Военные психологи: Военная психология — Википедия – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Автор: | 16.12.2020

Содержание

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Военный психолог является специалистом, который оказывает психологическую поддержку солдатам, офицерам, гражданским лицам, связанным с армией, как в мирное время, так и в период боевых действий. Профессия понравится абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют биологию, общество, математику.

Читайте также:

Кто такой военный психолог?

Военный психолог – это человек, который большую часть рабочего времени уделят практике, а не научно-исследовательской работе. Он постоянно взаимодействует с военнослужащими, а также с их родственниками и специалистами, занимающими гражданские должности. Обязанности военного психолога многогранные, однако профессия является востребованной, что обусловлено высокой текучестью кадров в этом сегменте.

Краткое описание

Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.

Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог — Психологос

Военный психолог — армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Вводное занятие Университета

Военный психолог. Хочу быть им…

История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов.

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихологическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества, в обеспечении их самоотверженных и умелых действий на поле боя современной войны, в руководстве сражением.

Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г.Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника».

В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.

Сегодня в ВС РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.

Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 году появилась профессия «военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже – психологов батальонов и Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, ставящихся перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов, по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире, и призвана стать самой мощной ар-мейской психологической службой в истории. Сегодня здесь открыто около 2000 должностей для военных психологов.

За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношении.

С 1994 года начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «психология». За 11 лет деятельности факультета в войска выпущено около 1000 высоко-классных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.

Особых требований к лицам, поступающим в военные вузы по специальности «психология» нет. Они должны успешно пройти профессиональный психологический отбор (систему тестов), сдать вступительные экзамены по биологии, истории Отечества, русскому языку и литературе (письменно), фи-зической культуре и быть физически и психически здоровыми людьми. Кри-терии профессиональной непригодности заложены в структуру вступитель-ных испытаний.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Так как в ВС РФ выстроена вертикальная система психологических структур, то в качестве супервизоров здесь выступают военные психологи вышестоящих инстанций, которые регулярно анализируют деятельность подчиненных психологов.

Выпускники психологического факультета Военного университета (военные психологи) пользуются высоким спросом во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Уволившись из рядов ВС РФ, они быстро находят себе места для работы в рамках полученной профессии, занимают руководящие должности в коллективах, в которых есть выпускники ведущих психологических вузов России.

Вместе с тем ощущающаяся в ВС РФ нехватка квалифицированных военных психологов (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования, после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20-25% от общего числа военных психологов.

Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском го-сударственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.

Понимание особой значимости военного психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ.

Как и на «гражданке» в ВС РФ пока еще не сформировалась культура пользования психологической помощью, помощью военного психолога. Наряду с мифом о всемогуществе психолога, о его способности «видеть людей насквозь», существуют мифы о надуманности и бесполезности этой фигуры в войсках. По-видимому, это связано с тем, что подавляющее большинство лиц, исполняющих обязанности психолога не имеют психологического образования и соответствующей мотивации профессионального роста. Не меньшее значение здесь имеет и специфика возраста основных потенциальных потребителей психологических услуг. В 18-20-летнем возрасте психолог воспринимается скорее как психиатр, а его клиент, как «псих». Поэтому большинство клиентов военного психолога составляют лица из числа тех, кто вызывает беспокойство у командования относительно их способности эффективно выполнять свои функциональные обязанности и взаимодействовать с сослуживцами.

Важнейшим отличием профессиональной карьеры военного психолога является то, что он всегда обеспечен интересной, живой, творческой работой. Начиная с выпуска из вуза и до увольнения в запас, он гарантированно будет иметь место службы по специальности, приемлемый для большинства регионов страны заработок на уровне официальной зарплаты профессора столичного вуза.

как работает и чем полезна психология военных

Генеральская линия

7. Про то, зачем военным ирония

Копать от забора до обеда. Или: копайте пока здесь, а потом я пойму. И в жизни мы иногда придумываем детям какой-то иррациональный алгоритм, процедуру, чтобы занять их, приучить их повторением к нестандартной ситуации. Ноу-хау армии — научить повторением, каким бы абсурдным оно ни казалось. Элементарная бесконечная муштра — заправлять постели, стирать подворотничок — даже в этом есть более глубокий смысл. Человек должен осознавать, что он не просто так это делает, и тогда это не будет его напрягать — он понимает конечную цель. Хорошие офицеры умеют и относиться к этому абсурду с иронией. Да-да, ирония предполагается в армии. Почему ОМОН целыми днями со щитами тренируется: вперед-назад, вперед-назад. Когда на тебя бежит триста человек, нужно, чтобы на клеточном уровне у тебя был выработан шаблон поведения. Иначе как танкист, застрявший под водой, полезешь в люк даже вопреки здравому смыслу.

8. Про «инстинкт форварда»

Какие качества нужны, чтобы стать генералом? Устойчивая мотивация: человек не разбрасывается, идет в одном направлении. Но если человек в разговоре все время отвлекается: ой, извините, ой, а можно чаю, ой, а что это такое у вас, ой, подождите… Расхлябанность — плохое качество для генерала. Это обязательно экстраверт: управлять, стимулировать, взаимодействовать; это коммуникативные способности; умение заводить нужные знакомства, налаживать отношения с людьми, которые могут чему-то научить. Меланхолик, который никогда не выходит из норы, вряд ли генералом станет. Но нестандартное мышление важнее, чем темперамент. Я знаю двух генералов. Один — заводной, с миллионом идей: а давайте играть в хоккей, а еще в бадминтон, а давайте на коньках и в бадминтон сразу! Другой, наоборот, — последовательный, тяжело на другое переключается. Но оба с нестандартным мышлением: что у одного, что у второго — уникальная способность оказаться в нужное время в нужном месте. Фарт, инстинкт форварда. Профессиональная интуиция. Обучаемость — способность либо схватывать материал, либо брать усидчивостью, грызть гранит науки.

9. Про то, как проверяют, годишься или нет

В силовых структурах постоянно учат чему-то. Ну-ка, назови, что находится за тобой? Какой фирмы телевизор? А шкаф — какого цвета? Натаскивают неоднократным повторением, но на разное, конечно: одним нужно развивать широту кругозора, а танкистам, наоборот, — туннельное мышление.

Есть тесты на профпригодность и на интеллект, чтобы выявить профиль человека, — головоломки.

1. «Худшее наказание для меня — тяжелая работа». Да, нет, не знаю.

2. «Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, б) святым, в) тучей».

3. «Многие несчастья происходят из-за людей, которые: а) стараются везде внести изменения, хотя уже имеются удовлетворительные способы решения задач; б) не знаю; в) отвергают новые многогобещающие предложения».

Может ли человек с низким айкью стать генералом? Вряд ли. У него ума не хватит.

10. Про две подушки и одного генерала

Можно ли тренировать это? Можно! Где угодно. Вместо того чтобы лезть в телефон, когда ждем кого-то, находим вокруг два предмета и начинаем для себя отмечать — чем больше, тем лучше, но не меньше семи — качества, которые их объединяют. Люстру и подушку! Или сложнее: берем два заведомо одинаковых, как близнецы, предмета — две подушки к примеру. Что в них разного? Нет, количество ворсинок не пойдет: что-то, что конкретно можно доказать. Как это мне поможет, если я хочу стать генералом? А так: учись мыслить нестандартно. Способность находить у предметов различия напрямую не связана с желанием стать генералом, но это способствует.

Секция РПО: военная психология

Секция военной психологии создана для консолидации усилий военных психологов в исследовании актуальных военно-психологических проблем, разработки теоретико-методологических основ и технологий практической психологической работы с военнослужащими, решающими задачи воинской деятельности в мирное и военное время.

Задачи секции

  1. Определение приоритетных направлений военно-психологических исследований, организация их практического осуществления.
  2. Организация обсуждения актуальных вопросов военных психологов в сообществах академических военных психологов, психологов-практиков, специалистов, разрабатывающих современные технологии для работы с людьми.
  3. Отстаивание интересов военных психологов в научном сообществе России.

Руководитель секции: Караяни Александр Григорьевич, заведующий кафедрой психологии Военного университета, профессора кафедры экстремальной психологии МГУ, член-корреспондент РАО, академикАкадемии военных наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, доктор психологических наук, профессор.

Последние новости и события

Научно-методическая конференция «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих»

Опубликовано: 17.11.2017 | Военная психология — секция РПО

Конференция состоялась 16 ноября 2017 года. Целями конференции ставились: анализ психологических условий формирования военно-профессиональной идентичности у курсантов военного вуза; обобщение и распространение психолого-педагогического опыта работы по формированию военно-профессиональной идентичности у курсантов военного вуза и повышения мотивационной готовности к профессиональной деятельности в войсках.

Отчет секции «Военная психология» за 2017 год

Опубликовано: 17.11.2017 | Военная психология — секция РПО

Важнейшими результатами теоретических, экспериментальных и прикладных  исследований в 2017 году стало научное обоснование методов и принципов применения программно-аппаратных комплексов и тренажеров в процессе психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям.

Караяни А.Г. представлен «Тренинговый комплекс»

Опубликовано: 17.08.2017 | Военная психология — секция РПО

Караяни А.Г. представлен «Тренинговый комплекс формирования у военнослужащих навыков психической саморегуляции в обстановке моделирования аудиовизуальных факторов современного боя по учебной дисциплине «Психологическая подготовка боевых действий». Тренинговый комплекс предназначен для внедрения в учебный процесс современных технологий, повышающих эффективность формирования у курсантов и слушателей профессиональных компетенций без дополнительных финансовых затрат.

Все новости секции

Публикации секции

  1. Караяни А.Г., Данилов С.И. Кафедра психологии: Военного университета: от истоков до наших дней: монография. М.: ВУ МО РФ. 2017. 116 с.
  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие / Москва, 2016
  3. Караяни, А.Г. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. — М.: ВУ, 2016. — 31,25 п.л.
  4. Караяни, А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2016. – 13,6 п.л.
  5. Караяни, А.Г. Военная психология. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов – М.: Юрайт,  2016. -17,5 п.л.
  6. Караяни, А.Г. Психологическая подготовка боевых действий: учебное пособие / А.Г. Караяни, П.А. Корчемный. — М. : ВУ, 2016.-11,25 п.л.
  7. Караяни, А.Г. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке : учебное пособие / А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни. — М. : ВУ, 2016. -13,25 п.л.
  8. Психология и педагогика / Сластенин В.А., Каширин В.П., Абдурахманов Р.А., Азарнов Н.Н., Веракса Н.Е., Гнездилов Г.В., Колесова Ю.В., Костеров А.С., Мощенко А.В., Подымова Л.С. :  Учебник: в 2-х частях / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс Том 1 Психология.
  9. Психология и педагогика / Сластенин В.А., Каширин В.П., Абдурахманов Р.А., Азарнов Н.Н., Веракса Н.Е., Гнездилов Г.В., Колесова Ю.В., Костеров А.С., Мощенко А.В., Подымова Л.С.: Учебник: в 2-х частях / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование Часть 2. Педагогика.
  10. Психологическое обеспечение профессионального отбора и личностной надежности персонала: Коллективная монография / Слоботчиков О.Н., Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Чертополох А.А., Жириновский В.В., Зайцев М.С., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Лаптев Л.Г., Носс И.Н. Москва, 2016.
  11. Российский патриотизм: исторические традиции и современность // Союз городов воинской славы, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности / Абрамов А.В., Богатырева С.Н., Бочарников И.В., Гришнова Е.Е., Гуськов Ю.В., Емец В.С., Манойло А.В., Овсянникова О.А., Поляков С.П., Ремарчук В.Н. Грозный, 2016.

Все публикации секции подробно

Военная психология — Military psychology

Военная психология является исследованием, разработка и применение психологических теорий и эмпирических данных к пониманию, предсказывающие и борьба с поведением в дружественных и вражеских силах, или в гражданском населении . Существует особое внимание на поведении , которое может быть нежелательным, угрожающим, или потенциально опасными для проведения военных операций . Военная психология использует несколько разных психологии суба дисциплины поощрять упругость между войсками и противодействовать силы противника для военных побед. Стрессоры и психические заболевания , изучаемые в рамках военной психологии не являются специфическими для военных. Тем не менее, солдаты часто сталкиваются с уникальными комбинациями стрессоров внутри боевых и военных установок, и могут продолжаться испытать стресс , связанные с психическими расстройствами . Конкретные примеры проблем , с которыми сталкиваются военнослужащие включают посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), чувство вины, семейные и партнерские трудности и кошмары и воспоминания. Прикладная военная психология особенно направлена на консультирование и лечение стресса и усталости военнослужащих и членов их семей.

Роль

Военный представляет собой группу людей , которые, как правило , обучены и оснащены для выполнения национальной безопасности задач в уникальных и часто хаотичных и травматологических заполненных ситуациях. Эти ситуации могут включать в себя фронт-линию боя , национальные чрезвычайные ситуации , смежную помощь или сценарии реагирования на чрезвычайные ситуации , где они оказывают рельефную-помощь для принимающих популяций оба дружественных и враждебных государств. Хотя многие психологи могут иметь общее понимание в отношении людей через ответ на травматические ситуации, военные психологи однозначно и опытные специалисты в области прикладной науки и практике среди этого специального населения. В то время как солдаты могут предоставлять прямую помощь жертвам событий, военные психологи оказывают специализированную помощь как солдат, их семьям, а также жертвам военных операций , как они справляются с часто «нормальной» реакцией или реакцией на необычные и ненормальные условия ,

Помимо специализированных ролей ранее упоминалось, военные психологи часто изучают динамику, обучать людей в и консультации по переговорам об освобождении заложников. В некоторых случаях психологи не могут быть один непосредственно обработкой ситуации с заложниками , но заложники переговорщиков найти значение в разрешении кризиса с заложниками , используя многие из научных принципов , которые являются производными от науки психологии. Кроме того, многие из принципов научной дисциплины клинической психологии имеют свои корни в работе на ранних военных психологах Второй мировой войны .

Еще одна распространенных домен практики для военных психологов при проведении оценки пригодности для службы, особенно с высоким риском и высокой надежностью профессий. Множество уникальных проблем , с которыми часто сталкиваются те , в военных и профессий оружия , таких как: полиция, стратегической безопасности и защиты персонала служб, возможность выполнять точную и надежную пригодность для оценки службы увеличивает стоимость и увеличивает человеческий капитал инвестиции в на рабочем месте за счет оптимизации удержания талантов активных и перспективных услуг мужчин и женщин , в то время как сведение к минимуму риска во многих областях , включая насилие, неудачи и травмы потенциала. Типы оценок пригодности включают как основные экзамены входа и продвижение по службе экзамены , такие как те , которые проводятся , когда люди ищут продвижение, статус клиренса высшей классификации, и специализированные, опасные и критически важные условия работы. Когда оперативные командиры стали обеспокоены воздействием непрерывных, критических и травматических операций на тех , кто в их команде, они часто консультируются с военным психологом. Военные психологи могут оценить, диагностику, лечение и рекомендовать статус пошлины , наиболее подходящий для оптимального благополучия личности, группы и организации. События , которые влияют на психическое состояние, устойчивость или психологические средства и уязвимость воина и команды находятся там , где военные психологи наиболее подготовлены для решения уникальных задач и обеспечить экспертную помощь и консультацию , чтобы сохранить поведенческое здоровье боевой силы. Оценки пригодности могут привести к командным направлена административным действиям или предоставить информацию , необходимую для принятия решений медицинского совета или другого судом , и должны быть тщательно проведены без предвзятых людей с опытом и профессиональной подготовкой , необходимым для визуализации профессионального мнения , что имеет решающее значение для ключевые лица , принимающие решения. Военные психологи должны быть хорошо разбираются в искусстве и науке психологии как специализированные прикладные специалисты практики. Они также должны быть высококвалифицированными универсалами в военной профессии, и быть в состоянии понять , как профессии , достаточно хорошо , чтобы изучить поведение человека в контексте военных действий. Он принимает психолог несколько лет за докторантуры развивать знания , необходимые для понимания , как интегрировать психологию со сложными потребностями военных.

Другой очень выбрать и нечастое использование военной психологии в интервью субъектов, на допросе заключенных, а также проверке благонадежности тех , кто может предоставить информацию оперативной или разведывательной ценность , что позволит повысить результаты дружественных военных операций или уменьшения дружественных и вражеские жертв. Научные принципы психологии , применяемые здесь , позволяют интервьюер, агент или следователю , чтобы получить как можно больше информации , через неинвазивные средства без необходимости прибегать к активным мерам или риска нарушения правил участия, соглашениям национальных хозяв, международному и военному праву или пересекая порог Женевских конвенций руководящих принципов » , к которым Соединенные Штаты и их союзники подписываются, независимо от статуса многих современных воюющих стран на международных законов и соглашений Организации Объединенных Наций.

Область исследования

Цели и задачи нынешних военных психологов были сохранены на протяжении многих лет, изменяясь с фокусом и силой интенсивности исследований простерли в каждый сектор. Необходимость охраны психического здоровья в настоящее время является ожидаемой часть высокой нагрузки военных условий. Важность и тяжесть расстройства посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) приобрела больше доверия , чем тех , кто страдает от него получил в прошлом, и в настоящее время выделены в программах лечения. Более обширные скрининги после развертывания имеют место сейчас дома в на проблемных восстановлений , которые раньше прошли незамеченными и лечения.

терроризм

Терроризм и борьба с терроризмом , управление информацией и психологической войны являются роли добавленной стоимости для прикладных аспектов военной психологии, которые развиваются. Например, в отличие от распространенных мифов и стереотипов о современных террористов, которые , как правило изображают их как психически неуравновешенных лиц; большинство террористов далеки от этой типологии по данным исследований , проведенных поведенческих и социальных наук , которые либо непосредственно опрошены и наблюдаемыми террористов или проведенных мета-аналитических исследований терроризма и террористов.

Террористы, как правило, из числа более хорошо образованных в принимающих их странах. Они часто разработали хорошо продумана, но не очень часто огласку или хорошо сформулированы, жесткую идеологию, которая обеспечивает основу для своей стратегии и тактики. Психологически нарушенные террористы увеличивают риск повреждения стратегических результатов террор организации. Как и в любой организации, психически неуравновешенных террористы являются ответственность и лидеры террористических групп хорошо осведомлены о рисках, что эти типы присутствующих. Как любой хороший руководитель организационного, эффективный террорист будет пытаться набирать лучший человек для работы. Весьма сомнительно, что современные террористические группы принять позитивные действия и другие практики найма диктуются в соответствии с законами занятости в Соединенных Штатах и ​​других странах Запада.

Важно понять , когда и как ярлык терроризма применяется из — за его психологического воздействия , как было предложено выше. Причины, цели , методология и стратегия террористического мышления хорошо подходит для психологического исследования и разработки стратегии и тактики , используемой для борьбы с ним. Терроризм представляет собой идеологию , которая использует поведенческие, эмоциональные и групповую динамику, наряду с социальными и психологическими принципами влиять населения в политических целях. Это форма психологической войны. Террористы являются экспертами в использовании страха, насилия, угрозы , насилия и травм в целях продвижения политической повестки дня. Террористы стремятся психологический контроль и использовать агрессивное поведение , чтобы заставить население вести себя таким образом , чтобы сорвать и уничтожить существующие политические процессы и символы политической власти. Они контролируют человек, используя глубокие первобытные эмоции , чтобы вызвать реакцию и форму поведения.

Цель террориста является использование насилия, чтобы создать естественный страх смерти и расчленения и использовать его для изменения или форм политического поведения, контролировать мысли и изменять речь. Военные и оперативные психологи хорошо обученные и опытные. Они являются экспертами, оснащенные специализированными знаниями, навыками и умениями в искусстве и науке о военных и психологии профессий, которые дают им большой потенциал в этой уникальной операционной среды.

Оперативная психология

Оперативная психология специальность в области психологии, которая применяет поведенческие принципы науки посредством использования консультаций, с тем чтобы ключевые лица, принимающие решения, чтобы более эффективно понять, развивать цель, и влиять на физическое лицо, группу или организацию для выполнения тактической, оперативной или стратегической цели в пределах области национальной безопасности и национальной обороны. Это относительно новый суб-дисциплина, которая была использована в основном психологами и поведенческих ученых в военных, разведывательных и правоохранительных арен (хотя в других областях трудоустроить психологов общественной безопасности в этом качестве, а). В то время как психология была использована в немедицинскими смежных областях в течение многих десятилетий, в последние годы наблюдается повышенное внимание к ее приложениям национальной безопасности. Примеры таких приложений включают разработку стратегии борьбы с повстанцами через человек профилирование, допрос и содержание поддержку, информационно-психологические операции, а также подборы персонала для специализированных военных или других мероприятий, общественной безопасности.

В последнее время, оперативная психология была под все более пристальное внимание в связи с утверждениями о неэтичном поведении со стороны некоторых практиков, поддерживающих военных и правоохранительных органов допросы. В результате небольшая группа психологов выразили беспокойство по поводу этики такой практики. Сторонники оперативной психологии ответили, обеспечивая этическую защиту такой деятельности. Они утверждают, что этический кодекс Американской психологической ассоциации является достаточным для поддержки оперативных психологов в ряде мероприятий (в том числе правовой допрос со стороны военных и других правоохранительных органов).

Tactical психология

Tactical психология «острый акцент на то , что солдаты делают , когда они находятся в контакте с врагом … на то , что фронтовик может сделать , чтобы выиграть бой». Она сочетает в себе психологию и исторический анализ (приложение статистики к военно — историческим данным) , чтобы узнать, как сделать тактику противника заморозить, бежать или возню, вместо боя. Tactical психология исследует , как такие методы , как подавляющий огнь , общевойсковые или фланговый уменьшить волю противника к борьбе.

Здоровье, организационные и профессиональная психология

Военные психологи выполняют работу в различных областях, чтобы включать в операционных клиники психического здоровья и семейное консультирования, проведение исследований, чтобы облегчить выбор рекрутов для вооруженных сил, определение которых вербует будет лучше всего подхожу для различных военно-учетных специальностей, а также проведение анализа по гуманитарному и миссии по поддержанию мира, чтобы определить процедуры, которые могли бы спасти военные и гражданские жизни. Некоторые военные психологи работают над улучшением жизни обслуживающего персонала и членов их семей. Другие военные психологи работают с большими программами социальной политики в рамках военных, которые предназначены для увеличения разнообразия и равных возможностей.

Более современные программы используют навыки и знание военных психологов для решения таких вопросов , как интеграция различных этнических и расовых групп в вооруженные силы и уменьшение сексуального нападения и дискриминации. Другие содействие в занятости женщин в боевых позициях и других позиций традиционно занимают мужчины. Некоторые военные психологи помогают использовать низко-Capability новобранец и реабилитации членов наркозависимых и раненых услуг. Они отвечают за наркологическими и психологического лечение проблем образа жизни, такие как употребление алкоголя и токсикомания. В наше время, военных совещание суда перед вынесением решения психологов слышатся и более серьезно во внимание национальной политики , чем когда — либо прежде. Есть в настоящее время все больше психологов , нанятые министерством обороны США , чем любая другая организация в мире. Так как сокращение военных в 1990 — х годах, однако, наблюдается значительное снижение психологических исследований и поддержки в вооруженных силах , а также.

Феминизм

Женщины в военных ролях является областью исследования , получающего все большее количество внимания. В настоящее время женщины составляют 10% -15% от вооруженных сил. Поскольку женщины , как правило , чтобы перейти к Вдали от ухода и помощи ролей, все большее внимание уделяется тому , как жестокие реалии боя будут влиять на женщина психологически. Интересные исследования показывают , что, когда затронуто женщины , как правило, обращаются за помощью, больше, чем мужчин, что позволяет избежать многие из долгосрочных психических страданий , которые сталкиваются мужчины солдат после того, как их развертывание закончилось.

история

Психологический стресс и расстройство всегда были частью военной жизни, особенно во время и после войны, но раздел психического здоровья военной психологии не всегда испытывал осознание, что делает сейчас. Даже в настоящее время существует гораздо больше исследований и осознание необходимости в отношении этой области.

Одним из первых учреждений , созданных для ухода за военные психиатрические пациент был госпиталь Св Elizabeths в Вашингтоне, округ Колумбия , ранее известный как больницы правительства Соединенных Штатов для душевнобольного, больница была основана Конгрессом Соединенных Штатов в 1855 году и в настоящее время находится в состоянии ветхости , хотя операционные, с планами активизации планируется начать в 2010 году.

Ранняя работа

В 1890 году Джеймс Маккин Кеттел ввел термин «психические испытания». Кеттел учился Вундта в Лейпциге в Германии в какой -то момент в течение его жизни , и решительно выступает за психологию следует рассматривать как науку, наравне с физическими и наук о жизни. Он пропагандировал необходимость стандартизации процедур, использование норм, и выступает за использование статистического анализа для изучения индивидуальных различий. Он был непоколебимым в своей оппозиции к участию США в Первой мировой войне .

Lightner Witmer , который также некоторое время работал под Вундтом, изменил сцену психологии навсегда от своей позиции в Университете Пенсильвании , когда он ввел термин « клиническую психологию » и наметил программу подготовки и обучения. Эта модель для клинической психологии по — прежнему следует в наше время. Одиннадцать лет спустя , в 1907 Witmer основал журнал Психологическая клиника .

Кроме того, в 1907 году, процедура психологического план скрининга для госпитализированных пациентов психиатрических больниц был разработан Шепардом Ivory Францем, гражданскими исследования психолога в больнице Св Елизаветы. Два года спустя, под руководством Уильяма Alanson Уайт , больницы святой Елизаветы стало известно , для проведения исследований и подготовки врачей — психиатров и военных медицинских работников. В 1911 Hebert Баттс, военно — морского флота , дислоцированной медицинского работника в Санкт — Элизабет, опубликовала первый протокол для психологического скрининга флота новобранцев , основанных на работе Франца.

Тестирование интеллекта в армии США

Льюис М. Терман , профессор Стэнфордского университета , пересмотрел Бине-Симона Scale в 1916, переименовала его в Стэнфорд-Бине Revision . Этот тест был начало «разведка Testing движения» и был введен более чем 170000 солдат в армии Соединенных Штатов во время Первой мировой войны Йерки опубликовал результаты этих испытаний в 1921 году в документе , который стал известен как доклад армии.

Было два теста , которые первоначально составляли разведывательные испытания для военных: Army Альфа и Бета Армейских испытания. Они были разработаны , чтобы оценить огромное количество призывников , которые были как грамотные (тестами армии Альфа) и неграмотных (бета — тесты армии). Тест армии Бета были разработаны , чтобы «измерить родной интеллектуальный потенциал». Тест армии Беты также помог проверить неанглийские члены говорения службы.

Стандартизованные разведки и вступительные испытания , которые были использованы для каждой военной отрасли в Соединенных Штатах преобразовали на протяжении многих лет. Наконец, в 1974 году, «Министерство обороны решило , что все услуги должны использовать Armed Services профессиональной пригодности батареи (ASVAB) как для скрининга контрактников и присвоения им военных профессий. Комбинируя отбор и тестирование классификации сделали процесс тестирования более эффективным. Это также позволило услуге , чтобы улучшить соответствие заявителей с имеющимися должностями и разрешенными гарантиями трудоустройства для тех , кто квалифицирован». Это продолжалось полностью вступит в силу в 1976 году.

Йеркс и война

Роберт М. Йеркса , в то время как он был президентом Американской психологической ассоциации (APA) в 1917 году, работал с Титченер и группой психологов , которые были известны как «экспериментаторы». Их работа привела к разработке плана для членов АРА , чтобы предложить свои профессиональные услуги усилию первой мировой войны, несмотря на то, Йеркс был известен тем , что в отличие от Америки в участии в войне вообще. Было принято решение о том , что психологи могли бы оказать поддержку в разработке методов отбора рекрутов и лечения жертв войны. Это было ускорено, частично, растущий интерес Америки в работе Альфреда Бине в Франции на психическом измерении, а также научного движения управления для повышения производительности труда.

В 1919 году был введен в эксплуатацию Йеркес в качестве основных в армии США медицинской службы корпуса. В плане предлагаемого к хирургу , Йеркес писал: «Совет Американской психологической ассоциации убежден , что в нынешней чрезвычайной ситуации американская психология может существенно служить правительству, под медицинским корпусом армии и флот, путем изучения рекрутов в отношении интеллектуальную недостаточность, психопатические тенденции, нервная неустойчивость и недостаточный самоконтроль». Кроме того, в 1919 году, армия Отдел психологии в медицинском факультете был создан в медицинском учебном лагере в Форт — Оглторп, Джорджия , чтобы обучить персонал для обеспечения психического тестирования больших групп.

Это была также эпоха , когда состояние называют « контузии » был первым серьезно изучал психологами и стандартизированных скрининговых тестов для вводились пилотов.

Вторая Мировая Война

Вторая мировая война положила начало в эпоху значительного роста психологического поля, центрирование вокруг четырех основных областях: тестирование для индивидуальных способностей, прикладной социальной психологии, обучения и подготовки кадров и клинической психологии. Во время Второй мировой войны, генерал армии испытания Классификации (AGCT) и военно — морского флот Общей классификации испытания (NGCT) были использованы вместо бета — тесты армии Альфа и армии для подобных целей.

Армия Соединенных Штатов не было единой программы для использования клинических психологов до 1944 года, к концу Второй мировой войны. До этого времени никаких клинических психологов не отбывали в больницах армии под наблюдением психиатров. Это было связано с оппозицией психологов к этому типу услуг , а также на ограниченную роль армии присвоенного психиатрии. В это время, только психиатрическое интервью , которое обрабатывалось на постоянно растущее числе призывников длилось всего три минуты , и может управлять только отсеять сильно нарушенные рекрут. В этих условиях было невозможно определить , какие , казалось бы , нормальный новобранцы сломается под тяжестью военных обязанностей, а также необходимость для клинических психологов росло. К 1945 году насчитывалось более 450 клинических психологов , служившие в армии США.

Военная психология созрела далеко за области вышеупомянутых , что заинтересованных психолог вплоть до этого времени, отходящая в сектора , которые включали военное руководство, влияние факторов окружающей среды на работоспособности человека, военной разведке, психологические операциях и боевые действия (такие как спецназ как PSYOP ), выбор для специальных обязанностей, и влияние личного фона, отношений и рабочей группы по солдатской мотивации и морали.

Корейская война

Корейская война была первой войной , в которой клинические психологи служили за границей, расположенными в больницах, а также зонах боевых действий . Их конкретные роли были расплывчаты, широкие, и довольно неопределенным, за исключением военно — воздушных сил США , в котором содержится подробное описание работы. ВВС также обозначили стандартизированные тесты и процедуру оценки новобранцев , которые должны были быть использовано.

война во Вьетнаме

В войне во Вьетнаме , были серьезные проблемы , которые препятствовали регулярное использование психологов для поддержки боевых частей. Команды психического здоровья были очень малы, как правило , только состоящий из одного психиатра, одного психолога, и три или четыре завербованных санитаров. Довольно часто, медицинские работники, включая психолог, работали в тяжелых условиях , практически без опыта работы на местах. Несмотря на эти трудности, военная психиатрия улучшилось по сравнению с предыдущими войнами, которые направлены на максимизацию функции и минимизации инвалидности путем профилактических и лечебных мероприятий.

Глобальная война с террором

2014 Изучения солдат , которые имели проблемы с психическим здоровьем после Overseas Непредвиденных операций служб обнаружило , что большинство из них имело симптомы , прежде чем они зачислены.

Смотрите также

Рекомендации

внешняя ссылка

Психолог рассказал, как подготовить себя к службе в армии

В стране идет осенний призыв в армию. После изменений в законе об отсрочках плечом к плечу в строю окажутся весьма разные молодые люди. Притирка неизбежна. Как подготовить себя к службе? Что значит жить по уставу? Об этом беседа с начальником Центра психологических и социологических исследований Вооруженных Сил подполковником Василием Короткевичем.

фото белта.

— Современная молодежь живет в основном в весьма комфортных условиях, где мало жестких рамок. Армия — это прежде всего дисциплина и строгое соблюдение устава. Как можно сгладить резкий переход от одного к другому?

— Любая смена обстановки — это стресс. В среднем адаптация солдат срочной службы длится примерно месяц, усложненная затягивается от трех до шести месяцев. Если за полгода человек не вливается в коллектив, то можно говорить о психологических проблемах.

Спешу заверить как самих призывников, так и их родителей: бояться нечего. Последние опросы показали, что 89% солдат оценили армию как положительный опыт. В частности, за год-полтора многие пересмотрели свое отношение к жизненным ценностям и собственной жизни в целом. Не говоря уже о развитии дисциплинированности, выносливости и силы, товарищеских качеств. К тому же есть возможность получить военную специальность.

— Как отслеживается психологическое состояние солдат в армии?

— Практически круглые сутки солдаты находятся под наблюдением: сержантов, дежурных или командиров (взвода, роты, части и других). Собственно, первый «психолог», с которым сталкивается каждый военнослужащий, — это командир. Именно от него зависит сплочение коллектива и безболезненное принятие новобранцев. Он вводит бойцов в курс дела, учит, разрешает конфликты и т. д. К слову, последнее исследование нашего центра показало, что 85% солдат срочной службы оценили взаимоотношения с командирами положительно.

Помимо заместителей командиров по идеологической работе, в Вооруженных Силах Беларуси служит порядка 150 психологов. Кроме того, в каждом подразделении есть возможность связаться с региональными организациями Министерства здравоохранения по оказанию экстренной психологической помощи или позвонить на телефон доверия в любое время.

— С какими проблемами психологического характера сталкиваются солдаты?

— Как ни странно, чаще всего они обращаются с проблемами личного характера, связанными с жизнью на гражданке. Взаимоотношения с девушками, друзьями, родными достаточно часто беспокоят парней. Возможно, потому что, находясь на службе, они не всегда могут на них повлиять.

Что касается притирок и конфликтов внутри коллектива, то они тоже имеют место. Но тут уже само командование делает все, чтобы их разрешить и сплотить ребят. Психологи, например, проводят тренинги по сплочению, с помощью различных тестовых методик выявляют индивидуальные особенности каждого бойца, статус и характер их взаимоотношений в подразделении. По итогу даются рекомендации. Например, их учитывают при составлении графика нарядов (чтобы несовместимые между собой люди не оказались вместе). Выявляют и солдат, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. К примеру, есть такие, кому нужно одобрение, чтобы чувствовать себя уверенно и не падать духом. Поэтому командир, исходя из рекомендаций психолога, как правило, дает такое задание, в котором человек себя проявит и ему можно будет дать положительную оценку.

Крайняя мера — перевод солдата в другое воинское подразделение или часть. Но такое случается нечасто.

— Солдаты находятся на виду друг у друга и командования практически 24/7. И тем не менее самоубийства редко, но бывают. Как их избежать?

— Суицид — социальный феномен, происхождение которого до сих пор неизвестно. У кого-то желание свести счеты с жизнью возникает спонтанно, кто-то долго вынашивает план. Но предсуицидальную фазу распознать можно. Собственно, трагедии не раз предупреждали внимательные сослуживцы, командиры, штатные психологи. Серьезное расстройство адаптации или затянувшаяся депрессия — и парня отправляют на лечение. Тут психолог — военный или обычный — уже не поможет, показано медикаментозное лечение. К службе, как правило, такие ребята не возвращаются.

— Почему о неуставных отношениях солдаты не всегда докладывают руководству? Это на первый взгляд вопрос более чем простой, но за ним ведь скрывается серьезная проблема?

— Такой менталитет. Нас с детства учат: не ябедничай и не жалуйся. Вот и получается, что молодые люди рассуждают так: либо сам разберусь с обидчиком, либо стерплю, я же не девчонка, чтобы командиру докладывать. Но таким поведением солдаты только вредят и себе, и тем, кто будет служить после них.

У многих почему-то только к концу службы появляется понимание, что армейская среда — как раз то место, где о проблемах говорить нужно. Все взаимоотношения внутри прописаны в уставе. То, что выходит за рамки и носит негативный характер, в итоге может привести к уголовной ответственности. Фактически бездействие и молчание поощряют укоренение беззакония.

При этом следует понимать, что неуставные взаимоотношения не живут в армии. Их приносят с собой. Замашки на нарушения могут формироваться в семье, школе, колледже и даже университете. Во время службы их проявляют, и если вовремя это не заметить, то последствий не избежать.

— Современная служба такова, что новобранцами оказываются и вчерашние выпускники школ, и парни, успевшие окончить магистратуру, и даже те, у кого уже есть семьи. При этом тот, кто старше и образованнее, нередко оказывается в подчинении у совсем молодых. Это сама по себе достаточно конфликтная ситуация. Какой выход?

— Правило, которое должен усвоить каждый новобранец, — в армии старших по возрасту нет. Но есть старшие по званию и по должности. Важно понимать, что просто так на должность сержанта не назначают. Допустим, есть два человека: 25-летний срочник с дипломом магистранта, который вчера пришел в подразделение, и 19-летний парень с профессионально-техническим образованием, который служит уже год. Первый о многих особенностях военной службы просто не может знать, у второго есть войсковой опыт, он прошел учебную часть, адаптацию и прочувствовал все моменты армейской жизни, и в это время, вероятнее всего, он уже будет сержантом.

К слову, армия не единственное место, где так происходит. Взять то же сельское хозяйство или заводы: очень часто у молодых инженеров в подчинении находятся опытные сорокалетние рабочие. Они ведь как-то находят общий язык.

Вкус спокойствия

На сентябрьских белорусско-российских учениях «Щит Союза — 2019» Центр психологических и социологических исследований Вооруженных Сил презентовал перспективный образец мобильного пункта психологической помощи. В двух пневмокаркасных палатках разместились приборы психофизиологических исследований и техника, которая помогает быстро вернуть в строй бойца, который испытал сильное эмоциональное напряжение или имеет накопившуюся физическую усталость.

— Учения — это всегда огромное количество людей, техника, оружие, резко меняющаяся обстановка, требующая огромных эмоциональных и физических затрат, отсутствие возможности для нормального восстановления сил, в том числе сна. Организм пребывает в состоянии стресса. За пару дней на учениях солдаты выматываются так, как не устали бы и за неделю службы в части, — говорит Василий Короткевич. — Как таковой психологической помощи на учениях не требуется, зато необходимы восстановительные мероприятия. Именно с целью скорейшего восстановления физических сил и психоэмоционального состояния была организована работа мобильного пункта психологической помощи.

Палатка делится на несколько зон. Восстанавливаются военные с помощью аудиовизуальных комплексов, аромаламп с эфирными маслами, песочной терапии и даже массажа. 15 минут на виброматрасе — и мышечное напряжение и тяжесть в спине как рукой снимает, даже ощущение невесомости на пару мгновений появляется. Можно полежать пару часов под звуки расслабляющей музыки в зеленом приглушенном свете (он благотворно действует на психику). Для усиления успокаивающего эффекта бойцам предлагают травяные чаи из ромашки, мяты и мелиссы.

[email protected]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *