Представители психология как наука о сознании: Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии) – II. Психология наука о сознании

Автор: | 24.11.2020

Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии)


второе высшее образование «психология»  в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №1 (1-2)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура курса
РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
РАЗДЕЛ ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ ІV. РЕЧЕ-МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Раздел І. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Развитие взглядов на предмет в истории психологии

1.1. Донаучная психология как учение о душе.
1.2. Психология – наука о сознании.
1.3. Поведение как предмет психологии.
1.4. Психика как отражение.

Литература по данному разделу:
Общее представление о психологии как науке. Гиппенрейтер Ю.Б.

Представления древних философов о душе. Психология сознания. Гиппенрейтер Ю.Б.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б.
Психология как наука о поведении. Гиппенрейтер Ю.Б.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1. Немов Р.С.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2. Немов Р.С.
Характеристика психических явлений. Рубинштейн С. Л.

1.1. Донаучная психология как учение о душе


Psyche — душа, logos -учение (гр),т.е. психология — наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.

* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию — возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» — возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении. 
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, а психология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии:
Донаучная/философская психология: душа

Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы 

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии «психе» — это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину — Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.   

Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело — две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна, и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобным атомам огня. Когда мелкие части проникают в большие, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в спокойствии, двигают тело, становясь его душой.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что душа — это самостоятельная субстанция, которая существует рядом с телом и независима от него. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана руководить телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело руководствуется разными желаниями и страстями. Оно беспокоится о еде, поддается искушениям, страхам, недугам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно также мешает чистому познанию.

Аристотель (348-322 гг. до н.э.)  создал трактат «О душе» — первое специальное психологичсекое произведение, которое на протяжении многих столетий остается главным пособием по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещь. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия, что означает «осуществленность чего-либо». «Если бы глаз был живым существом — то душой его было бы зрение», — писал Аристотель. Душа — функция тела, которая позволяет живому существу реализовать себя.

Рене Декарт (1596-1650гг) приходит к выводу о существенной разнице между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совершенно неделим. Душа и тело — две абсолютно противоположные субстанции, каждая их которых не требует для своего существования ничего, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи — вся природа, включая человека, и вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, — это душа. Собственные проявления души — желание и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в учении Декарта в противоречия. Он вводит понятия
«животных духов»
, которые руководят движением, понятие рефлекса.


1.2. Психология – наука о сознании


В 1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию — это считается рождением психологии как самостоятельной науки. 

Основные задачи психологии сознания:
1. Описать свойства сознания.
2. Выявить простейшие элементы сознания.
3. Найти законы соединения этих элементов в более сложные явления.

Особенности сознания, выявленные в рамках первой научной психологии:

(Свойства сознания Вундта):

1) Сознание разнообразно. Необычайная разнообразность содержания поля сознания: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания — все это могло находится там одновременно. 

2) Неоднородность поля — четко выделяется центральная область, особенно ясная и выразительная, это «поле внимания», или «фокус сознания«. За ее границами находится область, содержания которой невыразительны — «периферия сознания«.

3) Содержания сознания, которые заполняют обе области, находятся в постоянном движении. Движение сознания, беспрерывную смену его содержания и состояний У.Джеймс отобразил в понятии «

поток сознания«. Поток сознания невозможно остановить, каждое прошлое состояние сознания не повторяется. Поток сознания — перемещение содержания из периферии в фокус.

4) Все процессы сознания делятся на 2 группы:
1) Произвольные процессы (организуются и направляются субъектом, мы можем ими управлять)
2) Непроизвольные процессы (происходят сами по себе)

5) Сознание ритмично по своей природе.

6) Человеческое сознание способно почти безгранично насыщаться определенным смыслом, если он активно соединяется в более большие единицы. Процессы такой организации В.Вундт назвал «актами апперцепции»

ВУНДТ Вильгельм Макс (1832 — 1920)
немецкий психолог, физиолог, философ, языковед

ДЖЕЙМС Уильям (1842 — 1910 )
американский психолог и философ


Следующее задание, которое было поставлено психологами (по аналогии с естественными науками), — найти простейшие элементы, т.е. разложить сложную динамическую картину сознания на простейшие, далее неделимые элементы и найти законы их соединения.

Простейшими элементами сознания Вундт объявил

отдельные впечатления, или ощущения.

Основная единица сознания — ощущения (отдельные свойства предметов)

Каждое ощущение имеет:
качество,
интенсивность,
длительность (протяженность),
пространственную протяженность (есть у зрительного, но нет у слухового ощущения)

Ощущения с описанными особенностями — объективные элементы сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства.

Структура сознания:

Вундт предложил 3 пары субъективных элементов — элементарных чувств:
-удовольствие-неудовольствие
-возбуждение-успокоение
-напряжение-разрядка

Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Все внутренние переживания состоят из соединения этих элементов:
-радость=удовольствие+возбуждение;
-надежда=удовольствие+напряжение
-страх=неудовольствие+напряжение

Элементарные чувства:

Соединение простых элементов сознания происходит по закону ассоциации: если два впечатления появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними устанавливается ассоциативная связь и в дальнейшем появление одного элемента в сознании по ассоциации вызывает появление другого.

Основным методом исследования была интроспекция – «взгляд вовнутрь».
(Сознание изучается методом самонаблюдения. Для внешнего наблюдателя оно закрыто)

Этот метод был признан единственным в психологии сознания, потому что:
– свойства процессов сознания в интроспекции непосредственно открываются субъекту;
– для внешнего наблюдателя они «скрыты».

Идейный отец метода Дж.Локк (1632-1704 гг), который считал, что существует 2 источника всех наших знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума, которая осуществляется с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Интроспективный метод состоял в описании собственных чувств, которые появлялись при получении определенных стимулов.


1.3. Поведение как предмет психологии

УОТСОН Джон Бродес (1878 – 1958)
американский психолог, основатель бихевиоризма

Во втором десятилетии ХХст. произошла «революция в психологии», которую можно сравнить с началом новой психологии Вундта:
Дж. Уотсон в 1913 г. издает книгу “Психология с точки зрения бихевиориста”, в которой утверждает, что не сознание, а поведение является предметом психологии. Уотсон считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести научный объективный метод в исследования. Объективно можно было изучать только то, что наблюдается внешне. 
Соотношение «стимул-реакция»  S-R провозглашается единицей поведения, а перед психологией ставятся такие ближайшие задания:

Основные задачи бихевиоризма:
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения
Необходимо научиться подбирая стимулы вызывать реакцию.

Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил, прежде всего,
реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние. Вследствие их объединения в поведении существуют такие типы реакций:
внешние приобретенные (двигательные навыки)
внутренние приобретенные (мышление, под которым понималось внутреннее говорение)
внешние врожденные (чихание, мигание, а также реакции при страхе, любви, злости, т.е.инстинкты и эмоции, но описаны объективно в терминах стимула и реакции)
внутренние врожденные — реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е.реакции, исследуемые в физиологии.

Наблюдения и эксперименты доказывают, что поведенческие реакции образуются вследствии обучения, поэтому навык и обучение — главная проблема бихевиоризма. Язык, мышление — виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков — память.

Как расширяется поток активности?
По каким законам образуются новые реакции?
Уотсон обращается к работам русских ученых И.П.Павлова та В.Н.Бехтерева, которые описали механизмы образования условных или «сочетанных» рефлексов

Уотсон принимает концепцию условного рефлекса как естественно-научную базу психологической теории. Все реакции образуются путем обусловливания

Ограниченность схемы S-R выявилась достаточно быстро: как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных и разных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Ввиду этого, Э.Толмен вводит понятие “промежуточные переменные” (V), под которыми понимал внутренние процессы, которые опосредуют действия субъекта, то есть влияют на внешнее поведение: цели, намерения, гипотезы, “когнитивные карты” (образы ситуаций) и т.п.

S-V-R (стимул — промежуточные переменные — реакция)

ТОЛМЕН Эдвард Чейс (1886 – 1959)
американский психолог, теоретик необихевиоризма

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций:
инструментальных (Э.Торндайк, 1898), или оперантных (Б.Скиннер, 1938).

ТОРНДАЙК Эдвард Ли (1874 – 1949)  американский психолог и педагог
СКИННЕР Беррес Фредерик (1904–1990) американский психолог, представитель бихевиоризма
Основные заслуги бихевиоризма
  • придание психологии материалистической направленности, благодаря чему психология встала на естественно-научный путь развития
  • внедрение объективного метода, основанного на регистрации и анализе фактов, которые наблюдаются внешне, процессов, событий
  • расширение класса исследуемых объектов: интенсивно стало изучаться поведение животных и неречевых младенцев

1.4. Психика как субъективный образ объективного мира

В рамках психологии, которая опирается на материалистическую марксистскую философию, психика понимается как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга.  Из этого положения выплывает:
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи
1) это – именно свойство, а не вещество, субстанция и т.д.;
2) это – особое свойство, которое не может быть сведено к физиологическим процессам;
3) это свойство высокоорганизованной материи, т.е. им обладает не вся материя, а материя на определенном уровне развития.

Эта особенность мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира. Предметы и явления внешнего мира, влияя на человека, ее органы чувств, отражаются в коре мозга в виде образов этих явлений и предметов. Возникающие при этом в мозгу психические процессы — ощущения, восприятия, представления, мышление — это разные формы отражения.

Все психические процессы, т.е. все формы отражения, возникают при активном взаимодействии человека с внешним миром. Отражение происходит в процессе активной деятельности человека в обществе и сама является своеобразной деятельностью.

Психика — это способность отражать мир, это создание образа отражения мира.

Это свойство мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира

Функции психики

Психика – складывающийся в мозгу субъективный образ объективного мира, на основании и при помощи которого происходит регуляция поведения и деятельности

Отражение человека — это единство субъективного (зависимого от человека, присущего ей) и объективного (от человека не зависящего). Отражение объективно, поскольку оно является результатом влияния объективного мира и дает человеку достоверные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение имеет субъективный характер, поскольку:

  • отражает конкретный человек, субъект, личность со всеми своими особенностями и своеобразием
  • человек, познавая окружающую действительность, не остается беспристрастным наблюдателем того, что отражается в сознании, у него есть определенное отношение к предметам и явлениям действительности
Поэтому отражение нашим мозгом предметов и явлений окружающего мира всегда является субъективным образом этого мира

Психика — субъективный образ объективного мира, который складывается в мозге и на основании и с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности.

А психология — наука о фактах, механизмах и закономерностях психического отражения.

Литература
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.– М.: ЧеРо, 1997.– 320 с.
М’ясоїд П. А. Загальна психологія. – К.: Вища шк., 2000. – 480 с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 1999. – Кн.1. – 688 с.

Психология как наука о сознании — Мегаобучалка

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия и величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века, благодаря работам философа и математика, физика и физиолога

Р. Декарта, (1596-1650) начинается новая эпоха в развитии психологического знания.

Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. В этом дуалистическом учении была явно обозначена психофизическая проблема, о которой шла речь в разделе 1.3.5. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В основе деятельности ума лежит рефлексия – особое направление внимания на деятельность собственной души. Рефлексия, как подчеркивал Локк, возможна только при зрелом сознании, то есть это осознание наблюдаемых внутренних процессов, до которого «дорастает» не всякий взрослый.



В работах Локка была оформлена интроспективная трактовка сознания (процессы сознания доступны только субъекту и закрыты для внешнего наблюдения и, следовательно, могут быть изучены только им самим) и метод интроспекции оставался ведущим в психологии до конца 19 столетия.

В 18 веке английский врач Д.Гартли и шотландский философ Д.Юм заложили основы ассоциативной теории, исходя из описания ассоциаций Аристотеля и из понятия ассоциации, как связи между психическими явлениями, Дж,Локка. К середине 19 века ассоциативная психология стала господствующим направлением, объясняющим механизмы психических процессов. Теория «потоков сознания» В.Джемса, которая фиксировала динамичность психических явлений, выделяла приспособительную функцию сознания. В.Джемс является основоположником функциональной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории (1879). В.Вундт является также автором теории структурализма или структурной психологии, задачей которой является изучение структуры или элементов сознания. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

“Новая или экспериментальная психология”, сделав своим предметом сознание, исходила их идей Декарта. В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждал о том, что для обнаружения истины надо все подвергнуть сомнению. Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Останется наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо “…мысля, нелепо предполагать несуществующим

то, что мыслит”. “Мыслю, следовательно, существую”, а под мышлением Декарт подразумевал “все то, что происходит в нас”. И поэтому мыслить — значит не только понимать, но и “желать”, “воображать”, “чувствовать”. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 в.,— первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

Рис.4. Модель сознания В.Вундта

 

Общая позиция интроспективной психологии:

нет никаких психических явлений, которые не осознавались бы

 

В лаборатории В. Вундта первым психологическим прибором для изучения сознания стал метроном, прямое назначение которого — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос:

Р. Декарт одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков.

Этими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл “актами апперцепции”.

В лаборатории Вундта была проделана работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что они должны последовать примеру естественных наук, например физики или химии. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов.

Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов. Оно характеризуется прежде всего качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т. е. длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений и отсутствует у слуховых).

Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов — элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия. А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома. Испытуемый слышит звук — и ждет следующего; у него растет чувство напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает — и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки метронома — и у испытуемого появляется какое-то дополнительное внутреннее ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если же темп замедляется, то возникает успокоение.

Подобно тому, как воспринимаемые нами картины внешнего мира состоят из сложных комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно “разложить” по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.

Однако психологии сознания не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти 20-го столетия эта психология, практически, перестала существовать, так как:

— была ограничена таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания;

— идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной; психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм;

— метод, который психология сознания считала единственно возможным (метод интроспекции), был ограниченным по своим возможностям. Остановимся на изучении возможностей метода интроспекции подробнее.

Необходимо отметить, что идеи Джона Локка об организации специальной деятельности ума (интроспекции и рефлексии) для постижения внутреннего опыта привели В.Вундта и его коллег к следующим научно-практическим выводам:

1) психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то должен поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека;

2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

И научные журналы конца 19 века были наполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при постановке тех или иных задач. Испытуемым предъявлялись отдельные зрительные или слуховые раздражители, изображения предметов, слова, фразы; они должны были воспринимать их, сравнивать между собой, сообщать об ассоциациях, которые у них возникали, и т. п.

В экспериментах наиболее строгих интроспекционистов — О. Титченера и его учеников — от испытуемых требовалось избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемый не мог сказать: “Мне было предъявлено большое, красное яблоко”. А должен был сообщить примерно следующее: “Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке…”. Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером “ошибкой стимула” — известный термин интроспективной психологии, отражающей ее атомистическую направленность на элементы сознания.

Однако, вместо торжества науки, обладающей уникальным методом изучения сознания, в психологии стала назревать ситуация кризиса. Стала очевидной бессмысленность таких экспериментов. Интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Инстроспекционисты отмечали, что приходится наблюдать не столько сам непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами интроспекции) на мелкие порции — интроспекция превращалась в “дробную” ретроспекцию.

Недостатки основного метода психологии сознания поставили под сомнение и предмет психологии. В начале 20 века произошла смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение — человека и животных. Дж. Уотсон, пионер этого нового направления писал:“…психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это только фразы, не поддающиеся определению”. Перед тем как перейти к характеристике нового этапа в развитии психологии, попробуем, не выбрасывая интроспекцию «на свалку истории», подчеркнуть её особенности и отличие от метода самонаблюдения.

Хотя “самонаблюдение” есть почти буквальный перевод слова “интроспекция”, за этими двумя терминами, по крайней мере, в нашей литературе, закрепились разные позиции. Первую можно обозначить как метод интроспекции. Вторую — как использование данных самонаблюдения. Каждую из этих позиций можно охарактеризовать по крайней мере по двум следующим пунктам: во-первых, по тому, что и как наблюдается; во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях.

Итак, позиция интроспекционистов предполагает раздвоение сознания на основную деятельность и деятельность самонаблюдения, а также непосредственное получение с помощью последней знаний о законах душевной жизни. Метод интроспекции — метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Данные самонаблюдения освещают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть непосредственно открытыми ему. Сознавать что-то — значит непосредственно знать это. Сторонники интроспекции, с нашей точки зрения, делают ненужное добавление: зачем субъекту специально рассматривать содержания своего сознания, когда они и так открыты ему? Итак, вместо рефлексии — эффект прямого знания.

В отличие от метода интроспекции использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к явлениям или как к “сырому материалу”, а не как к сведениям о закономерных связях и причинных отношениях. Регистрация фактов сознания — не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Он должен полагаться на изобретательность своего ума, а не на изощренность самонаблюдения испытуемого. Вот в каком смысле можно говорить об использовании данных самонаблюдения.

 

Ю.Б. Гиппенрейтер. Психология как наука о сознании: Psychology OnLine.Net

Ю.Б. Гиппенрейтер. Психология как наука о сознании
Добавлено Psychology OnLine.Net
25.09.2005 (Правка 03.04.2008)

Мы переходим к новому крупному этапу развития психологии. Начало его относится к последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). Латинский вариант его имени — Ренатус Картезиус, отсюда — термины: «картезианская философия», «картезианская интуиция» и т. п.

Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Особенно он увлекался математикой. Она привлекала его тем, что покоится на ясных основаниях и строга в своих выводах. Он решил, что математический способ мышления должен быть положен в основу любой науки. Кстати, Декарт сделал выдающийся вклад в математику. Он ввел алгебраические обозначения, отрицательные числа, изобрел аналитическую геометрию.

Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины [31]. Он считает, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Так что если хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению. Тогда человек легко может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.

Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо «…мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит». И дальше следует знаменитая декартовская фраза: «Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum») [31, с. 428].

«Что же такое мысль?» — задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить — значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать» [31, с. 429].

В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,— постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Что же имеют в виду, когда говорят о состояниях и содержаниях сознания? Хотя предполагается, что они непосредственно известны каждому из нас, возьмем для примера несколько конкретных описаний, взятых из психологических и художественных текстов.

Вот один отрывок из книги известного немецкого психолога В. Кёлера «Гештальтпсихология», в котором он пытается проиллюстрировать те содержания сознания, которыми, по его мнению, должна заниматься психология. В целом они составляют некоторую «картину мира».

«В моем случае эта картина — голубое озеро, окруженное темным лесом, серая холодная скала, к которой я прислонился, бумага, на которой я пишу, приглушенный шум листвы, едва колышимой ветром, и этот сильный запах, идущий от лодок и улова. Но мир содержит значительно больше, чем эта картина.

Не знаю почему, но передо мной вдруг мелькнуло совсем другое голубое озеро, которым я любовался несколько лет тому назад в. Иллинойсе. С давних пор для меня стало привычным появление подобных воспоминаний, когда я нахожусь в одиночестве.

И этот мир содержит еще множество других вещей, например, мою руку и мои пальцы, которые помещаются на бумаге.

Сейчас, когда я перестал писать и вновь оглядываюсь вокруг себя, я испытываю чувство силы и благополучия. Но мгновением позже я ощущаю в себе странное напряжение, переходящее почти в чувство загнанности: я обещал сдать эту рукопись законченной через несколько месяцев».

В этом отрывке мы знакомимся с содержанием сознания, которое однажды нашел в себе и описал В. Кёлер. Мы видим, что в это описание входят и образы непо средственного окружающего мира, и образы-воспоминания, и мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия, и острое отрицательное эмоциональное переживание.

Приведу еще один отрывок, на этот раз взятый из текста известного естествоиспытателя Г. Гельмгольца , в котором он описывает процесс мышления.

«…Мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так что все ее изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без долгой продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи» [26, с. 367].

Конечно, нет недостатка в описаниях «состояний сознания», особенно эмоциональных состояний, в художественной литературе. Вот отрывок из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, в котором описываются переживания сына Анны, Сережи:

[quote]«Он не верил в смерть вообще, и в особенности в ее смерть… и потому и после того, как ему сказали, что она умерла, он во время гулянья отыскивал ее. Всякая женщина, полная, грациозная, с темными волосами, была его мать. При виде такой женщины, в душе его поднималось чувство нежности, такое, что он задыхался и слезы выступали на глаза. И он вот-вот ждал, что она подойдет к нему, поднимет вуаль. Все лицо ее будет видно, она улыбнется, обнимет его, он услышит ее запах, почувствует нежность ее руки и заплачет счастливо… Нынче сильнее, чем когда-нибудь, Сережа чувствовал прилив любви к ней и теперь, забывшись изрезал весь край стола ножичком, блестящими глазами глядя перед собой и думая о ней» [112, т. IX, с. 102].[quote]

Излишне напоминать, что вся мировая лирика наполнена описаниями эмоциональных состояний, тончайших «движений души». Вот хотя бы этот отрывок из известного стихотворения А. С. Пушкина:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Или из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Итак, на исследование вот какой сложной реальности отважились психологи в конце прошлого века.

Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать свойства сознания.

Первое, что мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания»,— это необыкновенное разнообразие его содержаний, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находится там одновременно.

Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Его поле неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это — «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это — «периферия сознания».

Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В. Джеймс, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.

Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.

Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В.Вундт. Это — метроном; его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагает вслушаться в серию монотонных щелчком метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик-так», «тик-так»…). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары («так-тик», «так-тик»…) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков.

Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной [20, с. 10].

С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания — его «объем». Он задал себе вопрос: какое количество отдельных впечатлений может вместить сознание одновременно?

Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков!

Этими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные едини

Психология как наука о сознании (стр. 1 из 3)

Кафедра «Психологии»

Контрольная работа по «Истории психологии»

Тема № 3: Психология как наука о сознании.

Дата получения работы секретариатом Дата получения работы кафедрой

____________________ _____________________

Дата сдачи работы секретариатом Дата окончания проверки работы преподавателем

____________________ _____________________

2009год

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………..……….3

Глава1. Выделение сознания как критерия психики……………..……..4

1.1. Психологическое учение Рене Декарта………………………….…….4

1.2. Психология Б. Спинозы……………………………………….….…….7

Глава 2. Оформление эмпирической психологии о философских ученияхXVII в…………………………………………………………………8

2.1. Эпифеноменализм Т. Гоббса…………………………..…………………8

2.2. Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка………….9

Глава 3. Становление ассоциативной психологии ……………………….9

Глава 4. Психологические идеи в немецкой классической философииконца XVIII – первой половины XIX в…………………………………..13

Заключение…………………………………………………….……………..13

Список используемой литературы………………………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделим от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа — по Аристотелю — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, — говорил Аристотель своим ученикам, — кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.

Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

О СОЗНАНИИ

Глава 1. ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ

1.1. Психологическое учение Рене Декарта

Р. Декарт (1596-1650)

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно-научным методом.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины»1, т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными — вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на свете»2. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз»3. Поэтому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется»4. Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных ко­нечностях, «я решился представить себе, что все, что-либо, приходившее мне на ум, не более истинно, чем видения моих снов»5. Можно сомневаться «и во всем ос­тальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах и их обосно­ваниях, хотя сами по себе они достаточно ясны,— ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких ве­щах»6. Но при этом «столь нелепо полагать несущест­вующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следова­тельно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся то­му, кто методически располагает свои мысли»7. Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Де­карт приступает к определению сущности «Я». Обыч­ный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых во­просов. Также отклоняются прежние, восходя к Аристо­телю, представления о «Я» как состоящем из тела и ду­ши, ибо нет уверенности — нет теоретического доказа­тельства— в обладании ими. Следовательно, они не не­обходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения.

1Декарт Р. Избранные произведения.— М., 1950. С. 426.

2 Там же. С. 431.

3 Там же. С. 427.

4 Там же.

Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неот­делимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непо­средственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах лож­ны и не содержат доказательства их существования, та с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.

Таким образом, Декарт избирает новый способ ис­следования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (со­мнений), т. е. субъективных состояний. При этом в от­личие от задачи, стоящей перед предыдущим изложе­нием, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объек­тах, здесь требуется определить сущность «Я».

2 Этап (XVII — первая половина XIX века)

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

1. Французский философ и математик Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нем «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Декарт ввел понятиерефлекса — ответной реакции организма на раздражение.Декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», находящаяся в головном мозге. Так понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую».

2. Английский философ и педагог Джон Локкродоначальник эмпирической (опытной) психологии — душу человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано,но жизнь, на ко­торой оставляет «свои письмена».Дж. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

3 Этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) — Психология как наука о поведении.

1. Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века (эволюционное учение Чарльза Дарвина, исследования чувствительности различных органов чувств) заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в Лейпциге в Германии (Вильгельм Вундт), в России при Казанском университете (Владимир Михайлович Бехтерев), психологический институт в России при Московском университете (Георгий Иванович Челпанов) и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (Владимир Михайлович Бехтерев), создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов, который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие пси­хические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович Павлов изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

2. Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения психических явлений рядом зарубежных психологов широко использовался метод интроспекции, позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание. В то же время другие зарубежные психологи предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

4 этап (с 20 годов XX века) – Психология как наука о механизмах функционирования психики.

Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерно­стей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Представитель данного этапа – американский физиолог Джеймс Олдс, впервые вскрывший механизмы возникновения эмоций. В 1954 году американский нейрофизиолог Джеймс Олдс изучал, какие функции выполняют различные структуры мозга. Для этого он вводил в мозг животного тончайшие металлические иголочки-электроды, подавал небольшое электрическое напряжение, а затем наблюдал за изменениями в поведении животного. Таким образом, Дж. Олдс изучал механизмы возникновения сна. Однажды он ошибочно ввел электроды не в ту область, которую исследовал. Ему показалось, что раздражение этой области принесло животному явное удовольствие. Он соорудил рычажок и дал возможность крысе, нажимая на него лапкой, стимулировать свой мозг. Крыса начала это делать с частотой 5 000 стимуляций в час и делала до тех пор, пока внезапно не упала и не заснула. Проснувшись, она тотчас возобновила стимуляцию. Исследователь пытался отвлечь ее, предлагая питье и еду, но она не обращала на это внимания. Ее не отвлекали даже страх и сильная боль. В конце концов, крыса обессилела и умерла, нажимая лапкой на рычажок. Нейрофизиологи, заинтересовавшись этим феноменом, стали его изучать. Были проведены исследования с кроликами, морскими свинками, кошками, собаками, обезьянами — всегда происходило одно и тоже. Ничто не отвлекало животное от стимуляции этого участка мозга до самой смерти.

К данному этапу можно отнести американского физиолога Род­жера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, американского психолога Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей, создавших различные школы и направления в психологии. Благодаря исследованиям в различных науках пси­хологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.

Психология сознания — Психологос

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Представители: Уильям Джеймс

Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания» которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер

Основными ее авторами являются Вильгельм Вундт (1832-1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867-1927).

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

Вводное занятие Университета

Психология как наука о поведении: представители

Изучение человеческой психики проводили еще две тысячи лет назад. Правда, тогда доктрина основывалась на философии великих мыслителей. А психология как наука самостоятельная возникла лишь в начале XX века. Ученые занимаются разными отраслями человеческой психики, в том числе и поведением. Как развивалась эта область психологии и кто над ней работал? Узнайте из статьи.

Фото: lifeveda.ru

Психология как наука о поведении кратко

Наука о поведении человека называется бихевиоризм. Это отрасль психологии, которая изучает реакцию индивида на те или иные события.

Бихевиоризм зародился в начале XX века, и это был кардинально новый подход в психологии. Основное задание этой отрасли — изучать поведение человека отдельно от мышления, основываясь на рефлексах. Для этого использовали метод наблюдения и анализа.

Психология как наука о поведении возникла в качестве протеста против гуманитарных умозаключений, которые были основаны лишь на метафорах. В бихевиоризме акцент сделали на практическую, а не теоретическую психологию.

Фото: Life-reactor

Чтобы было понятно, приведем пример. Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон считал, что реакцию человека на те или иные действия можно предсказать. В качестве примера он провел опыт.

В ходе эксперимента ученый собрал небольшую группу детей и несколько кроликов. Естественно, ребята хотели погладить животных. Но как только они пытались это сделать, их било слабым разрядом тока.

На другой день, как только дети видели кроликов, они сразу же начинали плакать, поскольку помнили, что с ними случилось перед этим. Тогда ученый предлагал детям сладости, держа животных на безопасном расстоянии. Впоследствии дистанция между детьми и кроликами сокращалась, и в конце эксперимента дети уже не боялись зверьков и спокойно их гладили.

Таким образом, теория бихевиоризма доказала, что в бóльшей степени поведение человека зависит от безусловных рефлексов. Если знать стимул и реакцию человека на какой-либо фактор, его поведение легко предугадать, поэтому личностью можно управлять.

Фото: Леди

Бихевиоризм широко используется и в наши дни. Особенно популярно это учение среди менеджеров по продажам, политиков. Также этот метод практикуют современные психологи, чтобы, например, помочь человеку избавиться от боязни летать на самолетах.

Однако у бихевиоризма есть и недостатки. Учение основывается на общих реакциях человека, не учитывает его темперамент и особенности характера. Поэтому иногда манипулировать поведением индивида бывает не просто или не получается вовсе.

Читайте также: Память: психология, интересные факты

Психология как наука о поведении: представители

Первым представителем бихевиоризма стал американец Джон Уотсон. Именно он в 1913 году сделал доклад, в котором четко представил свою науку о поведении человека.

Основным открытием ученого была теория о том, что любой стимул вызывает отзыв. Уотсон считал: чтобы понять особенности индивида, за ним необходимо наблюдать, а при верном подходе можно предугадать реакцию на те или иные действия. За основу своих учений Джон взял теорию об условных и безусловных рефлексах.

Фото: Psychologies Today

Джона Уотсона поддержали такие ученые:

  • Уильям Хантер.

Ученый создал теорию «отсроченного поведения». Он считал, что человеку можно предоставить стимул «сейчас», а реакцию получить «потом». Уильям проводил эксперимент на обезьянах: ставил им ящик бананов, отгораживал их ширмой и ждал реакции. Через некоторое время приматы получали желаемое.

Этот ученый изучал взаимосвязь раздражителей и центральной нервной системы. Он проводил эксперименты на животных: учил их чему-то, а затем удалял части головного мозга. Таким образом, Лешли выяснил, что все участки мозга взаимозаменяемы.

  • Беррес Скиннер.

Американский психолог подошел к принципам бихевиоризма с другой стороны и работал над понятием необихевиоризма. Это учение, которое, помимо исследования внешнего поведения человека, признает промежуточные переменные, влияющие на реакцию индивида.

Фото: Google Sites

  • Эдвард Торндайк.

Этот ученый создал теорию, согласно которой сознание рассматривалось как система связей, объединенная ассоциациями. Торндайк предложил закон упражнений и эффекта, который трактуется так: чем чаще повторяется действие, тем больше оно остается в сознании человека.

  • Эдвард Толмен.

Эдвард немного отошел от стандартной теории бихевиоризма, предложенной Уотсоном, и разработал когнитивное учение. В его подходе между стимулом и реакцией существуют «знаки-гештальты», состоящие из различных когнитивных карт.

Он доказывал свое учение на крысах, которые находили путь к кормушке любыми путями, независимо от того, какой дорогой их приучали передвигаться.

Фото: Life-reactor

Психология человека достаточно интересная наука, над которой трудится не одно поколение. И чем больше открытий делают экспериментаторы, тем больше вопросов возникает.

Теория бихевиоризма актуальна и в наши дни, хотя до конца предугадать поведение человека не способен ни один ученый, так как всегда существуют индивидуальные факторы.

Читайте также: Прагматизм — это хорошо или плохо?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *