Трансперсональная психология: методики и техники
Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.
Что такое трансперсональная психология
Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.
Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.
Ситуация изменилась в 1996 году, когда Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии. Что поспособствовало росту ее популярности среди ученых. Также были написаны книги по трансперсональной психологии. Самые известные из них – «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (С. Гроф) и «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания» того же автора.
Это направление изучает сразу несколько сфер:
- измененное сознание;
- парапсихологию;
- духовные и религиозные практики;
- влияние на сознание и психику человека психоделических препаратов;
- дыхательные методики;
- йогу, техники медитации;
- мир переживаний, связанных со смертью.
Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.
Основные идеи
Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.
Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.
Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.
Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
- Сознание безгранично, подобно космосу.
- Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
- Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
- Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
- Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
- дыхательные практики;
- психофизиологические эксперименты;
- использование психоделических препаратов;
- психодиагностика;
- воздействие на осязание и другие органы чувств;
- игры с воображением, визуализация.
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
- Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
- Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
- Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
- Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
- Воздействие музыки.
- Пребывание в одиночестве.
- Нахождение в обездвиженном состоянии.
- Бессонница.
- Холотропное дыхание.
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Трансперсональная психология Грофа
Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:
- В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
- Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
- Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
- Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.
По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.
Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.
Техника ребефинга
Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.
По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.
Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию.
Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:
- Человек дышит носом или ртом. Вдыхать можно как угодно. Выдыхать как обычно.
- Как только дыхание успокоится, нужно расслабиться. Лучшая поза для этого – лежа на спине. Ноги скрещивать нельзя. Сознание нужно освободить от любых мыслей.
- Сосредоточиться на ощущениях в теле. Почувствовали легкое покалывание или боль? Это дает о себе знать одно из спрятанных в подсознании негативных воспоминаний. Попытайтесь его вспомнить и прочувствовать.
- Превратите плохое в хорошее. Как это сделать? Подумайте о негативных воспоминаниях с юмором. Альтернатива – испытать наслаждение от того, что негатив, наконец-то, покидает тело.
Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.
Техника тета-хилинг
Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.
Способ первый
План действий таков:
- Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
- Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
- Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
- Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.
Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.
Способ второй
Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:
- Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
- Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
- Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.
Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.
Обучение трансперсональной психологии
Получить соответствующие знания можно на семинарах, посвященных эзотерике. Другой вариант – пройти обучение в ВУЗах, преподающих трансперсональную психологию. В любом случае главное – быть открытым к новым знаниям, искренне хотеть расширить границы сознания. Также у вас должно быть желание делиться своим опытом с другими.
Заключение
Трансперсональная психология и ее техники – возможность избавиться от страхов и переживаний, хранящихся в глубоких слоях подсознания. Возможно, вы уже не помните их. Но, так или иначе, они оказывают воздействие на вашу жизнь. Воспользуйтесь специальными методиками самостоятельно или под контролем специалиста. Вы увидите, насколько проще станет жить после того, как негативные эмоции покинут ваше тело.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
что это такое, подходы и техники
Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.
Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.
Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.
Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа. Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний, их форма и причинно следственные связи. На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.
Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.
В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.
Подходы к самопознанию и саморазвитию
- Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании. Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
- Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
- Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
- Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
- Занятие йогой. Гармония с телом.
- Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
- Активизация воображения.
Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть. Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.
Предмет изучения
- Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
- Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
- Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
- Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
- Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
- Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
- Медитации. Влияние медитаций на психику.
- Практики йоги.
- Духовный рост и его психологическая составляющая.
Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.
Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:
- Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза.
- Многообразие состояния сознания.
- Кризис духовной сферы.
- Предсмертные переживания и состояния.
- Интуиция и возможности её развития.
- Творческие способности – их проявления и развитие.
- Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
- Ресурсы личностного плана.
- Феномены парапсихологического характера.
У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.
Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.
Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.
- Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
- Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
- Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.
Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.
Методики исследований
Трансперсональная психология применяет следующие методики:
- Психофизиологическое исследование.
- Психодиагностические методики.
- Методики с использованием психоделических препаратов.
- Дыхательные практики и техники.
- Анализ работы органов чувств и осязания.
- Воображение и визуализация.
Техники для инициализации изменений в сознании:
- Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
- Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
- Усиление двигательной активности.
- Воздействие температурными изменениями.
- Воздействие при помощи акустических систем.
- Ограничения или лишения движений.
- Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
- Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
- Холотропное дыхание.
- Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
- Тета-хилинг.
Техника холотропного дыхания
Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.
Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.
Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».
Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.
Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.
Техника ребефинга
Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:
- Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
- Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
- Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
- Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
- Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.
Тета-хилинга
Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.
На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.
Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.
Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.
Обучение
Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.
Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.
Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.
Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.
Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.
Трансперсональное — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Трансперсональное или надличностное — термин, применяемый в трансперсональном движении и, в частности, в трансперсональной психологии, для описания опыта изменённого состояния сознания и гипотетических явлений, по мнению сторонников этой ориентации, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души»[уточнить]. Слово употребляется для обозначения, как они полагают, экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых, на их взгляд, возможно достижение так называемых предельных человеческих способностей и потенциальных возможностей[1]. Термин «трансперсональное» был введён для интерпретации этих переживаний, которые описывали люди со здоровой психикой (в частности те, кто занимался различными видами духовных практик: медитация, йога и др.)[2].
Трансперсональные переживания рассматривались в работах психолога Уильяма Джеймса ещё в 1902 году[1]. Считается, что впервые слово «трансперсональное» Джеймс упоминал в своих лекционных заметках, подготовленных для проведения курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах[3]. В 1968 году после многочисленных дискуссий, в которых участвовали Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Энтони Сутич и другие, по предложению Грофа термин «трансперсональное» был использован в названии попытки создания нового направления психологии — трансперсональной психологии[4], отношение к которому на настоящий момент весьма противоречивое: например, его обвиняют в ненаучности[5].
- ↑ 1 2 Сандберг Н., Кётцер К. Трансперсональная психология (I) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 925
- ↑ Уолш Р., Воэм Ф. Трансперсональная психология (II) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 926
- ↑ Vich M. A. Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110 (1988). (англ.)
- ↑ Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. С. 19.
- ↑ Сердюков Ю. М. (д.ф.н., профессор). Альтернатива паранауке. — Академия, 2005. — 307 с. — ISBN 5874442170.
- Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024616-1
- Vich, M. A. Some historical sources of the term «transpersonal» // Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110, 1988.
- Сердюков Ю. М. (д.ф.н., профессор). Альтернатива паранауке. — Академия, 2005. — 307 с. — ISBN 5874442170.
Высшая школа практической психологии и бизнеса
Трансперсональная психология
Обучение трансперсональной психотерапии
Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений.
Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм.
В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.
Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.
Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.
Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.
В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.
В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания.
Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности.
Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“.
Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.
Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.
Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.
Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).
В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ.
Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами .
Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики.
В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.
Общие сведения
Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.
Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.
Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность.
Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.
Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология).
Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.
Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.
История развития
Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли.
Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году.
Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905 — 1906 годах.
Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.
В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении.
Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).
В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски.
Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.
На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье.
Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа.
В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов.
Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.
Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F. Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Наропы (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания).
Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.
К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:
Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение.
Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в 1996 году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.
Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология).
Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.
Исследуемые области
Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:
- Психологическое и психиатрическое изучение духовных традиций:
- Лечение бывших членов сект
Научный вклад
Сознание и развитие
Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.
В рамках трансперсонального направления выделяют два вида теории развития человека: сложная модель, включающая последовательно и иерархически появляющиеся стадии, подобная представленной Кеном Уилбером, и нелинейная комплексная модель таких исследователей, как Майкл Уошбёрн и Ральф Мецнер.
Основным вкладом Уилбера в психологию развития можно считать теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:
- доличностная, или преэгоическая;
- личностная, или эгоическая;
- надличностная, или трансэгоическая.
Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.
Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим.
Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем.
Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню.
Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.
Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории.
Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики.
Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.
Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.
Духовность и религиозность.
Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем.
Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам.
Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений.
В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.
Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные.
Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией.
В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, родовым опытом прошлых жизней и др.
Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.
Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» (англ. Spiritual Emergence) для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека.
В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями».
Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.
В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема».
Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».
Исследования конструктной валидности новой категории были проведены Милстейном (2000).
Критика трансперсональной психологии
Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии.
В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.
Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла».
Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.
Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.
Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.
Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области.
Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы.
Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки.
Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.
Представители трансперсонального направления
трансперсональная психология — это… Что такое трансперсональная психология?
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 604)
Какие ассоциации вызывают у вас слова вайвэйшн, ребефинг, холотропное дыхание! Неужели никаких? Может быть, вы даже не знаете, что это такое? В таком случае вы безнадежно отстали от новейших тенденций мировой психологии и наверняка найдутся скептики, которые упрекнут вас в недостаточной психологической эрудиции.Но не торопитесь огорчаться. Все вышеназванные термины заимствованы из лексикона трансперсональной психологии, которая хоть и называется психологией, однако имеет к нашей науке очень отдаленное отношение. По крайней мере, в США Ассоциация трансперсональной психологии существует независимо от Американской психологической ассоциации, более того — просто не признана ею в качестве научной структуры, как и сама трансперсональная психология — в качестве науки.
В нашей стране аналогичная ассоциация тоже уже успела возникнуть, труды классиков этого направления активно издаются и находят немало заинтересованных читателей. Холотропное дыхание — один из основных психотерапевтических приемов трансперсональной психологии — все шире внедряется в практику, несмотря на весьма спорную научную подоплеку и неоднозначные результаты. Вот что пишет в предисловии к книге классика трансперсональной психологии Станислава Грофа Владимир Майков: «Став счастливым обладателем грофовского сертификата, я преподаю холотропный подход и трансперсональную психологию и психотерапию вот уже почти 10 лет… Трансперсональная психотерапия в целом и холотропный подход в частности являются одними из важнейших направлений психотерапии будущего. Ее успех напрямую связан с тем, что она способствует целостному развитию человека, конкретному самопознанию. В отличие от традиционных вербальных психотерапий холотропная терапия дает возможность взглянуть на проблемы личной жизни с птичьего полета, освободиться от своей привычной идентичности и более успешно решать задачи восстановления целостной коммуникативной ткани сознания и личностного роста». Оставим на совести автора перенасыщенный терминами стиль и отнюдь не бесспорную идею «освобождения от привычной идентичности». Попробуем непредвзято разобраться, что скрывается за впечатляющей саморекламой и насколько, в самом деле, идеи и приемы трансперсональной психологии эффективны в практике самосовершенствования. Ведь личностный рост (вне зависимости от индивидуальных трактовок этого понятия) — одна из важнейших профессиональных целей любого практикующего психолога. Что же в этом плане предлагают нам Гроф и его восторженные последователи?
Станислав Гроф — чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашел пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков. Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику. К этой когорте фактически присоединился и Гроф, успевший еще на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД. Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует. Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.), Гроф успел накопить богатые клинические данные. Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД. Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи — свое младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний — известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)
В интерпретации переживаний своих пациентов Гроф двойственен. Часть переживаний он трактует метафорически, почти в психоаналитическом духе: подобно тому как сновидения в символической форме указывают на неразрешенные эмоциональные проблемы раннего детства, некоторые переживания в сеансах ЛСД-терапии служат ключом к ранним психическим травмам. Интерпретируя подобные переживания, психотерапевт достигает прогресса в лечении значительно быстрее, чем при психоанализе без стимуляторов. Такого смелого постулата придерживается Гроф.
Но еще более смелым был его другой постулат. Он заключался в том, что определенные переживания указывают не только на проблемы раннего детства, но и проблемы, коренящиеся в периоде внутриутробного развития и связанные с родами.
Как и многие психологи психоаналитического направления (самая ранняя теория такого рода принадлежит Отто Ранку), Гроф убежден, что важнейшим событием в жизни каждого человека является его рождение. Сам процесс рождения он делит на четыре этапа, соответствующие четырем так называемым базовым перинатальным матрицам (БПМ). Под воздействием ЛСД в измененном состоянии сознания эти матрицы активизируются, высвобождая в символической форме подавленный болезненный материал, связанный с тем или иным периодом процесса развития плода и родов. БПМ-1 связана с периодом спокойного развития эмбриона в чреве матери, полной гармонии с миром (в норме эмбрион всем обеспечен и не знает беспокойства, травм и проблем). Если это развитие в самом деле протекало благополучно, то в измененном состоянии сознания ему соответствуют образы блаженного покоя в глубинах океана или Вселенной, часто сопровождаемые эйфорическими ощущениями. Если же покой будущего человека нарушался негативными событиями в жизни матери, если плод отравлялся вследствие курения матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств, то среди безопасных обитателей океана могут появиться ядовитые, хищные рыбы и моллюски, а в Космосе начинаются метеоритные вихри, преследования со стороны злых инопланетян и т.п. И эмоции, соответственно, смещаются в более мрачную часть спектра: для негативных аспектов БПМ-1 характерен безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности.
БПМ-2 объединяет переживания, ассоциируемые с первой клинической фазой родов. Ранее спокойное и комфортное убежище — матка — начинает сокращаться, и плод испытывает мучительное давление. Образы заточения в тесной темнице, пыток, давящих прессов и т.п. соответствуют переживаниям этой перинатальной матрицы. Им сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая. В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.
БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк. К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Эта трактовка Грофа представляется весьма остроумной — в самом деле, становится вполне понятным, какой тоннель и какой свет видят люди в своих грезах. (Правда, трактовка видения «света в конце тоннеля» как воспоминания о прохождении по родовому каналу встречается и у Юнга, в предисловии к «Тибетской книге мертвых», так что и в этом «открытии», как и во многих прочих, Гроф неоригинален.) Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью.
Наконец, БПМ-4 соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа. Если все здесь прошло нормально, то в измененном состоянии сознания под воздействием ЛСД человек переживает образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы вскрытия рек ото льда и т.п. При этом характерны радостные эмоции, в случае проблем на этом этапе при их символическом переживании возникает эмоция интенсивного страха, чувство разочарования.
В работах Грофа подробно излагается, как различные психические расстройства и перверсии связаны с фиксацией на той или иной БПМ. Так, например, становится понятно, что большинство кошмаров, связанных с кровью, относятся к БПМ-3, когда действительно она присутствует. По Грофу, люди, придумавшие Освенцим и ГУЛАГ, просто бессознательно хотели воплотить свою фантазию в жизнь, чтобы пройти таким образом третью БПМ и дойти до четвертой. Они, разумеется, совершали ошибку. Человек действительно должен целиком пройти весь путь от первой до четвертой матрицы — но должен сделать это на символическом уровне. Надо отметить, что это нелегко: например, задержавшиеся на уровне БПМ-2 стремятся вернуться назад, в мирную утробу, к БПМ-1, а вовсе не двигаться вперед, ко все возрастающим ужасам БПМ-3. Именно для стимуляции этого продвижения Гроф и использовал ЛСД. Описывая галлюцинации своих клиентов, он нашел там огромное количество символических образов, связанных с родами и тем самым, по его мнению, подтверждающих его теорию.
Нетрудно заметить, что четыре грофовские матрицы суть четыре этапа любого обряда инициации — от самых первобытных до практикующихся по сей день. По Грофу, это неслучайно, так как обряды посвящения с самого начала преследовали ту же цель, что и его терапия: помочь человеку на символическом уровне заново пережить свое рождение. ЛСД отводилась роль катализатора инициационных процессов. ЛСД-терапия представлялась Грофу быстрым способом вернуть клиента к его первичной травме и потом проработать ее. Достигнув БПМ-4, клиент снова ощущает чувство единения с миром и осознает себя в буквальном смысле заново рожденным.
Однако распространение новаторского учения столкнулось с рядом проблем. Во-первых, часть клиентов застревали на одном из этапов, впадали в психоз и к концу лечения оказывались едва ли не в худшем состоянии, чем в начале. Иные приходили к мысли, что все свои проблемы надо решать только в измененном состоянии сознания, и тем самым отказывались брать на себя какую-либо разумную ответственность за собственную жизнь. К тому же ЛСД попал на улицы и стал употребляться беспорядочно — ради забавы, а вовсе не самосовершенствования. Наконец, ЛСД запретили, и все исследования пришлось свернуть — (Упорствовавший в своем энтузиазме Лири даже угодил за решетку.)
Но остановиться Гроф уже не мог. Из непростой ситуации он нашел законный выход. Он придумал холотропное дыхание — особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД. Метод предельно прост: за счет глубокого частого дыхания наступает эффект гипервентиляции — в крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. Наступает торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания.
Разумеется, все прежние проблемы остались — у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны. Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют. Еще бы — ведь Гроф предлагает данный метод в качестве абсолютно безопасной панацеи от всевозможных телесных и душевных недугов. Причем процесс исцеления предполагается очень легким и быстрым.
Но, несмотря на активную рекламу холотропного дыхания, у Грофа частенько встречаются ностальгические нотки в отношении ЛСД. Кстати, с его последователями нередко происходит вполне предсказуемая метаморфоза. Познакомившись с измененными состояниями сознания, наводимыми холотропным дыханием, люди начинают стремиться к чему-то поострее (ситуация, до боли знакомая наркологам). Они находят всевозможные стимуляторы — от «экстази» до вполне доступного (пускай и нелегально) ЛСД — и экспериментируют уже с ними. А там уже происходит «сдвиг мотива на цель» — человек попадает от средства наведения желаемого состояния сознания в наркотическую зависимость.Бывает, что и наркоманы, пройдя несколько сеансов холотропного дыхания, впадают в зависимость от этого метода. (Если вожделенные галлюцинации можно вызвать, не используя дорогостоящие препараты, то зачем тратиться — результат-то похожий!)
Однако вернемся к теоретическим построениям Грофа. Поскольку далеко не все переживания под воздействием ЛСД можно отнести к символике перинатальных матриц, определенный класс переживаний Гроф толкует совершенно буквально. Те переживания, которые никоим образом не могут быть увязаны с опытом личности, пускай даже пренатальным и перинатальным, Гроф относит к трансперсональным, то есть выкодящим за пределы личности. Всяческие странности, подобно «воспоминаниям» о прошлых воплощениях, он однозначно трактует как аргументы в пользу трансперсональной теории. При этом он весьма охотно наводит мосты со всевозможными течениями неомистицизма. В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р.Хаббарда. Все получает одобрение и оправдание, если оно обещает выход за пределы обыденного состояния сознания.
Фактически трансперсональная психология не является психологией в привычном понимании этого слова. Скорее это определенное философское направление, достаточно синкретичное и размытое. Его претензия на революционную новизну малооправданна. Аналогичные направления мысли присутствовали в духовной жизни человечества всегда. Менялись их формы, но не содержание. Конечно, нельзя строить генеалогию трансперсональной психологии от шаманизма и языческих бдений, хотя определенная аналогия прослеживается довольно явно. Для примитивного человека древние практики ухода в транс, в иные, «тонкие» миры были своеобразной формой ухода от грозного и непредсказуемого реального мира, с которым наш далекий предок был не в силах совладать. Изначально попытки «расширения сознания» были вызваны его слабостью, которую, как хотелось бы надеяться, человечеству удалось преодолеть в ходе многовековой культурной эволюции.
В наши дни мир стал более предсказуем и управляем, но, увы, не более уютен. И потребность ухода от него, которая, казалось бы, должна была ослабеть, на самом деле, напротив, обострилась. Древнего дикаря реальность обескураживала и пугала. Нашего современника она вгоняет в уныние. Первого успокаивал шаман, не стеснявшийся своего звания, второго — шаман, предпочитающий звание психолога.
Трансперсональная психология — специфически постиндустриальное явление, она несет на себе отпечаток нашей противоречивой эпохи. При всех реверансах в адрес восточной мистики, она — порождение западной интеллектуальной культуры и сугубо западного материального и духовного пресыщения. В ней переплелись и разочарование в традиционных капиталистических добродетелях, и справедливый протест против роботоподобного образа человека в традиционной науке, и очарованность восточным мистицизмом, и наивное ожидание чуда, и чисто американское стремление к простым решениям сложных проблем. Многим в трансперсональной психологии импонирует критика фальшивых западных ценностей, экологический настрой, стремление к более естественной, близкой к природе жизни, уважение к некоторым аспектам древних культур и культур малых народов. Однако эта тенденция заглушается пропагандой опасных экспериментов, толерантностью к шарлатанству в сфере измененных состояний сознания. Отталкивает и бессистемная мешанина отдельных понятий, вырванных из контекста разных культур.
Читать труды теоретиков и практиков трансперсональной психологии увлекательно и интересно, как фантастические романы. Но только не как научно-фантастические, ибо науки в них просто нет, а скорее как модный жанр «фэнтези», заменивший современному человеку древние мифы. Как известно, к этому жанру чаще всего обращаются две категории читателей — неспособные к серьезному чтению в силу слабости ума и пресыщенные, ищущие увлекательной забавы для ума утомленного и разочарованного. А человек трезвый и здравомыслящий, вероятно, предпочтет держаться в равном удалении от этих крайностей.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Трансперсональная психотерапия — практические наработки
Трансперсональная психотерапия — одно из направлений психологии, базирующееся на эмпирическом опыте эзотерических и нетрадиционных учений. Объединяет представления западной психотерапии с такими феноменами измененного состояния сознания как мистические переживания, религиозный опыт, «космическое сознание» или медитативное состояние.
Для трансперсональной психологии характерны следующие идеи:
- недвойственность — восприятие физически разделенных объектов как метафизически единых;
- расширенное сознание;
- психическое здоровье;
- личностное развитие.
Основатель данного направления — доктор медицины Станислав Гроф, который одним из первых начал изучать измененное состояние сознания. Он использовал его в лечении и способах, облегчающих самопознание человеку.
После проведенных им исследований, посвященных влиянию ныне запрещенного препарата ЛСД на сознание человека, он выделил такие области:
- индивидуального бессознательного;
- сенсорного барьера;
- перинатального уровня — область психики, относящаяся к рождению и смерти;
- трансперсонального уровня.
С. Гроф утверждал, что структура бессознательного не должна состоят только из биографического уровня (который использовал в своих исследованиях З. Фрейд), то есть, определяемыми событиями жизни. Необходимо подключать перинатальный, связанный с историей рождения человека, и трансперсональный уровни, содержание которых внеиндивидуально.
Трансперсональную психотерапию часто используют для стимуляции личностного роста человека и последующего его оздоровления. Их обуславливает реализация «запретных» желаний. Важная роль отводится работе по преодолению последствий, связанных с перинатальным периодом и психотравмами, высвобождению скрытых потенциалов.
Трансперсональная психотерапия: практические наработки
Практическое применение трансперсонального метода состоит из трех основных этапов:
- Поиск другого способа понимания болезненной ситуации, путем переключения внимания пациента на высшие категории духовного плана. Совместное обсуждение трансперсональных явлений и их значимости, которое проводится специалистом, для того чтобы обесценить мучительность и сложность проблем больного.
- Выбор технических приемов, которые могут обеспечить измененное состояние сознания для того, чтобы пережить трасперсональные феномены. Для чего могут быть использованы галлюциногены, дыхательные техники, различные медитативные состояния, визуализация.
- Осознание проблемы после проработки двух этапов, выработка новых паттернов поведения. Реализация этапа проходит во время беседы с психотерапевтом, реже — в группе.
Под «осознанием» в трансперсональной психотерапии подразумевается открытие пациенту его предназначения, обсуждение ним проблем более высокого уровня, чем во время аналитической интерпретации.
Трансперсональные техники отличаются от традиционных способов психологии более выраженным подходом к непосредственным переживаниям и эмоциям, с помощью которых можно понять не только проблемы, но и силы, бессознательно ими движущие. Часто используют такие практические методы как ребефинг (повторное рождение) и холотропное дыхание.
Для холотропного дыхания характерна гипервентиляция легких. Его достигают за счет глубокого и быстрого дыхания. Т
акже необходима определенная музыка. С помощью специальных приемов можно добиться высвобождения энергии.
С. Гроф указывал на то, что существуют два вида сознания — направленное на действительную реальность и к неосязаемой внутренней ее стороне, подчеркивал ценность их взаимодействия. Полученные опытным путем трансперсональные переживания положительно влияют на творческое развитие, обладают терапевтическим эффектом.
Теоретические основы трансперсональной психотерапии — видео
Трансперсональная психология личности
Трансперсональная психология относится к современному направлению психологии, целью исследования которой является сознание и трансперсональные волнения человека, а также природа, конфигурация, первопричина и следствия. Трансперсональная психология анализирует сознание в широком спектре его проявлений: множество состояний рассудка, магические и культовые волнения, духовные кризисы, состояния близкие к смерти, формирование проницательности, развитие творческих способностей, индивидуальные ресурсы, парапсихологические феномены.
После создания таких направлений в области психологии, как психоаналитическая концепция, бихевиоризм и гуманистическая психология порой об этом направлении в психологической науке говорят, что трансперсональная психология есть «четвертая мощь».
Особенностью трансперсонального подхода является то, что при изучении психики человека значение имеют не только те данные, которые были получены предшествующими современными направлениями и иными науками, но и итоги, приобретенные в результате изысканий, полученных при исследовании различных духовных и культурных обычаев цивилизаций Востока и Запада на протяжении сотен тысяч лет.
Возникновение современного направления
Имеется индивидуальная последовательность и коннотационная взаимосвязь между гуманистическим и трансперсональным направлением в психологии. Основоположниками данных проектов была одна и та же публика, а именно: А. Маслоу, М. Мерфи, С. Криппнер, А. Уотс, Э. Сутич, и другие.
Появление гуманистической психологии можно считать итогом осмысления тех действий, которые происходили в различных государствах, как в жизни общества, так и в психологической науке в 60-е года минувшего века. В области социума этот период является многочисленным движением, созданным молодежью и имеющим отношение к контркультуре, направлением, которого был сосредоточенный отбор. Он был направлен на поиск новейших конфигураций общности индивидов, без ограничений узкими стандартами, сформированными домашним укладом, основанным на традициях и продиктованным здравым смыслом, характеризующих материальное благополучие людей и ценностной составляющей жизни.
В области психологии данное движение считалось неким протестом, связанным с подавляющим влиянием бихевиоризма и фрейдизма, чьи идеи были ограничены объектом собственного исследования поведения человека, по сути, ликвидировав изучение рассудка и личности человека. Представители «нового движения» никоим образом не отрицали той существенной лепты, которую привнес в формирование психологии З. Фрейд, но также лицезрели в психоанализе его узость и ограниченность.
Маслоу полагал, «что Фрейд дал нам психологию заболевания, а мы ныне обязаны его дополнять психологией здоровья». Значительной лептой, внесенной Маслоу в гуманистическую психологию можно считать его теорию о самоактуализации личности. Он выдвинул собственную, известную «иерархию потребностей», где на верхушке, располагается необходимость человеческого индивида в самореализации, либо согласно его собственному обоснованию «абсолютное применение способностей, возможностей и имеющихся талантов».
Гуманистическую психологию необходимо подвергать рассмотрению скорее со стороны некого движения, ведь точной теоретической наукой она так и не стала, то есть данное движение – это группа новых на тот период конструктивных теоретических подходов к человеку, как обладающему разумом и самосознанием в психотерапии и психологии.
Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. Гештальттерапия, течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, психосинтез, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».
Огромную роль в формировании гуманистических, а в последующем и трансперсональных основ в психологии возымела та работа, которая проводилась в Институте Эсален, местоположением его являлась Калифорния, США. Тут в различные периоды проживали те самые люди, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловили сегодняшний вид гуманистического и трансперсонального направления в области психологической науки.
Где-то в половине 60-х годов основоположники и лица, выражающие и поддерживающие идеологию «третьей волны», пришли к выводу, что гуманистическое направление нуждается в увеличении, расширении и дополнении.
Рождение «четвертой волны»
Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».
В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.
А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.
Исследования трансперсональной психологии
Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.
Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.
Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.
Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого сознания. А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».
При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:
– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;
– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;
– рекомендовала новейшую обширную и дополненную карту человеческой нервной системы;
– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;
– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.
Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.
Основные черты и картина будущего
Характерной чертой трансперсональной психологии считается объединение разных школ в области психологической науки, философии (включая и восточную, и западную), кроме того и иные науки (например, квантовая физика и антропологизм). Разнообразные психологические школы в данном направлении психологии являются только модификациями, сравнимые с «планом местности», старающиеся в большей или меньшей степени успешно описать тот или иной нередко крайне небольшой аспект реальности, однако не имеющие шанса требовать соответствия с самой действительностью.
Прикладная роль трансперсональной психологии заключается в предоставлении новейшего мнения на психическое состояние здоровья и его аномалии, снабжая при этом интегративным разноплановым подходом к человеку. Трансперсональные волнения владеют наиболее сильными целебными способностями, обладают колоссальной ролью при формировании творческих, моральных и эстетических качеств для эмоционального оздоровления социума.
Картина будущего трансперсональной психологии обуславливается тем, что как течение современной психологической науки способствует изучению гармоничных и целостных путей формирования личности, росту его созидательной деятельности и реконструкции жизни.
Способы, которые использует трансперсональная психология, в том числе активные интегративные психотехнологии, содействуют в положительных индивидуальных переменах, познанию самого себя и значимым открытиям во взаимоотношениях и осмыслении таких аспектов, как смысл жизни и смерти, согласие с самим собой и окружающим обществом, стремление к единству и воссоединению с миром в целом.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»