Психологический образ: Образ (психология) — Википедия – Образ — психология

Автор: | 04.08.2020

Содержание

А.Н. Леонтьев. Психология образа: Psychology OnLine.Net

А.Н. Леонтьев. Психология образа
Добавлено Psychology OnLine.Net
14.02.2009 (Правка 25.11.2009)

Как известно, психология и психофизиология восприятия характеризуются, пожалуй, наибольшим числом исследований и публикаций, необозримо огромным количеством накопленных фактов. Исследования ведутся на самых разных уровнях: морфофизиологическом, психофизическом, психологическом, теоретико-познавательном, клеточном, феноменологическом («фонографическом» – К.Хольцкамп) (Holzkamp K. Sinnlliehe Егkеnntnis: Нistorischen Upsprung und gesellschaftliche Function der Wahrnehmung. Frankfurt/ Маin, 1963.), на уровне микро- и макроанализа. Изучаются филогенез, онтогенез восприятия, его функциональное развитие и процессы его восстановления. Используются самые разнообразные конкретные методы, процедуры, индикаторы. Получили распространение разные подходы и интерпретации: физикалистские, кибернетические, логико-математические, «модельные». Описано множество явлений, в том числе совершенно поразительных, остающихся необъясненными.

Но вот что знаменательно, по признанию самых авторитетных исследователей, сейчас не существует никакой убедительной теории восприятия, способной охватить накопленные знания, наметить концептуальную систему, отвечающую требованиям диалектика- материалистической методологии.

В психологии восприятия, по существу, в неявной форме сохраняются физиологический идеализм, параллелизм и эпифеноменализм, субъективный сенсуализм, вульгарный механицизм. Не ослабевает, а усиливается влияние неопозитивизма. Особенно большую опасность для психологии представляет редукционизм, разрушающий сам предмет психологической науки. В результатов работах, претендующих на широкий охват проблемы, торжествует откровенная эклектика. Жалкое состояние теории восприятия при богатстве накопленных конкретных знаний свидетельствует о том, что сейчас создалась острая необходимость пересмотреть то принципиальное направление, в котором движутся исследования.

Конечно, все советские авторы исходят из фундаментальных положений марксизма, таких, как признание первичности материи и вторичности духа, сознания, психики; из положения о том, что ощущения и восприятия являются отражением объективной реальности, функцией мозга. Но речь идет о другом: о воплощении этих положений в конкретном их содержании, в практике исследовательской психологической работы, об их творческом развитии в самой, образно говоря, плоти исследований восприятия. А это требует коренного преобразования самой постановки проблемы психологии восприятия и отказа от ряда мнимых постулатов, которые по инерции в ней сохраняются. О возможности такого преобразования проблемы восприятия в психологии и будет идти речь.

Общее положение, которое я попытаюсь сегодня защищать, состоит в том, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. (Замечу, кстати, что теория отражения по-немецки Вi1dtheorie, т. е. теория образа.) Марксизм так и ставит вопрос: «… ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека, – писал Ленин, – принимается за образ объективной реальности» (Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 18, с. 282-283.).

Ленин сформулировал и чрезвычайно важную мысль о принципиальном пути, по которому должен идти последовательно материалистический анализ проблемы. Это путь от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу. Противоположный же путь, подчеркивает Ленин, есть путь, неизбежно ведущий к идеализму (Там же, с. 52.)

Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования.

Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: трехмерное пространство и время (движение), которое представляет собой «объективно реальные формы бытия» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 181.).

Это положение отнюдь не должно оставаться для психологии только общефилософской предпосылкой, якобы прямо не затрагивающей конкретно-психологическое исследование восприятия, понимание его механизмов. Напротив, оно заставляет многое видеть иначе, не так, как это сложилось в рамках буржуазной психологии. Это относится и к пониманию развития органов чувств в ходе биологической эволюции.

Из приведенного марксистского положения вытекает, что жизнь животных с самого начала протекает в четырехмерном предметном мире, что приспособление животных происходит как приспособление к связям, наполняющим. мир вещей, их изменениям во времени, их движению; что, соответственно, эволюция органов чувств отражает развитие приспособления к четырехмерности мира, т. е. обеспечивает ориентировку в мире, как он есть, а не в отдельных его элементах.

Я говорю это к тому, что только при таком подходе могут быть осмыслены многие факты, которые ускользают из зоопсихологии, потому что они не укладываются в традиционные, по сути атомарные, схемы. К числу такого рода фактов относится, например, парадоксально раннее появление в эволюции животных восприятия пространства и оценка расстояний. То же относится к восприятию движений, изменений во времени –

восприятию, так, сказать, непрерывности через прерывность. Но, разумеется, касаться этих вопросов подробнее я не буду. Это разговор особый, узкоспециальный.

Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие – понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это – смысловое поле, система значений.

Введение этого понятия требует более подробного разъяснения. Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении. Когда, например, я бросаю взгляд на ручные часы, то я, строго говоря, не имею образа отдельных признаков этого предмета, их суммы, их «ассоциативного набора». На этом, кстати сказать, и основана критика ассоциативных теорий восприятия. Недостаточно также сказать, что у меня возникае

1.1 Понятие образа в психологии. Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей

Похожие главы из других работ:

«Образ–Я» и его развитие средствами диалога

Глава 1. КАТЕГОРИЯ «ОБРАЗА — Я» В ПСИХОЛОГИИ

Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

1.1 Понятие образа и его неотъемлемая часть в построении имиджа музыканта

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки публичного человека, а в данном случае — музыканта, является впечатление, которое они производят, другими словами, их образ и имидж…

Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

2.1 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Рианны

архетип личность имидж подсознание Полное имя Рианны — Рианна Робин Фенти родилась в семье бухгалтера и просто рабочего на острове Барбадосс, где и провела все свое детство…

Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

2.2 Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа американской певицы Селены Гомез

История успеха американской певицы, актрисы кино и телевидения, композитора и автора песен Селены Гомез, как и история Рианны из Барбадоса, похожа на историю Золушки. Селена жила в Техасе вместе с мамой Мэнди Корнетт, театральной актрисой…

Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

1.2 Проблема «образа семьи» в современной психологии

Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например…

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

1.1 Понятие здорового образа жизни

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни [52, c.3-14]. Д.У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни…

Здоровый образ жизни как научная проблема

1. Понятие здорового образа жизни и его проблемы

Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Лисцин Ю.П…

Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи

ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии

Образное мышление как необходимая компонента теоретического мышления (на материале математики)

4. Понятие учебного образа, возможность использования

В работе «Визуальное мышление в структуре научного познания» выделяется два принципиально различных подхода к пониманию образа. Первый заключается в том…

Особенности восприятия девушками образа мужчины с разным эмоциональным восприятием образа отца

3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕВУШКАМИ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ОБРАЗА ОТЦА

3.1 Особенности восприятия внешности образа мужчины На рисунке 3.1.1. представлены соотношение восприятия внешнего образа отца и мужчины в группе девушек, воспринимающих образ отца положительно. Таблица 3.1.1 Размещено на http://www.allbest.ru/ Рис. 3.1.1…

Особенности образа вертикального конфликта руководителей

2.1 Понятие образа в психологии

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский одной из главных проблем в психологии выделяют проблему образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии…

Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

Особенности Я-образа у подростков

Глава 2. Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте

Понятие образа мира у детей в старшем дошкольном возрасте

1.1 Категория образа в психологии

Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Исследуя психические явления, советские психологи пришли к пониманию того…

Проявление взаимосвязей между состоянием здоровья и факторами образа жизни студенческой молодежи

1.2 Понятие здорового образа жизни и фитнеса

здоровый жизнь студенческий мотивация С момента возникновения фитнеса его ведущим принципом был определен принцип «нагрузка ради здоровья». Наиболее полно отражает суть такого сложного понятия, как фитнес, определение…

Понятие образа человека в психологии


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Обращаясь к толковому словарю Ожегова, [5] мы находим следующую трактовку понятия «образ»: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Тем не менее эта трактовка изначально может показаться нам неверной, как минимум из-за того, что в нашем сознании присутствуют и образы не имеющие ничего общего с материальным миром (к примеру, в сознании верующий людей присутствует образ Бога, хотя в материальном мире они не способны его увидеть или ощутить). Образ является одним из ключевых понятий в психологии. Как отмечает Д.Кехо : «Ваши мысли намного сильнее, чем вы предполагаете, а каждый мысленный образ является реальной силой, способной повлиять на вашу жизнь». [2] Так что же такое образ? И как было принято понимать (или интерпретировать) его значения?

Понятие образа возникает в психологии практически сразу после возникновения её как таковой. Впервые оно появляется в рамках структурализма, основатель которого — Вильгельм Вундт – рассматривает в качестве предмета психологии процессы сознания как структурное единство основных его элементов. Сам Вундт не считал образы таковыми элементами (по его мнению, ими являлись ощущения и чувства), но его ученик Э.Титченер сделал вывод о том, что в действительности именно «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти». Примерно тогда же, в ходе своей работы над теорией психической наследственности Ф.Гальтон пришел к тому, что существуют определенные психические образы, которые лежат в основе законов ассоциации идей.

Далее вопрос понятия и структуры образа немало изучался представителями различных психологических школ, которым удавалось прийти к различным, зачастую вполне согласовывающимся друг с другом трактовкам. Так, представители гештальтпсихологии на стыке XIX и XX веков, пришли к тому, что образ – это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Бихевиористы (в частности Д.Миллер, Е.Галантер и К.Прибрам) сделали вывод о том, что образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует; всё, что приобрёл организм – его оценки наряду с фактами.

Большой вклад в изучение образов внесли приверженцы психоанализа. Его основатель З.Фрейд рассматривал образ как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. З.Фрейд объяснял образы как своеобразный мост между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Другой представитель данного направления в психологии – К.Юнг, утверждавший, что «мы непосредственно живем исключительно в мире образов» [11] преподносит их как первичные активные феномены душевной жизни.

С точки зрения представителей, возникшего в середине XX века когнитивизма, в частности, Р.Солсо, образ — это «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [10]. Следуя от этого он приходит к тому, что важнейшей функцией психических процессов является распознавание образов т.е. «способность абстрагировать некоторые элементы события и объединять эти элементы в хорошо структурированный план, придающий значение всему эпизоду».

Представители экзистенциальной психологии также имели свой взгляд на природу образа. К примеру, Ж.-П.Сартр в своих работах, рассматривает образ как особое интенциональное действие сознания: нет воображаемого предмета «внутри» сознания, есть только воображающее сознание. Воображение является способностью оживлять то или иное гилетическое содержание, то есть любой образ характеризуется [19]. Другими словами, образ — не особая «вещь», не посредник между сознанием и отсутствующим сейчас реальным предметом, но специфический акт сознания, направленный на отсутствующий или несуществующий предмет.

Обширными были исследования образов и среди отечественных психологов. П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира». Большое значение для понимания сущности образа также имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. С точки зрения, следующей из размышлений об образах советского психолога Б.Ф. Ломова образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его.

Так, изучая понятие образа мы приходим к выводу, что из-за неоднородности его структуры, а также недостаточных возможностей в сфере его изучения, на данном этапе развития психологии, мы не можем вывести однозначного определения понятия образ, которое могло бы послужить нам постулатом для дальнейших исследований. Однако, разумным шагом будет принять за основу следующую трактовку: «образ – есть конечный результат познавательной деятельности, продукт восприятия памяти, мышления и воображения, основными функциями которого являются смыслообразование, прогнозирование, мотивация и регуляция поведения», и вести дальнейшие исследования отталкиваясь именно от этого понимания образа.

Важную роль во всем многообразии образов играют социально-перцептивные образы. Это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя, как члена человеческого сообщества.

Образ человека возник еще задолго до того, как его начали называть этим словом, и тем более пытаться его исследовать. Образы, содержащие информацию о других людях, к слову, появились гораздо раньше, чем образ собственного Я. Это связано в большей мере с временем в котором жили люди, и соответствующими этому времени правилам, канонам и стандартам поведения и мышления. Древние люди, были мало склонны к интроспекции (хотя разумеется, она существовала, что доказывают нам факты о стремлении к доминированию в древних общинах), но успешно воспринимали образы окружающих их людей, которые позволяли им совершать множество необходимых для выживания действий. Примером такого восприятия образов может послужить идентификация того или иного индивида с образам «врага» и дальнейшего нападения или же избегания его, или идентификация того или иного индивида с образом «подходящего для продолжения рода» и дальнейшего выполнения заданной самим образом функции.

Вместе с развитием человеческого общества соответствующими темпами происходило и расширение «ассортимента» образов человека, появляющихся в сознании его членов. Со временем мы научились воспринимать образы различных субъектов, окружающих нас, которые мы можем анализировать по ряду, важных в той или иной конкретной ситуации признаков. Люди научились идентифицировать образ хорошего и плохого человека, образ родного и чужого человека, образ труженика и тунеядца, образ мудрого человека и глупца, образ господина и раба, образ творческого человека, образ домохозяйки, образ политика, образ сумасшедшего и великое множество других образов, которые только возможно применить в отношении другого индивида.

Каждого человека, с которым нам приходится контактировать в процессе нашей жизнедеятельности, мы можем представить в виде совокупности его образов – всех наших отношений и впечатлений относительно него. Так один и тот же человек может восприниматься нами в форме образа друга, образа хорошего специалиста своего дела, при том в образе, к примеру, плохого мужа, и не слишком хорошего отца (хотя, несомненно, эти образы будут иметь немалое влияние друг на друга). Именно благодаря этим образам мы и способны познавать людей, выделять в обществе наиболее подходящих людей для нас самих, отождествлять себя с кем-либо или же противопоставлять. Именно образы людей позволяют нам в дальнейшем осуществлять взаимодействие с ними, и, как было отмечено Э.Берном, продуктивность этих взаимодействий состоит в прямой зависимости от того, насколько образ близок к действительности.

 


Рекомендуемые страницы:

Понятие образа человека в психологии. — КиберПедия

 

Для раскрытия темы образа инвалида необходимо определить, что такое образ человека в целом.

Психика человека имеет образной характер. Другими словами, психика отражает реальность через образы. Образ принято считать субъективной психической реальностью, которая возникает во внутреннем мире, во время восприятия объективной реальности, в процессе контакта человека с внешним миром. Образ восприятия – это образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир, а так же образ самого себя. Основными свойствами образа восприятия выделяют предметность, константность, целостность и категориальность. Этими свойствами с самого рождения человек не обладает, а приобретает и проявляет их в жизненном процессе, посредству накопления опыта.

Предметность образа восприятия выражается тем, что различные ощущения, которые входят в состав образа, человек объединяет в четкий образ и относит его к определенному предмету.

Константность образа восприятия – это сохранение образа при изменении условий восприятия. Иными словами, не смотря ни на что, образ в сознании остается постоянным и узнаваемым.

Способность образа восприятия к формированию конкретного образа предмета, при этом, не имея достаточного количества информации о нем — называется целостностью восприятия.

Наконец, категориальность образа восприятия – это свойство восприятия, которое существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия, является способностью к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих очерченные и устойчивые границы.

Можно сказать, что то, как мы субъективно видим или отражаем окружающий нас мир – и есть образ. Подтверждение этому можно найти в определении советского психолога А. Н. Леонтьева: «Психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды стоят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; – это знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире». [1]

Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн пишет, что: «В результате всякого психического процесса как деятельности мозга возникает то или иное образование – чувственный образ предмета, мысль о нем и т.д. Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности, с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ». [2]



А что же происходит, когда человек пытается познать другого человека? Что такое образ человека в сознании?

Формирование образа человека – процесс его познания. Этот образ является совокупностью элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью других элементов, составляющих облик отражаемого человека. Современная наука считает восприятие человека человеком одним из рефлекторных процессов организма.

Психическое восприятие человека состоит из нескольких наиболее важных характеристик. Одна из них – форма и контур. Ее принято считать основной характеристикой воспринимаемого образа. И. М. Сеченев – выдающийся русский физиолог показал, что возможность усваивать контуры предметов позволила живым существам воспринимать многообразие окружающего мира. [5]

Психологические изменения зрительного образа восприятия человека человеком были рассмотрены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ломовым. [4]

Ракурс, в котором воспринимается и наблюдается человек, так же является очень важной характеристикой.

Постоянство восприятия – особенность, изменение ракурса которой не препятствует восприятию основных черт человека, которые отличают его от других.

Устойчивость – определяется процессом зрительного восприятия объекта, поддерживающегося за счет микроскопических перемещений его образа по сетчатке глаза.

Формирование чувственного образа – является процессом сбора информации об объекте восприятия. В этой информации обязательно присутствуют характерные черты и признаки объекта, что бы впоследствии составить об объекте конкретный образ.

Образ человека выполняет следующие функции: во-первых, он является конструкцией картины мира, которая формируется как имплицитно, так и эксплицитно, что дает возможность ориентироваться в действиях и суждениях; во-вторых, как правило, имеет функцию управления действиями, то есть влияет на планирование, осуществление и анализ действий; в-третьих, искусство и литература также имеют свойство отражать образ человека; в-четвертых, развитие современного общества показывает, что образ человека может быть иллюзорным и иметь мало общего с фактическими функциями индивида в обществе.



В конечном итоге можно сказать, что образ человека – это описание типов его действительности.

 

Понятие инвалидности.

 

Для определения понятия «инвалид» обратимся к толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [6]:

Инвалид (с латинского invalidus – бессильный) – человек, утративший трудоспособность частично или полностью вследствие увечья, болезни или старости.

Инвалидность – состояние, положение инвалида. Нетрудоспособность.

Официально инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности в результате наличия физических или умственных недостатков, нуждается в социальной помощи или защите. А так же, человек, имеющий действующее свидетельство по инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств.

В настоящее время термин «инвалид» почти не употребляется в зарубежных странах. Люди стараются избегать таких резких слов, как «калека», «слепой», «глухой», стараясь заменять их на более лояльные слова и словосочетания. Это необходимое решение было принято для того, чтобы не усугублять положение людей с ограниченными способностями, ведь, по данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. А в России, по официальной статистике, около 13 млн. инвалидов.

Принято три группы среди инвалидов:

1. Пенсионеры, получающие пенсию по возрасту,

2. Лица, получающие пенсию по инвалидности,

3. Работающие лица трудоспособного возраста, не получающие пенсию или пособие.

Существует множество распространенных причин инвалидности: трудовое увечье, общее заболевание, военная травма, патология и другие.

Первая группа инвалидности характеризует лица, нуждающиеся в постоянном уходе. Эти лица либо не могут заниматься никакой трудовой деятельностью, либо способны выполнять отдельные виды труда на дому.

Вторая группа устанавливается для тех, кому нельзя заниматься трудом (в зависимости от тяжести заболевания) или же для тех, кому разрешен труд в специально созданных для этого условиях.

Третья группа присваивается лицам способным к самообслуживанию и трудовой деятельности первой степени.

В отношении социально-психологического плана, наличие инвалидности предоставляет человеку большое количество проблем, несмотря на особое выделение инвалидов, как социально-демографической группы.

По словам председателя Совета Федерации – Сергея Миронова: «Инвалидность должна рассматриваться не как проблема отдельного человека, а как проблема общества». Этим высказыванием Миронов стремится привлечь интерес и внимание общественности к проблеме. Справедливо, что общество должно ценить каждого человека и способствовать устранению разнообразных барьеров, возникающих из-за ограничения каких-либо жизненных функций, учитывая специфические потребности. Решение проблем инвалидов является общенациональной задачей, которая, в свою очередь, определяет работу социальной государственной политики.

Так, 24 ноября 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181 – ФЗ), который весомо способствовал реабилитации и интеграции инвалидов.

Об ошибках и недостатках социальной политики пишет Сергей Кавокин – член Российской академии социальных наук. Он касается таких тем, как вопросы социального обеспечения инвалидов, формирование безбарьерной среды и пути совершенствования законодательства, касающегося защиты прав инвалидов. [7]

О проблемах и сложностях социальной реабилитации инвалидов, в своих трудах писали такие авторы, как: М.С. Каган, В.Д. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и другие.

Из-за того, что инвалида принято рассматривать как пассивного участника процесса реабилитации, в реализации Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) отсутствует должный эффект. Реабилитация – является социальным процессом, посредством которого общество идет навстречу инвалидам, адаптирует окружающую их среду и мотивирует к интеграции в общество. Равно как и люди с ограниченными способностями стремятся стать полноправными членами общества.

 

 

Инвалид в обществе.

 

Инвалидов остро волнует проблема отношения окружающих людей к себе. Большая часть лиц с ограниченными способностями чувствуют пренебрежение или даже брезгливость, исходящую от здоровых людей, которые часто не изъявляют желание общаться и идти на контакт. Здоровый человек нередко считает и представляет, что люди с ограниченными способностями замкнутые, скрытные и отрешенные. Именно такое мнение и соответствующее ему отношение порождает в инвалидах чувство неловкости, неудобства и напряжения. Они вынуждены уйти от общения, стремятся оборвать контакты, тем самым подтверждая свое «клеймо» отчужденной личности.

Отношение окружающих к любому человеку невероятно важно, так как оно прямым образом влияет на его становление и определение как социальной личности. Но из-за общественной реакции, нередко включающей в себя недоброжелательность и враждебность по отношению к инвалиду, такому человеку очень трудно, а порой и вовсе невозможно стать активным участником социальной жизни. В своих страхах, тревогах и прозрачных надеждах на лучшее будущее инвалиды ничем не отличаются от остальных людей. Социально-психологический процесс адаптации у инвалидов сильно затруднен. И одна из основных причин – низкая удовлетворенность жизнью, посредством возникающих трудностей во взаимоотношении и соответствующем эмоциональном состоянии.

А.И. Арнольдова – ученый-культуролог, в своих работах, посвященных проблемам инвалидов, писала о том, как формируются навыки коммуникации, способствующие интеграции инвалида в общество.

В 1966 году британец Пол Хант провел исследование и написал эссе «Критическое условие», в котором рассуждал о проблеме предубеждений, с которым часто сталкиваются инвалиды. Поскольку у большинства людей на первом месте стоят материальные ценности – то, следовательно, они рассматривают инвалидов как людей совершенно бесполезных, так как они неспособны принести ценностный вклад в общество.

Поэтому каждый должен понимать всю важность и необходимость интеграции инвалидов в обществе. Это подразумевает собой процесс, во время которого восстанавливаются разрушенные отношения инвалидов, благодаря вовлеченности в такие важные сферы жизнедеятельности, как быт, отдых и труд.

Так же в обязательном порядке следует помогать инвалидам реализовывать себя, способствовать раскрытию их потенциала, погребенного (не очень удачная формулировка для курсовой работы, может быть лучше как-то так «, которому трудно проявиться, в том числе из-за предвзятого общественного мнения и отношения») под общественным мнением и предвзятым отношением. Должно быть осуществлено как можно больше задач по изменению отношения здоровых людей к инвалидам на более благосклонное и понимающее, в котором не будет места неуважению.

Поведение людей, их действия и поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и уровень его культуры. ? (вот здесь не поняла J ? речь идет о том, что поведение людей, их поступки определяют не только мнение об обществе в целом, но и об уровне его культуры, так?


Предложения со словосочетанием ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Психологические образы станут важнейшим инструментом в вашем арсенале памяти, и вот ещё одна возможность разогреть воображение. Судьба — психологический образ из нескольких составляющих: наследственный фактор генетического уровня, причинно — следственный фактор действия и бездействия источника, случайный фактор, и он является следствием действия или бездействия другого источника. Создать определённый психологический образ или эмоциональный фон и донести их до собеседника посредством движений возможно только при условии высокого уровня владения своим телом. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Это психологические образы, символы, с которыми играет человек так же, как бессознательное играет со своим содержимым.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: домоправитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

А души, силы или покровители, лишь психологические образы, облегчающие восприятие информации. Удар конского копыта по скале, освобождающий воды вдохновения, становится тогда очень ясным психологическим образом. Жюри отмечает кукол в психологическом образе: девочку-шалунью, уличного фотографа. Архетип — психологический образ, который возникает в результате коллективных переживаний мировосприятия. Юнг считал, что существует некий элемент бессознательной структуры, который отражает общие или коллективные психологические образы и идеи, названные им архетипами. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям. Всё одно не умею им владеть, — отвечаю, давая шанс им встать в психологические образы. Психологический образ героини очень подходил её внешности и манере играть на камеру. Объектом исследования является тело человека, его биологические особенности и психологический образ. И что в корпорации выбирают не людей, а психологические образы. Поэтому психологический образ мышления остался для вас чуждым, и вы привыкли относиться к таковому с недоверием, оспаривать у него характер научности и оставлять его дилетантам, поэтам, натурфилософам и мистикам. Виртуальные психологические образы формируются самим человеком в его же виртуальной реальности. Наша интерпретация психологической виртуальной реальности была дана нами с учётом классификации виртуальных психологических образов: по органам чувств, по содержанию, по цвету, по форме, по комплексности, по частоте встречаемости и интенсивности. Мы полагаем, что виртуальные патологические психологические образы независимо от факторов, их вызывающих, являются своего рода мыслеформами, или мутагенными копиями и представляют собой, прежде всего, устойчивые виртуальные психологические образования, имеющие определённый заряд — положительный или отрицательный. Виртуальные психологические образы формируются, как мы уже неоднократно говорили, самим человеком в его же собственной виртуальной реальности. Наша интерпретация психологической виртуальной реальности была дана нами с учётом классификации виртуальных психологических образов: по органам чувств, по содержанию, по цвету, по форме, по комплексности, по частоте встречаемости и интенсивности (см. Виртуальная реальность, по нашему мнению, способна продуцировать виртуальные психологические образы и овладевать сознанием человека, вследствие чего возникает устойчивый виртуальный психологический мир, в котором происходят события, соответствующие данной виртуальной реальности. Мы полагаем, что виртуальные психологические образы независимо от факторов, их вызывающих, являются своего рода виртуальными мыслеформами, виртуальными слабыми и сверхслабыми электромагнитными полевыми образованиями и способны продуцировать самоподобные виртуальные копии и представляют собой, прежде всего, устойчивые виртуальные психологические образования. Данный тип рекламы ставит своей целью придать продукту психологически значимый смысл, связав его с некими важными для индивида ценностными понятиями или волнующими его идеями (а не с определённым социальным или психологическим образом, как в имиджевой стратегии). Психологический образ его натуры практически сформировался — пакостить и бояться, бояться и пакостить. Психологический образ ситкомовского персонажа строится по определённой формуле. Хотя её больше беспокоила внешняя эстетика героинь, чем их внутренний психологический образ. Интонации создают целостный психологический образ человека, выявляя его состояние.

Образ Я. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *