Развитие личности когнитивная психология: Личность в когнитивной психологии – Когнитивное развитие личности: необходимый жизненный ресурс.

Автор: | 10.12.2020

Содержание

Личность в когнитивной психологии

Общее представление о когнитивной теории личности

Основоположником когнитивного подхода к развитию личности является американский психолог Джон Келли. Согласно его теории, основным источником развития человеческой личности является окружающая его среда и социальное окружение.

Особенность именного когнитивного подхода заключается в том, что особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения человека. В данной теории человек представляется в роли ученого, который проверяет возникающие у него гипотезы относительно природы вещей и делает в соответствии с этим прогноз на развитие событий в будущем.

Любое событие, которое происходит с человеком может быть интерпретировано неоднократно и выводы соответственно могут изменяться в зависимости о ситуации, в которой человек находится в данный конкретный момент.

Замечание 1

Главным понятием когнитивной теории личности является понятие конструкта, которое включает в себя имеющиеся особенности всех известных познавательных процессов. Именно благодаря сформированным конструктам человек приобретает возможность не только познавать мир, но и выстраивать межличностные отношения с другими людьми. Конструкт является своеобразным классификатором — шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.

Основные положения когнитивной теории личности по Дж. Келли

Именно Келли в своих исследованиях дал описание основным механизмам функционирования личностных конструктов. Им же был сформулирован основной постулат данной теории и следствия, которые наступают согласно этому постулату

Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные возникающие следствия лишь уточняют этот основной постулат.

Человек может отличаться от другого не только количеством сформированных конструктов, но и их месторасположением. Существуют конструкты суперординатные, актуализирующиеся в сознании человека за короткий промежуток времени, и субординатные – более медленные.

Замечание 2

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Ученый предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Та система конструктов, которая сформировалась у той или иной личности содержит в себе определенные ограничения. Однако Келли не считал, что вся жизнь человека является полностью детерминированной. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.

Таким образом можно говорить о том, что внешний мир человека не является добрым или злым, он именно такой, каким человек конструирует его у себя в сознании.

В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.

Структура личности согласно когнитивной теории личности

Как уже говорилось выше конструкт является основным концептуальным элементом личности. Для каждого человека характерна своя индивидуальная система личностных конструктов, которая разделяется на два связанных друг с другом блока:

  • Блок «ядерных» конструктов, который имеет в своем составе около 50 основных конструктов, находящихся на вершине системы и в основном фокусе оперативного сознания человека. Конструктами, входящими в данный блок, человек пользуется чаще всего в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
  • Второй блок — блок периферических конструктов, в который входят все остальные конструкты. Их количество является строго индивидуальным и может доходить до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

Типы личности в когнитивной психологии

В когнитивной психологии выделяется два типа целостной личности человека:

  1. когнитивно сложная личность, для которой характерно большое количество сформированных конструктов;
  2. когнитивно простая личность, с небольшим набором конструктов.

Главными отличиями когнитивно сложной личности от когнитивно простой являются:

  1. когнитивно сложная личность характеризуется лучшим психическим здоровьем;
  2. для когнитивно сложной личности характерно более эффективное поведение в период стресса и борьбы с ним;
  3. она имеет более высокий уровень самооценки;
  4. процесс адаптации к новым внешним условиям для когнитивно сложной личности проходит более успешно и безболезненно.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в соответствии с исследованиями когнитивной психологии в области личностного развития человека личность является определенной системой организованных личностных конструктов, которые служат для переработки, восприятия и интерпретации личного опыта человека, получаемого им в течение всей его жизни. Структура личности согласно теории данного подхода, состоит из индивидуальной своеобразной иерархии конструктов, сформированных у каждого человека в соответствии с его жизненным опытом.

Система конструктов в личности человека имеет изменчивый характер и находится в зависимости от особенностей жизнедеятельности человека, его опыта, поведенческих особенностей и социального окружения, что также подтверждает тот факто, что формирование человеческой личности процесс, длящийся на протяжении всей человеческой жизни.

Основным выводом когнитивной теории личности по Джону Келли является мысль о том, что основные процессы личности являются своеобразными каналами в психике человека, в русле которых человек приобретает способность к прогнозированию событий будущего. В соответствии с этим все поведение человека направлено на прогноз событий, которые произойдут с ним в будущем времени.

Когнитивное развитие личности: необходимый жизненный ресурс.

Приветствую всех, кому нравится психология. В ней особое место занимает тема роста личности. Как раз сегодня речь пойдет об одном из направлений этого движения. Рассмотрим когнитивное развитие личности. Что это за понятие и как в нас оно развивается?

В своих статьях я обращал внимание, что наш мир постоянно меняется, эволюционирует. И люди не могут оставаться в стороне от этой общей динамики. Мы вынуждены приспосабливаться к изменчивой картине мира. А в этом нам помогают наша психика и ум.

Понятие когнитивности

Когнитивность означает способность нашего мозга получать и обрабатывать информацию, которая поступает от внешних источников. Поэтому это понятие относится к описанию процессов, связанных с умственной деятельностью. Оно не рассматривает поведенческую направленность.

Когнитивное развитие личности. Узнавать никогда не поздно.

Когнитивное развитие — это зарождение и совершенствование функций нашего сознания,  когда мы взаимодействуем с внешним миром.

Такое развитие подразумевает последовательность мыслительных действий, которые отражаются в следующих психических процессах:

  • восприятие;
  • создание понятий;
  • внимание;
  • запоминание;
  • способность говорить;
  • осознавание;
  • способность логически мыслить;
  • умение воображать.

Если кратко, то речь идет о способностях человека развивать свой ум. Не наполнять его знаниями на различные темы (хотя это тоже полезно), а совершенствовать его функции по приему, классификации, обработке и применению полученной извне информации.

Теории такого развития

Одной из них является теория швейцарского философа и психолога Жана Пиаже. Она основывается на роли разумности человека, как мыслящего существа. Что позволяет точнее отображать действительность применяя логическое манипулирование с образами из внешнего мира.

Ее суть в том, что мы сами создаем способы мышления, когда соприкасаемся с окружающей средой. В этом ее отличие от нативистской (способности врожденные) и эмпирической (знания через опыт) теориями умственного развития.

Еще одну теорию представляет французский психолог Анри Валлон. По нему, когнитивное развитие личности зависит от взаимодействия с другими людьми, а также эмоциональным фоном от этих взаимодействий. Т.е. на психику влияет социум, а она влияет на работу мозга.

Когнитивное развитие личности. Узнавать никогда не поздно.

Обе эти теории описывают процесс развития от момента рождения человека. Поэтому подробно классифицируют его этапы для младенцев, маленьких детей и подростков. Основные характеристики этих этапов схожи. Принципиальное различие в другом.

Валлон рассматривает когнитивное развитие, как составную часть общего психического развития (наравне с эмоциональным и нравственным). Пиаже считает его основой всех других аспектов психического развития.

Связь с жизнью

Рассмотренные концепции предполагают завершение когнитивного развития уже в подростковом возрасте (примерно 15 — 16 лет). Но на самом деле это не так. Наш интеллект меняется на протяжении всей жизни. И исследования современных ученых это подтверждают.

Важное место в наращивании умственных способностей занимает молодость. Этому периоду жизни свойственно быстрое развитие творческого мышления через способность абстрактно мыслить и обобщать. Особо ярко проявляется креативность в поиске решений.

Сам процесс интеллектуального развития не имеет линейного значения. Он не всегда идет строго вверх. На это влияют различные жизненные ситуации, в которые мы попадаем. Но к 30 — 33 годам уровень интеллектуальных функций достигает своего пика.

После 40 лет наши умственные способности уже не стремятся вверх. Началом физического старения по международной классификации считается возраст: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. А наше правительство с этим не согласно (последняя пенсионная реформа).

Но умственные способности к этому возрасту не претерпевают сильных изменений. Они немного ослабевают только в 80 годам. В общем получается, что когнитивное развитие личности занимает отрезок времени длинною в нашу собственную жизнь.

Что помогает

Взрослому человеку развивать интеллектуальную (когнитивную) деятельность позволяет активный творческий процесс. Причем, не имеет значения в какой области человек применяет свои усилия. Главное, это его вовлеченность и неугасающий интерес.

Советский ученый Б.Г. Ананьев установил связь снижения умственных способностей взрослого человека с двумя важными факторами.

  1. Генетическая предрасположенность или природный дар (внутренний фактор).
  2. Степень образованности (внешний фактор).

Я думаю, что для вас эта связь очевидна. И, если первый фактор можно считать своеобразным счастливым лотерейным билетом, то второй полностью зависит от нашего желания. Т.е. стремление к образованию автоматически стимулирует быстроту мыслительных реакций.

Процессы умственного и физического старения принципиально схожи. Как правило, после 40 лет иммунитет покидает наше тело. А это значит, что помощи в поддержании здоровья не будет. Но если хочешь быть здоровым, то потребуется тело тренировать, а не лежать на диване.

Когнитивное развитие личности. Узнавать никогда не поздно.

Тоже самое касается и работы нашего мозга. Поэтому удерживать свои высокие интеллектуальные способности можно обратившись к творчеству или образованию. Когнитивное развитие личности — это составная часть общего развития человека.

Вывод

  1. Способность создавать мыслеобразы нам дано природой.
  2. Необходимые способности мозга для адаптации к жизни в обществе у большинства из нас вырабатывается в конце подросткового периода.
  3. Интеллектуальное развитие не конечно, его можно наращивать .
  4. Развитый интеллект является составной частью гармоничной личности.
  5. Умственные способности человека снижаются значительно медленнее старения самого тела.
  6. Развитию умственной деятельности помогает образование и творчество.

На этом остановимся. Все. Удачи вам в делах и хорошего настроения. До свидания.

С наилучшими пожеланиями

Сергей Бездворный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе его социализации

Понятия «социализация» и «когнитивное развитие» используются практически во всех работах, посвященных исследованию закономерностей онтогенеза и проблемам личности. И, несмотря на то, что содержание этих понятий пока расплывчато и нет четких общепринятых определений в соотнесении их друг к другу, они являются активно «рабочими» в профессиональной деятельности психологов и сохраняют в целом общепринятый смысл. Однако расширение поля исследований и углубление проблем изучения человека ставят много новых задач, в том числе теоретико-методологического плана.

Для того чтобы познать закономерности взаимодействия человека с миром, ребенку требуется определенный когнитивный баланс, который может быть получен и расширен только в процессе общения с окружающими людьми.

Социально-когнитивный подход в психологии явился следствием соединения поведенческого и когнитивного подходов. Если в центре когнитивного подхода стояли вопросы социального познания людьми друг друга и окружающего мира, то новая теория должна была соединить в себе две основные сферы психики человека – личностную и когнитивную, позволяя реализовать принцип целостного подхода исследования, а также рассматривать личность как субъект познания и поведения.

В истории зарубежной и отечественной психологии существует несколько точек зрения на проблему соотношения социальной и когнитивной линий в развитии человеческой психики. Психоаналитические взгляды сводят роль социальных влияний к ограничению поведения человека, в котором врожденное вытесняется из сознания, создавая напряжение и конфронтацию между сознательным и подсознательным, т.е. врожденным. Бихевиористы видят основное соотношение данных двух линий в социальном научении, где новые формы реакций приобретаются с помощью подражания поведения других людей или наблюдения за ними. Наиболее известными представителями данного направления является A. Bandura [1]. Он подчеркивал обоюдное взаимодействие событий окружения, поведения и познавательных процессов как личностных факторов, что позволило ему расширить и усовершенствовать свою теорию социального научения, дав ей свое название – социально-когнитивная теория. Ее суть заключается в том, что, наблюдая за своим собственным поведением, поведением окружающих и последствиями своего и чужого поведения, дети формируют мнение о себе, окружающих и на основе этого строят свое собственное поведение.

Теория социального научения J. Rotter [2] подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Согласно взглядам социально-когнитивных теоретиков, поведение человека частично определено событиями среды, но также определено и когнитивными процессами, которые являются уникальными для каждого. Сначала человек чувствует каждую ситуацию в рамках собственных воспоминаний, знаний, ожиданий, персональных стандартов, правил и ценностей. Затем ситуацию можно изменять, чтобы удовлетворить потребности и желания. Вместо просто пассивной реакции происходит активная трансформация среды. Таким образом, социально-когнитивные теоретики подчеркивают значение когнитивных процессов.

Однако наиболее ярким исследователем данной проблемы, который внес огромный вклад в ее развитие, был Жан Пиаже. Он считал, что первичным является когнитивное развитие, а социальная функция проявляется исключительно к концу старшего дошкольного возраста, основным показателем которой является преодоление эгоцентризма мышления у ребенка [3].

Взаимосвязь морального и умственного развития стала объектом изучения выдающегося представителя когнитивной психологии Лоуренса Колберга [4]. Он поставил вопрос о том, какие познавательные схемы и структуры описывают некоторые моральные категории, например, ложь, страх, воровство. В качестве критериев развития Л.Колберг взял три вида ориентаций (ориентацию на автономию, на обычаи и на принципы). Однако из шести разработанных им стадий эмпирическая проверка в некоторых странах подтвердила ее кросскультурную валидность только на трех стадиях морального развития.

Когнитивное развитие ребенка в социальном контексте как отдельное направление в отечественной психологии было основано Л. С. Выготским [5]. Оно вплетено в социальный и культурный контексты жизни. Л. С. Выготского интересовало не только развитие интеллекта и психики в социальных условиях, но и историческое развитие знаний. Он подчеркивал важность социального взаимодействия в когнитивном развитии ребенка. Его идеи служат своего рода мостом между теориями когнитивного развития (включая развитие языка) и теории социального развития. С его точки зрения, все, что делает ребенка человеческим существом — овладение понятиями, языком, произвольным вниманием и логической памятью — вырастает из социального взаимодействия. Дети используют психические структуры и язык своей культуры как инструментальные средства воздействия на социальный мир в процессе социального взаимодействия.

М. И. Лисина, развивая идею Л. С. Выготского, в своих работах показала положительное влияние общения со взрослыми на эмоциональное и когнитивное развитие младенцев и доказала, что общение есть необходимое условие полноценного развития ребенка [6].

Свой научный вклад Л. И. Божович видела в распространении идей Л.С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом. Она приходит к выводу, что «развитие этой сферы происходит принципиально по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредствуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования» [7, с. 294-295]. «Идея о том, что развитие аффективно-потребностной сферы проходит тот же путь культурно-исторического развития, что и познавательные процессы, а также последовательное эмпирическое исследование тех психических систем, которые Л.С.Выготский считал стоящими в особом отношении к личности и распад которых связывал с ее распадом, позволили нам несколько приблизиться к изучению содержания, строения и формирования детской личности. Стало ясным, что в центре ее формирования стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека». [Там же, с 299-300].

До недавнего времени теории когнитивного и социального развития существовали как две отдельные области. Новый подход должен попытаться связать в единую теоретическую модель когнитивные, мотивационные и социально-аффективные линии развития.

Проявления психического развития и социального поведения личности чрезвычайно разнообразны и динамичны. За всем этим многообразием стоят сложные детерминанты, выявление которых позволит исследователям не только в области психологии развития, но и представителям многих других наук (педагогам, социологам, этнографам и др.) понять и объяснить трудно объяснимые, а иногда и противоречивые проявления человека среди людей. Однако одни и те же детерминанты, преломляясь через общие механизмы и закономерности психического развития, приводят к различным личностным образованиям и поведению, поскольку их проявление и функционирование опосредуется осознанием социальной ситуацией развития. Но признание детерминированности психического развития социальными факторами не отрицает особой логики индивидуального развития определенных функций и состояний. Как подчеркивал А. В. Запорожец, «каждая новая ступень психического развития ребенка следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами» [8, с. 232].

В настоящее время предпринимаются усиленные попытки интеграции всех данных об онтогенезе человека с позиций системного подхода Б. Ф. Ломова. Развитие при этом интерпретируется как процесс, протекающий на разных уровнях и включающий как макро-, так и микрогенетические изменения. Это позволит «объяснить источники реальных противоречий, основания качественных преобразований в психологическом развитии человека, системный характер психических явлений и их детерминант, рассмотреть психическое в его динамике» [9, с.10].

Важно подчеркнуть, что формирование целостной человеческой личности как индивидуальности не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархического уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они ни проявлялись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в сложной, иерархически соподчиненной системе отношений [10].

Основной целью исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование концепции когнитивно-личностного развития как системного психического процесса на протяжении от дошкольного до подросткового возраста.

Диагностические исследования были проведены на детях в возрасте от 4-5 до 16-17 лет детских садов городов Минск, Пинск, Мозыря, Витебска, Воложина, Барановичей, Полоцка, СШ и гимназий г.Минска, а также детях из детского дома №4, Клецкого детского дома, детей из детской деревни и приемных детях. Общая выборка составила 1178 детей.

Проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Когнитивно-личностное развитие ребенка, понимаемое как взаимосвязанный процесс развития когнитивных структур и социально-коммуникативных качеств личности, включает в себя возникновение в психике ребенка психологических новообразований и их дальнейшее совершенствование. В структурно-динамические характеристики психологических новообразований когнитивно-личностного развития входят мотивационные, аффективные, интеллектуальные и коммуникативные показатели и изменения их атрибутивных свойств, а именно — инвариантных (системообразующих), вариативных (вероятностных) и относительно автономных (производных). На разных этапах онтогенеза данные атрибутивные свойства изменяются относительно содержательной стороны.

2. Структурно-динамические параметры и их атрибутивные свойства представляют собой системные качества, отражающие как общевозрастные, специфические для данного возраста, так и индивидуальные закономерности психического развития ребенка. Интеллектуальные и коммуникативные параметры в общем являются инвариантными, а мотивационные более автономными на протяжении от дошкольного до подросткового возраста.

3. Для дошкольного возраста большую инвариантность сохраняют аффективные компоненты. Эмоциональная сфера человека представляет собой особый феномен, который можно рассматривать как показатель целостности человеческой сущности. Одним из показателей этой сущности является принцип единства интеллекта и аффекта (Л. С. Выготский). Эмоциональные механизмы межличностного восприятия как особые когнитивные схемы на первых этапах онтогенеза (дошкольный и начало младшего школьного возраста) приобретают большую значимость в межличностном взаимодействии, в то время как общие когнитивные структуры приобретают значимость в начале подросткового возраста. Социальная активность как вариант коммуникативных параметров является вариативным. Развитие мотивационно-потребностного и операционально-технического компонентов познавательной активности рассматривается в контексте взаимодействия личности ребенка с другими детьми и взрослыми, а также является как условием совершенствования когнитивных структур, так и следствием их дальнейшего совершенствования. Формирование социальной активности различных видах деятельности в детском возрасте обусловлено в широком плане сложившейся в обществе системой требований, которые реализуются через агенты социализации и непосредственное общение. Однако сам генезис уровня социальной активности характеризуется неравномерностью в различных видах деятельности. Эта неравномерность определяется степенью созревания когнитивных структур, в первую очередь мнемическими процессами, как инструментальными средствами реализации познавательной потребности.

4. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту системообразующим свойством является мотивация, связанная с интеллектом. Ребенок постепенно «окунается» в учебную деятельность и мотивы учебного характера начинают доминировать над игровыми. Именно поэтому для детей данного возраста характерно наличие связи между высоким уровнем интеллектуального развития и потребностью в общении, а для детей, у которых смена ведущего вида деятельности еще не началась, характерно наличие связи между низким уровнем интеллектуального развития и сильной мотивацией игровой деятельности. Следовательно, высокое развитие интеллекта соответствует яркому выражению потребности в общении и высокому статусному положению в группе. Связь между показателями статусного положения и потребностью в игровой деятельности носит обратный характер: чем ниже статусное положение ребенка, тем больше у него выражена потребность в игре, поскольку именно в игре ребенок продолжает реализовывать свой интеллектуальный потенциал. Таким образом, хорошо умственно развитые дети реализуют свои потребности в общении, а дети низкого умственного развития — в игре. Интеллект начинает выступать важным фактором, влияющим на характер межличностного взаимодействия. Однако в младшем школьном возрасте данная связь имеет односторонний характер. Высокий интеллект связан с высоким статусным положением и качественными характеристиками общения, но сформированность общего интеллекта на низком (в пределах нормативности) и ниже среднего уровнях не определяет отрицательных характеристик межличностного взаимодействия. Влияние внутренне обусловленных когнитивных факторов при взаимодействии с личностными характеристиками приводит к становлению социальности ребенка. Интеллект через проявление личностных переменных оказывается связанным с социальным поведением. Ребенок использует мыслительные процессы и операции в других целях: для решения проблем социального контекста, а не для решения мыслительной задачи. Устойчивая связь когнитивных структур с личностными параметрами является основным показателем социальной зрелости ребенка.

Наиболее автономными на протяжении основных этапов онтогенеза является система ценностных ориентаций. Структура ценностей не отличается у детей с разным уровнем интеллектуального развития. Сам характер ценностных ориентаций зависит от ближайшего социального микроокружения, а динамика – от возрастного периода. В кризисный период (например, подростковый) имеет место кардинальная перестройка системы ценностей в течение года. Однако существуют, хотя и не совсем кардинальные различия, в системе значимых и не очень значимых ценностей: индивидуальные и материальные ценности больше характерны для детей с низким и ниже среднего уровнем интеллектуального развития. Следовательно, с понижением интеллекта идет снижение духовности и альтруизма.

5. Когнитивно-личностное развитие ребенка происходит в определенных микросоциальных условиях, способом организации и упорядочивания которых выступают основные механизмы межличностного взаимодействия. Семья признана первым и главным агентом социализации. Главная особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере. Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо изначально доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Эмоции есть форма когниций (часть знания). Поведенческий механизм в семейной ситуации одновременно активизируется двумя параллельными системами: когнитивной и эмоциональной. В силу различной эмоциональной содержательности исходная перцептивная стадия поведения по-разному влияет на стадию «планирования» поведения, т.е. собственно когнитивную. Эмоция связана с простыми перцептивными сигналами, она в то же время «вмонтирована» и интегрирована в систему значений, несмотря на то, что имеет место определенная степень независимости между эмоциональной и когнитивной переработкой информации. Эмоциональные состояния обеспечивают не только взаимодействие между разными уровнями репрезентативных знаний, но и вмешиваются в их переработку. Включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение социального характера либо стимулирует мыслительное действие, направленное на позитивный эффект, либо тормозит (в определенной степени) когнитивную работу с информацией.

При восприятии другого человека ребенку приходится применять особую систему умственных действий для воссоздания в его сознании психологических характеристик воспринимаемого человека. Многие принципы, которые приемлемы в общем когнитивном развитии, здесь также имеют место. Существующие типы когнитивных процессов — мышление, оперирующее предметными, образными или абстрактными понятиями или разными системами знаний (осознаваемыми или неосознаваемыми), – помогают перерабатывать социальную информацию на разном уровне в зависимости от возрастной зрелости и функционирования мыслительных процессов. Сами умственные действия в процессе межличностного взаимодействия преобразовываются и становятся социальными.

Влияние семьи на познавательное развитие ребенка зависит и от ее структуры. Так, механизмы социальной перцепции своих родителей и педагогов у детей из неполных семей имеют свои особенности по сравнению с детьми, воспитывающимися в полной семье. При восприятии детьми из неполных семей своих педагогов наблюдается тенденция описывать их по эталону материнских качеств. При этом они чаще видят в них авторитарного субъекта, но стремятся к общению именно с ними, а не со сверстниками. Отсутствие отца в семье, а также потребность общения с ним осознаются как мальчиками, так и девочками, но дефицит этого общения в большей степени ощущается мальчиками и сказывается для них негативно. Мальчики и девочки, растущие без отца, склонны выделять и описывать в матерях маскулинные качества, а в отцах — феминные. Для детей обоего пола характерна идеализация образа отца и его отношения к себе.

Воздействие семьи на когнитивное развитие ребенка происходит через механизм функционирования детско-родительских отношений. Если имеет место отклонение в семейном воспитании, тем сложнее формируются мыслительные процессы у ребенка. Связь отклонения в семейном воспитании со стороны матерей и умственного развития у девочек не имеет сильного отрицательного результата. Мышление как социально обусловленный процесс возникает и развивается на основе практического взаимодействия не только с реальным миром вещей, но и с миром взрослых. Общим для семьи по сравнению с остальными агентами социализации, которые оказывают положительное влияние на когнитивное и личностное развитие ребенка, является то, что она способствует появлению и поддерживает познавательную активность, а это, в свою очередь, дает возможность совершенствовать развитие когнитивных структур.

Наиболее сложная система связей интеллектуального и личностного развития как показатель целостности и системности развития психики весьма динамична и неустойчива у детей, которые воспитываются в социальных условиях, не отличающихся постоянством детско-родительского взаимодействия.

7. Связь когнитивных структур и социально-психологических качеств личности на протяжении от 4-5 до 16-17 лет имеет гендерные различия. Семейные отношения играют важнейшую роль в формировании и функционировании эмоциональных состояний у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Чем сильнее у мальчиков привязанность к маме, тем выше состояние настороженности, которое свойственно ориентировочным эмоциям, повышению внимания и активности, а также способствует спокойному устойчивому состоянию, оптимальному для различных видов деятельности, не требующей напряжения. Теплые и тесные отношения с мамой содействуют отсутствию выраженных переживаний.

Предпочтительные отношения с отцом у мальчиков в старшем дошкольном возрасте снижают доминирование отрицательных эмоций (печаль, тоска), а также сокращают диапазон отрицательных эмоциональных изменений. Отклонения в семейном воспитании со стороны мамы не сказываются столь пагубно на умственном развитии девочек по сравнению с мальчиками как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

У девочек аффективное возбуждение и аффективное торможение, которые не являются позитивными для детей старшего дошкольного возраста, положительно связаны с их умственным развитием. У мальчиков, наоборот, положительное эмоциональное состояние соответствует высокому интеллектуальному развитию.

Гендерный аспект связи между показателями статусного положения и потребностью в игровой деятельности в начале младшего школьного возраста проявился в том, что для мальчиков характерно соответствие высокого статуса и более высокого уровня интеллектуального развития, у девочек ярче выражена связь умственного развития и потребности в общении.

Отрицательная статистически значимая связь статуса и интеллекта у младших школьников имеет место только у мальчиков. Следовательно, роль когнитивной функции для мальчиков в межличностном взаимодействии не является главной. Скорее всего, в этом возрасте на первом месте стоят личностные качества, поскольку интеллектуальные функции как ценность и источник межличностного взаимодействия детьми не осознаются. Это касается и характеристик общения, так как у мальчиков связь интеллекта и характеристик общения носит обратный характер. У девочек связь между двумя данными показателями прямая, очень слабая и не является статистически значимой.

Всего в исследовании было получено 33,6% статистически значимых коэффициентов из всех подсчитанных. У мальчиков их больше, чем у девочек - 19,9% и 13,7% (табл. 1).

Но в разных возрастах это соотношение меняется. Статистическая значимость  различий по критерию χ²-Пирсона подтвердилась как в суммарном показателе всех возрастов, так и в возрасте 8-10 м 11-12 лет. Следовательно, различия в социально-когнитивном развитии между мальчиками и девочками имеют закономерный характер (табл.2).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что модель социально-когнитивного развития имеет сложную схему развития, в которой когнитивные структуры функционируют и совершенствуются на основе потенциала направляемыми личностными характеристиками и микро-социальными условиями.

8. Реализация когнитивного потенциала в реальных межличностных достижениях предполагает сложное взаимодействие когнитивных структур и личностных факторов. Это взаимодействие характеризуется гибкой, динамичной системой гетерархических отношений – на разных этапах онтогенеза доминирующую роль играют различные аспекты психической организации. Так, роль когнитивных структур наиболее велика при сформированности более сложных форм мышления, т.е. в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте это соотношение, скорее всего, равнозначное. В дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные состояния, а роль когнитивных структур сведена к минимуму. Скорее всего, личностные характеристики в межличностном взаимодействии являются регуляторными средствами, а когнитивные – целевыми. Сам механизм психической регуляции в процессе социального взаимодействия заключается в том, что дети с высоким интеллектом социализируются с помощью когнитивных структур, в дети с низким и ниже среднего – с помощью социально-личностных характеристик.

теория, что это, особенности, нарушение, стадии и уровни, факторы, методы, проблемы

Теория когнитивного развития Пиаже (1936) объясняет, как ребенок строит ментальную модель мира. Он не согласился с идеей, что интеллект является фиксированной чертой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, который происходит из-за биологического созревания и взаимодействия с окружающей средой.

Когнитивное развитие

История создания теории

Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы, как способ оценить их уровень интеллекта. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и т. д.

До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети – просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Пиаже показал, что маленькие дети думают иначе, нежели со взрослыми.

Согласно Пиаже, дети рождаются с очень базовой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания и знания.

Определение когнитивного развития

Когнитивное развитие – это изучение детского неврологического и психологического развития. В частности, когнитивное развитие оценивается на основе уровня понимания, восприятия, обработки информации и языка как индикатора развития мозга. Общепризнано, что когнитивное развитие прогрессирует с возрастом, поскольку осознание и понимание человеком окружающего мира возрастает от младенчества к детству, а затем снова к подростковому возрасту.

Теория когнитивного развития

Теория когнитивного развития была создана Жаном Пиаже и описывает развитие познания с возрастом. Хотя многие аспекты оригинальной теории когнитивного развития с тех пор были опровергнуты, объективные характеристики, связанные с когнитивным развитием, остаются в силе.

К таким факторам относятся:

  • переход от раннего восприятия и осознания постоянства объекта в младенчестве к развитию логики и причинно-следственных связей в детстве.
  • формирование абстрактного мышления.

Последние теории в области развития мышления расширили оригинальную теорию Пиаже, используя современные научные подходы в нейробиологии и психологии. Теория когнитивного развития Пиаже включает в себя следующие отдельные компоненты:

  • Схемы: блоки знаний, полученных в результате опыта и взаимодействия с местной средой.
  • Ассимиляция: применение новой информации в существующих схемах.
  • Адаптация: способность опираться на предыдущий опыт и знания.
  • Равновесие: когда большинство новых опытов вписывается в существующую схему. Когнитивная прогрессия возникает тогда, когда информация не укладывается в существующую схему и создает проблему.

Четыре различных этапа когнитивного развития (сенсомоторный, предоперационный, конкретно-операционный и формально-операционный этапы).

Этапы когнитивного развития

Область когнитивного развития была установлена Жаном Пиаже, с его теорией когнитивного развития, включающей следующие четыре отдельных этапа:

Сенсомоторная Ступень

Сенсомоторная стадия является первой стадией когнитивного развития и длится от рождения до двух лет. Этот этап характеризуется рефлексивными действиями, которые лишены логических мыслительных процессов и предполагают взаимодействие с окружающей средой на основе определенной цели.

Существует шесть различных подструктур сенсомоторной стадии:

  • Рождение до одного месяца

Эта стадия характеризуется врожденными рефлексами, которые используются для взаимодействия с окружающей средой.

  • Возраст от одного до четырех месяцев

Эта стадия представляет собой расширение рефлексов, проявляющихся у новорожденных детей путем повторения рефлекторного поведения в ответ на удовольствие, испытываемое от действия.

  • Возраст от пяти до восьми месяцев

В возрасте от пяти до восьми месяцев младенцы начинают воссоздавать приятные переживания и формировать привычки в результате этого.

  • От восьми до двенадцати месяцев

В этом возрасте младенцы начинают понимать “постоянство объекта.

  • От двенадцати до восемнадцати месяцев

Младенцы на этой стадии развития будут заниматься аналогичными действиями с небольшими отклонениями. Например, младенцы могут бросить мяч, а затем бросить ложку, а затем бросить свою еду, чтобы оценить последствия этого действия.

  • От восемнадцати до двадцати четырех месяцев

Во время этой заключительной сенсомоторной фазы младенцы начинают притворяться во время своей игры и развивать символическое мышление.

Предоперационный Этап

Предоперационная стадия колеблется от двух лет до примерно шести-семи лет. На этом этапе у детей еще не развилась способность осознавать, что другие люди могут иметь другой опыт и участвовать в более сложных играх.

Конкретно-операционный этап

Конкретная рабочая стадия колеблется от шести-семи лет до приблизительно двенадцати-тринадцати. Эта стадия характеризуется сохранением, которое включает в себя способность различать, являются ли две величины эквивалентными (например, способность распознавать два равных количества воды, одно в коротком стакане и одно в высоком стакане, как показано ниже).

Формально-операционный этап

Этот этап происходит в подростковом возрасте и характеризуется применением логики к абстрактному мышлению. Способность выполнять абстрактное мышление также применяется к будущим целям и устремлениям. Такие мыслительные процессы развиваются от ранней операциональной мысли, включающей фантазии, до поздней формальной операциональной стадии, которая преобразует фантазии в реалистичные мысли и достижимые цели.

Примеры когнитивного развития

Некоторые из первых когнитивных разработок, которые развиваются на сенсомоторной стадии, – это восприятие глубины, цвета и движения. Остается спорным вопрос о том, когда эти навыки полностью развиваются и какие конкретные переживания в раннем возрасте способствуют развитию зрительного восприятия.

Другим примером когнитивного развития является неврологическое развитие, которое происходит в головном мозге. Такое развитие характеризуется нейропластичностью головного мозга, которая включает в себя восстановление мозга после травмы и способность мозга адаптироваться к новым экологическим и физиологическим условиям.

Одним из наиболее изученных примеров когнитивного развития является развитие речи. В то время как некоторые теории предполагают, что развитие языка является генетически унаследованным навыком, общим для всех людей, другие утверждают, что социальные взаимодействия необходимы для развития языка.

Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, с помощью которых младенец, а затем и ребенок превращаются в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.

История зарождения и развития когнитивной психологии

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Социально-когнитивная теория — Википедия

Cоциально-когнитивная теория используется в психологии, образовании и коммуникации. Она утверждает, что на поведение индивидуума влияют социальные взаимодействия, опыт других людей, а также масс-медиа.

Теория была разработана Альбертом Бандурой.

Согласно ей, люди могут приобрести новые формы поведения через наблюдение за другими моделями поведения, которые они потом могут повторить.[1] Например, ребёнок может наблюдать, как приятель отнимает мяч у одноклассника и в результате учится тому же.[2]

Эти усвоенные модели поведения могут быть центральной частью какой-то определённой личности. Социальные психологи согласны с тем утверждением, что окружающая среда, в которой человек растет, влияет на его поведение, но в то же время они считают, что индивидуальный человек (и, следовательно, познание) столь же важны.

История возникновения теории[править | править код]

Основы социально-когнитивной теории были заложены в 1931 году в книге Эдвина Б. Холта и Гарольда Чепмена Брауна, в которой звучала мысль о том, что все действия животных сводятся к удовлетворению психологических потребностей: «чувства, эмоций и желания». Данная теория предсказала то, что люди не могут научиться повторять поведение других до тех пор, пока им самим не начнут подражать.[3]

В 1941 году Нил Миллер и Джон Доллард представили свою книгу, в которой была пересмотрена теория Холта о социальном научении, а также теория имитации. В ней утверждается, что существуют четыре базовых принципа научения: влечение (или мотивация), сигнал, реакция, подкрепление. Социальная мотивация, которая включает в себя подражание — процесс сопоставления действия с социальной ситуацией, в которой нужно принять решение, когда и как надо это действие совершать. Имитация поведения зависит от получения положительной или негативной реакции.[4] Миллер и Доллард утверждают, что если у кого-то есть мотивация изучить определённое поведение, то оно должно быть изучено с помощью наблюдений. Имитируя эти действия, наблюдатель может стимулировать себя с помощью положительного подкрепления.

Теория социального научения была сформулирована и расширена канадским психологом Альбертом Бандурой. Бандура в 1961 и 1963 году провел совместно со своими студентами и коллегами эксперимент с куклой Бобо, целью которого было выявление причин агрессивного поведения у детей. Эти эксперименты доказали возможность научения через наблюдение за поведенческой моделью. Результаты этих исследований позволили Бандуре опубликовать в 1977 году книгу и статью, в которой он расширил свою идею о том, как формируется поведение, основываясь на работах Миллера и Долларда.[5] В своей статье Бандура утверждает, что теория социального научения показывает прямую взаимосвязь между самоэффективностью и поведенческими изменениями. Согласно Бандуре, существует четыре источника самоэффективности: «овладение мастерством, социальное моделирование, вербальное подкрепление, психическое состояние».[6]

В 1986 году Бандура публикует свою вторую книгу, в которой он расширил и дал другое название оригинальной теории. Он дал ей название социально-когнитивной теории. Бандура изменил её название для того, чтобы подчеркнуть, что познание играет значительную роль в поведении человека.[7]

Социально-когнитивная теория применяется во многих областях человеческой жизни, например, в таких, как в выборе профессии, организационном поведении[8], а также в учебной мотивации.

Основные принципы[править | править код]

Основные принципы теории Бандуры можно объяснить взаимодействием между тремя факторами:

1) Личностные факторы (Независимо от того, обладает ли индивидуум высокой или низкой самоэффективностью по отношению к поведению)

2) Факторы среды (Влияние окружающей среды на поведение человека)

3) Поведенческие факторы (Реакция окружения на поведение индивидуума)[9]

«Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается»[10] — А. Бандура

Научение через моделирование[править | править код]

После эксперимента с куклой Бобо Бандура провел ещё одно исследование, в котором группе детей показывались видеофильмы, включающие кадры насилия и агрессивных действий. После просмотра видео, Бандура поместил детей в одну комнату с куклой Бобо, чтобы наблюдать за тем, как они будут себя с ней вести. В ходе эксперимента Бандура установил, что дети, которые смотрели данное видео, проявляли более агрессивное поведение, чем те, кто его не смотрели. Этот эксперимент является отражением социально-когнитивной теории, т.к он доказывает, что люди копируют поведение, которое они видят в средствах массовой информации. В данном эксперименте дети воспроизводили ту модель поведения, которую они видели на видеозаписи.[11]

Научение через наблюдение включает в себя:

  • Процессы внимания: человек уделяет внимание конкретному социальному поведению и внимательно наблюдает за ним
  • Процессы сохранения: человек наблюдает за моделью поведения и её последствиями, преобразует наблюдения в символы и переводит их в долговременные воспоминания. Однако за положительным поведением должно следовать положительное подкрепление. То же самое характерно и для негативного поведения
  • Моторо-репродуктивные процессы: закодированные в символах воспоминания поведении трансформируются в соответствующие действия. Во время воспроизведения конкретного поведения человек получает реакцию других людей и может скорректировать, и воспроизводить его в дальнейшем в улучшенной форме.
  • Мотивационные процессы: человек воспроизводит поведение в соответствии с реакцией окружающих и последствиями. Человеку важно иметь стимул, позитивное подкрепление для выстраивания конкретного поведения[12]

Ожидаемые результаты[править | править код]

Для того, чтобы изучить конкретное поведение, люди должны понять, каков будет потенциальный результат, если они будут повторно воспроизводить данное поведение. На эти ожидания влияет окружение, в котором человек вырастает. К примеру, ожидаемые последствия вождения в состоянии алкогольного опьянения по закону в США — штраф или тюремное заключение. В то время, как в другой стране, данное нарушение может караться смертной казнью.

Критика социально-когнитивной теории[править | править код]

  • Теория фокусируется больше на ситуации, а не на внутренних чертах человека: эмоции не учитываются. Разные ситуации, безусловно, влияют на поведение, но следуют учитывать и неосознанные мотивы, эмоции
  • Теория сосредотачивается на когнитивных аспектах и не придает значения биологическим и гормональным влияниям: некоторые психологи считают, что биологические и гормональные процессы в большей степени влияют на принятие решения, чем опыт прошлого или познание.[13]

Источники[править | править код]

  1. Bandura, A. Social foundations of thought and action : a social cognitive theory. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986.
  2. С.Н.Мельник. Психология личности. — Владивосток: Дальневосточный Государственный Университет, 2004. — С. 65—66. — 97 с.
  3. Holt, E.B. & H.C. Brown. Animal drive and the learning process, an essay toward radical empiricism. — New York: H. Holt and Co., 1931.
  4. Miller, N.E.; J. Dollard & R. Institute of Human, Social learning and imitation. — New Haven; London, 1941.
  5. Evans, R.I. & A. Bandura. Albert Bandura, the man and his ideas—a dialogue. — New York: Praeger, 1989.
  6. Bandura.A. «Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change» (англ.) // Psychological Review. — 1977. — Vol. 84, № 2. — С. 191–215. — doi:10.1037/0033-295x.84.2.191. — PMID 847061.
  7. Bandura, A. Social foundations of thought and action : a social cognitive theory. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall., 1986.
  8. Lent, Robert; Steven D. Brown; Gail Hackett. «Toward a Unifying Social Cognitive Theory of Career and Academic Interest, Choice, and Performance» // Journal of Vocational Behavior. — 1994. — Август (vol. 45 (вып. 1). — С. 79–122. — doi:10.1006/jvbe.1994.1027.
  9. ↑ Self-efficacy theory — EduTech Wiki (англ.). edutechwiki.unige.ch. Дата обращения 31 марта 2017.
  10. A. Bandura. «The self system in reciprocal determinism» (англ.) // American Psychologist. — 1978. — Апрель (vol. 33, № 4).
  11. Bandura, Albert; Ross, D.; Ross, S. «Imitation of film-mediated aggressive models» // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1963. — Январь (vol. 66 (вып. 1). — С. 3—11. — doi:10.1037/h0048687.
  12. Bandura, A.,. Social foundations of thought and action : a social cognitive theory.. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall., 1986.
  13. Myers, D. Psychology In Modules. — 9. — New York: Worth Publishers, 2010.

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами.

Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный — неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот который лучше обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Баннистер,1987г.) Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, т ношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей

Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе Теория Когнитивного Диссонанса — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.). Исходное положение теории когнитивного диссонанса: когнитивный диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми “знаниями” (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние когнитивного диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Когнитивная Психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д.Бродбент, С.Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). При таком более широком подходе Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Дж.Фодор).

Вы только что купили телевизор Горизонт и тут по телевизору идет реклама Panasonic. Есть вероятность, что вы задумаетесь — а правильный ли вы выбор сделали и не поторопились ли. То есть реклама конкурента ввела вас в когнитивный диссонанс. Это и есть одна из функций рекламы — вводить в диссонанс покупателей продукции конкурентов и поддерживать своих. Ведь если вы купили бы именно Panasonic, то такая реклама только укрепила бы ваш выбор и удовлетворение своим решением (а соответственно и самим собой.)

Литература

1.       Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.

2.       Немов Р.С. Психология. М., 1998.

3.   Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.

4. http://studentu-vuza.ru/psihologiya/lektsii/kognitivnyie-teorii-lichnosti.html

5. http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=110

6. http://www.jurnal.org/articles/2009/psih6.html

Содержание

1.       Когнитивная теория личности

2.       Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *