Психика это в психологии определение: Психика — Википедия – Психика это что такое Психика: определение — Психология.НЭС

Автор: | 20.06.2017

психика — это… Что такое психика?

(от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск. Задача
построения движения
в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см.
Психическая регуляция движений
). Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. Отражение чувственное). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как
ощущение
, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям. Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой. В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и
способностями
, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к
воображению
и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная… второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка». П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и
мозг
. Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов. По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении
второй сигнальной системы
. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения. Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим
ощущение
, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни. Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили
комплекс неполноценности
по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений. Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят
культурно-историческая психология
(Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Психика это (в психологии)

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то ощущений, называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

Рекомендуем: Психическое отражение — это

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психоанализ Фрейда

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

Рекомендуем: Что такое эффект плацебо?

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Рекомендуем: Основы психогенетики

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

2. Понятие психики.

Психика– это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией –регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты – общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

3. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология», или «обыденная психология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.

Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.

Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».

В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.

Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.

Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

ПСИХИКА это что такое ПСИХИКА: определение — Философия.НЭС

Психика

греч. «psuchе», изначально «бабочка», позже «душа») — тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

Оцените определение:

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

ПСИХИКА

от «душевный») — способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающем средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму — сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

Психика

от греч. psychikos — душевный) — совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности — сознание — присуща только нормально развитому человеку.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий философских терминов

Психика

гр. душа) — понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм отражения, возникающего в результате специфического взаимодействия высокоорганизованных биологических систем с окружающей средой. Психика способна перестраивать ряд физиологических процессов, что ярко выражается в таких я

ПСИХИКА — это… Что такое ПСИХИКА?

(от греч. ψυχικός – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо «освободить» от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: «…остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом «выключается».

Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие «субъект» является более широким, чем понятие «человек». Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом.

В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло «сверху» психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий.

Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов).

Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности.

Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов.

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Ρубинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. Α., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология.

Я. Пономарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Общая психология:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

  • Ощущения;

  • Восприятия;

  • Внимание;

  • Память;

  • Воображение;

  • Мышление;

  • Речь.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

  • Эмоции;

  • Способности;

  • Мотивация;

  • Темперамент;

  • Характер;

  • Воля.

Специальные отрасли психологии:

  1. Генетическая психология

  2. Психофизиология (нейропсихология)

  3. Дифференциальная психология

  4. Возрастная психология

  5. Социальная психология

  6. Педагогическая психология

  7. Медицинская психология

  8. Патопсихология

  9. Юридическая психология

  10. Психодиагностика

Психотерапия.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

• Психика — это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

• Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

• Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

• Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

• Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

• Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

• Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

• Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Содержание человеческой психики – это то, что его окружает с рождения. (лекция Макаровой)

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе — психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика отражательно-регуляционный механизм приспособительногоповедения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)

1.3. Определение психики

Читатель уже наверняка заметил, что в данном тексте терми­ны «душа» и «психика»   используются   как   равнозначные.  Действительно  ли  по­нятия

«душа» и «психика» эквивалентны? Здесь стоит вспомнить о том, что значение любого термина, слова, т.е. понятие, с которым данное слово или тер­мин находится в более или менее однозначной связи, раскры­вается по своему содержанию только в определенном контексте. Все зависит от того, в какую систему включено данное понятие, не говоря уже   о   том,   какой   смысл  придает  данному

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека.

термину конкретный человек. Повторное обращение к про­блеме отношений между словом и его значением здесь вовсе не уловка и не стремление увести внимание читателя в сторо­ну от разговора по существу. Дело как раз в том, что, как бу­дет показано ниже, человек как сознательное существо дей­ствительно живет в символической среде, т.е. в мире, опреде­ляемом его способностью к категоризации воспринимаемых явлений, и эта способность в свою очередь во многом определяется особенно­стями его словоупотребления.

Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол­ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche(душа) и psychicos(душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества состав­ляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал­ся общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопреде­ленности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровож­дающей удовлетворение какой-то потребности — «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений посте­пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи­ка». Таким образом, термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляюще­еся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмо­ции, и сама личность человека как способ организации всех психических фено­менов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «менталь­ные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Дать научное определение понятия — это значит показать его наиболее важ­ные связи с другими понятиями и категориями, отнести явление, отраженное в данном понятии, к какой-то ранее определенной категории, перечислив при этом его специфические признаки, отличающие его от явлений того же порядка. Поскольку исчерпывающие определения — это скорее недостижимый идеал, к каждому из них обычно даются более широкие комментарии, раскрывающие содержание входящих в него понятий. Так же поступим и мы.

Итак, психика — это системное свойство высокоорганизо­ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждае­мой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология, 1990).

Здесь следует остановиться и внимательно разобраться с содержанием понятий, входящих в данное определение.

Во-первых, психика — это не материя, а ее свойство. Свой­ство данной высокоорганизованной материи (нервной систе­мы) связано с самой материей так же, как, например, свой­ство зеркала отражать — с самим зеркалом как материаль­ным объектом. Здесь уместно вспомнить, что любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями).  Нет   и   не   может   быть  свойства

Психика — это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

объекта как такового! Бессмысленно спрашивать, напри­мер, растворим ли свинец вообще, поскольку указанное свойство — растворимость — проявляется при помещении его в азотную кислоту, а при помещении в воду он такого свойства не обнаруживает. Следовательно, психика как свойство материи — это не какая-то исходящая от данной материи эманация, а некое ка­чество, проявляющееся в специфическом характере взаимодействия ее с други­ми объектами (сущностями).

Во-вторых, психика — системное свойство высокоорганизованной материи. Высокая организация, сложность, обусловлена прежде всего сложностью про­цессов жизнедеятельности, составляющих сущность элемента данной живой материи, клетки — это один уровень ее сложности. Она определяется также сложностью организации элементов в целое более высокого уровня — нервную систему — это второй уровень, включающий в себя первый. Психика отдельно­го человека в той форме, в которой мы ее наблюдаем в нормальных условиях, является следствием третьего, надорганизменного (социального) уровня орга­низации той же живой материи. Здесь необходимо подчеркнуть процессуальный характер той организации материальной основы, в рамках которой разворачи­ваются психические явления. Предельно упрощая картину, можно сказать, что психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Психика не только результат этого процесса, не просто некий эпифеномен, по­бочное его следствие, она сама по себе процесс, причем процесс активный.

В чем же проявляется специфическое свойство этой организованной в опре­деленную систему материи? Ответ таков: основное свойство ее заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построе­нии образа окружающего мира. Для чего? Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Здесь может возникнуть вопрос: «Если психика — это свойство материи, то какова собственная природа психики? Материальна она или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это иде­альное связано с материей нервной системы?» Проблема, поднимаемая этими вопросами, имеет скорее философский, нежели психологический характер. Она будоражила умы ученых многие столетия. Ответы давались самые разные — от отрицания психики как таковой через признание психики как некоего эпифеномена до дуализма и психофизического па­раллелизма. С развитием теории информации и кибернетики проблема эта практически снята. В настоящее время на по­ставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологи­ческих процессов.

Предметом психологии являются законо­мерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлен­ные в системе чувст­венных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждаю­щих действовать, а также в самих действиях, пережива­ниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

А. В. Петровский

Взаимоотношение между материальной основой образа и самим идеальным образом, формирующимся посредством этой материальной основы, можно предельно упрощенно продемонстрировать на примере мелодии, записанной на пластинке. Сколько бы мы ни рассматривали пластинку, как бы ни анализиро­вали увиденную картину, мелодии мы там не увидим. Все, что мы сумеем уви­деть — это канавки различных конфигураций. Мелодию мы можем получить, лишь создав определенные условия для протекания процесса, при котором ме­лодия и осуществляется: определенную скорость вращения пластинки, помеще­ние иглы в канавку, усиление возникающих при этом колебаний. Здесь необхо­димо обратить внимание на то, что при воспроизведении мелодии воспроизво­дится не материал, который при этом используется, а структура, т.е. система отношений между колебательными движениями, запечатленными на пластинке. Она может быть потом воспроизведена в неизменном виде в структуре электри­ческих потенциалов на магнитной ленте или в структуре затемнений на целлу­лоидной пленке, или в структуре колебаний воздушной среды (звуковых волн), колебаний барабанной перепонки и, наконец, в структуре нервных импульсов. Здесь важно то, что мелодия — это процесс. Если пластинку остановить или ис­портить аппарат для ее воспроизведения, мелодия исчезнет, может быть, навсегда. Если психику, с известными оговорками, в образной форме уподобить мело­дии, а живую нервную систему — проигрывателю, то мы получим простейшую модель взаимоотношений между нервной системой (материальным носителем) и психическими явлениями. Грубо говоря, психика существует, свершается в то время и до тех пор, пока «пластинка» крутится.

Несколько усложняя эту простую аналогию, мы можем продемонстрировать, как эта структура колебаний (а не сами по себе колебания) оказывают обратное влияние на материальный субстрат. Для этого достаточно представить себе, что на этом проигрывателе имеется чувствительный датчик, который реагирует только на какую-то одну музыкальную фразу (т.е. на структуру колебаний воз­душной среды) тем, что замыкает контакты реле, отключающего питание проиг­рывателя. Здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом — моментом сличе­ния всех «воспринимаемых» этим датчиком отношений с имеющимся у него образцом этих отношений. При предельном упрощении «идеальное» во всей цепи этой последовательности возникает при их совпадении, которое вызывает ответ­ные действия. Это очень упрощенная модель момента возникновения значения объекта, значения как единственного содержания психики.

Конечно, приведенный пример представляет собой до предела упрощенную схему. В действительности физиологические и порождаемые ими психологиче­ские процессы, а также их взаимные влияния неизмеримо сложнее, однако принципиальная их основа, как это представляется в настоящее время, в нем от­ражена.

Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнеде­ятельности человека.

Оглавление

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Google+
  • LiveJournal
  • Вконтакте

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *