Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения
В психологии давно применяются рисунки как возможность узнать многое о человеке: особенности его характера и личности, его эмоциональное состояние. Важно все: что именно рисует человек, размер, цвет, в какой части расположен рисунок. Психологи утверждают, что такие творения человека — это то, что идет из глубин его подсознания.
Что говорит рисунок человека
Психологи считают, что рисунок — это возможность человека выплеснуть чувства, которые он скрывает даже от самого себя, и подавленные эмоции. Если человек неосознанно начинает выводить что-то ручкой или карандашом на листе бумаге, это говорит о том, что его буквально переполняют скрытые эмоции. Рисуя, он высвобождает их.
Например, человек автоматически начинает что-то чертить, когда он чувствует злость, раздражение или другие эмоции, которые в настоящий момент ему нельзя проявлять. Он старается не показывать, что на самом деле с ним происходит. Он может быть занят другим делом, быть сосредоточенным на нем, но неосознанно переживать какую-то другую ситуацию, которая его беспокоит. Благодаря рисункам человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые позволяют ему обрести психологический комфорт. Но для этого необходимо разобраться в том, что он нарисовал.
Рисунок — возможность высвободить свои эмоции
Что изображено на бумаге
Психологи утверждают, что имеет значение все: цвет, размер изображенного объекта, как человек рисует, а также что именно он изображает на бумаге. Чаще всего люди выводят на бумаге животных, цветы, имена, подпись, слова.
Так, если человек автоматически пишет слова, тщательно вырисовывая каждую букву, многократно подчеркивая или выделяя символы, то это значит многое. Он убежден в своей правоте, уверен в себе и хочет заставить других убедиться в этом. Если слова подчеркнуты прямой и ровной чертой, то он твердо уверен в своих действиях и собирается воплотить задуманное. Если слова подчеркнуты волнистой линией, он еще сомневается.
Когда человек снова и снова ставит подпись, пишет свое имя или инициалы, то он внутренне колеблется, не уверен в том, правильные ли решения он принимает.
Человек пишет свое имя, чтобы убедить себя в чем-то, преодолеть состояние эмоционального кризиса, самоутвердиться
Изображения животных сходны с аллегорическими значениями их черт и характеров в сказках. Например: волк — агрессия, лиса — хитрость, заяц — беззащитность, лев — чувство превосходства над всеми. Когда человек постоянно изображает одного и того же зверька, он приписывает себе его черты и повадки.
В рисунке важно все: и то, как человек рисует, и то, что он рисует
Изображение человека
Если человек нарисован схематично, то это говорит о том, что автор находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Он может переживать стресс, находиться в кризисной ситуации, хочет спрятаться от всех.
Когда рисунок включает маленьких человечков, то это можно рассматривать как желание уклониться от ответственности, сбросить с себя груз обязанностей, ощущение беспомощности. Если автор произведения тщательно вырисовывает лицо, это говорит о том, что ему крайне важно мнение других людей. Он большое значение уделяет своему внешнему виду и тому, какое впечатление производит на окружающих. Если же очертания человека неясные или изображены фигуры без лиц, то это говорит о стеснительности автора, которому трудно знакомиться с людьми и вести с ними непринужденный разговор.
Схематичное изображение человека — признак нестабильного эмоционального состояния
Преобладающие цвета
Если рисунок нарисован в цвете, то выбранные оттенки также могут многое рассказать о состоянии автора. Так, темные цвета указывают на депрессивное настроение, злость или грусть, негативные эмоции. Яркие оттенки, напротив, говорят о позитивных эмоциях. Свои значения есть и у базовых цветов:
- красный — эмоциональное напряжение, возбужденное состояние;
- серый — нейтральный оттенок;
- зеленый — уверенность, стабильность;
- синий — комфорт и удовлетворенность;
- черный — противоречивость.
Преобладание красного цвета в рисунке говорит об эмоциональной возбужденности
Размер и положение рисунка
О многом говорит размер и положение изображенного на бумаге. Так, крупный объект говорит о том, что в человеке преобладают лидерские качества. Он уверен в себе, точно знает, чего хочет от жизни. Иногда крупный рисунок говорит даже о завышенной самооценке, а излишне крупный, на весь лист, свидетельствует о том, что автор произведения находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. А вот если изображение занимает примерно 2/3 листа, то это показатель того, что автор объективно себя оценивает.
Маленький рисунок (меньше трети листа) свидетельствует о том, что человеку свойственна робость, нерешительность, желание спрятаться от всех. А вот если изображение выходит за край листа, то это можно считать признаком тревожного состояния и стресса.
Еще одна важная характеристика — расположение объекта на листе:
- Расположение ближе к верхнему краю. Высокая самооценка, но вместе с тем человек чувствует, что окружающие недостаточно его ценят.
- Расположение ближе к нижнему краю. Автор нерешительный, робкий, неуверенный в себе.
- Положение слева. Человек не может справиться с переживаниями из-за неудачного опыта в прошлом. Есть неразрешенные ситуации и обиды, которые он не может отпустить.
- Положение справа. Автор смотрит только в будущее, стремится к получению нового опыта.
Рисунок на весь лист может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении
На что еще обращают внимание психологи
Психологи обращают внимание и на то, предпринимал ли автор попытки исправить рисунок. Например, если он многократно стирал и перерисовывал его, это говорит о тревоге и беспокойстве. Это также может значить, что человек склонен к перфекционизму.
Если рисунок имеет четкие линии, то человек, изобразивший его, обладает прямым и решительным характером, а вот слабые линии, напротив, говорят об уступчивости и нерешительности.
Многое могут рассказать и штрихи. Так, длинные штрихи свойственны спокойным людям, а короткие — импульсивным.
Рисунки позволяют психологам понять многое о личности человека, его тревогах. Однако это не самый главный и не самый точный прием составления психологического портрета.
Психологический рисуночный тест «Моя семья»
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
Психология детского рисунка моя семья: анализ и характеристика изображения
В раннем возрасте ребёнок рисует различные рисунки — осмысленные картинки, или хаотичные образы. Детские репетиторы советуют присматриваться к творчеству крохи. Психология детского рисунка может показать то, о чём думает малыш.
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
Расшифровку рисунков требуется делать в зависимости от возраста малыша, поскольку интерпретация крохи постоянно изменяется в зависимости от познания окружающего мира. Возраста и психология рисунка ребёнка:
- Три года. Большинство рисунков крохи будут представлять собой круглых человечков с черточками, которые отображают руки и ноги. При этом маленький художник сначала рисует картинку и только потому думает, что же он изобразил на ней.
- Четыре года. Кроха старается продумать будущую картину. После этого он приступает к творчеству. С возрастом кроха учится правильно держать карандаш и фигуры приобретают большую схожесть с реальностью.
- Пять лет. Будущий школьник старается прорисовывать отдельные части тела человека. Вместо черточек, отображавших руки и ноги, появляются пальцы, одежда, обувь. Примерно с 6-ти лет на лицах нарисованных людей кроха старается нарисовать глаза, нос, рот, уши.
В 7 лет ребёнок умеет рисовать одежду в зависимости от пола человека, изображает причёски, дополнительные аксессуары гардероба.
Анализ рисунок семьи
Чтобы понять, как ребёнок относится к домочадцам, необходимо уметь делать анализ рисунка семьи по психологии. При умении можно определить отношение малыша к отдельным членам семьи, его понимание окружающей обстановки. Необходимо обращать внимание на разные моменты нарисованной картинки:
- Размер нарисованных членов семьи. Это важная деталь, показывающая кого из домочадцев кроха считает главой в доме.
- Месторасположение крохи. Он изобразит себя рядом близким человеком, которого уважает и проводит больше времени.
- Расположение остальных членов семьи на нарисованной картинке. Родственники, которых кроха любит меньше, будут изображены на дальнем плане.
- Отсутствие определённых домочадцев на изображении. Он может не изображать некоторых членов семьи, поскольку человек мог грубить ему, обижать, не дарить подарки, совершать другие обидные поступки.
По рисунку можно определить чувство ревности, о котором кроха не говорит взрослым. Оно проявляется в изображении братика или сестрички дальше всех.
Необходимо уделять внимание тому, как изображена занятость членов семьи. Если они расположены в разных местах и каждый занят своим делом, значит обстановка между домочадцами по мнению ребёнка разрозненная. Когда он изобразил всех за одним делом, значит общая ситуация в семье дружная и спокойная.
Секс и детские рисунки
Часто родители паникуют, когда малыш в 4 года изображает у воображаемых человечков половые органы. Они могут подумать, что его развращают сверстники или домочадцы. Или же родители думают, что он увидел нечто похожее по телевизору. Психологическая расшифровка этого момента не должна вызывать опасения у взрослых. Изображение половые органы обозначают интерес крохи к своему полу и полу окружающих людей.
Опасения должны вызывать изображение половых органов, пышного бюста и бороды у детей старше 6 лет. В таких ситуациях может быть две расшифровки:
- Сверстники или взрослые предоставляет малышу информацию, которая не предназначена для его возраста. При этом может измениться общение самого ребёнка со взрослыми.
- Ребёнок старается выделить себя на фоне других людей из-за недостатка внимания. Он будет изображать себя на семейных рисунках с различными аксессуарами, в цветной одежде.
Важно определить причину изменений поведения и исключить неблагоприятную информацию в раннем возрасте.
Детский рисунок и цвет
Характеристики изображения, нарисованного малышом, можно определить по цвету. Психологи и детские воспитатели со временем и личным опытом определили какие цветовые вариации могут что-то обозначать. Расшифровка:
- Синий — преобладание этого цвета и его оттенков говорит о внутреннем спокойствии и уверенности малыша в своём нынешнем положении. Если он изобразил место где обучается в синих оттенках, значит ему нравится посещать садик или школу.
- Черный — негативный цвет, который дети никогда не используют просто так. Оттенки чёрного говорят о тяжёлых переживаниях, обиде на домочадцев, неприятных мыслях о повседневности (проблемы с учёбой или сверстниками).
- Красный — оттенки этого цвета должны насторожить родителей. Малых изображает этим цветом конфликтные ситуации с другими людьми или спорные моменты в своём положении. Если кто-то на рисунке изображён в красных цветах, значит с этим человеком ребёнок не ладит.
- Жёлтый — с раннего возраста малышам говорят о том, что солнечный цвет обозначает добро. Любой предмет, человек, домашний питомец или место, изображаемые на рисунке, обозначают положительное отношение ребёнка к этому.
- Розовый — цвет, обозначающий нежность, направленную в чью-либо сторону.
- Зеленый — положительный цвет с оттенками. Говорит о душевном спокойствии малыша, его доброжелательном отношении к домочадцам.
- Серый — оттенок по значению, относящийся к чёрному. Ассоциируется с угнетённым состоянием, тревогой.
Психологи советуют обращать внимание на цвета, преобладающие в изображении, и зарисовку. Плотная штриховка или сильное затемнение определённого предмета говорит о негативном отношении к нему. Ребёнок может бояться человека и полностью закрашивать его на изображении, которое нарисовал.
Положение и размер рисунка
Психологи и воспитатели обращают отдельное внимание на детали изображения. К ним относится положение отдельных предметов, домашних животных, родственников. Важным моментом является размер. Детали требующие внимания взрослых:
- В центральной части листа малыш будет располагать наиболее важные предметы или образы людей.
- Если общая часть изображения представлена в нижней части листа, значит что-то нервирует ребёнка и занижает его самооценку. Когда машины, солнце, деревья, животные расположены в верхней части листа, малыш считается себя важной фигурой в семье, среди сверстников.
- Размер друзей малыша зависит не от роста других людей, а от их авторитета. Если он изображает себя больше всех, значит он и есть глава компании.
- Большие уши, изображённые на рисунке, говорят о нехватке внимания. Он хочет похвалы в поступках, советов в начинаниях, помощью в повседневных делах.
- Увеличенный размер головы. Сигнал о том, что малыш отдаёт меньше внимания уделяет чувствам и больше
На гиперреактивность ребёнка указывают большие рисунки. Например, он нарисовал множество объектов и добавил в общему изображению ещё один листик. На нём он изобразил продолжение картинки.
Рекомендации родителям
Родителям следует обращать внимание на тревожные символики, присутствующие на рисунке:
- Увеличенный размер глаз, их точная прорисовка, яркие цвета. Символика расшифровывается, как наличие тревоги и страхов у малыша.
- Крест. Обозначает давние переживания, страх перед наказанием за определённые поступки.
- Отсутствие рта, глаз на изображениях людей, животных. Отсутствие желаемого общения со сверстниками, родителями, родственниками.
- Изображение несуществующих миров. Этот символ может обозначать некомфортное положение малыша в обществе, повседневном окружении. Он представляет другие миры, в которых комфортно.
Чёткие линии акцентируют внимание на объектах, предметах, людях или животных, которые изображены на рисунке.
Психология детского рисунка может рассказать о том, что чувствует и переживает ребёнок. Он выплёскивает на общую картинку положительные, негативные моменты из жизни. Совокупность цветов, символов, штриховок, четкостей линей позволяет расшифровывать нарисованную картинку. Важно учитывать возраст ребёнка, от этого напрямую зависят характеристики изображения.
Психология детских рисунков: значение, расшифровка и анализ
Огромное значение в жизни каждого человека играет самовыражение. Дети удовлетворяют подобную потребность через рисование. Многие родители понимают это и сами постоянно покупают своему малышу краски, фломастеры, карандаши и альбомы. Взяв их в руки, дети начинают самозабвенно и с огромным удовольствием наносить на бумагу различные изображения. Этот процесс позволяет им передавать свои эмоции. Из внутреннего мира в этот момент переносится отображение их чувств и переживаний.
Что означают детские рисунки в психологии? Как познать внутренний мир маленького человека?
Рисунки детей разного возраста
Нередко случается так, что родителям детей, посещающих детский сад, психолог выдает заключение о том, что у их чада наблюдается отторжение внешнего мира, агрессия и тревожность. Мамы и папы при этом приходят в полное недоумение, ведь главным основанием для такого вывода послужили одни лишь милые каракули их малыша.
Как расшифровать детские рисунки? Психология предлагает анализировать их в зависимости от возраста юного художника.
Так, до трех лет изображения, оставленные малышами на бумаге, похожи на «головоногов». Дети рисуют людей в виде пузырей, из которых торчат черточки, являющиеся символами ножек и ручек. Прорисовывать детали в этом возрасте юные художники пока еще не могут. Кроме того, вначале на бумаге появляется очередной «шедевр», а уж после этого автор начинает додумывать, что же именно им было изображено.
После 3,5-4 лет дети перед созданием рисунка уже начинают его планировать. И только после мысленного оформления замысла они приступают к самому исполнению. Ребенок в 4 года уже научился хорошо владеть карандашом. При этом его «головоножки» постепенно эволюционируют в людей, изображаемых в виде огурцов. Человечки начинают представлять собой два овала, имеющих конечности-палочки.
Достигнув 5 лет, юные художники уже способны на рисование крупных деталей. Это рот, глаза, ноги и руки. К шести годам на рисунках детей можно увидеть и более мелкие элементы. Это нос человека и его пальцы.
И только к семи годам юные художники «одевают» людей соответственно их возраста и пола. У их персонажей появляются прически, головные уборы и шеи.
Что берут для своего анализа специалисты? Наиболее точная расшифровка детских рисунков в психологии возможна при изучении изображений, нанесенных на бумагу юными художниками 4-7-летнего возраста, ведь они выполняются наиболее осознанно.
Изображение семьи
Самой популярной темой для проведения анализа детских рисунков в психологии является изображение юным художником самых близких для него людей. Опытному специалисту оно расскажет о многом. При этом из такого рисунка многое могут почерпнуть и родители.
Изучая психологию детских рисунков, необходимо обратить внимание на некоторые детали. Среди них:
- последовательность нанесения изображения на бумагу;
- сюжет рисунка;
- расположение и группировка членов семьи;
- степень близости и удаленности людей;
- место ребенка среди взрослых;
- рост каждого из членов семьи;
- цветовая гамма рисунка и т. д.
Исследуем некоторые особенности рассмотрения психологии детских рисунков.
Очередность выполнения задания
Чаще всего, после того как ребенок получил установку на изображение семьи, он начинает рисовать всех ее членов, а уж после дополняет свою картинку различными деталями. Однако порой все происходит вовсе не так. Юный художник начинает акцентировать свое внимание на любых деталях, «забывая» при этом нарисовать себя и своих родственников. Или же изображения людей на бумаге появляются только после того, как на нее нанесены очертания второстепенных предметов и объектов. В этом случае взрослым необходимо задуматься. Почему ребенок поступает именно так? В чем кроется причина такого равнодушия к близким? Отчего он старается оттянуть время до момента их изображения?
Проведение анализа детского рисунка семьи в психологии в таком случае невозможно без наводящих вопросов. Специалисту предстоит уточнить характер взаимоотношений с родственниками, применив при этом различные методики.
Обычно использование подобной очередности при решении поставленной задачи свидетельствует о психическом дискомфорте ребенка в семье и о том, что юный художник вовлечен в конфликтные отношения.
Сюжет рисунка
Как правило, построение изображения с родственниками предельно простое. Ребенок стремится изобразить свою семью так же, как и на групповой фотографии. На ней порой присутствуют все. А иногда кого-то из членов семьи на таком снимке нет. Бывает, что каждый из присутствующих на рисунке стоит на полу или на земле, а порой юный художник изображает близких для него людей словно висящими в воздухе.
Также в сюжете рисунка, кроме членов семьи, зеленеет трава, расцветают цветы, растут деревья и кусты. Нередко дети изображают кого-то находящимся в доме, а кого-то на улице. Кроме групповых портретов встречаются рисунки, наполненные динамизмом и экспрессией, на которых все члены семьи занимаются каким-либо делом.
Какова расшифровка детских рисунков в психологии с различными сюжетами? Здесь все довольно просто. Если семья ассоциируется у малыша с нежными и приятными воспоминаниями, то он непременно осветит всех родственников или кого-то из них солнцем, которое служит символом любви, добра и ласки. Но порой над групповыми портретами юный художник размещает тучи. Подобный сюжет психологи связывают с дискомфортом ребенка.
Последовательность расположения людей
Как правило, первым на рисунке ребенка появляется тот человек, который для него самый любимый, наиболее авторитетный и значительный в доме. Порой таковым юный художник считает себя. И он не станет скрывать этого, изображая свою фигуру первой.
Далее при расшифровке детского рисунка семьи в психологии придерживаются такого принципа, что ребенок располагает всех членов семьи в той последовательности, в какой он видит их роль в доме, а также каково их отношение к нему. С увеличением порядкового номера родственника его авторитет, без сомнения, падает. Именно поэтому дети, интуитивно ощущающие себя ненужными и отвергнутыми родителями, изображают себя самыми последними.
Величина фигур
О чем говорят детские рисунки в психологии? Специалисты обращают внимание и на размер фигуры каждого из членов семьи, изображенного ребенком. Чем они больше, тем больший авторитет родственник имеет в глазах юного художника. Нередко маленькие дети изображают самого близкого для них человека таким, что у них просто не хватает листа для размещения его фигуры целиком.
Психология детского рисунка человека позволяет определить специалисту и того члена семьи, который в глазах малыша пользуется самым низким авторитетом. Величина его фигуры, как правило, намного меньше, чем у остальных родственников. Именно поэтому отвергнутые и безнадзорные дети рисуют себя крошечными и едва заметными. Этим они подчеркивают свою незначительность и ненужность.
Расстояние между фигурами
Проведение анализа психологии детских рисунков производится и на основании того, какова величина пространства между членами семьи. Подобный момент может свидетельствовать либо об их эмоциональной близости, либо, напротив, о разобщенности. Чем дальше все фигуры на детском рисунке будут находиться друг от друга, тем больше можно говорить о наличии конфликтной ситуации в семье.
Порой подобную разобщенность дети подчеркивают еще больше. Они размещают в образовавшихся пространствах между фигурами родственников какие-либо посторонние предметы.
При эмоциональной близости все члены семьи на рисунках юных художников изображаются практически вплотную друг к другу. При этом психологи рассматривают и степень привязанности ребенка к одному из родственников. При эмоциональной близости к определенному члену семьи малыш изобразит себя возле него.
Нахождение ребенка на рисунке
На этот момент при рассмотрении психологии детского рисунка семьи стоит обратить особое внимание. То место, которое ребенок выделил для себя, указывает на его положение среди родственников. Если малыш находится в центре и стоит между папой и мамой, а также рисует себя первым, то он уверен, что нужен близким людям. Если на изображении семьи юный художник отобразил себя после своих сестер и братьев и при этом подальше от родителей — это является признаком ревности, которую он проявляет к другим детям. Отдаляя себя от всех, малыш показывает тем самым, что он лишний в доме и никому не нужный.
Отсутствие ребенка на рисунке
В психологии детского рисунка семьи одним из важных моментов является тот факт, когда юный художник «забывает» изобразить самого себя. В этом случае взрослым нужно искать причину в имеющихся отношениях в доме. Скорее всего, они вовсе не являются примерными и тягостны ребенку.
Изображение семьи, в которой нет самого юного художника, может являться подтверждением имеющегося конфликта между ним и кем-то из домочадцев. Своим рисунком малыш, которому не нравится неприятие его в семье, отображает свою реакцию протеста.
Отсутствие одного из родителей или родственников
В психологии детских рисунков значение имеет каждая деталь. Специалисты непременно обратят внимание и на тот факт, что юный художник «забыл» отобразить на бумаге кого-нибудь из родителей или близких родственников. Вероятнее всего, этот член семьи является для ребенка источником мучений, переживаний и дискомфорта. «Забыв» нарисовать определенного родственника, малыш подсказывает выход из сложившейся жизненной ситуации, который поможет разрядить негативную атмосферу в доме. Иногда таким образом ребенок «устраняет» конкурентов, стараясь погасить тем самым свою ревность к другим детям.
Дополнение семьи другими людьми
О чем еще может поведать нам психология детских рисунков? Порой юный художник дополняет свою картину посторонними людьми или несуществующими родственниками. Таким образом он пытается заполнить имеющийся в его чувствах вакуум. Также вымышленный человек используется в качестве буфера, чтобы смягчить ощущение собственной неполноценности среди родных. Иногда подобный вакуум дети заполняют теми лицами, которые, по их мнению, могут наладить с ними близкие контакты и удовлетворить потребности в общении. Это и приводит к тому, что малыши начинают моделировать состав семьи, предлагая через рисунок ее усовершенствование и улучшение.
Порой юный художник дополняет свои рисунки не посторонними лицами, а животными или птицами. Чаще всего на таких изображениях можно увидеть преданных человеку собак и кошек. Если этих животных нет в доме и они являются выдуманными, то взрослые должны понять, что малыш мечтает о них. При этом он хочет, чтобы собака или кошка заменила ему отсутствующего на изображении родственника.
Над таким сюжетом стоит задуматься взрослым. Он является симптомом дефицита нужного для малыша общения, недостаточного для него количества ласки и нежности.
Изображение одного ребенка
Интерпретация детских рисунков в психологии является одним из основных методов познания внутреннего мира малышей. Изображения, на которых юный художник рисует себя в одиночестве, настораживают специалистов. Подобный сюжет говорит о том, что малыш не чувствует себя полноценным членом семьи и считает, что в доме для него не хватает места. Чаще всего на таких рисунках подобное состояние ребенка выражается еще и мрачной цветовой гаммой.
Порой юные художники изображают только себя для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Делают это, как правило, кумиры семьи, которые не способны скрыть свой эгоцентризм. Однако от рисунков отвергнутых детей их изображения отличает любование собой. Понять это можно по детализации и окраске одежды или же по второстепенным предметам, создающим праздничный настрой.
Изображение частей тела
Как провести анализ детского рисунка? Психологи обращают внимание и на то, каким образом юный художник показал лица людей, а также другие части тела. Самым информативным при этом является изображение головы. Если автор пропускает те или иные части лица или наносит на бумагу один лишь его контур, то это является выражением протеста малыша к этим членам семьи. Вполне возможно, что именно из-за них малыш переполнен негативными эмоциями.
Если же юный художник изобразил безо рта и глаз свое лицо, то это является признаком его отчужденности в семье, а также нарушения общения с окружающими людьми.
В том случае, когда на изображении одного из членов семьи мы видим только глаза, то, скорее всего, этот человек постоянно наблюдает за малышом и не допускает проявлений баловства и шалостей. Этот же родственник является для ребенка источником различных конфликтных ситуаций. Аналогично можно проанализировать рисунок, на котором один из членов семьи изображен с ушами, как у Чебурашки. Порой юный художник выделяет у родственника один лишь рот. Это означает, что этот человек воспитывает ребенка, читая ему бесконечные нравоучения и нотации, культивируя при этом у малыша страх.
Если самое большее внимание юный художник уделил голове и вырисовал все ее детали, то это указывает на значимость для него этого близкого человека. Если же ребенок любит изображать таким образом самого себя, то это говорит о том, что он чересчур озабочен собственной внешностью. Порой юные художники, используя подобный прием, скрашивают имеющийся у них физический дефект. А если свое лицо во всех деталях нарисовала девочка? Она, скорее всего, подражает матери, которая на ее глазах часто приглаживает волосы, припудривает носик и подкрашивает губы.
Кроме головы, при изучении детских рисунков, необходимо обратить внимание и на руки. Если они непропорционально длинные, то, скорее всего, принадлежат тому члену семьи, который проявляет агрессивность по отношению к юному художнику. Иногда такого родственника малыш может изобразить вовсе без рук. Таким образом он пытается символически погасить агрессию.
Если безруким ребенок изобразил себя, это является подтверждением его бессилия в семье и отсутствия у него права голоса.
Цветовая гамма
О чем говорят тона красок, которые применил в своей работе юный художник? Цвета в рисунках в детской психологии рассматриваются в качестве индикатора той палитры чувств, которая излучается малышом в момент воспоминаний о его близких людях, изображаемых на бумаге. В выборе красок можно рассмотреть нюансы и особенности эмоционального отношения юного художника к определенным домочадцам или ко всей семье сразу. Все тревоги и сомнения, надежды, любовь и нелюбовь ребенка закодированы в используемых им цветах.
Все то, что нравится малышу, он изобразит в теплых тонах. Свою привязанность к определенному родственнику он выделит при помощи яркого и сочного цвета. Холодные тона на рисунках являются подтверждением конфликтных ситуаций. Более всего в этом случае информативен черный цвет. Он указывает на эмоциональное неприятие малышом того родственника, которого он включил в сюжет своего изображения.
Значения цветов на рисунке ребенка психологи распределяют следующим образом:
- зеленый – выражение безопасности, стремления, настойчивости, независимости и уравновешенности;
- темно-синий — потребность в покое;
- красный выражает агрессию, силу воли, возбудимость и повышенную активность;
- желтый указывает на повышенные эмоции, оптимизм, любознательность и непосредственность;
- фиолетовый считается показателем интуиции и фантазии, интеллектуальной и эмоциональной незрелости;
- коричневый указывает на отрицательные эмоции, физический дискомфорт, медлительность и чувственную опору ощущений;
- черный выражает протест, настоятельную потребность в изменениях и разрушение.
Если более всего ребенок любит простой карандаш и никак не раскрашивает свои рисунки, это говорит о его желании закрыться, об отстраненности и безразличии.
Рисунок ребенка про членов семьи: психологическая расшифровка – ThePretty.ru
рисунок ребенка
Если вы заметили что карапуз собрался изобразить вашу семью на листе бумаги, тогда не пожалейте времени и понаблюдайте за процессом создания иллюстрации. Ведь такой рисунок может очень много рассказать.
Разбор художественного произведения
Во-первых, уделите особое внимание тому, в какой очередности малыш начинает рисовать близких. Порядок изображения домашних отображает отношение малыша к родственникам. Первый, кого нарисовал ваш художник, особо любим маленьким карапузом, либо пользуется у автора рисунка авторитетом. В случае, когда малыш про кого-то забыл, то, скорее всего, у карапуза с данным родственником взаимоотношения оставляют желать лучшего. После нужно спросить у любителя рисования, почему он не захотел изобразить забытого человека.
Если малыш разместил свою фигуру строго в середине, то тогда ваш карапуз ощущает себя в семейном кругу значимым и любимым. В обратном случае, когда малыш изобразил свою личность в отдалении от остальных персонажей, то следует сделать вывод, что малышу одиноко в вашем семейном кругу.
Во-вторых, важны размеры и габариты изображаемых людей. Самый крупный и высокий персонаж, нарисованный малышом, обладает в его глазах неоспоримым авторитетом. В случае, когда самым крупным на листе бумаги является сам художник, то тогда стоит поразмышлять о том, не чересчур ли избалован ваш маленький любимец. Если же его силуэт слишком мал, тогда у карапуза точно имеются трудности с самооценкой и личной значимостью внутри семьи.
В-третьих, играет роль расстояние, на котором находятся персонажи относительно друг друга. Родственники, изображенные близко друг к другу, рассказывают о том факте, что в семье все довольно гармонично. Судить о привязанностях малыша следует исходя из того, к кому именно фигура самого художника расположена ближе всего. В случае, когда между персонажами изображен некий предмет, например, мяч, то сей факт указывает на то, что и в жизни между ними не все гладко.
Стоит уделить внимание еще и на использованные цвета в рисунке. Цвета теплых оттенков расскажут о привязанности и любви. Синий оттенок, примененный для рисования конкретного персонажа, указывает на то, что малыш пребывает в зоне комфорта, находясь рядом с этим человеком. Применение зеленого цвета укажет на авторитетность и уважение к нарисованному человеку из круга семьи. Желтый цвет сигнализирует об импульсивности человека. Красный цвет указывает на то, что нарисованный родственник, для ребенка очень агрессивен. Черный цвет рассказывает об отвержении ребенком близкого человека.
Уделите внимание деталям и элементам. Если малыш скрупулезно прорисовывает черты лица, допустим, мамы, то это означает, что ребенок ее очень любит и ценит. Если карапуз изобразил, например, бабушкин рот нереально крупным, то это означает, что этот человек часто критикует малыша. В обратном случае, если ротик изображаемого человека уж очень миниатюрный, это означает что для художника этот родственник слишком скрытный и неразговорчивый. Нарисованные клыки и острые зубы указывают на агрессию члена семьи. Очень крупные и круглые глаза рассказывают о страхе и боязни, а мелкие и слишком узкие – о скрытности. Бесконечно длинные руки или полнейшее их отсутствие говорит о давлении, оказываемом на малыша со стороны данного персонажа. Короткорукий родственник в представлении карапуза напротив слишком морально слаб. Если автопортрет ребенка обладает поднятыми вверх руками, это означает, что малыш имеет желание самоутвердиться среди близких, также малышу недостает внимания и заботы.
Если результаты такого теста вас не порадовали, то предложите карапузу изобразить семью его мечты, тогда вы увидите, чего недостает малышу во всех близких из семейного круга.
Материал подготовлен сотрудниками ThePretty.ru
Рисунок ребенка про членов семьи: психологическая расшифровка
Оцените статьюИнтерпретация рисунка «Человек»
2.1 Голова – сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
2.2 Голова большая – неосознанное подчёркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
2.3 Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
2.4 Нечёткая голова – застенчивость, робость.
2.5 Подчёркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
2. 6 Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
2.7 Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.
2.8 Плечи и их размеры – признак физической силы или потребности во власти.
2.9 Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
2.10 Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.
2.11 Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.
2.12 Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Туловище
2.14 Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
2.15 Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых субъектом потребностей.
2.16 Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.
2.17 Лицо подчёркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
2.18 Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.
2.19 Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
2.20 Уши слишком подчёркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике.
2.21 Уши маленькие – стремление не принимать никакой критике, заглушить её.
2.22 Глаза закрыты – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
2.23 Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
2.24 Глаза выпучены – грубость, чёрствость.
2.25 Глаза маленькие – погружённость в себя.
2.26 Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
2.27 Полные губы на лице мужчины – женственность.
2.28 Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
2.29 Рот впалый – пассивная зависимость
2.30 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
2.31 Ноздри – примитивная агрессия
2.32 Зубы чётко нарисованы – агрессивность.
2.33 Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.
2.34 Выражение лица подобострастное – незащищённость
2.35 Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуждённости.
2. 36 Брови редкие, короткие – презрение, изощрённость.
2.37 Волосы – признак мужественности, храбрости, силы.
2.38 Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с воображением.
2.39 Волосы не заштрихованы – субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
2.40 Широкие руки – интенсивное стремление к действию.
2.41 Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивности.
2.42 Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.
2.43 Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
2.44 Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации.
2.45 Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
2.46 Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность.
2.47 Руки очень короткие – отсутствие стремлений.
2.48 Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
2.49 Руки изображены близко к телу – напряжение.
2.50 Большие руки и ноги у мужчины – грубость, чёрствость.
2.51 Сужающиеся руки и ноги – женственность.
2.52 Руки длинные – желание чего – то достигнуть.
2.53 Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.
2.54 Руки, повёрнутые в стороны – зависимость, желание любви, привязанности.
2.55 Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными выпадами.
2.56 Рука, как боксёрская перчатка – вытесненная агрессия.
2.57 Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.
2.58 Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.
2.59 Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
2.60 Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.
2.61 Большие пальцы – грубость, чёрствость.
2.62 Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.
2.63 Пальцы без ладоней — грубость, чёрствость, агрессия.
2.64 Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.
2.65 Пальцы длинные – открытая агрессия.
2.66 Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.
2.67 Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.
2.68 Кулаки далеко от тела – открытый протест.
2.69 Пальцы крупные – враждебность.
2.70 Ноги непропорционально длинные – сильная потребность к независимости и стремление к ней.
2.71 Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.
2.72 Рисунок начат со ступней ног – боязливость.
2.73 Ступни не изображены – замкнутость, робость.
2.74 Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищённость).
2.75 Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.
2.76 Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
2.77 Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
2.78 Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.
2.79 Голова в профиль, тело – анфас – тревога, вызванная социальным окружением, потребность в общении.
2.80 Человек изображённый в беге – желание убежать, скрыться от кого – либо.
2.81 Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.
2.82 Человек в плавном лёгком шаге – хорошая приспособляемость.
2.83 Человек – абсолютный профиль – серьёзная отрешённость, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Психология детского рисунка
Содержание:
07.11.16 09:00 / 👁17865 (19 за неделю) / ⏱️6 мин. /Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.
Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке
Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.
Цвет
Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.
- Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
- Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
- Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
- Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
- Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
- Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
- Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.
Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.
Композиция
Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.
- О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
- Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
- Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
- Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
- При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
- У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.
Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.
2 Недетский контент: откуда берутся трёхлетки с неврозами?Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не …
Расшифровка детского рисунка домика
Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.
- Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
- Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
- Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
- Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
- Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
- Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
- Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
- Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
- Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
- О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
- Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
- Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.
Расшифровка детского рисунка семьи
Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.
3 5 правил безопасного детского загараЛето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись …
Тревожные сигналы в детских рисунках
Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.
- Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
- Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
- Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
- Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
- Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
- Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.
Оцените статью!
6 | 0 |
Вы можете оставить здесь свой комментарий.