Конкретные и абстрактные понятия
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 32Следующая ⇒Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др.
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др.).
Относительные и безотносительные понятия
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксплуататор и т. д.
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).
Отрицательными
Собирательные и несобирательные понятия
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.
В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в собирательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.
В целях пояснения приведем следующие примеры.
Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение».
«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.
«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), остальные понятия называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).
Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изображается кругом.
Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Волга»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторонний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содержат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «студент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются студентами.
Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»).
Конкретные и абстрактные понятия — МегаЛекции
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др.
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др.).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита», «базис» — «надстройка»)
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксплуататор и т. д.2
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.
Собирательные и несобирательные понятия
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.
В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в собирательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.
В целях пояснения приведем следующие примеры.
Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение».
«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.
«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), остальные понятия называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).
Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изображается кругом.
Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Волга»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторонний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содержат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «студент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются студентами.
Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Понятие, виды и примеры абстракции. Абстрактное мышление
Философия в представлении многих людей является наукой, которой свойственно переливание из пустого в порожнее, как говорится в народной поговорке. То есть в глазах обывателей, философы только и делают, что рассуждают, не принося никакой пользы. Такое представление о науке сложилось во многом по причине ее непонятности, из-за использования сложных специфических терминов и долгих, однообразных описаний их значений.
Между тем многие философские понятия вполне актуальны в обычной жизни. Например, абстракция. Это слово можно услышать очень часто. Причем в разговорах люди применяют его для обозначения отвлеченности или же «туманности» того, о чем идет речь. Но чем является абстракция с научной точки зрения?
Что это такое? Определение
Название этого термина происходит от латинского слова abstractio, которое переводится на русский язык, как «отвлечение». Именно в этом и заключается суть данного философского понятия.
Абстракция есть не что иное, как отвлечение, мысленный отход в сторону от рассматриваемого, изучаемого или же обсуждаемого предмета, проводимый с целью определения и выделения наиболее важных, существенных моментов, признаков, элементов путем обобщения.
Говоря простым языком, это способ мысленного устранения ненужного, помогающий акцентировать внимание на главном. При этом важность может иметь как обобщенное, так и детальное.
Также данное понятие определяется как обобщение, достигнутое путем абстрагирования.
Какой может быть абстракция? Примеры в жизни
Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.
Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.
Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.
Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция. В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия.
Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.
Чем является абстрагирование? Определение
Примеры абстракции демонстрируют наличие определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У этого понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие как сам процесс отвлечения или же способ, а второе – как метод.
То есть абстрагирование – это использование способа отвлечения в процессе познания или объяснения, рассуждения.
Отвлечение происходит от всего несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего правильно понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного понятия.
Абстрактное и конкретное
Примеры абстракции, как осмысленной, так и естественной, демонстрируют достижение некоего результата. Именно его и называют в философии отвлеченным понятием.
Это может быть почти все, что угодно, лишенное четкой детализации, например цвет, свет, кривизна, уродство или красота. То есть если озвучить лишь сам результат абстрагирования, вне контекста, например слово «небо», то понимание его у каждого человека будет своим.
Иными словами, это понятие несет в себе смысл, имеет значение, однако не передает никаких точных характеризующих деталей, конкретизирующих и сужающих его. Именно наличием точных характеристик и отличаются абстрактные и конкретные понятия. То есть если при получении информации ее можно воспринять совершенно по-разному, то она абстрактна. Конкретное понятие не допускает различных вариантов толкования, оно предельно точно.
Виды абстракции
Как это ни парадоксально, но этой категории присущи как четкая классификация по цели, так и весьма обширный и размытый перечень условных типов.
В соответствии с целью абстракция бывает:
- содержательной;
- формальной.
Содержательная форма подразумевает выделение частного через общее. То есть, вспоминая упомянутый выше пример, если при взгляде на небо в голову приходит слово «туча», то это содержательная абстракция.
Формальная же выделяет те элементы, которые сами по себе не существуют, например цвет. Формальная абстракция является основой в усвоении и передаче описаний внешних свойств, а также служит базой для теоретических размышлений.
К основным видам или же типам этой категории относятся:
- чувственная примитивная;
- обобщающая;
- идеализирующая;
- изолирующая;
- конструктивизирующая.
Отдельно учеными выделяется так называемая абстракция актуальной бесконечности. Выделяется она потому, что примеры абстракции основных типов можно найти в повседневной жизни, а вот наблюдать этот вид невозможно. То есть данная философская категория – это полностью теоретическое понятие. В чем его суть? В том, чтобы мысленно отвлечься от аксиомы о том, что нельзя зафиксировать каждый из компонентов бесконечного множества. И тогда это множество станет конечным. Эта философская теория хоть и напоминает утопию, весьма серьезно рассматривается математиками. Вполне возможно, что в будущем она еще окажется востребованной на практике, например в процессе освоения космического пространства.
Что понимается под абстрактным мышлением?
Нередко приходится слышать, как о ком-то говорят, что он мыслит абстрактными категориями. При этом понятно, что речь идет о человеке, не отличающимся приземленностью и ординарностью, о том, кто склонен размышлять и рассуждать без какой-либо четкости и конкретики. Но что подразумевается под этим в философии?
Абстрактное мышление, это, простыми словами говоря, не что иное, как разновидность познавательной деятельности. То есть это тип мозговой деятельности человека, для которого свойственны образование специфических отвлеченных понятий и дальнейшее оперирование ими.
То есть индивиду с таким типом мышления присуща абстракция картины восприятия окружающего мира, какого-либо явления или же понятия. В рассуждениях и диалогах он отходит от привычной системы правил и аксиом. Это позволяет доносить или же принимать информацию, идеи или мысли без излишней нагрузки, использовать символы и образы. Однако при этом утрачивается точность и, разумеется, для верного понимания мысли необходим контекст либо общеизвестный символ.
В чем польза отвлеченных понятий и мышления?
Общее понятие абстракции, принятое в науке, совершенно не раскрывает практической пользы этого явления. Между тем оно необходимо для развития мыслительных возможностей человека. Например, именно с помощью абстракций и их сопоставлений дети начинают познавать мир.
Отвлеченные понятия – неотъемлемая часть мыслительной деятельности людей. Они способствуют раскрытию связей и отношений между явлениями, предметами, элементами, понятиями. С помощью абстрактного мышления люди синтезируют имеющиеся представления и формируют новые типы взаимосвязей и соотношений между рассматриваемыми предметами, тем самым развивая собственное сознание.
То есть с помощью отвлечения происходит прогресс познавательной, мыслительной деятельности человека.
Помимо этого, абстракции неразрывно связаны с языковыми навыками. Обучение речи малышей происходит с помощью этого типа мышления.
В искусстве
Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.
Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.
Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.
Абстрактное — это… Что такое Абстрактное?
Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.
Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:
- Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»
- Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.
Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).
Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.
Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:
- обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
- идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
- изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
- абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
- конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».
По целям:
Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).
- См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному».
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.
Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.
- Например, число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация
- В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
- Разг. неодобрит. Неясное, туманное выражение мысли. Например, У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.
Вид абстрактного искусства. См. Геометрическая абстракция, Постживописная абстракция.
- В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Практическая работа № 1 «Формальная логика как наука» Выполнила: Попова Ольга Геннадьевна, студентка ЗФО, группа № 2502 Задание 1. Найдите соответствие высказываний и определений
Задание 3. Заполните таблицу по соответствию (название- союз-символ)
Практическая работа № 2. «Язык логики. Основные методологические принципы логики»
Задание 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
Задание 4. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
Задание 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью кругов Эйлера. 1.Преступление (А), должностное преступление (В), хозяйственное преступление(С). Соподчинение
2.Прямая линия (А), кривая линия(В). Противоположность
3.Известность, неизвестность. Противоречие
Пример: Средство массовой информации (А). Телевидение (В). Печать (С). Соподчинение (координация). Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
Конкретные и абстрактные понятия
Конкретным называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство). Конкретные понятия могут быть как общими, так и единичными.
Абстрактным называется понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, белизна, дружба, посредничество). Абстрактные понятия могут быть общими (посредничество, белизна) или единичными (гениальность Эйнштейна).
Безотносительные и соотносительные понятия
Безотносительными называются понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения с другими предметами (студент, государство, закон).
Соотносительными называются понятия, содержащие признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители — дети, начальник — подчиненный, истец — ответчик).
4. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости и несовместимости.
●Понятия находятся между собой в определенных отношениях. По содержанию между понятиями могут быть только два вида отношений — сравнимость и несравнимость. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (безответственность и нитка, романс и кирпич). Между ними невозможны логические отношения.
Сравнимые понятия — это понятия, имеющие в своем содержании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). Отношения между понятиями изображают с помощью схем — кругов Эйлера.
Между сравнимыми понятиями возможны два вида отношений по объему: совместимость и несовместимость, а сами соотносящиеся понятия называются совместимыми или несовместимыми.
●Совместимые понятия — это такие, объемы которых полностью или частично совпадают. Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения:
1 — равнообъемность (понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают)
2 — перекрещивание (понятия, объемы которых частично совпадают)
3 — подчинение/субординация (понятия, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его)
●Несовместимыми называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находиться между собой в следующих отношениях.
1 — соподчинение/координация (понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию)
2 — противоположность (понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия)
3 — противоречие (два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками)
5. Обобщение и ограничение понятий. Основное требование к выполнению данных операций и ошибки в обобщении и ограничении.
Логическая операция обобщения понятий.
Обобщение объема А — логическая операция, в результате которой образуется имя с объемом В, содержащим в себе объем А. Иными словами, обобщить имя А — значит образовать такое другое имя В (род), которое подчиняло бы себе имя А (вид).
На первый взгляд, обобщение — то же, что и включение. Однако это не совсем так. Разница прежде всего в том, что при обобщении более общее имя В может быть в принципе неизвестным. Его содержание надо еще выработать, объем установить или уточнить, а само имя, быть может, заново сформулировать, в то время как при включении А в В эти имена выступают как данные. Процессы обобщения — неотъемлемые свойства научного познания. Прежде чем появилось обобщающее имя «закон Бойля-Мариотта», прошли десятилетия упорного труда ученых по исследованию зависимости между давлением и объемом различных газов.
В процессе познания обобщающее имя в свою очередь может быть обобщено и т.д. Пределом обобщения в каждом конкретном случае выступает некое универсальное имя. В различных науках — это имена, фиксирующие фундаментальные понятия (научные категории): точка, прямая, плоскость — в геометрии, материальная точка, масса, сила, ускорение — в механике; атом, молекула, валентность — в химии; труд, товар, деньги, стоимость — в экономической теории; предмет, свойство, отношение — в логике.
Логическая операция ограничения понятий.
Ограничение — логическая операция, обратная обобщению. Она состоит в нахождении имени с объемом В, который содержится в объеме А. Ограничить объем А — значит найти такое другое имя В (вид), которое находилось бы в отношении подчинения к А (роду). Пределом ограничения выступают имена, объемы которых равны одному предмету (единичные имена). Так, пределом ограничения имени «столица» являются имена отдельных государств: Минск, Москва, Токио и т.д.
Особой разновидностью ограничения является выделение типа, или типизация. Тип — это имя, которому однородные предметы соответствуют в той или иной мере. Если некоторые предметы составляют объем имени А и среди них есть такие, что безусловно (т.е. со степенью, равной 1) принадлежат к объему В, а другие обладают этим свойством в некоторой (меньшей) степени, то имя с объемом В представляет собой тип. Так, ограничивая объем имени «человек», можно получить имя «высокий человек». Это будет тип, поскольку, исходя из практики и разумных соображений, можно выделить, безусловно, высоких людей, остальных же упорядочить по степени их принадлежности к высоким людям, до той границы, за которой находятся, безусловно, невысокие люди (степень их принадлежности к объему имени «высокий человек» равна 0). Тип, таким образом, есть имя с нечетким объемом.
●Логические операции с объемами имен не следует смешивать с мысленными переходами от части к целому и, наоборот, от целого к части. Специфика последних наиболее отчетливо выявляется при их сопоставлении с операциями обобщения и ограничения.
Обобщаемое имя заключает в себе все содержание результата обобщения, но не наоборот. Иными словами, вид обладает всеми признаками рода. Например, можно, обобщив имя «газета», получить имя «периодическое издание», и ни одна газета не мыслима без этого родового признака.
Иначе обстоит дело при переходе от части к целому. Ознакомившись с отдельными помещениями в новой квартире, можно составить представление о квартире в целом, но нельзя переносить свойства всей квартиры (например, то, что она состоит из трех комнат), на каждую из частей квартиры. Часть, таким образом, не обладает содержанием целого (здесь имеется аналогия с отношениями между собирательными и несобирательными именами).
Поэтому смешение операции обобщения (ограничения) с операцией мысленного перехода от части к целому (от целого к части) непозволительно и может служить источником серьезных заблуждений. Например, восточнославянское племя кривичей можно рассматривать иногда как разновидность, иногда как часть славян. В первом случае, зная, что восточные славяне поклонялись Перуну, мы не сделаем ошибки, заключив, что и кривичи поклонялись Перуну (операция ограничения). Во втором же случае из знания о том, что восточные славяне подвергались набегам степняков, вовсе не следует, что и любая их часть, например, кривичи, подвергались этим набегам (переход от целого к части). В противном случае допускается логическая ошибка.
Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «землетрясение», «поэма В.В. Маяковского «Хорошо!»
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — учитель», «начальник» — «подчинённый»).
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы. Существующие самостоятельно, вне зависимости от другого («дом», «человек», «доменная печь»).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом, и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «безупречность», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствуют в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»).
Собирательное и несобирательные понятия
Собирательные называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»). Проверяем так. Об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными(«созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»).
Приведём примеры полной логической характеристики некоторых понятий.
«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Отношения между понятиями
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях. Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, халатность и нитка). Остальные понятия называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся на совместимые (объёмы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые, объёмы которых не совпадают ни водном элементе.