Психология подражание: Подражание — психология – Что такое подражание в психологии

Автор: | 03.09.2020

Что такое подражание в психологии

Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.

В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.

Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.

В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.

Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Рекомендуем: Конформность: что значит явление?

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Психическое заражение

Охарактеризуем суггестию, которая представляет собой некий ряд факторов, происходящих из социально-экономической реальности, которая окружает человека. Предпосылкой для этого может выступить механизм имитации, а также некоего внушения.

Главным фактором психологического заражения представляется эмоциональная составляющая. Она выражается не в сознательном принятии какой-либо информации и даже шаблонного поведения, а как транслирование конкретного состояния. Массовость эмоциональной составляющей воздействует на окружающих как механизм, который увеличивает эмоциональную связь между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Рекомендуем: Адаптация человека — это

В таком варианте ситуация вовсе не содержит преднамеренного организованного давления на индивидуума. Человек попросту усваивает пример иного мышления и мировосприятия, неосознанно следуя ему.

Психологическое заражение уже довольно хорошо исследовано и используется в качестве средства воздействия на человеческие массы. Сюда относятся различные фобии людей, религиозные секты, массовые психозы, веяния в культуре и, как ни странно, даже мода. Функции подражания в этом случае – сгруппировать массы людей по конкретному признаку.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересно отметить тот факт, что суггестия была известна и в давние времена и была многогранно представлена в обществе – это и азарт в физических состязаниях, и всеобщее погружение в транс во время ритуального действа, рефлексия, панические настроения масс народа и т.д.

Исследователи утверждают, что существует некая реакция заражения. Она проявляется сильнее всего тогда, когда группа лиц находится в просторном, ярко освещенном помещении, из-за чего воодушевленное состояние присутствующих в разы усиливается рефлекторно.

Рекомендуем: Явление социальной аномии

Наиболее заметно явление психического заражения в слабо слаженной толпе людей, где эмоциональная составляющая выходит на передний план. Необузданная толпа нагнетает собственное эмоциональное состояние, повышая «градус накала» до предела. Итоги нам известны – это массовые беспорядки, погромы и драки, несмотря на то что изначально ничего такого не предусматривалось.

Для того чтобы появилось эмоциональное заражение, нужно взять образец для подражания и установить всеобщую систему оценок. Пример такого заражения – когда в толпе кто-либо один начинает аплодировать или скандировать слоган, а остальная масса сразу же подхватывает за ним. Автор: Андрей Воробьев

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Подражание — Психологос

Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»

Дети подражают родителям во всем, особенно когда это весело.
скачать видео

​​​​​​​

Подражание — неосознанное копирование человеком (чаще детьми) поведения (моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей (иногда и животных).

Рефлекс или инстинкт?

Подражание, по видимому, врожденная склонность человека, схожий скорее с инстинктом, нежели с рефлексом (смотри Рефлекс и инстинкт). Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. С возрастом инстинкт подражания частично затухает и становится управляемым со стороны головного мозга, но все же сохраняется до конца жизни в той или иной степени и частично происходит неуправляемо.

Подражание как форма обучения и воспитания

Подражание — естественная форма и обучения, и воспитания. Подражая, дети впитывают то, что их окружает и что привлекает их внимание. На детей больше влияет не то, что вы им говорите, а то, что вы им реально предъявляете, показываете. Смотри Обучение на моделях, викарное научение

Викарное научение

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

Вводное занятие Университета

ПОДРАЖАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

ПОДРАЖАНИЕ – в психологии повторение одним индивидом (человеком или животным) образцов поведения другого. Воспроизведение чужих действий может иметь различные причины и особенности. На ранней стадии развития психологии подражание считалось врожденным, а не возникающим в процессе научения свойством. Так, Чарлз Дарвин и Уильям Джемс безо всяких пояснений говорили об естественном, или «инстинктивном», подражании. Часто приводились следующие примеры: воспроизведение ребенком звуков речи взрослого; способность воробья, выросшего вместе с канарейкой, издавать звуки, похожие на ее пение; звукоподражание, свойственное попугаям и т.п. Многие психологи подчеркивают важность научения через подражание в процессе развития ребенка и детенышей животных, однако попытки лабораторных измерений чисто имитационного научения не дают надежных результатов; мало что удалось выяснить и о природе подражания, не являющегося результатом научения.

С другой стороны, тот факт, что имитационное поведение может быть следствием обучения, не вызывает сомнений. Научение основано на подкреплении, или, иначе говоря, на получении вознаграждения. Вследствие материального или социального поощрения и человек, и животные учатся подражать, т.е. повторять за «лидером» то, что он сделал или делает. Для подростков и взрослых копирование одежды, прически, манеры речи известного человека может быть способом добиться привлекательности и успеха в социальной сфере.

Имитационное поведение может быть бессознательным, выражаясь, например, в непроизвольном подражании манерам другого человека; оно может быть и чрезмерным, как в случае идентификации, т.е. отождествления себя с кем-то, когда человек подражает своему герою настолько полно, что отказывается от независимых действий и собственных мыслей. В таких случаях подражание само по себе не является объяснительным принципом (как полагали первые социальные психологи, в том числе Ж.Г.Тард и Э.Росс), скорее, само подражание требует объяснения в терминах научения.

См. также НАУЧЕНИЕ.

Подражание в психологии это. Подражание

Подражание в психологии это. Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий , так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным  — к такому, например, относится «заразительное» зевание . Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

    Основная статья: Мимезис

    Подражание авторами произведений искусства как природе, так и друг другу ( плагиат , пародия ).

    Естественный метод — обучение посредством подражания — самый древний метод обучения языкам, которым пользовались ещё до возникновения школ. В школах же господствовали классические лексико-грамматические методы. Однако уже в 19-м веке начали появляться так называемые коммуникативные методы, авторы которых ( Берлиц , Гуэн и другие) ставили задачу — научить человека говорить бессознательно, не задумываясь, не строя фразы и не переводя в уме слово за словом.

    Развитием коммуникативных методов явился метод суггестопедии Георгия Лозанова , появившийся в 1960-е годы в Болгарии. На его основе российские учёные-языковеды Игорь Шехтер и Галина Китайгородская создали свои оригинальные подходы к обучению языкам: И. Ю. Шехтер — « эмоционально-смысловой подход », Г. А. Китайгородская — «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива».

    СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.

Виды подражания. Подражание Страница 1

Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).

Эффект подражания психология. Подражание – нужно ли подстраивать себя под кого-то

Сколько раз вы ловили себя на мысли, что подражаете кому-то? Может хотели выглядеть, как свой босс, таким же успешным и на хорошем посту в обществе или хотели выглядеть, как ваша подруга, которой повезло с внешними данными больше, чем вам. Или думали походить на друга, ведь он разбирается лучше вас в программном обеспечении или машинах. Примеров, я могу привести уйма, но станет ли Вам от них легче. Сколько у вас осталось времени быть собой? Действительно. Чертовски мало. Может пришло время поставить себя на первое место?

Эффект подражания психология. Подражание – нужно ли подстраивать себя под кого-то

Давайте, я разложу все по полочкам и начну с термина:

Подражание в психологии — это сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру или образцу. Вот еще определение, оно тоже точно описывает суть — это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

В простом понимании объясняется, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют через наследственность и повторение поведенческих навыков, люди, через копирование друг друга. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которыми начинают подражать массы. Эти открытия впоследствии укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Французский социолог Габриэль Тард в 1890 году впервые затронул данную тематику в своей работе “Законы подражания”.

Количества или группы, нарастания или ряды, сходства повторения явлений — внутренних или внешних, все равно, необходимые условия для всевозможных дифференциаций и вариаций; это то же, что канва для узоров, или такты для музыки.

Все сходства, какие только наблюдаются в мире химическом, физическом, астрономическом (атомы одного и того же тела, волны одного и того же светового луча, концентрические круги притяжения, фокусом которых является всякое небесное тело), находят единственное объяснение возможную причину в периодических и, главным образом, колебательных движениях.

Отойдем от теории и окунемся в настоящие реалии. Немного расскажу о своем личном опыте, я достаточное количество времени, большую часть своей жизни, подражала современному обществу, мнимым тенденциям красоты. Волосы у меня были цвета золотистой пшеницы, ниже лопаток. Я была натуральной блондинкой.

Но мне надоело подстраивать себя под стандарты общества, походить этому социуму. Знаете сколько мне раз приходилось попадать под шаблон стереотипного мышления: “Блондинки — все глупые.” И доказывать обратное, разбивая их ошибочное представление вдребезги. Хочу, чтобы моя внутренняя сила отражалась и внешне. Без волос я смогу сразу приступать к делу, потому что по глазам сразу будет видно, что есть мозги. И в один момент, я взяла их и обрезала, сделала себе каре и вы не поверите, люди начали меня замечать, видеть мое истинное нутро. И я победила в этой битве подражания “быть такой, как все”. А вы готовы стать собой?

Психотерапевт, преподаватель Альфред Щёголев. Статья

Подражание

     Подражание – это следование какому-либо образцу, примеру, стандарту, приёму, причём, следование не всегда отчётливо осознаваемое. Подражать – значит воспроизводить чьё-либо поведение, манеры, внешность, воображая себя в облике того, кому подражаешь; либо более или менее удачно имитировать чей-либо стиль, скажем, в руководстве, в принятии решений, или в творческой деятельности. Человек хочет походить на кого-то потому, что этот «кто-то» увлёк, полонил его воображение, и он хочет внутренне отождествиться с ним, перенять для себя его роль, его повадки и манеры. Теперь, как ему кажется, он сможет также поразить собой взор окружающих и пленить их. Это своеобразный образ «напрокат», известность «взаймы». Подражать – это, всё-таки, казаться, а не быть. В подражании нет глубины, подлинности, есть лишь одна поверхность, и более или менее искусно воспроизводимая имитация.

     Подражание может быть для человека, использующего его, как позитивным, так и негативным. Здесь всё будет зависеть от очарования, которое оказывает на подражателя привлекательный для него образец. Подражание вообще невозможно без очарованности, которое действуют на воображение человека внушающим образом, минуя его критическое мышление. Многое в подражании зависит также и от того, какие ценности господствуют в обществе, кому и чему подражают в нём люди, и кто для них является «героем своего времени». Ведь не секрет, что у многих людей самооценка зависит от степени их похожести на значимый для них образец: если похож, значит «состоялся», если нет, то «потерпел фиаско». Это особенно касается людей с чертами личностной незрелости, всецело зависящих от внешних влияний, и не имеющих ни сил, ни возможностей для того, чтобы иметь собственное мнение, опирающееся на жизненные и нравственные принципы полноценной личности. Для того чтобы быть свободным от всякого подражательства, нужно созреть как личность. Инфантильные, личностно неразвитые индивиды, можно сказать, обречены на подражание кому угодно и чему угодно.

     Робкий, нерешительный, внушаемый, личностно незрелый подросток, попадая, скажем, под влияние другого подростка, тоже незрелого, но с дерзким, наглым, развязным поведением, начинает перенимать у него подобное поведение, потому что оно кажется ему необыкновенно «свободным» и «смелым». Или являясь участником подростковой группы, в которой царят вседозволенность и распущенность, начинает невольно подражать соответствующим штампам группового поведения. Подражание в этом случае становится для него способом поддержания контактов с другими подростками, иначе он будет отторгнут ими.

     Воспроизводя штампы заимствованного поведения, многие люди оказываются в жёсткой зависимости от этой «штамповки». Совершенно очевидно, что подражание, как я уже сказал, не всегда носит только негативный характер, можно подражать и чему-то весьма достойному, но обязательно надо учитывать и то, что примитивные стили поведения всегда легче воспроизводятся и быстрее усваиваются, особенно, личностно незрелыми индивидами. В связи с этим, значение подражания особенно велико в детстве и юности и до определённого возрастного уровня оно служит важным фактором развития ребёнка и подростка.

     На разных возрастных этапах индивидуального развития подражание играет свою роль. Скажем, в младенчестве ребёнок, подражая мимике и звукам голоса матери, осваивает начальные этапы развития своей речевой функции. В дошкольном возрасте через игру – а игра является во многом подражанием взрослому миру – он начинает осмысливать те или иные жизненные ситуации, лучше понимать поведение других людей, осваивает на своём уровне навыки конструктивной деятельности.

     Особенно велика роль подражания в подростковом возрасте. Подросток не просто подражает, он стремится полностью отождествиться с каким-то значимым для себя лицом. Он пытается демонстрировать себя в роли этого лица и хочет, чтобы окружающие имели к нему такое же отношение, какое он имеет к своему кумиру. Он особенно раним в отношении оценки окружающими его демонстрируемой роли и нередко яростно негодует, если ему отказывают в таком признании. Подростки обыкновенно избирают себе в качестве «кумира» какого-нибудь примелькавшегося деятеля – «крутого» бизнесмена, известного спортсмена, разрекламированного киногероя, популярного телеведущего, увенчанного славой актёра, модного певца и пр. – и стараются подражать ему во всём: в одежде, в причёске, в манерах, в увлечениях, в стиле поведения. Подражая, скажем, какому-то легендарному спортсмену, подросток может начать заниматься соответствующим видом спорта, накачивает мышцы, даже принимать анаболики для того, чтобы хвастаться своей обретённой физической силой перед сверстниками.

     Особенно опасно, когда объектом подражания для подростка оказывается какой-нибудь примитив: попсовый дегенерат или узколобый «крутой». Со свойственным своему возрасту максимализмом подросток постарается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Нужно ещё учитывать и то, что у современного подростка, оказавшегося под мощным прессом либерального аморализма, активно пропагандируемого СМИ, не формируются прочные критерии моральной оценки людей, с которыми он входит во взаимоотношения. У него нет устойчивых представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», его «идейные воспитатели» упорно ориентируют его исключительно на материальный успех и «крутизну» – основные ценности безликого мещанского потребительского общества. Его внимание с лёгкостью привлекают к себе и соответствующие этому обществу «герои» — особи с навязчивой саморекламой необычного, крикливого, вызывающего, демонстративного, наглого поведения или подозрительные субъекты с каким-то «романтически» тёмным прошлым. Открыв рот, подросток с упоением слушает байки о «подвигах» какого-нибудь криминального урода, не давая ему моральной оценки, не имея возможности определить, где у того правда, а где вымысел и явная ложь. Он с лёгкостью подпадает под «очарование» этого урода и невольно начинает имитировать его поведение. Реакции подражания в подростковом возрасте сильны настолько, что даже подростки из благополучных семей не могут устоять перед соблазном походить на «кумиров» своих подростковых групп. Подростку может льстить то, что его «герой» с таким «необыкновенным» прошлым или с такой «известностью», вдруг при встрече общается с ним «на равных». Отказать в чём-либо такому «кумиру» подросток не в состоянии, это было бы для него «предательством», «изменой», а потому он не только становится зависимым от своего «кумира», но и стремится во всём походить на него.

     Совершенно очевидно, что какому-нибудь уголовнику, внедрившемуся в подростковую группу, нужна не только заинтересованная аудитория. Становясь признанным лидером, он обязательно использует подростков в своих корыстных целях. Постепенно он начинает вовлекать их в пьянство, курение «травки», вначале «угощает» их из своих запасов, затем всё более настойчиво требует, чтобы они приносили деньги или ценные вещи из дома. Он прививает им «ценности» жизни «настоящего мужика», становится для них живым образцом для подражания. Если такой уголовник «сколотит» вокруг себя группу подростков, слепо следующих за ним, то отказать ему в чём-либо не может никто, опасаясь, стать для своей группы «предателем», «посмешищем», «трусом» и т.д. Собственной нравственной позиции, особенно в наше время, у подростков нет, их этические понятия деформированы и формируются в основном под влиянием таких популярных в их среде телеведущих, как Ксения Собчак, с её нравственно дебильными телепрограммами для моральных уродов, или под влиянием безмозглых, тупо веселящихся дегенератов с ТНТ.

     На подражании, а точнее, на внушении, провоцирующем подражание, лежит основная доля воспитания, особенно в детстве и отрочестве. В основном через подражание окружающим его людям ребёнок формирует своё поведение. Это могут быть реальные взрослые люди или сверстники, но это могут быть и экранные герои, и персонажи компьютерных игр, и деятели сценических площадок. Совершенно очевидно, что ребёнок хочет отождествлять себя с тем персонажем, который кажется ему ярким выразителем того поведения, которое он хотел бы иметь сам. Он начинает невольно подражать такому лицу, играть его роль, он даже начинает нравиться себе в этой роли, потому что видит, по существу, не себя, а то лицо, поведение которого копирует и присваивает себе.

     Дети и подростки, к сожалению, обыкновенно подражают броским, вульгарным, крикливым, грубым формам поведения, потому что такое поведение им можно с лёгкостью имитировать. Легче воспроизвести поведение чем-нибудь обратившего на себя внимание болвана, придурка, тупицы, чем поведение разумного и скромного человека. Чем примитивнее личность, тем крикливее, демонстративнее её внешнее самовыражение. Посмотрите на поведение и внешность иных подростковых лидеров, задающих тон своим последователям. Здесь обозначен весь спектр какого-то воинствующего примитивизма: дикие телодвижения, вульгарная шаркающая походочка, нелепо завинченная, скукоженная поза с обязательными руками в карманах, дурно пахнущая немытость, какой-то людоедский жаргон, на котором невозможно сообщить другому ничего, кроме своих зоологических впечатлений и потребностей. Здесь, по причине явной пустоголовости, ярко выделяются нелепые парикмахерские эксперименты на голове, размалёванный по лицу обезображивающий грим, многочисленные пирсинги и зловещие татуировки на теле, мятые, грязные, с многочисленными цепочками портки, почему-то чрезмерно низко приспущенные, с волочащимися от них по земле подтяжками, как будто бы подросток только что вышел из отхожего места и забыл привести себя в порядок.

     В больном обществе эталоном социального поведения для молодого поколения с лёгкостью может стать не духовно и душевно здоровый полноценный человек, а полная ему противоположность, т.е. индивид проблемный, изломанный, неадекватный по поведению, непомерно претенциозный и интеллектуально серый, с исковерканными, патологическими «ценностями» жизни, живущий в мире собственных или навязанных ему полубредовых фикций и иллюзий. Уподобляясь такому дегенеративному типу, юная душа может очень быстро и рано превратиться в полнейшее ничтожество, лишённое всякой перспективы личностного роста.

     Когда человек не может показать себя в деле, он начинает показывать себя в позе. Он хочет своей демонстрацией прикрыть свою никчёмность, и для придания себе большего гонора он начинает подражать тем социальным особям, для которых их антисоциальное свинство является, чуть ли не принципом их бездумной жизни. Они представляются ему людьми необыкновенными, «крутыми», презирающими всякие скучные правила человеческого общежития. У подростка с его малым жизненным опытом зависимость от подобных непотребных «образцов» поведения будет тем большей, чем меньше в своей жизни он видит и общается с людьми достойными, проявляющими социально уравновешенное поведение.

     Совершенно очевидно, что большое значение в формировании личности молодого человека имеет семья, а точнее, стиль взаимоотношений в семье, из которой он происходит. Смогла ли семья дать ребёнку и подростку прививку, противоядие против той антикультурной заразы, которая в наши дни так рано и так легко липнет к душам и телам молодых людей? К сожалению, педагогический потенциал современной семьи крайне низок. Современная семья мало что решает в судьбе своего ребёнка. Многое зависит от внесемейной социализации ребёнка, которого даже дома в большей степени воспитывают не папа с мамой, а телевизионный ящик с творящимися на его экране безобразиями, или совершенно «убойные» для детской психики компьютерные игры. Дети, в результате, чаще подражают экранным «героям», или, в последующем, лидерам своих «тусовок», чем своим отцам и матерям, утратившим для них свой былой авторитет. Результатом является резкий отрыв молодого поколения от моральных устоев и ценностей традиционного общества. Молодые люди не приобщаются к культуре, традициям и нормам социально адаптированного поведения, они, словно мухи на липкой бумаге, вязнут в доморощенной молодёжной субкультуре, или прилипают к экранам телевизоров и компьютеров, черпая оттуда всякого рода непотребщину, или поклоняются попсовым идолам так называемой «массовой культуры», отличительной чертой которой является истерические выламывания и истошные вопли бездарных, но непомерно претенциозных особей, изгаляющихся на сценических площадках перед безликой массой возбуждённых юнцов. Подобные зрелищные мероприятия, да ещё проводимые для молодёжи постоянно и целенаправленно, так основательно «промывают мозги» молодым поколениям навозной жижей попсы и пахабного «веселья», что молодые люди, загипнотизированные и пленённые подобными зрелищами, оказываются навсегда оторванными от нравственных устоев, традиций и культуры своих предков, они невольно подражают тому непотребному стилю поведения, который индуцирует в них пошлятина и мракобесие антикультуры, активно пропагандируемой либеральными деятелями. Навязывая и активно распространяя такие «ценности» и образцы поведения подрастающим поколениям, эти деятели могут быть абсолютно уверенными в том, что через два-три поколения их усилиями и к их удовлетворению русский народ превратится в бессмысленное стадо безликих особей с наркотизированным сознанием, с которыми можно будет делать, что угодно и гнать куда угодно, хоть на убой.

     Такое «развесёлое» воспитание молодёжи не может закончиться чем-нибудь хорошим. Всеобщая беспечность и глупое веселье – предвестник плохих времён. Как не вспомнить здесь слова святого Иоанна Кронштадтского, сказанные им накануне кровавых лет в России в начале ХХ века: «Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям, никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьёзной жизнью и начали скучать. И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишённые разума! А между тем развлечение – это уже общественный порок, уже общественная страсть!…». Чем обернулась эта «общественная страсть», хорошо знакомо нам по нашей трагической истории ХХ века. Неужели всё повторяется, неужели и впрямь история ничему людей не учит?

     Навязчивое стремление подражать кому-либо в чём-либо возникает у того, кто, оставаясь личностно незрелым, испытывает неугасимое, мещанское и пошлое по своей сути, желание «жить не хуже других». Такой индивид полагает себя «состоявшимся», когда достигает и имеет то, что достигли и имеют те, на которых он равняется. Подражает такой человек обычно тому, кто в его обывательском представлении являет собой пример гарантированной обеспеченности и социальной значимости.

     Огромное число людей занято в своей жизни только тем, чтобы быть похожими на других, чтобы не отстать от них, чтобы иметь всё то, что те имеют. Если этого не случается, то такие горе-подражатели жестоко страдают.

     Существует даже особый психологический тип людей, так называемых конформных акцентуантов, у которых подражательность и некритическая согласность со своим окружением являются стержнем их психосоциального функционирования. Такой человек легко соглашается со всем тем, что предлагает ему ближайшее окружение, но стоит ему попасть под влияние других людей или другой группы, и он меняет свои позиции и отношения, нередко, на прямопротивоположные. Такой человек не имеет своего собственного мнения, своего личного отношения к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он постоянно общается и которым невольно подражает. Это типичный человек безликой массы, которая всегда согласна, всегда зависит и тупо следует за своим вожаком-лидером. Стремится ничем не отличаться от «всех», думать «как все», поступать «как все», иметь то, что «у всех». Какова его социальная среда, таков и он. Хорошая – он хорош, отвратительная – он отвратителен. Такой тип «за компанию» спивается, «за компанию» колется, «за компанию» дебоширит или развратничает. Очень легко пропитывается «ценностями» своего окружения, потому что, повторяю, у него нет зрелой структуры личности. Вместо Я – Мы. «Истиной» считает то, что прочитывает (если читает) в своей газете или то, что показывают ему в любимой им программе ТВ. Придерживается стиля поведения, одежды, причёски и прочих атрибутов своей социальной группы. Отличается удивительной косностью суждений и считает «свою жизненную философию» самой правильной, потому что «и другие так же думают». Проявляет неприязнь к «чужакам», вообще ко всем тем, кто не такой как он и его окружение. Ненавидит проявления самостоятельности, независимости собственного суждения, оригинальности мысли, проявления чувства собственного достоинства в других людях. Такие люди очень любят участвовать во всякого рода «тусовках», сборищах, презентациях, демонстрациях, салонах и т.п., потому что здесь им можно резонировать с себе подобными и лишний раз получить подкрепление для своего неразвитого Я. Конформно существуя в своей социальной группе, такой индивид спасает себя от ответственности – самого невыносимого требования для личностно инфантильных. Это, увы, довольно распространённый тип характера.

     Подражание мощно проявляется в таком социальном явлении как мода. Мода, если понимать её в широком смысле слова, может быть на что угодно: на одежду, на причёски, на машины, на манеры поведения, на лечение, на религию, на диету, на астрологию, на курорты, на жаргон, на времяпрепровождение, на хобби, отдых и т.д. Мода диктует, мода обязывает подражать. Сопротивляться моде – значит показывать свою «отсталость», «косность», «несовременность». Люди, помешанные на моде, как правило, довольно пустоваты. Мода становится для них чуть ли не смыслом жизни, для других жизненных смыслов они незрелы. Моду, разумеется, нельзя полностью отрицать, в ней есть необходимый элемент эстетически оформленного обновления, но когда она становится предметом исключительного поклонения, она превращается в пошлость.

     Мода, между прочим, оказалась отличным подспорьем, выигрышной рекламой для продвижения товара или услуг на рынок. Без моды, скажем, лёгкая промышленность не имела бы своих финансовых оборотов. Поразите воображение записной модницы каким-нибудь новомодным одеянием и она, что называется «ляжет костьми», лишь бы обладать им. Соблазните ребёнка или подростка какой-нибудь компьютерной новинкой, пользующейся популярностью у сверстников, и он буквально вытрясет эту новинку из кармана своих родителей. Разрекламируйте какой-нибудь новомодный автомобиль с всякими вмонтированными в него «прибамбасиками», и найдётся немало одурелых автомобилистов, которые сделают всё возможное и невозможное для его приобретения. Мода – верная пособница рынка, она соблазняет потребителя своими рекламируемыми «достоинствами», часто мнимыми, вбивает ему в голову установку на «современность», «эстетическую новизну», на страх оказаться «отсталым», «старомодным» и … ловко опустошает его кошелёк. С другой стороны, она, как ничто другое, способствует тому, что в мире накапливается огромное количество неиспользуемых вещей, потому что они вышли из моды, не пользуются из-за этого спросом, а между тем, на производство этих вещей затрачено огромное количество материалов, энергии, труда, и всё, оказывается, впустую. Новомодная вещь покупается, но используется недолго, быстро «морально устаревает», потому что появляется хотя и подобная, но ещё более модная вещь. Производитель и продавец получает прибыль на товаре, который очень быстро превращается в невостребованный со всеми возникающими от этого проблемами его утилизации. Но попробуйте развенчать моду в глазах тех, кто находит в навязываемом рынком маскараде чуть ли, ни смысл собственной жизни! Как не подражать тем, кто демонстрирует модную «крутизну»?

     Подражание, как видим, удел многих людей, особенно молодых и личностно незрелых. Подражатели хотят ни в чём не уступать оригиналам, они даже мечтают превзойти их. Беда их только в том, что подражание всегда касается формы, а не содержания того, чему подражают. От того, что внешне будешь подражать поведению умного человека, умнее не станешь. Бездумно напяливая на себя одеяние какой-нибудь журнальной красотки, с лёгкостью становишься лишь ходячей карикатурой на неё. Изображая из себя новоявленных «господ» с чуть ли не дворянской родословной, «господа-товарищи» никак не могут преодолеть в себе своего паскудного врождённого жлобства, выдающего их подзаборную беспородность. Подражая актёру, который на экране, «красиво» раскуривая сигару, небрежно привлекает к себе податливую диву, зелёный юнец чувствует себя «настоящим суперменом».

     Сколько вообще поведенческой пошлятины сошло к нам с киноэкранов, демонстрирующих низкопробный голливудский ширпотреб! Глядя на поведение некоторых людей или юных недорослей где-нибудь в общественном месте, невольно ловишь себя на том, что нечто похожее уже видел в фильмах западного производства, показанных на экранах нашего ТВ. Для того чтобы понять, почему такое поведение воспроизводится людьми, необходимо учитывать одно очень важное психологическое обстоятельство: экран имеет мощное гипнотизирующее воздействие на психику зрителя. Оказывая своё влияние на образное восприятие, вовлекая в интригующий сюжет, он императивно задаёт зрителю своеобразные эталоны поведения, на которые невольно ориентируются впечатлённые им люди, особенно молодые. Поэтому, что бы там ни говорили, в наше время не экран отображает реальную жизнь, а жизнь во многом подражает экрану. Многое в жизни случается вначале на экране, а затем в реальности. Если на экранах творятся мерзости, то можете быть уверенными в том, что те же мерзости будут обязательно повторяться и происходить в реальной жизни, потому что найдётся немало подражателей, соблазнённых увиденным и испытывающих неодолимое желание повторить в жизни «подвиги» впечатливших их экранных героев. Такие теле-зомби слишком личностно недоразвиты для того, чтобы внутренне противостоять охватившему их соблазну. Моральный облик «героя» их не волнует, в нём их привлекает лишь его «крутизна».

Пример для подражания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обезьяна подражает человеку

Пример для подражания (ролевая модель, модель поведения) — это термин в психологии, педагогике и социологии, который идентифицирует отдельных лиц и конкретные действия, совершающиеся другими людьми[1]. Термин «ролевая модель» приписывается социологу Роберту К. Мертону, который придумал эту фразу во время своей карьеры в Колумбийском университете в 1950-х годах[2][3] . Мертон предположил, что индивиды сравнивают себя с референтными группами людей, которые занимают социальную роль, к которой стремится индивид[4].

Многие теории о ролевых моделях основаны на теориях, которые выдвинул Зигмунд Фрейд. Он рассматривал «идентификацию» как образец для подражания как психодинамический процесс[5]. В раннем детстве родители или опекуны являются наиболее важными образцами для подражания ребёнка, и оно основывается на его инстинкте. Например, страх одиночества создает внутреннюю картину лица, осуществляющего уход, и ребёнок перенимает у него поведение. В момент полового созревания, когда у подростка растет самосознание и критические суждения, и он приобретает больше опыта и понимания других социальных ситуаций, родители воспринимаются более реалистично. Подросток больше выбирает образцы для подражания не от инстинкта, а по уму. При выборе образца для подражания, среди прочего, одной из главных частей является воспринимаемое сходство с ним (это может также относиться к отношениям, целям, интересам и т. д.).

Широко распространено мнение, что дети наблюдают за окружающими взрослыми и выборочно следуют их шагам. Различные исследования (в 1980 и 2003 годах[6][7]) показывают, что образцы для подражания играют роль в профессиональной реализации. Однако, в отличие от детей, взрослые лучше способны отличать специфическое поведение от общего характера ролевой модели. Кроме того, взрослые могут говорить о положительных и отрицательных образцах для подражания, во втором случае это намеренное отрицание определённого поведения, наблюдаемого в других.

  • Мы уважаем образцы для подражания, но только иногда любим. (Джон Фланаган)
  • Я думаю, что они [образцы для подражания] являются основной человеческой потребностью. Мы рождены как абсолютно беспомощные существа, и поэтому нам нужны взрослые, которые могут справиться с миром и ориентироваться. Кроме того, нам нужны идеалы, к которым мы можем стремиться. (Маргарет Митчерлих)
  1. ↑ Role model (неопр.). Dictionary.com. Random House, Inc. 2013.. Дата обращения 25 января 2014.
  2. Kaufman, Michael T.. Robert K. Merton, Versatile Sociologist and Father of the Focus Group, Dies at 92, New York Times, New York Times, 2003.. Дата обращения 25 января 2014.
  3. Calhoun, Craig J., (ed.). Robert K. Merton: Sociology of Science and Sociology as Science (англ.). — New York: Columbia University Press, 2010. — ISBN 978-0-231-15112-2.
  4. Gerald Holton. Robert K. Merton — Biographical Memoirs (англ.) // Proceedings of the American Philosophical Society (англ.)русск. : journal. — 2004. — 4 December (vol. 148, no. 4). — P. 506—517. Архивировано 11 августа 2007 года.
  5. ↑ S. Freud: Massenpsychologie und Ich-Analyse. 1921, S. 68. archive.org
  6. Donald E. Gibson. Developing the Professional Self-Concept: Role Model Construals in Early, Middle, and Late Career Stages (англ.) // Organization Science : journal. — 2003. — Vol. 14, no. 5.
  7. J. Shuval, I. Adler. The role of models in professional socialization (англ.) // Social Science & Medicine. Part A: Medical Psychology & Medical Sociology (англ.)русск. : journal. — 1980. — Vol. 14, no. 1. (недоступная ссылка)

Подражание. Что такое «Подражание»? Понятие и определение термина «Подражание» – Глоссарий

Подражание – механизм копирования, направленный на соответствие определенному образцу. Впервые понятие появляется в учениях античных философов – в частности, Аристотеля, который рассматривал подражание как нечто свойственное человеческой природе и проявляющееся в ней гораздо сильнее, чем это происходит у животных. Благодаря подражанию человек получает свои первые знания, причем этот процесс может доставлять удовольствие, даже когда предмет подражания безобразен. Понятие легло в основу философско-эстетического учения о мимесисе, которое раскрывает специфику отношений реального мира и художественного. Новая волна интереса к изучению процессов подражания пришлась на XVII-XVIII века и отразилась в эстетике Возрождения и классицизма.

Современные исследователи уделяют подражательному процессу особое внимание в рамках изучения социальной психологии. Подражание понимается как способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе пытается соответствовать образу, спроектированному воздействующим на него субъектом, причем последний об этом может не знать. Однако возможна и ситуация, когда субъект требует от объекта следования подражательным механизмам. Подражание может проявляться на разных этапах человеческой жизни. Впервые подражательные процессы реализуются в младенчестве – через подражание звукам и движениям устанавливается контакт с окружающей средой. В детстве индивид моделирует человеческую деятельность через игру. В юности подражание проявляется в стремлении подростка соотносить себя с определенной группой или своим кумиром. В зрелом возрасте – в профессиональной деятельности. Кроме того, важно отметить тот факт, что подражание может быть как произвольным (сознательным), так и непроизвольным (бессознательным). Если в первом случае речь идет об осознанном действии, направленном на достижение конкретного результата, то во втором – это такой механизм повторения, которое не требует сознательных предпосылок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.