метод сравнительно-генетический — это… Что такое метод сравнительно-генетический?
- метод сравнительно-генетический
— исследовательская стратегия, используемая для изучения закономерностей деятельности психической путем сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация этого метода происходит в следующих областях:
1) филогенез психики — от простейших животных до человека;
2) историческое развитие психики — от первобытнообщинного строя до современности;
3) онтогенез психики — от рождения до смерти человека;
4) психопатологическое развитие — от нормальной до нарушенной психики.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- метод социометрический
- метод сравнительный
Смотреть что такое «метод сравнительно-генетический» в других словарях:
Сравнительно–Генетический Метод
сравнительно-генетический метод — Этимология. Происходит от греч. genоs происхождение. Категория. Исследовательская стратегия. Специфика. Используется для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Виды.… … Большая психологическая энциклопедия
СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) — (англ. comparative method) путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее развития, формирования или разрушения. Известны 4 вида С. г. м.: 1) филогенетический, он… … Большая психологическая энциклопедия
сравнительно-генетический метод (в педологии) — <…> Педология пользуется в своем изучении сравнительно генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того,… … Словарь Л.С. Выготского
сравнительно-генетический метод (в педологии) — <…> Педология пользуется в своем изучении сравнительно генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того,… … Словарь Л.С. Выготского
метод педологического исследования — В связи с особенностями своего предмета педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется <…> тремя основными моментами. Первое – тем, что это метод целостного исследования ребенка, <…> под целостным… … Словарь Л.С. Выготского
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ — ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, система опытов, наблюдений и вычислений, имеющих целью разложение свойств организмов на отдельные наследственные элементы, «отдельные признаки», и изучение свойств соответствующих этим признакам генов. Г. а. начал … Большая медицинская энциклопедия
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. genētikos – относящийся к рождению, происхождению) МЕТОД. Метод обучения, предложенный в середине XIX в. немецким лингвистом К. Магером. Он предлагал строить методику преподавания на базе сопоставления систем родного и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Генетический метод — метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод главных компонент — (англ. Principal component analysis, PCA) один из основных способов уменьшить размерность данных, потеряв наименьшее количество информации. Изобретен К. Пирсоном (англ. Karl Pearson) в 1901 г. Применяется во многих областях,… … Википедия
Генетический метод — это… Что такое Генетический метод?
- Генетический метод
* * *
– способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с XVIII в.) идеи развития: дифференциальное исчисление – в математике, теория Лайеля – в геологии, гипотеза Канта-Лапласа – в космогонии, эволюционная теория – в биологии и т. д. Г. м. вошел в современную математику и логику как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В современной науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др. Применение Г. м. к анализу конфликтов является главным условием построения объяснительной модели конфликта. Г. м. – теоретическая и методическая основа системно-генетического анализа конфликтов.
* * *способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Генетический код
- Генетический скрининг
Смотреть что такое «Генетический метод» в других словарях:
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления… … Философская энциклопедия
Генетический метод — (от гр. genesis происхождение, развитие) способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий… … Исследовательская деятельность. Словарь
Генетический метод — научный метод познания явлений, объектов, людей, личностных признаков в их развитии, последовательном изменении от возникновения (зарождения) до существующего состояния. Это метод построения новых теорий на основе некоторой системы исходных… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – метод, исследующий взаимодействие и становление развивающихся педагогических явлений. Он предполагает, во первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во вторых, выведение из него последующих состояний [91, c. 107] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
— способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко… … Философия науки: Словарь основных терминовГенетический метод — (от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений … Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Генетический метод защиты растений — группа мероприятий по защите растений, основанных или на стериализации самцов и вытеснении ими фертильных особей, или на направленном изменении биологических свойств организмов, делающих эти существа хозяйственно безвредными. См. также: Защита… … Финансовый словарь
Cравнительно-генетический метод
Экспериментально-генетический метод (Инструментально-генетический метод)
|
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?
метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.). В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, который ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладёт в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания). В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изучения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при которой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития. Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, который вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм.Маркс К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; его же, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
61.Виды и основные характеристики толпы
Толпа-большая стихийная группа людей,которая подчиняется своим собственным законам.
Виды и основные характеристики толпы:
(окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.
конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почитателей рок-звезды во время ее выступления и кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.
экспрессивная толпа, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритмически. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстраций, выражающие поддержку политике правящего режима или протест. Экспрессивный характер могут иметь народные праздничные демонстрации (например, карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро) или похоронные процессии.
экстатическая толпа, т.е. тот подвид экспрессивной толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время рок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект. Так, мусульмане-шииты во время ежегодных траурных церемоний «шахсей-вахсей» в память своего имама аль-Хусейна и его брата аль-Хасана устраивают массовые процессии-представления, сопровождаемые коллективными ритмичными ударами цепями по спине или кулаками — в грудь. До состояния массовой религиозной экзальтации во время совместных молитв доводят себя и «пятидесятники» — представители одного из протестантских течений, которых не случайно в народе прозвали трясунами.
В отличие от пассивной, активную, или действующую, толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств), большинство исследователей рассматривают как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа, представляющая собой скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом те, кто составляет агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам.
Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п.
11.2. Методы психогенетики. Генетика человека с основами общей генетики [Учебное пособие]
11.2. Методы психогенетики
Поскольку методы классической генетики обычно неприменимы к исследованию человека, в психогенетике разработаны собственные методы.
Генеалогический метод. Метод исследования семей и анализ их родословных. Чем больше поколений включает генеалогическое древо и чем шире круг родственников, тем надежнее получаемые результаты. Правила написания и символика генеалогического древа аналогичны применяемым в медицинской генетике. Взятый отдельно, без объединения с другими методами, генеалогический метод имеет весьма низкую разрешающую способность. Непросто выявить влияние генотипа и среды, исследуя сходство членов одной семьи по психологическим признакам. Многократно показана чрезвычайная важность раннего опыта ребенка (который обусловлен общением с членами семьи, обучением, духовной атмосферой в семье) для его развития. Все это может быть причиной сходства по психологическим признакам, но одновременно мешает «развести» влияние генотипа и семейной среды.
Метод приемных детей. Этим методом анализируется сходство исследуемого признака в парах «ребенок – биологический родитель» и «ребенок – приемный родитель», что позволяет определить удельный вес наследственности и среды в проявлении признака. Также анализируется корреляция между разлученными родными братьями и сестрами (сходство в этом случае интерпретируется влиянием генотипа) и между приемными и родными детьми усыновителя (в этом случае сходство интерпретируется влиянием среды).
Несмотря на ряд недостатков, этот метод является теоретически наиболее чистым методом психогенетики и обладает максимальной разрешающей способностью. Факторами, влияющими на «чистоту» результата, являются возраст усыновления, степень случайности выбора семьи-усыновителей и даже возможность пренатального влияния материнского организма на психические особенности будущего ребенка.
Метод близнецов. Метод близнецов является основным методом психогенетики. Кратко этот метод уже рассматривался в разделе, посвященном медицинской генетике. Суть метода заключается в сравнительном изучении проявлений какого-либо признака у монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов. Различия показателей конкордантности признака у МЗ– и ДЗ-близнецов указывают на ведущую роль генотипа в формировании этого признака. Метод имеет много разновидностей.
Метод семей МЗ-близнецов заключается в сравнении детей разных семей, где матери или отцы являются МЗ-близнецами. Он позволяет проанализировать причину дискордантности признака у МЗ-близнецов. Это особенно важно в случае анализа какого-либо заболевания. Однотипные заболевания могут являться следствием как генетической патологии, так и негативных средовых воздействий (интоксикации, родовой травмы и др.). Для выяснения причины болезни сравнивают показатели подверженности этой болезни у родственников парыблизнецов. При фенокопиях показатели не будут отличаться от контрольной группы, а при генетической обусловленности хотя бы незначительно, но будут.
Метод семей МЗ-близнецов позволяет также выявить «материнский эффект», или большее влияние матери, чем отца, на характеристики потомства. Для этого сравнивают детей в семьях, где матери являются МЗ-близнецами и в семьях, где МЗ-близнецами являются отцы. В случае митохондриальных болезней материнский эффект обусловлен митохондриальной наследственностью, рассмотренной нами ранее. Однако сомнительно наличие значительного влияния митохондриального генома на психологические признаки. Более вероятны преимущественное влияние матери в период внутриутробного развития, тесное взаимодействие матери и ребенка в постнатальный период, идентификация ребенка с матерью.
Метод близнецовой пары основан на изучении «эффекта близнецов» – влияния двух альтернативных тенденций внутри близнецовой пары: идентификации и индивидуализации. Идентификация выражается в стремлении близнецов подражать друг другу, индивидуализация – в их стремлении различаться. Это характерно как для монозиготных, так и для дизиготных близнецов. Иногда данные тенденции принимают гипертрофированный характер, что необходимо учитывать в психогенетических исследованиях.
Пожалуй, наибольший интерес представляет метод разлученных близнецов. Это «эксперимент, поставленный жизнью». Он позволяет оценить влияние разных сред на одинаковые генотипы. Уже первая исследованная пара разлученных МЗ-близнецов, несмотря на различный уровень образования в 9 лет обучения, показала очень схожий IQ с разницей всего в 1 балл (Равич-Щербо И. В. [и др.], 2006). Этот метод также имеет определенные ограничения, связанные с характеристикой среды, в которой воспитывались разлученные близнецы (например, у родственников или у чужих людей рос второй близнец).
Метод контрольного близнеца представляет собой особый вид эксперимента по формированию какого-либо навыка. При этом МЗ-близнецы разделяются в разные группы, являясь контролем друг для друга. Особенно часто такой подход применяется для анализа различных способов обучения, выяснения роли наследственности и средовых факторов в полученных результатах.
Психологические аспекты близнецового метода неоднократно подробно анализировались в литературе.
Статистические методы в психогенетике. Генетика количественных признаков представляет собой важнейший раздел для психогенетических исследований. Показатели распределения значений по изучаемому признаку в популяции имеют первостепенное значение, поэтому психогенетика особенно тесно связана с математической статистикой. Математические модели позволяют суммировать действия генов, контролирующих тот или иной признак, определить общий вклад генотипа в вариабельность изучаемого признака в популяции. Подавляющее большинство психологических признаков контролируется множеством генов, а их вариабельность соответствует кривой нормального распределения. Математические подходы к анализу психологических признаков изучаются в рамках специальных курсов.
Все методы психогенетики имеют различные ограничения, поэтому наиболее надежные сведения о соотношении генетических и средовых составляющих в вариабельности психологических признаков дает анализ результатов, полученных разными методами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
сравнительно-генетический метод (в педологии) — это… Что такое сравнительно-генетический метод (в педологии)?
- сравнительно-генетический метод (в педологии)
<…> Педология пользуется в своем изучении сравнительно-генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того, чтобы представить себе, какой путь развития прошел ребенок. [7.1, 52]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.
- сравнительно-генетический метод (в педологии)
- среда
Смотреть что такое «сравнительно-генетический метод (в педологии)» в других словарях:
сравнительно-генетический метод (в педологии) — <…> Педология пользуется в своем изучении сравнительно генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того,… … Словарь Л.С. Выготского
метод педологического исследования — В связи с особенностями своего предмета педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется <…> тремя основными моментами. Первое – тем, что это метод целостного исследования ребенка, <…> под целостным… … Словарь Л.С. Выготского
РОСТ — означает увеличение размеров развивающегося организма. В типичных случаях Р. связан с увеличением массы, однако не всякое увеличение массы организма мы , обозначаем как Р. (напр. отложение жира, накопление половых продуктов у некоторых животных,… … Большая медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней. В течение… … Российская педагогическая энциклопедия