Что такое абсолютный слух
Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».
Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!
Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.
У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
(Большая Советская Энциклопедия)
То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.
Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.
Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».
Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:
МИФ #1
Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!
Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…
МИФ #2
Абсолютный слух – это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?
И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.
Музыка – как письменность – это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.
Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.
Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)
То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.
В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.
Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.
«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)
Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.
Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Так что же есть, раз чуда нет?
Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.
Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.
Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?
Они от природы:
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.
Что делает курс развития абсолютного слуха?
С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.
Частые вопросы по АС
Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.
Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.
Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.
«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)
Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂
Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.
«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».
А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).
Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.
Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.
Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.
Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышит
Что такое «абсолютный слух»?
Вопреки распространённому убеждению, абсолютный слух — далеко не главный «инструмент» музыканта. Более того, иногда он даже мешает, искажая восприятие звуков. Миф о ценности абсолютного слуха появился потому, что люди часто путают его с относительным. Давайте разбираться.
Человек с абсолютным слухом способен точно назвать прозвучавшую ноту. И ему не нужно слышать перед этим другие опорные звуки. С одинаковой лёгкостью он определяет ноты и по звуку фортепиано, и по звучанию струнных инструментов. Кроме того, человек, с таким слухом, может определить, в какой тональности воет сирена, звенят бокалы. Особенно редкий вид подобной способности — активный абсолютный слух. Человеку удаётся не просто точно распознать звук, но повторить любую ноту без аккомпанемента.
Абсолютный слух встречается не только у профессиональных музыкантов. Для того, чтобы обнаружить способность у человека, который далёк от музыки, человеку два раза наигрывают мелодию или аккорды. При втором наигрывании мелодия смещается вверх или вниз по высоте.
Мозг людей с абсолютным слухом за несколько десятых долей секунды обрабатывает звуковой сигнал и точно высчитывает его тональность. Слуховой аппарат такого человека с ничем не отличается от обычного. Секрет кроется в мозге. Исследования с помощью МРТ показали, что височные доли таких людей развиваются несимметрично. Плюс, у таких людей ассоциативные лобные доли включаются во время прослушивания звуков, тогда как у обычных — только в тот момент, когда они называют интервалы.
Часто абсолютный слух путают с относительным. Во втором случае человеку сложно определить, какая нота прозвучала, но быстро он регистрирует разницу в высоте звуков. Для профессиональных музыкантов относительный слухом, так как только благодаря ему человек понимает частотную связь между нотами в мелодии. Абсолютный слух — необязательное требование для музыканта. Например, у Петра Чайковского и Рихарда Вагнера абсолютного слуха не было. В то же время подобный слух не гарантирует, что человек станет музыкальным гением.
Читайте также: Как настроить мозг на работу при помощи музыки
Абсолютный слух | Что такое Абсолютный слух
— Значит, Андрей, Вы планируете поступать в нашу музыкальную школу?— Да.
— У вас слух есть? — Ну мы же как-то ведём диалог…
А
бсолютный слух как качество личности – способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту. Однажды оркестровую репетицию проводил молодой, но слишком заносчивый дирижер, который хотел похвастаться своим исключительным слухом и музыкальностью. Только оркестр доиграет произведение до середины, как дирижер манерным жестом останавливает музыкантов: — Второй гобой, я вас прошу в тутти в пятой цифре сыграть вашу фразу чуточку тише и более связно: та-та-та… Все сначала! Начали еще раз, увлеклись, разогнались — а дирижёр опять стучит папочкой по пюпитру: — Альты, внимание, у вас в шестой цифре есть ноты фа-ля. Сыграйте их с легонькими акцентами!
Оркестр играет,— его опять останавливают. Наконец, музыкантам это надоело, и ударник на общем пианиссимо, что есть силы, стукнул в большой барабан. Маэстро удивленно моргнул глазами и спросил: — Кто это сделал?
Абсолютный слух – редкое качество личности. Им обладает один из десяти тысяч человек. У музыкантов такая способность встречается чаще: соотношение приблизительно 1:100. Среди знаменитых музыкантов, имеющих абсолютный слух – Моцарт и Бетховен
К характерным особенностям абсолютного слуха следует отнести: его малую распространенность; обнаружение его в детском возрасте; легкость и скрытность от наблюдения процесса его формирования и развития; существование двух видов абсолютного слуха: пассивного и активного; множественность и рассеивание величины ошибок при узнавании звуков; короткую длительность реакции узнавания звуков; низкую звуковысотную чувствительность; наличие 12 опознавательных эталонов. Часть особенностей абсолютного слуха объяснялась врожденным характером этой способности. Другая оставалась без объяснения.
– Говорят, что у твоего сына абсолютный слух. – Да, он может по звукам клавиш мобильника, домофона и банкомата
определять любую комбинацию цифр.
В музыкальных консерваториях Японии приблизительно у 70 % музыкантов есть абсолютный слух. Возможно, столь большой процесс объясняется тем, что абсолютный слух более распространен среди людей, которые росли в среде с тональными языками (Мандарин, кантонский диалект, вьетнамский язык). Абсолютный слух также более распространен у тех людей, которые рождаются слепыми, имеют синдром Уильяма, или страдают аутизмом.
Сумерки, дождь стучит. По окрестным ручьям посвистывают выдры. А Сергеич – пусть и новичок в охоте, но у него абсолютный музыкальный слух. Стал подсвистывать. Сначала робко. А как начали выдры откликаться, разошёлся – просто альфа-самец. – Не свисти! – хмуро посоветовали охотники. А он не послушал. Наутро увидели распотрошённые рюкзаки. Выдры сожрали всё сливочное масло. У всех. Но обгадили только один рюкзак. Сергеича…
Музыкант Георгий Баранов высказывает интересную мысль: якобы абсолютный слух – тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов, постоянно привязанных к 440 Гц. Если настройщики нормально работают, это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю. Гораздо чаще музыканты просто “колотят понты”: – “Вы знаете, у меня ведь абсолютный!” Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них “врожденный абсолютный слух”!
Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов: момент исторический – нота “ля” 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем – постепенно повышалась; момент географический – в некоторых странах другой стандарт “ля” – 435 Гц, а в некоторых залах Америки – рояли наоборот, настраивают выше. Абсолютный слух – развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте – например, 440 Гц. Это несчастные люди. Попадая в какую-нибудь школу или клуб с расстроенным фортепьяно, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить – “я – абсолютник (-ница)”.
Всё просто. Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой “ля” и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное – от лукавого.
Один мужчина пишет: «У меня есть один знакомый, он учится в музыкальном колледже, у него абсолютный слух. Это дар, и он, действительно, в какой-то степени мешает ему воспринимать не только музыку, но и другие звуки по сравнению с тем как их воспринимают другие люди. Из-за того, что он знает нотную грамоту, все звуки и музыку он воспринимает с точки теории музыки. Он сразу вычленяет ноты, мотивы, фразы и т. д. Его мозг вместо того чтобы наслаждаться музыкой начинает ее анализировать, из-за этого он не может в полной мере насладиться ею. Он слышит на какой ноте гудит пароходоный гудок, и как пищит комар в начале леса и в конце, слышит на какой ноте скрипит патрон когда в него вкручивают лампочку».
Анекдоты в тему. Молодой грузин поступает в Тбилисскую консерваторию. Всем, кому надо, деньги уже даны. Он благополучно проходит все экзамены. Остаётся сольфеджио. Ему говорят: – Это совсем просто. Мы нажимаем на фортепиано клавишу, а вы угадываете. Он отворачивается от экзаменаторов, слушает взятую ноту, потом тычет пальцем в одного из преподавателей: – Ты нажал!
Мужик устраивается на работу в консерваторию. Его послушали – все хорошо! Владение инструментом превосходное, слух абсолютный, играет эффектно, в общем – мечта любого оркестра. Берут: – Отлично, будем вас оформлять. Как ваша фамилия? – Иванов – Иванов? Хм… Странно… А имя? – Иван – Иван?!! Удивительно, непостижимо…. А отчество? – Моисеевич – Ах, как глубоко бывает зарыт талант.
Вступительные экзамены в училище им. Гнесиных…. -То есть вы пришли поступать в училище имени ГНЕСИНЫХ с фамилией ИВАНОВ? – Да. – Ираида Арчибальдовна, запишите – Иванов. КАРАНДАШОМ запишите! Как ваше имя, молодой человек? – Гусейн – ГУСЕЙН? ! – Вот что Гусейн – К этому пюпитру прикасался сам МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ. МОДЕСТ, Гусейн, понимаете? Модест! По этим коридорам вальяжно фланировал сам Цицак фон Мицацян! ..На чем хотите играть, Гусейн Иванов? – На виолончели. – На виолон-ЧЁМ? Представляете, в органном зале Эвелина Рудольфовна объявит: Ференц Лист, 13-ая сюита, за виолончелью – Гусейн ИВАНОВ?!!! Вы хотя бы гей? – Нет!! ! – (с чувством) На что вы надеетесь, молодой человек?!!! Ну, ничего, дадим мальчику последний шанс. Как ваше отчество? – Апполинарьевич! – А В МАЛЬЧИКЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ! Где вы живете, о, сын славного Апполинария? – В Химках. – ВОН! Вон из искусства! И Евдоксию Маркеловну в коридоре тоже заберите….
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Музыкальный слух — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 мая 2016; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 мая 2016; проверки требуют 11 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Слух.Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.
Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.
Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т. д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.
Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.
Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:
- абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков[1];
- относительно абсолютный, или интервальный, слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодии, гармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта[1];
- внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;
- мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
- гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;
- ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;
- полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;
- интонационный слух[2] — способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;
- ритмический слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить;
- тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;
- фактурный слух — способность воспринимать нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;
- архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина — сольфеджио. Однако наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.
Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях — предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.
В настоящее время имеется много программ для компьютера и мобильных устройств, которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха.
- ↑ 1 2 Слух абсолютный и относительный // Наука и жизнь. — 1988. — № 11. — С. 155-156.
- ↑ Н. А. Гарбузов, Внутризонный интонационный слух и методы его развития. — М.-Л., 1951.
- Майкапар С. М., Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915.
- Мальцева Е., Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925.
- Теплов Б., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947.
- Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, М., 1972.
- Гарбузов Н., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948.
- Карасёва, М. В. «Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха». М., 1999 (2-е изд. 2002).
- Старчеус М. С. Слух музыканта. — М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
- Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2004.
- Stumpf С., Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
- Штумпф К., Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
- Meyer M. F., Contributions to a psychological theory of music (1901).
- Мейер М., The Musician’s Arithmetic (1929).
- Мейер М., How we hear: How tones make music (1950).
Абсолютный слух | Королева Гитара
Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.
В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.
Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.
Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.
Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.
Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.
Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.
Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.
По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.
А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!
Статью подготовила музыковед: Александра Зубик
Абсолютный слух / Эфир от 19.06.2013 / tvkultura.ru
Кто изобрел ноты «до-ре-ми-фа-соль-ля-си»; пианист Владимир Владимирович Софроницкий — он был одним из самых таинственных музыкантов ХХ века; французский композитор Морис Равель создал своего рода музыкальную иллюстрацию к французским народным сказкам, известным, как «Сказки Матушки Гусыни», которые стали настоящим шедевром; даже в таких уважаемых книгах, как энциклопедии, порой не обходится без опечаток, наша программа постаралась исправить, по крайней мере, две из таких ошибок.
Многие ли ответят на вопрос — кто изобрел ноты «до-ре-ми-фа-соль-ля-си»? Ответ не столь прост, тем более, что между появлением нот «ля» и «си» прошло больше 700 лет. Сюжет расскажет о человеке, который не только придумал пять из семи нот, но и научил нотной грамоте самого Папу Римского. Им был монах по имени Гвидо из итальянского города Ареццо.
В 1921 году Петроградскую консерваторию окончил пианист, которому суждено было занять одно из центральных мест на музыкальном олимпе. Владимир Владимирович Софроницкий… Его концерты всегда были грандиозным событием, даже если он играл совсем в маленьких залах. Еще при жизни его называли «гением» и «легендой». Абсолютно чуждый какой бы то ни было саморекламы, он был одним из самых таинственных музыкантов ХХ века.
«Детский альбом» Чайковского, «Детская» Мусоргского… Чудесную музыку для детей писали и те композиторы, которым своих детей иметь не довелось. Среди них и великий французский композитор Морис Равель — он создал своего рода музыкальную иллюстрацию к французским народным сказкам, известным, как «Сказки Матушки Гусыни», которые стали настоящим шедевром.
Даже в таких уважаемых книгах, как энциклопедии, порой не обходится без опечаток. В этих случаях дело спасает последняя страничка издания, где обычно вклеивается так называемый «список опечаток». В документальном кино- и теле- наследии тоже имеют место досадные неточности, которые часто тиражируются и цитируются. Программа «Абсолютный слух» постаралась исправить, по крайней мере, две из таких ошибок.
Что такое «абсолютный музыкальный слух»?
Абсолютный музыкальный слух включает в себя две составляющие : гармонический и мелодический. Если упростить, то: Гармонический-это умение распознать все звуки в любом аккорде. Мелодический-умение воспроизвести и запомнить любую мелодию. Абсолютный слух это даже не способность понимать музыку, это просто память на высоту звуков. Человек с абсолютным слухом может мгновенно в любой момент сказать, что за ноту ему сыграли, или пропеть любую ноту. Он просто помнит как звучит какой звук и воспроизводит его подобно граммофону. Но дело в том, что музыканту абсолютный слух не нужен, зато абсолютно необходим относительный слух — способность осознавать и воспроизводить ладовые связи звуков. Без относительного слуха ни понимать, ни хорошо исполнять музыку невозможно. Именно относительный слух имеют в виду, когда говорят о том, есть слух или нет. Абсолютный слух развивается легче чем относительный. Слух внутренний и внешний Различают две разновидности музыкального слуха: 1. внешний музыкальный слух, т. е. способность слухового восприятия реально звучащей музыки; 2. внутренний музыкальный слух, т. е. способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Внутренний слух различается по степени яркости внутренних слуховых образов и по сложности их, т. е. может охватывать все перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них, или даже отдельными, одиночными. Другими словами, анализируя содержание, форму внутреннего слуха, его качество, соотношение с музыкальной памятью и механизмы, мы рассматриваем различные его свойства. Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения. Внутренний слух исключительно важен для музыканта исполнителя (при чтении с листа часто приходится забегать вперед и представлять себе развитие мелодии на ближайшие три-четыре такта) , более того, он неотделим от относительного слуха; для композитора хорошо развитый внутренний слух в высшей степени необходим. Общеизвестно, например, что Бетховен и Сметана полностью оглохли, но продолжали, на основе приобретенного ранее музыкального опыта и полагаясь лишь на внутренний слух, создавать гениальные произведения. Слух мелодический и гармонический Слух также можно поделить по восприятию количества голосов музыкальной ткани на мелодический и гармонический. Слух мелодический — способность воспринимать и представлять одноголосную мелодию. Слух гармонический — способность воспринимать и представлять музыкальное многоголосие.
Чистая физиология.Но тренировать можно.
Образное выражение,конечно!Просто если человек хорошо слушае музыку,чувствует такт!ТО говорят есть музыкальный слух!!=)
уши…это наш двигатель,в который столько инфы поступает,просто жжесть
образное выражение… <br>когда можно стук ваших каблучков расписать на нотном стане, на расстоянии 150 м. )))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Это уже не ухо, это мозг, врождённое качество. Человек, обладающий абсолютным слухом, угадает по звучанию любую ноту, если сядете попой на фортепианную клавиатуру, он расскажет, какие клавиши Вы нажали. Натренировать слух на «абсолютность» невозможно. Можно только научиться угадывать любую ноту(ступень), отталкиваясь от звучания какой-нить ноты, например «Ля» по камертону. <br>Некоторые видят ноту в цвете. Таким был композитор Скрябин. Зачастую люди, обладающие таким «собачьим» слухом не понимают взаимосвязи между звуками, не понимают мелодической линии, как тот чукча в «Поле чудес», который угадал все буквы, но не смог назвать слово.
Абсолютный слух позволяет мгновенно слышать музыкальное качество любого звука и тональности, легко осознавать модуляции, свободно сольфеджировать (воспроизводить голосом). Наилучший способ сохранить или развить абсолютный музыкальный слух — это овладение с раннего возраста каким-нибудь музыкальным инструментом. Это отчасти врожденные способности организма.<br><br>
Абсолютный музыкальный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков и называть их, не сравнивая с эталонным звуком.<br>Различают несколько видов музыкального слуха. Кроме абсолютного бывают:<br>внутренний музыкальный слух — способность мысленно представлять, вспоминать отдельные качества музыкальных звуков, мелодические, гармонические последования и целые музыкальные пьесы. Внутренний слух поддается развитию. <br>Относительный музыкальный слух — способность определять звуковысотные отношения и музыкальные интервалы: секунда, терция, кварта и др.