Психология личностного развития — Познай себя
Психология личностного развития – одна из наиболее интересных психологических отраслей. В качестве предмета своего изучения это научное направление рассматривает достижение такого уровня развития личности, который позволит человеку достичь гармонии с собой самим и окружающим миром. Саморазвитие включает в себя мероприятия, которые улучшают осведомленность личности, помогают развивать таланты и потенциал, содействовать трудоустройству, повысить качество жизни и способствуют реализации мечты и ожиданий. Целеустремленное развитие собственной личности – достаточно сложный процесс, который требует от человека серьезных усилий, но взамен дарит ощущение удовольствия от жизни.
Саморазвитие включает в себя следующие мероприятия:
- Повышение самосознания себя как мыслящего существа, целостного представления о сильных и слабых особенностях своей личности.
- Повышение квалификации или обучение новым видам деятельности.
- Формирование лидерских качеств.
- Обновление самоидентичности (самооценки), воспитание любви к себе самому.
- Развитие сильных сторон личности, задатков и талантов.
- Духовное развитие, обучение способам релаксации.
- Улучшение психологического потенциала.
- Улучшение образа жизни.
- Повышение качества жизни.
- Улучшения здоровья (и психического, и физического).
- Формирование адекватных целей и стремлений.
- Определение и выполнение личных планов развития.
- Улучшение социальных способностей, повышение навыков вербального и невербального общения.
Помимо улучшения себя, личностное развитие является широким полем для практики и исследований. В области практики оно включает в себя методы духовного развития, обучения специальным программам, системам оценки, изучение инструментов и методов достижения желаемого.
В случае личного развития, в качестве основного «судьи» чаще всего выступает субъективное ощущение улучшения качества жизни, но проверка объективного улучшения требует оценки с помощью стандартных критериев. Личные рамки развития могут включать в себя цели и ориентиры, которые определяют конечные точки развития, «стратегии» или планы для достижения цели, измерение и оценка прогресса, уровни или стадии, которые определяют «вехи» на пути развития, и систему обратной связи для анализа информации об изменениях. Один из ключевых пунктов на пути к развитию своей личности – формирование уверенности в собственных силах.
Уверенность в себе выполняет функцию как мощного предсказателя успеха, потому что:
1) она дает вам возможность осознать свои ожидания;
2) позволяет рисковать и достигать более высоких результатов
3) помогает нам продолжать пытаться, даже если сначала у вас что-то не получилось
4) помогает нам контролировать свои комплексы и страхи.
Методов достижения личностного развития очень много, они включают аутотренинги, программы личностного роста, йогу, медитации, нейролингвистическое программирование, некоторые духовные практики и многое другое. Способы достижения успеха человек выбирает самостоятельно, руководствуюсь своими собственными ощущениями и интуицией.
Психология развития личности — 5 этапов развития человека
Содержание статьи
Со времен Гиппократа, психология развития личности детей являлась объектом для исследований, однако, в середине XX века ученные–психологи сообщили миру, что психологическое развитие личности происходит всегда – с момента рождения и до смерти, даже если она наступает в глубокой старости.
Развитие личности в дошкольном возрасте
Этап 1 — Младенчество
Период младенчества начинается с первой минуты рождения и заканчивается в два года.
Кроме набора рефлекторных способностей, как то: прием пищи, чувство боли и опасности; вскоре после рождения, младенцы могут реагировать на:
- зрительные образы, в том числе на человеческое лицо;
- звук, в том числе человеческий голос.
К середине третьего месяца ребенок узнает свою маму, просто увидев ее, и прекрасно чувствуют тон голоса в человеческой речи (например, пугается, когда кто-то ругается).
Установлено, что дети до года способны воспринимать расстояние, форму, направление и глубину. А к концу первого года отличают человека от животного, игрушку от продукта питания.
У младенцев быстро развивается когнитивная память, повышая их способность предвидеть последствие какого-либо действия и события происходящего около него или с ним.
Осознание того, что существуют внешние объекты, могущие на него воздействовать, подвигает младенца переходить от простых рефлекторных движений к согласованным действиям. Причем эти манипуляции он повторяет намерено, потому что они ему интересны или же потому, что понимает – с их помощью можно достичь желаемой цели (например, подцепить игрушку).
К 18 месяцам ребенок уже может мысленно представлять определенные события и результаты, к которым они приведут. Ему не надо экспериментировать и действовать методом проб и ошибок.
К трехмесячному возрасту, младенец демонстрирует поведенческую реакцию, указывающую на эмоции соответствующие:
- удивлению;
- переживание;
- расслаблению;
- радости;
- возбуждению.
А такие состояния, как гнев, печаль и страх, начинают проявляться к первому году.
Эмоциональная жизнь всех младенцев сосредоточена на привязанности к матери и другим членам семьи. Через взаимодействия с близкими людьми младенцы учатся любить и доверять им.
С двух месяцев, малыши улыбаются в ответ на любой ласковый голос, но к шести месяцам они точно отличают голоса и лица знакомых людей и начинают улыбаться только им. Подобное психологическое развитие личности младенцев формирует основу для эмоционального здоровья на протяжении всего детства.
Этап 2 — Детство
Вторым важным этапов в развитии человека является детство, начинающееся с двухлетнего возраста и продолжающееся до 12–13 лет.
Первые годы нормально развивающихся детей отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка.
Вообще, дети начинают понимать речь за несколько месяцев до того, как произносят первые слова.
Среднестатистический ребенок четко воспроизводит первое слово в 12–14 месяцев, а к 20-му месяцу знает около 50 слов.
Поначалу малыш, даже имея в словарном запасе максимальное количество слов, использует связку «два слова». Затем добавляются комбинации из трех слов. Развитие прогрессирует и к предложению, состоящему только из подлежащего и сказуемого, присоединяются союзы и предлоги.
К четвертому году жизни большинство детей воспроизводят в предложениях причастные и деепричастные обороты, и находятся на стадии освоения сложных правил грамотной речи.
В своих познавательных способностях, дети, для выполнения логических задач, перестают полагаться исключительно на физические ощущения и начинают ориентироваться в мире символических образов.
К семи годам ребенку уже не нужно управлять окружающей средой с помощью символического мышления или языка, он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать мыслительные операции, как элементарную, первичную форму познания.
В возрасте от 7 до 12 лет к логике добавляется квалификация идей, понимание числа и времени. У детей появляется самосознание.
В 10 лет ребенок точно знает, какое его действие принесет боль или же повлечет наказание. Ему становится необходима не только любовь родителей, но и их поддержка, уважение и одобрение. К тому же дети этого возраста способны контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей. Это значит что, на данном этапе они понимают чувства и точку зрения других людей, и как они реагируют на это, предопределяет их нравственное развитие в дальнейшем.
В 12–13 лет начинаются мысли о жизни, у некоторых появляется чувство вины и/или неприятие себя, что означает переход в подростковый период.
Личностное развитие в подростковом возрасте
Этап 3 — Подростковый возраст
Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.
Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.
В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.
К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.
Этап 4 — Совершеннолетие
Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.
Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).
В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни.
В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.
В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.
Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей. Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.
В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.
Заключительный этап формирования личности
Этап 5 — Старость
В старости уменьшается мышечная сила, становятся слабее сенсорные и перцептивные навыки, а также память, что, однако, не отражается на интеллекте, если, конечно, человек не страдает деменцией или другими психическими заболеваниями.
Все эти изменения делают пожилых людей зависимыми от своих детей как эмоционально, так и физически.
Тем не менее психология личности старого человека такова, что главной его чертой становится эгоистичность на пару с эгоцентричностью. Молодым членам семьи следует это принять и понимать, что изменение характера их пожилого родственника не прихоть последнего, а закономерный этап психологии развития личности старого человека.
Личностное развитие или кружение на месте. ~ Проза (Психология)
Отличительная черта собственной жизни каждого человека – возможность развивать свою личность, решать свои личностные проблемы и обретать душевное равновесие в сложных кризисных ситуациях.
Доживай свою бесцельную, тусклую жизнь или изменись! Психологическая капитуляция — это предболезнь личности. Из глубокой древности известно, что часто болезни проистекают из неуверенности, негатива, злобы и ненависти. Результаты многих проведенных исследований показали, что свойства личности — важнейший фактор, влияющий и на физическое и психическое здоровье. Личностный развитие – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности.
Многие психологи рассматривают личность каждый под своим углом зрения и в основном теории личности относят к четырем подходам: биологическому, психодинамическому, социально-когнитивному(включая поведенческий)и гуманистическому.
Психодинамический — привлекает внимание к нашим бессознательным потребностям и конфликтам, а также влиянию раннего детства на нашу жизнь.
Гуманистический — делает акцент на огромных возможностях, связанных со стремлением к свободе и личностному развитию, заложенных в каждом из нас, поощряя таким образом человека к идущему на протяжении всей жизни процессу самоосуществлению.
Личность —
это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и
тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических
особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом
и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок»,
выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Многие люди задумываются о своём личностном развитии и хотят развиваться без ущерба для своего психического здоровья.
Психическое здоровье и личностное развитие это фактически синонимы, но между ними есть существенные различия. Психическое здоровье — это некое состояние при адекватном восприятии, мышлении, переживании, поведении в сфере личностной, творческой, социальной и разнообразной профессиональной деятельности. Личностное развитие — это процесс, который сопровождает личность на всем её жизненном пути. Можно быть психически здоровым и иметь «нездоровье личностное».
На личность можно влиять, и её можно формировать и развивать, но иногда личность нужно лечить. Для всего этого есть разные средства и формы: для себя - самостоятельное самосовершенствование, использование методов самоорганизации, личностные тренинги, для других — воспитание, перевоспитание, психотерапия, управление.
Процесс перевоспитания включает в себя общие методы воспитания (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальные, присущие только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция характера»).
1. Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.
2. Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.
3. Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования»[http://www.psychologos.ru/articles/view/perevospitanie].
А.Н.Харитонов
считает, что существуют «личностные трудности» обусловленные
особенностями предшествующего развития, фиксированность человека на непреодолимой
ограниченности жизненной самореализации, сопровождающая неудовлетворенностью и
стремлением её разрешить.<..> Спектр проблем поистине широк: трудности на
работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями,
возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения,
мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании
межличностных отношений и т.д.
ЕЕ.Сапогова полагает, что даже в случаях замедленного развития, невроза, культурной депривации, бедности, болезни, инвалидности, преклонного возраста возможно актуальное развитие личности за счёт психического ресурса.
В.В.Кузовкин в своей монографии «Пихотехника личностного роста» пишет:»Анализ теоретических воззрений З.Фрейда позволяет говорить о побудительном мотиве к личностному развитию и росту категорически им отрицалось. З.Фрейд считал, что стремление к самосовершенствованию проистекает из «нарциссических» желаний к самовозвеличиванию и превосходству над другими.
Э.Берн в своей книге «Введение в психиатрию и психоанализ для непросвященных» постулирует следующее: так как первичные стремления к созиданию и уничтожению в своей природе неизменны, то изменение человеческой личности состоит в изменении способов снятия этих напряжений. По мере роста человека на протяжении жизни его нервная система берет на себя управление всё новыми видами действий, что открывает новые пути для удовлетворения его Ид. Он переживает стадии наслаждения ртом, потом кишечником и мочевым пузырём, затем телом и далее половыми органами. Пока, наконец, не наступает возраст силы и зрелости, когда становятся достижимыми конечные цели — взрослая половая деятельность и агрессия. Т.е, говоря словами Э.Берна, «личность нормального человека растёт и меняется по мере того, как он учится новым методам удовлетворять своё либидо и мортидо, пользуясь новыми органами и способностями, которыми он научился управлять, и покидая прежние, менее эффективные пути. В этом росте ему содействует Принцип Реальности, помогая постоянно бороться навязываемыми ему менее эффективными, а подчас и опасными попытками искать удовлетворения на старых путях».
К.Юнг полагал, что развитие личности – это поступательный динамический процесс, как эволюция на протяжении всей жизни. Он считал, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. По К.Юнгу, человек постоянно приобретает новые мнения, достигает новые цели и реализует себя все более полно. По его мнению, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. С точки зрения К.Юнга, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации или саморазвитию. Самореализация, по К.Юнгу, это – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, максимально полная, завершенная дифференциация, развитие, гармоничное сочетание и выражение всех аспектов целостной человеческой личности.
А.Адлер полагал, что жизнь невозможно представить без непрерывного движения в направлении роста и развития.
Он полагал, что «комплекс неполноценности», свойственен лицам с физическими недостатками, избалованными родителями, отверженным, являются источником всех устремлений к саморазвитию, росту и компетентности, и может вести либо к защите от жизни, либо к самоутверждению и самоосуществлению. Сильный «комплекс неполноценности» может затруднить позитивное развитие. Однако более умеренное чувство неполноценности может победить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям, «стремлению к превосходству». По А.Адлеру, «стремление к превосходству» является врожденным и человек никогда от него не освободиться, т.к. это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это стремление к превосходству надо воспитывать и развивать, если человек хочет реализовать свой потенциал. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном здоровом направлении. Она принимает форму стремления к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство; они пытаются достичь ощущения превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. Борьбу за личное превосходство, А.Адлер характеризует как невротическое извращение, результат сильного «комплекса неполноценности» и отсутствия социального интереса, не приносящее признания и удовлетворения личности.
А.Адлер считал, что каждый индивидуум в жизни вырабатывает специфическую жизненную цель. которая формируется в раннем детстве и служит сосредоточением его стремлений и достижений. По А.Адлеру уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели — это стиль жизни, который включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивидуума. А.Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.
Многие социокультурные теории К.Хорни непосредственно связаны с личностным развитием человека. Каждый человек, с точки зрения К.Хорни, обладает собственным личным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. К.Хорни считает, что все люди содержат в себе конструктивное здоровое ядро, которое стремиться к самоосуществлению и способно противостоять враждебному и манипулирующему внешнему миру. Поэтому для её невроз — это особая форма самоотречения и отчуждения. Но и в этом случае человеческий потенциал остается сохранным и способен к развитию и к самореализации. Под самоосуществлением К.Хорни «понимает не только развитие каких-либо специальных способностей или талантов, которые у него возможно подавлены и никак не используются, но и, что еще важнее, развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа, свободного от калечащих внутренних побуждений [К.Хорни. Самоанализ. С.284].
Одним из важных постулатов теории К.Хорни является концепция идеализированного Я, которая концентрирует внимание на неких социальных амбиций, навязанных системой ценностей общественного устройства, отчуждающих индивида от своих внутренних устремлений и препятствующие процессу самореализации. Преодолеть эти негативные тенденции, по К.Хорни, можно путем раскрытия Актуального Я и развертывания тенденции к самоосуществлению. Личностное развитие начинается тогда, когда место Идеального Я занимает Реальное Я.
Создатель эпигенетической концепции развития личности Э.Эриксон также обращается к проблеме личностного развития в своей теории «идентичности Я» (эго-идентичности). Личностное развитие, по Э.Эриксону, осуществляется благодаря приобретению внутреннего единства, ощущения собственной идентичности после преодоления очередного кризиса на этапах развития. При этом каждый кризис Э.Эриксон рассматривает не как катастрофу или мучительный конфликт противоположных тенденций, а как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых индивиду социальных требований.
Для Э.Фромма проблема развития личности связана с понятием свободы, рассматриваемая им в негативном («свобода от») и позитивном («свобода для») смысле. Э.Фромм утверждал, что увеличение «свободы от» ведёт к отчуждению, в результате которого человек «утрачивает свою самость», обретая свободу, лишается защищенности.
В отличие от негативной, позитивную свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой. При этом, существуя независимо, он не изолирован, но напротив, соединен с миром, людьми, природой. Позитивная свобода, по Э.Фромму, как реализация личности подразумевает безоговорочное признание уникальности индивида и предполагает. Что человек является центром и целью своей жизни; что развитие его индивидуальности, реализация его личности – это высшая цель, которая не сможет быть подчинена другим, якобы более достойным целям.
Создатель логотерапии и экзистенциального анализа В.Франкл, обращаясь к проблеме личностного развития, рассматривает стремление к поиску и реализацию собственного смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и личностного развития и личностного смысла. Однако, В.Франк утверждает, что люди внутри себя имеют много потенциальных возможностей, но их полная реализация возможна в процессе выхода из себя (самотрансценденции). При этом люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они посвящают себя осуществлению цели своей жизни. Самореализация не будет достигнута, если она становится самоцелью, но может быть лишь сопутствующим эффектом выхода из себя (самотрансценденции).
Поиск человеческого смысла и ценностей вызывает внутреннее напряжение, которое по В.Франку, является необходимым условием психологического здоровья.
В.Франкл полагает, «что душевное здоровье основывается на определенной степени напряжения между тем, что человек уже достиг, и тем, что он еще должен осуществить; или тем, что он есть и тем, чем он должен стать»(Франк В. Доктор и душа –СПб.: «Ювента. 1997.с.155).
Содержательной стороной личностного развития, по мнению Ф.Перлза, является достижение целостности личности путем интеграции. Личностное развитие рассматривается им как ритм формирования и завершения гештальтов, что характеризуется происходящими процессами возникновения и удовлетворения потребностей, обусловленных правильным взаимодействием «фигуры» и «фона»: возникшая у субъекта потребность осознается, становясь «фигурой», удовлетворяясь уходит в «фон». Создавая свои потребности и опрерируя ими, личность совершенствуется и становится способной к поддержанию здорового контакта со средой. Здоровый контакт сопровождается и обеспечивается свободным осознанием чувств, инициирующих контакт. «Находясь в здоровом контакте, люди уважают мнение другого, свой и чужой вкус, несут ответственность каждый за себя и оживляются пол поводу возникающих разногласий. Здоровый организм через противоречия и противоположности обогащается и развивается. Контакт ведёт к волнению, возбуждению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности»(Романенко О.К. Практическая гештальттерапия.-М.: Фолиум, 1995).
Ф.Перлз различает понятия самореализации и реализации своего образа как концепции того, каким человек должен быть. Внешний идеал, по мнению Ф.Перлза, является источником внутренних и внешних конфликтов, препятствующих здоровому развитию человека. А быть самим собою, осуществлять свое Я, реализовать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности(Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель и Терапии; Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия до-словно).
Р.Ассаджиоли в рамках своей концепции психосинтеза понимает проблему личностного развития в терминах «самореализации», характеризуя её как повышения сознательности и расширения сознания. Он предлагает различать две её разновидности: самоосуществление и самодостижение. Самоосуществление рассматривается им как психологический рост и созревание. Говоря же о самопостижении рассматривает его как отражение подлинного Я, проекцию духовного Я на поле личности. Духовное развитие Я, Р.Ассаджоли относит к радикальному преобразованию «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также в новую внутреннюю направленность деятельности (Ассаджиоли. Психосинтез).
По мнению Я.Морено, личностное развитие происходит через принятие и изменение ролей, в которых человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется.
Тем самым, именно роли являются «непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я».
Психодрама Я.Морены основана на том, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами, то есть любой поступок или действие индивида рассматривается во многом через призму принятой им роли. Фундаментальным качеством человека Я.Морено определял способностью творить, а её необходимым условием считал спонтанность как некую форму энергии, которая познаётся только через ощущения и которую нельзя накапливать и сохранять т.к. она поглощается в единый миг творения, уступая последующему проявлению спонтанности. Отсутствие спонтанности для него означало эмоциональное нездоровье, а, следовательно, целью человеческого развития становится «научение спонтанности» с помощью разнообразных психодраматических техник.
Э.Берн имел позитивный взгляд на человеческую природу, полагая, что в каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса». Однако действовать ниже своих реальных возможностей вынуждают сообщения, содержащие пренебрежение, получаемые от близких людей (родителей, сиблингов и родственников) уже в самом начале жизни. Такая запрограммированность «ранними депривациями» являются препятствиями личностному развитию. Поэтому главной задачей реконструкции личностного развития, по Э.Берну, вовремя обнаруживать и удалять преграды депривации, менять негативные сценарии — на позитивные сценарии жизни.
Г.Олпорт, создатель диспозиционнного направления в теории личности, стремился к выявлению таких аспектов человека, как потенциал в личностном развитии путем преодоления себя, самореализации в перспективе её будущих возможностей. Он предположил, что характеристика личности не ограничивается набором диспозиций (индивидуальных черт-мотивов человеческого поведения), а существует единый принцип организации установок, оценок, мотивов, ощущений, склонности индивида. Г.Олпорт определяет набор индивидуальные диспозиции (черт-мотивы человеческого поведения) как проприум, который представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, то есть это не что иное, как самость. Он считал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Исходя из этой идеи , Г.Олпорт, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости, которое приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» уже сформировались [Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСМ+2; СПб. 1998].
В работах Ш.Бюллер. такие понятия как самоактуализация и самоосуществление принципиально сходны по смыслу, она все-таки разводит их, отмечая некоторые различия. Самоосуществление, в её понимании, — это не только различия личностного потенциала, своеобразного рода итог человеческой деятельности, направленный на выявление своей индивидуальности, но еще и процесс развития, который в разные периоды жизни человека выступает по разному. Одним из условий самоосуществления, Ш.Бюллер, считает наличие адекватных жизненных целей. При этом человек достаточно хорошо знает себя, свои возможности, чтобы поставить перед собой трудные, возвышенные, но реалистичные цели [Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. М.: Наука.1978].
Экзистенциально-гуманистический подход Дж.Бьюдженталя. Дж.Бьюдженталь считает, что фундаментальным условием личностного развития является осуществление человеком внутреннего поиска и переживания своего существования, на основе чего и возможно конструирование собственной личностной идентичности. Он считает, что люди стремятся актуализировать свой потенциал, «чтобы дать действительную жизнь тому, что в противном случае останется в бездействии[Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.:Изд. СПб, 2001,с.217]. В ходе личностного развития важнейшей силой является интенциональность человека. Дж.Бьюдженталь вводит также понятие «заботы» как внутреннего ориентира, задающего направление и содержание. Содержательную сторону личностного развития процесса личностного развития Дж.Бьюдженталь понимает как движение от «объективации» внутреннего опыта, то есть отстранение от себя, к субъективности. Погружение в субъективность и расширение самоосознания является, по его мнению, главным путем движения к подлинности, экзистенциальной идентичности, становлению человека таким, каков он на самом деле есть.
Взгляд одного из основателей и ведущих психологов гуманистического направления в психологии А.Маслоу н самоактуализацию личности очень подробно рассмотрел
Д.А.Леонтьев. Д.А.
Леонтьев в своем подходе к исследованию творчества А.Маслова выделил пять аспектов изучения самоактулизации, которые дают также полное представление о проблеме личностного развития. Они следующие: а) исследование самоактуализирующихся личностей; б) теория человеческой мотивации; в) самоатуализация как механизм и процесс развития личности; г) предельное переживания как эпизоды самоактуализации; д) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия. А.Маслоу подчеркивает, что личностное развитие, осуществляется посредством работы самоактулизации. Самоактулизация подразумевает длительную, постоянную вовлеченность в работу по развитию и росту способностей до максимальной возможного, и включает выбор достойных творческих задач. В своих рассуждениях в книге «Новые рубежи человеческой природы» он вообще приходит к мысли о том, что понятие креативности (творческой способности человека) и понятие здоровой, самоактуализирующей, полностью человечной личности могут оказаться одним и тем же.
А.Маслоу описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться в терминах реального поведения и реальной процедуры.
1. Прежде всего, А.Маслоу считает, что самоактуалтизация означает раскрытие своей человеческой сущности, предлагающей то, что «человек отдается переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредотачиваясь на них», то есть это моменты повышенного осознавания и интенсивного интереса. Эти моменты А.Маслоу называет моментами самоактуализации.
2. Исходя из рассуждений А.Маслоу, если жизнь человека рассматривать как процесс различных выборов как прогрессивных (выбор развития), так и регрессивных (выбор защит, безопасности, боязни), то самоактулизация означает решение в пользу личностного развития в каждом конкретном выборе.
3. А.Маслоу говорит о том, что смысл разговора о самоактуализации возникает тогда, когда существует «та самость, которая актуализируется». Под самостью он понимает сердцевину, или экзистенцианальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Прислушаться к голосу внутренних импульсов означает дать проявиться этой самости, она независима от мнений и точек зрения других.
4. Крупным шагом на пути к самоактулизации, по мнению А.Маслоу, - является честность и принятие ответственности за свои действия. Он рекомендует «смотреть внутрь себя в поисках многих ответов», что предполагает принятия ответственности на себя. Принимая ответственность на себя, человек «активизирует себя».
5. А.Маслоу рассматривает самоактуализацию не только как конечное состояние индивида, а также как постоянный как можно более полный процесс актуализации своих потенций. Это означает использование своих способностей и разума настолько, насколько человек может: «Самоактуализация требует работы, направленной на то, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать».
6. Обозначенные А.Маслоу первые пять шагов к самоактуализации обеспечивают «лучший жизненный выбор». Человек, осуществляющий эти шаги, обнаруживает, что эти выборы наиболее органичены для него. Человек научается верить своим суждениям и инстинктам, и действовать с ними во всех сферах жизни – как в таких серьезных проблемах жизни, как брак и профессия, так и в области искусства. Музыки, пище и т.д.
7. Одним из аспектов саимоактулизации, по А.Маслоу, являются пиковые переживания. Это состояния, которые вызваны интенсивными, вдохновляющими событиями, например, чувством любви, когда человек функционирует наиболее полно, более свободен от внутренних конфликтов и способен конструктивно использовать свою энергию. Для среднего человека пиковое переживание – это как бы мимолётная самоактулизация.
8. Дальнейший шаг самоактуализации предполагает выявление своих «защит» и отказ от них. К традиционному психоаналитическому перечню А.Маслоу добавляет ещё два типа защит: десакрализацию и «компекс Ионы». Десакрализация – это обеднение своей собственной жизни посредством отказа относится к чему-нибудь с глубокой серьёзностью и вовлеченностью. «Комплекс Ионы» — это склонность человека сомневаться в своих способностях и отказ от попыток реализации своего потенциала.
Основатель клиентцентрированной психотерапии и психологического консультирования К.Рождерс внес своими работами значительный вклад в психологию развития личности.
Основными концепциями личностного развития К.Роджерса являются: положение об определяющей роли опыта в существовании личности; положение об изначально позитивной, социализированной, рациональной. Реалистичной природе человека и стремлении к актуализации этой природы; понятия внутриличностных образований, таких как «Я-концепция», «Я-идеальное» и др. и представления о взаимодействии между ними (конгруэнтность, процесс организмической оценки). Обобщая можно определить сущность представлений о личностном развитии, К.Роджерса, как процесс становления человека «всё более собой» (более полноценно функционирующей личностью, «своим организмом»), идущий по направлению от возможной внутренней разброшенности со своим внутренним опытом , «организмическое» восприятие которого затруднено искажающим влиянием «Я концепции», к «конгруэнтности» — состоянию, когда потенциально любой внутренний опыт свободно осознается как собственное «Я» и человек полноценно переживает подлинность своего индивидуального бытия как процесса самоактулизации.
Родоначальники НЛП – Д.Гриндер, Р.Бэндлер, Л.Камерон-Бэндлер, Д.Делозьер на основе поведения людей, создали эффективные способы мышления, поведения и коммуникации, что приводит к успешному результату в любой деятельности, а тем самым, к активизации личностного развития. В рамках НЛП, Л.Камерон-Бэндлер, Д.Гордон и Лебо создали уникальную технологию и руководство эмпринт метод.
Личностный развитие в понимании представителей НЛП заключается в расширении карты мира, то есть в расширении способностей и возможностей, способов поведения и действий по более эффективному разрешению той или иной проблемы, достижению той или иной цели.
Когнитивные психологи (когнитивисты) утверждают что личностное развитие обусловлено когнициями и когнитивными процессами в процессе научения.
Сущность познания (cognition) и научения связана с процессом переработки информации, которая включает ряд функций (избирательное внимание, сбор информации, память и мотивацию)
Эти процессы включают:
а) способы оценки и организации информации о себе и окружающей среде;
б) способы переработки информации для приспособления в жизни и решения проблем;
в) способы предсказания и оценки будущих событий.
Уолтер Митчел (Walter Mischel) полагает, что пять основополагающих типов когнитивных переменных, определяют личностное развитие:
1. Компетентность. Каждый из нас обладает собственным набором способностей и навыков, определяющих возможный ответ на те или иные события.
2. Стратегии кодирования. Каждый обладает собственными способами восприятия и упорядочения (категоризации) опыта, которое определяют ответы на него.
3. Ожидания. Опыт научения формируют у каждого из нс различные ожидания, помогающие определить нашу реакцию на те или иные события.
4. Личностные ценности. Решения и действия также формируются нашим представлением о приоритетах (о том, что мы предпочитаем) и ценностях.
5. Системы саморегуляции. Мы также формируем планы цели и стратегии, влияющие на наши действия.
Описанные
подходы предполагают своё понимание препятствий личностного развития.
Биологический подход напоминает нам о важности наследственности и изменчивости;
психодинамический подход подчёркивает значение бессознательных конфликтов и
фиксаций; теория социального обучения подчеркивает значение неправильных
образцов, среды и плохо приспособленного поведения; а гуманистический подход
выделяет значение ограничений Я-концепции и самоосуществления.
Представления о
личностном развитии а отечественной психологии
Л.С.
Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и другие отечественные
психологи в большей или меньшей степени затрагивали проблематику личностного
развития. Марксиское представление о личности как особом качестве, которое
индивид приобретает в системе общественных и производственных отношений.
Согласно
культурно-исторической теории Л.С.Выгодского, природные свойства индивида
являются лишь предпосылками, условиями формирования личности, человек же
становится человеком в собственном смысле слова благодаря присвоению
общественно-исторического опыта, зафиксированного в языке и выработанных
обществом формах социального поведения. Источником развития личности,
Л.С.Выготский считал социальную среду. В которой непосредственно протекает
жизнедеятельность человека, а среда эта определяется конкретно исторической
ситуацией и в целом историей развития человечества. «Личность – это современница
эпохи и сверстница поколения»[].
А.Н.Леонтьев
утверждал, что развитие личности происходит посредством деятельности. Он считал,
что человек в процессе деятельности развивает себя в плане приобщения к жизни
других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приемы общения с
орудиями труда. Деятельность является основанием для формирования и развития
психики, а значит и развития личности как психического образования. В основе становления
и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов , побуждающих
человека к деятельности. У зрелой личности формируется иерархия, в которой
главенствуют социально значимые мотивы, соответствующие интересам и ценностям
данного общества. Естественно, что процесс развития личности непосредственно
связан с развитием стремления к деятельности, так как только в деятельности возможна
трансформация мотивационной сферы.
Проблема
развития личности в советской психологии пересекалась с проблемами педагогики и
воспитания. Существовавший государственный подход, ставивший своей целью формирование
«нового человека», образ которого выступал для развивающейся личности в
качестве воспитания «идеального человека-строителя коммунистического общества».
Понятие личность и её развитие в российской психологии разъяснялось через
положения марксиской философии с идеологическим налетом, приписывающий ей
функцию универсального и единственно верного учения. Всё это говорило о
вмешательстве политики в психологию. Считалось, что психика человека должна
развиваться только в системе объективных обстоятельств, в коллективе и
общественной ситуации. Все остальное считалось не верно и ненаучно, за
исключением диалектических и гуманистических концепций в психологии. Наиболее
близкой современным отечественным психологам оказалась экзистенциально-гуманистическая
психология, которая отстаивает точку зрения о неадаптивном характере развития
человека, о том, что направление его развития определяется исключительно
выборами, которые делает он сам. Ключевой момент теории – отсутствие предзаданности
в развитии человека – это утверждает позицию личности как субъекта своего
собственного развития. Гуманизация подходов к личности послужила причиной
введения в обращение среди психологов понятие стремление к самореализации как
одно из ведущих движущих сил развития личности. Самореализация заключается в
раскрытии и развитии своих способностей и своей сущности.
Д.А.Леонтьев
ввел понятие сущностных сил человека как «его универсально-деятельные способности,
содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием
или, что то же самое, этол конкретно-исторические общественные отношения,
облеченные в форму деятельных способностей людей, реализующие эти отношения». Сущностные
силы формируются в процессе деятельного. Практического освоения мира субъектом,
на основе природных или родовых сил – задатков. Опредмечивание своих сущностных
сил (способностей) личности и её социальной деятельности, полагая себя в продуктах
своей деятельности и в личностных вкладах в других людей, по мнению
Д.А.Леонтьва, и есть процесс самореализации. В соей индивидуальной жизни
человек может творчески подходить к решению жизненных задач – способом,
позволяющим в полной мере раскрыть, говоря словами Д.А.Леонтьева, «свои
сущностные силы, подлинно человеческие способности и внести свой оригинальный,
индивидуальный вклад в ценности общества, в совершентсвование общественных и
межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека»(ЛеонтьевД.А.
Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом:
гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997).
Понимание
личностного развития применимо к достигшей определенного уровня. Саморазвитие и
самосовершентсвование способствует достижению зрелости личности, когда она
способна осознанно регулировать процесс своего развития в соответствии с собственными
интересами, ценностями, мотивами. Однако этот процесс не обязательно
осознается, человек может изменяться опосредованно, через своё окружение, а
значит, через формирование собственной среды развития.
Литература:
1. Кузовкин В.В.Психотехника личностного роста. М.:ИИУ МГОУ, 2014.
Развитие личности — Психология Дома Солнца
Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой личный взгляд на тему этапов развития личности и сознания.Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если вы где-то перепрыгнули через ступень, скорей всего Ваш опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, значит, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он бы смог обрести мудрость. А в вашей жизни, еще не было должных уроков, устраняющих энергозатратную привычку осуждать. У развитого человека (если допустить, что концепция о перерождениях справедлива) душа этап за этапом прошла огромный путь. Каждый следует по этапам развития в силу полученного в прошлом опыта.
Если Вы не верите, в концепцию перерождения, тогда можно сказать, что развитой личности повезло, т.к. у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия. Считаю, что относительно глупо осуждать «неразвитых» людей. Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая для Вас кажется элементарной, это значит, что Вам «повезло» больше, и Вы получили должное воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок ему может дать самостоятельное решение проблем.
Не существует объективно высоких и низких этапов развития. Все относительно. Если вы считаете свой этап развития высоким, на земле найдется человек, который будет выше вас на две головы, в сравнении с которым ваш этап покажется низким. Поэтому, чем раньше вы перестанете играть в игры возвышения и унижения, тем быстрей избавите себя от бесполезной траты энергии на чувство собственной важности.
Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности. Человек, находящийся на определенном этапе развития, может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые временами дают о себе знать. Также могут быть наработки с продвинутых этапов развития, которые способствуют эволюционной карьере.
Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой.
Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, глупый человек будет неразумно растрачивать энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя прямо сейчас, не заботясь о будущем.
Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие, чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если человек желает жить на этапе развития миролюбивых и честных людей, он сам обязан стать честным и миролюбивым. Тогда общество, или компания честных людей его примет. Если человек желает жить среди святых, он должен обрести святость и т.д.
Первый этап развития личности. Это — этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.
Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем сильней в определенный момент времени сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.
Основное отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.
Второй этап развития личности. Это этап – социального наркомана, «адаптированного», среднестатистического человека, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и др. Здесь я опускаю книги, т.к. книги в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему нельзя вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его подсознании. Если Вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. Если Вы материалист, можно назвать это генами, переданными от достойных родителей.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.
На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Однако здесь проблематика переносится на более тонкий уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания, с переносом внимания на более тонкий дисбаланс.
На втором этапе развития чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание стало на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Сейчас, вместо примитивного насилия, человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться процессом более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо жареного мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.
Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И т.к. ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды начинает интересоваться усладой своего ума. К этому относятся игры, развлекательное чтиво, кино, разные забавы и т.п.
По критерию мудрости и дальновидности, человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму. Поэтому социальный блок информации, осуждающий подобные наклонности не зря работает так активно.
Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда, активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, такой человек вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае, сильная личность огораживает более слабую личность от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать. Будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. В большинстве случаев он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Третий этап развития личности. Это этап – начальника. Не важно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой. Это человек, основной потребностью которого является власть и контроль. Секс, еда и развлечения такому человеку по-прежнему интересны, но они отходят на второй план.
Основа для удовлетворенности жизнью в таком человеке проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять, владеть. Желание секса на этом этапе развития больше проявляется не на уровне похоти, но чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать, победить. И часто, когда желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, особенно сильная тяга проявляется к тем людям, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и подсознательной потребностью подняться до следующего уровня.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен. Все его понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек признает свою неспособность понять, в худшем случае он впадет в самообман, и будет ограничивать жизнь рамками своего ума.
Человек третьего этапа развития может пойти в общество людей первого и второго этапа развития либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидности, мудрости заставляет его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и часто способна следовать собственным решениям, понимание которых присутствует почти всегда, в силу кристаллизации, уплотнения данных подсознания.
Насилие и грубость на этом этапе развития личности может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, заставляющее человека унижаться и переживать за собственную персону. Последнее (ЧСВ) понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.
Если человек не имеет грубых программ с первых двух этапов развития личности и сознания, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным, удовлетворенным, когда ощущает, что имеет контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль не более чем его иллюзия. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь явление спонтанное, и гораздо более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания человека на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития.
Концепции развития личности — виды, современная концепция
Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида как объединяющее единое целое и объясняют различия между субъектами.
Понятие личностного развития намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.
Основные концепции развития личности
Постепенное становление личности субъекта – это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.
Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.
В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.
Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. В этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.
Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие – к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.
Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. В случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.
Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности.
Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.
Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.
Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.
Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.
Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.
Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.
Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.
Современные концепции развития личности
Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления – гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) – современная психология.
Остановимся подробнее на последнем этапе – концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики.
Манагетти полагал, что посредством семантического поля проявляется человеческая природа. Из этих же предпосылок исходила и с структуралисткая школа философии. Семантическое поле – это такое пространство, в котором индивид взаимодействует с различными объектами среды, которая его окружает. В таком процессе задействованы следующие составляющие личности: «Я» — сознательное и зона комплексов, пролегающая в подсознании. Только 30% взаимоотношений между субъектами проходят осознанно, остальные 70% проходят на уровне подсознания. Автор раскритиковал моральные принципы в их национальных и личностных проявлениях. Так как он считал, что моральность не обеспечивает истинности и точности актуализации личности индивидов, а скорее наоборот, принуждает «Я» вывести на чистую воду свои комплексы в качестве защитных механизмов и латентные компоненты «Я», часто выдающие себя за «Я». Менегетти представлял индивида как Ин-се (т.е. внутренняя сущность субъекта) с неизменной величиной Н.
Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной Н.
Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину Н входит и гуманистический личностный потенциал. К ниму относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.
Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности.
Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.
Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне). Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что концепция развития личности выдвинутая Менегетти заключает в себе «Я» в качестве центра сознания. «Я» — это всего лишь верхняя часть айсберга под названием бессознательное, которое содержит в себе равномощные элементы «Я» — комплексы. Такие комплексы образуются как следствие отрицательного взаимодействия «Я» с окружающими условиями и миром в целом. Источником личности он считал Ин-се, содержащую в себе матрицу осуществления человеческого бытия. А комплексы выражаются в заслоне информации, идущей от Ин-се к «Я». «Я» имеет двойственную структуру: «Я» логическое (т.е. это логический аспект личности) и «Я» априорное, формируется вследствие привязанности индивида к историческим факторам своего проявления. Мудрым становится человек тогда, когда у него гармонично развито две структуры «Я» и Ин-се. Их взаимодействие и проявление заключается в подключении Ин-се к априорному «Я», выражающееся посредством «Я» логического.
Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.
Концепция духовно-нравственного развития личности
Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.
Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.
В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.
Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.
Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.
Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.
Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.
К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.
Концепция развития личности Эриксона
Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.
Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.
Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.
«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.
По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.
Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.
Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.
Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.
Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.
Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.
Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.
Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).
Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».
Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».
Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».
Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».
Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.
Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.
Концепция развития личности Выготского
В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.
Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.
Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.
Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.
Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».
Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.
Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.
В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.
Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Развитие личности — 4 основных понятия
Содержание статьи
Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.
Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.
Развитие качеств личности
Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.
Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.
Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.
Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.
Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.
4 понятия «развития личности»
Являясь одной из ключевых тем практики современной психологии, понятие развития личности имеет различные трактовки, обусловленные, в частности, неразберихой в используемой терминологии.Употребляемый различными специалистами термин «развитие личности», может подразумевать минимум четыре смысловых варианта, имеющих отношение к совершенно разным темам, а именно:
- Применяя выражение «механизмы и динамика развития личности», специалисты подразумевают развитие личностных качеств как процесс;
- Говоря о достижениях личности в своем развитии, обсуждают уровень личностного развития и его результативный итог;
- Обсуждая методы и средства, используемые для формирования из ребенка личности, затрагивают тему формирования личности;
- А рассуждая о формах самостоятельного развития личности человека, имеют в виду способы авторского самосовершенствования.
Обсуждение личностного развития как процесса затрагивает динамику этого явления и его механизмы.
В исследующей развитие личности теоретической психологии это понятие, ассоциируется с имеющим преимущественно естественный характер сложным процессом, составными частями которого могут быть:
- Учеба и тренировки;
- Осуществляемые детьми вместе с взрослыми действия;
- Полученные при разрешении внутренних противоречий знания;
- Формирование организма и психики.
Говоря о результатах личностного развития в первую очередь отвечают на вопросы, относящиеся к имеющим качественно новые характеристики новообразованиям, методам подтверждения результатов развития, а также о развитии личностей конкретных людей, сравнении их уровней и вершинах.
Самостоятельное личностное развитие – одно из наиболее интересных направлений современной теоретической психологии, убедительно доказывающей, что самосовершенствование человека возможно.
Человек может самостоятельно развивать свою личность и влиять на личностное формирование других людей и помочь ему в этом могут различные развивающие и совершенствующие личностные качества методики, разработка и внедрение которых относится к сфере деятельности специалистов по практической психологии.
Развитие личности как авторские действия
Фильм «Бурлеск»
Кто-то просто живет, а кто-то себя развивает: всегда. Каждый день! Каждый час! Прямо на ходу!
скачать видео
Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других.
Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности — это направление более характерно для практической психологии. Синтон-подход предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Условия произвольного развития личности
Произвольному развитию личности способствуют следующие условия: почва для роста, обучающая среда, видение цели, практика и поддержка. См.→
Как развивать свою личность
Себя развивать можно самостоятельно, быстрее и эффективнее это делать с помощью более опытных людей: учителей, педагогов и психологов. Что касается взрослых людей, то лучшие результаты сегодня дает обращение к тем психологам, которые специализируются на развитии личности. См.→
Управление личностным развитием детей
Если детей не развивать, они только растут. Но заботливые родители и хорошие учителя детей заботятся о развитии детей, и не только развитии физическом и интеллектуальном, но и развитии личностном: развитии настоящего внутреннего стержня, эмоциональной стабильности, продуманных ценностей и развитых коммуникативных навыков. См.→