|
что это такое и влияние на здоровье
Искусство — один из видов сохранения и трансляции эмоций. Психология и искусство тесно связаны: эмоциональные переживания, возникающие у автора во время творческого процесса, передаются зрителям и вызывают ответный эмоциональный отклик.
Искусство выступает связующим звеном между людьми разных социальных слоев, национальностей, религиозных взглядов, пола, возраста.
Искусство с точки зрения психологов
В психологии изучение искусства заключается в проведении анализа предметов искусства, экспериментальных методиках и построении теорий на их основании. Психология искусства изучает не только результат творческой деятельности, но и личность автора, роль его творчества в формировании общественного сознания, влияние на личность зрителя. Современная психология искусства как наука не имеет четко определенного предмета: искусство воспринимается и как форма познания, и как способ преобразования, и как средство самовыражения.
В изучении психологии искусства выделяют 6 подходов:
- Конгнитивно-аффективный. Изучает связь искусства и эмоциональной реакции на него. Предполагается, что эмоции, вызванные переживанием воздействия предметов искусства, являются более сложными, чем простые эмоциональные реакции на привычные раздражители.
- Механистический. Изучает влияние на творчество внутренних механизмов психики. Активные компоненты личности данный способ игнорирует.
- Системно-психологический. В первую очередь изучает особенности личности творца: биографию, индивидуальные черты, творческую мотивацию.
- Деятельностный. Изучает искусство как средство передачи информации, которую нельзя передать с помощью других методов. Используется для передачи научного знания. Искусство — метод трансляции, преобразования смыслового посыла.
- Теоретико-нормативный. Изучает процесс восприятия предметов творчества, сравнивая реакцию отдельных людей. В этом подходе существует определенный эталон эмоциональной реакции, с которым сравнивают результаты наблюдений.
- Искусствоцентрический. Изучает непосредственно само искусство как явление, его роль в жизни человека, способы влияния.
Большинство исследований отдают предпочтение искусствоцентрическому методу, поскольку он рассматривает творческий процесс комплексно, не акцентируясь на отдельных деталях.
Формы и методы исследования искусства
Для изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии:
- Интервьюирование. Этот способ применяют для сбора информации о восприятии творчества разными людьми, для последующего сравнения реакций. Также интервьюированию может подвергаться сам автор.
- Наблюдение. Бесстрастное наблюдение дает психологу возможность составить объективную картину возникновения эмоциональной связи между автором и зрителем.
- Анализ продуктов деятельности. Непосредственная оценка объектов творчества, попытка определения глубинного смысла, вложенного автором, оценивание его личностных особенностей, мотивов, желаний.
- Биографический. Используется для оценки отдельных деталей биографии творца с целью определения ключевых моментов развития личности. Главный минус этого метода — сложность в установлении достоверности фактов биографии.
Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений.
Проблематика терапевтического искусства
Основные проблемы направления, изучающего искусство:
- Влияние искусства на моральные ценности зрителя. Процесс творчества погружает человека в особое состояние, схожее с экстатическим, влияя на восприятие и эмоциональное состояние творца.
- Совместное художественное восприятие. Предметы творчества, показанные широкой публике, становятся результатом совместной работы автора и зрителя: смысл, вложенный создателем, соединяется со смыслом, который видит зритель.
- Влияние процесса творчества на сознание. Предметы искусства влияют на зрителей по-разному, в зависимости от возраста, уровня интеллекта, образования и других индивидуальных характеристик. Также творчество влияет на самого автора.
Среди специфической проблематики науки выделяют:
- влияние на творчество мышления, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
- изучение влияния коллектива авторов на процесс творчества и восприятия результатов творчества;
- выявление индивидуальных черт личности, развивающихся в процессе занятия искусством;
- поиск факторов, влияющих на творческую активность.
В психологии, в первую очередь, искусство рассматривается как метод развития личности: процесс творчества оказывает на человека терапевтический эффект, повышает его моральные качества, помогает снять эмоциональное напряжение.
Исследования Выготского в области искусства
Фундаментальным исследованием в области изучения искусства является литературный труд Л. Выготского «Психология искусства». В своем трехтомнике он рассматривает художественное произведение как совокупность эстетических знаков, вызывающих у зрителя ответную эмоциональную реакцию. Но при этом он не оценивает моральные качества автора и зрителя. По мнению Выготского, через продукты творчества невозможно полноценно анализировать состояние психики автора и зрителя.
Рассматривая произведение, Выготский оценивал формы и методы, применяемые автором. Он полагал, что в основе творчества лежит психологический механизм, и именно его следует изучать, чтобы понять психологию творчества. Механизм задействует целый комплекс психических процессов и явлений, на которые человек, далекий от творчества, не обращает внимания. Изучение этих механизмов позволяет глубже понять процесс создания, использовать его в других сферах.
Ключевой задачей исследования Выготского было изучение катарсиса, как аффективного противоречия. Катарсис становится высшей формой эмоционального переживания и приносит творцу и зрителю высшее эмоциональное наслаждение. Но возможность достичь наслаждения появляется только благодаря сильному потрясению, которое может быть травмирующим. Выготскому не удалось вывить связи между скоростью достижения катарсиса и видом творчества, поэтому можно предположить, что все формы творчества от живописи и классической музыки до театра и ораторского искусства одинаково сильно воздействуют на психику человека.
Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора
В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение.
В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания.
Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии.
В современном искусстве катарсис — сильное эмоциональное переживание, одинаково воздействующее на мужчин и женщин. Для большинства людей катарсис становится целью приобщения к творчеству. Его способен испытать как сам творец, так и зрители. В психологии катарсис обладает способностью избавлять человека от эмоциональных блоков, уменьшать негативные последствия травмирующих ситуаций.
Применение искусства для лечения психологических патологий
В изучении психологического значения искусства особое место занимает оздоровительное влияние творчества на психику человека. Лечение искусством или арт-терапия получило широкое применение в 20 веке, с подачи художника А. Хилла.
Он рассматривал творчество как метод облегчения переживаний пациентов, страдающих туберкулезом. Наблюдая за пациентами санатория, Хилл выявил связь между рисованием и уменьшением симптомов.
Позднее арт-терапию стали применять в работе с детьми, пострадавших от военных действий, пациентами, страдающими неврозами, депрессией, повышенной агрессией. Фрейд использовал результаты творчества пациентов для уточнения диагноза, оценивая неосознаваемые психические процессы. С середины 20 века арт-терапия стала официальным методом лечения и профилактики, применяемым в психотерапии.
Формы арт-терапии, применяемые в психологии:
- Рисование. Имеют значение материалы и цвета: пациент использует карандаши, жидкие краски для рисования пальцами, сухие порошковые краски.
- Библиотерапия. Чтение терапевтических сказок помогает человеку примерить сюжет истории на свою жизненную ситуацию, найти оптимальное решение.
- Танцевальная терапия. Активные движения высвобождают мышечные зажимы, избавляют от чувства неловкости и стыда.
- Глинотерапия. Лепка требует активной работы мелкой моторики. Выполнение монотонных поглаживающих движений успокаивает пациента, помогает нормализовать эмоциональное состояние.
- Песочная терапия. Песок предполагает широкий спектр действий: от лепки до рисования. Пескотерпия особенно эффективна в работе с детьми 3–4 лет.
- Драматерапия. Написание сценария и последующее воплощение позволяет развить фантазию и снизить тревожность.
- Музыкотерапия. Прослушивание музыки благотворно влияет на интеллектуальные способности.
- Куклотерапия. Проигрывание сценария с использованием игрушек дает пациенту возможность самостоятельно повлиять на сюжет, развить уверенность.
Арт-терапия является вспомогательным средством, применяемым в комплексе с другими методиками. Она помогает высвободить негативные эмоции, подавляемые чувства. Творческий процесс увлекает, повышает способность сосредотачиваться, развивает самоконтроль. Терапевт, оценивая результат творчества, получает дополнительную информацию о клиенте, использует ее для уточнения диагноза. При работе с посттравматическим синдромом арт-терапия снижает чувство тревожности, повышает самооценку, способствует установлению эмоциональных контактов с другими людьми.
Зачастую арт-терапию назначают детям дошкольного возраста. Поскольку их уровень развития речи не позволяет собрать полноценный анамнез, психолог использует дополнительные методы, помогающие установить связь с пациентом. Дети используют рисование и лепку, чтобы воссоздать образы, вызывающие сильное эмоциональное переживание.
Интерпретируя результаты творчества, психолог может лучше понять особенности взаимоотношений в семье, выявить триггерную ситуацию, спровоцировавшую развитие психологического отклонения.
Полезное видео
Из видео вы узнаете о применении арт-терапии в лечении детей и о степени эффективности данного метода.
Психология искусства и творчества
Суворова И.Ю.
Творчество как метод встраивания людей с РАС в рабочую группу
Беспрозванная И.И., Жегалло А.В.
Структура представлений о себе и другом (по фотоизображению и схематическому изображению)
Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.
Представление о личности человека, изображенного на художественном портрете и фотографии
Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г.
Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России
Гусева Е.В.
Специфика психологизма в творчестве Э.М. Ремарка (на материале произведения «Тени в раю»)
Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А.
Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма
Киселева М.В.
Особенности использования Арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения
Собкин В.С., Лыкова Т.А.
К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа
Остапенко Р.И.
Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях (итоги конференции)
Брехова А.В., Тарасова Ю.Б.
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся
Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С.
Особенности проявления инициативы современных дошкольников
Зарецкий В.К.
Об истории появления учебного пособия «Психотехника переживания» Ф.Е. Василюка (в жанре культурно-исторического эссе)
Назаров А.И., Мещеряков Б.Г., Венгер А.Л.
К выходу в свет трех томов тематического собрания сочинений В.П. Зинченко (1931—2014)
Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.
Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)
Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б.
Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
Лонгарези А.М., Араужо Э.С., Пиотто Д.К., Марко Ф.Ф.
Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности
Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В.
Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук
Филинкова Е.Б., Шульга Т.И.
Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность
Владимиров И.Ю., Карпов А.В., Лазарева Н.Ю.
Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии
Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.
От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)
Лекторский В.А.
Естественное, искусственное и науки о человеке
Полуянов Ю.А.
Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения
Гуружапов В.А.
Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю.А.Полуянова)
Хазиева Т.И.
Пример творческого самовыражения в профессии психолога
Донцов А.И., Донцов Д.А.
Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов
Серебрякова К.А.
Что такое талант, и нужно ли его открывать?
Шишкина О.В.
Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Сергеева М.С.
Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков
Киршин П.А.
Особенности проведения психотренингов в разнородных группах
Сафонова М.В., Тихонова Д.А.
Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников
Хайкин В.Л.
Психологическая работа в дополнительном образовании
Котова С.А., Пятаков Е.О.
На школьном пороге, или «Непричёсанные советы» начинающему психологу
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»
Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»
Матюшкин А.М.
Концепция творческой одаренности
Кудрявцев Т.В.
О различных психологических условиях управления творческой деятельностью
Горбов Ф.Д.
О «помехоустойчивости» оператора
Кабанова-Меллер Е.Н.
Перенос усвоенных приемов
Корт Б.
Арт-терапевтическая работа с младшими школьниками, имеющими проблемы развития
Сабадош П.А.
Эстетическая отзывчивость российской и азербайджанской молодёжи
Шумакова Н.Б.
Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Артеменков С.Л., Шукова Г.В., Миронова К.В.
Зрительное восприятие симметрии как фактор эстетического переживания
Золотарева А.А.
Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик
Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю.
Личностное развитие и качество уединения
Собкин В.С., Лыкова Т.А.
Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров)
Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.
Психотерапевтическое значение катарсиса трагического
Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда
Антонова Н.В., Патоша О.И.
Особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения
Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д.
Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений
Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.
Восприятие личности человека по изображениям его лица на фотографии и художественном портрете
Адаскина А.А.
Чувство композиции как показатель художественного воображения
Шумакова Н.Б.
Особенности креативности в подростковом возрасте
Серова О.Е., Гусева Е.П.
Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова
Холмогорова А.Б., Рычкова О.В.
40 лет биопсихосоциальной модели: что нового?
Хорошилов Д.А.
Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций»
Лебедев А.Н.
Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре
Интервью с Е.О. Смирновой: источник развития лежит не в физиологии, а прежде всего в культуре
Сериков А.В.
Способность к игровому переживанию как условие устойчивости личности к психосоматическим расстройствам
Антропова М.Ю., Мешкова Н.В.
О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников
Сороков Д.Г., Сорокова М.Г.
«Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н.
Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования
Гаврилова Е.В., Белова С.С.
Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект
Терещенко Л.В., Бойко Л.А., Иванченко Д.К., Заднепровская Г.В., Латанов А.В.
Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения
Собкин В.С., Климова Т.А.
Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения»)
Зязина Н.А., Николаева Н.О.
Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность
Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А.
Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры
Выготский Л.С.
Театр и революция
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к статье Л.С. Выготского «Театр и революция»
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к «Театральным заметкам» Л.С. Выготского
Никитина А.
Зебмео и Джульебра
Лубовский Д.В.
Флоренский об искусстве — послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским
Пергаменщик Л.А.
«Психологическая лаборатория» А.И. Солженицына
Попова Н.Т., Шеманов А.Ю.
Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»»
Лебедева Л.Д.
Восстановительная арт-терапия эмоциональных состояний онкобольных
Смирнов В.М., Смотрова Т.Н.
Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности
Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С.
Личность художника как фактор восприятия его произведений
Панасюк А.С.
О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи
Марцинковская Т.Д.
Проблема красоты в трудах П. Флоренского — междисциплинарный и полипарадигмальный подход
Федосеева Е.Г.
Пути к творчеству
Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В.
Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари
Аристов В.В., Сироткина И.Е.
Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан
Терещенко О., Фурсов С., Сычугова М.
Искусство, открытое для всех
Журавлев А.Л., Нестик Т.А.
Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества
Оганесян Н.Т.
Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских
Оганесян Н.Т.
Поэтическое творчество как средство регуляции эмоционально-смысловой сферы личности
Домбровская И.С.
К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора
Старагина И.П.
Форма и содержание сценического творчества в младшем школьном возрасте
Потанина Л.Т., Ильясов И.И.
Эмпирическое исследование образно-символического мышления педагогов
Колесин А.Н.
«Кабуки» в Эрмитаже
Фурсова М.А.
Размыкая круг непонимания
Фурсова М.А.
Танец – это всегда эмоции
Собкин В.С., Маркина О.С.
Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело»)
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов
Сейдалина А.О.
Приоткрывая завесу
Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н.
Психотехнический метод исследования творческого мышления
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи
Гончаров О.А.
Комментарий к статье Я.Б. Дереговски «О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов»
Дереговски Ян Б.
О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов
Френкель Н.В.
О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников
Ригина Г.С.
Музыка в педагогической системе Л. В. Занкова
Арябкина И.В.
Эколого-эстетическое образование учителей
Сурожский А.
Мистицизм
Марцинковская Т.Д.
Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия
Дэниелс Г., Лидбеттер Дж., Соарес А., МакНэб Н.
Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности
Визгин В.П.
Антропология орудийности и феномен искусства
Влияние музыки на эффективность убеждающего сообщения
Шпет Г.Г.
Искусство как вид знания (этюд)
Щедрина Т.Г.
Архив Густава Шпета как феномен культурно-исторической психологии
Зинченко В.П.
Психологические аспекты влияния искусства на человека
Мелик-Пашаев А.А.
Память художника
Улыбина Е.В.
Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского
Гапонова С.А., Павлов А.Н.
Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности
Кудина Г.Н.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников.
Сообщение 1. Понимание литературы младшими школьниками
Гуружапов В.А.
Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми
Гуружапов В.А.
Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми
(на материале анализа детьми содержания произведений живописи)
Тагирова М.С., Хозиев В.Б.
Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров
Воробьева И.Н.
Художественная студия в детском саду как образовательное пространство для совместного творчества детей и взрослых
Алмаева Е.А.
Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков
Евченко Н.А.
Работа с образом «Я – максимально эффективного» в телесно-ориентированнном подходе
Харламенкова Н.Е.
Case study как метод исследования личности
Психология искусства
Автор: доктор психологических наук, профессор Нагибина Н.Л.
Пояснительная записка
Цель курса:
Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.
Задачи курса:
- Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.
- Знание проблем психологии искусства.
- Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.
- Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе для решения практических задач.
Требования к уровню освоения содержания курса
Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.
Содержание курса
Разделы курса:
Цель первого раздела курса — ознакомиться с теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.
Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.
Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.
Часть I. Основные направления исследований в психологии искусства
Тема 1. Искусство как способ познания
- Искусство и наука
- Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии
- Искусство и архетип
- Искусство как способ самопознания
- Искусство и понимание смысла
Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.
- Творческий процесс, его составляющие и динамика
- Творческая личность
- Творческая способность
- Способности и талант
- Талант и гениальность
Тема 3. Искусство и цивилизация.
- Кривые стиля и эпоха
- Социальный редукционизм в искусствознании
- Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве
- Значение искусства в развитии общества
Тема 4. Искусство и потребитель
- Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства
- Искусство и реклама
- Массовая культура
- Культура потребителя и понимание произведений искусства
Тема 5. Искусство как форма терапии
- Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
- Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
- Типологический подход и использование арт-терапии
Часть II. Специальные способности
Тема 6. Музыкальные способности
- Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора
- Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга
- Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова
- Возраст и способности
- Особенности ВНД и способности
- Развитие музыкальных способностей
- Способность к цветовому представлению музыки
Тема 7. Художественные способности
- Ведущие и вспомогательные художественные способности
- Возраст и проявление художественных способностей
- Индивидуальность и проявление художественных способностей
- Развитие художественных способностей
- Восприятие формы
- Восприятие и использование цвета
Тема 8. Литературные способности
- Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения
- Структурный подход к проблеме литературных способностей
- Индивидуальность и литературные способности
- Развитие литературных способностей
Часть III. Системно — типологический подход в психологии искусства
Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства
- Психология типов личности
- Психология черт личности
- Психология черт и типов личности: точки пересечения
- Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве
- Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве
- Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства
Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества
- Объективные закономерности в искусстве
- Субъективные закономерности в искусстве
- Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов
- Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля
- Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля
- Случайность и закономерность в стилевых проявлениях
- Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения
Тема 11. Психотип и творческий стиль.
А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя
Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)
Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)
Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)
Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор, сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)
В-тип на примере творчества М.Булгакова
Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)
Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)
Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)
Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)
С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского
Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)
Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)
Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)
Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)
D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого
Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)
Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)
Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)
Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)
Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха
Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)
Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)
Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)
Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).
F-тип на примере творчества С.Цвейга
Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)
Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)
Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)
Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)
G-тип на примере творчества М.Горького
Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)
Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)
Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)
Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)
Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева
Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)
Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)
Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)
Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)
О психологии искусства
Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства. Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека. Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.
Какие методы использует психология искусства?
Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие. Психология искусства занимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.
Теория катарсиса
С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.
Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.
Основные проблемы психологии искусства
Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера. Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.
«Психология искусства» Л.С. Выгодского
Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским. В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства. Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.
Психотерапия искусством или арттерапия
Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.
Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов. Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др., исследуемые во время психоанализа.
В терапии искусством используют визуальный ряд (рисунки, живопись, коллаж и т.д.), драматерапию, бибилиотерапию, танцевальную и музыкальную терапию.
это, виды, теории и разные подходы
Творчество — важная часть жизни многих людей. Без возможности творить невозможно развитие науки, общества в целом. Процесс развития искусства, особенности личности талантливых людей, феномен креативности изучает психология творчества. Она направлена на рассмотрение сущности творческого процесса, поиск методов развития креативности у всех людей, независимо от врожденных способностей.
Психология творчества: сущность науки, предмет изучения
Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.
В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать. Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало.
История развития отрасли: становление науки, роль в обществе
Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.
С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.
Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.
Роль творчества в эпоху античности, мнение философов
Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.
Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.
Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия
Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:
- Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
- Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
- Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
- Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
- Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.
Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.
Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса
Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:
- Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
- Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
- Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.
В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:
- самовыражение;
- общественно полезное созидание;
- решение задачи.
Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.
Понятие, стадии процесса создания: развитие мысли творца
Определение термина «творчество» — деятельность, в результате которой индивид воплощает навеянные вдохновением образы в реальность. Продукты деятельности: научные открытия, книги, фильмы, любые произведения искусства.
В процессе создания предмета искусства выделяют 4 стадии:
- подготовка;
- обдумывание идеи;
- разработка плана действий;
- итоговое оформление.
Процесс творчества принадлежит только создателю, а его продукты — культуре.
Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства
Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:
- изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
- художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
- искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.
Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:
- научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
- художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
- техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
- сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
- педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
- детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.
Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.
Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты
Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:
- развитому воображению;
- жажде деятельности;
- постоянному возникновению новых идей.
Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.
Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.
В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?
Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.
Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.
Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень
Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.
Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.
На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.
Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества
Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.
В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.
Полезное видео
На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Область исследований, находящаяся на стыке психологии, искусствознания и эстетики и имеющая своим предметом процессы создания и восприятия искусства с психологической точки зрения.
Психологические аспекты искусства, рассматривавшиеся начиная с древности («Поэтика» Аристотеля, древне-индийский трактат «Натьяшастра» и др.) и особенно в философии и эстетике 18 – нач. 19 вв. (Ж.Б. Дюбо, Д. Дидро, А.Г. Баумгартен, Э. Бёрк, Д. Юм, И. Кант, Ф. Шиллер и др.), стали предметом специальных научных исследований во 2-й пол. 19 в. В русле эмпирического подхода появились работы по психологии музыки и слуха музыкального: «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» Г. Гельмгольца (1863) и «Психология звуков» К. Штумпфа («Tonpsychologie», Bd 1–2, 1883–90). Инициированное основоположником психофизики Г.Т. Фехнером эксперим. изучение стимулов, вызывающих эстетич. удовольствие («Приготовительная школа эстетики», 1876), получило развитие в 1920– 1940-х гг. в работах американских учёных Дж. Биби, Дж. Биркхоффа, британских психологов Х. Айзенка, Ч.У. Валентайна и др., а в 1960–70-х гг. – в трудах представителя амер. необихевиоризма Д.Э. Берлайна («Эстетика и психобиология», «Aesthetics and psychobiology», 1971), в деятельности Междунар. ассоциации эмпирич. эстетики (основана в 1965). Подходы, предложенные когнитивной психологией и нейробиологией, реализуются нейроэстетикой (С. Зеки, «Внутреннее зрение: исследование искусства и мозга» – «Inner vision: an exploration of art and the brain», 1999).
В конце 19 – начале 20 вв. получила широкое распространение сформулированная нем. философами Ф.Т. Фишером (1887) и особенно Т. Липпсом («Эстетика: психология красоты и искусства», « ̈Asthetik: Psychologie des Sch ̈onen und der Kunst», Bd 1–2, 1903–06) теория вчувствования, истолковывающая эстетич. восприятие как привносимую субъектом бессознат. проекцию своих чувств на воспринимаемый объект. Эта теория, переосмысленная нем. теоретиком иск-ва В. Воррингером, в 1920-х гг. была подвергнута критике нем. философом Р. Мюллер- Фрайенфельсом и Л.С. Выготским. В русле эксперим. психологии В. Вундт разрабатывал теорию фантазии как основы искусства. Проблемы психологии творчества рассматривались в работах А.А. Потебни и представителей харьковской лингвистич. школы (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Г. Горнфельд).
В русле психоанализа получили развитие многочисл. исследования роли бессознательного в процессе худож. творчества, истолкованного З. Фрейдом как результат сублимации, переключения энергии либидо на «желанные образы своей фантазии» [работы О. Ранка, австралийских учёных Г. Закса и Э. Криса, Д. Уинникотта (Винникотт; Великобритания) и др.]. К.Г. Юнг наряду с «психологическими» произведениями, отражающими личное бессознательное художника, выделяет «визионерские» создания, в символич. образах которых получают выражение сверхличные архетипы «коллективного бессознательного».
Воссоздание эстетич. реакции через «функциональный анализ элементов и структуры» формы худож. произведения стало центр. темой работы Л.С. Выготского о «Гамлете» У. Шекспира и его «Психологии искусства» (1925, изд. в 1965).
В русле гештальтпсихологии Р. Арнхайм исследовал психологич факторы эстетич. восприятия (преим. визуального), понятого прежде всего как творч. процесс составления целостного образа («хорошего гештальта»), образования «перцептивных понятий». Визуальное восприятие художественной формы изучалось в трудах Дж. Гибсона и Э. Гомбриха.
Автор статьи: К. Дудаков-Кашуро.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)