Адекватность это в философии: Адекватность — это… Что такое Адекватность?

Автор: | 08.11.1975

Содержание

Адекватность — это… Что такое Адекватность?

  • адекватность — соответствие, соответственность, достаточность, пригодность, тож(д)ественность, тож(д)ество, равнозначность, равноценность, созвучность, соразмерность, идентичность, нормальность, сообразность. Ant. неадекватность, несоответствие Словарь русских… …   Словарь синонимов

  • Адекватность —  Адекватность  ♦ Adequation    Полное или предположительно полное соответствие между двумя сущностями, в частности соответствие между идеей и ее предметом. Это соответствие во многом остается загадкой, поскольку речь идет о двух различных… …   Философский словарь Спонвиля

  • адекватность — АДЕКВАТНЫЙ [дэ], ая, ое; тен, тна (книжн.). Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АДЕКВАТНОСТЬ — (от лат. adaequa tus приравненный, равный) англ.

    adequacy; нем. Adaquatheit. Соответствие, совпадение к. л. параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • адекватность — и, ж. adéquat, e adj. Соответственность, тождественность. За буквенность и adéquat ность по смыслу своего перевода ручаюсь. 27. 12. 1877. Фет Н. В. Гербелю. Лекс. САН 1932: адэква/тность; МАС 1957: адеква/тность …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АДЕКВАТНОСТЬ — (от лат. adaequatus – приравненный). Соответствие, совпадение …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • адекватность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN adequacy …   Справочник технического переводчика

  • адекватность — 1. Соответствие выбора языковых знаков на языке перевода тому изменению исходного текста, которое избирается в качестве основного ориентира процесса перевода. 2. Такое соотношение исходного и конечного текстов, при котором последовательно… …   Толковый переводоведческий словарь

  • АДЕКВАТНОСТЬ — (от лат. adaequatus – приравненный) – почти полное соответствие, совпадение, тождественность. По отношению к мышлению и восприятию А. рассматривается как верное воспроизведение связей и отношений объективного мира. В обычных ситуациях… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • адекватность — adekvatumas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. adequacy vok. Adäquatheit, f rus. адекватность, f pranc. adéquation, f ryšiai: sinonimas – atitinkamumas …   Automatikos terminų žodynas

  • Адекватность — Олег — LiveJournal

    В последнее время все более хочется, чтобы тебя окружали адекватные люди, чтобы мир вдруг стал адекватным, вменяемым. Так достали крайние взгляды, двуличность, фанатизм, цинизм и инфантилизм. Будто мир сошел с ума. Если еще не достали, не читайте дальше. ..

    Вот когда спрашивают, зачем нужна философия, не сразу можно ответить понятно и просто. Не научился еще, видимо. Но вот тут можно попробовать. Достаточно спросить спрашивающего «а кто такие адекватные люди»? Мне еще никто не смог объяснить. При этом среди своих знакомых все находят адекватных. А кто они такие, почему адекватные не могут прояснить. Вот это проблема, если упрощенно, является примером тех проблем, которыми занимается философия. Данная проблема, если угодно, запрос общества, людей. И требует решения, ответа. Философия может ответить на этот запрос. Если захочет. И чем серьезнее запрос, тем круче ответ и тем величее автор, который смог дать ответ. Потом в учебниках про него писать будут.

    Так вот, современный мир (здесь и сейчас) неадекватен. Или люди неадекватны стали. Ничего не понятно, то есть.

    Вот последняя история про гомеопатов, которые решили судиться с журналом «Вокруг света», опубликовавшим статью про мошеннический характер гомеопатии. Вот эти гомеопаты явно неадекватны. [место для выругаться матом] Или пешеходы перебегающие не глядя дорогу. Они адекватны?А водители едущие вопреки ПДД? Студенты, рассчитывающие на чудо, авось пронесет. Они серьезно? [место для выругаться матом] Не, неадекватны. Особенно восхищают студенты, выдающие чужое за свое. Ага, когда проверить это можно в два клика. [место для выругаться матом] А потом искренне удивляются «за что?» Человек, считающий, что собрать (в долг или еще как) деньги и заработать их это одно и то же правда адекватен? Многие считают мир одним, но в действительности все в нем происходит совсем иначе, но их это не беспокоит почему-то. Понимаете, не замечают, не бес-по-ко-ит. [место для выругаться матом] Примеров не счесть. Мир вообще стал неадекватен, кажется. Это одно из основных свойств современности — неадекватность.

    Никто толком не знает, что в действительности происходит [место для выругаться матом]. Вот борешься за экологию, а оказывается за какую-то отрасль производства. Бьешься против тирана, а оказывается, что ты в дурдоме. Борьба за мир почему-то вызвала еще больше войн. Пчелы против меда давно привычное дело. Верующие верят, что ученые не знают. [место для выругаться матом] Да и математика в жизни не пригодится. [место для выругаться матом] Оправдывать стрекозу, подражать ей и называть муравья тупым ретроградом уже явно перебор. Зима то близко, уже вот…

    Нет, понятно, что таких людей всегда было достаточно. Но сейчас их количество будто критическую массу преодолело.

    Так вот, философы обычно и разбирают, кто такие адекватные и как быть адекватным. Так есть ли ответы?

    Не так давно считалось, что адекватный это «гибкий». Уже нет.

    Есть точка зрения, что адекватные сегодня следуют стратегии «не отсвечивай» (фигура умолчания). Незаметные. Не лезут в споры и дискуссии. Скучно и не интересно им. Проходят мимо. Может, поэтому кажется, что мир слегка свихнулся, поэтому адекватных не заметно? Так куда они уходят и чем там занимаются?

    Признак адекватности точно отсутствие крайних взглядов. А какие взгляды присутствуют?

    Было мнение, что адекватный это как известная королева — сегодня, «знаешь ли, приходиться бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Судя по всему, тоже уже нет. Нет, стоят на месте тоже не вариант.

    Может, умение пользоваться логикой и доказательствами покажет адекватных. Но на самом деле доказать можно все что угодно, а логика лишь частично охватывает интересующее нас. К тому же, не обладающей логикой никогда не опознает обладающего и не признает его. Потому и неадекват.

    Можно было бы по аналогии с определением истины искать. Правда, вы будете смеяться… в общем, все не просто и здесь. http://iphras.ru/elib/1304.html У философов полно работы.

    В целом, ответов почти и нет пока. Но это не значит, что не нужно искать. Возможно, это единственный надежный признак адекватности на сегодня. И точно понятно, что в конце концов, искомый ответ изменит мир. Ни больше и не меньше. Мир станет адекватным…

    А еще это был совсем простенький пример философии.

    «Не могу сказать, что учение Маркса в России воспринимается адекватно»

    © Личный архив Андрея Коряковцева

    19 Июн 2021, 16:10

    В свет вышла книга «Маркс утраченный и Маркс обретенный». Она посвящена переосмыслению наследия классического марксизма. Соавтор монографии Андрей Коряковцев рассказал Тайге.инфо, почему в современной России актуальны поздние идеи немецкого философа.

    Тайга.инфо: Книгу, которая совсем недавно вышла в свет, наверное, в какой-то степени можно считать итогом ваших исследований. Давно вы ими занялись?

    – По сути, это сборник работ, которым коллектив авторов постарался придать черты монографии. Конечно, ее появлению предшествовали годы исследований в рамках уральской марксистской школы, которую, впрочем, можно называть и вятско-уральской. 

    Мы с моим коллегой Сергеем Вискуновым занимались этой тематикой, еще когда жили в Кирове в 80-е годы. Мы тогда решили создать марксистский кружок и были настроены очень критично к советскому строю, потому что это уже была эпоха кризиса.

    Тайга.инфо: Тогда в России появилось немало групп левого толка. Можно вспомнить нынешнего депутата Госдумы Андрея Исаева, который тогда был анархо-синдикалистом. Или Александра Бузгалина.

    – Да, такое время было. С Исаевым я познакомился в Москве, общался и с [социологом] Борисом Кагарлицким — с этого и началась моя неформальная эпопея. 

    Сергей Вискунов написал работу об отчуждении, и мы оба были арестованы КГБ. После этого он был исключен из комсомола и отправился на месяц в психиатрическую больницу, а со мной проводили такие душеспасительные беседы, но из университета все-таки не выгнали.

     

    Вот тогда и складывался круг идей, который позже воплотился в уральскую школу марксистских исследований. На Урале мы объединили усилия с Петром Кондрашовым и Константином Любутиным.

    Тайга.инфо: Как вы считаете, насколько верно сегодня понимают Маркса в России?

    – К сожалению, не могу сказать, что учение Маркса в России воспринимается адекватно. Хотя мы и видим некоторый ренессанс марксистских идей на протяжении довольно широкого периода времени. 

    Объясняется очень просто: идет реакция на капиталистическое или квазикапиталистическое развитие России. Такая ситуация порождает желание найти ответы на постоянно возникающие вопросы. Естественно, что самые мощные ответы на эти вопросы можно найти именно у Карла Маркса.

    Но в большинстве случаев Маркса воспроизводят через советскую оптику, сквозь призму исторического материализма, сквозь призму других марксистских школ (троцкизм, позитивизм), хотя это неправильно. Все-таки  различия между классическим марксизмом и этими направлениями есть — и весьма существенные. 

    Сейчас по большому счету все марксистские кружки и номенклатура левых движений, партий воспроизводят именно «марксизм» советской номенклатуры.

    Тайга.инфо: Этакий «краткий курс»?

    – Можно и так сказать. Все заточено под конкретные политические задачи. Беды в этом бы не было, если бы у этих ребят была на руках карта общества, адекватно отражающая современный этап его развития. А этого, к сожалению, мы не наблюдаем. 

    Они в большинстве случаев слабо представляют, в каком обществе они живут и просто переносят схемы, которые работали 100-150 лет назад, на сегодняшний день. Меня тревожит, что у этих людей нет даже желания изучать что-то новое. К сожалению, они занимаются только пропагандой, а не рефлексией.

    Недавно умерла старейший знаток классического марксизма, корифей научного марксоведения Вальтраут Шелике. Но остались ее статьи и работы. Она одна из первых среди советских марксистов обратила внимание на проблему адекватности советских переводов сочинений Маркса. Но таких людей сейчас мало.

    Тайга.инфо: Насколько распространен сегодня марксизм в студенческой среде и в ученом мире?

    – Студенческая среда сейчас очень разнородная, но большинство тех, кто состоит в марксистских кружках – студенты. Они воспроизводят советский марксизм номенклатурного типа. В лучшем случае – это идеи Эвальда Ильенкова. Такой рафинированный советский марксизм. А в худшем – просто бесконечный пересказ истматовских схем.

    В академической среде могу отметить те же недостатки. Мы видим не марксизм, ориентированный на исследования, а марксизм, заточенный под задачи формального преподавания, где учение Маркса идет в ряду прочих, так сказать, через запятую. Вот, дескать, вам Макс Вебер, вот Дюркгейм, а вот и Маркс. 

    При этом напрочь игнорируется тот факт, что учение Маркса — синтетическое, оно вбирает в себя весь западноевропейский рационализм и, конечно, возвышается над учениями других социологов и общественных мыслителей.

    То есть в академической среде полностью игнорируется исключительность марксизма.

    Тайга.инфо: Если посмотреть на политическое поле, видите ли вы силы, которые можете назвать марксистскими?

    – Судя по названиям, такие у нас есть. Мне даже регулярно предлагают вступить в одну из этих организаций. И именно частота подобных предложений как раз и разоблачает абсурдность самой этой ситуации. 

    Я даже не буду ничего говорить о КПРФ, поскольку с ней давно всем все понятно. Я имею в виду неформальные марксистские движения: сегодня в России их слишком много, чтобы относиться к ним серьезно. За десятилетия их не получилось объединить, что само по себе симптоматично.

    И главная причина состоит не в том, что лидеры глупы – нет, наоборот, они честны и умны, но нет социальной базы! Нет в российском обществе революционного класса – в этом состоит причина причин! Но она сегодня мало осознается, а именно ее понимание выводит нас на важные теоретические проблемы.

    Тайга.инфо: Что вы скажете о Ленине? Читают ли сегодня его?

    – Мне кажется, что у нас сегодня главным образом Ленина и читают. Знают как раз не Маркса, а Ленина. Маркс ведь сложнее! Почему студенты сегодня не могут к семинару нормально прочитать и понять Маркса? Потому что утрачена тенденция диалектического изложения. А Ленин писал для конкретной аудитории, которую он прекрасно знал. Он обладал недюжинным литературным талантом, и его, конечно, читать легче.

    Ленин обладал даром излагать сложные вещи просто. Другое дело, что его воспринимают однобоко и некритично. Часто приходится встречаться с неофитами, которые прочитали несколько статей Ленина и уже полагают, что познали весь марксизм. Но взгляды Маркса и Ленина – это два явления, которые только частично пересекаются. Все же они жили в разные эпохи, в разные периоды развития капитализма – это нельзя не учитывать.

    Тайга.инфо: Вы как-то написали в соцсетях, что Ленина надо либо изучать, либо запретить.

    – Я, конечно же, утрировал, но таким способом выразил актуальную, как мне кажется, мысль. Понимаете, эти люди ведь Ленина дискредитируют! Ленин гораздо интереснее и богаче, чем в таком утилитарном применении.

    Почему запретить? Потому что без изучения, связанного с изучением современности, повтор ленинских идей равнозначен превращению их в пародию. А я слишком уважаю Ленина, чтобы согласиться с этим.

    Ленинская партийная организация давно уже распалась – будто на плесень и мед – на класс и на партноменклатуру, которые сейчас знать друг друга не хотят. И в этих условиях повторять Ленина — уподобляться глупому Феофилу, повторяющему Мюнхгаузена.

    Все самое ценное у Ленина — это его нестандартное понимание, политическая гибкость, чутье к исторической конкретике, виртуозный анализ современных реалий. И все это сейчас не востребовано левыми. А вот схемы ленинских рассуждений, которые самим ходом истории оторваны от общественной реальности, давно уже ими возведены в абсолют.

    Тайга.инфо: То есть сегодня немногие способны сами искать что-то в источниках, пытаясь понять происходящее?

    – К сожалению, это так. Но данная ситуация характерна не только для России – это общемировая ситуация. Когда общаешься с зарубежными марксистами и деятелями левого движения, то видишь то же самое, что и у нас. Россия в этом плане не уникальна. 

    Как говорит наш соотечественник Василий Колташов, произошла мумификация левого движения. Это очень точное определение. И оно применимо и для Запада, и для России.

    Тайга.инфо: А вот что бы лично вы посоветовали современникам почитать из Маркса и Ленина?

    – Что касается Маркса, то я бы посоветовал читать то, что не входило в советский партийный минимум. То, что туда входило, как раз отражало специфическую историческую ситуацию 40-50-х годов XIX века. 

    Поздний же Маркс – это уже другой Маркс, более рефлексирующий, более осторожный. Это Маркс второго и третьего томов «Капитала». Ведь он специально не публиковал второй том, потому что не был уверен в том, как именно закончится текущий кризис. А ранний Маркс был такой брутальный.

    То, что всегда у Маркса читали раньше, я бы дополнил «Экономическо-философскими рукописями 1844 года», конспектами работ Милля. А из политологических работ выделил бы «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» – это ключевая работа для понимания марксовой политологии. И это одна из немногих политологических работ Маркса, которая совершенно не устарела. «Манифест коммунистической партии» по собственному признанию Энгельса устарел — хотя бы частично, на уровне понятий.

    Из Ленина сегодня надо обязательно читать «Империализм как высшая стадия капитализма». Это гениальная и до сих пор актуальная работа.

    Тайга.инфо: Актуален ли Маркс для России сегодня?

    – Марксизм очень многообразен. Для России актуален как раз поздний марксизм: рефлексирующий, исследующий. У нас любят, как попугаи, повторять фразу, что марксизм – это метод, но совершенно в нее не вдумываются. 

    Марксизм – это не готовые схемы, которые можно переносить куда угодно. Сегодня мы находимся в той ситуации, где от нас требуется больше исследовательской активности. Нужно изучать наше общество! И уже в связи с новыми данными об обществе выстраивать цели и стратегию левого движения.

    Я бы сравнил современное левое движение с партизанским отрядом в годы войны. Карты местности нет, боеприпасы на исходе. Что делать? Атаковать ли превосходящие силы противника? Наверное, правильнее вести разведку, копить силы и не действовать наобум. В конце концов, именно Маркс говорил, что невежество никому не помогало.

    Беседовал Владимир Кузменкин, специально для Тайги.инфо

    Философия образования и медиакультура информационного общества

    %PDF-1.3 % 67 0 obj >/Metadata 64 0 R/Pages 60 0 R/Type/Catalog/PageLabels 58 0 R>> endobj 64 0 obj >stream 2008-04-22T12:35:52+04:002007-07-31T15:33:37+04:002008-04-22T12:35:52+04:00Acrobat Distiller 8. 1.0 (Windows)Файл загружен с http://www.ifap.ruFalseapplication/pdf

  • Возчиков Вячеслав Анатольевич
  • Философия образования и медиакультура информационного общества
  • Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
  • Файл загружен с http://www.ifap.ru
  • uuid:c557b3f9-2ffa-4188-86bb-87b0d5330df4uuid:26eb7586-a55f-4800-97f6-efe9fb5de566 endstream endobj 60 0 obj > endobj 58 0 obj > endobj 59 0 obj > endobj 61 0 obj > endobj 62 0 obj > endobj 63 0 obj > endobj 39 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 41 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 43 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 45 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 47 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 54 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 55 0 obj >stream HWI#rr_(z1MxÜ|-*YxFؾӿObzAp8rR)4}zCIńT`K

    Всемирный день философии | Организация Объединенных Наций

    Философия — это изучение природы реальности и существования, того, что можно знать, а также правильного и неправильного поведения. Оно происходит от греческого слова phílosophía, что означает «любовь к мудрости». Это одна из важнейших областей человеческой мысли, поскольку она стремится постичь сам смысл жизни.

    ЮНЕСКО предложила проводить Всемирный день философии на ежегодной основе с тем, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли. Основные цели проведения Всемирного дня философии заключаются в следующем:

    • подтвердить приверженность распространению философии на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях;
    • содействовать проведению научно-философских исследований и анализу наиболее острых вопросов современности для поиска более адекватных решений проблем, стоящих сегодня перед человечеством;
    • (ривлечь внимание общественности к значимости философии и критического философского подхода к выбору, который встает перед многими странами в результате глобализации или выхода на современный уровень развития;
    • проанализировать положение с преподаванием философии в мире, уделив особое внимание неравенству в доступе к этой дисциплине;
    • подчеркнуть важность повсеместного преподавания философии для грядущих поколений.

    2020 год

    В этом году нам следует задуматься о нынешней пандемии, подчеркнув необходимость, как никогда ранее, прибегнуть к философскому осмыслению, чтобы противостоять многочисленным кризисам, которые мы переживаем.

    Кризис в области здравоохранения ставит под сомнение многочисленные аспекты наших обществ. В этом контексте философия помогает нам продвигаться вперед, стимулируя критическое осмысление проблем, с которыми мы сталкиваемся.

    Основные сведения

    Всемирный день философии был провозглашен на 33-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2005 году в Париже.

    ЮНЕСКО предложила проводить Всемирный день философии на ежегодной основе с тем, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли.

    Цель Дня заключается в том, чтобы ознакомить людей с философским наследием, привнести в обыденное мышление новые идеи и стимулировать публичные дебаты интеллектуалов и гражданского общества по поводу вызовов, встающих сегодня перед обществом.

    Почему День философии?

    Многие мыслители утверждают, что «удивление» есть корень философии. В самом деле, философия связана с естественным стремлением людей находить удивительное, как внутри себя, так и в окружающем их мире.

    Философия, которая позиционирует себя в качестве одной из форм «мудрости», учит нас мыслить, постоянно подвергать сомнению устоявшиеся истины, проверять гипотезы и делать выводы.

    На протяжении веков в каждой из культур философия порождала концепции, идеи и анализ, и посредством этого формировала основу для критической, самостоятельной и творческой мысли.

    Всемирный день философии позволяет ЮНЕСКО, помимо прочего, отметить важность философской мысли, а также предлагает людям во всем мире поделиться друг с другом своим философским наследием.

    Для ЮНЕСКО философия обеспечивает концептуальные основы принципов и ценностей, от которых зависит мир во всем мире, таких как демократия, права человека, справедливость и равенство.

    Философия помогает закрепить эти подлинные основы мирного сосуществования.

    Более 70 стран, в том числе 25 в Африке, отмечали первые два дня философии, предлагая всем, независимо от их культуры, возможность подумать над такими различными вопросами, как: «Кто мы как личности и как мировое сообщество». Нам стоит поразмыслить о том, что из себя представляет сегодняшний мир и определить, соответствует ли это нашим идеалам справедливости и равенства. Нам стоит задаться вопросом, действительно ли наше общество живет в соответствии с этическими и моральными нормами наших великих деклараций.

    Всемирный день философии, таким образом, дает нам повод задать себе вопросы, о которых часто забывают: «О чем мы забываем думать?» «Какие формы неприемлемой реальности стали нам привычными?»

    6.2. Адекватность научного познания : Будко В. В.

    Анализ работ зарубежных и отечественных философов показал, что все они рассматривают в общем одну проблему: адекватность научного знания. В самом деле, в философской литературе, посвященной истинности современного научного знания, распространено расширительное толкование истинности как многостороннего соответствия, подчиненного множеству критериев, в то время как в естественно-научной литературе заметно сведение истинности к адекватности, принимаемой в качестве неанализируемого свойства. В первом случае истинность растворяется в совокупности явно определяемых соответствий, во втором – в неявной многозначности соответствия. Каждое из этих определений истинности оправдывается, с одной стороны, сложностью и опосредованностью допущениями соответствия научного знания действительности и, с другой, – нестрогостью (и упрощенностью в наивно-реалистическом варианте) традиционного материалистического понимания истинности. Сходство между ними состоит в явном или скрытом сведении истинности к соответствию, допускающему различные толкования.

    Анализ смысла понятий соответствия и адекватности показывает их эквивалентность. Все переводы термина «адекватность» включают «соответствие», наряду с «соразмерностью», «достаточностью», «эквивалентностью» и т.п., а пояснения термина «соответствие», наряду с прочими, включает термин «адекватность». Об эквивалентности этих двух терминов свидетельствует их употребление в качестве однопорядковых характеристик отражения. В.И. Ленин, рассматривая отношение сознания к объективной действительности, характеризовал его как «соответствие наших представлений с объективной природой вещей» и как «приблизительное верное (адекватное, идеально точное)… отражение»

    С логической точки зрения вполне правомерно определять истинность путем подведения ее под более широкие понятия типа «соответствие» и «адекватность». Но так как помимо большей широты (объема, охвата) этим понятиям свойственна смысловая многозначность, для определения истинности необходимо выделение смысла, аспекта соответствия или адекватности. В то же время любое знание обладает многими соответствиями, или, что то же самое, подчиняется единству многих соответствий. Если адекватность квалифицировать как обозначение единства различных соответствий, то выделенный вид соответствия можно рассматривать как аспект адекватности. При этом выделение аспекта адекватности обусловлено преследуемыми познавательными целями; вид же познавательных целей предопределяет прагматический, логический и гносеологический аспекты адекватности.

    Принятие такого статуса понятия адекватности предполагает учет различия смыслов понятий истины и истинности, суть которого можно свести к следующему.

    В определениях истины в литературе по диалектическому материализму истину так или иначе отождествляют со знанием (соответствующим объективному миру, верным, адекватным и т.п. отражением объекта). Истинность же – это необходимый определяющий признак знания, именуемого истиной. Истинность представляет собой особый вид отношения между знанием и отражаемым объектом.

    Адекватность как гносеологическое соответствие объективному миру есть истинность. При этом адекватность не есть аспект истинности, существующий в ряду других аспектов (которые могли бы характеризовать истинность как неадекватность, несоответствие), – она выражает суть истинности как отношения знания к объективному миру. Адекватность объективному миру является исчерпывающей характеристикой истинности, но не истины.

    Истина, будучи знанием, концентрирует в себе, наряду с соответствием, сходством, совпадением с объектом, несоответствие, несовпадение, несходство с ним, связанные с субъективностью, идеальностью, символичностью знания. Ясно, что применительно к истине истинность, адекватность объекту является лишь одним из отношений к нему, одним из аспектов истины. В то же время соответствием, адекватностью может характеризоваться отношение знания не только к объективному миру, но и к субъективным формам данности объективного мира и обусловленным ими явлениям сознания: знаниям, целям, побуждениям и т.п. Об этом говорит широкое употребление термина «адекватность» в текстах и выступлениях научного и общественно-политического содержания Отсюда следует, что знание всегда обладает адекватностью в тех или иных отношениях и что допустимо выделение отношений, аспектов адекватности.

    Определяя истинность как гносеологический аспект адекватности, необходимо отметить, что термин «гносеологический» здесь употребляется в специфическом смысле, подчеркивающем обусловленность знания, свойствами объекта безотносительно к средствам познания. В широком смысле термин «гносеологический» охватывает всю совокупность отношений знания к действительности, устанавливаемых или используемых в процессе познания. Но нельзя не заметить существования сложившихся самостоятельных аспектов исследования научного знания: логического, семиотического, лингвистического и т.п. Эти аспекты оставляют в стороне источник и характер обусловленности им знания, относя последние к гносеологическому аспекту. Так что можно считать оправданным употребление термина «гносеологический» в специфическом, узком смысле.

    Причиной расхождения в понимании истины в науке служит, помимо принятия различных исходных гносеологических установок, смешение (отождествление) истинности как гносеологического аспекта адекватности с другими аспектами адекватности – логическим и прагматическим. Напрашивается рассмотрение адекватности научного знания в различных аспектах и выделение специфики истинности как гносеологического аспекта адекватности. Наряду с этим, употребляя адекватность в качестве несводимой характеристики научного знания, имеют в виду его приемлемость по соображениям, определяемым контекстом употребления. Так что проблема адекватности включает вопросы принятия, выбора знания по каким-либо критериям.

    Что такое адекватность? Статья без воды на 3 минуты

    Про адекватность и адекватное поведения без налета заумных фраз и воды. Критерии адекватности, подвиды неадекватного поведения и 5 курьезных историй с неадекватным поведением.

    Что такое адекватность в общих чертах

    Мир требует от людей соответствия нормам, при этом не всегда закрепляя это законодательно. Ожидают адекватных восприятия, воспитания, принимаемых решений. С такой неоднозначностью – можно и “рамсы попутать”…

    Нужно ли перестраивать себя на благо общества? Что значит быть адекватным? Как правильно реагировать, если неадекватность – прикинь! – проявляет собеседник?

    Грань между адекватностью и неадекватностью?

    Адекватность – психологическое состояние, определяющее индивида нормальным членом общества, соответствующего ожиданиям.

    Адекватность клинических состояний диагностируется психиатром и в повседневной жизни – каждым.

    Это не константа, общественная мораль каждое поколение серьезно меняется. Субъективность концепции Адекватность подчеркивается тем фактом, что значение, вложенное в нее, меняется с развитием общества и самого человека.

    Например, у невежественных людей, в порыве страсти или религиозной добродетели, понятия адекватности и неадекватности могут быть очень разными. Возможно, именно поэтому неадекватность часто используется как ярлык, который можно повесить почти на любого, если его слова или действия не вписываются в образ чужого мировоззрения.

    Происхождение слова от лат. «Adaequatus» – приравненный. Соответственно теории познания – «соответствующий». Абсолютная адекватность – гипотетическое явление, идентичное, к примеру, абсолютной истине и критериям таковой.

    «Адекватным вообще» быть нельзя, можно только чему-то или относительно чего-то, так что данное определение всегда в некотором смысле относительно, абстрактно.

    Адекватная точка зрения говорит о том, что человек имеет личное мнение, но при этом прекрасно понимает, чего ожидает от него общество и насколько его мнение субъективно и объективно в рамках социума в настоящее время.

    Неадекватность – соответственно, противоположность адекватности. Когда человек не соответствует ожиданиям общества и ведёт себя не так, как принято. Его реакции на определённые действия или слова других людей не соответствуют принятым нормам, социальным стандартам.

    Понятия адекватности/неадекватности используются не только в психологии, но в психиатрии, философии, даже математике.

    Что такое адекватное поведение?

    Адекватным поведение – это поведение, которое не противоречит здравому смыслу, ожиданиям общества. Индивид с адекватным поведением признаётся членом общества и может претендовать в нём на взаимопонимание, карьерный рост и т. д.

    Как правило, адекватные индивиды выбирают вписывающиеся в социально-правовые нормы способы достижения целей.

    Неадекватное поведение, соответственно, противоречит здравому смыслу, ожиданиям. На крайнем уровне оно называется девиантным.

    Объяснения ему существуют разные – общественные потрясения, проблемы воспитания и др. Крайними точками проявления можно отыскать: в преступности, алкоголизме, наркомании, извращениям в сексе, согласии на секс за деньги, излишней агрессивности, самоистязании, склонности к суициду.

    🧠 По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

    Разновидности неадекватного поведения. 12 примеров

    Помимо перечисленных выше, распространены следующие отклонения:

    1. Человек держит у себя в квартире животных, например, много собак, кошек, иногда одновременно. “Из мира животных”.

      Не сопоставляет место и образ поведения. Не понимает, что кошкам и собакам, в общем-то, разумнее жить по отдельности. Не понимает, что для людей его животные вызывают проблемы.

      Иногда такие “животники” компенсируют подобным образом неудовлетворённый инстинкт матери (при отклонениях подобный инстинкт возможен у людей любого пола).

    2. Человек может воровать, любит воровать. Он полагает, что становится собственником вещи, когда эта вещь так или иначе оказывается в его распоряжении, неважно, каким образом.

      Так рассуждали ещё папуасы в Новой Гвинее, его сознание недалеко от них ушло. Начинающие Соньки золотые ручки.

    3. Человек бранится, оскорбляет, ругает, винит других. Такое возможно при эмоциональном возбуждении, не всегда однозначно определяется как неадекватность, если причина этому достаточно серьёзная – например, важный проступок подчинённого или сына.

      Однако если такое поведение проявляется периодически, явно в большей степени, чем нужно, то здесь уже однозначно болезненное состояние.

    4. Человек врёт, притворяется, симулирует, существует в пространстве воображения. На всякий случай стоит сразу дифференцировать “обман” и “враньё”.

      Обман причиняет вред обманутому, враньё же – это просто неправда. Человек может жить в фантазиях, нереальных мирах, стремиться поселить туда других.

      Насаждая заблуждения, он нередко стремится всё-таки использовать ситуацию себе на пользу (что, впрочем, всё-таки не всегда означает вред для других людей).

    5. Курение, употребление алкоголя. Говорит о заниженной самооценке. Безразличии к своим действиям. Потакании самым примитивным желаниям.

      Редко осознаёт собственную зависимость. Самоуничтожается. Отсутствие нужного допинга страшно раздражает его.

    6. Человек применяет по отношению к другим физическое насилие. Обычно это означает нахождение на низком животном уровне, у таких людей бывает хорошо развитое физическое тело в ущерб всему остальному, в частности, интеллекту.

      Плохо излагает аргументы, плохо способен к творческой деятельности, фактически зверь-хищник.

      Некоторые индивиды даже бьют детей, женщин, хотя это уже крайние случаи, порицаемые даже некоторыми подобными “животными”.

      Но у бьющих детей есть аргументы – они всерьёз предполагают, что дети являются их собственностью, они вправе воспитывать их любыми методами, в том числе физическими.

    7. Человек фанатично религиозен, внушаем, делит всё на черное и белое (1 или 0 в булевой логике). Видит мир как стадо и пастухов.

      Если он оказывается на низком социальном уровне – то готов стать “стадом” и подчиняться, если же поднимается высоко, стремится оказаться “пастухом”, стричь со своей паствы всё, что может.

      Старается жить по принципу подобия, повторения, ожидания, нередко избегает пробовать что-то новое.

    8. Авторитарность – у человека есть желание управлять другими людьми, контролировать их. Возможность реализации жажды власти – сильнейший наркотик, удовлетворяющий эгоизм.

      Познавший власть над другими человек желает жить в эгоцентрическом мире. Власть – сильнейшее желание, сильнее даже денег.

      Дорвавшись до власти, человек приписывает себе божественность, не зная границ, начинает жестоко контролировать других ради собственной выгоды. Может оказаться крайне опасен.

    9. Человек намеренно наносит вред экологии, например, вырубая деревья. Такие люди обречены сделать окружающую атмосферу непригодной для жизни, в конечном итоге загубив самих себя.
    10. Человек желает лично судить других людей. Не осуждать, а именно вершить самосуд, вынося приговор, наказывая.

      При этом вина вполне может быть надуманной, процедура суда – короткой, наказание – в виде показательного ритуала.

      Подобные “судьи” часто недовольны всем и вся, видят необходимость контролировать людей на страхе, а себя – идеальными судьями.

    11. Открыто не уважает закон и порядок. Обычно такие не организованы внутри, желают реализовать превосходство в силе над мирным населением. Являются потенциальными или фактическими преступниками.
    12. Здесь некоторые могут серьёзно поспорить, однако есть классификация, что даже охотники, не имеющие нужды в пропитании, ведут себя неадекватно.

      Утверждается, что они могут перейти грань и ради удовлетворения охотничьего инстинкта стрелять в людей. И ничего не хотят слышать о нравственной стороне убийства.

      Сторонники такой точки зрения утверждают, что все формы жизни равноценны и животное – отнюдь не низшая ступень относительно человека.



    Токсичный человек – кто это такой? 9 верных признаков Toxic личности. Как исключить токсичного из окружения правильно и без побочек

    Нередко неадекваты, с странным поведением, бывают не то что бы совсем неадекватными, но токсичными. Смотрят на мир через фильтр неудовольствия, скептичности, живут в негативе, распространяют его на других.

    Даже после кратковременного общения, даже по телефону. Часто это последствия психологических травм. Обычно всегда, при любых обстоятельствах считают себя правыми. Обесценивают всё, с чем связываются. Как же сопротивляться токсичным и просто неадекватным людям, психологическим вампирам?

    5 историй с неадекватным поведением (и как надо поступать в каждой из них)

    Пример-ситуация №1

    Первая – самая интересная. Все ненавидят коллекторов, а вот что вы скажете, посмотрев на ситуацию с другой стороны? Вот личный опыт одной женщины-коллектора.

    Недобросовестных должников, стремящихся взять кредит, потом всеми правдами-неправдами его не отдавать – огромное множество. Должники часто идут на хитрости, подлости, к примеру, вынуждают маленьких детей брать трубку телефона.

    Как разумнее было поступать? Ответ элементарный, хотя делать это и тяжело – сохранять спокойствие, хладнокровие, разумно и порядочно реагировать на любую ситуацию.

    Детей просить отойти от телефона и позвать взрослых. На грубости отвечать вежливо, напоминать законные требования.

    Пример-ситуация №2

    Второй вариант – молодую девушку ненавидят за красоту и/или просто живёт в неблагополучном районе.

    Неадекваты кричат, что слишком близко стою к ним в очереди, бабки голосят – “что за шл*ха, почему ноги голые!” Если по закону они ничего не нарушают, важно просто сохранять спокойствие.

    Проявлять себя маленьким Буддой. Тогда они ничего не смогут сделать и скоро уйдут. Если же начнут действовать незаконно – реагировать соответственно.

    Пример-ситуация №3

    Третья история от полицейского. Многие считают их плохими, продавшимися, но их работа действительно тяжела, нередко стоит даже больших денег, чем они получают.

    С каким количеством алкоголиков, сумасшедших, наркоманов, стремящихся перекинуть свои несчастья, злобу, приходится столкнуться. Но уж полицейский знает, как поступать. Главное – чтобы не сломался характер…

    Пример-ситуация №4

    Зато четвёртая история весёлая. Начинающий косплеер просто развлекается, считая, каким образом люди реагируют на его внешность – сколько косо посмотрело, сколько попросило сфотографироваться и т. д.

    Пример-ситуация №5

    Пятая – от работающего в дурдоме. Тут уже когда спрашивают место работы – дискомфорт можно испытать ещё тот. Однако со многими пациентами вполне можно ужиться, важно самому сохранять ясность ума, сознания.

    Как реагировать на неадекватное поведение в свой адрес?

    В идеале общение с неадекватными людьми должно быть сведено к минимуму. Если их большинство, то это большинство не право. При необходимости меняется школа, работа, район, город.

    Но важно также воспитывать в себе социальную ответственность, устойчивость психики, уметь постоять за себя, иначе даже относительно нормальным людям захочется проявить по отношению к тебе худшие качества!



    Для прочтения кликните по картинке

    Эту тему хорошо дополнить пониманием термина Осознанность. На нашем блоге есть отличная на этот счет статья “Что такое Осознанность. Жить осознанно – это искусство! Здесь и сейчас, парни, здесь и сейчас”.

    Помогают выстроить психологическую защиту от неадекватов – созданные вручную когнитивные шаблоны, которые переводят всё в автоматический режим. Проще говоря…

    В 7 случаях из 12 подвид (мета-сценарий) этого поведения случался с вами прежде. Нужно “покумекать” над мыслю – важно ли мне реагировать на это?

    Кто я и какой(-ая) я? Имеет ли смысл отвечать так, или быть может этак? Со временем наберется коллекция шаблонных реакций на вредные для психики ситуации. Но в этом есть и подводные грани – можно заиграться и придти к клиповому мышлению.

    Что такого особенного в эмпирической адекватности?

    Здесь мы не даем ни единого отчета о понимании, и по уважительной философской причине. Мы утверждаем, что понимание не является естественным; это обычное человеческое понятие. Он используется почти повсюду, от повседневной жизни до естественных и социальных наук, истории, теологии, судов и искусства, различными, слабо связанными способами, для достижения различных слабо связанных целей. Вместо этого мы рассмотрим многие популярные в настоящее время концепции философии науки, которые мы сгруппировали в три категории, которые, возможно, охватывают разумные, хотя и разные, смыслы научного понимания, чтобы увидеть, насколько им соответствует эмпирическая адекватность.

    Научное понимание, как Regt et al. (2009), это трехчленное отношение, включающее модель, объяснение или другое средство, цель, которую мы хотим понять, и агента, понимающего. Хотя свобода действий является важным аспектом научного понимания, кажется, что в философии существует грубое разделение труда. Эпистемология фокусируется на агентстве — какими характеристиками должен обладать агент и что он должен делать, чтобы понять (ср. Недавний всплеск работы в эпистемологии по «схватыванию» Footnote 2 ).Философия науки, напротив, была не очень озабочена тем, что находится в головах агентов или тем, что они делают для понимания чего-либо, а скорее общедоступными продуктами науки, которые могут обеспечить понимание, проводниками понимания — объяснениями, теориями. , модели и т. д. Это то, на чем мы остановимся.

    Типы понимания, обсуждаемые в недавней философии научной литературы, можно разделить по типам средств (например, теории, модели, повествования и образы) или, возможно, в соответствии с тем, что следует понимать (например,грамм. событие, общее явление, закономерность, область событий, даже «мир в целом»). Чтобы исследовать наше утверждение, мы находим альтернативную категоризацию — реалистическое, контрфактическое и прагматическое понимание — более полезной. Как вы заметите, эти классы охарактеризованы лишь приблизительно; они также не являются независимыми друг от друга, поскольку есть примеры, которые можно разделить на несколько категорий. Но их должно быть достаточно, чтобы показать, что для понимания не требуется эмпирическая адекватность, поскольку понимание основывается на очень многих современных философских концепциях.Мы будем уделять больше всего времени реалистическому пониманию, поскольку считаем, что именно здесь аргументы в пользу эмпирической адекватности наиболее сильны. Затем мы обратимся к другим смыслам «научного понимания», которые развили философы, в которых важность эмпирической адекватности не кажется столь очевидной с самого начала.

    Реалистичное понимание

    Реалист, да, но реалист о чем? В философии научной литературы термин «реалист» обычно имеет отношение к тому, что теория представляет как ответственное за или (в любом предпочтительном смысле) «объясняющее» явления, такие как «основные» причины, структуры, общие принципы и т. Д. или теоретические законы–.Мы начнем с этого с рассмотрения случаев, когда понимание некоторых явлений обеспечивается теоретическим представлением законов или причин, которые, как предполагается, ответственны за них, и мы предположим, поскольку здесь мы имеем дело с «реалистическим» пониманием, что понимание требует чтобы представление было правильным или, по крайней мере, достаточно правильным в отношении того, что наиболее важно.

    Помимо теоретических законов и основных причин, реалистом можно быть и во многих других вещах. Например, предположим, что у кого-то есть то, что можно было бы назвать полностью эмпирическим понятием понимания, что для того, чтобы теория или модель обеспечивала понимание, она должна правильно определять эмпирические факты, вытекающие из нее.Здесь можно быть «реалистом» в отношении эмпирических фактов. Такое реалистическое понимание, конечно, потребует эмпирической адекватности. Многие другие объяснения понимания обращаются к чему-то, что не является ни теоретическими законами и причинами, ни просто эмпирическими фактами. Они обращают внимание на такие вещи, как «общая картина», «мир в целом», «закономерности», «сходства» или «категории» и «естественные виды» в природе. В этом тоже можно быть реалистом: действительно, виден лес, а не только деревья; действительно есть образцы; вещи действительно похожи или непохожи в важных отношениях; некоторые схемы категорий представляют естественных видов, а не просто классификации, которые мы навязываем миру.Понимание Realist в этих случаях означает получение правильной общей картины или представление закономерностей, сходств или категорий такими, какие они есть на самом деле.

    Следует отметить, что здесь мы не одобряем и не отрицаем реалистичность любого из них. Каждый был связан с пониманием, и в каждом случае кажется, что понимание могло быть либо реалистическим, либо прагматическим. (Мы переходим к последнему в конце этого раздела.) Мы принимаем реалистическую интерпретацию, потому что она представляет собой более серьезный вызов нашим взглядам.В конце концов, кажется гораздо менее удивительным, что ошибочное представление законов, причин или закономерностей приведет к ошибочным эмпирическим предсказаниям, чем истинное.

    Понимание с помощью средств, которые приблизительно правильно понимают теорию

    Вот одно из широко распространенных взглядов на научные теории и теоретические модели: для того, чтобы теоретическое объяснение дало нам подлинное понимание явления, теория должна получить (по крайней мере, большинство из) теоретические факты, приведенные в отчете справа.Истины о теоретических причинах и законах может быть недостаточно для понимания — мы можем потребовать, чтобы теория или модель были визуализированными, простыми, объяснительными и т. Д., Но — мы думаем — это необходимо. Footnote 3 Мы не согласны с этим тезисом, поскольку мы принимаем различные виды понимания, которые мы обсуждаем. Тем не менее, мы думаем, что это , — важный вид понимания, к которому стремятся многие ученые, и они часто предполагают, что это будет реалистическое понимание .Наша точка зрения здесь заключается в том, что даже когда понимание явления происходит через видение теоретических законов или причин, ответственных за него, и даже когда то, к чему мы стремимся, является своего рода реалистическим пониманием, средство, обеспечивающее это понимание, не обязательно должно быть эмпирически адекватным. .

    Как это возможно? Короткий ответ заключается в том, что понимание приходит по ступеням. Транспортное средство может быть эмпирически неадекватным — следовательно, теоретически не «все верным» — но может правильно отображать некоторые или многие важные теоретические характеристики цели и, следовательно, обеспечивать ее (реалистичное) понимание с степенями .

    Здесь может быть полезно рассмотреть два разных случая. Один из них — это знакомый случай «идеализации моделей», по которому существует много литературы. Грубо говоря, они дают некоторую значительную теоретическую структуру того, что следует понимать довольно точно. Второй, который мы называем «приблизительными приближениями», дает правильное представление о значительных частях или, возможно, всей структуре, но только очень грубо. В этом случае мы можем думать о транспортном средстве как о дающем понимание, потому что оно резко контрастирует с тем, что доступно в противном случае, что даже примерно не верно.Иногда, возможно, потому, что для тех целей, для которых кто-то хочет что-то понять, отклонение от правильного описания в деталях не имеет значения. Мы подозреваем, что об этом можно сказать гораздо больше, и стараемся отделить их от случаев «идеализации», чтобы привлечь к ним больше внимания. Сначала мы обсудим их, а затем обратимся к «идеализациям».

    Грубые приближенные

    Возьмите модель атома Резерфорда. Сегодня эта модель считается теоретически крайне неточной.Согласно современным квантово-механическим моделям, электрон не вращается вокруг ядра по планетным орбитам, как это изображает модель Резерфорда. Модель также неадекватна эмпирически: она предсказывает, что электрон будет непрерывно терять энергию и закручиваться в ядро, вызывая коллапс атома — и, конечно, атомы не коллапсируют, потому что, если бы они это сделали, материя не существовала бы так, как она есть. . Несмотря на эти недостатки, модель Резерфорда дает нам некоторую степень (реалистического) понимания атомной структуры.

    Согласно реалистическому пониманию, предположим, что мы принимаем правильность теоретических характеристик как один из стандартов для оценки понимания, обеспечиваемого моделью, и считаем, что наши текущие модели более правильны, чем более старые. Затем модель Резерфорда была на пути к этим более правильным моделям — она ​​была значительно более правильной, чем ее предшественница, модель сливового пудинга, которая рассматривает атом как «пудинг» положительного заряда с электронами, встроенными в него.Модель Резерфорда была частью цепочки постоянно улучшающихся моделей, включающих модель Бора, модель Бора-Зоммерфельда и современную модель облаков. Как отмечает Кэтрин Элгин (2009), понимание приходит по степени. Мы можем рассматривать модель Резерфорда как отправную точку. В конце концов, он говорит нам, что положительные заряды в атоме сосредоточены в центральном ядре, содержащем протоны и нейтроны, а электроны его окружают — черта, которую он разделяет даже с самой современной моделью атома.

    Существует одно ясное чувство понимания — чувство реалистического понимания — в котором модель, которая точно отражает теоретические особенности целевого явления и, следовательно, является эмпирически адекватной, может быть принята, чтобы дать нам хорошее понимание. В том же смысле, ложный и эмпирически неадекватный, может дать нам некоторое, не идеальное (реалистическое) понимание цели из-за того, что он находится где-то рядом с истинной теоретической историей: атом что-то вроде , что говорит модель, и эта модель лучше других, которые нигде не близки к теоретически правдивой истории.Но зачем довольствоваться частичным пониманием? Во-первых, это лучше, чем полное отсутствие понимания, и, кроме того, есть много ситуаций, в которых нашей целью является «некоторое понимание» — например, при объяснении вещей детям, когда правильная / правдивая история может быть слишком сложной. Например, как указывает Элгин (2009), понимание ребенком эволюции, согласно которой люди произошли от обезьян, лучше, чем понимание, согласно которому люди произошли от бабочек. Это может быть причиной того, что модель Резерфорда до сих пор находит место в школьных учебниках естествознания.

    Таким образом, модели и теории, которые отклоняются от полной теоретической истины и могут, как следствие, давать неверные предсказания относительно важных эмпирических фактов. Сноска 4 , тем не менее, могут обеспечить частичное реалистическое понимание. Таким образом, для частичного реалистического понимания не требуется эмпирическая адекватность. Более того, это даже не очень хорошая подсказка. Можно предположить, что при прочих равных условиях, если V 1 и В 2 — оба средства понимания явления X и V . 1 более эмпирически адекватен, чем В 2 , В 1 обеспечивает лучшее частичное реалистичное понимание X , чем V 2 . Footnote 5 Это было бы ошибкой. Существует очень много моделей, которые оправдывают большое количество центральных эмпирических предсказаний, включая те, которые считаются центральными с точки зрения «истинного» описания, но теоретически не соответствуют действительности. Это подводит нас к очень знакомой, много проработанной философской территории недоопределенности, непродуманных альтернатив и тому подобного, поэтому мы не будем здесь больше говорить.

    Идеализации

    Научные модели часто содержат идеализации, преувеличения и упущения некоторых характеристик объекта и, таким образом, отклоняются от истинной теоретической истории и, как следствие, могут быть эмпирически неадекватными.Как идеализированные модели дают понимание? По моделям имеется большая литература; так как мы здесь узко озабочены пониманием, мы концентрируемся на Элгине, который обращается к этому явно. Элгин (2012) называет идеализации, упущения и т. Д., Улучшающие понимание, «удачной ложью». Согласно Elgin Footnote 6 , идеализированная модель может служить примером — выделять, демонстрировать или отображать — характеристики, которые она разделяет с истинными причинами, законами или механизмами, ответственными за явление, которое она пытается объяснить.При этом, утверждает Элгин, модель обеспечивает понимание этих характеристик и предоставляет эпистемический доступ к ним в отличие от более точной модели, поскольку более точная модель привносит сложности, которые маскируют те особенности, которые нас волнуют. Таким образом, он может дать больше понимания, чем более точный, но более сложный.

    Идеализированные модели того типа, который обсуждает Элгин, скорее всего, будут эмпирически неадекватными из-за нескольких содержащихся в них теоретических ложностей.Хороший пример дает лауреат Нобелевской премии экономист Родольфо Мануэли (1986), комментирующий модели Эдварда Прескотта, другого лауреата Нобелевской премии чикагской школы:

    …. рассмотрим модели опросов Prescott … Большинство из них являются репрезентативными агентскими моделями. Формально модели предполагают наличие большого числа потребителей, но они специализируются на том, что потребители также идентичны. Одно из следствий этой специализации — очень точный прогноз объема торговли: он равен нулю.Если объяснение наблюдений за объемом торговли считается важным для анализа, этого прогноза достаточно, чтобы отвергнуть такие модели. Но если учет индивидуальных колебаний, выходящих за рамки компонента, объясняемого совокупными колебаниями, не считается существенным для понимания влияния бизнес-циклов, абстракция не является необоснованной. Можно даже утверждать, что если с точки зрения полезности имеет значение поведение совокупного потребления и досуга, то любая модель, которая помогает объяснить изменения этих двух переменных, полезна при оценке альтернативных политик.Эта полезность не зависит от способности модели объяснять другие наблюдения. (5)

    В этой модели — как (справедливо) утверждал Элгин — эффекты совокупного поведения были бы скрыты, если бы мы приняли во внимание индивидуальные колебания. Мы получаем понимание, поскольку модель наглядно показывает, что должно быть правильным механизмом для создания бизнес-цикла , цикла , который зависит от среднего поведения, хотя и ценой ужасно неправильных некоторых эффектов, которые зависят от распределения.

    Один конкретный вид идеализации, который иллюстрирует нашу точку зрения, — это то, что Картрайт (2006) называет «мысленными экспериментами Галилея», а Ускали Мяки (1994) — «изолирующими моделями»: модели, которые изучают, что одна (или небольшой набор) из множества причин эмпирического эффекта в целевой установке вносит отдельный вклад. Этот вид транспортного средства обязательно искажает обстановку, в которой возникает эффект, и эффект, который он предсказывает, будет отличаться, часто резко, от эффекта, который происходит.Но они, тем не менее, правильно понимают, какая конкретная причина способствует этим общим последствиям. Они обеспечивают подлинное реалистическое понимание элемента теоретической структуры, ответственного за этот эффект, и того, как этот элемент вносит свой вклад.

    Понимание с помощью транспортных средств, которые получают правильные другие вещи.

    Здесь мы рассмотрим некоторые часто обсуждаемые аспекты «унификации» в философии научной литературы.

    «Общий» рисунок

    Многие философы науки призывали к объединению как к источнику понимания.Майкл Фридман (1974) — один из известных примеров. По словам Фридмана, понимание, которое дает объединение, носит глобальный, а не локальный характер. Объединяющие объяснения могут не улучшить наше понимание независимых явлений, но они улучшат наше понимание явлений в целом. Они делают это, давая нам картину мира «в целом», а не просто как совокупность отдельных частей. Он поясняет: «Из того факта, что всех тел подчиняются законам механики, следует, что планеты ведут себя так же, как они, падающие тела ведут себя так же, как и газы.…. [Мы] свели множество необъяснимых, независимых явлений к одному ». (15, курсив, как в оригинале) Для Фридмана это сокращение является самой «сущностью научного объяснения»: «Мир с меньшим количеством независимых явлений при прочих равных условиях более понятен, чем мир с большим количеством». (15) Как рисует Фридман, такое понимание через объединение требует, чтобы объединяющая теория была верной. Предполагается, что это факт , что все тела подчиняются законам механики, и этот факт охватывает многие другие.Следовательно, объединяющая теория также должна быть эмпирически адекватной.

    Но объединяющая теория не должна констатировать факты, чтобы дать нам истинную картину — правильную картину — мира (или определенной области в нем) «в целом», уменьшая количество независимых явлений и делая мир понятнее. Мы можем сослаться на ранние аргументы Картрайта (1980) из «Правда не объясняет многого» . Footnote 7 о том, что обычно считается нашими лучшими объединяющими теориями — объединяющими «высокими» теориями в физике — для защиты точки зрения, что объединяющая теория может быть настолько хороша в этой работе, насколько это возможно, но все же не быть правдой.Он может дать нам прекрасную картину мира в целом, если мы не ожидаем увидеть детали правильно. Картрайт основывала свои утверждения на том, как научное моделирование работает на практике. Поведение планет не «следует» из законов механики. Скорее, мы извлекаем из детали их поведения. Мы делаем это, исходя из этих законов, но в ходе наших выводов мы искажаем то, что говорят законы. Исправления не лишены мотивации. В него вкладываются обширные знания из других областей и большой опыт практики.Но они являются специальными с точки зрения механики.

    Несмотря на то, что в отношении, подобном утверждению Картрайта, законы не соответствуют действительности, тем не менее они могут быть самым лучшим и действительно превосходным — и, следовательно, «правильным» — способом рассматривать «как единое целое» все разрозненные явления, которые мы извлекаем из них. . Мы могли бы сравнить это с реализмом в выборе законов, который, кажется, принимают многие сторонники теории законов Милля-Рэмси-Льюиса «наилучшая система». Согласно теории Милля-Рэмси-Льюиса, законы — это простейший набор утверждений, из которых мы можем вывести самый широкий набор явлений.Конечно, можно заподозрить, что «лучшей» системы не существует. Но многие действуют так, как будто она есть, и что фундаментальная физика находится на пути к ее обнаружению, возможно, даже к нахождению одной «простой» системы , из которой можно вывести все факты. Мы хотели бы указать на то, что такой реализм в отношении системы — что есть один единственный лучший — не зависит от того, следуют ли факты нижнего уровня из объединяющих законов, как это изображает Фридман, или мы выводим их, с искажениями, как это видит Картрайт.

    Итак, теория может дать нам понимание области «в целом», не будучи верной ни одному из явлений в этой области. Это можно классифицировать как разновидность реалистического понимания, предполагающего, что мы можем быть правы или неправы в том, что является лучшей картиной целого. Как эмпирическая адекватность способствует такому пониманию? Ответ тут же. Объединяющая теория, обеспечивающая понимание, обычно будет гораздо менее эмпирически адекватной, чем теории более низкого уровня, которые она объединяет.

    Возможно, на данном этапе нам следует вспомнить, что мы не стремимся к тому или иному реализму ни по одному из обсуждаемых вопросов. Тем, кто думает, что нет правильного или неправильного в выборе объединяющей теории, когда такая теория не является истинной, кажется, что понимание, обеспечиваемое объединением, было бы в нашей системе классификации не « реалистическим », а скорее « прагматическим ». ‘: делает вещи более понятными для нас . Но в этом смысле, кажется, не нужно аргументировать, что теория может одновременно улучшить понятность и уменьшить эмпирическую адекватность.

    Естественная классификация законов

    Это центральная работа теории, согласно Пьеру Дюгему, который считал, что успешная физика классифицирует эмпирические законы таким образом, который постепенно отражает лежащую в основе «естественную» классификацию, и это все еще отражается в том, как устроена физическая теория сегодня. Рассмотрим, например, теории в физике с хорошо известными названиями: теория гравитации Ньютона, теория электромагнетизма Максвелла, теория относительности Эйнштейна, квантовая гравитация или теория струн.Независимо от того, верны эти теории или нет, они систематизируют эмпирические явления в соответствии с ними таким образом, чтобы обеспечить предметную специализацию в физике и подробное понимание, которое сопровождает ее, что способствует новым видениям, новым практикам и тому, что называется « ростом знания ». . Даже если кто-то утверждает, что это реалистическое понимание — что существует правильный способ сортировки законов вместе по отдельным категориям (как некоторые считают, что это точка зрения Дюгема , сноска 8, ) — как и в случае с общей картиной, когда мы формулируем законы таким образом сформулированные законы могут быть менее эмпирически адекватными, чем когда их можно было сформулировать именно так, чтобы получить точные эмпирические феномены.

    Узоры

    Иногда говорят, что теория дает понимание, открывая закономерности в природе. С этой точки зрения, по словам Филипа Китчера (1989), «понимание явлений — это не просто вопрос уменьшения« фундаментальных непонятностей », но и видение связей, общих закономерностей в том, что изначально казалось разными ситуациями». (стр. 81–82) Часто эти паттерны воспринимаются как реальные: есть факт о том, какие паттерны существуют и на что они похожи. Footnote 9 В данном случае предоставленное понимание является реалистичным.

    Тем не менее, когда теория обеспечивает понимание, правильно показывая закономерности в мире, точно так же, как когда она обеспечивает понимание, уменьшая количество независимых переменных, или показывая общую картину, или помещая законы в правильные категории, она вполне может быть менее эмпирической. адекватно, чем теория, которая стремится только к эмпирической адекватности без внимания к тому, чтобы сделать модели видимыми.Причина во всех этих случаях может быть одинаковой. Как и в случае с «удачной ложью» Элгина, часто лучший способ выявить сходства и различия или показать общие закономерности или то, как вещи сочетаются друг с другом, — это использовать среднее представление, или размытие, или идеализацию реальных вещей, которые не являются верен любому из них. Это широко признается, когда мы рассматриваем деревья как лес, когда ясно, что, рассматривая их как лес, мы теряем и искажаем множество эмпирических деталей.Точно так же мы можем видеть и ценить узор, даже если каждый отдельный предмет не совсем точно представлен и по-разному отходит от него. И видеть вместе вещи, которые очень похожи, — это способ их понимания, который никоим образом не зависит ни от истины, ни от эмпирической адекватности объединяющего их проводника.

    Контрфактическое понимание

    Часто есть понимание мира, которое можно получить от транспортных средств не из-за их близости к истине или эмпирической адекватности — поэтому транспортные средства не обязательно должны быть отдаленно истинными или эмпирически адекватными.Один из видов понимания, который соответствует этому закону, — это контрфактическое понимание : понимание, которое приходит из способности видеть контрфактические возможности. (См. Lipton (2009) для довольно подробного описания такого понимания.) Мы рассмотрим три различных типа контрфактического понимания.

    Понимание с помощью транспортных средств, которые предоставляют простые вымышленные модели

    Один из способов обеспечить контрфактическое понимание — построить простые вымышленные, часто очень схематичные миры, часто описываемые в очень абстрактных терминах или, если используется более конкретная терминология, описания предназначены для того, чтобы нести немного от их обычного содержания.

    Рассмотрим модель автомобильного рынка Акерлофа (1970). Модель изображает абстрактно описанную причину — асимметричную информацию — и конкретный, но тонко охарактеризованный эффект: большую разницу в цене между новыми и подержанными автомобилями. В модели асимметричная информация представлена ​​продавцом автомобиля, имеющим много релевантной информации о его состоянии; покупатель, мало. В результате цена, которую рациональный покупатель предложит за подержанный автомобиль, зависит от среднего качества подержанных автомобилей на рынке; цена, которую примет продавец, зависит от качества конкретного автомобиля.Следовательно, никто не будет продавать подержанный автомобиль, качество которого выше, чем в среднем среди подержанных автомобилей. Рациональные покупатели, зная об этом, еще больше снизят цену, которую они предлагают, что заставит продавцов отказываться от еще большего количества автомобилей и так далее. В конечном итоге рынок рушится, и подержанные автомобили не выставляются на продажу.

    Это, конечно, плохой прогноз о продаже подержанных автомобилей в реальном мире. Поскольку мы думаем, что различие в знаниях об автомобилях работает в реальных случаях, как и в модели, но результаты разные, потому что модель игнорирует другие действующие причины (например,g., забота продавцов подержанных автомобилей о своей репутации), мы могли бы отнести этот пример к категории частичного реалистического понимания. Есть несколько причин, чтобы поместить его здесь. Во-первых, это дает нам контрфактическое понимание того, влияет ли асимметричная информация на продажи автомобилей в мире, где нет других причин, и как. Идея состоит в том, что , если бы мы жили в мире, где асимметричная информация была единственной причиной, тогда рынок подержанных автомобилей рухнул бы.Это дает нам не только (реалистическое) понимание этого альтернативного мира, но также (контрфактическое) понимание нашего мира . Например, с учетом этой модели правительство могло бы успешно внедрить очень строгий закон о полном раскрытии информации для продавцов автомобилей, который устраняет асимметричную информацию. Тогда модель Акерлофа дала бы нам очень хорошее контрфактическое понимание того, почему этот автомобильный рынок работает так хорошо, даже несмотря на то, что он не описывает какой-либо существующий на нем механизм — этот конкретный рынок работает хорошо отчасти потому, что правительство исключило возможность для продавцов иметь лучшая информация о своих автомобилях, чем покупатели.Стремление к эмпирической адекватности помешало бы модели проиллюстрировать эту возможность.

    Вторая причина заключается в том, что модель используется не в первую очередь для понимания автомобильных рынков, а, скорее, для понимания того, что происходит, или может произойти, или не произойдет в огромном множестве совершенно разных ситуаций, от ценообразования на активы до подписания Великой хартии вольностей. . Это контрастирует с обычными примерами идеализации Галилея; например, модель движения тел , когда действует одна только сила тяжести, обычно используется, чтобы помочь нам понять движения реального мира .Но модель Акерлофа о том, что могло бы случиться с автомобильным рынком, если бы различия в знаниях об особенностях автомобилей и беспрепятственной истории работы, должна помочь нам понять, почему была подписана Великая хартия вольностей.

    Независимо от того, где должно быть каталогизировано понимание, предоставляемое этими моделями, должно быть ясно, что такие модели, как эта, не улучшатся в обеспечении такого понимания просто за счет повышения их эмпирической адекватности, и по большей части они, вероятно, станут хуже. на него.

    Еще одним примером модели, которая может рассматриваться как дающая противоположное понимание, является модель шахматной доски экономиста Томаса Шеллинга (1978), которая рассказывает о расовой сегрегации. Легко увидеть, как районы будут разделены по расовому признаку, если люди будут иметь сильные дискриминационные предпочтения. Но этот простой сценарий не дает нам понять, как люди могут быть разделены, если они предпочитают смешанные районы. Чтобы понять это, Шеллинг распределяет центы на шахматной доске.Монеты перемещаются в новые места, где их меньше численно, в зависимости от того, сколько их соседей имеют тот же номинал. Шеллинг обнаружил, что даже когда монеты не перемещаются, если только 2/3 или более их соседей не отличаются, в конечном итоге монеты группируются в кварталы одного достоинства.

    Эта модель рассказывает о монетах на шахматной доске и предсказывает, как их местоположения будут сгруппированы. Он не делает никаких эмпирических предсказаний относительно людей и сегрегации. То, что он делает, гораздо более тонкое и интересное.Он имеет дело с возможной ситуацией. Как отмечает Айдинонат Эмрах (2007), модель построена для того, чтобы дать представление о том, как определенные индивидуальные механизмы, которые могут проявлять реальные люди (т. Е. Индивидуальные тенденции избегать статуса меньшинства) могут взаимодействовать при определенных условиях, вызывая сегрегацию. Но описания в модели не для этого.

    Не впадаем ли мы в релятивизм? Может ли какая-либо старая модель, строящая воображаемый мир, дать нам контрфактическое понимание некоторых аспектов реального мира? Нет: модель Шеллинга делает правдоподобную гипотезу о том, что сегрегация может быть непреднамеренным следствием даже умеренных дискриминационных предпочтений — и это основано на нашем знакомстве с настоящими людьми и их предпочтениями.Таким образом, он согласуется с нашим реальным миром в ключевых аспектах, таких как его предположения о людях.

    Модель Шеллинга не говорит нам о том, что умеренные дискриминационные предпочтения или приводят к большой сегрегации, но она открывает наши умы для ранее невообразимой возможности — кто бы мог подумать, что такие умеренные расовые предпочтения могут привести к полной сегрегации . мир, очень похожий на наш? Итак, вот случай знаменитой модели в экономике, известной тем, что она дает понимание расовой сегрегации и то, что мы называем ее «контрфактическим пониманием», — где эмпирическая адекватность просто не фигурирует.Модель эмпирически бесплодна по отношению к проблемам, которые она дает понять, и не делает никаких прогнозов относительно них.

    Понимание с помощью транспортных средств, которые демонстрируют невозможное, обнаруженное «неудачными» идеями из прошлого

    Рассмотрим снова модель Резерфорда. В дополнение к реалистическому пониманию это дает нам еще и контрфактическое понимание. Благодаря эмпирически неверному предсказанию движения электрона внутрь по спирали, он показывает, что атом не может быть : он иллюстрирует физическую невозможность.В то время как модель была предложена Резерфордом в надежде дать реалистам понимание понимания с тех пор, сегодня мы можем использовать ее для получения контрфактического понимания: , если электронов вращались вокруг ядра, как утверждает модель, тогда материя не могла бы не существовать. не существует в том виде, в каком мы его знаем.

    Мы еще раз хотели бы подчеркнуть, что это играет особенно важную роль в преподавании естественных наук. Модель Резерфорда была важным шагом в эволюции представлений об атомной структуре в истории науки, как и в развитии идей об этом явлении у изучающих естественные науки.На жаргоне Куна, в парадигме Резерфорда — с учетом результатов его эксперимента с золотой фольгой — модель казалась очень правдоподобной. Итак, прежде чем познакомиться с идеей потери энергии ускоренной заряженной частицей, изучающие естественные науки, вероятно, оценят модель Резерфорда. Как только они познакомятся с этой противоречивой идеей спиралевидного электрона, они смогут понять, почему атом просто не может быть таким, каким его думал Резерфорд. Аналогичные аргументы можно привести в отношении понимания других «неудавшихся» идей, таких как светоносный эфир, гелиоцентрическая модель солнечной системы и так далее.Понимание, которое мы здесь достигаем, кажется особенно важным, когда мы смотрим на изучение науки как на исследование эволюции научных идей. И стоит отметить, что понимание здесь напрямую зависит от от эмпирической несоответствия!

    Понимание с помощью средств, которые предоставляют правдоподобные объяснительные истории

    Эмпирически неадекватные правдоподобные объяснительные истории могут дать нам понимание, показывая, как вещи могут быть согласованы с фактами, на которых мы настаиваем, такими как общепринятые теории.Рассмотрим модель сумки MIT. Он описывает адроны (частицы, такие как протоны и нейтроны) как «мешки», в которых (два или три) кварка пространственно заключены под действием внешнего давления. При этом учитывается тот факт, что кварки никогда не находили изолированно, и поэтому считается, что они пространственно ограничены. С помощью граничных условий и подходящих приближений единственный параметр модели (давление в мешке) может быть скорректирован для соответствия адронным наблюдаемым (например, массе и заряду). Стивен Хартманн (1999, 336) замечает, что предсказания модели лишь очень скромно согласуются с эмпирическими данными.По нормальным эмпирическим стандартам модель плохо себя чувствует. Действительно ли кварки ограничены способом, описанным в модели? Мы не знаем — и если эмпирическая адекватность является руководством к истине, то, скорее всего, нет.

    Хартманн спрашивает, почему физики принимают эту модель, несмотря на ее эмпирические недостатки. Его ответ заключается в том, что это дает «правдоподобную историю», благодаря которой мы расширяем наше понимание. Модель сумки — это «повествование, основанное на формализме теории»; это согласуется с теорией; и, что важно, он дает правдоподобную, интуитивно понятную и визуализированную картину адрона как кварков, заключенных в мешок.Здесь мы также получаем модальное понимание. На вопрос «Как кварки могут быть ограничены в пространстве?» Эта модель отвечает: «Возможно, как если бы они были в сумке». Ответ хорош, потому что он легко визуализируется и потому, что он иллюстрирует возможность удержания кварков.

    Обычно говорят, что модель сама по себе понятна, но она не дает понимания цели, если она не является эмпирически адекватной ей в разумных пределах — мы понимаем модель, но не цель.Нет, утверждает Хартманн: «Качественная история, которая устанавливает объяснительную связь между фундаментальной теорией и моделью, играет важную роль в принятии модели» (1999, 15). Это потому, что модель дает историю, которая относится к известным механизмам квантовой хромодинамики, теории, лежащей в основе этой области. Footnote 10 Ни одна старая модель, которая визуализируется и интуитивно правдоподобна, не справится с этой задачей: хотя эмпирически неадекватна, модель сумки согласуется со многими вещами, о которых говорит теория.Для реалистов и эмпириков может быть очень плохо, что эта модель не является эмпирически адекватной, но теоретически мало причин, по которым кварки не могут быть ограничены таким образом. Здесь снова представлена ​​модель, показывающая как теоретически, так и интуитивно правдоподобную возможность.

    Прагматическое понимание

    Последний вид понимания в нашем каталоге, описанный де Регтом (2014), исходит из использования теории или модели для практического использования и манипуляции, что близко совпадает с другой целью науки, которую мы обсуждаем в этой статье. бумага — управление миром.Существует понимание мира через средство, которое помогает нам манипулировать им и контролировать его — назовите это прагматическое понимание . Де Регт связывает понимание с понятностью теории. Разборчивость в этом случае является прагматичной и контекстной. Он заключается в знании того, как использовать теорию для предсказания и манипулирования / контроля, поэтому понимание для него — это навык.

    Как упоминалось ранее, де Регт выдвигает аргументы, аналогичные аргументам Элгина: он критикует и отвергает реалистический тезис о понимании.Затем он показывает, как, пытаясь предсказать и контролировать (части) мира, мы используем модели и теории, которые считаются ложными. «Можно ли использовать теории или модели для понимания явлений, не зависит от того, являются ли они точными представлениями реальности, лежащей в основе этих явлений» (2014, 16), утверждает он. (Он приводит множество примеров ложных теорий, используемых для манипуляций и предсказаний в конкретной предметной области, таких как механика Ньютона.) Мы добавляем, что это не зависит от того, адекватны ли они эмпирически. Хотя де Регт не особо много говорит об эмпирической адекватности теорий и моделей для понимания, аргументы, которые он приводит против требования, чтобы средство понимания было истинным, применимы и к требованию, чтобы оно было эмпирически адекватным. Мы не будем больше говорить об этом здесь, потому что мы продолжим эту линию о моделях и теориях для использования и манипулирования в следующем разделе.

    Объединение также может дать своего рода прагматическое понимание. Как отмечает Мэри Морган (2010) в своей работе о перемещении фактов и методов из одной области в другую, может быть чрезвычайно полезно увидеть, что законы, сгруппированные под одним и тем же объединяющим требованием, во многом схожи.Он позволяет нам использовать аналогичные методы исследования, стратегии моделирования, методы аппроксимации и т. Д. И предлагает аналогичные прогнозы для поиска от одной области к другой. Это предлагает новые концепции, новые теории и новые методы; он помогает нам продвигать наши науки как на теоретическом, так и на практическом уровне.

    Обратите внимание, что, как и в случае с реалистическим объединяющим пониманием, объединяющая теория может обеспечить прагматическое понимание, уменьшая при этом эмпирическую адекватность. Когда дело доходит до техник заимствования, поиска предсказаний в одной области, аналогичных уже установленным в другой, и т.п., важны аналогии между объединенными подтеориями, а не эмпирическая адекватность объединяющей теории.Объединение может быть существенно менее эмпирически адекватным, чем объединяемые.

    Перейти к основному содержанию Поиск