.
  • Коммуникабельность.
  • Объективность.

Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.

поведенческий подход к лидерству

Виды главарей

В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.

  • Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
  • Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.

Какая теория правдивее?

На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

Основатели поведенческого подхода в психологии – ПсиБлог

Сегодня поведенческий подход в психологии широко известен. Но в начале прошлого века это была сенсация. Пионерами в данной области стали два американских психолога и один русский ученый физиолог. Звали их Джон Бродес Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер и Иван Павлов. В чем же состояло новаторство? Бихевиористы рассматривают развитие человека как непрерывный процесс. Подразумевается, что обучение имеет тенденцию нарастать на протяжении всей жизни. Как пример можно взять любопытную аналогию «Ребенок — Техника». Согласно раннему этапу развития теории, дети воспринимались как компьютер, который воспроизводит только то, что в него заложили. В ситуации с техникой это делает программист, а в ситуации с ребенком все зависит от среды, в которой он рос. До теории бихевиоризма развитие человека подразумевало временные и возрастные рамки согласуемые с различными этапами жизни.

Благодаря Павлову и Уотсону, мы сегодня владеем понятием «классического обуславливания». Говоря простым языком, — это процесс, при котором нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом в результате того, что они возникают одновременно. Как итог, происходит процесс обучения. Уотсон взял за основу знаменитый на весь мир эксперимент Павлова с собакой, которая выделяла слюну на звонок в том случае, если звонок у нее ассоциировался с приёмом пищи. Привычка сформировалась не случайно. Ученый намеренно регулярно звонил перед тем как угостить собаку едой. Такой тип обучения получил название классическое обуславливание. За это Павлова наградили Нобелевской премией. Уотсон использовал классическое обуславливание для объяснения множества аспектов детского поведения. Помимо этого, он связал поведение с эмоциями. Ребенок может испытывать страх при одном виде доктора так как ассоциирует его с болью от укола.

Оперантное обуславливание — вторая форма обуславливания в бихевиористическом подходе. Основателем данного течения стал вышеупомянутый американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. В своих исследованиях он сфокусировал внимание на подкреплении спонтанного желательного поведения. В отличии от классического обуславливания здесь нет цели задать стимул и закрепить реакцию на него. Наоборот, рассматриваются ситуации, когда человек свободен в выборе активности.

Поведение модифицируется посредством наказаний и наград, которые следуют за действием. Позитивное подкрепление в виде улыбки, угощения или похвалы увеличивает вероятность того, что человек повторит действие вновь. И, напротив, хмурый взгляд и критика, а также лишение различных привилегий значительно снижают шанс закрепления поведения. Скиннер объяснил своей теорией широкий спектр поведенческих моделей. Хотя Скиннер сам лично не проводил исследования с детьми, но по мотивам его работ было сделано множество дополнительных исследований, которые показали, как с помощью оперантного исследования можно менять поведение детей. Например, Джеральд Паттерсон в 1982 году показал научному миру, что побои детей в семье и обидные слова, которые бросают родители и родные братья и сестры, могут служить позитивным подкреплением агрессивного поведения у детей. В то же время, Паттерсон обнаружил, что при демонстрации ребенком нежелательного поведения стратегия «тайм аут» дает ощутимые результаты. Ребенка, проявляющего агрессию изолируют на некоторое время от других членов семьи. Очевидно, что ребенку это крайне неприятно. Таким образом, снижается шанс закрепления нежелательного поведения в виде агрессии.

Оперантное обуславливание внедрилось в образовательный и воспитательный процесс. На основе данного метода специалисты занимаются разработкой программ, помогающих учителям и родителям в воспитании детей. Отдельного внимания при этом заслуживают работы, связанные с гиперактивными детьми. Данная категория представляла особый интерес для исследований оперантного обуславливания. Получены потрясающие результаты. Поведенческая терапия показала себя наравне с медикаментозной.

Классическое и оперантное обуславливание появились в начале прошлого века. Позже в бихевиористической теории возникло еще одно направление под названием «теория социального научения». Ее выдвинул американский и канадский психолог Альберт Бандура в 1989 году. Его знаменитый эксперимент с куклой Бобо будет рассмотрен в следующей статье.

Теории развития играют центральную роль в научном понимании поведения детей. Теории выполняют сразу две функции. Во-первых, они помогают структурировать имеющиеся знания и интегрировать их в последовательный отчет. Во-вторых, они приводят к проверке ненаучных гипотез и предположений касаемо поведения. Теории развития стараются объяснить и спрогнозировать поведение в конкретной сфере жизни. Например, в изучении языка, познании окружающего мира или в социальном контексте. Теории развития имеют общую основу в виде ранее обсуждаемых проблем, однако каждая из них придает свой уникальный акцент и интерпретацию происходящему.

псиблог.рф 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: alpha.wallhaven.cc

Ключевые слова: поведенческий подход в психологии, воспитание детей, классическое обуславливание, оперантное обуславливание, теория социального научения, Джон Уотсон, Иван Павлов, Беррес Скиннер, Альберт Бандура, бихевиористический подход, теория развития человека, поведение детей, коррекция сдвг, коррекция гиперактивности, гиперактивность, агрессия у детей, собака Павлова

👉 Поведенческий подход в практической психологии. Выпуск 2010-01-01

С Новым годом, коллеги!

Поздравляю от души с самым любимым российским праздником, желаю всем здоровья, успехов и большого творчества, ибо только большое, настоящее творчество дает настоящее, большое счастье!

Очень хочется, чтобы Ассоциация создавала новые возможности для творческих контактов, обмена мнениями и просто профессионального самообразования. Каждый из нас что-то пишет, и иногда это не просто рекламные статьи, а желание чем-то поделиться с коллегами или просто разобраться самому. Наверное, будет правильно, если у нас будет способ поделиться своим размышлениями, знаниями и получить обратную связь от коллег. Для этого я запускаю эту профессиональную рассыку: в ней не будет рекламы, в ней будут только научные, проблемные, творческие и методические материалы.

Ваш адрес я взял с разрешения А.С. Свияша​​​​​​​ с сайта Ассоциации. Если вы захотите от рассылки отписаться, пришлите мне на адрес [email protected] пустое письмо или так и напишите — «отписаться от рассылки». Если вы захотите чем-то сами поделиться с коллегами, шлите мне на этот же адрес ваши статьи или размышления, я разошлю это всем. Более того, есть предложение по интересным темам устраивать вэб-конференции: сейчас для этого есть удобные сервисы, если мы захотим, сможем встречаться он-лайн и обсуждать все, что важно нам как профессионалам.

Сегодня шлю свою свежую статью о поведенческом подходе в практической психологии. Мне в ней многое спорно. Если вы захотите поделиться своими мыслями, или напишите мне, или обсудим их по Скайпу. Мой ник N.I.Kozlov

Еще раз — успехов всем!

С уважением, Николай Иванович Козлов

Поведенческий подход в практической психологии

Поведенческий подход в практической психологии — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение.

Варианты поведенческого подхода

Бихевиоральный подход работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий. См.→

Когнитивно-бихевиоральный подход анализирует, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, и помогает выработать более реалистичный взгляд и отсюда более адекватное поведение. См.→

Личностно-поведенческий подход видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. Смотри →

Бихевиоральный подход

Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы бихевиоризма и работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека.

«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объек-тивная, экспериментальная область естественной науки, которая нужда-ется в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физи-ка». Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.

Поведенческий подход в практической психологии. Выпуск 2010-01-01

С Новым годом, коллеги!

Поздравляю от души с самым любимым российским праздником, желаю всем здоровья, успехов и большого творчества, ибо только большое, настоящее творчество дает настоящее, большое счастье!

Очень хочется, чтобы Ассоциация создавала новые возможности для творческих контактов, обмена мнениями и просто профессионального самообразования. Каждый из нас что-то пишет, и иногда это не просто рекламные статьи, а желание чем-то поделиться с коллегами или просто разобраться самому. Наверное, будет правильно, если у нас будет способ поделиться своим размышлениями, знаниями и получить обратную связь от коллег. Для этого я запускаю эту профессиональную рассыку: в ней не будет рекламы, в ней будут только научные, проблемные, творческие и методические материалы.

Ваш адрес я взял с разрешения А.С. Свияша​​​​​​​ с сайта Ассоциации. Если вы захотите от рассылки отписаться, пришлите мне на адрес [email protected] пустое письмо или так и напишите — «отписаться от рассылки». Если вы захотите чем-то сами поделиться с коллегами, шлите мне на этот же адрес ваши статьи или размышления, я разошлю это всем. Более того, есть предложение по интересным темам устраивать вэб-конференции: сейчас для этого есть удобные сервисы, если мы захотим, сможем встречаться он-лайн и обсуждать все, что важно нам как профессионалам.

Сегодня шлю свою свежую статью о поведенческом подходе в практической психологии. Мне в ней многое спорно. Если вы захотите поделиться своими мыслями, или напишите мне, или обсудим их по Скайпу. Мой ник N.I.Kozlov

Еще раз — успехов всем!

С уважением, Николай Иванович Козлов

Поведенческий подход в практической психологии

Поведенческий подход в практической психологии — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение.

Варианты поведенческого подхода

Бихевиоральный подход работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий. См.→

Когнитивно-бихевиоральный подход анализирует, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, и помогает выработать более реалистичный взгляд и отсюда более адекватное поведение. См.→

Личностно-поведенческий подход видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. Смотри →

Бихевиоральный подход

Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы бихевиоризма и работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека.

«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объек­тивная, экспериментальная область естественной науки, которая нужда­ется в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физи­ка». Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.

«При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека…» Дж. Уотсон. Бихевиоризм.

Бихевиоральный подход основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) — он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Личностно-поведенческий подход

Личностно-поведенческий подход в практической психологии — подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность.

Важно, что поведением здесь считается не только внешне наблюдаемое, а и внутреннее поведение, куда включается в мысли, и эмоции — если их человек может как делать, так и не делать, если он может быть их автором и нести за них ответственность.

В личностно-поведенческом подходе факты поведения важнее намерений, потому что ответственность порождается только результатами наших действий.

Ты хотел как лучше — это здорово. Но сделал ты как всегда — и за это отвечаешь.

Личностно-поведенческий подход отмечает и описывает в первую очередь то, что приводит к результатам.

Что при этом человек думает, откуда это взялось и с чем это связано — это вопросы бывают исключительной важности, и умные люди об этом, бывает, обязательно задумываются, но в поведенческом подходе это вопросы второго плана. Важные, но второго плана.

Это личностный подход, поскольку тут психолог видит в человеке, с которым он работает, не объект воздействия, а личность — человека, который может управлять своим поведением и с которым можно обсуждать его выборы.

И это поведенческий подход, поскольку процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом управлять, каков его «способ употребления».

Программы и направления поведенческого подхода
Альтернативы поведенческому подходу

Поведенческом подходу в области психотерапии нередко противопоставляется подход, подчеркивающий важность устранения причин личных проблем, а не их внешних поведенческих симптомов. Это неверное противопоставление.

Личностно-поведенческий подход, в отличие от бихевиорнального подхода, работает не только со внешним поведением, но и с поведением внутренним, и при необходимости убирает мешающие адекватному поведению причины.

Настоящие, реальные альтернативы поведенческому подходу другие.

Одна из реальных альтернатив — подход глубиной психологии, подход от имени глубинного бессознательного, где за казалось бы простым ошибочным поведением психолог видит глубинные бессознательные проблемы, требующие анализа раннего детства либо прошлых жизней. Смотри Психоанализ, иногда Трансперсональная психология.

Поведенческий подход — скорее строго научный, подход глубинной психологии — более творческий, а иногда и мистический.

Другая реальная альтернатива поведенческому подходу — подход понимательный, подход чувствующий, подход с позиции чувств и состояний.

«Тут не надо ничего делать, это надо просто прожить!» «Это нельзя описать, это надо почувствовать!» — это не поведенческий подход. «Не нужно никуда бежать и менять перегоревшую лампочку, мне нужно об этом просто поговорить!»

Поведенческий подход — скорее мужской. Подход «почувствовать» — скорее женский. Смотри Мужское и женское

Вводное занятие Университета

Методологические принципы современной психологии. Поведенческий подход в психологии

Лекция «Методологические принципы современной психологии.

Поведенческий подход в психологии».

Методология — это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способах построения теории.

Существует методология различных уровней.

Общенаучная методология — система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней — это уровень конкретно научной методологии.

Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретно научных — системно-деятельностный подход.

Основные принципы системно-деятельностного подхода;
1 — детерминизм;
2 — активность;
3 — единство сознания и доведения;
4 — системность;
5 — развитие.

1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности. (Напомним: психика есть форма отражения объективной реальности). Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт). 2) Т. е. психика — это активное отражение (принцип активности психического отражения). Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений (это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям — например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида).

2) Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. По словам видного русского психолога В. Н. Мясищева, любые возможности человека могут быть выявлены и изучены лишь при условии его положительного отношения к совершаемой деятельности.

3) Единство сознания и поведения. В истории психологии был период, когда психологи спорили о предмете этой науки. Одни считали таковым явления сознания, непосредственно данные субъекту наблюдения (психология сознания), другие — только то, что поддается объективному, внешнему наблюдению и фиксации -поведение (бихевиоризм). Деятельностный подход в качестве предмета психологии провозглашает деятельность — категорию, которая заключает в себе единство внешнего и внутреннего, единство сознания и поведения. Что означает такое единство? С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует.

4) Принцип системности. Системой называется совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство.

Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение с себе подобными и проч.). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое.

Различные специализированные направления психологии изучают свои определенные психические явления или группы психических свойств. (Так когнитивная психология изучает познавательные процессы, переработку информации у человека; психология поведения уделяет основное внимание зависимости поведения от условий среды и т. д.). При этом они с необходимостью выделяют, абстрагируют эти свойства от всех остальных. Однако, поскольку реальный объект обладает многими свойствами, взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга, делать выводы о целом на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной единственной его проекции на плоскость» (Б. Ф. Ломов). Забвение этого принципа приводит к редукционизму, т. е. сведению всего многообразия свойств и отношений объекта исследования к какому-либо одному, к упрощенной трактовке человека.

Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного единственного основания (например только из биологического или только из социального). Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

5) Принцип развития. Развитием называется закономерное, направленное, необратимое изменение во времени.

Развитие психики реализуется в разных формах:
— в форме филогенеза — становления структур психики в ходе биологической эволюции вида;
— онтогенеза — формирования психических структур в течение жизни отдельного организма;
— социогенеза — развития процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленного особенностями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;
— микрогенеза — под ним понимается формирование и динамика образов, представлений, понятий и т. п., детерминируемые наличной ситуацией и развертывающиеся в относительно небольшие временные интервалы. Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. Однако это не означает, что различие между ранними и поздними формами психики чисто количественное, по формуле «раньше — проще, примитивнее, позже — сложнее». При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

В психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней — высших и низших. Так наряду с сознательной регуляцией собственного поведения сохраняются рефлекторные и импульсивные формы активности; наряду с логическим мышлением — патологическое, иррациональное. Этим-то и объясняется живучесть суеверий или детских страхов, которые иногда люди носят в себе всю свою жизнь.

Поведенческий подход в современной психологии и психотерапии.

Поведенческий подход сформировался на основании базовых теорий или моделей научения существующих в бихевиоризме, кот. сформировались в психологии в начале 20 века. Основоположники: Уотсон, Павлов, Торндайк, Бандура – ввел понятие социальное научение, Бек, Эллис.

Поведенческий подход фиксирует свое внимание на поведении и считает ее единственной психологической реальностью доступной непосредственному наблюдению.

Бек и Эллис разработали когнитивно-поведенческое направление: психологические проблемы, эмоциональные реакции возникают за счёт искажения реальности, основанные на ошибочных предпосылках и обобщениях т.е. м/у стимулом и реакцией есть когнитивный компонент. развивается невроз. Задача психотерапевта найти или вскрыть искажения мышления, исправить их и научить думать правильно. Ошибки мышления: парализованность оценок, чрезмерная генерализация обобщения, гиперответственность вплоть до паникерства, персонализация, ошибочное восприятие контроля, т.е. ошибочное представление справедливости.

Современная поведенческая терапия исходит из того что у человека в любой жизненной ситуации действуют 3 важных системы поведения: телесно-эмоциональная – проявления являются составной частью чувств и эмоций; мыслительная или когнитивная система – мы постоянно оцениваем ситуацию в которой находимся, связываем с воспоминаниями о прошлых событиях и наши ожидания ориентированы на будущее; двигательная система.

Правила поведенческой психотерапии: 1. Должна  быть направлена на конкретного человека. 2. Осуществляется пошагово по принципу от простого к сложному. 3. Должна быть понятна для клиента, он должен max участвовать в рассуждениях терапевта, в выборе цели, методах психотерапии. 4. Использовать проверенные опыты и приемы основанные на экспериментальной психологии как науки. 5. Учитывать индивидуальные особенности человека, вторгаться в жизнедеятельность в той степени, которая требуется, чтобы освободить его от душевных расстройств. 6. Думать поведенчески, позитивно, гибко, ориентируясь на будущее.

Приобретенное и врожденное поведение.

Удовлетворение любой потребности требует от организма активного приспособления к окружающей среде, то есть комплекса целенаправленных двигательных актов, которые называют поведением. По механизмам реализации различают врожденные и приобретенные формы поведения человека.

Безусловные рефлексы.

Врожденными формами поведения есть безусловные рефлексы. Они осуществляются унаследованными программами центры рефлекторных дуг, отвечающих за эти рефлексы, расположенные в спинном мозге или в стволовой части головного мозга. Безусловные рефлексы дают организму возможность быстро и безошибочно отвечать на изменения гомеостаза и внешней среды. По виду биологических потребностей, на удовлетворение которых направлены безусловные рефлексы, их делят на пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Пищевым рефлексом является сосательные движения, возникающие при прикосновении к губам новорожденного любым предметом. Этот рефлекс присущ всем млекопитающим, которые получают питательные вещества с молоком матери.

Защитные рефлексы направлены на удовлетворение потребности в безопасности: вы замечали, как в ответ на резкое движение руки у лица невольно отклоняется голова и возникает мигательных рефлекс. Поднесите пальцы к ладошек новорожденного: он ухватится и будет крепко держаться за них. Для современного ребенка этот рефлекс не имеет жизненного значения. Однако он был важен во времена первобытности, когда матери носили младенцев на руках: ухватившись за мать, ребенок сохраняла стабильное положение в пространстве.

Не все безусловные рефлексы обнаруживают себя сразу после рождения. Так, примерно через неделю у ребенка появляется ориентировочный рефлекс, или рефлекс «что такое, кто такой?». Это реакция на появление нового раздражителя: поворот в его сторону головы или глаз ребенка. Ориентировочный рефлекс является фактором возникновения непроизвольного внимания, из него начинается оценка значимости действующего раздражителя. Он является предпосылкой появления сложных форм поведения.

В период полового созревания у человека появляются половые рефлексы, связанные с потребностью в продолжении рода. Мотивацией этого рефлекса является так называемый половое влечение, возникновение которого «запускает» половые рефлексы.

Не все рефлексы сохраняются у человека в течение всей его жизни. Так, еще в детстве теряется сосательный рефлекс, а половые рефлексы — в старости с исчезновением полового влечения. К врожденным формам поведения относятся инстинкты — сложные последовательности безусловных рефлексов. Инстинктивной есть, например, брачное поведение птиц, млекопитающих. У человека инстинктивное поведение проявляется редко, в основном, в неосознанных действиях.

Безусловные рефлексы могут удовлетворить жизненные потребности человека в очень ограниченном круге ситуаций. Так, хотя потребность в пище является одной из основных, однако врожденных форм поведения, которые обеспечивают ее добычи, у человека не существует. Итак, чтобы выжить в условиях среды, изменяются, человек должен постоянно формировать действия на свой страх и риск. Чем точнее эти действия учитывают условия среды и возможности организма, то успешней поведение. Этот опыт сохраняется в памяти, и в дальнейшем действия, привели к удовлетворению потребности, могут воспроизводиться. Приобретенное поведение формируется у человека, как и у животных, в течение всей его жизни.

Одним из видов приобретенной поведения является условный рефлекс. Классический его пример — слюноотделение в ответ на вид пищи, запах, постоянное время кормления.

Условные рефлексы.

Механизмом условного рефлекса является образование временной нервной связи между центром определенного анализатора (зрительного, обонятельного и др.) и центром определенного безусловного рефлекса. Как следствие, раньше нейтральный раздражитель (вид, запах) становится сигналом, т.е. условным раздражителем, и вызывает реакцию, характерную для безусловного стимула (слюноотделение). У человека, как и у других животных, формируется множество условных рефлексов, однако в наследство потомкам они не передаются.

Условные рефлексы и формирования поведения. Как ведет себя малыш, увидев бутылку, из которой его кормят? Если ребенок голоден, он начинает кричать, тянется к бутылке. Это проявление условного рефлекса на раздражитель-сигнал — вид предмета, связанного у ребенка с получением пищи.

Получив бутылку, он успокаивается, поскольку может удовлетворить пищевую потребность. Когда малыш подрастает, его начинают кормить ложкой. Бутылка перестает быть условным раздражителем — даже если ребенок некоторое время тянется к ней, она обнаруживает, что бутылка пуста. Условный рефлекс не подкрепляется появлением безусловного стимула (пищи) и угасает. Такое торможение рефлекса называют условным.

Примеров угасание одних условно-рефлекторных действий и появления ин-m ших можно привести множество. Жизненные ситуации меняются, одни сигналы-стимулы теряют значимость, появляются другие сигналы-стимулы. Соответственно меняется и поведение человека, механизмом которой является условно-рефлекторные реакции.

Условный рефлекс и восприятие

Восприятие дает возможность различать раздражители, действующие на организм. Но и условные рефлексы влияют на точность восприятия, способствуют тонкому различению стимулов-сигналов. Малышу, который постоянно кормят из одной бутылки, предложили выбрать «свою» бутылку десятка похожих. Выбор оказался безошибочным и быстрым — ребенку понадобилось для этого меньше минуты.

Мотивы и потребность.

В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.

С потребностями тесно связано и понятие мотива. Мотив — это связанное с потребностями внутреннее состояние готовности к активным действиям определенной направленности и формы.

Потребности как психический процесс имеют некоторые особенностями:

они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой;

более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям;

эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию;

ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей.

Потребности человека многообразны. Они делятся нематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище, генле) и культурные, или социальные, связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и т.н.

Естественные потребности отражают зависимость человека от природных, материальных условий, необходимых для поддержания его жизни. В культурных потребностях отражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

Когда потребность осознается, происходит се «опредмечивание», конкретизация, она приобретает форму мотива. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и целях поведения, обеспечивающего ее удовлетворение.

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные условия деятельности, направленной на преобразование среды в соответствии с потребностями человека.

Общая мотивация, характерная для данного человека, является важнейшей составляющей характеристики его личности.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации является концепция иерархии мотивов американского психолога Абрахама Маслоу.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;

в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;

в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;

в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;

в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

мотивы имеют иерархическую структуру;

чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности;

с повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, куда относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек (как человек) существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждою нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Высшие потребности имеют следующие признаки:

они более поздние;

чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;

жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньшая склонность к болезням и т.д.;

удовлетворение чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость счастье, обогащает внутренний мир.


Л. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.

Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что жалуются люди, а также уровень их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.

Основными функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

В психологическом плане существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу — осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинают анализ с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и любая живая система, неспособен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

8


Поведенческий подход, бихевиоральная терапия — Психологос

Суть этого подхода, восходящего к теориямИ. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) — он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Из С. Гингера (Гештальт — терапия контакта)

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *