Психологическая группа: Психология групп, коллектива и руководства: что это такое – психологические группы

Автор: | 26.05.2020

Содержание

Психология групп, коллектива и руководства: что это такое

Фото 1655Психология изучает не только особенности личности, но и принципы взаимодействия, общения и влияния индивидов друг на друга. Психология коллектива рассматривает социальные ситуации и процессы, определяющие поведение индивида, теорию коллектива, проблематику лидерства, механизмы восприятия, психологию межличностных конфликтов. Для коллективной психологии важно рассмотрение индивида через призму его взаимоотношений с другими людьми, оценка личности как отражение мнения коллектива.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам: Фото 1672

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия Фото 1620

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек: Фото 1702

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы: Фото 1684

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития: фото 1600

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Фото 1703

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся: Фото 1704

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Полезное видео

Из видео Вы подробно узнаете о социальных ролях и масках человека на работе и в повседневной жизни. А также о влиянии группы на поведение человека.

Психологические психотерапевтические группыСайт психолога Марии Романцовой

В этом разделе я хочу познакомить Вас с такой формой работы, как психологическая (психотерапевтическая) группа. Если Вы никогда не участвовали в подобных группах, то Вам будет немало важно узнать, на каких принципах строится этот метод, и что Вы можете получить в результате участия в группе.

Психотерапевтические группы  позволяют  исследовать  многие  феномены отношений (взаимодействия с другими людьми) гораздо быстрее и динамичнее, чем это возможно  в индивидуальной терапии.

Например, если человек стеснительный, то он может быстро краснеть, бледнеть, переживать каждый раз, когда ему нужно будет говорить о себе или своих чувствах, отстаивать свою точку зрения, но краснеет и бледнеет он не всегда, а только в определенные моменты своей жизни.  Вполне возможно, что когда-то сложилась такая ситуация, в которой ему как будто «не было места» — им могли не интересоваться, считали его мысли или чувства не достойными внимания,  просто не уделяли ему достаточно времени. И теперь ему сложно говорить о себе, он привык все переносить молча и каждый раз стесняется рассказывать о своих проблемах, считая себя не слишком значимым человеком.

Зато на группе такая черта характера будет видна в динамике отношений не только окружающим, но и самому человеку, и он гораздо быстрее сможет сделать для себя важные выводы: в какие моменты он стесняется? каких именно проявлений? какие реакции других людей ему «неудобны» или не приятны? что ему нужно сделать, чтобы чувствовать себя лучше и изменить свои представления о себе, приобретя те важные изменения, которые ему нужны? Так, стеснительный человек начинает понимать, какие убеждения или мысли не давали ему возможности быть более активным в отношениях с другими людьми причиняли ему дискомфорт в отношениях.

Поскольку только на психотерапевтической группе мы сталкиваемся с живым процессом общения, все наши свойства и качества личности, стереотипы реагирования и убеждения проявляются гораздо быстрее. Именно поэтому  психотерапевтические группы считаются наиболее эффективными с точки зрения проработки качества взаимодействия и личностных приобретений. Поскольку рассчитаны на повышение уровня компетентности в общении.

Участвуя в  психотерапевтической группе, Вы понимаете, что в ней  нельзя спрятаться, быть неискренним или пребывать в маске.

Участники группы моментально реагируют на неискренность, отвержение, несправедливость, снобизм, высокомерие – на все то, что так мешает обычному человеческому общению.

Поэтому часто психотерапевтические группы называют «живыми», лечебными. Подобный эффект достигается за счет того, что каждый участник делиться с другими своими чувствами, проблемами, желанием найти решение, имеет возможность раскрыться, а также рассказать о том, что с ним происходит в тот момент, когда он стакивается с определенными событиями на группе, что вызывает резонанс и у других участников группы.

Так создается единое поле переживаний, чувств, действий. Благодаря чему, в группе невозможно быть кем-то другим, казаться, а не быть.

Психотерапевтическая группа – не клуб и не группа по интересам.  Когда собирается столько людей, заинтересованных в своем личном развитии, получении определенных результатов, уже нельзя говорить о чем-то незначимом, стороннем, не играющим роли в сложившихся отношениях. Ведь на группу приходят люди, которые хотят разрешить серьезные проблемы в отношениях:

Как находить понимание и договариваться?

Как переживать отвержение?

Как научиться нравиться людям?

Как строить и развивать отношения?

Как разрывать отношения, которые себя изжили?

Как разрешать конфликты, отстаивать свои интересы?

Как справляться с переживаниями?

Как и когда, и с кем быть откровенным?

Как выбирать людей для себя?

Что делать, чтобы чувствовать себя более уверенным и защищенным?

Согласитесь, это вполне актуальные вопросы для нашей с Вами жизни, которые требуют внимания и вдумчивого подхода, искренности и активной работы над ними, чтобы добыть те ответы, которые будут приносить удовлетворение и позволят улучшить взаимоотношения в реальном мире, стать более разборчивым и внимательным в отношениях с людьми.

Только благодаря серьезному отношению и энергичному участию в группе, Вы сможете получить ощутимые результаты и почувствуете ценность психотерапевтической групповой работы.

Ценность психотерапевтической группы и участия в ней заключается в том, что только в условиях постепенного осознавания отношений в группе с другими людьми, можно научиться лучше ориентироваться в отношениях в реальном мире и стать более компетентным в общении человеком.

Итак, какой же опыт Вы сможете вынести, участвуя в психотерапевтической группе?

Вы научитесь:

  • чувствовать границы другого человека;
  • договариваться с другим человеком так, чтобы не навязывать своего мнения, не диктовать условия, а доносить свои мысли и чувства и быть услышанным, быть ясным и понятным, не манипулировать и не шантажировать;
  • справляться с тем, когда Вам пытаются что-то навязать, когда с Вами начинают конфликтовать и как с этим обходиться;
  • устанавливать доверительные и открытые отношения;
  • получать в сложных ситуациях поддержку и понимание;
  • оказывать поддержку другим людям;
  • говорить «Нет!», если не можете участвовать в каких-либо процессах и отношениях, обосновывать свои отказы, если это требуется и т.п.

Однако каждый человек выносит с группы только то, что ему было интересно и полезно, то, что он способен унести с собой – это говорит о том, что внимание человека часто обращено на те сферы его жизни, в которых он хочет достичь большей гармонии. Вполне возможно, что в следующие годы своей жизни, ему потребуется поработать над чем-нибудь другим, над какими-то другими аспектами своих взаимоотношений.

Ни один тренинг не даст такого детального опыта самоизучения в отношениях и понимания, как длительная  психотерапевтическая группа, которая проходит в течение 8 – 9 месяцев.

Если Вы действительно хотите разобраться в том, как Вы строите отношения, какой Вы или какая Вы в отношениях, понять истинные причины Ваших поступков, действий, реакций и выборов, то тогда лучше психотерапевтической группы просто нет метода.

Давайте сравним:

Тренинги дают новые навыки и способы действий, но не дают моментальных изменений.  Вы получаете инструмент для дальнейшей работы над собой. Тренинг дает  стимул к изменению и показывает путь, как это делать до тех пор, пока новый навык, понимание какого-либо процесса не станет Вашим новым инструментом.

Психотерапия – качественный и тщательный метод самопознания и развития, но занимает достаточно продолжительное время, от года до  трех лет и более. Позволяет изучить Ваши возможности, способности, изменить убеждения, поведенческие реакции на многие события, очисться от  «старых» ран и заблуждений, а также изучить Ваши особенности построения отношений в паре (камерные отношения). Динамика индивидуальной психотерапии в разы меньше, чем групповая динамика.

Краткосрочная психотерапия – эффективна в работе над конкретной проблемой, в процессе 5- 10 занятий Вы сможете разобраться в процессах и  причинах возникновения проблемы и научитесь с ней справляться. Например, краткосрочная психотерапия весьма эффективна в работе со страхами и фобиями.

Только участие в длительной психотерапевтической группе позволит Вам быстрее включиться в отношения, увидеть различные стороны Вашей личности и получить те результаты, изменения, которые Вы хотите получить.

Обычная психотерапевтическая группа идет в течение 9 месяцев. Как правило, группа является «закрытой», то есть после набора в начале года, новые участники не принимаются. Чаще всего продолжительность занятий —  раз в неделю по два часа или раз в две недели по три часа. Участники группы обязуются,  в случае пропуска занятий, обязательно предупреждать заранее. Правило, действующее для всех без исключения: сведения, полученные на группе, не разглашаются.

Групповая работа не рекомендуется людям с неустойчивой психикой, находящимся в остром состоянии, не умеющим сдерживать вспышки агрессии, ярости, эротические влечения.

Новая группа начинает действовать с октября месяца. О наборе в группу, бонусах и скидках, Вы узнаете из рассылки.

С октября начинает работать новая психологическая группа для женщин «Возвращение к себе«. Читайте более подробную информацию по группе здесь.

Открыт набор в психологические группы

В вечернее время, начало в 19.00. Стартует с октября.

Психологическая закрытая группа для женщин «Возвращение к себе».

Записаться можно здесь с пометкой названия группы.(запись закрыта)

Статьи по теме:

Группы Психологической Поддержки

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

 

Анна Ахматова

«Распятие»

 

Очень часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что люди, переживающие горе, говорят: «В своем горе ты остаешься один», «От меня все отвернулись», «Нас бросили в нашем горе», «Нас избегают, как прокаженных».

Зачастую люди теряются, когда сталкиваются с чужим горем. Не понимают, что сказать, как помочь, а еще становится неловко, что у них все более-менее хорошо, а тут такая беда. И, уходя от внутреннего дискомфорта, начинают избегать скорбящего человека. Избегать в то время, когда он больше всего нуждается в поддержке. И те, у кого случилось горе, делают вывод, что пока все хорошо – все рядом, а случится беда – и люди отшатнулись, как будто боятся твоим горем заразиться.

Когда думаешь, что сказать человеку, переживающему горе, обычно на ум приходят либо банальные слова, либо сухие фразы, либо вообще не знаешь, что говорить. А ничего особенного говорить и не надо. Так получилось, что когда умерла моя мама, со мной рядом не оказалось ни родных, ни близких, ни друзей, они все были в Москве, а я была за тысячу километров. И, конечно, несмотря на весь свой профессиональный и жизненный опыт я испытывала и страх, и горе, и растерянность.

Не знаю, как бы я справилась, но, слава Богу, рядом была моя подруга. Самая близкая, самая настоящая, с которой мы дружим уже 37 лет. Она не говорила никаких особенных слов, не совершала героических поступков, она просто все время была рядом – в реанимации, когда врач говорил «Мы сделали все, что могли…», в морге, куда так невыносимо страшно было заходить одной, потому что там лежит твоя мать, дома, на кладбище, после похорон. Я не знаю, как ей это удавалось, потому что начинался учебный год, она заведовала кафедрой в университете, и у нее была куча дел, и университет был в другом городе. Она уезжала, приезжала и при этом всегда была рядом. Не знаю, как бы я была без нее. Потом приехали родные и стало легче от самого их присутствия.

Очень помогали простые поступки, например, когда школьная подруга пришла с букетом белых хризантем, обняла меня и долго так со мной сидела. Простые слова, когда сосед, очень пожилой человек говорил: «Ты иди, поспи хоть час, я посижу с твоей мамой, не бойся, я не усну». Мамины подруги, которые всю ночь читали Псалтирь у гроба, пели и слезы от этих песен лились ручьем, но одновременно на душе становилось светлее и легче. А еще они успевали позаботиться обо мне и о каких-то недоделанных маминых делах.

Помогали, казалось бы, незначительные поступки чужих людей. Например, я оформляла документы, что-то забыла отксерокопировать, что-то не так заполнила и сотрудница учреждения сама все сделала. Решала вопросы с отключением в пустой квартире воды, газа, счетчиков, сдавала какое-то оборудование, все путала, забывала и сотрудники, совершенно незнакомые мне люди, делали за меня и вместо меня, находя где-то замену потерянным и забытым мною пультам, проводам, бумагам. Я не помню ни лиц этих людей, ни их имен, но у меня осталась большая благодарность в душе. Человек что-то тебе делает не потому, что он что-то от тебя ждет, а потому что он понимает, что тебе плохо, и тебе необходима помощь. Ведь могли бы сказать: «У вас нет этой бумажки, сделайте ксерокопию и приходите». Такие мелочи вроде бы, кажется, что ты их не замечаешь. Нет, замечаешь и помнишь.

Тогда я получала самые простые смски и звонки от друзей, от коллег: «Мы тебя любим», «Мы очень переживаем за тебя», «Прости, что мы не рядом», я их читала, рыдала над ними, и мне становилось чуть легче. Потому что, действительно, а что тут скажешь? Но искренние слова любви и сочувствия дают силы пережить горе.

Для человека, переживающего горе утраты, в зависимости от его состояния может быть необходима разная помощь:

  1. Сопровождение и психологическая поддержка (оказывается близкими людьми – друзьями, родственниками и заключается в заботе, внимании, человеческом участии, в том, что называется «быть рядом» и показывать всеми своими действиями, что «мне не все равно, что с тобой происходит» – выслушивать, держать за руку, приходить в гости и приглашать к себе, брать за руку и вести гулять по вечерам, готовить еду, пить вместе чай и просто молчать).
  2. Психологическое консультирование (проводится психологом; как правило, человек сам обращается за помощью к специалисту, либо близкие горюющего могут рекомендовать ему обратиться за профессиональной помощью, когда видят, что он не справляется со своими переживаниями – проходят месяцы, а ему становится только хуже. Психолог, работая с человеком, переживающим утрату, решает вместе с ним четыре психологические задачи: 1) признать факт потери; 2) пережить боль потери; 3) реорганизовать социальные связи и роли; 4) выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить).
  3. Психотерапия и медикаментозное лечение (проводится психиатрами, психотерапевтами как правило, в ситуациях, угрожающих психическому здоровью человека; бывает необходима соответствующая квалифицированная психофармакологическая коррекция (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты).

 

Что можно почитать:

  1. Баканова А.А. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка / Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А.., Родина А.М. Культура на защите детства. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. С. 36—38.
  2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.
  3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1991. – 630 с.
  4. Волкан В., Зинтл Э. Смерть в семье: как скорбят родители и дети //Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, №4
  5. Грановская Р.М. Психология Веры. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.
  6. Дейтс Б. Жизнь после потери. М.: ГРАНД, 1999.
  7. Ленгле А.      Найти      согласие      с      жизнью      //      Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1 (28), с.5-23 62.
  8. Литвак М. Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 214 с.
  9. Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя // Московский психотерапевтический журнал, №1-2, 2001
  10. Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия, 1994, том 4, вып. 3.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 360 с.

Автор статьи: Лариса Пыжьянова

Психология групп | Здоровье.org

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяемая из социального целого по определенным признакам (характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность и т.д.) — это целое, которое больше суммы частей.
Классификация групп:
1. Условные группы – группы, объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол).
2. Реальные (контактные) – это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди реальных групп существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы (например, группы, созданные в интересах научного исследования). В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы.
Естественные группы подразделяются на «большие» и «малые».
1.Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
В большинстве исследований указывается, что наименьшей малой группой является группа из двух человек («диада»). Но есть и другая точка зрения, авторы которой полагают, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Г.М. Андреева полагает, что если изучаемая малая группа – реально существующая группа и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности.
Существуют три наиболее распространенные классификации малых групп:
– «первичные» и «вторичные». Ч. Кули вначале дал описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее он предложил определенный признак первичных групп – непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.
– «формальные» «неформальные». Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. То есть, в формальной группе строго распределены роли всех членов в системе подчинения структуре власти. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил «неформальные», которые складываются стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне формальной группы. Практически было установлено, что в действительности трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
– «группы членства» и «референтные группы» (Г. Хаймен). В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.
2. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии.

Стадии и уровни развития групп

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяемая из социального целого по определенным признакам (характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность и т.д.) — это целое, которое больше суммы частей.
1. Первая отечественная модель развития групп представлена А.С. Макаренко. В ее основе лежит положение о том, что требование выступает основным параметром, определяющим становление коллектива. Он выделяет следующие этапы развития:
Первый этап – в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.
Второй этап – основным проводником требований к личности должен быть актив.
Третий этап – «требует коллектив». Это говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.
2. В модели развития групп А.В. Петровского группа представляется как состоящая из трех страт (слоев):
— в первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;
— во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;
— в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
3. Другая модель уровней развития представлена в работах Л.И. Уманского (на примере школьных классов).
— Нижний уровень формирования коллектива – группа-конгломерат (т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время).
— Если начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются ростки ее коллективообразования, закладываются основы формирования ее структуры как коллектива. Совместная деятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автоматизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходят процессы обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется групповой эгоизм и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию (лжеколлектив).
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействия, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность и она становится группой-коллективом.

Психологические технологии работы с группой

Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления психическими состояниями личности и группы с целью создания оптимальных условий для актуализации индивидуальных и групповых психологических ресурсов.
Психотехнология групповой работы – это наука о практическом использовании психологических техник управления групповым процессом с целью достижения индивидуальных и групповых задач и достижения наиболее эффективных результатов деятельности.
Психотехнология групповой работы опирается на понимание группы, введенное Куртом Левиным, основателем теории групповой динамики: группа – есть динамическое целое, основанное на взаимозависимости ее членов и обладающее собственными свойствами, которые отличаются от свойств ее подгрупп или отдельных индивидов.
Работа со специально организованной группой может иметь различную направленность. По локусу направленности можно выделить следующие виды групповых работ:
1. Групповая работа, центрированная на решении личностных задач участников группы. Группа используется как средство или катализатор каких-либо личностных процессов, изменений, достижений. К такому виду групповой работы относятся групповая психотерапия, групповое консультирование и различные психологические тренинги.
2. Групповая работа, центрированная на группе как целостном социально-психологическом субъекте. Основными задачами таких групп могут быть создание благоприятного микроклимата, достижение уровня эффективно работающей группы. К этому направлению относятся групповой анализ; группы, ориентированные на конфликт.
3. Групповая работа, центрированная на достижении определенных творческих, общественно значимых результатов. К такому виду групповой работы относятся группы принятия общих решений (в том числе, и управленческих решений), группы решения задач, группы достижения командных результатов (например, высоких командных результатов на спортивных или командных состязаниях), эвристические группы, использующие методы аналогии и имитационного моделирования (например, в изобретательских целях). К методам, используемым в работе таких групп, относятся метод мозгового штурма, круглого стола и т.д.
Психология

Психологические группы и тренинги центра «Понимание» в Москве

В нашем центре есть множество действующих психологических групп и тренингов, проводимых нашими специалистами на высоком профессиональном уровне. Выбирайте наиболее подходящую Вам и получайте желаемые изменения с поддержкой психологов и участников группы. Задать вопросы и записаться можно по тел. +7 (495) 979-01-08 или в форме внутри описания каждой группы (нажимайте «читать подробнее»). Ждем Вас!

группа мам в декрете

группа мам в декрете

НЕдетский мама-клуб — клуб для мам, находящихся в декретном отпуске

Как не сойти с ума от однообразия? Как почувствовать свою нужность и востребованность, если ты домохозяйка? Как выбраться из дня сурка? Что делать, если ребенок сводит с ума? Как и где найти время, чтобы заняться собой? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы в нашем Мама-клубе.

Вопреки тенденциям современного общества в нашем клубе мы не будем заниматься развитием детей.  Мы вообще не планируем заниматься детьми, хотя приходить в наш клуб можно и нужно со своим малышом. Здесь мы будем заниматься с милыми, прекрасными и удивительными женщинами — с мамами. Для малышей у нас есть целый арсенал всевозможных игрушек, в том числе и развивающих, так что они тоже смогут прекрасно провести время, пока мама будет 1,5 часа  посвящать себе, своим потребностям и заботе о себе.

читать подробнее

тренинг знакомств

тренинг знакомств

Тренинг знакомств «Приятно познакомиться»

Москва — огромный мегаполис, где люди часто жалуются на отсутствие времени и недостаток простого человеческого общения. Если это про вас, то этот тренинг вам подойдет — здесь можно в безопасной обстановке найти новых друзей, а может быть и любовь 🙂

В чем выгода от участия?

  1. Вы познакомитесь с новыми интересными людьми в безопасной обстановке;
  2. Если вы застенчивы или же вам сложно начать общаться первым — то с помощью ведущего и дружеской  атмосферы, вам не составит труда завязать знакомство с другими участниками;
  3. Вы лучше поймете свойственную вам модель общения и чем можно ее разнообразить, чтобы вы стали интересным собеседником;
  4. Вы можете обрести новых друзей и продолжать это общение после окончания тренинга
  5. Если есть какие-то сложности личного характера, которые мешают вам заводить новые знакомства и строить дальнейшие отношения, то вы получите дружественную обратную связь от участников и рекомендации от ведущей

Качественное отличие нашего тренинга в том, что он объединяет в себе выгоды краткосрочной психотерапии (вы понимаете  что мешает  заводить знакомства и строить отношения именно вам  и что с этим делать) и возможности быстрого и непринужденного знакомства в безопасной обстановке (в том числе с противоположным полом).

читать подробнее

Группанализ для психологов/психотерапевтов

Группанализ для психологов/психотерапевтов

В познании себя — терапевтическая группа для психотерапевтов/психологов

 Групповая терапия – признанный высокоэффективный  метод в психотерапевтической работе, являющийся достойной альтернативой личной терапии при наименьших временных и финансовых затратах.

Большинство всех проблем касаются человеческих отношений. И только в общении мы можем научиться разрешать эти проблемы. Участвуя в психотерапевтической группе, вы лучше узнаете себя, научитесь слышать и понимать других людей, что чрезвычайно важно при работе с клиентами. Поймете, как налаживать надежный контакт с разными людьми, что послужит дальнейшему развитию навыка устанавливать прочный терапевтический альянс с клиентами.

читать подробнее

психодраматическая группа для детей

психодраматическая группа для детей

Играя — проживаем — психодраматическая группа для детей

Это коррекционно-развивающая группа, направленная на коррекцию психоэмоциональной сферы старших дошкольников (5-6 лет) и младших школьников (7 — 9 лет). Участие в группе позволяет решить основные психологические трудности ребенка в семье и в общении со сверстниками.

В групповой работе применяется метод психодрамы, в основе которого лежит символическая игра. В ходе символической игры происходит переложение и проигрывание негативного опыта, возникшего в процессе развития ребенка.

читать подробнее

группа общения для взрослых Москва ЦАО

группа общения для взрослых Москва ЦАО

В гармонии с окружающими — психологическая группа общения для взрослых

Если вам:

— сложно строить отношения с людьми

— мало друзей или их нет вообще

— вы не знаете какое впечатление вы производите на других людей

— вам сложно понять окружающих, а они не понимают вас

— вы не можете поделиться с окружающими тем, что вас волнует

— часто вам сложно отстоять свое мнение, трудно сказать «нет» без чувства вины

— не получается наладить долгосрочные отношения: отношения не складываются, возникает чувство разочарования и неверия что что-то измениться

вам поможет группа общения: группа похожа на социум в миниатюре. Все наши особенности, как хорошие, так и проблемные, несомненно проявляются в любом общении и в группе они также проявятся, но, в отличие от социума, обстановка группы позволяет в безопасных условиях исследовать и  проработать ваши привычные неэффективные шаблоны поведения.

читать подробнее

Группа общения для подростков Диалог

Группа общения для подростков Диалог

Диалог — группа общения для подростков

Ребенок стал хуже учиться, не хочет идти в школу, или прогуливает уроки? Демонстрирует протестное поведение, отказывается выполнять домашние обязанности? Отрицает семейные ценности или просто стал агрессивным или закрытым? Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили утвердительно — это значит, что в вашем доме живет подросток. «Переходный возраст» — это реальное испытание для всей семьи и его надо постараться пройти без потерь.

В нашей группе мы будем разбирать то, что происходит с ребенком в школе. Школьные трудности могут происходить по разным причинам, самые распространенные: появились другие интересы, конфликты с одноклассниками или учителями, школьная неуспешность и как следствие отсутствие мотивации, или просто стало неинтересно учиться. И не всегда ребенок может обсудить свои проблемы с родителями — такой возраст. А на группе мы будем обсуждать сложившиеся ситуации  и вместе обязательно найдем выход из каждой конкретной ситуации.

читать подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *