Психология как искусство: Психология искусства — Википедия – Психология искусства

Автор: | 23.02.2019

Содержание

Психология искусства

Психология искусства — отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет — свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений.

Исследовательские подходы

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства:

  • искусство-центрический: в центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
  • теоретико-нормативный: исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
  • механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная роль;

что это такое и влияние на здоровье

Фото 1633Искусство — один из видов сохранения и трансляции эмоций. Психология и искусство тесно связаны: эмоциональные переживания, возникающие у автора во время творческого процесса, передаются зрителям и вызывают ответный эмоциональный отклик.

Искусство выступает связующим звеном между людьми разных социальных слоев, национальностей, религиозных взглядов, пола, возраста.

Искусство с точки зрения психологов

В психологии изучение искусства заключается в проведении анализа предметов искусства, экспериментальных методиках и построении теорий на их основании. Психология искусства изучает не только результат творческой деятельности, но и личность автора, роль его творчества в формировании общественного сознания, влияние на личность зрителя. Современная психология искусства как наука не имеет четко определенного предмета: искусство воспринимается и как форма познания, и как способ преобразования, и как средство самовыражения.

В изучении психологии искусства выделяют 6 подходов:

  1. Конгнитивно-аффективный. Изучает связь искусства и эмоциональной реакции на него. Предполагается, что эмоции, вызванные переживанием воздействия предметов искусства, являются более сложными, чем простые эмоциональные реакции на привычные раздражители.
  2. Механистический. Изучает влияние на творчество внутренних механизмов психики. Активные компоненты личности данный способ игнорирует.
  3. Системно-психологический. В первую очередь изучает особенности личности творца: биографию, индивидуальные черты, творческую мотивацию.
  4. Деятельностный. Изучает искусство как средство передачи информации, которую нельзя передать с помощью других методов. Используется для передачи научного знания. Искусство — метод трансляции, преобразования смыслового посыла.
  5. Теоретико-нормативный. Изучает процесс восприятия предметов творчества, сравнивая реакцию отдельных людей. В этом подходе существует определенный эталон эмоциональной реакции, с которым сравнивают результаты наблюдений.
  6. Искусствоцентрический. Изучает непосредственно само искусство как явление, его роль в жизни человека, способы влияния.

Большинство исследований отдают предпочтение искусствоцентрическому методу, поскольку он рассматривает творческий процесс комплексно, не акцентируясь на отдельных деталях.

Формы и методы исследования искусства

Для изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии:

Фото 1634

  1. Интервьюирование. Этот способ применяют для сбора информации о восприятии творчества разными людьми, для последующего сравнения реакций. Также интервьюированию может подвергаться сам автор.
  2. Наблюдение. Бесстрастное наблюдение дает психологу возможность составить объективную картину возникновения эмоциональной связи между автором и зрителем.
  3. Анализ продуктов деятельности. Непосредственная оценка объектов творчества, попытка определения глубинного смысла, вложенного автором, оценивание его личностных особенностей, мотивов, желаний.
  4. Биографический. Используется для оценки отдельных деталей биографии творца с целью определения ключевых моментов развития личности. Главный минус этого метода — сложность в установлении достоверности фактов биографии.

Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений.

Проблематика терапевтического искусства

Основные проблемы направления, изучающего искусство:

Фото 1635

  1. Влияние искусства на моральные ценности зрителя. Процесс творчества погружает человека в особое состояние, схожее с экстатическим, влияя на восприятие и эмоциональное состояние творца.
  2. Совместное художественное восприятие. Предметы творчества, показанные широкой публике, становятся результатом совместной работы автора и зрителя: смысл, вложенный создателем, соединяется со смыслом, который видит зритель.
  3. Влияние процесса творчества на сознание. Предметы искусства влияют на зрителей по-разному, в зависимости от возраста, уровня интеллекта, образования и других индивидуальных характеристик. Также творчество влияет на самого автора.

Среди специфической проблематики науки выделяют:

  • влияние на творчество мышления, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  • изучение влияния коллектива авторов на процесс творчества и восприятия результатов творчества;
  • выявление индивидуальных черт личности, развивающихся в процессе занятия искусством;
  • поиск факторов, влияющих на творческую активность.

В психологии, в первую очередь, искусство рассматривается как метод развития личности: процесс творчества оказывает на человека терапевтический эффект, повышает его моральные качества, помогает снять эмоциональное напряжение.

Исследования Выготского в области искусства

Фото 1636Фундаментальным исследованием в области изучения искусства является литературный труд Л. Выготского «Психология искусства». В своем трехтомнике он рассматривает художественное произведение как совокупность эстетических знаков, вызывающих у зрителя ответную эмоциональную реакцию. Но при этом он не оценивает моральные качества автора и зрителя. По мнению Выготского, через продукты творчества невозможно полноценно анализировать состояние психики автора и зрителя.

Рассматривая произведение, Выготский оценивал формы и методы, применяемые автором. Он полагал, что в основе творчества лежит психологический механизм, и именно его следует изучать, чтобы понять психологию творчества. Механизм задействует целый комплекс психических процессов и явлений, на которые человек, далекий от творчества, не обращает внимания. Изучение этих механизмов позволяет глубже понять процесс создания, использовать его в других сферах.

Ключевой задачей исследования Выготского было изучение катарсиса, как аффективного противоречия. Катарсис становится высшей формой эмоционального переживания и приносит творцу и зрителю высшее эмоциональное наслаждение. Но возможность достичь наслаждения появляется только благодаря сильному потрясению, которое может быть травмирующим. Выготскому не удалось вывить связи между скоростью достижения катарсиса и видом творчества, поэтому можно предположить, что все формы творчества от живописи и классической музыки до театра и ораторского искусства одинаково сильно воздействуют на психику человека.

Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора

Фото1637

Термин «катарсис» появился во времена античности. Аристотель называл катарсисом особое переживание, которое испытывает человек во время просмотра театрального представления. Древнегреческая трагедия, по мнению Аристотеля, должна воспитать в человеке лучшие качества личности.

В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение.

В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания.

Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии.

В современном искусстве катарсис — сильное эмоциональное переживание, одинаково воздействующее на мужчин и женщин. Для большинства людей катарсис становится целью приобщения к творчеству. Его способен испытать как сам творец, так и зрители. В психологии катарсис обладает способностью избавлять человека от эмоциональных блоков, уменьшать негативные последствия травмирующих ситуаций.

Применение искусства для лечения психологических патологий

Фото 1638В изучении психологического значения искусства особое место занимает оздоровительное влияние творчества на психику человека. Лечение искусством или арт-терапия получило широкое применение в 20 веке, с подачи художника А. Хилла.

Он рассматривал творчество как метод облегчения переживаний пациентов, страдающих туберкулезом. Наблюдая за пациентами санатория, Хилл выявил связь между рисованием и уменьшением симптомов.

Позднее арт-терапию стали применять в работе с детьми, пострадавших от военных действий, пациентами, страдающими неврозами, депрессией, повышенной агрессией. Фрейд использовал результаты творчества пациентов для уточнения диагноза, оценивая неосознаваемые психические процессы. С середины 20 века арт-терапия стала официальным методом лечения и профилактики, применяемым в психотерапии.

Формы арт-терапии, применяемые в психологии:

  1. Рисование. Имеют значение материалы и цвета: пациент использует карандаши, жидкие краски для рисования пальцами, сухие порошковые краски.
  2. Библиотерапия. Чтение терапевтических сказок помогает человеку примерить сюжет истории на свою жизненную ситуацию, найти оптимальное решение.
  3. Танцевальная терапия. Активные движения высвобождают мышечные зажимы, избавляют от чувства неловкости и стыда.
  4. Глинотерапия. Лепка требует активной работы мелкой моторики. Выполнение монотонных поглаживающих движений успокаивает пациента, помогает нормализовать эмоциональное состояние.
  5. Песочная терапия. Песок предполагает широкий спектр действий: от лепки до рисования. Пескотерпия особенно эффективна в работе с детьми 3–4 лет.
  6. Драматерапия. Написание сценария и последующее воплощение позволяет развить фантазию и снизить тревожность.
  7. Музыкотерапия. Прослушивание музыки благотворно влияет на интеллектуальные способности.
  8. Куклотерапия. Проигрывание сценария с использованием игрушек дает пациенту возможность самостоятельно повлиять на сюжет, развить уверенность.

Арт-терапия является вспомогательным средством, применяемым в комплексе с другими методиками. Она помогает высвободить негативные эмоции, подавляемые чувства. Творческий процесс увлекает, повышает способность сосредотачиваться, развивает самоконтроль. Терапевт, оценивая результат творчества, получает дополнительную информацию о клиенте, использует ее для уточнения диагноза. При работе с посттравматическим синдромом арт-терапия снижает чувство тревожности, повышает самооценку, способствует установлению эмоциональных контактов с другими людьми.

Фото 1639Зачастую арт-терапию назначают детям дошкольного возраста. Поскольку их уровень развития речи не позволяет собрать полноценный анамнез, психолог использует дополнительные методы, помогающие установить связь с пациентом. Дети используют рисование и лепку, чтобы воссоздать образы, вызывающие сильное эмоциональное переживание.

Интерпретируя результаты творчества, психолог может лучше понять особенности взаимоотношений в семье, выявить триггерную ситуацию, спровоцировавшую развитие психологического отклонения.

Полезное видео

Из видео вы узнаете о применении арт-терапии в лечении детей и о степени эффективности данного метода.

Психология искусства и творчества

Суворова И.Ю.

Аутизм и нарушения развития Творчество как метод встраивания людей с РАС в рабочую группу

Беспрозванная И.И., Жегалло А.В.

Экспериментальная психология Структура представлений о себе и другом (по фотоизображению и схематическому изображению)

Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.

Экспериментальная психология Представление о личности человека, изображенного на художественном портрете и фотографии

Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г.

Психолого-педагогические исследования Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России

Гусева Е.В.

Язык и текст Специфика психологизма в творчестве Э.М. Ремарка (на материале произведения «Тени в раю»)

Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А.

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма

Киселева М.В.

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Особенности использования Арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения

Собкин В.С., Лыкова Т.А.

Консультативная психология и психотерапия К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа

Остапенко Р.И.

Перспективы науки и образования Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях (итоги конференции)

Брехова А.В., Тарасова Ю.Б.

Перспективы науки и образования Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся

Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С.

Психолого-педагогические исследования Особенности проявления инициативы современных дошкольников

Зарецкий В.К.

Культурно-историческая психология Об истории появления учебного пособия «Психотехника переживания» Ф.Е. Василюка (в жанре культурно-исторического эссе)

Назаров А.И., Мещеряков Б.Г., Венгер А.Л.

Культурно-историческая психология К выходу в свет трех томов тематического собрания сочинений В.П. Зинченко (1931—2014)

Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.

Культурно-историческая психология Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)

Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б.

Культурно-историческая психология Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии

Лонгарези А.М., Араужо Э.С., Пиотто Д.К., Марко Ф.Ф.

Культурно-историческая психология Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности

Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В.

Психологическая наука и образование Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук

Филинкова Е.Б., Шульга Т.И.

Психологическая наука и образование Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность

Владимиров И.Ю., Карпов А.В., Лазарева Н.Ю.

Экспериментальная психология Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии

Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.

Культурно-историческая психология От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)

Лекторский В.А.

Культурно-историческая психология Естественное, искусственное и науки о человеке

Полуянов Ю.А.

Культурно-историческая психология Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения

Гуружапов В.А.

Культурно-историческая психология Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю.А.Полуянова)

Хазиева Т.И.

Вестник практической психологии образования Пример творческого самовыражения в профессии психолога

Донцов А.И., Донцов Д.А.

Вестник практической психологии образования Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов

Серебрякова К.А.

Вестник практической психологии образования Что такое талант, и нужно ли его открывать?

Шишкина О.В.

Вестник практической психологии образования Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Сергеева М.С.

Вестник практической психологии образования Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков

Киршин П.А.

Вестник практической психологии образования Особенности проведения психотренингов в разнородных группах

Сафонова М.В., Тихонова Д.А.

Вестник практической психологии образования Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников

Хайкин В.Л.

Вестник практической психологии образования Психологическая работа в дополнительном образовании

Котова С.А., Пятаков Е.О.

Вестник практической психологии образования На школьном пороге, или «Непричёсанные советы» начинающему психологу

Вестник практической психологии образования Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»

Вестник практической психологии образования Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»

Матюшкин А.М.

Вестник практической психологии образования Концепция творческой одаренности

Кудрявцев Т.В.

Вестник практической психологии образования О различных психологических условиях управления творческой деятельностью

Горбов Ф.Д.

Вестник практической психологии образования О «помехоустойчивости» оператора

Кабанова-Меллер Е.Н.

Вестник практической психологии образования Перенос усвоенных приемов

Корт Б.

Вестник практической психологии образования Арт-терапевтическая работа с младшими школьниками, имеющими проблемы развития

Сабадош П.А.

Современная зарубежная психология Эстетическая отзывчивость российской и азербайджанской молодёжи

Шумакова Н.Б.

Психолого-педагогические исследования Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте

Артеменков С.Л., Шукова Г.В., Миронова К.В.

Экспериментальная психология Зрительное восприятие симметрии как фактор эстетического переживания

Золотарева А.А.

Культурно-историческая психология Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик

Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю.

Культурно-историческая психология Личностное развитие и качество уединения

Собкин В.С., Лыкова Т.А.

Консультативная психология и психотерапия Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров)

Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.

Консультативная психология и психотерапия Психотерапевтическое значение катарсиса трагического

Консультативная психология и психотерапия Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда

Антонова Н.В., Патоша О.И.

Социальная психология и общество Особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения

Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д.

Экспериментальная психология Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений

Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.

Экспериментальная психология Восприятие личности человека по изображениям его лица на фотографии и художественном портрете

Адаскина А.А.

Психолого-педагогические исследования Чувство композиции как показатель художественного воображения

Шумакова Н.Б.

Психолого-педагогические исследования Особенности креативности в подростковом возрасте

Серова О.Е., Гусева Е.П.

Психолого-педагогические исследования Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова

Холмогорова А.Б., Рычкова О.В.

Социальная психология и общество 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового?

Хорошилов Д.А.

Социальная психология и общество Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций»

Лебедев А.Н.

Экспериментальная психология Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре

Консультативная психология и психотерапия Интервью с Е.О. Смирновой: источник развития лежит не в физиологии, а прежде всего в культуре

Сериков А.В.

Культурно-историческая психология Способность к игровому переживанию как условие устойчивости личности к психосоматическим расстройствам

Антропова М.Ю., Мешкова Н.В.

Психолого-педагогические исследования О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников

Сороков Д.Г., Сорокова М.Г.

Психологическая наука и образование «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н.

Психологическая наука и образование Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования

Гаврилова Е.В., Белова С.С.

Экспериментальная психология Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект

Терещенко Л.В., Бойко Л.А., Иванченко Д.К., Заднепровская Г.В., Латанов А.В.

Экспериментальная психология Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения

Собкин В.С., Климова Т.А.

Культурно-историческая психология Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения»)

Зязина Н.А., Николаева Н.О.

Клиническая и специальная психология Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность

Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А.

Культурно-историческая психология Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры

Выготский Л.С.

Культурно-историческая психология Театр и революция

Собкин В.С., Мазанова В.С.

Культурно-историческая психология Комментарии к статье Л.С. Выготского «Театр и революция»

Собкин В.С., Мазанова В.С.

Культурно-историческая психология Комментарии к «Театральным заметкам» Л.С. Выготского

Никитина А.

Аутизм и нарушения развития Зебмео и Джульебра

Лубовский Д.В.

Культурно-историческая психология Флоренский об искусстве — послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским

Пергаменщик Л.А.

Культурно-историческая психология «Психологическая лаборатория» А.И. Солженицына

Попова Н.Т., Шеманов А.Ю.

Клиническая и специальная психология Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»»

Лебедева Л.Д.

Клиническая и специальная психология Восстановительная арт-терапия эмоциональных состояний онкобольных

Смирнов В.М., Смотрова Т.Н.

Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности

Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С.

Социальная психология и общество Личность художника как фактор восприятия его произведений

Панасюк А.С.

Психолого-педагогические исследования О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи

Марцинковская Т.Д.

Культурно-историческая психология Проблема красоты в трудах П. Флоренского — междисциплинарный и полипарадигмальный подход

Федосеева Е.Г.

Социосфера Пути к творчеству

Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В.

Психологическая наука и образование Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари

Аристов В.В., Сироткина И.Е.

Культурно-историческая психология Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан

Терещенко О., Фурсов С., Сычугова М.

Синдром Дауна XXI век Искусство, открытое для всех

Журавлев А.Л., Нестик Т.А.

Вестник практической психологии образования Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества

Оганесян Н.Т.

Психолого-педагогические исследования Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских

Оганесян Н.Т.

Культурно-историческая психология Поэтическое творчество как средство регуляции эмоционально-смысловой сферы личности

Домбровская И.С.

Культурно-историческая психология К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора

Старагина И.П.

Культурно-историческая психология Форма и содержание сценического творчества в младшем школьном возрасте

Потанина Л.Т., Ильясов И.И.

Культурно-историческая психология Эмпирическое исследование образно-символического мышления педагогов

Колесин А.Н.

Синдром Дауна XXI век «Кабуки» в Эрмитаже

Фурсова М.А.

Синдром Дауна XXI век Размыкая круг непонимания

Фурсова М.А.

Синдром Дауна XXI век Танец – это всегда эмоции

Собкин В.С., Маркина О.С.

Экспериментальная психология Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело»)

Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.

Психология Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов

Сейдалина А.О.

Синдром Дауна XXI век Приоткрывая завесу

Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н.

Культурно-историческая психология Психотехнический метод исследования творческого мышления

Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.

Экспериментальная психология Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи

Гончаров О.А.

Культурно-историческая психология Комментарий к статье Я.Б. Дереговски «О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов»

Дереговски Ян Б.

Культурно-историческая психология О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов

Френкель Н.В.

Культурно-историческая психология О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников

Ригина Г.С.

Мир образования — образование в мире Музыка в педагогической системе Л. В. Занкова

Арябкина И.В.

Мир образования — образование в мире Эколого-эстетическое образование учителей

Сурожский А.

Консультативная психология и психотерапия Мистицизм

Марцинковская Т.Д.

Культурно-историческая психология Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия

Дэниелс Г., Лидбеттер Дж., Соарес А., МакНэб Н.

Культурно-историческая психология Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности

Визгин В.П.

Культурно-историческая психология Антропология орудийности и феномен искусства

Психология Влияние музыки на эффективность убеждающего сообщения

Шпет Г.Г.

Культурно-историческая психология Искусство как вид знания (этюд)

Щедрина Т.Г.

Культурно-историческая психология Архив Густава Шпета как феномен культурно-исторической психологии

Зинченко В.П.

Культурно-историческая психология Психологические аспекты влияния искусства на человека

Мелик-Пашаев А.А.

Культурно-историческая психология Память художника

Улыбина Е.В.

Культурно-историческая психология Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского

Гапонова С.А., Павлов А.Н.

Психологическая наука и образование Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности

Кудина Г.Н.

Психологическая наука и образование Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников.
Сообщение 1. Понимание литературы младшими школьниками

Гуружапов В.А.

Психологическая наука и образование Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми

Гуружапов В.А.

Психологическая наука и образование Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми
(на материале анализа детьми содержания произведений живописи)

Тагирова М.С., Хозиев В.Б.

Психологическая наука и образование Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров

Воробьева И.Н.

Художественная студия в детском саду как образовательное пространство для совместного творчества детей и взрослых

Алмаева Е.А.

Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков

Евченко Н.А.

Работа с образом «Я – максимально эффективного» в телесно-ориентированнном подходе

Харламенкова Н.Е.

Case study как метод исследования личности

Психология искусства

Автор: доктор психологических наук, профессор Нагибина Н.Л.

Пояснительная записка

Цель курса:  

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.

Задачи курса:

  • Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.
  • Знание проблем психологии искусства.
  • Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.
  • Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач,  а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе  для решения практических задач.

Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.

Содержание курса

Разделы курса:

Цель первого раздела курса — ознакомиться с   теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.

Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.

Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских  занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.

Часть I. Основные направления исследований в психологии искусства

Тема 1. Искусство как способ познания
  • Искусство и наука
  • Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии
  • Искусство и архетип
  • Искусство как способ самопознания
  • Искусство и понимание смысла
Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.
  • Творческий процесс, его составляющие и динамика
  • Творческая личность
  • Творческая способность
  • Способности и талант
  • Талант и гениальность
Тема 3. Искусство и цивилизация.
  • Кривые стиля и эпоха
  • Социальный редукционизм в искусствознании
  • Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве
  • Значение искусства в развитии общества
Тема 4. Искусство и потребитель
  • Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства
  • Искусство и реклама
  • Массовая культура
  • Культура потребителя и понимание произведений искусства
Тема 5. Искусство как форма терапии
  • Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
  • Типологический подход и использование арт-терапии

Часть II. Специальные способности

Тема 6. Музыкальные способности
  • Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора
  • Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга
  • Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова
  • Возраст и способности
  • Особенности ВНД и способности
  • Развитие музыкальных способностей
  • Способность к цветовому представлению музыки
Тема 7. Художественные способности
  • Ведущие и вспомогательные художественные способности
  • Возраст и проявление художественных способностей
  • Индивидуальность и проявление художественных способностей
  • Развитие художественных способностей
  • Восприятие формы
  • Восприятие и использование цвета
Тема 8. Литературные способности
  • Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения
  • Структурный подход к проблеме литературных способностей
  • Индивидуальность и литературные способности
  • Развитие литературных способностей

Часть III. Системно — типологический подход в психологии искусства

Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства
  • Психология типов личности
  • Психология черт личности
  • Психология черт и типов личности: точки пересечения
  • Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве
  • Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве
  • Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства
Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества
  • Объективные закономерности в искусстве
  • Субъективные закономерности в искусстве
  • Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов
  • Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля
  • Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля
  • Случайность и закономерность в стилевых проявлениях
  • Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения
Тема 11. Психотип и творческий стиль.
А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя

Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)

Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)

Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор,   сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)

В-тип на примере творчества М.Булгакова

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)

Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)

Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)

С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского

Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)

Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)

Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)

Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)

D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого

Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)

Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)

Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)

Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)

Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха

Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)

Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)

Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)

Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).

F-тип на примере творчества С.Цвейга

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)

Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)

Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)

G-тип на примере творчества М.Горького

Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)

Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)

Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)

Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева

Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)

Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)

Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)

Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)

О психологии искусства

Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства. Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека. Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.

Какие методы использует психология искусства?

Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие. Психология искусства занимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.

Теория катарсиса

С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.

Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.

Основные проблемы психологии искусства

Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера. Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.

«Психология искусства» Л.С. Выгодского

Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским. В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства. Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.

Психотерапия искусством или арттерапия

Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.

Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов. Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др., исследуемые во время психоанализа.

В терапии искусством используют визуальный ряд (рисунки, живопись, коллаж и т.д.), драматерапию, бибилиотерапию, танцевальную и музыкальную терапию.

это, виды, теории и разные подходы

Фото 1639Творчество — важная часть жизни многих людей. Без возможности творить невозможно развитие науки, общества в целом. Процесс развития искусства, особенности личности талантливых людей, феномен креативности изучает психология творчества. Она направлена на рассмотрение сущности творческого процесса, поиск методов развития креативности у всех людей, независимо от врожденных способностей.

Психология творчества: сущность науки, предмет изучения

Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.

В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать. Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало.

История развития отрасли: становление науки, роль в обществе

Фото 1633Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.

С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.

Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.

Роль творчества в эпоху античности, мнение философов

Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.

Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

Фото 1635

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса

Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:

Фото1637

  1. Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
  2. Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
  3. Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.

В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:

  • самовыражение;
  • общественно полезное созидание;
  • решение задачи.

Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.

Понятие, стадии процесса создания: развитие мысли творца

Определение термина «творчество» — деятельность, в результате которой индивид воплощает навеянные вдохновением образы в реальность. Продукты деятельности: научные открытия, книги, фильмы, любые произведения искусства.

В процессе создания предмета искусства выделяют 4 стадии:

 

  • подготовка;
  • обдумывание идеи;
  • разработка плана действий;
  • итоговое оформление.

Процесс творчества принадлежит только создателю, а его продукты — культуре.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

Фото 1634

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты

Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:

Фото 1693

  • развитому воображению;
  • жажде деятельности;
  • постоянному возникновению новых идей.

Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.

Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень

Фото 1694Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.

 

Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.

На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.

Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества

Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.

В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.

Полезное видео

На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Область исследований, находящаяся на стыке психологии, искусствознания и эстетики и имеющая своим предметом процессы создания и восприятия искусства с психологической точки зрения. 

Пси­хо­ло­гические ас­пек­ты искусства, рас­смат­ри­вав­шие­ся на­чи­ная с дре­в­но­сти («По­эти­ка» Ари­сто­те­ля, древне-индийский трак­тат «Нать­я­ша­ст­ра» и др.) и осо­бен­но в фи­ло­со­фии и эс­те­ти­ке 18 – нач. 19 вв. (Ж.Б. Дю­бо, Д. Дид­ро, А.Г. Ба­ум­гар­тен, Э. Бёрк, Д. Юм, И. Кант, Ф. Шил­лер и др.), ста­ли пред­ме­том специальных на­учных ис­сле­до­ва­ний во 2-й пол. 19 в. В рус­ле эм­пи­рического под­хо­да по­явились ра­бо­ты по пси­хо­ло­гии му­зыки и слу­ха му­зы­каль­но­го: «Уче­ние о слу­хо­вых ощу­ще­ни­ях как фи­зио­ло­ги­че­ская ос­но­ва для теории му­зы­ки» Г. Гельм­голь­ца (1863) и «Пси­хо­ло­гия зву­ков» К. Штумп­фа («Ton­psy­chologie», Bd 1–2, 1883–90). Ини­ции­ро­ван­ное ос­но­во­по­лож­ни­ком пси­хо­фи­зи­ки Г.Т. Фех­не­ром экс­пе­рим. изу­че­ние сти­му­лов, вы­зы­ваю­щих эс­те­тич. удо­воль­ст­вие («При­го­то­ви­тель­ная шко­ла эс­тети­ки», 1876), по­лу­чи­ло раз­ви­тие в 1920– 1940-х гг. в ра­бо­тах американских учё­ных Дж. Би­би, Дж. Бирк­хоф­фа, британских пси­хо­ло­гов Х. Ай­зен­ка, Ч.У. Ва­лен­тай­на и др., а в 1960–70-х гг. – в тру­дах предста­ви­те­ля амер. не­оби­хе­вио­риз­ма Д.Э. Бер­лай­на («Эс­те­ти­ка и пси­хо­био­ло­гия», «Aesthetics and psychobiology», 1971), в дея­тель­но­сти Ме­ж­ду­нар. ас­социа­ции эм­пи­рич. эс­те­ти­ки (ос­но­ва­на в 1965). Под­хо­ды, пред­ло­жен­ные ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­ги­ей и ней­ро­био­ло­ги­ей, реа­ли­зу­ют­ся ней­роэ­сте­ти­кой (С. Зе­ки, «Внут­рен­нее зре­ние: ис­сле­до­ва­ние ис­кус­ст­ва и моз­га» – «Inner vision: an exploration of art and the brain», 1999).

В конце 19 – начале 20 вв. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сфор­му­ли­ро­ван­ная нем. фи­ло­со­фа­ми Ф.Т. Фи­ше­ром (1887) и осо­бен­но Т. Лип­псом («Эс­те­ти­ка: пси­хо­ло­гия кра­со­ты и ис­кус­ст­ва», « ̈Asthetik: Psychologie des Sch ̈onen und der Kunst», Bd 1–2, 1903–06) тео­рия вчув­ст­во­ва­ния, ис­тол­ко­вы­ваю­щая эс­те­тич. вос­при­ятие как прив­но­си­мую субъ­ек­том бес­соз­нат. про­ек­цию сво­их чувств на вос­при­ни­мае­мый объ­ект. Эта тео­рия, пе­ре­ос­мыс­лен­ная нем. тео­ре­ти­ком иск-ва В. Вор­рин­ге­ром, в 1920-х гг. бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке нем. фи­ло­со­фом Р. Мюл­лер- Фрай­ен­фель­сом и Л.С. Вы­гот­ским. В рус­ле экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии В. Вундт раз­ра­ба­ты­вал тео­рию фан­та­зии как ос­но­вы искусства. Про­бле­мы пси­хо­ло­гии твор­че­ст­ва рас­смат­ри­ва­лись в ра­бо­тах А.А. По­теб­ни и пред­ста­ви­те­лей харь­ков­ской лин­гвис­тич. шко­лы (Д.Н. Ов­ся­ни­ко-Ку­ли­ков­ский, А.Г. Горн­фельд).

В рус­ле пси­хо­ана­ли­за по­лу­чи­ли раз­ви­тие мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния ро­ли бес­соз­на­тель­но­го в про­цес­се ху­дож. твор­че­ст­ва, ис­тол­ко­ван­но­го З. Фрей­дом как ре­зуль­тат суб­ли­ма­ции, пе­ре­клю­че­ния энер­гии ли­би­до на «же­лан­ные об­ра­зы сво­ей фан­та­зии» [ра­бо­ты О. Ран­ка, австралийских учё­ных Г. За­кса и Э. Кри­са, Д. Уин­ни­кот­та (Вин­ни­котт; Ве­ли­ко­бри­та­ния) и др.]. К.Г. Юнг на­ря­ду с «пси­хо­ло­ги­че­ски­ми» про­из­ве­де­ния­ми, от­ра­жаю­щи­ми лич­ное бес­соз­на­тель­ное ху­дож­ни­ка, вы­де­ля­ет «ви­зио­нер­ские» соз­да­ния, в сим­во­лич. об­раз­ах ко­то­рых по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние сверх­лич­ные ар­хе­ти­пы «кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го».

Вос­соз­да­ние эс­те­тич. ре­ак­ции че­рез «функ­цио­наль­ный ана­лиз эле­мен­тов и струк­ту­ры» фор­мы ху­дож. про­из­ве­де­ния ста­ло центр. те­мой ра­бо­ты Л.С. Вы­гот­ско­го о «Гам­ле­те» У. Шек­спи­ра и его «Пси­хо­ло­гии ис­кус­ст­ва» (1925, изд. в 1965).

В рус­ле геш­тальт­пси­хо­ло­гии Р. Арн­хайм ис­сле­до­вал пси­хо­ло­гич фак­то­ры эс­те­тич. вос­при­ятия (пре­им. ви­зу­аль­но­го), по­ня­то­го пре­ж­де все­го как творч. про­цесс со­став­ле­ния це­ло­ст­но­го об­раза («хо­ро­ше­го геш­таль­та»), об­ра­зо­ва­ния «пер­цеп­тив­ных по­ня­тий». Ви­зу­аль­ное вос­при­ятие ху­дожественной фор­мы изу­ча­лось в тру­дах Дж. Гиб­со­на и Э. Гом­бри­ха.

Автор статьи: К. Ду­да­ков-Ка­шу­ро.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *